республика Алтай / Автотуризм

Путешествие на Сайлюгем

13 - 18 июня 2009 г.

Из Новосибирска на Сайлюгем.

_MG_2537 _MG_2537
DSC07821 DSC07821
DSC07861 DSC07861
DSC07903 DSC07903
DSC07908 DSC07908
DSC07917 DSC07917
DSC07918 DSC07918
DSC07940 DSC07940
  13 июня 2009г. в 6.00 мы на двух машинах, Toyota Alion и Nissan AD, выехали из Новосибирска. Нашей целью была г. Сайлюгем, почти на границе с Монголией. До Сростков ехали без остановок (исключение АЗС). В Сростках на местном базарчике купили варёной картошки, малосольных огурцов и продолжили путешествие. Возглавлял нашу мини-экспедицию Павел, неоднократно бывавший на Алтае, за ним следовали мы с женой. Должен отметить, что Toyota заправлялась в два раза реже, т. е. я сжигал бак, а Павел пол бака. Проехав оживленные места (Монжерок и т. п.), в районе Усть- Сёмы переехали на левый берег Катуни и продолжили путешествие дальше в горы. Погода была холодная, пасмурная и на первом перевале, Семинском, даже в куртке было прохладно...Спускаясь с перевала мы обратили внимание на целые поля огоньков (по другому жарков), непогода осталась за перевалом, а нам навстречу улыбалось солнце...На следующем перевале, Чике-Таманском, мы остановились на верхней площадке и полюбовались открывающимся оттуда видом...Лариса повязала ленточку на дерево и, попив горячего чаю с мёдом (купили в Сростках), по красивому серпантину мы спустились с перевала. Вскоре снова показалась Катунь, которую прежде скрывали горы и мы сделали небольшой привал, попили чаю и сделали несколько снимков. Следующую остановку мы сделали в месте впадения р. Чуя в р. Катунь, природный парк Чуй-Оозы. Здесь открывается чудесный вид на окрестности. Наше путешествие продолжилось по правому берегу Чуи и около шести часов вечера мы остановились около небольшой речки и разбили палатки. После двенадцати часового путешествия мы остановились на ночлег, проехав 842 км. С нами была гитара и вечер мы провели у костра...На утро, умывшись и позавтракав мы с Ларисой решили подняться на ближайший холм, поросший сосной, лиственницей и кедром. Для Ларисы это стало настоящим испытанием так как склон довольно крут. Приходилось петлять, обходя препятствия, и периодически отдыхать...И вот наконец вершина! А на вершине - пустая бутылка из под пива (и здесь нагадили!)...Спускаться было для меня гораздо труднее, каждый шаг отдавался сильной болью в коленях, так что когда мы достигли подножия, я наконец-то с облегчением вздохнул. Павел, дождавшись нас, вернулся немножко назад и пофотографировал долину реки Чуя, которую накануне мы проехали, в общем день прошёл в активном отдыхе, плюс собрали чужой мусор в районе стоянки, который выбросили на следующий день в Кош-Агаче... Вечером опять посиделки у костра и подготовка к утреннему отбытию в Кош-Агач.
              Кош-Агач выглядел уныло, так как на улицах почти нет растительности, высокогорная степь. Павел решил пообедать, а мы побродили по местному рынку, всё как везде, ничего экстраординарного...Наконец двинулись к цели нашего путешествия г. Сайлюгем (в переводе Каменный ручей), однако за Кош-Агачем были остановлены пограннарядом и вынуждены были вернуться для получения пропуска в погранзону. Ожидание растянулось на несколько часов. Наконец, уладив все формальности, мы продолжили наше путешествие и через не продолжительное время достигли цели. Мы поставили палатки на берегу речки Сайлюгем, с изумительно прозрачной водой, текущей с ближних ледников, чьё дыхание здесь ощущалось...Павел напилил дров из валежника (берег ручья порос не высокой лиственницей) и мы сварили обед. Потом бродили по окрестностям, наслаждаясь полным отсутствием людей, хотя следы пребывания (покосы и т. п.) нам периодически встречались. Из звуков присутсвовали только ветер в кронах деревьев, шум воды, да пересвист птиц, иногда в небе проплывали стервятники (один из них украл мыло, оставленное на камне). В очаге, выложенном камнями, весело потрескивал огонь, но температура, даже на солнце была не высокая, градусов 12, поэтому ходили в куртках и бушлатах...
От Сайлюгема через Акташ и Улаган на Кату-Ярык.

Остаток дня и вечер прошли в хлопотах по обустройству лагеря, заготовке дров и приготовления нехитрого ужина…Поправили очаг из камней, поставили палатки, развели огонь… Чай, каша и салат завершили вечер, и мы разошлись по палаткам. Мы с Ларисой соединили два спальника в один и раздевшись, забрались внутрь. По палатке тихо шуршал дождик и под его монотонный шум, мы вскоре уснули…Проснувшись, первым делом развели огонь и поставили кипятить чай. Утро было пасмурным и прохладным, градусов 10-12. Наскоро умывшись ледяной водой Сайлюгема, усевшись у костра стали пить чай. Солнце, поднявшись выше, разогнало туман, ветерок унёс тучи за ближайшие горы, на улице и душе потеплело, и Паша решил помыть голову. Лариса смотрела на него с содроганием (очень не любит холод). Завершив процедуру омовения, он присоединился к нам, и мы позавтракали, чем Бог послал, завершив трапезу традиционным чаепитием. Затем Паша собрался проверить есть ли дорога дальше, а Лариса составила ему компанию, я остался в лагере и пока они отсутствовали, обследовал ближайшие окрестности и тоже решил помыть голову. Мне казалось мой мозг, замерзает, вода была невероятно холодной. И всё-таки с чистой головой я почувствовал себя значительно лучше…Вскоре вернулись Павел с Ларисой и мы стали готовить обед. Большим разнообразием наше питание не отличалось – суп либо с тушенкой, либо из рыбных консервов, каша опять же с тушенкой и салат с чаем или растворимым кофе. После вкушения пищи я собрался пройти вверх по ущелью к истоку Сайлюгема. Лариса была категорически против, мотивируя это тем, что идти одному в горы опасно тем более, что сотовая связь полностью отсутствовала…В её словах была железная логика, но я принял решение и вопреки её возражениям всё-таки двинулся в путь. В дорогу я взял только фотоаппарат, решив идти налегке. Тропа вела гору, и речка периодически распадалась на сеть рукавов, так что я переходил с одного берега на другой, попутно делая снимки. Несколько раз попадались сухие каменные русла по которым весной вода пополняла Сайлюгем…Вскоре деревья (лиственницы) остались позади и я вступил в царство мхов и карликовой берёзы. Подъём занял около четырёх часов, солнце неуклонно стремилось спрятаться за гору, близился вечер и сделав наверху ещё несколько снимков, я пустился в обратный путь. Спускаться было легче и тем не менее спуск занял около трёх часов, и я вышел к лагерю в сумерках. Лариса с Павлом обрушились на меня с руганью, за то, что я пришёл на несколько часов позже, чем обещал, а так как связи нет, они начали волноваться, не случилось ли чего со мной (хотя, что может случиться с таким как я? Да если и случится – не велика беда…). Я честно признал свои ошибки, попросил прощения и после получасового ворчания, со скрипом был прощён… После ужина я забрался в спальник и проспал, как убитый до утра. А на утро свернув палатки и прибравшись в лагере мы попрощались с гостеприимным Сайлюгемои и двинулись в обратный путь…Миновав д. Кокоря мы недалеко от Кош-Агача сдали пропуска погранцам и устремились к селу Акташ. В Акташе, заправившись бензином под завязку, мы направились через плато Пазырык в Улаган. Должен вам заметить это другой Алтай, нежели Кош-Агачский район, горы здесь пониже и сплошь поросли хвойным лесом, в основном, лиственницей. Миновав «Красные ворота» мы ехали мимо двух мрачных, тёмных озёр. Павел сказал, что они мёртвые, тем не менее, на берегу то здесь, то там виднелись таблички с надписью: «Частная территория! Купание и рыбалка только с разрешения собственника, выезд на берег запрещён!». Плато Пазырык встретилонас снегом и мы, сделав несколько снимков, продолжили путь в Улаган, куда мы благополучно прибыли в районе обеда. Музей был закрыт и мы, посетив продуктовый магазин, продолжили наше путешествие. Нашей целью теперь был перевал Кату-Ярык и долина реки Чулышман, впадающей в Телецкое озеро…От Улагана до Балыктуюля был асфальт, а вот дальше дорога запетляла по просёлкам. Вид открывался бесподобный! Внезапно появился склон, поросший дикими пионами (родиола розовая), стоявших группами штук по 10-20, просто завораживающий вид! После нескольких часов езды мы спустились к перевалу Кату-Ярык (мысленно я его назвал коту кердык, но это было потом, а пока…). Собственно это не перевал в классическом смысле, а крутой спуск длинной в 3,5 км с перепадом высот 800м. Мы стояли на краю обрыва, а под нами, на дне узкой, глубокой долины едва виднелись спичечные коробки домиков базы и несущий в каменной теснине свои воды Чулышман. Павел что-то говорил о том, что перевал считается опасным, но у меня даже мысли не возникло отказаться от спуска в долину и лишь спустившись я понял, что поступил опрометчиво, Nissan AD, весившая почти 1,4 тонны с двигателем 1,3 и мощностью 88л.с. с одним передним приводом могла просто не подняться обратно в перевал…Много позже я прочитал в одном из буклетов описывающих самые интересные места Алтая, что подняться в перевал Кату-Ярык можно только на полном приводе…Но мы спустились и продолжили путь по дороге, вырубленной в скале и проехали около 30км. Ещё засветло мы насобирали дров и развели костёр. Я в Улагане купил бутылочку водки и после трудов праведных и в честь покорения, так сказать, Кату-Ярыка , мы позволили себе её распить. Когда совсем стемнело, подъехали две машины, они оказались из Новокузнецка и искали место для ночлега. Паша пригласил их к нашему костру, и они далеко за полночь разговаривали, что очень не понравилось Ларисе, она нервничала, не выспалась и в результате утром довела меня своими капризами, я плюнул, собрал палатку и около 12 часов дня мы двинулись в обратный путь. Павел остался, а мы, надувшись друг на друга, ехали к перевалу…Тем временем небо затянули тучи и стал накрапывать дождь. Подъехав к перевалу я остановился, постоял, как бы переводя дух… Надо сказать, что самое неприятное в Кату-Ярыке это очень длинный и крутой заход, очень крутой и очень длинный (мне так показалось). Я включил первую передачу и молился только чтобы не валился на дорогу камень со стены, да встречный не помешал подняться… В общем в конце этого затяжного подъёма, когда двигатель на последнем издыхании всё-таки вывез нас, я вздохнул с облегчением и дальнейший подъём мне показался лёгкой прогулкой…Возможно помогло то, что дождь не успел разойтись, а резина была зимняя Йокогама…Обратный путь до Новосибирска занял более 15 часов и вымотал меня морально и физически, но после Кату-Ярыка, Чике-Таманский и Семинский перевалы показались мне просто пригорками…Мы покидали Алтай оставляя за собой сплошную стену дождя…
P.S. Павел на Alione, на летней резине поднимался в дождь и поднялся только с третьего раза, порвав колесо…