республика Якутия / Самостоятельная поездка

Река Оленёк, Якутия. Одиночный сплав. 2022 г.

15 июня - 15 августа 2022 г.
Одиночный сплав на байдарке по заполярной реке Оленёк, Якутия. За два месяца сплава пройден путь в 1400 км.
с. Оленёк - р. Оленёк - с. Таймылыр

Река Оленёк, Якутия. Одиночный сплав. 2022 г.

1760

В свое время Лао Цзы сказал - настоящий путешественник не имеет конкретных планов и конечных целей.

В согласии с заветами  древнего китайца и автор этих строк  не имел определенных планов и целей своего  похода.

Так…,  провести лето за Полярным кругом. На свежем воздухе.

Попутчиков на сплав этого сезона  я не брал.

В  одиночных походах есть свои преимущества – собственный  выбор сроков и самого маршрута,  удобный распорядок дня,  простой быт. Неспешное течение жизни одинокого путешественника   позволяет не растрачиваться на пустые  дела и разговоры, соблюдение условностей и прочего, что в повседневной  жизни или в походе со случайными людьми  отнимает слишком много энергии и времени. Хотя в хорошей компании …, но это история других походов.

В отдаленных заполярных местностях местах твои значимость и статус, которые определяют место в городской жизни, уходят на дальний план, растворяясь в суровой природе и повседневном походном быте, в единении с окружающим пространством.

Итак, выбор маршрута выпал на реку  Оленек  республики Саха (Якутия).

...

По реке предстояло пройти 1410 км от одноименного села Оленек (население 2400 человек)  до села Таймылыр (население 800 чел.).

За два месяца.

Река Оленек, одна из практически не затронутых промышленной деятельностью человека  жемчужин Якутии,  протекает к северу от Полярного круга, захватывая зоны тайги и тундры. Впадает в море Лаптевых.

Ниже села  Оленек это довольно широкая  медленная равнинная река   с  небольшими  перекатами,  петляющим руслом, поросшими лиственницами высокими берегами   и заболоченными участками.

За 400 км до села Таймылыр  начинается царство  так любезных фотографам каменистых обрывистых берегов с останцами,  характерных  для многих северных сибирских рек.

Отдаленная и безлюдная река Оленек, славящаяся великолепной рыбалкой на тайменя и охотой на мигрирующих диких северных оленей,   не осталась без внимания АВТОРИТЕТНЫХ  и УВАЖАЕМЫХ  людей республики Саха. Ведь на Северах практически все мужчины (иногда пусть только  в душе) – охотники и рыболовы.

По реке Оленек  на сотни километров протянулись новенькие охотничье- рыболовные базы уважаемых владельцев. На этих базах отнюдь не стыдно принимать   и самых высоких российских и зарубежных гостей.

Сейчас село Оленек  и столица республики город Якутск связаны между собой регулярными авиарейсами.

Летом в Оленек можно попасть только авиацией, зимой - также и по зимнику.

При перелете из Якутска в Оленек авиапассажир   столкнется с ограничением массы перевозимого походного имущества – 20 кг багаж плюс 5 кг ручная кладь. Сверхнормативный багаж могут не взять даже за деньги. И это не прихоть чиновников авиакомпании  – небольшие рейсовые самолеты «Бомбардье» по этому маршруту действительно ограничены в грузоподъемности.

На магистральные  же большие «Боинги» сверхнормативный авиабагаж по Якутии в разумных пределах обычно бронируется без вопросов.

Авиакасса моего города, где я заблаговременно приобретал билет Якутск-Оленек, сумела забронировать в авиакомпании-перевозчике для меня одно место сверхнормативного багажа до 20 кг с формулировкой – окончательное решение о возможности перевозки сверхнормативного багажа будет принято представителем авиакомпании при посадке в самолет. Что же, и на том спасибо. Надеюсь не откажут в последний момент.

Владельцам оружия уместно напомнить, что своевременное бронирование возможности перевозки охотничьего оружия при покупке авиабилета необходимо во всех авиакомпаниях страны.

По жизни я не приемлю походного бомжовского «легкоходства».

Жить надо непременно хорошо. Комплект снаряжения и питания  должен соответствовать походу. Чтобы поменьше  испытывать в походе  горестей и лишений.

Протекает палатка, не хватает клея для лодки,   почему-то внезапно кончились продукты питания – удавалось  избегать этого. По крайней мере до сегодняшнего дня, тьфу-тьфу.

Оптимизировав походное снаряжение, я уложился в мой нынешний разрешенный авиационный лимит - два рюкзака,  сумку ручной клади, в совокупности 45 кг,

...

Третий рюкзак я заполнил позже  продуктами,  купленными уже в Оленьке. Надо отметить, что в этом селе имеется вполне приличный выбор продуктов и других расходников-промтоваров  для походного человека. Несколько магазинов, включая хозяйственный, способствуют относительно широкому выбору покупок. Понятно, что цены здесь  существенно выше, чем на «материке».

Обычно  основная заброска товаров в  отдаленные якутские сёла осуществляется  по зимнику фурами дальнобойщиков.  А здесь похоже имеют место и значительное грузовые авиаперевозки, что обеспечивает вполне приличный ассортимент товаров в магазинах Оленька.

В Оленьке, недалеко от аэропорта, есть просторная гостиница уважаемого южанина Алика Алиева с душем и оборудованной кухней. Несколько частных лиц с автомобилем по вашему телефонному звонку (Мегафон)  предоставят вам  услуги такси для поездок по дальним магазинам.

Закупка продуктов и их фасовка по бутылкам-«полторашкам», что я привез с собой, прошла в день моего прилета.   Дополнительно приобрел большое пластиковое ведро для хозяйственных нужд, малое  ведро для рыбы, стиральный порошок и прочие расходники.

Таксист Николай рано утром отвез меня из гостиницы ниже села на речную галечную отмель с моторными лодками– место моего стапеля.

В качестве сплавного судна у меня была надувная байдарка с жестким кильсоном Викинг 3,8 без деки производства компании «Акваграфика» с самодельными парными веслами.  Для накачки и периодической подкачки байдарки в этом походе  я использовал  велосипедный насос с необходимыми доработками. Вполне годный вариант экономии веса походного снаряжения.

Открытая байдарка   удобна для загрузки-выгрузки рюкзаков, посадки-высадки туриста, ловли рыбы и выполнения на воде многих других походных дел. Парные весла с уключинами облегчают длительную греблю. Вариант проверен по многим тысячам километров северных походов.

100

Помимо охотничье-рыболовных баз уважаемых людей республики вниз по течению реки на пару сотен километров тянутся балки жителей Оленька. По реке снуют моторки.

Районный центр  Оленек имеет теперь полный комплект исполнительных органов государственной власти, которые ненавязчиво поинтересуются у  походного человека наличием огнестрельного оружия, рыболовных сетей, спасжилета, собирает ли походник образцы минералов и древней фауны, разводит ли он костры в пожароопасный период. При неудачном стечении обстоятельств на нарушителей может быть составлен протокол об административном правонарушении со всеми вытекающими последствиями.

Моя скромная персона на байдарке быстро привлекла внимание представителей «органов», последовал краткий, но жесткий допрос и тщательная проверка документов. Слова «нет, законом это не требуется» были в этой ситуации лучшими ответами.

После проверки «органами»  одинокий походник был отпущен восвояси. Мой спиннинг никого не заинтересовал. Административный протокол здесь не составишь, свою работу перед начальством не  продемонстрируешь.

Потекли дни моего сплава по реке.

Легкомысленно не взял с собой защитную маску. Незаходящее  Солнце якутского Полярного дня на воде испепеляет. Быстро сжег лицо. Дней десять не мог умываться, пока не зажили ожоги.

Потихоньку втягиваюсь   в походный ритм. Ранним утренним подъемом себя не утруждаю, для моего организма это вредно. Перво-наперво развожу костер из припасенных дров и спрятанной от сырости растопки. В маленький котелок с водой засыпается крупа для каши, пусть варится.  В большом котелке грею воду для умывания и обязательного бритья. Ежедневное бритье укрепляет мой моральный дух и улучшает самочувствие. Хотя знакомая по этому поводу сказала так – лучше один раз родить, чем всю жизнь бриться. Не знаю, не уверен в этом.

1840

Наконец гигиенические процедуры закончены, каша сварена, заправлена или салом-шпигом, или сухим молоком, или сгущенкой, или тушенкой. Каша у меня может быть рисовая или гречневая. Иногда кашу со шпигом для вкуса заправляю четвертью пакета сухого борща, получается вполне аппетитное и сытное блюдо. Чай   с сахаром завершает трапезу.

Макароны у меня на обед. Заправляются кетчупом или майонезом. Шпиг или пойманная и запеченная рыба идут опционально. Иногда на обед вместо макарон у меня появляются  блины – пеку на взятой для этой цели сковородке. Кашу или блины для обеда везу в пластиковой банке с крышкой. Напиток на обед у меня кипяченая вода из Оленька, иногда вприкуску с сахаром. От конфет отказался - перевозить в жару неудобно, калории пустые, аппетит только перебивать. Хорошо бы в обед употреблять чай из термоса, но вес, вес снаряжения…не до термоса.

Из специй у меня прижились только соль, красный молотый перец и черный перец горошком.

Иногда в отварные блюда добавляется мелко нарезанный дикий лук шнитт (он же лук скорода,   а также лук-резанец, лук-сибулет, сибирский лук).

360

Итак, завтрак закончен, обед упакован, сборы лагеря. В одиннадцать утра или чуть раньше становлюсь на воду. Рюкзаки привязаны к байдарке, необходимый реквизит для сплава под руками, закреплен. Фотоаппарат в герме, там же и отдельный телеобъектив.  Контрольная проверка – не оставил ли чего на берегу. Все в порядке. Весла на воду!

Распорядок на воде простой – 50 минут гребли, 10 минут отдыха, откинувшись назад на рюкзак. Там же в байдарке борьба со стихиями, обед, испепеляющее солнце или пронизывающий встречный ветер северных румбов, иногда дождь, фотографирование красот природы  и диких животных,  короткая рыбалка в устьях притоков, осмысление прожитых лет, короткие планы на сегодняшний вечер.

За день по плану надо проходить 30 километров, тогда останется время для дневок с помывкой- стиркой и резервное время для пережидания непогоды.

В качестве походного жилья у меня проверенная заполярными штормами и дождями  «нормаловская» палатка-полуторка с юбкой «Отшельник-Н».

Лодку на берегу ВСЕГДА привязываю к тяжелому рюкзаку или бревну.  В этом походе штормовой ветер трижды пытался утащить у меня байдарку в реку. Остаться в ненаселенке  без судна – плохо придется одинокому походнику.

С первых же дней похода турист начинает интересоваться вопросом ловли рыбы. Чаще всего  походник на Северах ловит рыбу себе на пропитание спиннингом. Лучшие места для такой ловли – окна тихой воды в  порогах, улова ниже порогов, каменистые перекаты, устья впадающих притоков. Хорошая рыбалка спиннингом в северных краях  в моем понимании – когда за полчаса ловли удается обеспечить одинокого туриста  достойной рыбой на неделю.

В дальних походах на веслах обычно мало остается времени на попутную рыбалку, поэтому крайне необходимо искать места концентрации рыбы, чтобы не терять понапрасну время.

Золотое правило – рыбу надо ловить там, где она есть.

230

В моем случае порогов не было как таковых, перекаты были залиты высокой водой, устья впадающих ручьев первые сотни километров чаще всего были мелки и заболочены. На устьях ручьев с каменистым плитняковым дном и на таких же мелких участках перекатов  удавалось пополнить свой рацион всего лишь сижками и некрупными ленками.

220

Хорошая и быстрая рыбалка на щуку и тайменя началась у меня ниже устья речки Сухана, впадающей в Оленек чуть ниже одноименной метеостанции в каменистых устьях впадающих притоков. А вот в  заболоченных же устьях притоков Оленька  рыбалка была неважная.

450

Здесь  уместно заметить, что таймень в Оленьке – самый обычный и многочисленный вид рыбы. И любительская ловля тайменя вполне себе разрешена действующими Правилами рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна.

Кстати, в Якутии категорически запрещена ловля осетра. Правда местные нарушители вроде как ловят «шершавого» закидушками.

1430

Мой походный кормилец – спиннинг. Самый простой, проверенный во множестве рыбалок на северных реках:
- стеклопластиковое телескопическое удилище 2,7 м;
- недорогая  катушка Кобра; - польская монолеска Кареплан 0,35 мм;
-польская же блесна Кареплан N3 (типа Mepps, тройник поставил более мощный);
-поводок из нержавейки, никаких заводных колец, карабинчиков, вертлюжков.

Снасть достаточно универсальная и надежная - вытаскивал на свою снасть щук  и  тайменей до 10 кг. Да и сижки-окуньки по 200 граммов  для моего текущего пропитания на безрыбье тоже вполне успешно ловятся на эту блесну.

480
750
1150
1170

Разумеется,  запасной комплект рыболовной снасти  в такой же комплектации хранится у меня в рюкзаке. Случаи, они разные бывают.

Уместно  уточнить, что в своих походах занимаюсь ловлей рыбы  не ради добычи супер-пупер  трофея, а ради двух вещей: в потребительском  плане – для получения свежего  рыбьего мяса как прибавку к питанию; в душевном  плане – ради некоторого удовольствия от ни с чем не сравнимой рыбалкой на отдаленных  Северах.

Добычей  особо крупной трофейной рыбы я совсем не озабочен - потому и применяю мелкую блесну. А более  крупная рыба – основа благополучия всей популяции вида - пусть успешно плодится и размножается. Увы, с некоторых пор пойманная  рыба для меня чаще просто еда…

Пойманная   рыба идет  исключительно на мое  текущее пропитание, никаких "поймал-отпустил". Вытащил  крупную рыбу - другую не ловлю неделю, пока не съем пойманную. Просто для своего развлечения рыбу не ловлю. Нехорошо зря губить и мучить живое существо.

По поводу вреда для рыбы принципа «поймал-отпустил» здесь уместно   привести мнение специалиста.

Алексей Цессарский, биолог, кандидат биологических наук МГУ им. Ломоносова: «Гибель рыбы, отпущенной после поимки на крючок, вызывается двумя главными факторами. Это, во-первых, травмы нанесенные крючком и действиями рыболова при его вытаскивании, и, во-вторых, физиологический стресс, возникающий в результате вываживания и манипуляций при снимании рыбы с крючка. Тяжесть травмы от крючка главным образом определяется тем, насколько глубоко рыба успела заглотить приманку к моменту подсечки. Наиболее травматичными зонами является глотка, пищевод и жабры. В среднем, до 57% рыб, у которых крючок воткнулся в эти области, неизбежно погибает. На втором месте язык и глаз — смертность составляет 20-23%. Еще более опасно для рыбы кровотечение. По некоторым оценкам, погибает до 87% процентов рыб, у которых в результате подсечки из раны начинает течь кровь».

Вот и придерживаюсь морального принципа - стараюсь не губить понапрасну рыбу, тем более  тайменя,  ради своего развлечения. Рыба у меня ловится только в пищу. Увы,  так устроен человек, требуется ему для жизни пропитание и рыбьим мясом.

Лучшей формой приготовления и сохранения рыбы впрок   для меня является запекание этой добычи над углями на гриль-решетке. Рыбный продукт получается вкусным да и хранится достаточно долго в ведерке, зарытом сверху воздухопроницаемой  тканью от насекомых. На дно ведерка укладывается несколько веточек лиственницы.

260
270
275
280

Хороший кусок запеченной рыбы вполне заменяет на обед полбанки тушенки. Да и уха из щучьего брюшка с потрошками тоже неплоха.

Из костровой посуды у меня два котелка. И пищу сварить, и воду для помывки-постирушки нагреть. Есть и сковородочка для блинов.

Таежное безлюдье накладывает свой суровый отпечаток на походную жизнь.

Медведи. Якутские медведи. Ночью в палатке ружье под боком. Да и днем поглядываешь по сторонам – нет ли рядом косолапого.

В один прекрасный день гребу, как это и положено в байдарке с парными веслами,  спиной вперед. Недалеко от берега. Краем глаза замечаю  движение сбоку – медведь.

600

Меня он не  видит, не слышит.  Сильный  отжимной  ветер, плеск  волн. Зверь занят своими медвежьими делами – берегом собирает какие-то корешки себе на пропитание.

Первые  меры безопасности – сразу же двустволку из чехла на колени, пулевые патроны вкладываются в патронники.

К фотоаппарату пристегиваю телеобъектив – надо же сфотографировать мохнатого. Ветер отжимает байдарку от берега, гребу против ветра к медведю. Косолапый  наконец услышал   плеск весел, смотрит на меня с недоумением – что это за чудо без всякого  страха стремиться приблизиться к нему,  хозяину тайги?

610

Агрессивности клыкатый не проявляет.  Опасности для себя он не видит, как свою возможную добычу меня в байдарке  не рассматривает.

В скобках отмечу. Много раз в таежных краях наблюдал – зачастую лесные жители гребца на байдарке как человека, самого опасного для них хищника в тайге, не воспринимают. То ли байдарка с гребцом  видится ими как неопасный непонятный объект, то ли как плывущий олень – не знаю. Но факт имеет место.

«Мой» медведь  в недоумении – присаживается на пятую точку, всматривается (а эти животные вроде как не отличаются острым зрением),   пытается понять, с чем же он  столкнулся. Затем принимает решение – до меня ему дела нет, надо своими корешками   заниматься. Забавно – медвежья мимика, жесты вполне себе человеческие.

620

Ветер отжимает меня от берега, грести лицом к медведю не получается, но несколько снимков сделать успел. Грести спиной против ветра вперед поближе к медведю для крупного фото плана чревато – или убежит, не успеешь сфотографировать. Или не сможешь  отразить возможное нападение мохнатого. На том и расстались.

На следующий день.

Гребу вдоль низкого подболоченного берега, порытого куртинами тальника. Сбоку из кустов вылетает медведь.

Громадный, косматый, исхудавший - очевидно голодный. Старый. Вся фигура, все движения медведя пышут яростью, агрессией. Смотреть на него – оторопь берет. В скобках замечу –  сделанные фото   совсем не передают ярость и агрессию клыкатого.

800
810

Что же, встреча с медведем в якутской тайге – дело обычное.

Незаряженную двустволку из чехла укладываю на колени, начинаю фотосъемку мохнатого.

820
830
840

Внезапно  медведь прыгает в воду, галопом мчится к моей байдарке.

Ммдааа… приплыли…

Фотоаппарат  - в сторону.

Подсознание и рефлексы охотника  берут управление ситуацией на себя.

Пунктиром мгновенно прорезается  алгоритм моих предстоящих действий.

- Убегать нельзя, это еще больше  провоцирует зверя на нападение.

- Два пулевых патрона в коробочке в кармане, достать не успею.

- На прикладе в патронташе три пулевых патрона – достаточно для отражения атаки. Медведь в воде движется медленнее, двустволка   бьет пулей точно,  проблем с прицеливанием не будет. Тупоконечная пуля Полева сработает по черепу отменно.

- Буду действовать так.

- Дистанция 10 метров.

- Снимаю автоматический предохранитель.

- Голова медведя. Целиться чуть выше линии между глаз.

- Нижний ствол, стреляю. Снова прицеливание,  верхний ствол, стреляю.

- Если выстрелы неудачны.

- Выбросить стрелянные гильзы. Третий патрон в верхний ствол.

- Дистанция 3 метра.

- Снимаю предохранитель. Голова. Чуть выше между глаз.  Второй спусковой крючок.

- Стреляю. Теперь точно должно хватить.

Руки тверды, в крови ни капли адреналина, абсолютно спокоен. План действий намечен.

Два патрона вставлены   в патронники. Едва слышно щелкает металлом  запирающее устройство ружья.

Медведь мгновенно останавливается. Стоит на задних лапах.  По грудь в воде. Подслеповат мохнатый, ну а слух-то у него отменный. И осторожность у него присутствует , если зверь дожил до таких лет. Осторожность зверя преодолевает голод. Хищник топчется на месте.

870

Понятно. Работаем дальше.

Откладываю заряженное ружье на колени, фотоаппарат в руках, продолжаю съемку.

880
890
900

Не буду, старый медведь, я стрелять в тебя, хоть и стоишь ты для выстрела очень близко и удобно. Живи. Мы с тобой одной таежной крови. Мы оба затеряны в этой бескрайней якутской тайге, мы оба одинокие странники. Оба скитальцы по жизни. И что будет завтра, что ждет нас  – не знаем.

Медведь топчется, стоя  на задних лапах в воде, размышляет.

910
920
930

Наконец ситуация оценена зверем правильно. Мохнатый разворачивается и молнией, в несколько прыжков,  скрывается в прибрежных кустах. Каждому существу хочется жить, жить хочется и медведю.

940
950
960
970

Размышляю и я. Удача сопровождала меня в этом   походе. Удачей было сфотографировать медведя накоротке. И не пострадать при этом от хищника. А кто в Якутии посылает удачу таежному страннику?  Якуты знают, кого надо благодарить.  Поблагодарил Дедушку Байаная и я.

В палатке в эту ночь я спал абсолютно спокойно. Разряженная двустволка лежала под боком. Но громкий свисток для отпугивания хищников из кармана был перевешен на шею. Чтобы был под руками.  Если потребуется.

Из непонятного и неизведанного.

Некоторые ранее сплавлявшиеся по Оленьку походники (в узких кругах их фамилии известны) утверждают, что начиная с определенного  времени периодически  слышали на реке долгий отчетливый гул, происхождение которого никто объяснить не мог. И этот гул никоим образом  нельзя было  связать  с человеческой деятельностью.

Не знаю, не знаю. За два месяца своего одиночного сплава на Оленьке никакого гула я не слышал. Полагаю, что этот якобы слышимый гул внутренне производится психикой человека как реакция на звуковой голод при долгом одиночном сплаве. При отсутствии общения с себе подобными.

Да, тяжелый фактор одиночного похода – звуковой голод. Недостаток общения. Для его компенсации начинаешь сам с собой разговаривать, петь песни. Ох, недаром, когда чукча едет в упряжке по тундре, он песни поет. Звуковой голод.

Автор этих строк, решая названную проблему,  нашел для себя такой выход – диктофон с записью любимых песен, прежде всего туристских. Час прослушивания хороших песен в палатке перед сном решает проблему звукового голода, проблему отсутствия общения. Так сказать, звуковая реабилитация психики.

1310

Из моего двухмесячного сплава 27 дней   прошли в абсолютном и полном одиночестве.

То-то было моей радости при встрече с геологами. Симпатичная девушка. Молодой джентльмен. Руководитель – постарше. Угостили чаем с пироженным, пообщались. Неприличных вопросов, что геологи ищут, я не задавал. Что надо, то и ищут, дело служебное. Наверное – алмазы, да и много чего геологи могут искать в Якутии.

1290

Время от времени на берегу Оленька попадаются заброшенные балки охотников-промысловиков. Спрос на меха  упал,  чаще всего пушная охота перестала окупать себя. Обычно избушки разгромлены медведем. И есть у косолапого и такая привычка – в разбитое зверем изнутри окно избушки выбросить  со спальных мест наружу  матрасы. Много раз наблюдал подобное  хулиганство. Зачем мохнатому это надо делать -  никто не может объяснить.

660
670
680
690
700
710
720

Некоторые лесные жители приходили ко мне прямо в лагерь.

Вот обычный для жителя средней полосы лось.

290

330

Встречались по берегу Оленька  и экзотические овцебыки.

1500

Овцебыки (мускусные быки) — крупные коренастые «быкообразные» млекопитающие с большой головой и короткой шеей, покрытые очень густой шерстью. Овцебыки имеют острые закруглённые рога с массивным основанием на лбу, которые они используют для защиты от хищников. У овцебыков длинная и густая шерсть, которая свисает почти до земли. Шерсть состоит из длинных и грубых покровных волос и густого и мягкого подшёрстка, который намного  теплее овечьей шерсти. Забавно, но эти мохнатые копны прекрасно плавают. Овцебыки, не смотря на свой «бычий» вид,  являются скорее  родственниками овец.

В середине 1970-х годов из Канады на Таймыре были выпущены первые особи овцебыков, которые успешно прижились и размножились так, что по лицензиям на них открыта охота. В свое время на озере Таймыр промысловики угощали меня мясом добытого овцебыка. На мой вкус – говядина, в которую добавили капельку дорогих духов. Мускус,  однако.

1510
1520

В Оленекские края Якутии овцебыки были завезены в 1996-м году и тоже успешно прижились. В низовьях Оленька вы обязательно встретите этих замечательных животных, бродящих по берегу или переплывающих реку, но охотиться на них  здесь  еще нельзя.

1530
1540

В последней трети похода на  берегах  Оленька стали появляться высокие скальные останцы в виде отдельно стоящих величественных башен, средневековых замков и соборов.

1020
1040
1060
1210
1240

Для правильных фотосъемок всего этого скального великолепия здесь надо было бы стоять по несколько дней, ловить погоду, свет, производить съемку с верхних точек.  Но лазать одинокому путнику по скалам вроде как нехорошо – сломанная рука или нога поставит под вопрос благополучное завершение похода. Поэтому все мои  фото заметки – с воды.

Тайга закончилась, началась тундра. Значит – Арктика. Вроде как считается, что начало Арктики – начало тундры. По обрывам берегов еще держатся лиственницы. С дровами проблем нет – у воды много обсохшего плавника.

1780
1790

Северные ветра пригнали холод. От  дыхания идет пар. Утеплился по максимуму.  Проблема помыться. Раньше мылся в теплую погоду на Солнышке, потом у костра, потом под установленным тентом палатки. Сейчас помыться проблема. Ветер, холодно.  Целых избушек с печками нет. Ничего, надеюсь еще потеплеет – баня будет  у костра.

Стали попадаться моторки местных жителей из поселков Тюмяти , он же  Склад (15 чел.)  и Таймылыр. Непроста жизнь в отдаленных якутских поселках. С работой неважно. Большая часть жителей зарабатывает на жизнь охотой на диких северных оленей и зимней рыбной ловлей сетями. Спроса на шкурки соболей практически  нет.

1870
1880

Зимой, когда застынут болота и станет Оленек,   по зимнику со стороны Удачного приезжают на автофурах перекупщики для скупки оленины и рыбы сиговых пород. Тогда и появятся на руках у жителей живые деньги.  Перекупщики же и завозят сюда основную массу продовольствия  и промтоваров, лодочных моторов,  квадрациклов, снегоходов. За хорошую наценку.

По открытой воде в летнее время промысла нет. Местные жители большей частью ловят рыбу на текущее пропитание. Хорошей добычей считается таймень. Скупщики его не берут – быстро теряет товарный вид, слишком нежная рыба.

На известную «чью надо» рыболовно-охотничью  базу не заходил – далеко подниматься по крутому берегу.  Да и байдарку без присмотра не хотелось оставлять.

Метеорологи… свои заботы у них…

До моря Лаптевых не дошел сотню километров. Но морские приливы-отливы в низовьях Оленька заставляли ставить  палатку повыше.

В Таймылыре администрация поселка отнеслась к проблемам одинокого походника с уважением и пониманием, обеспечила жильем, спасибо за это. Персональное спасибо А.Г. за приют и доброе отношение.

Технические люди в Таймылыре разрешили помыться в своем горячем душе, спасибо им.

1890
1900

На вертолетный рейс из Таймылыра в Тикси требуется предварительная запись в администрации поселка.  Об этом я побеспокоился  заранее,  до начала похода. По электронной почте. Запись не потерялась. Рейс, правда,  был сдвинут по погодным условиям.  Арктические погодные условия – по ним можно застрять и в Таймылыре, и в Тикси (поселок городского типа, население 4200 чел.).

1910

В поселке Тикси для походника имеет место  проблема с жильем, аэропорт на ночь запирается, гостиница «Арктика» постоянно занята «кем надо». Других гостиниц нет. Вариант – искать  заранее по Интернету съемную квартиру, это очень непросто. Мало информации.

Патрули пограничников здесь с оружием, но погранпропусков в Тикси не требуют. Согласно приказу Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 09.12.2020 г. N562 "О пределах пограничной зоны на территории Республики Саха (Якутия)" теперь пограничная зона установлена в пределах только Медвежьих островов, Новосибирских островов и острова Песчаного.

Мучиться с поисками ночлега  в Тикси мне не пришлось, повезло – улетел в Якутск тем же вечером рейсом «Полярных авиалиний».

Гостиница "Ландыш", горячий душ, полуночный ужин в гостиничном кафе - таежные скитания этого сезона закончены.