Армения / Спортивный туризм | Самостоятельная поездка | Автотуризм | Пешеходный туризм

Великолепная Армения. Часть 3-я: Монастырь Ованаванк, Апаранское водохранилище, Тегенецванг. Эчмиадзин и Звартноц.

1 - 4 сентября 2016 г.
Ереван - Апаран - Вагаршапат - Москва

Монастырь Ованаванк, Апаранское водохранилище, притвор Тегенецванг.

Часть 2-я здесь:

День 7-й, Четверг, 01 сентября 2016 года. Монастырь Ованаванк. Апаранское водохранилище, притвор Тегенецванг.

Монастырь Ованаванк в селе Оганаван. Легенда о настоятеле. Вновь Касахское ущелье. Апаран – армянское Габрово. Церковь Святого Креста. Апаранское водохранилище. Армянские дороги и Советский автопром на газе. Притвор Тегенецванг. Таверна «Кавказ». Поющие фонтаны на площади Республики. Армянские драмы.

Отъезд на 10-00 назначили, но выехали в 11-15, потому что Арута ждали, который кондиционер в квартире починить обещал. Оставив Арута с кондиционером наедине, в машину погрузились.

001-Ереван
002-Ереван
003-Ереван

Направлялись мы на северо-запад от Еревана, в монастырь Ованаванк в селе Оганаван.

004-Карта

По дороге образцами советского автопрома любовались.

005-Автобус

На одном из участков трассы Витя зазевался и скорость превысил: разрешено было 90 км/час, а он на 96 км/час проехал, после чего немедленно полицией остановлен был, но штрафом в 3000 драмов (чуть более 400 рублей) отделался.

Вскоре мы в монастырь Ованаванк в селе Оганаван прибыли.

006-Монастырь Ованаванк

-В свое время этот средневековый монастырь был одним из главных и значимых монастырей Армении, -рассказывал Витя.- В нем хранились саван, в который был укутан Иисус Христос, и гвоздь, которым была прибита его правая рука. Помимо этого, в монастыре хранилась десница св. Стефана – того самого первомученика, побитого камнями.

007-Монастырь Ованаванк
008-Монастырь Ованаванк

-Самым старым строением комплекса являлась церковь типа базилики, построенная в 4-м веке Григорием Просветителем, но от нее мало что осталось. Сегодняшний монастырь Ованаванк - это сооружения 12-го – 13-х веков.

-Слушай Витя, -восхитилась свояченица.- Григорий Просветитель за 13 лет в подземелье (судя по всему) так настрадался, что после собственного освобождения всю Армению храмами застроил.

-С монастырем этим интересная легенда связана, -ухмыльнулся в ответ Витя.- Войска полководца Тамерлана грабили и уничтожали все на своем пути. Когда они подошли к монастырю Ованаванк, его настоятель, не желая видеть осквернения святыни, решил утопиться. Господь не пожелал смерти настоятеля, и свершилось чудо - тот прошелся по воде, как по земле.

-Увидев это чудо, изумленный Тамерлан решил исполнить любую волю настоятеля. В ответ настоятель попросил пощадить столько народа, сколько в храм поместится. И стали люди заходить в храм, а храм все не наполнялся: каждый входящий в храм превращался в голубя и улетал из окна.

-Увидев второе чудо, Тамерлан настолько проникся, что не стал ничего в монастыре разрушать и вместе с войском из него удалился.

-Монастырь на краю ущелья, причем ущелье знакомое, -размышлял я вслух.- Такое ощущение, что мы здесь были уже.

010-Касахское ущелье
011-Касахское ущелье

-Рядом были, -подтвердил Витя.- Ущелье Касахское, наш Гранд-Каньон. А монастырь, который мы в понедельник посетили, Сагмосаванк называется – он чуть севернее находится.

009-Карта

-А в чем между ними разница? -заинтересовалась Люся.- И зачем мы сюда приехали?

-Ованаванк старше и (соответственно) круче, -пояснил Витя.- Его сразу после принятия Арменией христианства построили. Кроме того, обратите внимание на расцветку кладки зданий Ованаванка: красные и черные камни в шахматном порядке расположены. А заехали мы сюда потому, что нам все равно по дороге.

012-Монастырь Ованаванк

-Хорошо, -согласились мы.- По монастырю, так и быть, погуляем.

013-Монастырь Ованаванк

023-Монастырь Ованаванк
024-Монастырь Ованаванк
025-Монастырь Ованаванк

Монастырь как монастырь, хотя одно открытие мы (похоже) сделали: нашли настолько древние деревянные двери, что они (возможно) еще Григория Просветителя застали.

026-Монастырь Ованаванк
027-Монастырь Ованаванк
028-Монастырь Ованаванк
029-Монастырь Ованаванк
030-Монастырь Ованаванк

Нагулявшись, сели в машину и дальше поехали.

031-Армения

Путь наш в город Апаран лежал.

032-Карта

Мимо знакомого памятника армянскому алфавиту проехали.

033-Памятник армянскому алфавиту
034-Памятник армянскому алфавиту
035-Армения

Наконец добрались до Апарана, который в 59 км к северо-западу от Еревана находится.

-Название города местные жители связывают с легендой, которая гласит, что однажды над четырьмя вершинами горы Арагац повисла лампада, наполненная слезами Григория Просветителя, рассказывал Витя.- Она держалась без веревки («анпаран»), буквально висела в воздухе. Говорят, лампада и сейчас висит там, но увидеть ее может только человек с чистым сердцем. Именно в ее честь город получил название Анпаран, а буква «н» со временем исчезла.

-Жители Апарана в Армении знамениты, так же как жители Габрово в Болгарии: про них многочисленные анекдоты рассказывают.

-Еще Апаран очень вкусной водой славится.

036-Апаран

Мы зашли в местный супермаркет и разных вкусняшек накупили, включая лепешки, в тандыре испеченные, и квас: Витя пикник предложил организовать на близлежащем водохранилище.

037-Апаран
038-Апаран
039-Апаран
040-Апаран
041-Апаран
042-Апаран

-Я вас сюда не только ради закусок привез, -сообщил Витя.- Апаран, конечно город, но больше на поселок похож – вон куры везде бродят.

043-Апаран

-Но тут есть базилика 4-го века – церковь Св. Креста. По словам местных жителей, «Сурб хач» обладает особой силой, потому что здесь хранится обломок креста, на котором был распят Иисус Христос.

044-Церковь Св. Креста
045-Церковь Св. Креста
046-Церковь Св. Креста

-Базилику основательно отремонтировали в 1826 году, но в советское время землетрясение ее разрушило, и только недавно церковь восстановили. Есть, правда, одна проблема. Здесь до середины октября тепло, а зима в апреле заканчивается, но весь май дожди идут и церковь заливает.

047-Церковь Св. Креста
048-Церковь Св. Креста
049-Церковь Св. Креста
050-Церковь Св. Креста
051-Церковь Св. Креста
052-Церковь Св. Креста

Покинув город, к Апапранскому водохранилищу отправились.

053-Апаран
054-Апаран
055-Апаран

Но доехать до него не смогли – дорога совсем отвратительной стала.

056-Апаранское водохранилище

Тогда мы достали пакеты с едой и пешком пошли – идти примерно 2 км предстояло.

057-Апаранское водохранилище

По дороге выпивающую и закусывающую за столом компанию встретили, пригласившую к ним присоединиться и кучи мусора.

058-Апаранское водохранилище

-Апаранское водохранилище – самый крупный искусственный водоем в Армении, -рассказывал Витя по дороге.- Его площадь – почти 8 кв. км. Очень популярное место для отдыха и рыбалки. Вода из водохранилища для орошения используется.

-А почему отдыхающие мусор за собой не убирают? -спросила жена.- Будто стадо свиней прошло.

Наконец дошли до воды.

059-Апаранское водохранилище
060-Апаранское водохранилище
061-Апаранское водохранилище

Сели отдохнуть под соснами и еду с квасом достали.

062-Апаранское водохранилище
063-Апаранское водохранилище

-Обратите внимание, -сказал Витя.- Справа на мысу церковь без крыши, но с крестом стоит. Ее каждую весну целиком водой заливает, но крест всегда над водой высится.

064-Апаранское водохранилище
065-Апаранское водохранилище
066-Апаранское водохранилище

Покидать такое уютное место не хотелось, но пришлось. Добравшись до машины, назад в Ереван поехали.

067-Дорога в Ереван
068-Дорога в Ереван
069-Дорога в Ереван

Витя какой-то другой путь для возвращения выбрал и очень скоро мы об этом пожалели.

070-Армянская дорога
071-Армянская дорога

-Ишак в горах самый безопасный путь выбирает, -пояснил Витя.- По этой дороге я на бензине поеду, на газе двигатель не потянет.

072-Армянская дорога

Тем не менее, чем дальше, тем дорога хуже становилась: иногда мы по ней со скоростью 10 км/час двигались.

076-Армянская дорога

-Такое ощущение, что дорогу эту долго и вдумчиво бомбили, -заметил Рома.

077-Армянская дорога

-Это направление, а не дорога, -возразил Витя.- Асфальт на ней еще при Советской власти положили и больше ни разу не ремонтировали. Вон там слева целый завод брошенный, а может - фабрика.

073-Завод
074-Завод

-Популярность советских автомобилей с качеством армянских дорог напрямую связана. В Ереване их еще не так много, но стоит из Еревана выехать, как тут же в царство советского автопрома попадаешь. Машины эти (благодаря Таможенному союзу) дешевы, да и запчасти к ним – тоже, даже благородные «Волги».

075-Армянская дорога

-А с армянскими дорогами только «Нива» управиться в состоянии. В 2001 - 2008 годах особо популярны белые «Нивы» были. На трассе Севан-Ереван есть поворот один обманчивый, молодежь на белых «Нивах» в него часто не вписывалась и сразу на встречу с Всевышним отправлялась: там обрыв глубиной метров 150.

078-Армянская дорога
079-Армянская дорога

-Из грузовиков особенно «ЗиЛы» популярны, хотя и «КАМАЗы» также встречаются.

080-Армянская дорога

-Автосервисы в стране есть, но все предпочитают пользоваться услугами знакомых умельцев – «гаражный автосервис».

082-Армянская дорога

-Любимая народная армянская забава – установка на машины газового оборудования. Им «Девятки», «Москвичи», «Газели»-маршрутки и даже «Запорожцы» оборудуют. При чем не для какого-нибудь сжиженного пропана (его в Армении нет), а самого помоечного сжатого метана: машина на нем 150 - 170 км проходит, после чего ее 20 минут заправляют. Поэтому сразу несколько баллонов с газом к днищу грузовиков и на крыши автобусов крепят.

081-Армянская дорога

-И это при том, что 10 км пути на газе в 48 рублей обойдется, а на бензине – в 52 рубля, -не замедлил вставить свои пять копеек Рома.

-Возможно и так, -отмахнулся Витя.- Но мы все к газу привыкли.

-Совсем уж безбашенные и экономные баки из-под пропана за копейки покупают, устанавливают и взрываются: стенки таких баков в три раза тоньше, чем у баков для метана, и давление метана пропановые баки не выдерживают.

-Двигатель на газе изнашивается гораздо быстрее, чем на бензине, но всем плевать на это. А когда «убитая» газом машина последний выхлоп испускает, ее до исподнего «раздевают» и бросают возле дороги или в чистом поле, потому что транспортировать ее до пункта сбора металлолома – дорого. Вся Армения машинами (да и домами) брошенными усеяна.

083-Армянская дорога
084-Армянская дорога
085-Армянская дорога
086-Армянская дорога

-Ты, кстати, сегодня ни разу не заправлялся, -заметил Рома.

-Я сегодня целый день на бензине езжу, -объяснил Витя.

087-Армянская дорога

Уже совсем недалеко от Еревана Витя остановил машину и предложил нам прогуляться к последнему на сегодня объекту – развалинам притвора Тегенецванг, потому что на машине к нему не подобраться.

-Это очень красивое и необычное место, -сообщил Витя.

И мы вновь по буеракам потопали. Я, кстати, не нашел потом Тегенецванг на карте. Есть на ней похожие развалины под названием Птгнаванк.

089-Тегенецванг
090-Тегенецванг
091-Тегенецванг
088-Карта

Пошел дождь и Тегенецванг весьма кстати пришелся, в нем мы от дождя укрылись.

092-Тегенецванг
093-Тегенецванг

К тому же рядом с развалинами вкусная зрелая алыча нашлась.

094-Тегенецванг
095-Тегенецванг
096-Тегенецванг

Судя по импровизированному алтарю, притвор верующими посещается.

097-Тегенецванг

-Этот притвор тем интересен был, что на самой верхушке его купола изображение павлина имелось, -рассказывал Витя.- Но потом оно упало и разбилось.

098-Тегенецванг
099-Тегенецванг
100-Тегенецванг
101-Тегенецванг
102-Тегенецванг
103-Тегенецванг
104-Тегенецванг

Дождь все не заканчивался и до машины мы почти бежали. Кончился дождь сразу же, как только мы на дорогу выехали.

105-Армянские дороги

В Ереване следов дождя не нашлось.

106-Ереван

По дороге у завода «Арарат» остановились, где в обменнике рубли на драмы поменяли, а я в музейном магазине две бутылки «Армении» по 22 650 драмов (т.е. чуть больше 50 баксов каждая) на подарки прикупил. Сам в подарок очередной магнит получил.

107-Ереван
108-Ереван
109-Магнит

В 17-00 дома оказались. Арут обещание сдержал – починил и кондиционер, и сиденье на унитазе.

Витя ангажировал Рому на вечерние посиделки любителей компьютерного футбола, а нам посоветовал в таверну «Кавказ» поужинать сходить. За Ромой Витя в 19-00 заехать пообещал. Мы бы и раньше ужинать пошли, но ключ от квартиры у нас один на всех имелся.

Со скуки мы пару бутылок вина продегустировали.

110-Вино
111-Вино

Наконец появился Витя на большой машине и предложил нас до таверны «Кавказ» подбросить. Приглашением мы воспользовались.

112-У дома
113-Таверна Кавказ
114-Карта

В таверне нам понравилось.

114-Таверна Кавказ
115-Таверна Кавказ

Прежде всего мы два кувшина домашнего вина заказали. Кувшин хоть с белым, хоть с красным вином 1500 драмов стоил, поэтому мы и с белым, и с красным взяли. Курить можно было.

116-Таверна Кавказ

Дальше заказ еды пошел: кучмачи, чакапули, острая грузинская солянка, хачапури и (лично для меня) яичница. Каждое блюдо в среднем 2500 драмов стоило, яичница – 400 драмов.

Еда очень вкусной оказалась, обслуживали быстро и очень вежливо, все официантки русский знали.

117-Таверна Кавказ

Счет (с уже включенными чаевыми) нас просто потряс: 14 385 драмов. Это две тысячи рублей за ужин на четырех человек с вином выходило: так дешево мы в Армении еще не кушали.

После ужина Люся домой пошла, а мы по центру Еревана погуляли.

118-Ереван
124-Ереван
125-Ереван
126-Ереван

В конце концов мы до площади Республики добрели, где как раз поющие фонтаны работали.

Поющие фонтаны на площади Республики, Ереван, Армения, «Queen», «We are the Champions of the World», 01 сентября 1916 года.

Дома еще вина выпили и с интересом с балкона автомобильную драму, под окнами разыгравшуюся, понаблюдали: легковушка крепко в задницу автобус «поцеловала». Полиции видно не было, зато знакомые обеих сторон конфликта все подъезжали и подъезжали, устроив под балконом настоящий автомобильный затор с шумным выяснением отношений. Не знаю, чем все закончилось – досмотреть драму не удалось, но утром под окнами машин не было.

Постепенно все спать разошлись.

Что касается меня, то я с армянскими драмами разбирался, небольшую коллекцию которых собрал. Монеты себе оставил, а купюры позже потратил.

127-Монеты
128-Купюры
129-Купюры
130-Купюры
131-Купюры

Вскоре и Рома явился.

Эчмиадзин и Звартноц

День 8-й, Пятница, 02 сентября 2016 года. Эчмиадзин и Звартноц.

Русский язык со второго класса. Эчмиадзин, он же Вагаршапат. Праздники Вардавар и Терендез. Храм св. Рипсиме. Церковь св. Гаяне. Эчмиадзинский монастырь. Хачкары. Памятник жертвам Геноцида (1965 год). Кафедральный собор и музей. «Храм Бдящих Ангелов» Звартноц. Таверна «Ереван».

Отъезд на 11-00 был назначен, поэтому все с удовольствием выспались. Свояченица даже яичницу с мясной нарезкой приготовить успела.

На этот раз Витя с собой профессионального гида Ирину взял.

-Сегодня мы с вами по территории Армавирской области путешествовать будем, -сообщила Ирина.- Мы посетим храмы св. Рипсиме, св. Гаяне, Кафедральный собор и развалины храма Звартноц. Все эти храмы под эгидой ЮНЕСКО находятся и 7-м веком датируются, кроме Кафедрального собора: собор – древнейшее христианское сооружение на территории Армении и к 4-му веку относится.

-Сейчас мы с вами мимо самого большого собора на территории Армении проезжаем – собора св. Григория Просветителя. Его в 2001 году построили, к 1700-летию принятия Арменией христианства, в нем мощи св. Григория Просветителя хранятся.

025-Собор Св. Григория Просветителя
026-Собор Св. Григория Просветителя

Собор Св. Григория Просветителя

-Давайте я вам, пока едем, немного про Армению расскажу. Напротив, с правой стороны – Педагогический университет. У нас очень много университетов: 26 государственных и 33 частных, поэтому общий образовательный уровень весьма высок.

001-Педагогическии университет

-Например, русский язык у нас со второго класса во всех школах учить начинают, а с третьего класса – английский, это обязательная программа. Есть школы, где изучают испанский и французский, но это частные школы. Также во всех школах с первого класса шахматы изучают.

-А нарды – со второго? -ухмыльнулся Рома.

-Мы мимо бывшего кинотеатра «Москва» проезжаем, -рассказывала Ирина.- В 90-е годы прошлого века большинство кинотеатров в Армении закрыто было, но сейчас есть действующие кинотеатры. Если фильм неармянский, он на русском языке демонстрируется.

-Старшее поколение иностранные языки плохо знает, поэтому если пожилых людей что-то на немецком или английском спрашивают, то они на русском отвечают.

-Сейчас мы с вами по мосту Победы проезжаем: он соединяет заводы «Ной» и «Арарат», поэтому его часто Пьяным мостом называют. Под мостом река Раздан протекает: эта единственная река, вытекающая из озера Севан, разделяет Ереван на две части и в конце концов в Каспийское море впадает.

-Там дальше гору Арарат увидеть можно. Вы Арарат видели?

-Конечно, -подтвердили мы.

-Отлично, -обрадовалась Ирина.- Гора Арарат из двух вершин состоит: Масис и Сис. Высота Масиса - 5165 метров, а высота Сиса - 3925 метров. Вместе они горой Арарат называются, впервые это название в Библии упомянуто: именно на ней остановился Ноев Ковчег после Всемирного потопа.

-Кстати, у нас в Эчмиадзине хранится кусочек Ноева Ковчега. По легенде, армянский епископ Иаков Нисибис первым решил подняться на Масис в поисках Ковчега. На пути к вершине Иаков очень устал, присел на камень и уснул. Во сне ему ангел явился и крестообразный кусочек Ковчега вручил, заявив, что Ковчег не может быть найден. Часть этого кусочка подарена была императрице Екатерине II в благодарность за поддержку Армении.

-Гора Арарат одним из главных символов Армении является, но полностью на территории Турции находится: в 1921 году Арарат, а также армянские исторические города Карс, Ван и развалины города Ани от Советской Армении к Турции отошли. Заодно Нагорный Карабах и Нахичевань Азербайджану подарили – то есть вся территория Армении расчленена была.

-Слева новая православная церковь строится, она станет главным православным храмом Еревана, хотя в городе уже имеется православная церковь 19-го века.

002-Православныи храм

-В Ереване также действующие католическая церковь и Голубая мечеть (для иранской общины) имеются. Мусульмане в Армении не живут, но в гости из Ирана приезжают, особенно в марте. Иранцы в Армении отрываются: в селе Арени, через которое дорога в Иран проходит, специально для них вино в бутылках из-под «Кока-Колы» продают.

-Мы на запад от Еревана, по главной дороге, в аэропорт ведущей, едем. Здесь все в магазинах намного дешевле, чем в Ереване. Когда-то эту дорогу мини Лас-Вегас называли, потому что по обеим ее сторонам игорные дома и казино располагались, но в 2013 году закон вышел, согласно которому все казино за пределы Еревана перемещены были. Сейчас казино в курортных городах, в том числе в Дилижане, находятся. Единственное казино, которое на полдороге от Еревана до Севана находится, оставили, потому что уж очень большой доход приносит.

-Раньше в Армении много аэропортов имелось, сейчас только три осталось. Это аэропорт в Гюмри, военный аэропорт близ Еревана и международный аэропорт Звартноц, расположенный близ развалин одноименного храма. «Звартноц» в переводе с армянского «Храм Бдящих Ангелов» означает.

-Сегодня мы граничим с Грузией, Азербайджаном, Турцией и Ираном (с ним участок границы совсем маленький). С Турцией граница закрыта полностью из-за Геноцида 1915-1923 годов, который Турция до сих пор не признает. В прошлом году отмечали 100-летие начала Геноцида и все его жертвы к лику святых причислены были. Сухопутная граница с Турцией у нас с 1993 года закрыта, но осуществляются вылеты Ереван-Стамбул и Ереван-Анталья.

-С Азербайджаном граница закрыта полностью и нет дипломатических отношений. Это связано с войной за Нагорный Карабах 1991-1994 годов, которая до сих пор не закончена: Азербайджан постоянно приграничные армянские села обстреливает.

-С Грузией у нас отношения дружеские, с ней даже железнодорожное сообщение есть. К сожалению, из-за блокады Абхазии и Южной Осетии у Армении нет прямого сообщения с Россией. С Ираном у нас отношения тоже дружеские и сейчас скоростная магистраль строится, которая будет соединять Грузию и Иран через Армению. Проект «Возрождение Шелкового пути» называется.

-Мы сейчас в город Эчмиадзин едем, он же Вагаршапат (так он официально называется), потому что город царем Вагаршем I во 2-м веке основан. Город является духовным и религиозным центром Армянской Апостольской церкви. У нас христианство в 301 году принято было, и Армения первым христианским государством в мире стала. До этого момента у нас (как и везде) языческие боги почитались, ту или иную стихию символизировавшие.

003-Карта

-Сохранились у нас языческие праздники, приспособленные церковью к христианству. Например, Вардавар – армянский праздник в честь Преображения Господня. Отмечается летом, через 14 недель после Пасхи, в воскресенье. В этот день с самого утра люди друг друга холодной водой обливают. Креативные ереванцы делают это с балконов. Обижаться на то, что тебя водой облили – грех, потому что вода эта целебной считается. В переводе «вардавар» «яркая, огненная роза» означает и связан с культом богини любви и плодородия Анаит.

-В феврале Терендез отмечается – армянский праздник в честь Сретения Господня. В этот день молодые супруги и влюбленные пары через костер прыгают. Считается, что если совершить прыжок, не расцепляя рук удастся, то любовь будет вечной, а семья - крепкой. Когда костер гаснет, то собирают пепел и рассыпают по полям в надежде, что год урожайным будет.

-Справа мы видим десницу нашего католикоса – он благословляет нас именно таким образом: символизирует святую Троицу и начало Христа. Мы уже на территории города Эчмиадзин находимся и через минуту у нас остановка у храма св. Рипсиме будет.

004-Десница патриарха

-Обратите внимание на растущее перед нами абрикосовое дерево, из него армянский национальный духовой инструмент – дудук - делают. Если дудук из другого дерева сделать, то звучание неправильное будет, поэтому дудук еще «циранопох» называют – «абрикосовая труба».

005-Абрикосовое дерево

-Христианство в Армении в 4-м веке утвердилось, но еще в 1-м веке христианство на территории Армении апостолы Фаддей и Варфоломей проповедовали и уже с 1-го века у нас христианские общины появились.

-Армянский царь Трдат III христианство запретил и жестокие гонения на христиан устроил, издав указ о конфискации их имущества и заключении христиан в тюрьму. Именно в это время в тюрьму Хор Вирап Григория Просветителя бросили. Также по приказу царя были убиты девы-христианки родом из Рима, нашедшие убежище на территории Армении.

-Девы поселились здесь, на территории Эчмиадзина. Одна из них, Рипсиме, очень царю понравилась и он пожелал на ней жениться. Но Рипсиме, будучи христианкой, царю-язычнику отказала, и он приказал всех дев убить. Однако после убийства у царя тяжелое нервное расстройство обнаружилось, а у сестры царя неоднократно во сне видения случались, что вылечить царя Григорий Просветитель может.

-Григория Просветителя, 13 лет в яме просидевшего, освободили и он царя исцелил. Исцелившийся царь в 301 году провозглашает христианство в качестве государственной религии Армении. Начинается уничтожение языческих храмов, на месте их христианские церкви возводят.

-На месте убийства дев в 4-м веке часовни деревянные строят, а в 7-м веке на этом месте каменный храм св. Рипсиме возвели.

006-Храм св. Рипсиме

Храм св. Рипсиме

-Обратите внимание на ниши в здании храма: ниши эти впервые в армянских храмах применены были – они сейсмостойкость здания усиливают. В 18-м веке к церкви двухярусную колокольню пристроили.

008-Храм св. Рипсиме
007-Храм св. Рипсиме

-Стены и купол храма от свечей, которые в нем столетиями зажигали, потемнели.

-Узкие окна в храме потому устроены, что в случае опасности в нем люди укрывались и от нападения защищались. Для этой же цели в храме потайные ходы устроены.

009-Храм св. Рипсиме
010-Храм св. Рипсиме

-Внутри церквей у нас не хоронят за редчайшим исключением. Здесь покоятся мощи св. Рипсиме. Тут она изображена такой, какой ее древний хронист описал. Имена Рипсиме и Гаяне сейчас очень популярны и почему-то армянскими считаются, хотя это и не так.

011-Храм св. Рипсиме
015-Храм св. Рипсиме

-Все девы, кстати, мученицами погибли – их камнями забили. Вот в этом окошке камни, которыми св. Рипсиме убили, находятся.

016-Храм св. Рипсиме
012-Храм св. Рипсиме
013-Храм св. Рипсиме

-В храм множество паломников стекаются. В Кафедральном соборе Эчмиадзина ни крещений, ни венчаний не проводится, эти обряды на территории Эчмиадзина либо в храме св. Рипсиме, либо в храме св. Гаяне проводятся. Поэтому по субботам и воскресеньям здесь огромные очереди.

014-Храм св. Рипсиме

-А на что церковь существует? -спросил я.- На пожертвования?

-В основном да, -подтвердила Ирина.- Диаспора тоже помогает.

017-Эчмиадзин

-Город Вагаршапат со 2-го по 4-й века был столицей Армении, после того как римляне на страну напали и разрушили город Арташат.

018-Эчмиадзин
019-Эчмиадзин

-Именно здесь после создания в 5-м веке армянского алфавита первая армянская школа появилась. Алфавит, созданный Месропом Маштоцем в 405 году, из 36 букв состоял. В дальнейшем в него еще три буквы добавили и сегодня армянский алфавит из 39 букв состоит: 7 гласных и 32 согласных.

-Первой книгой, переведенной на армянский язык после создания алфавита, Библия стала – она в Матенадаране хранится.

020-Эчмиадзин

-В этом городе в основном 5-этажные дома, потому что ни один дом здесь не может быть выше Кафедрального собора, население – 60 тысяч жителей, высота над уровнем моря - 1200 метров. Большинство домов из туфа построено.

021-Эчмиадзин
023-Эчмиадзин

-Если Японию «Страной восходящего Солнца» называют, то Армению – «Страной камней». В недрах Армении действительно залежи полудрагоценных и драгоценных камней имеются, а также самых разных стройматериалов. 90% мировых запасов туфа в Армении залегают. Туф обладает водостойкостью, от атмосферных осадков не деформируется и даже лечебными свойствами славится – улучшает состояние больных, от легочных заболеваний страдающих. Туф самых разных цветов бывает – от белого до черного и от розового до оранжевого.

-Центр Еревана в основном из розового туфа построен: Александр Таманян, создатель современного Еревана, хотел, чтобы Ереван розовым городом называли. Ереван в виде огромного амфитеатра построен, чтобы из любого окна гора Арарат видна была.

-Это - центральная площадь Эчмиадзина с Кафедральным собором. Сейчас мы церковь св. Гаяне посетим, а потом сюда вернемся.

022-Эчмиадзин

-Я тут как-то раз на старой машине у центрального входа припарковался, -вставил Витя.- А у нее номера на «666» заканчивались. Так сразу же служители выскочили и потребовали машину переставить.

024-Карта
027-Церковь Св. Гаяне

Церковь Св. Гаяне

028-Церковь Св. Гаяне

-Перед нами церковь св. Гаяне, построенная на месте, где ее убили, -сообщила Ирина.- Церковь в 7-м веке построили, а в 17-м веке к ней трехарочную галерею пристроили.

029-Церковь Св. Гаяне
030-Церковь Св. Гаяне

-В церкви есть тайная комната, в которой в случае вражеского нападения церковные принадлежности прятали.

031-Церковь Св. Гаяне
032-Церковь Св. Гаяне
033-Церковь Св. Гаяне
034-Церковь Св. Гаяне
035-Церковь Св. Гаяне
036-Церковь Св. Гаяне
037-Церковь Св. Гаяне

-Вот место, где св. Гаяне похоронена, а рядом с гробницей икона, на которой все 36 невинно убиенных дев изображены.

038-Церковь Св. Гаяне
039-Церковь Св. Гаяне
040-Церковь Св. Гаяне
041-Церковь Св. Гаяне
042-Церковь Св. Гаяне
043-Церковь Св. Гаяне
044-Церковь Св. Гаяне

-Поедемте в Эчмиадзинский монастырь.

-Витя, а я там по дороге цистерну с надписью «Пропан» видел, -сообщил я.

-Это для бытовых нужд, -пояснил Витя.- Баллоны до заполнения газом и после взвешивают, определяя вес проданного газа. Машина – не баллон, ее не взвесишь.

-А газ в Армению из России поставляют? -спросил я.

-Из России и из Ирана, -ответил Витя.- Причем газ из Ирана – дешевле.

-А зачем тогда Армения в России газ покупает? -удивился я.

-Стыдно, -пояснил Витя.

-Вон там дом двухэтажный брошенный, -спросила Ирину свояченица.- Это что?

045-Общага

-Это общежитие, еще при Советской власти построено, -ответила гид.- В нем семинаристы жили и скоро опять жить будут – в общежитии капитальный ремонт проводится.

-Перед нами парадный въезд-арка в Эчмиадзинский монастырь находится. Слева на арке армянский царь Трдат III изображен, справа – Григорий Просветитель.

046-Въездная арка
047-Въездная арка

-А почему въезд закрыт? -спросила жена.

-Он всегда закрыт, -пояснила Ирина.- Его только по особо торжественным случаям открывают.

-С обратной стороны арки два апостола Христа изображены: слева – Фаддей, справа – Варфоломей.

048-Въездная арка
049-Въездная арка
050-Эчмиадзин
051-Эчмиадзин
052-Эчмиадзин
053-Эчмиадзин

-Перед нами два розовых хачкара 17-го века, на которых написано: город Джуга. Сейчас этот город на территории Азербайджана находится, близ Нахичевани. Там было самое большое собрание армянских хачкаров и, начиная с 1988 года, в Джуге стали уничтожать все памятники, связанные с историей армянского народа, чтобы не осталось доказательств пребывания армян на этой территории с незапамятных времен. Эти хачкары по фотографиям восстановлены.

054-Хачкары

-В 2005 году в Джуге было полностью уничтожено древнее армянское кладбище с хачкарами: его бульдозерами с землей сровняли и в военное стрельбище превратили. Почему хачкары вообще появились? Мусульмане постоянно на армян нападали и церкви разрушали, восстанавливать их трудно было, поэтому крест на любом камне выбивали и место уже святым считалось.

055-Хачкары

-У нас на территории Армении хачкары по разным поводам устанавливали: в честь знаменательных событий, постройки храма и как надгробные плиты. На хачкаре всегда в центре крест изображен, также на нем круг высечен – символ Солнца и круговорота жизни. Ни один хачкар не повторяет другой, даже если их один мастер сделал. Очень часто на хачкарах нечто вроде мусульманской арки изображали: это на случай нападения мусульман делалось, в надежде, что мусульмане, увидев арку, хачкар (да и церковь) не разрушат.

-Хачкары обыкновенно из туфа вырезаются, потому что туф для обработки легок, но вот эти два белых хачкара из мрамора высечены и являются копиями самых высоких хачкаров в мире: оригиналы этих хачкаров на территории Западной Армении (современной Турции) находятся.

056-Хачкары
057-Хачкар

-На территории монастыря раз в семь лет миро варят: в оливковое масло высшего качества белое вино добавляют и настойки трав разных, миро освящают мощами Григория Просветителя и Святым Копьем, в новое миро обязательно немного старого добавляют, после чего миро готовым считается и по всем армянским церквям развозится. Как раз в прошлом году миро варили.

058-Эчмиадзин

-Также в монастыре каждый год виноград освящают. Когда вы в Араратской долине были, видели, что там много виноградников. Местные жители, когда замечают, что на малой вершине Арарата больше нет снега (это в основном в августе бывает), то это означает, что пора собирать виноград. Его привозят в Эчмиадзин и освящают.

059-Эчмиадзин

-Вот этот огромный хачкар – памятник полутора миллионам армян, ставшим жертвами Геноцида. Памятник в 1965 году установлен, к 50-летию начала Геноцида.

061-Памятник жертвам Геноцида

Памятник жертвам Геноцида

-Это первый памятник жертвам Геноцида, мемориал в Ереване в 1967 году построили. Внизу памятника – Древо Жизни, символизирующее начало новой жизни, потом идут кресты и главный крест. Завершают памятник орел, символизирующий силу, храбрость и непреклонность духа армянского народа, меч – символ того, что мы и сегодня готовы за нашу независимость и свободу сражаться и рядом с мечом армянская буква «Э» (на пятерку похожая) – это название духовного и религиозного центра Эчмиадзин.

-За хачкаром – Крестильня. Как я уже говорила, в Кафедральном соборе крещение не проводится, поэтому в 2008 году это новое здание и построили.

060-Эчмиадзин
062-Карта

-Итак, Кафедральный собор – древнейший собор на территории Армении, построен между 301-303 годами под руководством Григория Просветителя. Облик собора с веками менялся: так, в 7-м веке деревянный купол собора на каменный поменяли. В 17-м веке к собору трехъярусную колокольню пристроили. Собор и сейчас в строительных лесах.

063-Эчмиадзин, Кафедральныи собор
064-Эчмиадзин, Кафедральныи собор

-Сейчас в соборе службы проводит 132-й католикос Армянской Апостольской церкви Гарегин II. Он работает и живет в этом монастыре. В переводе с армянского «Эчмиадзин» означает «Место сошествия Единородного». Согласно легенде, у первого католикоса видение было: Иисус Христос сошел с небес в Араратскую долину и золотым молотком показал, где нужно собор строить – именно это место и выбрали. Внутри собора есть «Алтарь Сошествия» - здесь Иисус Христос и сошел.

065-Эчмиадзин, Кафедральныи собор
066-Эчмиадзин, Кафедральныи собор

-Сам католикос проводит службу только в Рождество и Крещение, у нас это один и тот же день – 6 января, а также во время Пасхи. В прошлом году Гарегин II проводил службу и 24 апреля, когда мы столетие Геноцида отмечали.

067-Эчмиадзин, Кафедральныи собор
068-Эчмиадзин, Кафедральныи собор
069-Эчмиадзин, Кафедральныи собор
070-Эчмиадзин, Кафедральныи собор
071-Эчмиадзин, Кафедральныи собор

-При Кафедральном соборе музей имеется, вход в него 1000 драмов стоит. В музее Святое Копье сотника Лонгина и частица Ноева Ковчега хранятся. В музей пойдете?

072-Эчмиадзин, Кафедральныи собор

-Конечно, -ответила свояченица.- Пошли билеты покупать.

073-Билет
074-Музеи

Оказалось, что в музее собственный гид имеется.

-Мы рады вас приветствовать в музее, который в 1955 году открылся. В музее представлены как святыни Армянской Апостольской церкви, так и общехристианские святыни.

075-Частица Ноева Ковчега в складне 17-го века

Частица Ноева Ковчега в складне 17-го века

-Анализ металла Копья, которым сотник Лонгин прекратил мучения Иисуса Христа на Кресте, показал, что Копье в 1-м веке нашей эры изготовлено, то есть Копье – подлинное.

076-Богопронзившее Святое Копье сотника Лонгина
077-Богопронзившее Святое Копье сотника Лонгина

Богопронзившее Святое Копье сотника Лонгина

078-Реликварии с частицеи Животворящего Креста, 1300 год

Реликварий с частицей Животворящего Креста, 1300 год

079-Крест армянского царя Ашота II Ерката, 914-925 года

Крест армянского царя Ашота II Ерката, 914-925 гг.

080-Сосуд для хранения миро

Сосуд для хранения миро

081-Реликварии
082-Музеи
083-Музеи
084-Музеи
085-Музеи

Посещение музея много времени не отняло, но мы очень порадовались, что в него зашли.

087-Эчмиадзин, хачкары
088-Эчмиадзин

Покинув Эчмиадзинский монастырь, в музей храма Звартноц поехали.

086-Карта

-Какое красивое здание, -удивился по дороге Рома.

089-Дом культуры

-Это местный дом культуры, -сообщила Ирина.

Оказалось, что вход в Звартноц – платный, 1000 драмов. Красивых билетов не выдали, просто кассовый чек.

090-Звартноц
091-Звартноц

-В начале 20-го века неподалеку от Еревана группа исследователей обнаружила развалины древнего храма, погребенного по самую крышу под слоем земли и песка, -рассказывала Ирина.- Раскопав строение и реконструировав его первоначальный облик, ученые пришли к выводу, что ранее на месте холма располагалось одно из самых прекрасных и масштабных религиозных сооружений раннесредневековой Армении - храм Звартноц, также известный как «Храм Бдящих Ангелов».

092-Храм Звартноц
093-Храм Звартноц
094-Храм Звартноц
095-Храм Звартноц
096-Храм Звартноц

-Эта историческая местность являлась центром язычества еще в дохристианские времена. При раскопках здесь остатки храма времен государства Урарту найдены и символ плодородия – священный каменный фаллос.

097-Каменныи фаллос

-Храм Звартноц был построен в 643–652 годах в неспокойные для страны времена. В Армению вторглись арабские завоеватели и, захватив в 640 году столицу Двин, грозили покорить всю страну.

-Согласно преданию, церковь была возведена именно на том месте, где царь Трдат III встретился с Григорием Просветителем, освобожденным из заключения.

-Это был трехъярусный круглый храм высотой 49 метров, состоящий из трех поставленных друг на друга уменьшающихся цилиндров, увенчанных сферическим конусом, наподобие пирамиды. Храм возвышался на площадке, вокруг которой шел ступенчатый пьедестал, частично сохранившийся.

098-Макет храма

-В плане храм напоминает крест, вписанный в круг. Этот крест являлся основой внутреннего пространства храма. Вся конструкция опиралась на четыре мощных колонны двадцатиметровой высоты. Круглое внутреннее пространство опоясывала двухэтажная галерея. Второй ярус церкви был сквозным с трех сторон и его стены опирались на шесть мощных колонн. Вся композиция завершалась высоким многогранным куполом. В храм вели пять входов.

099-Макет храма

-Восточную часть первого яруса занимала украшенная фресками и мозаиками апсида. Напротив алтаря, в самом центре храма, располагался круглый бассейн-купель с лесенкой, где совершалось таинство крещения. Позади алтаря открывался проход к подземной ризнице.

100-Макет храма

-Храм был сквозным, словно сотканным из света и воздуха. Ажурное плетение окон, тонкий геометрический орнамент, вырезанные на стенах виноградные гроздья, плоды граната, пальмовые листья и человеческие фигуры создавали в помещении особую атмосферу легкости, естественности и непринужденности.

101-Музеи Звартноц

-В 652 году византийский император Константин II, присутствовавший на освящении храма, был настолько потрясен его великолепием и размерами, что, уезжая, забрал с собой архитектора храма, дабы построить нечто подобное в Константинополе. Однако в пути архитектор заболел и скончался.

102-Музеи Звартноц
103-Музеи Звартноц

-Неподалеку от храма можно увидеть развалины дворца католикоса Нерсеса III и древней винодельни. Дворец состоял из двух частей: западную отводили под жилые комнаты, залы для приема гостей и совещаний, восточную - под служебные помещения.

-Звартноц простоял более трехсот лет и около 930 года был разрушен землетрясением. Как выяснили исследователи, зодчему, строившему храм, не удалось полностью перенести тяжесть верхних ярусов на четыре мощных пилона, служивших главными опорами, и в результате часть нагрузки легла на арки и своды храма. Именно это оказалось слабым местом храма, и сильный удар землетрясения разорвал его. И именно по этой причине от планов восстановления Звартноца отказались, потому что любое - даже легкое – землетрясение приведет к повторному обрушению храма.

-Эта базальтовая плита 8-м веком до н.э. датируется. На ней клинописью написано, что армянский царь Руса II осуществил строительство водопровода от реки Раздан. Водопровод до наших дней сохранился.

104-Базальтовая плита

-Перед нами развалины дворца католикоса. Это остатки тронного зала.

105-Дворец Католикоса
112-Звартноц
113-Реликварии Св. Григора

Реликварий Св. Григора

В 14-30 экскурсия закончилась и мы в Ереван поехали.

114-Ереван
115-Ереван
116-Ереван
117-Ереван

Мы попросили Витю высадить нас где-нибудь в центре, чтобы в кафе передохнуть.

118-Карта

Выбрали «Melody Cafe» рядом с Оперой.

119-Кафе

С кафе не ошиблись: лимонад, 2 кофе с Амаретто, 2 мороженых и 3 пива «Киликия» в 4000 драмов нам обошлись, причем пинта разливной «Киликии» 600 драмов стоила. Официант сообщил, что пиво «Киликия» с 7-го века до н.э. производится.

120-Кафе

Пройдя через площадь Республики и мимо памятника Грибоедову, домой вернулись.

121-Площадь Республики
122-Площадь Республики

123-Площадь Республики
124-Памятник Грибоедову
125-Памятник Грибоедову
126-Ереван
127-Ереван

Ужинать в таверну «Ереван» отправились, где Мара умудрилась нам отдельный кабинет заказать. Саму Мару вместе с Витей тоже позвали.

128-Карта
129-Таверна Ереван

Витя был очень тронут, сообщив, что никогда раньше туристы его в дорогой ресторан не приглашали. Мы ответили, что приглашение это – в честь сегодняшнего окончания нашей экскурсионной программы по Армении, блестяще им проведенной. И вообще у нас и на него, и на Мару еще планы имеются.

130-Таверна Ереван
131-Таверна Ереван

Заказали любимое вино Мары по 3500 драмов за бутылку и кучу всякой еды, включая салат из авелука.

132-Вино
133-Таверна Ереван

В приятной беседе, попивая вино и закусывая, не заметили, как четыре часа пролетело.

134-Таверна Ереван

Когда счет принесли, у нас глаза на лоб полезли: вместе с чаевыми с нас 91 тысяча драмов причиталась – пришлось весь общественный кошелек выгрести. Впрочем, поделив эту сумму на 7, 13 тысяч рублей за ужин на семь человек получили. По ереванским понятиям – очень дорого, по московским – не очень.

Шесть бутылок любимого вина Мары, плескавшиеся в нас, настоятельно требовали потанцевать у поющих фонтанов на площади Республики, что мы и исполнили, после чего спать отправились.

135-Поющие фонтаны
Ереван

День 9-й, Суббота, 03 сентября 2016 года. Ереван.

Кольцевой бульвар. Фотоателье Эммы Марашлян: как из любой барышни настоящую армянскую женщину сделать. Вернисаж. Ресторан «Jraghac», он же «Мельница».

Витя заехал за Ромой в 9-00. Вместе они отправились на Вернисаж, где Рома купил себе футболку армянской сборной по футболу, а оттуда Витя отвез Рому в аэропорт. Планы Ромы изменились: в Екатеринбург ему возвращаться уже не требовалось, вылетал он в Москву, а оттуда – в Майами. В связи с этим все фруктовое вино, купленное в Арени для ребят из Екатеринбурга, он нам с женой оставил, что определенную проблему создавало.

После вчерашних хлебосольных посиделок в таверне «Ереван» драмов у меня совсем не осталось, поэтому я вместе с барышнями в ближайший обменник возле дома отправился, где 100 баксов и поменял.

001-Обменник

После этого на рынок заглянули, где красиво составленные и упакованные тарелочки с сухофруктами купили. Я три маленькие тарелочки по 1000 драмов и одну большую за 5000 приобрел.

002-Рынок
003-Сухофрукты

У торгового комплекса «Ташир» кофейня имелась, которую мы давно с балкона заприметили – туда мы после рынка и отправились. 4 кофе в 1300 драмов обошлось.

004-Кофеиня
005-Кофеиня

Выпив кофе, решили до Кольцевого бульвара возле Собора святого Григория Просветителя прогуляться – там зеленая зона с прудами и кафешками, а нас после вчерашнего застолья слегка мутило.

006-Карта
007-Кольцевои бульвар
008-Кольцевои бульвар

Там мы симпатичное кафе нашли и еще раз кофе выпили. Официант, на удивление, ни по-русски, ни по-английски не понимал: пришлось в меню тыкать – первый случай за все время нашего путешествия по Армении.

009-Кафе
010-Кафе
011-Кольцевои бульвар

К 12-30 дома оказались. Вскоре подъехали Витя вместе с Марой и нас забрали. Дело в том, что у нас (точнее – у сестренок) дело на целый рубль нашлось. Вернее, совсем бесплатное дело. Свояченица регулярно в Живом Журнале (ЖЖ) публикуется и среди ее поклонников один нашелся, который ей с сестрой фотосессию в ателье Эммы Марашлян в Ереване оплатил.

В фотоателье Марашлян всех в национальных армянских костюмах фотографируют. После бурной недели, которую мы, трясясь по разного и не самого лучшего качества дорогам Армении провели, фотосессия настоящим развлечением казалась.

012-Карта

Витя нам потому потребовался, что мы фотоателье боялись не найти, а Мара все равно свободна в этот день оказалась, да и любопытно ей было. На самом деле, фотоателье Марашлян в самом центре города находится.

013-Фотоателье Марашлян
014-Фотоателье Марашлян
015-Фотоателье Марашлян

Национальные костюмы специально для фотоателье шьют – и шьют как следует: это не подделка, а настоящая одежда из бархата и других подлинных тканей. Тяжелая одежда, кстати.

016-Фотоателье Марашлян
017-Фотоателье Марашлян

Девушка-фотограф предложила барышням несколько платьев на выбор, но те сразу по одному выбрали и остальные мерить отказались. Причина банальна: в ателье очень жарко было, несмотря на работающий вентилятор.

Пока фотограф свет ставила, барышни уже вспотели, о чем вслух и сообщили.

018-Фотоателье Марашлян

-Фотография запах не передает, -утешил их я.

Мы с Витей пытались барышень фотографировать, но куда уж нам до профи.

019-Настоящая армянская женщина

Вот что у нее получилось.

020-Настоящие армянские женщины
021-Настоящие армянские женщины
022-Настоящая армянская женщина
023-Настоящая армянская женщина

После фотоателье на расположенный неподалеку Вернисаж отправились.

024-Вернисаж

Вернисаж по сути – Блошиный рынок, где продается все, вплоть до ковров.

025-Вернисаж
026-Вернисаж
027-Вернисаж
028-Вернисаж

Сестренки по серебряному браслету с камешками приобрели, стоил браслет 25 000 драмов.

029-Вернисаж
030-Вернисаж
031-Вернисаж
032-Вернисаж
033-Вернисаж
034-Вернисаж
035-Вернисаж

После Вернисажа попросили Витю отвезти нас домой. Дома мы ему два ящика вручили: в ящики мы 6 бутылок белой «Армении», 3 бутылки водки «Байкал» на кедровых орешках, а также оставшееся пиво и колу сложили.

-Для следующих туристов пригодится, -пояснила жена.- Мы свои силы переоценили.

Выпив квасу, пошли по магазинчикам возле дома гулять. В одном из них я джинсы за 13 000 драмов купил.

036-Квас

Тут же рядом волшебный подземный переход нашелся, торговыми точками заполненный.

037-Подземныи переход
038-Подземныи переход
039-Подземныи переход

В нем я кожаную сумку за 11 тысяч и кожаный же кошелек за 5 тысяч драмов приобрел. Барышни тоже кошельки купили.

Сложив покупки дома, на Кольцевой бульвар ужинать отправились. Мы там симпатичный ресторан «Jraghac» (он же «Мельница») после ужина в таверне «Кавказ» присмотрели.

040-Карта
041-Кольцевои бульвар

На бульваре на памятник Тарасу Шевченко наткнулись. Памятник в 2013 году открыли, к 100-летию установления дипломатических отношений между Арменией и Украиной.

042-Памятник Тарасу Шевченко
043-Памятник Тарасу Шевченко
044-Кольцевои бульвар
045-Кольцевои бульвар
046-Кольцевои бульвар
047-Кольцевои бульвар
048-Кольцевои бульвар
049-Кольцевои бульвар

Наконец до «Мельницы» дошли. Ресторан рядом с водой расположен, что в жару особенно приятно.

050-Мельница
051-Мельница
052-Мельница
053-Мельница
054-Мельница
055-Мельница
056-Мельница
057-Мельница

Люся с женой по харчо заказали, свояченица – солянку, салаты всякие и по одной хинкали на каждого. Кроме того, на всех одну яичницу с бастурмой взяли – попробовать.

058-Мельница
059-Мельница
060-Мельница

Я же взбитую телятину попросил. Запивали еду лимонадом из бутылок.

061-Мельница
062-Мельница

Счет (с чаевыми) чуть более 19 тысяч драмов составил. Расплатившись, домой пошли: вещи собирать потихоньку и оставшееся вино допивать.

063-Мельница

Спать рано легли.

Отлет из Еревана

День 10-й, Воскресенье, 04 сентября 2016 года. Отлет.

Лебединое озеро и памятник Арно Бабаджаняну. Каскад. Сквер Мартироса Сарьяна. Международный аэропорт «Звартноц».

Встал я в 9-15, барышни к тому времени уже давно проснулись. В 9-45 вышли из дома и к площади Свободы пошли, на которой Оперный театр расположен.

001-Площадь Свободы
002-Карта

На юге площади Лебединое озеро находится, а возле него – памятник композитору Арно Бабаджаняну, очень во времена СССР известному.

003-Карта
Весьма экспрессивный памятник.
004-Памятник Арно Бабаджаняну
005-Памятник Арно Бабаджаняну
006-Памятник Арно Бабаджаняну

Рядом с памятником своеобразные музыкальные «инструменты» выставлены.

007-Музыкальные инструменты
008-Музыкальные инструменты
009-Музыкальные инструменты

Лично меня автомат по продаже сигарет заинтересовал.

010-Автомат по продаже сигарет

От Оперы мы к Каскаду отправились. С Витей мы его только снаружи осмотрели, а нам хотелось и внутри побывать. Тем более, что осмотр Каскада – бесплатный.

011-Карта
019-Каскад
020-Каскад
021-Каскад

Судя по стенду, Каскад по расписанию работал.

022-Каскад
023-Каскад

Можно было по ступенькам подниматься, но мы эскалаторы предпочли.

024-Каскад

Не могу утверждать, что я поклонник современного искусства, но на разных уровнях вдоль движения эскалатора забавные дизайнерские вещи попадались.

025-Каскад
026-Каскад

Мы на каждом уровне на террасы выходили: там и скульптуры симпатичные встречались, и видом на Ереван полюбоваться можно было.

027-Каскад
047-Каскад
048-Каскад
049-Каскад

Спустившись вниз, в сквер Мартироса Сарьяна зашли, где памятник этому известному армянскому художнику установлен.

050-Карта
051-Памятник Мартиросу Сарьяну

По выходным здесь местные художники свои работы на продажу выставляют.

052-Вернисаж
053-Вернисаж
054-Опера

Денег в общественном кошельке у нас порядка 5000 драмов оставалось, поэтому мы в некотором затруднении находились: то ли еще денег поменять, то ли сэкономить. Судьба второй вариант выбрала.

055-Карта
056-Кафе
057-Кафе
058-Кафе

На площади Свободы возле Оперы кафе нашлось, где за 2 кофе, бутылку грушевого лимонада и бутылку минеральной воды «Бжни» с нас 1200 драмов попросили, а мы еще и на чай оставили.

На пути домой с умилением на зеленую «Волгу» возле Вернисажа полюбовались.

059-Волга
060-Вернисаж

И на стенд с Сергеем Параджановым.

061-На пути домои

Барышни проголодались и оставшиеся драмы решили на продукты потратить. Купив в «SAS» упаковку яиц и сосиски, яичницу состряпать решили. Люся за собственный счет бутылку белой сухой «Армении» приобрела: впрочем, в холодильнике еще пара бутылок той же самой «Армении» нашлась.

Мы славно яичницей пообедали и стали чемоданы собирать окончательно.

Тут заковыка вышла: от Ромы нам с женой 6 бутылок фруктового вина из Арени досталось, и мы тщательно чемоданы уложили. Опасались перевеса – максимальный допустимый вес был 23 кг, поэтому часть вещей в сумку из «Ашана» сложили. В итоге в чемодане жены 2 упаковки по 3 бутылки фруктового вина из Арени оказалось, в моем чемодане – 5 бутылок коньяка плюс 1 бутылка гранатового вина из Арени.

В 16-30 сдали Аруту квартиру и ключи, с трудом запихнули багаж в машину и Витя нас в аэропорт «Звартноц» отвез. Добрались мы до него за 15 минут. Сердечно с Витей попрощались и за волшебную поездку поблагодарили. Напоследок я Вите лично от себя премию в размере 35 тысяч драмов выдал. Витя было отказываться начал, но я ему напомнил, что он с нами два лишних дня совершенно бесплатно провозился.

062-Аэропорт Звартноц
063-Аэропорт Звартноц

Обратили внимание, что нигде в аэропорту рамок металлодетекторов не установлено.

На паспортном контроле пришлось два указательных пальца сканировать: при въезде в Армению ничего подобного не требовалось.

070-Аэропорт Звартноц
071-Аэропорт Звартноц

При сдаче багажа оказалось, что беспокоились мы зря: чемоданы наши по 19 кг весили, можно было вещи по сумкам не распихивать, да и круглый камень (размером с картошку) из ущелья Симфония камня в чемодан положить, а так его при досмотре отобрали.

065-Аэропорт Звартноц
066-Аэропорт Звартноц

Более того: выяснилось, что в аэропорту прекрасный Duty Free имеется, где, несмотря на Таможенный союз, всем все продается, в том числе и за рубли. Коньяк, который мы в несколько приемов в музейном магазине завода «Арарат» приобретали, в Duty Free в полном ассортименте представлен был и стоил чуть дороже – каждая бутылка на несколько рублей буквально. Кто бы знал.

Знала (как выяснилось) Люся: она пошла в Duty Free и две бутылки коньяка «Арарат» докупила.

067-Аэропорт Звартноц
064-Аэропорт Звартноц

Мы же двумя маленькими бутылочками минеральной воды «Бжни» за 800 драмов ограничились, при этом одну такую бутылочку за 500 драмов продавали.

В аэропорту большая курительная комната с мощной вытяжкой и двумя аппаратами по продаже сигарет нашлась.

068-Аэропорт Звартноц

В одном из аппаратов я две пачки прекрасных армянских сигарет «Ахтамар» по 550 драмов купил.

069-Аэропорт Звартноц

Перед самой посадкой указательный палец только правой руки отсканировали.

072-Посадочныи талон

Рейс авиакомпания «Северный ветер» выполняла. 95% пассажиров Боинга-737-800/900 армяне с огромными сумками (каждый – с несколькими) составляли: сумки эти с большим трудом по багажным отсекам распихали. Мы за этим процессом с сочувствием наблюдали. В 19-30 самолет взлетел и через два часа с лишком в Домодедове сел.

Улетали мы из Еревана в плюс 30, а в Москве плюс 16 оказалось и дождь шел: здравствуй, московская осень.

Такси, заранее вызванное, за полторы тысячи рублей нас к полуночи домой доставило.

При распаковке чемоданов выяснилось, что у жены одна бутылка фруктового вина разбилась. От огорчения она сразу и вторую с тем же результатом уронила – пришлось стиральную машинку включать.

Подсчитав оставшиеся деньги, сообразил, что лично мне 10-дневная поездка в Армению в 30 тысяч рублей и 700 баксов обошлась.

Коньяк на подарки в основном разошелся, а вино мы по разным шкафам распихали. Уже зимой открыли случайно одно отделение в шкафу на лоджии и обнаружили в нем три бутылки вина из Арени – приятная неожиданность.