Автостопное путешествие по Черноморскому побережью с посещением на обратном пути не часто посещаемых районов. Маршрут - СПб - Москва - Воронеж - Ростов на Дону - Таганрог - Краснодар - Джугба - Тамань - Утриш - Новороссийск - Геленджик - Дивноморское - Возрождение - Пшада - Туапсе - Лазоревское - Сочи - Мацеста - Туапсе - Майкоп - Невинномысск - Пятигорск - Малгобек - Грозный - Элиста - Волгоград - Тамбов - Москва - СПб. 5300 км автостопом и 300км пешком. Посещение городов, дольмены, водопады, скала Парус. Участие в деятельности экопоста в Утрише и встреча православной Пасхи в семье мусульман в столице Чечни - городе Грозный.

По Причерноморью, Чечне и Калмыкии

По Черноморскому побережью
Я неоднократно был на Чёрном море, однако всегда хотелось проехать Российское Причерноморье полностью - от Тамани до Адлера, маршрут этот начинается в степях Таманского полуострова, а заканчивается пальмами Сочинских курортов. Зима выдалась в этом году холодная и снежная, после неё хотелось тепла и я стартовал в путешествие к Чёрному морю уже в середине марта. Под Питером лежали метровые сугробы, а я мчался навстречу весне. Попутным транспортом за два дня достиг Ростова на Дону, посетил Таганрог - город на Азовском море. Даже здесь на полях ещё местами лежит снег. От Ростова дорога на юг получилась курьёзной - когда я шёл мимо стоянки грузовиков, мне просигналил один из водителей, заметив прикреплённую на моём рюкзаке часть автомобильного номера 98 региона. Курьёз был в том, что водитель, а звали его Глеб, был белорусом, машина его имела литовские номера и везла из Англии концертный груз группы "Дип Пёрпл" в Красную Поляну. Доехал с ним до Джугбы, откуда он поехал на восток, а я пошёл на запад. Вот я и на берегах Чёрного моря, иду в лес и ставлю палатку на берегу ручья, бегущего с гор. Деревья здесь ещё не покрылись листьями, но уже полно разнообразных цветов и летают бабочки.
Поскольку путь по побережью я задумал начать в Тамани - туда и направился на следующий день. Солнце прогрело воздух до двадцати градусов и погода радовала. В Тамани я уже несколько раз был, но всё равно что-то сюда тянет вновь, в этот маленький уютный городок среди степей и виноградников, история которого начинается ещё со времён греческих колоний три тысячи лет назад. Отсюда по берегу решил пройтись пешком в сторону Анапы по Бугазской косе - полоске песка, разделяющей море и Бугазский лиман. Её длина 14 километров, а ширина - сотня метров. За Анапой и посёлком СуПсех встал на ночлег на склоне холма, с которого открывался чудный вид на море и посёлок. Внизу зажглись фонари домов и освещение трассы, а на небе появились многочисленные звёзды.
От СуПсеха шёл пешком то в гору, то вниз - до посёлка Большой Утриш, расположенного при одноимённом мысе, вдающемся в море закорючкой. Посёлок теснят к морю горные склоны, поросшие можжевельником. Некоторые экземпляры этого растения, живущего сотни лет, достигают такой толщины, что не обхватить руками. Окрестности Утриша известны любителям тихого отдыха вдали от цивилизации, так как это место в силу особенности его расположения до сих пор не застроено домами отдыха и пансионатами. В одной из лагун я расположился на отдых - тишина и покой, толп отдыхающих пока нет - сейчас так называемый "мёртвый сезон". На следующий день прошёл по Водопадной щели, названной так по ручью, обрывающемуся к морю небольшим водопадом. Наверху, у дороги на Малый Утриш, расположилась вахта экологов добровольного движения "Спасём Утриш". Уже второй год они следят за этим местом, которому ещё недавно угрожала застройка. Поскольку вдоль моря дорогу не проложить - её стали прорубать напрямик через лес Заказника, спиливая реликтовые многовековые можжевельники. Сейчас строительство незаконной дороги остановлено и добровольцы несут вахту, дабы не допустить продолжения вырубок. Они лечат раны, нанесённые земле техникой - сажают молодые деревья, восстанавливают дерновой покров. Несколько дней я провёл в лагере экопоста, помогая им в работе по одерновке. За проведённое здесь время мною были исхожены все ближайшие окрестности.
Дальнейший мой путь лежал в Новороссийск, который мне показался чем-то похожим на Петербург. Набережные, памятники, красивая архитектура. Прогулявшись до порта, уехал на попутках далее. Около Геленджика есть интересное место, которое я давно хотел посетить - геологический памятник скала Парус - это останец из твёрдых пород, стоящий в море совсем рядом с берегом. Интересна она своей толщиной - при высоте и ширине с хорошую многоэтажку толщина скалы всего метр. Недалеко от этих мест расположен посёлок Возрождение, известный своими дольменами - сооружениями из каменных плит, возраст которых - несколько тысяч лет. Дольмены имеют каменные стены и массивную крышу, в передней стене - круглое отверстие, придающее сооружению сходство с пчелинным ульем. О назначении дольменов до сих пор спорят учёные, считается, что эти конструкции имели астрономическое и религиозное значение - как например Стоунхендж в Англии. Также я посетил дольмены у посёлка Пшада.
Дальнейший мой путь лежал в Туапсе - подвёз водитель с питерскими номерами - снова привлекла внимание моя табличка на рюкзаке. За ближайшие несколько дней я посетил также Лазоревское и Сочи. Если Новороссийск показался мне похожим на Петербург, то Сочи напомнило Москву - много деловых людей с папками и мобильниками, все куда-то спешат, хотя и не так стремительно, как в самой Москве. Тут всё-таки курорт, и даже спешат здесь не торопясь. Курортные города, а Сочи особенно, засажены пальмами разных видов, что делает эти места похожими на Майами. В окрестностях Сочи строят новые дороги к Олимпиаде, всюду рекламные плакаты, напоминающие что здесь произойдёт в 2014 году. Нагулявшись по улицам курорта я двинулся в обратный путь - две недели прошли в поездке по Югу, пора было поворачивать на Север, что я и сделал.

Восточная сказка
Возвращаться с юга я думал через Элисту - столицу Калмыкии, где я был лишь проездом, а хотелось бы посмотреть её подробнее. С дорогой мне повезло - сразу от Туапсе была попутка до Невинномысска, где находится поворот на Элисту. Однако водитель - звали его Муслим - ехал ещё дальше - в Грозный, столицу Чеченской республики. После войны, превратившей Грозный в руины, произошли большие изменения, город вновь отстроен и живёт, однако военных и милиции в крае до сих пор много. Чечня сегодня даже несмотря на мирное время практически не посещается туристами - все боятся террористов, считая край "Горячей точкой", где каждый день стрельба и убийства. Поразмыслив, что у меня в руках шанс посмотреть Чечню, я спросил об этом Муслима. Он сперва побоялся - а вдруг на посту военные примут меня за террориста - ведь у меня с собой рюкзак, палатка и прочее для жизни в лесу, но потом согласился и мы вдвоём поехали в Грозный. Ехали долго, проезжая Майкоп, Армавир и Пятигорск, где вздремнули прямо в машине. На следующий день домчали до границы с Ингушетией. Пост на въезде напоминал крепость - окопанная бронетехника, железобетонные укрепления с амбразурами, прогуливаются военные в бронежилетах и касках. Автоматы - даже у сотрудников ДПС. Проверили документы и отпустили дальше. Я ехал к Муслиму в гости, а если бы ехал просто так, сам по себе - в город, где ни кого не знаю - неизвестно, пропустили бы меня на посту.
В середине дня въезжаем в Грозный. Нигде ни одного разрушенного здания не видно - всё отстроено заново, починено, блестит краской. По городу ходят мужчины в тюбитейках и женщины в платках. В доме Муслима меня приняли как дорогого гостя, знакомили с родственниками, с бабушкой и дедушкой, которому 95 лет. Угощали национальными блюдами - галушками с бараниной, чеченским лавашом, домашним сыром. Вечером после отдыха все нарядились - Муслим, его жена и четверо детей - вместе со мной ехали кататься по ночному городу. Центральная улица, носящая имя Путина, вся светится огнями фонарей и подсветкой зданий. Всюду - портреты Рамзана Кадырова, президента республики, а также портреты его отца - Ахмада. В центре возведена огромная мечеть, напоминающая Стамбульскую Софию. Богато украшенная, подсвеченная прожекторами, она словно возникла из сказки про Алладина. Считается, что это самая большая мечеть в Европе - вмещает до 25 тысяч человек. В центре много красивых зданий, торговые центры европейского уровня сверкают неоном, стоят кинотеатры, зайдя в фойе которых создаётся ощущение, что из Петербурга и не уезжал. Много школ, перед которыми написано по чеченски "Марша догiийла !", что значит добро пожаловать. Есть даже Ледовый Дворец, где молодёжь катается на коньках. Дети Муслима любят ходить на каток. Ночью я спал прекрасно, полноценно отдохнув.
На второй день пребывания в городе Муслим повёз меня на телевидение, планируя снять репортаж про моё путешествие, чтобы показать всем, что мифы о опасности Чечни не страшат путешественников. Мы беседовали с руководством канала ВайНах (по чеченски - "Наши Люди"), однако сюжет обо мне сегодня вставить не получится - программа составлена - новостей много, а завтра - Пасха, придётся ждать понедельника. Я же планировал уже уезжать, поэтому от идеи снять меня для телевидения мы отказались. Мне нужно было двигаться дальше и я купил на автовокзале билет на автобус до Элисты - это ускорит время выбирания из Чечни и упростит прохождение постов ДПС. Пасху я встречал в семье Муслима, хотя все они мусульмане, мы смотрели трансляцию службы и новости. В воскресение я распрощался с Муслимом и его родственниками, как с собственной роднёй, и уехал на автобусе в Элисту. Путь был долгий - ехали через степи Дагестана и Калмыкии, к вечеру добрались до места назначения, я вышел в степь и под звёздным небом расставил палатку и лёг спать.
Элиста - город по своему уникальный. Калмыкия - единственное административное образование на территории Европы, где буддизм является официальной религией. Народ, её населяющий, имеет корни от монгольских кочевников. Я гулял по городу, словно оказавшись в другой стране - настолько большой была разница. Если в Чечне я ощущал, что попал в Иран, то здесь совсем как в Монголии. Улочки в центре украшены малыми скульптурами в национальном стиле - кони, старцы с посохами, верблюды. Поразил меня буддийский храм - огромное сооружение, крыша с загнутыми к небу углами. По периметру здания - беседки с скульптурами Великих Учителей и с молельными барабанами, имеющими высоту под два метра. Внутри барабана помещён свиток с молитвами и верчение его равносильно произнесению молитвы. Прихожане обходят храм по часовой стрелке, вертя барабаны, и затем идут в храм. Недалеко от вокзала - сквер со ступой и статуей Будды, считающейся самой большой в Европе. Погуляв по городу я вздумал перекусить и зашёл в чайную, где заказал национальные блюда - хурсн махн - лапша с бараниной и дзомба - калмыцкий чай с молоком. Получилось вкусно, сытно и дёшево. Заправившись, пошёл на трассу - теперь, посетив Элисту - финишная прямая домой. Выбрался за Волгоград, поймал попутку до самого Подмосковья. Вновь я в Москве - кольцо пути моего замкнулось. Вот за Москвой с транспортом было похуже - немало пришлось пройти пешком, но всё же до Питера я доехал быстрее, чем на поезде. Прошли три недели путешествия, 5300 километров автостопом, 300 пешком и почти пол тысячи автобусом - я снова дома, и снег здесь почти растаял. Закончилось ещё одно путешествие, так похожее на сказку. На восточную сказку. И хочется поблагодарить тех, кто мне её подарил.