Киргизия – страна не использованных возможностей и сохраненных традиций. В совокупности с бесконечными просторами, высокими горами, кристально чистыми реками и озерами – факторы, привлекающие сюда многочисленную армию туристов. Последние выбирают конный или пеший вид передвижения, иные группы механизируют свои колонны внедорожниками или мотоциклами. Наш поход состоялся на велосипедах. Но я вынужден рассказать всю правду об этом регионе, ибо за действительной красотой и величием гор скрывается огромная работа по подготовке к путешествию. Иначе отдых может стать, как минимум, большой неприятностью или опасной затеей.
Нитка маршрута
Бишкек - Кегети - река Каракол - Кожомкул - Чаек - озеро Сонгкёль - гора Калмак-Ашуу - Сары-Булак - гора Тосор - озеро Иссык-Куль - Балыкчы
 
Подготовка

Театр начинается с вешалки. Это все знают. А то, что поход в горы начинается с простого принятия решения, наверное, знают только опытные походники. Мол, хочу туда, и всё. Всё остальное – дело техники. Вот только «техника» у всех разная и зависит от опыта. Одному человеку опыта хватает, что бы без опозданий доехать на велосипеде от дома до работы. А другому опыт подсказал, сколько продуктов нужно взять на группу из семерых человек на пять-шесть дней автономного передвижения по горам, сколько времени потребуется участникам для подъема с полным снаряжением с высоты 800 метров до уровня 3800 метров с учетом физиологических факторов, характера дорожного покрытия и атмосферных особенностей.
Так вот, ещё задолго до мероприятия Андрей Баклашов

Андрей2
Руководитель похода, навигатор,
фото/видео-оператор, повар.
задумал велосипедный поход по горам Киргизии. А идея заключалась в том, что бы пройти сложный маршрут без каких-либо серьезных затруднений. Ведь участникам предстояло не просто ехать на велосипедах, но и по несколько суток обходиться без магазинов, электросети и возможности связи с внешним миром. Группа вооружилась рациями, палатками и самым необходимым, что бы штурмовать высокогорные перевалы под дождем, градом, палящим солнцем и ураганным ветром, пересекая бурные горные речки с ледяной водой и ежедневно поднимаясь на тысячи метров выше и выше. Андрей, будучи большим специалистом в подобных мероприятиях, умело разложил всё по полочкам - распределил обязанности между участниками, обозначил острые моменты, связанные с посещением высокогорных участков, провел опрос на предмет снаряжения и запасных частей, проконтролировал систему питания во время похода, рассчитал дневные пробеги относительно суммарного набора высоты, определил места стоянок, днёвок и возможности закупок продуктов. Всё это я упомянул поверхностно, в то время как на обсуждение каждого вопроса иногда уходили недели.
Самое трудное - это спрогнозировать количество и вероятность поломок. Одно дело, когда плохо работает переключатель или начали свистеть тормоза, тут можно обойтись "косметическим" ремонтом. А если порвалось несколько спиц? А если треснула конструкция багажника? И сколько раз во время спусков с перевалов возможны проколы или разрывы покрышек? Вопросов много, но если перестраховываться по каждому и брать полный арсенал запасных частей, укомплектовываться инструментарием и в разы превышать необходимое количество ремнаборов, то и вес снаряжения будет таким, что в горах станет якорем для группы. Ниже приведу перечень инструментов и запчастей, которыми была укомплектована общая велоаптечка и в которую не входили индивидуальные комплекты (камеры, петухи и пр.):

1. Покрышки 3шт.
2. Заплатки к покрышкам
3. Смазка цепи
4. Съемник кассеты
5. Разводной ключ
6. Напильник
7. Поксипол
8. Хомуты метал.

9. Хомуты пласт.
10. Насос вилочный
11. Ключ конусный
12. Ключ 8-10
13. Ключ 17 2шт.
14. Выжимка цепи
15. Лента ремонтная
16. Смазка

17. Эксцентрик задний - 2 шт.
18. Эксценрик перед - 2 шт.
19. Тросики переключ 4шт.
20. тросики торм 2 шт.
21. Кусачки
22. Ножовка по мет
23. Сверла на 3-5
24. проволока


В личные комплекты входили: спицы; камеры; рем.набор камер; петух 2шт.; замок цепи; тормозные колодки 2пары; болты по паре штук подсидельных и для башажника; мультитул; насос; вставки в калиперы и вилку (для транспортировки в самолете).
Когда все подготовительные мероприятия были закончены, настала очередь самой поездки.


Всё выше, и выше, и выше...

Так пелось в песне о летчиках. В нашем походе ощущения лучше всего передавались словами Владимира Семеновича Высоцкого:

Здесь вам не равнина - здесь климат иной.
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад.
И можно свернуть, обрыв обогнуть,-
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.

Конечно, у нас не было лавин, и не было камнепадов. Но горы были самые настоящие с их непредсказуемостью, коварством и капризами. И когда хорошо укатанная грунтовка переходила в скверную каменистую ленту, упорно поднимающуюся вверх под всё большим и большим градиентом, а недостаток кислорода заставлял всё чаще и чаще останавливаться, - в голове снова прокатывалось:

Нет алых роз и траурных лент,
И не похож на монумент
Тот камень, что покой тебе подарил.
Как Вечным огнем, сверкает днем
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.

IMG_4024
Королева бензоколонки - Татьяна.
Медик, завхоз, казначей.

И тогда в силу вступает основное качество дружного и слаженного коллектива - помощь и взаимовыручка. Потому, что к той цели, которую поставили перед собой каждый из участников, прилагалась сложная, но посильная общая задача - дойти всем вместе до финиша здоровыми, бодрыми и в срок.
Надзор за физическим состоянием участников группы осуществляла Татьяна. Она же подготовила сублимированное мясо для похода, укомплектовала медицинскую аптечку и выполняла функции медика в походе. По утрам Таня строго контролировала прием витаминов и глюкозы, а перед восхождением - препараты от горной болезни. Татьяна так же первой пробовала "на зуб" состояние каменистых спусков, отчего её колени постепенно покрывались ушибами и ссадинами. С последними она триумфально справлялась с помощью перекиси и зелёнки. Себя не жалела, зато другим ездокам повторять её подвиги уже не хотелось.
Слова великого барда как нельзя точно передают эту атмосферу:

Кто здесь не бывал, кто не рисковал -
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.
Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
Отвесные стены - а ну, не зевай!
Ты здесь на везение не уповай.
В горах ненадежны ни камень, ни лед, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк,
И молимся, чтобы страховка не подвела.

Вкусняшки горняшки.

Это забавное словосочетание складывается из отдельных сленговых слов. Определение "горняшки" я затрагивал в предыдущем параграфе, но в этом хочу представить его не как болезнь, а как непримиримую тягу спортивного тела, жаждущего полёта души посредством здорового духа. Ну, а "вкусняшки", они и в Африке вкусняшки, если рассматривать их не с кулинарной точки зрения, а со стороны великолепия и грации окружающего мира, в который попадаешь после длительного 4х-часового перелета на самолете.
Представьте себе наклонный мир, градусов эдак на 5. Это плато, на котором расположен город Бишкек. Наша группа едет на велосипедах с небольшим набором высоты, так, что этого почти не ощущается. Справа вдалеке параллельно нас сопровождают средней величины горные выступы, образуя как бы монотонный длинный коридор. Слева  боковым зрением мы понимаем, что равнина вовсе не горизонтальная, а скорее нисходящая на сотню километров до другого края невысоких горных уступов. Наверное, так работает вестибулярный аппарат человека. Хотя встроенный высотомер навигатора это положение вещей подтверждает снова и снова.
Высота около 900 метров над уровнем моря, палящее солнце внезапно сменяется облаками и порывами ветра доносятся первые капли дождя. Хорошо, что незадолго до этого мы нашли укромное место и остановились на обеденный перекус. Пока пили чай с печенюшками погода вернулась обратно к солнечной и радужной. Проехав ещё несколько километров, мы повернули направо. Теперь амфитеатр горного архипелага повернулся к нам фронтом и нам оставалось только ехать выше и выше.
До места стоянки получилось накрутить около 80 километров. А высота здесь была уже 1600 метров. Быстро поставили палатки, Андрей занялся приготовлением каши, Другой Андрей просматривал состояние велосипедов после первого дня похода, а остальные фотографировали, занимались вечерним туалетом или купались в горной речке.

IMG_4025
Вперед! Горы ждут.

IMG_4039
Дорога в ущелье.

IMG_4045
Мастер-класс приготовления каши на горелке.

IMG_4044
Механик за работой.

IMG_4047
Первая стоянка.

Наш проводник и организатор предусмотрел важную составляющую путешествия по горам - способность человеческого организма адаптироваться к увеличению высоты. Поэтому второй день мы так же плавно набирали метр за метром в течении дня, пока к вечеру не достигли отметки 3300 метров над уровнем моря. И хотя уже шли вторые сутки постепенного восхождения, некоторые признаки "горняшки" упорно заявляли о своём существовании. Например, сон вторую ночь подряд ко мне так и не приходил. Но я списывал это на усталость от борьбы с каменистыми дорогами и постоянным подъемом в горы.

IMG_4051
Всё реже встречаются жилые постройки.

IMG_4057
Остаются только камни, речки и путь вверх.

IMG_4075
Рассвет в горах.

IMG_4083
Завтрак на траве.


Комментарии
Каша вкусная была на горелке? :) 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4
Опубликовал Дмитрий Соловьев