200 км зимних дорог по Новгородской области и пара ночевок, отличная компания и исторические места: Менюша, Коростынь, Медведь..., свежий воздух, святая вода... Вдохновитель маршрута - Андрей, который силой своего энтузиазма заразил и нас идеей этой отличной зимней поездки :)

Менюша

Высадка в Оредеже Высадка в Оредеже
Пикник на обочине Пикник на обочине
Один? Дайте два! Один? Дайте два!
Зимняя дорога Зимняя дорога
Часовня в Вольных Кусонях Часовня в Вольных Кусонях
Дама с собачкой Дама с собачкой
Обзор завтрашних достопримечательностей Обзор завтрашних достопримечательностей
Основное описание маршрута
(правда летний вариант, и третий день мы проехали по-другому :)
_____________________
День первый - 98 км.

Начиналось все очень рано утром, т.к. в 6.40 вместе с редкими дачниками мы загрузились в электричку. Нас четверо, один участник, убоявшись заявленного километража, счастливо спал дома.
Ехать почти 2,5 часа, но поспать почему-то не осталось времени, все разговоры, да разговоры :)
В Оредеже выехали на маршрут примерно в полдесятого.
Погода балует, можно сказать солнечно, но для глаз терпимо, так как двое участников отличились забывчивостью и остались без защитных очков.
Ехали не быстро, грунтовки заледенели, так что больше 15 км/ч и не поехать, трясет немилосердно :) Где-то каждые 10 км останавливались, чтобы размять ноги, по..., руки и успокоить мысли :).
Первая часть маршрута не отличается новизной, летом по ней проезжают группы, но вот зимой кажется здесь еще не бывали... Окружающий пейзаж довольно однообразен - равнина с ольховыми зарослями вдоль дороги, да и вообще леса унылые. Но все скрашивает сияние снега под солнцем и голубизна неба!
Едется легко, ну во-первым мы не спешим, да и погода способствует еще и беседе за рулем, так что километры летят незаметно :).
Встреченные церкви все больше разрушены, в основном в лихие годы, да и война постаралась.
Грейдер закончился в Вольных Кусонях, где удалось зайти в магазин и купить.. блин... даже не помню, что же мы там покупали )))))
Бросив беглый взгляд на часовню мы поехали теперь уже по асфальту. Но, к сожалению, ехать по нему оказалось даже хуже, чем по грунтовке - дорога сильно разбита.

Время приблизилось к обеду и мы задумались о безветреном местечке для пикника. Это не просто :) Снегу везде много, ветер.. Не найдя ничего лучшего, просто съехали на ближайшую отворотку и поставили велы около какого-то столба.
Обед таков - пара дошираков на человека, плюс бутики с паштетом и горячий чай.
Идея взять термос оказалась очень продуктивна! На маршруте мы подпитывались горячим чаем, а на стоянках заваривали новый. Это очень и очень помогало на холоде.
Тут же на обеде Константин сказал, что дальше не поедет, а покатит к ближайшей станции и вернется в город. Причину мы не поняли, но, как говорится, хозяин - барин.
Доехали вместе до асфальтовой трассы на Батецкий и распрощались с Костей.
Наш же путь пересекал трассу и углублялся снова в лес.
Олег с точностью метронома периодически отсчитывал проеханные километры :)... 50..60..70..80.. Остались позади поселки, к вечеру стало то ли теплее, то ли просто сырее, но дорога местами превращалась в кашицу. Это было более заметно на открытых участках, в лесу дорога оставалась замерзшей.
Кстати, дорога всегда была поганая в поселках, все перемолото машинами и проталинами...

Заметна стала усталость, мы проехали уже более 90 км.. Андрей обещает скорую стоянку... Слава богу :)
Последний пункт перед тем как поставить палатки - заезд на святой родник. Небольшая просека к часовне с колодцем по узкой в след тропке. Тут и сказалось, что мы устали :), заносит и ноги немного заплетаются на тесной тропе :)
Зато вода вкуснейшая!
Заглянув в колодец с помощью фонариков, с удивлением обнаружили спящих на дне колодца лягушек! :)
Ветер усилился, и на нужном нам месте ночевки оказалось совсем неуютно. Сначала я подумала, что перед нами в низине озеро, но Андрей сказал, что это просто карьер. Решено было встать там, в понижении, где ветра самая малость.

Наст крепкий, поэтому поставились прямо так, на снег. Более плотный тент 4х6 расстелили вниз, затем палатки входами друг к другу, а второй тент накинули на обе палатки с подветренной стороны. Получилась отличная "двухкомнатная квартирка с общим коридором-кухней". Проблема установки горелки на тент решилась очень просто :) - с помощью пня. Ну а дальше ужин, чай и приготовления к ночевке.
Ильмень

Карьеры у с.Менюша Карьеры у с.Менюша
Рыночная площадь пуста Рыночная площадь пуста
Ильмень ночью Ильмень ночью
Храм Святой Троицы Храм Святой Троицы
Дорога к Коростыни Дорога к Коростыни
День второй - 40 км.
__________________

Как оказалось, проспали мы 12 часов! Вот как усталость нас обманула :) Ну да и ладно, сегодняшний пробег небольшой, километров 40 всего. Конечная цель - озеро Ильмень.

Для начала снова заехали на родник, где Андрей набрал с собой воды во все емкости, которые были. Далее основательно осмотрели полуразвалины Свято-Троицкого Собора в Менюшах. Послушали про быль и легенду этого места. Поразило, честно говоря, до глубины души... Спустились посмотреть на захоронение отроков Иоанна и Якова, канонизированных русской православной церковью.. Около собора также есть родник-колодец.

Сегодня очень солнечно, и глаза устают от ослепительного снега.
По дороге сквозь село проехали до развилки, свернули налево. Дорога совсем заледенела, хотя в поселке были проталины, и ехать быстро не получается. Дорога вывела нас на шоссе. Налево - пос.Шимск, а за ним еще 15 км до с.Коростынь, в которое мы и направлялись.
По асфальту домчали до Шимска, попили чаю в центре на пустой рыночной площади, и довольно быстро добрались до развилки на Коростынь.
Еще 4 км и мы в селе. Солнце уже почти село, в сумерках приходится подыскивать место для ночевки. За селом слева от дороги тянутся обрывистые берега Ильменя. Ветер усилился, так что требовалось более-менее укрытое от него место. По насту ходить хорошо, не проваливаемся :) После недолгих поисков нашли небольшую ступеньку ровно на 2 палатки.
Да! Забыла сказать, в магазине мы купили пельмени :). Это хорошее подспорье в зимнем походе - холодильник вокруг. По этому случаю даже родился слоган: "Мы на Ильмене ели пельмени".
Эта ночевка была отличная, мы не замерзли совсем, только Олег самую малость, ну он вообще холод не любит.
Медведь

Ильменские берега Ильменские берега
Памятный крест Памятный крест
с.Медведь. Аракчеевские казармы с.Медведь. Аракчеевские казармы
Дом купца Михаила Кузьмича Гаврилова (справа) Дом купца Михаила Кузьмича Гаврилова (справа)
Ильмень Ильмень
День 3 - 60 км
__________________

С утра пасмурно, на озере белизна льда оказалась разбавлена черными точками рыбаков. Пока мы собрались и вылезли на дорогу пошел мелкий снег. Погодка конечно не для фотографирования.. Все серо и почти не видно, где кончается озеро, а где начинается небо...
В Коростыне подошли к воинскому кладбищу с немецкими крестами, расставленными на небольшой территории по три вместе. На территорию мы заходить не стали - не принято зимой беспокоить спящих...
----------------
Кресты установлены осенью 1997 года с разрешения властей Шимского района - здесь сходятся Шимский и Старорусский районы Новгородской области. Говорят, что здесь похоронены погибшие в годы войны солдаты и офицеры дивизии СС "Мертвая голова". Но, скорее всего, это обычное воинское кладбище, где бок о бок лежат и бывшие "черные" эсэсовцы, и "серые" солдаты.
Самые жестокие бои шли в Коростыни в июле 1941 года. Моторизованный корпус генерала Манштейна наступал на Шимск. Противостояла ему 11-я армия Северо-Западного фронта. Коростынь несколько раз переходила из рук в руки. Но потом наши отступили. А немцы построили здесь госпиталь и санаторий. По всей видимости, кладбище было оборудовано именно при госпитале.

Тут же рядом еще один крест - пятиметровый дубовый православный.
----------------
В августе 2001 года именно здесь, в Коростыни, отмечали 530-летие подписания договора между Московией и Великим Новгородом - об "окончательном присоединении" Новгородской земли к централизованному Московскому государству. Тогда история могла пойти по другому пути: вольный Новгород под руководством легендарной посадницы Марфы поднял меч против Москвы и даже вел переговоры с Казимиром IV о присоединении к Литве. Но то ли Казимир испугался Ивана III, то ли связь и транспорт подвели - в общем, литовцы, давние союзники Новгорода, не успели. И в решающем сражении на реке Шелонь 14 июля (27 по новому стилю) 1471 года новгородцы были разбиты.
-----------------

Покинув Коростынь и снова проехав через Шимск, мы двинулись по трассе теперь в обратную сторону до следующего исторического села под название Медведь. По ссылке можно прочитать отличную статью про это место, а также увидеть старинные фотографии и даже что-то сравнить с современными.
От красивой когда-то церкви осталась лишь руина колокольни.
Нельзя не упомянуть находящийся здесь Японский мемориал в память о японских военнопленных, содержащихся в этом селе после русско-японской войны 1904-1905 годах - более 2000 чел. Памятник представляет собой небольшую гранитную плиту, поставленную вертикально. Рядом с плитой лежат валуны с высеченными на них именами военнопленных.

Снег усилился и нужно было выдвигаться к станции. 15 км проехали легко с небольшими остновками, чтобы размяться и остынуть. На вокзальчике нам даже хватило времени, чтобы вскипятить воды и слопать верные дошираки с бутиками :). Дизель из двух вагонов подошел вовремя и умницы-проводницы открыли нам неиспользуемый тамбур. 1,5 часа под "Негодяйских мексиканцев" пролетели как полчаса. Вагон наверно удивлялся взрывам смеха из тамбура ))))
Пересадка в теплую электричку в Оредеже и через 2,5 часа мы дома :)

Так прошел наш первый зимний велопоход с ночевками... Хотя еще осенью я была уверена, что уж я-то??.. Зимой??... Да ни в жизнь!!... Вот правильно говорят - не зарекайся :)