10 декабря 2011 8:04.

Мне безумно захотелось попробовать зимний сплав по горной реке. Сама по себе затея для простого обывателя кажется абсолютно безумной, тем более учитывая, что наша команда состоит из трех человек включая инструктора!) И все же..
..я уже сижу на автовокзале в Ставрополе, билеты до Майкопа куплены. Я как всегда рано пришел и теперь жду самую прекрасную девушку на Земле, которую совершенно непонятным мне образом я смог уговорить на сплав зимой. Хотя какая там зима – в Ставрополе +5
Автобус на Майкоп отправляется в 8:40 останавливаясь по дороге в Армавире и Лабинске, ну и на посту на границе Ставропольского и Краснодарского краев (для проверки паспортов).

Спустя пять с половиной часов и около 250 км автобусной тряски мы прибыли в первый пункт назначения - Майкоп - столицу республики Адыгея (население 154,8 тыс. человек, 69,8% русские, 19,1% адыги). Все автобусы, прибывающие из соседних регионов, останавливаются на автовокзале, который вплотную прилегает к железнодорожному вокзалу (что довольно удобно). Однако внутренние рейсы идут от автостанции («Автокассы») расположенной на центральном рынке Майкопа. Автовокзал и автостанция расположены примерно в 20 минутах ходьбы друг от друга или 5 минутах езды на маршрутке (9 или 27).

Далее наш путь лежал в Гузерипль – один из самых дальних поселков Адыгеи, бывший рабочий поселок лесорубов, а ныне один из местных туристических центров. Расположен примерно в 76 км от столицы Адыгеи или около 2,5 часов в дороге на автобусе.

14:00, до автобуса на Гузерипль еще целых 2 часа, поэтому мы решили немного прогуляться по местному рынку.
Как и Майкоп Гузерипль расположен на берегу реки Белая, которая собственно и является целью нашего путешествия. И вот на ней я остановлюсь подробней.
Адыгейское название реки – Шьыхьгуаше, что в переводе означает покровитель оленей. Белая является левым притоком Кубани (впадает в Краснодарское водохранилище). Протяженность 265 км. Водосборный бассейн реки занимает площадь 5990 кв. км. Белая берет начало у вершин Фишт и Оштен (относящихся к Главному или Водораздельному хребту Большого Кавказа).
Фишт
В местах, где русло реки проходит через прочные горные породы (например, гранит), оно превращается в каньон с глубокими отвесными склонами. В менее устойчивых глинистых породах долина реки сильно расширена и несет ряд террас. В таких «расширениях» располагаются поселки Гузерипль, Хамышки, станица Даховская, поселок Каменномостский – это самый живописный участок реки.
В местах сужений ширина русла достигает 3-5 метров, берега становятся совершенно отвесными, скорость течения увеличивается. В таких местах образуются сложные пороги. Примером такого сужения может служить гранитный каньон «Блокгауз» между селом Хамышки и станицей Даховская, вызывающий неописуемый восторг у туристов. Зажатая крутыми отвесными стенами, река Белая, здесь мечется на дне глубокого каньона. И только через четыре километра русло расширяется и река успокаивается.
125192
Подъезжая к гранитному ущелью, вы еще издали можете увидеть загадочные остроконечные скалы, поднимающиеся над лесом. Называют их по-разному: Три Креста, Трезубец. Это вершины Даховского гранитного массива. Они как бы охраняют вход в ущелье с юга. Ниже Трезубца в 50 метрах находится самое узкое место реки в гранитном ущелье, где ширина русла не превышает трех метров. Стиснутый скалами, могучий поток, преодолевая пороги, несется с бешеной скоростью.
Ниже станицы Даховской, перед поселком Каменномостским, в реку Белую слева открывается каньон ручья Большой Руфабго. Этот ручей, пересекая разнородные по твердости и условиям залегания горные породы, то расширяется, то сужается и образует на своем пути до десятка водопадов.
Руфабго
У посёлка Каменномостский к самому берегу с двух сторон подступают отвесные скалы. В этом месте начинается Хаджохский каньон или по-другому Хаджохская теснина или «Шум». Здесь река Белая течет в самой узкой своей части, промытой в верхнеюрских известняках. Высота отвесных берегов 35-40 метров, а ширина русла местами достигает 5-6 метров. С большой скоростью вода прорывается сквозь промоины в известняках.
Хаджох
На Хаджохской теснине, пожалуй, закончим наше лирическое отступление, ибо наш путь к 19:00 вместе с автобусом плавно подошел (а вернее подкатился) к поселку Гузерипль. В поселок мы попали уже затемно и местные достопримечательности, к сожалению, толком не рассмотрели. Но зато - О чудо! – что мы увидим! Что происходит с луной?!  Неужели?! Да именно! Лунное затмение! Очень красивое зрелище, тем более, если наблюдаешь его в горах, где все звезды кажутся на миллионы световых лет ближе!
Затмение
…несмотря на затмение, гостиницу нашли без труда, находилась она буквально в двух шагах от базы для рафтинга. Гостиница замечательная, хозяин очень доброжелательный человек. У них были проблемы с отоплением, и нам любезно был предоставлен маленький, но мощный электрообогреватель. В 2 ночи затопили, и к утру в номере с включенным обогревателем был просто «Ташкент».

11 декабря 2011 около 9:00.

Легкий завтрак. Сплав в 11:00. Заранее собрали все вещи. Начало маршрута сплава буквально сразу за забором гостиницы)
Протяженность маршрута около 8 км. Маршрут содержит водные препятствия 2-3 категории сложности (..как потом объяснил Виталий – наш инструктор). Часть маршрута проходила в небольших скальных каньонах высотой до 10 метров. Сплавлялись около 1,5 часа. Зимой вода на Белой очень спокойная (относительно, конечно же).
Уровень ее на 2-3 метра ниже уровня весной, да и скорость течения в разы меньше. Поэтому тот же маршрут проходится весной уже за 20-30 минут, соответственно и адреналина в кровь выделяется раза в 3 больше.
Ну а мы никуда и не спешим, так как это наше первое знакомство с рафтингом. За время сплава отлично пообщались с Виталием, узнали больше о рафтинге и водном туризме, расспросили о местных достопримечательностях, где палатку поставить летом, где прогуляться, что посмотреть.
DSC_0128 копия
И уже приехав в Ставрополь, я почитал в интернете описания пройденного нами участка реки:
«участок от Гузерипля до моста за устьем правого притока, р.Киши, длиной около 10-ти км. наиболее популярен среди туристов-водников. Здесь проводятся ежегодные соревнования “Интерралли-Белая”. На участке расположены пороги: “Театральный” (3-4 к.с.), Топорики (4-5 к.с.), “Топоры” (5-6 к.с.) и два порога “Киши-1” и “Киши-2” (5-6 к.с.). Причем если первые два порога служат больше для раскатки, то “Топоры” и, особенно, “Киши -1”и “Киши-2”, представляющие собой скорее один порог, это сложные препятствия, прохождение которых по большой воде представляет реальную угрозу для жизни, мемориальные таблички по берегам печально повествуют об этом»
«Наверное, хорошо, что мы по малой воде сплавлялись» - подумал я, прочитав это :)
Так же к слову хотелось бы особо отметить согревающую способность выданных нам гидрокостюмов J – выходя из лодки, я был весь мокрый, но не от того, что промок до нитки, а от того, что просто спарился в этом чудо костюме, несмотря на декабрь-месяц.
Конечно же, огорчило отсутствие обильного снега в Адыгее, мы то на него как раз и рассчитывали. Представляете – зима, мороз, повсюду ..цатиметровые сугробы, «ледяная» горная река и трое в рафте плывут по этой самой реке.  Вот она – Романтика!) ...но к нашему большому сожалению погода в этом декабре не порадовала снегом. Однако и без снега оставшихся впечатлений хватило надолго!
В 13:00 мы уже ехали в машине с рафтом на крыше. Нас любезно подвезли в станицу Даховская, что значительно сократило наш путь домой. Не успели мы выйти из машины, как на остановке уже стоял автобус на Майкоп. Удачно подвезли, надо сказать!
В 15:00 мы уже были в Майкопе, а еще через час ехали в Ставрополь. Ну и далее 5,5 часов тряски в спиноубийственных сиденьях автобуса – ничего интересного.
И в заключение очень бы хотелось поблагодарить «Мастерскую рафтинга» и в частности Владимира Петухова за то, что они дарят людям уникальную возможность узнать и почувствовать на себе, что такое сплав по горной реке.