6-й день. 28.07.2012
Чаек – Каирма – Карачий – Тюгельсай – Багыш – река Чиль – перевал Чильбель (3267 м) – южный берег озера Сонкёль (3014м). 70 км (30 асфальт)

Утро 6-го дня. Прощание с хозяевами гостевого дома. Утро 6-го дня. Прощание с хозяевами гостевого дома.
Чаек. Гостевой дом. Чаек. Гостевой дом.
Выезд из пос. Чаек Выезд из пос. Чаек
Кладбище на фоне пос. Чаек Кладбище на фоне пос. Чаек
Утром разобрали заряженные за ночь аккумуляторы, вкусно позавтракали, собрали вещи и попрощались с хозяевами.
Сразу пошел набор высоты.
 Проезжаем один поселок за другим. Небольшие расстояния между ними застроены кладбищами. В каждом поселке новые мечети, построенные на деньги Саудовской Аравии.
Позади 30 километров асфальта. Проезжаем Тюгельсай, в Багыше  сворачиваем с дороги вправо и по проселочной дороге выезжаем в степь. Набор высоты усиливается. Едем медленно, полной грудью вдыхая раскаленный на солнце воздух. На одном из поворотов нас обгоняет около десятка легковых машин. Сегодня мы с ними еще встретимся.

После небольшого спуска к реке Чиль начинается подъем в перевал. Пока еще без явного серпантина и крутых подъемов. Из проезжающего мимо минивена высовывается мужчина, предлагает помощь и приглашает нас на ужин. Наверху, разумеется.
 За полдень, время обеда.
От солнца спрятаться негде, и облака, ненадолго закрывшие нас от палящего солнца, встречаются стонами удовольствия. Лежа на спине, я смотрю в небо. Прямо надо мной облако, вращаясь, съеживается, превращается в маленькую точку и исчезает без следа. Рядом такая же маленькая точка быстро вырастает в большое пушистое облако. Белые одеяла, расползаясь и съеживаясь, разносятся ветром в разные стороны. Тень от последнего облака ползет вперед по дороге. Привал закончен. Мы седлаем велосипеды и устремляемся вперед, пытаясь не отставать от убегающей вперед тени.
Остановка у передвижной пасеки. Общаемся, угощаемся нереально вкусным медом. Леха примеряет защитную маску от пчел. Едем дальше.

Я отстаю. Как только парни скрываются за поворотом, ехать становится невыносимо тяжело. Хочется слезть и идти пешком. Пересиливаю себя.
Поравнявшись с поджидающими меня ребятами, останавливаюсь. Андреич тут же садится в седло и уезжает. За ним Леха. Через пару витков перевала история повторяется – парни снова уезжают вперед. Вскоре они скрываются из виду. Начинаю злиться. Идем вместе с Михой, пешком, тяжело толкая груженые велосипеды.
Несмотря на то, что перевал Чильбель оказался отнюдь не самым сложным, мне он дался труднее всего. Медленно шагая вверх и тяжело дыша, я из всех сил старался гнать прочь слабовольные мысли. Получалось плохо.
Прошла пара часов. Андреич с Лехой так и не показались впереди, несмотря на договор не терять друг друга из виду. Злость помогла мне собраться с силами и вместе с Михой выползти на вершину перевала.

Наверху, на высоте 3267м., увидев отдыхающих беглецов, я взорвался. Дальше ехали молча. От нехороших мыслей нас отвлекал  вид огромного озера, к которому предстояло подъехать, сбросив около трехсот метров высоты.

Южный берег Озера Сонкель Южный берег Озера Сонкель
Фото с Асланом Фото с Асланом
Сонкель Сонкель
Озеро Сонкёль расположено между хребтами Сонкёльтау и Молдотау на высоте 3016 метров. Длина озера 28 километров, ширина 16 км, максимальная глубина до 20 метров. В пресной воде озера обитает около 10 видов рыб, из которых сиг и пелядь особо любимы местными чабанами-рыбаками. Ловят рыбу сетями с лодок.

Уже в сумерках, около одной из юрт, невдалеке от заболоченного южного берега мы наконец остановились. Хозяевами юрты нам был обещан рыбный ужин.

Невдалеке от нас возле другой юрты, побогаче, проводились состязания всадников, там же скопились все встретившиеся нам сегодня машины. Пока ставили палатки, верхом на коне подъехал паренек лет десяти. Аслан, так звали паренька, хорошо говорит по русски. Следом подошли трое мужчин. Одним из них оказался тот самый, что приглашал нас на ужин. Увидев нас, он очень обрадовался, представился Аликом и повторил свое приглашение, уточнив, что отказ не принимается.

Так мы оказались на семейном празднике, собравшем со всей Киргизии на берегу озера Сонкёль всех членов большой семьи. В огромной юрте нас тут же усадили за большой стол, заставленный едой. Такого гостеприимства я никогда не встречал.

В полумраке юрты, уплетая за обе щеки разные вкусности, опустошая пиалы с чаем, и не только с чаем, мы не заметили, как наши с парнями обиды друг на друга растаяли как облака в небе. Было так уютно, как не всегда бывает даже дома. Хозяева неожиданно поздравили меня с днем рождения,- видать Леха проговорился. Потом были тосты за Советский Союз и просто приятная беседа. Старик во главе столы, хозяин, старший в семье вместо тоста прочел стихотворение на немецком. Оказывается, он много лет работал учителем немецкого, написал несколько книг.

На стол подали мясо, откушав которого и поблагодарив хозяев за гостеприимство, мы вышли под звездное небо. Поборов в себе ощущение сытости, помня об обещании придти на ужин в первую нашу юрту, мы побрели по кочкам в ее направлении.

В тусклом свете убранство небольшой юрты выглядело небогато, да и хозяева одеты проще и беднее. Забыв про сытость, мы с аппетитом смели по тарелке жареной пеляди, откушали чаю. Накрыв рукой протянутые сомы хозяйка сказала - «Еще надо». Добавили еще, поблагодарили и вышли в ночь. В темноте к палаткам вышли не сразу.

Забравшись с головой в холодные спальники, все быстро уснули.

Уже после похода при подсчете градиента перевала Чильбель мы были удивлены цифрам. Градиент составил 20 процентов.

(N 41° 52’16.06 E 75°01’10.70)

Антон и Михаил! Очень интересен Ваш тур по Киргизии. Я занимаюсь исследованиями названий на карте.
Река Болгарт была у меня в обойме, но фотография есть только из космоса. Разрешите использовать Вашу фотографию, может когда - нибудь вставлю. в книгу со ссылкой на Вас. Я реконструирую на карте маршруты миграций древних народов. Может для Вас будет интересным пройти путями наших предков. Связь лучше по мейлу.
Владимир К.
Guest18.05.13, 00:11
Спасибо большое!!!
Да, полностью согласна с Guest. Тоже с сетрой читали как увлекательный роман. Тем более, что Киргизия наша Родина. Даже кусочек родной Быстровки на фото у ребят увидели ))) Сейчас даже не верится, что там прошло наше детство. Живем уже больше 20-ти лет в России. Киргизию видели и знаем достаточно хорошо, но вот рассказ от велотуристов прочитали впервые, с большим интересом. Спасибо! Думаю, что будем еще ни раз перечитывать.
Guest02.01.13, 18:48
Ударим велопробегом по бездорожью!
Читал как многосерийный увлекательный роман,хорошие ребята!Честь Вам и хвала!Спасибо за подробный рассказ!Азиаты радушный и гостеприимный народ,но как правило в основном в старом патриархате который теплится еще в глубинке ,вдали от цивилизации