Реки Лжа-Утроя
Общее впечатление

DSCF8092 DSCF8092
DSCF8095 DSCF8095
DSCF8069 — копия (2) DSCF8069 — копия (2)
DSCF8071 — копия (2) DSCF8071 — копия (2)
DSCF8076 DSCF8076
DSCF8106 DSCF8106
DSCF8130 DSCF8130
DSCF8078 DSCF8078
DSCF8093 DSCF8093
DSCF8134 DSCF8134

1 экипаж, 2 человека прошли 100 км на новенькой лодочке Merman-470 по прозванию Муреманочка. Лодка удобна сидениями, ходкая, управляемая и наконец просто красивая.
Сплав удался:  душевно, вкусно, без проблемно и интересно.
Река тенистая и безветренна, так как оба берега высоки и лесисты:  дубы, вязы, березы, иногда грабы встречаются.  Более низкие участки заросли ольхой.  Есть живописные аллеи кудрявой лещины (орешника) вдоль берегов.  Сосны редки, сосняк один был в начале и то недавно горел.
Река Лжа течет  из  Латгалии и  на старых   картах называется Ludza, как  одноименный латышский город, Какое-то время по ней проходила граница, хотя все названия по берегам хоть и написаны в этих картах латиницей, но явно славянские - вплоть до современной границы.
Места совершенно дикие, что не скажешь по карте - там изобилуют надписи: урочища, хутора. Но теперь  никого нет, берега отвесные с многочисленными бобровыми "горками". Скользко,  выходы проблематичны, стоянок обжитых нет.  Вода высокая поэтому пляжики едва только прорезаются на мысах и островах, топко. Для купания мы выбирали каменистые прибрежные участки под вязами. С такой же  отмели взбирались по корням большого дерева  на вторую стоянку "под вязами".
Встречаются каменные плотины, легко проходимые по основной струе.  Было 2 завала с необременительным обносом по траве низкого берега.  Река запружена - перед плотинами практически нет течения, после них - бежит живенько.
Интересны монументальные каменные сооружения - две мельницы и мост, разрушенные конечно.

Заброска

На автостанции Опочка На автостанции Опочка
DSCF8060 DSCF8060
DSCF8063 DSCF8063
DSCF8064 DSCF8064
DSCF8065 — копия (2) DSCF8065 — копия (2)
До славного города Опочка мы добрались автобусом из Ховрино, автовокзал Северные Ворота с опозданием часа на 2 из-за поломки в пути. Зато до автобуса на Красногородск осталось всего пол-часа.  В ожидании автобуса у автостанции (а это бывшая конная почтовая станция 1847 г.)  мы по традиции выпили кофеек с пирожками из буфета, а в магазине купили вкусный местный хлеб и мясо.
Предыдущей ночью был сильный ливень, судя по лужам и разговорам местных, – хорошо, воды прибавило в реках.
Попивая кофе, мы глазели по сторонам и заметили, как к сидевшему на скамейке рядом "барону" в костюме и шляпе, в ярких носках и с тростью-кинжалом подходили на поклон знакомые.
В Красногородске мы еще посидели на скамеечке, дивились на искусственные цветы (Троица завтра), разведали рынок (скудный), сходили в магазин и на такси доехали до моста в Столбово – это наш  пункт стапеля.

Хроника сплава. День 1-ый

DSCF8067 — копия (2) DSCF8067 — копия (2)
DSCF8069 — копия (2) DSCF8069 — копия (2)
DSCF8073 DSCF8073
DSCF8075 — копия (2) DSCF8075 — копия (2)
DSCF8071 — копия (2) DSCF8071 — копия (2)
DSCF8072 — копия (2) DSCF8072 — копия (2)
DSCF8080 — копия — копия DSCF8080 — копия — копия
DSCF8081 — копия — копия DSCF8081 — копия — копия

В Столбово  жужжит бензокоса, борясь  с травой на откосах дороги, а вот хозяин ближайшего дома косит луг косой, бесшумно и на наше извинение за захват территории для сборов отвечает, что это место для всех. Он поинтересовался параметрами нашей лодки и посетовал, что рыбы в реке мало. Мы его успокоили -  мы не рыбаки а туристы. Здесь же на лугу запаслись щавелем для супа.
Река сразу радует нас сосняком – увы, обманно. Больше сосновых боров  не встречалось. Сосны редки, часто высохшие, елок почти нет  тоже.  По берегам преимущественно дубы и вязы,  редкие березы и грабы. Более низкие места заросли лозняком и ольхой.  На нескольких участках особенно  красивы  заросли лещины (орешники).
Глядя на карту с многочисленными надписями урочища и хутора, никак нельзя предположить, что здесь оказывается совсем дикие места.  На старых польско-латышских картах река называется Ludza, как и одноименный город в Латвии. И какое-то время по ней проходила граница. Но все названия на обоих берегах хоть и написаны латиницей, но славянские, а латышские начинаются только за современной границей. А течет река из Латгалии.
Берега отвесные, скользкие с частыми бобровыми  дорожками-съездами.  На берег выбраться непросто. Стоянок обжитых нет. Вода высокая, поэтому песчаные пляжики на мысах и за островками только-только проклевываются, топкие. Для купания мы выбирали каменистые отмели под дубами или вязами, в тенечке.
Река тениста и безветренна из-за высоких (1,5-3 метра) берегов с зарослями, запружена плотинками, которые проходятся по основной струе. В русле много камней – и больших и маленьких, не заметных и опасных для нашего слега.
К вечеру, пройдя одну из  плотинок,  мы остановились на стоянку, привлеченные  развалинами старой мельницы,
 хотя Игорь справедливо опасается таких мест из-за возможного хлама на берегу и в реке. Но я с веслом прошла по тропинке, раздвигая траву и внимательно осматриваясь. На берегу обнаружили каменный очаг, большой стол со скамейками. Какая-то скаутость что ли.
Романтичность этого уголка заворожила. Да и выбора мест стоянок на реке пока не было и не предвидится. А для купания здесь мы на лодке переплыли на ближайших островок.
Назвали стоянку "У бесенят". Село Бесенята расположено на другой стороне на высоком холме, очень интересный рельеф. А к мельнице была проложена дорога с другой стороны, от бывшего имения. Дорога угадывается и показана на карте.
Несмотря на заросли сныти повсюду, спать было очень жестко – видимо все вымощено камнями, наверно здесь была разгрузочная площадка для зерна и муки.  Комаров немного, а птицы поорали с часок и потеряв к нам интерес перелетели  в другое место.

День 2-ой

DSCF8076 DSCF8076
DSCF8092 DSCF8092
DSCF8097 DSCF8097
DSCF8101 DSCF8101
DSCF8093 DSCF8093
DSCF8095 DSCF8095
DSCF8106 DSCF8106
DSCF8107 DSCF8107

На второй день мы гребем почти без перерывов, так как выходить гулять не просто.  Используем любую возможность – ищем протоптанные берега. Но увы, даже следов рыбаков не густо.
Удалось искупаться на изгибе реки с лугом прямо на берегу, где трава примята слегка недавно приезжавшей машиной и тропинка к берегу угадывается. У самого берега грязновато, топко, но русло песчаное.
В разгар жары перекусываем в тенечке под мостом у с. Бороусы и чуть позже на обед пробиваемся через прибрежную траву к замеченному Игорем на берегу удобному для сидения бревну.  С ходу в этом "диком" месте мы нашли ржавую банку и чуть заметное кострище у старой яблони.
Стоянку 2 у урочища Губы мы после длительных поисков удобного выхода затеяли непростую – остановились на каменистой нетопкой отмели под вязом а его корни использовали как лестницу.
По берегу проложена тропа лосиная, нашли его свежий след  - явно от нас только что ушел и похрустывает ветками невдалеке.
Во время ужина наблюдаем по поверхности воды приближение дождя, от которого мы надежно защищены густой листвой.

День 3-й и 4-й (финиш)

DSCF8122 DSCF8122
DSCF8137 DSCF8137
DSCF8140 DSCF8140
DSCF8142 DSCF8142
День был насыщен встречами с животными, осмотром кургана,  порадовал щукой к обеду. Но после замеченных в русле купальщиков, лодок   и обитаемых домов стали попадаться бутылки и др.  бытовые отходы - приблизились трассы.
Зато стоянка 3 "Роскошная" - и тропинка  от воды проложена, и поле разнотравное обещает мягкость ложа. А Интернет летает - только что прошли вышку.
К вечеру похолодало - по всем приметам завтра хорошая погода. Как бы не так!
Около полуночи начался ливень.  Утром мы, поверив яндексам и гуглам,  ждали, когда непогода  усмирится к 9-20 и, не дождавшись, позавтракали прямо в палатке, свернули лагерь  и отчалили.
Вместе с рекой мы вошли в р. Утроя и вскоре завершили наш сплав в намеченном месте - под мостом у д. Покровские.
Дождь не затихает, даже под мостом с ветром долетает.  Такси до Пскова не заказывается, едем до Острова, выскакиваем под крышу в буфет, выпечка здесь отменно вкусная и недорогая. Через пол-часа уезжаем в Псков на автобусе.
Дождь лил примерно 1,5 дня, 36 часов.
Животные или кто на Лже живет

DSCF8101 DSCF8101
DSCF8113 DSCF8113
Следы рыси Следы рыси
DSCF8127-1 DSCF8127-1
Лисьи норы. Лисьи ли? Лисьи норы. Лисьи ли?
DSCF8129 DSCF8129
DSCF8130 DSCF8130
DSCF8146 DSCF8146
Курган, урочище Кузнецы Курган, урочище Кузнецы

Необжитость реки подтверждается непуганостью  животных. Мы видели двух светло коричневых косуль, одна из них остолбенела, как и мы, от неожиданности, позволив рассмотреть себя «лицо к лицу» и лишь спустя пару минут ускакала от берега.
Аист живет в Бороусах, а на реке не обычные утки с утятами - небольшие, черненькие с  обведенными белым глазами -  это чернеть, но без хохолка, не хохлатая.
Утром на третий день, осматривая курган в урочище Кузнецово перед впадением реки Званка, мы обнаружили многочисленные лисьи норы.  А потом большие следы - явно не лисьи. Ой, страшно! Потом уже по интернету установили, что это были скорее всего следы и норы рыси.
А  вскоре после обеда «Со щукой» нас окружили слепни. «Коровы близко, ферма какая то», - сказал Игорь, и за поворотом мы увидели в русле реки огромного лося. Сначала он смотрел в другую сторону, потом повернулся, уставился на нас и неторопливо побрел к берегу.  Эх, фотоаппарат жалко убрали, потому что метров через 500 этот лось специально вышел из кустов нам навстречу и внимательно рассматривал. Можно было сделать портрет крупным планом.  Спустя еще пол-часа впереди русло переходил зверь поменьше – лосиха, решили мы. Она тоже нас разглядывала с берега. В тот же день мы видели, как лисица грызла падаль на поваленном в русло дереве и, почуяв нас, удрала, красиво махнув на прощание шикарным хвостом с белым кончиком.
Крупный коричневый (а не черный, как у нас в парке) бобер плюхнулся в воду. По берегам многочисленные норы под корнями деревьев,  и на одном повороте была бобровая хатка. А вот погрызов бобровых характерных не видно, наверно дубы и вязы им не по вкусу, а сладеньких осин нету.
Коршуны летали, чайки конечно тоже, зимородок блеснул пару раз.  Интересный хищник с белой головой встретился - относительно короткое туловище. примерно 1/6 от размаха крыльев. Может быть это был полевой или луговой лунь, вошедший в поговорку "седой как лунь"?
Большая белая цапля заигрывала с нами три дня. Поджидала, взлетала красуясь, улетала вперед и через часок опять все повторялось. А когда на финише мы собирались под мостом, наша знакомая чайка нас провожала – стояла поблизости.