Россия / Водный туризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Сплав по рекам Хопёр от Балашова до Трёхостровской на реке Дон

11 - 22 августа 2018 г.
Сплавлялись по реке Хопер до устья и затем по реке Дон на лодке ПВХ под мотором. всего 860 км по воде.
Хопёрское - Балашов - Борисоглебск - Новохопёрск - Урюпинск - Усть-Бузулукская - Слащевская - Усть-Хопёрская - Серафимович - Кременская - Новогригорьевская - Сиротинская - Трёхостровская
Аннотация
Здесь - короткий рассказ. Полное описание - по ссылке.

Сплав по рекам Хопёр и Дон от г. Балашова до ст. Трехостровской сезон 2018г. (пока висит это примечание - работаю над сообщением))

Глава 1. Сборы.

Куда отправиться в сплав следующего сезона мы начинаем думать почти сразу после прохождения маршрута в текущем сезоне. Однако, что делать в сезон 2018 года, мы знали заранее! Дойти-пройти оставшийся маршрут по реке Хопёр - вот что! От Балашова до Урюпинска.  Как-то получается, что мы по реке Хопёр все сплавы в последние два раза совершаем в виде подъёма по реке. Поднимались от устья до Урюпинска, поднимались от устья реки Ворона до с. Пески. Остались не пройденные участки. Чтобы пройти эти участки, решили – сплавимся вниз по реке Хопёр до Урюпинска 349,5 км, затем до устья (еще 270 км.). От устья по Дону-батюшке вниз, к станице Трехостровской (+242 км.). Станица будет конечной точкой. В случае остатка сил и   желания можно будет спуститься  до Калача-на-Дону, пройти Волжско-Донской канал, подняться по Волге до города Саратова, и уже оттуда – машиной уехать домой! Это, если будет желание и останутся силы. Реально выполнимо – ст. Трехостовская! 861 километр и немного сотен метров.

Маршрут выбран. Следующий этап – места заправок нефтью. Опыт  показал,- максимальный запас хода у нашего судна – 200 км на глиссе. Нам же предстоят переходы по 330 км. Нужно увеличивать автономность. Значит,- больше топлива, больше вес и невозможность выхода на глисс и увеличение времени сплава. Дилемма!  Пришлось сделать топливный бак из канистры на 35 литров и взять две канистры  по 20. Конечно, с таким весом быстро не пойдешь, а выхода для нас нет. По течению в «водоизмещёнке» пойдём км 10 в час. При выходе на глиссирующий режим скорость будет от 26 км/час, по течению -28 км/час.  Первая заправка будет в Новохопёрске ,- через 280 км от точки старта. Затем Урюпинск, где будет основательная заправка, и последняя – Серафимович, это около 360 км.
Что ещё забыли? Мы еще  думали  про палатку.  Дожди на прошлых сплавах нам мешали немного. Решили прикупить тент-шатёр от Декатлона для защиты 8 человек от дождя, солнца, ветра и насекомых.  Он для двоих подходит идеально, размер 2,5 на 2,5 метра. Умещается матрац, столик и два стула. Москитные сетки везде и два входа. "ШАТЕР С ДВЕРЯМИ 8 МЕСТ SPF30 QUECHUA". Испробуем в начале лета. (четыре ночи тестировали - хорошо)
Рыболовных снастей совсем мало. Два спиннинга и немного воблеров в коробочке.
Проблему зарядки всяких гаджетов решили просто. Купили солнечную батарею мощностью 40 ватт. Это позволит заряжать два - три пользователя одновременно. Даже в пасмурную погоду.
Воду будем брать за бортом и фильтровать. Продукты покупать при необходимости во время заправки бензином. Думаем, что это будет хлеб, овощи и фрукты.
Обувь обычная плюс сапоги. Одежда – от ветра и солнца.
Всё, кроме продуктов, собрали и упаковали. Ждём отпуска – начало старта.
Этот день настал.

Глава 2. Отплытие и первый день сплава. Река Хопёр.

Рано утром, в субботу 11 августа 2018 , в 6:00 к месту складирования нашего груза подъехала машина марки Газель-фургон
Мы быстро погрузили в него уже накачанную лодку, в неё покидали вещи, навесили на транец мотор и  отправились к месту стапеля – к берегу Хопра. Ехали долго, но не далеко. Всего 400 метров и мы на месте. Выгрузились, и после того, как лодку спустили на воду, -  вещи закидали в лодку.  Туман на воде и прохладно.

Отчаливаем и заводим мотор, прогреваем. Ну, с Бг-м!

День обещает быть солнечным и тихим. Город Балашов прошли. Тихо и никого нет. Прошли все мосты. Лодка нагружена, но идем бодро. Все эти места нам знакомы. За Мишиным мостом (у Пинеровки) уже полное безлюдье. Путешествие началось!
Река вошла в межень. Много пляжей, берега «открылись», много коряг торчат из воды. Вода тёплая и тихая. Идём и идём. Вот и Никольевка.
Известна гостевыми домиками для отдыхающих, фестивалями фольклора типа Разгуляй. Моё поколение запомнило это село туристическими слётами и археологическими раскопками. Студенты любили проводить здесь лето. Пол-одиннадцатого подошли к мосту у села Алмазово.  Село примечательно тем, что как и почти все села по реке Хопёр от Поворино и выше, оно сборное. Состояло из трех отдельных деревушек, поставленных рядом. Крестьяне-крепостные были переселены помещиками из центра России. Поэтому и селились отдельно, но рядом. Свои верования, обряды и кладбища. Как скотину, перегоняли из Тамбовской, Рязанской, Тульской и прочих губерний. Из них получились в 21  веке казаки, но не представляю как. Родства своего не помнят.
Прошли под мостом
и тут-же остановились. Причин несколько. Первая – надо перекусить. Второе – надо закрыться от Солнца, которое при безоблачном небе всё сильнее припекает.

Запомните этот мост и сравните с мостом у Тишанской!Тент мы поставили, а сверху накинули маскировочную сетку. Стало хорошо.
И от Солнца защита, и ветерок какой-никакой продувает, и мне видно.

Ну, что – пошли дальше? А дальше – встреча группы байдарочников после села Безлесное. Не очень хорошее место выбрали байдарочники, думаем –запоздали вечером с выбором стоянки. Решили устроить днёвку сегодня?
А мы позвонили в село Большой Карай родственникам (сватам),-«Встречайте! Помогайте с обносом плотины!»
Весь маршрут у меня был записан на смартфон. Где мы находимся и сколько прошли всегда знали. Расстояние знаю, скорость видна в реальном режиме. Поэтому и время прибытия рассчитать несложно. Подошли к протоке Цыганка, которая соединяет реки Карай и Хопёр  и образует одноимённый остров.
Остров этот раньше использовался для выпаса молодняка скота, а сейчас забыт. Иногда неопытные туристы останавливаются на маленьком пляже поворота.  В основном этот пляж любят рыбаки, так как напротив песка - яма.  Мы обогнули пляж, подошли к  устью реки Карай,  затем – влево, на плотину. За 80 метров к правому берегу пристали, подтянули лодку и стали вытаскивать вещи. Тут сваты приехали на раритетном «Ижаке».
Встреча с внучкой очень разволновала бабушку Марину.
Три раза загружали люльку Ижака, и привязывали вещи к багажнику. Три поездки с грузом!  Вот лодку с мотором я не стал делить. Всё с трудом вытащили, и я один покатил лодку (70 кг) и мотор (35 кг), бензобак (20 литров) ниже плотины на 200 метров,- там спуск удобный. Руки оттянул. Лодку спустили, сели со сватом на борта в пустой лодке. Отдохнул, завел мотор и выше, к плотине, к вещам.
Там начали вещи загружать. Не торопимся, но поспешаем.
 Попрощались.

Сваты нам узелок с продуктами дали и 0,5 своего натурпродукта. Одних помидоров у нас теперь кг пять-шесть. Бензина потратили всего-то литров десять. Всего пройдено пока 70 км. Есть нам  не хочется, не устали. Однако время – четвертый час пополудни ! Нужно искать месть стоянки. Незачем гнать до усталости. Пока мы идем у села Рассказань.  Довольно людно, есть туристы. За селом, не доходя до с. Губарей, есть две стоянки,- одна перед границей с Воронежской областью, а вторая прямо на границе.  На первой было ну очень грязно, и уже кто-то был. Туристы в лучших традициях 60-х- 70-х годов ХХ века. Загляденье. Три байдарки типа Нева или Таймень (не разбираюсь) сохли на бережку. Корпус прорезиненный в заплатках, как в оспинках. Костерок дымил. Две палатки брезентовые двускатки. И одежда соответственно. Но всего троих человек увидели… Подошли ко второй стоянке, которая нам подошла! К ней есть подъезд от Губарей.

И  она использовалась активно до нас, но чисто - лагерь был высоко на берегу, частично в кустах. Мусора нет. Есть яма для пищевого мусора, прикопанная частично. Есть место – кострище. Мы остановились внизу, на твердом песке. Аккуратно поставили шатер, закрылись от заходящего Солнца сбоку и сверху.
Матрац накачали и остальное по правилам. Что-то мешает… Запах! Запах тонкий аммиака или мочевины, тухлой органики! Не сильно, но навязчиво. Нашли источник – ракушки .Беззубки (Anodonta) — род пресноводных двустворчатых моллюсков семейства Unionidae. Кто то (дети?)наловил их и выкинул в траву на берегу. Они и давали такой запах. Я просто взял лопату и закопал-присыпал их песком. Запах исчез. Поели и попили, что с собой везли.
 Прогулялись по бережку, осмотрелись.

Закрыли вещи в лодке, всё прибрали на улице. Навалилась на нас усталость. Пошли спать!