Плато Путорана

Что приходит в голову человеку незнакомому с тем, что есть плато Путорана, когда он слышит это название? Где это? В Южной Америке? Или в Тибете? Или вообще это место из фантастической повести Обручева "Земля Санникова"?

Последнее гораздо ближе к истине, скажет человек знающий, и мечтательно прикроет глаза, представляя себе эту волшебную страну. Плато Путорана - культовое место для путешественников, охотников, рыболовов, людей, занятых поисками Гипербореи - нашей северной прародины, и для простых романтиков.

Идея посетить это сокровенное место появилась у нас около года назад и с тех пор зрела, дожидаясь своего звездного часа. В апреле 2009 были проведены переговоры с владельцем базы "Северная Ойкумена", расположенной на плато на берегу озера Кета, обговорен формат недельной рыболовной поездки: три дня сплава по горной речке Токингда, остальное время радиальные вылазки с базы.

Да, кстати, воздушный транспорт в этом диком краю явно доминирует: до Норильска можно добраться только самолетом, а само плато приемлет исключительно вертолет.
Мы с Максом прилетели в Норильск на два дня раньше намеченного срока заброски – 4 августа, и благодаря предварительной договоренности с руководством ГМК Норильский Никель получили уникальную возможность посетить Медный и Никелевый заводы и спуститься на глубину 800 м. в рудник, где добывается медно-никелевая руда.

Несмотря на запланированный на утро 6 августа 2009 вертолет, вылетели мы на базу только 7 августа вечером – не давали погоду метеорологи. От Норильска до «Северной Ойкумены» около 135 км по прямой, но они пролегают по заполярной тундре и над путоранскими «столовыми» горами.

Полет – около 45 минут. Вертолет – Eurocopter, современная 6-местная машина с ярко-оранжевой раскраской. Пилоты здесь все высококлассные, про них рассказывают, что получив этот вертолет, они даже испытывали его посадку в режиме авторотации, когда в воздухе отключается двигатель, и вертолет, снижаясь, раскручивает винт набегающим снизу потоком воздуха. Перед самой землей стремительное снижение принудительно замедляется увеличением шага винта (и соответственно увеличением его подъемной силы). И в нашем полете не обошлось без демонстрации возможностей: полным ходом летим прямо на гору, в последний момент пилот поднимает машину и мы проходим прямо на вершиной. Бурные и продолжительные аплодисменты.

Прилетев на базу, быстро загрузили в вертолет дополнительный equipment для сплава: надувные лодки, палатки, коврики и т.д. Через 30 минут взлетаем и перемещаемся на 30 км вверх по речке Токингда. Разгрузились, вертолет улетел и мы остались одни на берегу маленькой горной речушки на краю света за Полярным кругом в 3100 км от Москвы.

Николай, наш проводник, занялся костром, Макс – созерцанием природы, а Сергей, Женя и я развернули спиннинги и направились ловить рыбу. Я вытащил своего первого гольца – рыбы, за которой в основном мы и приехали на плато Путорана.

Потом было два дня сплава по Токингде, с периодическими остановками в рыбных местах.
Активно ловились хариусы, гольцы, периодически вытаскивали сига. Интереснее всего вываживать гольца – рыба сильная, сопротивляется очень активно, спиннинг в дугу, пару раз был обрыв лески с бессмысленной и беспощадной потерей воблера. Несмотря на аргументы дяди Коли на конец лески прикрепили поводки из стальной проволоки и побороли этот досадный недуг.

Между высадками на рыбалку плыли вниз по течению реки, любуясь дикой северной природой. Хочется сказать, что тут не ступала нога человека, но она, конечно, ступала, хотя и гораздо реже, чем лапа медведя. Медведей в округе очень много, но увидеть их можно только если они сами этого захотят. Или не учуют человека когда ветер дует от них. Вот так и случилось на третьей стоянке. Мы остановились на мысе, справа от нас была река шириной метров тридцать и глубиной около метра, слева – маленькое озерцо, соединенное с рекой небольшой протокой.

В полдвенадцатого ночи, сидя у костра, мы услышали мерное уханье на другом берегу реки – там шла медведица с медвежонком. Незамутненные сознания жителей мегаполиса подсказали единственно верное в этих условиях решение: фотографировать. Медведица разрывалась между желанием узнать причину шебуршения на том берегу и боязнью собаки, лай которой искусно изображал Макс. В конце концов она почти отступила, но тут Сергей издал победный клич, и это вывело зверя из равновесия. Она (а за ней и медвежонок) кинулась в нашу сторону, и секунд за 15 река была форсирована. Но этого времени вполне хватило группе папарацци чтобы добежать до лодок (несколько подрастеряв по дороге фотопринадлежности) и отгрести на середину озерка.

Звери вышли на берег озерка и встав на задние лапы смотрели на нас. Картина маслом «Хозяин тайги загоняет царя природы в воду». Потом не торопясь двинулись своей дорогой вдоль берега озера, периодически вставая на задние лапы и наблюдая за нами. В общем даже несмотря на заведенный мотор (на одной был маленький подвесной моторчик в две силы) и светлый образ царя природы в голове зверя, испугался кто угодно, только не медведи.
Дальше ночь прошла без происшествий, если не считать вой волчьей стаи, который разбудил нас следующим туманным утром.

К концу следующего дня добрались до базы. Небольшие бревенчатые двухкомнатные домики с печкой. Электричество – от бензогенератора. Дрова из леса, вода из озера – красота.

Следующий день был теплым и солнечным, и мы с Максом решили подняться на верх плато в районе горного хребта Токингда высотой чуть меньше километра. Были получены рация и ракетница (страшное - страшное оружие против медведя – у него бывает случается разрыв сердечной мышцы от смеха).

Подъем был интересным, но трудным – двигались круто вверх по заросшим мхом камням сначала в двухметровых кустарниках, потом по березово-лиственничному лесу со сплошной молодой порослью, потом опять через кустарник, пересекая пересохшие ручьи и поднимаясь вверх по водопадам. Наконец добрались до зоны снега. Развели костер, высушили одежду, отдохнули, перекусили. И быстренько завершили подъем, выйдя на самый верх плато Путорана. Итого было пройдено около 3,5 км. чтобы подняться на высоту чуть меньше километра.

Наверху – каменистая равнина на многие километры, не зря эти горы называют «столовыми» - наверху плоская «столешница», образованная горизонтально лежащими слоями базальтовых пород, устойчивых к размыву, а склоны либо достаточно крутые, либо просто обрывистые.

Мы прогулялись по верху плато около 3,5 км. на восток и стали подыскивать место для спуска.
Но те склоны, которые издалека казались нам вполне для этого приемлемыми, при близком изучении оказывались слишком круты. Становилось понятно, что свежие каменные осыпи, встань на них ногой, держать не будут, и соскользнем вниз как на санках, а скорость потери здоровья при этом будет выше, чем при попытке пройти последний уровень DOOM II без режима бессмертия.

Уже вечерело, и надо было принимать решение. Сидеть отцом Федором на горе «снимите-меня-отсюдова» выглядело глупо и надо было рискнуть. Мы нашли небольшой распадок с горным ручейком. Вид сверху на него обещал непростой, но реальный вариант спуска.

Ручеек бежал вниз каскадами, и относительно пологий спуск периодически сменялся красивыми водопадами. Можно только представлять как красиво они выглядят в мае-июне. Когда на вершине тают снега и вся масса воды скатывается вниз миллионами таких водопадов. Сейчас воды в ручье было относительно мало, но камни вокруг него были мокрые и скользкие, и с этим надо было считаться.

Чем ниже спускались, тем выше становились водопады, тем круче их боковые склоны.
Завершился этап сползанием вниз по почти отвесной шестиметровой стене, при этом нижележащие водопады были уже вообще непроходимы без альпинистского снаряжения.

Можно считать нашей удачей (помимо того, что не свалились) то, что к этому моменту мы уже спустись до зоны леса, и, уйдя от водопада в бок, начали двигаться по крутым, но уже лесистым склонам, что серьезно облегчило задачу.

Спускаясь, мы прошли около 2 км и мокрые, грязные, уставшие, но жутко довольные вышли на берег озера около 10 часов вечера. Вызвали по рации лодку, подсветили наше местонахождение выстрелом из ракетницы. Приехав, Андрей, ожидавший нашего спуска у друзей на кордоне заповедника в полутора километрах от нас, сообщил, что они видели медведицу с медвежонком, двигавшуюся вдоль нашего берега озера. Мы разминулись с ней на полчаса.

На базе нас ждала баня и ужин от шеф-повара Матвея. Какой кайфовый вечер такого классного дня! Вот ради таких впечатлений и эмоций стоит жить.
Остаток дней на базе вы вчетвером (Женя, Сергей, Макс и я) на двух моторках с переменным успехом ловили рыбу в озере.

Рекорд группы – голец 5,6 кг. (Сергей), мой персональный рекорд – 4,6 кг. Но судя по тому как голец сопротивляется, я предпочел бы вытащить 4-килограммового гольца, нежели 16-килограммового сома например. Лов гольца очень увлекает, заряжает охотничьим адреналином по самое «не могу». Даже изначально далекий от рыбалки Макс к концу поездки получал от рыбалки большое удовольствие.

По сложившейся традиции вовремя вертолет за нами не прилетел, сославшись на метеорологов, которые «не дали погоду». Ну что ж: из минусов сгоревшие авиабилеты, из плюсов – еще два дня на базе.
В субботу 15 августа утром вертолет все-же прилетел и забрал нас в Норильск с грузом рыбы для наших новых норильских знакомых.

Уникальное место плато Путорана. Дикое, но дико красивое. Очень хочется вернуться туда вновь. Обязательно вернемся.