Кольский полуостров - автономный поход на снегоходах. Мурманск-49 км-Ловозеро-Сейдозеро-Хибины-Ловозеро-49 км-Мурманск

Описание - отзывы
Тема: Подробное описание

Если два блгородных дона...

Замученные осенней рабочей запаркой и "разрядившиеся" к ноябрю после летнего маршрута по Малой Суне-Сяпсе-Шуе (который предполагался матрасным но по разным причинам превратившийся в довольно жесткий), мы мечтали о теплых морях и золотых пляжах, одновременно представляя себе довольно унылую для водников зиму. Потом правда мечты о теплых морях начали приобретать причудливые формы - мы ползали по расстеленной на полу карте мира и до хрипоты спорили о сравнительных характеристиках Австралии, Перу, Лаоса и Камбоджи. Не придя ни к какому мнению решили применить известный прием "пойти от обратного", представив себе абсолютно полную противоположность: золотой пляж - заснеженная тундра, жаркое солнце - полярная ночь, лежание на песке - гонки по снегу, роскошный отель - палатка в тайге. И вдруг мы поняли - что это именно то, что нужно!!! Вооружившись Яндексом, нашли маршрут "Покорение Кольского" и поняли что это то что нужно. В конце концов, если два благородных дона захотят провести зимние праздники в Арктике - кто их сможет остановить?
1. Сборы
Взбаламутив кого только можно (в итоге остались только трое: Сэр Питер, Дон Блондинка и Дон Ксю), мы приступили к сборам.
Для этого была организована экспедиция-набег в Экстрим и согласно предписанию "Одинокого странника" приобретен комплект арктического снаряжения, в итоге которого вконец обалдевшие от капризов благородных донов продавцы поинтересовались, куда мы собираемся - по следам Роберта Пири или на зимовку в Антарктику, предложив съездить в Звездный и докупить до комплекта еще и скафандры. Поразмыслив насчет скафандров, мы тем не менее остановились на более земном варианте. Советы по снаряжению:
- Куртка из пуха или Thinsulate производства Баск (Хан - Тенгри) или Сивера (Аркуда) - супер вариант.
- полукомбезы из того же (мы брали басковские) - великолепно
- поларовского белье Сивера - отлично (правда девушки оказались одноцветные)
- сапоги с вставными валенками - на троечку - лучше брать повыше (типа Баффин)
- термоноски - отлично
- маски (забыли блин, пришлось докупать в Мурманске) - ТОЛЬКО с ПРОЗРАЧНЫМ стеклом (не тонированные)
- поларовские подшдемники (балаклывы) - отлично
- перчатки (виндстопперы) - супер, сноубордические - плохо. Вообще комплекты для сноуборда не годятся
- шапки - кому как. Лучше пухове или поларовские, в принципе капюшоны курток прекрасно справляются.
Коврики, спальники - брать не обязательно. Все нормальное выдают.
ОЧЕНЬ нужен второй комплект одежды (не верхней), обуви и разумеется белья.
Потратив день на сборы и дополнив все это барахло стандартым КЛМН и фонариками а также традиционными фляжками, доны отравились испытывать снаряжение в Москве, где и взмокли как выдры. Поняли, что в полном комплекте в Москве можно спать на снегу в любые морозы или лечиться от целлюлита ( у кого он есть).
ТРАНСПОРТ
Сэр Питер категорически заявил, что на СкайЭкспресс он сядет только под наркозом, а поскольку наркоза Сэру Питеру требуется много, то остальные благородные доны отказались стаскивать тушу Сэра Питера с самолета (ибонефиг). Поэтому были внесены коррективы и билеты взяты на день раньше, заказана гостиница и билеты на Аэрофлот. Ва бене!
В процессе поездки оказалось, что происки врагов не позволили дону Ксю поехать по причине потопа в квартире и она остается в Москве. Жаль! По собственной инициативе Дон Ксю была переименована в Дона Динамо.
Итак мы поехали.
Все было как обычно. Шереметьево, отказ техники, задержка, смена самолета, легкий наркоз для Сэра Питера (исключительно по причине нелюбви к неплавающему авиатранспорту), розыгрыш оставшегося дона Джеймсона, погрузка и наконец полет. Скрасить полет помог навигатор, который показывал где мы летим и прикалывался с высотой.
Прибыв в Мурманск мы встретили сурового бородатого мужчину, который и оказался Андреем - в последствии выяснилось совсем не суровым и очень даже общительным.
Переночевав (гостиница "Огни Мурманска" - супер), мы встретились с инструктором Игорем, договорились насчет второго снегохода (очень рекомендуем для данного маршрута).
МАРШРУТ
Дорога.... снег... ЗАПОЛЯРЬЕ!!!!
Приятное удивление от качества техники - вполне современные и мощные машины в прекрасном состоянии, аббсолютно исправные и надежные. Рассевшись, испив чаю и погоняв для привычки по озеру, доны двинулись в дом.
Отличная погода, настроение, снег, сопки, озера - так вот ты какая - тундра!!!
Прибыв на базу где все было уже натоплено, приготовлено (вкуууусно!) и устроено (второй проводник - Андрей заранее протоптал нам тропу, приготовил все и прогрел комнаты), разместились в отличном домике и завалилсь спать.
По традиции хряпнули коньячку за "взмах весла". Вообще рекомендуем всем не злоупотреблять спиртным (никто не запрещает, но с утра ловить равновесие на снегоходе по целине - то еще удовольствие).
Большого описания самого маршрута не дам - лучше все увидеть самим. Ощущения просто потрясающие. да и маршрут сам написан подробно на сайте. Лучше опишем некоторые аспекты.
СНЕГОХОД
Он же "бешеная сковородка", по меткому определению Дона Блондинки, коей достался зверски ревущий Линкс с воздушным охлаждением.
По категории Ростехнадзора - трактор!!! И права на него нужны тракторные. Сказать по правде до этого считал игрушкой для не-туристов. Оказалось - вполне сурьезная машина, которая и на гору может влезть, и по льду нестись, и даже по воде ехать (все таки водный транспорт!!!!)
Страшнее и тяжелее всего ехать по тракторной дороге (как оказалось). Проще всего - по болоту!
ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ
Нифига не ночь. СОлнца нет, световой день короткий, но светло! Полярного сияния не видели. Не судьба!
ПЕЙЗАЖИ
Передать невозможно! Маршрут разнообразен, и горки, и горы, и тундра, и лес, и озера. НЕБО!!!!!! Таких красок не найти, фотографии - ничтожная пародия на жалкое недоразумение. Цвета - сумашедшие!
Лучше самим посмотреть. С фантазией у донов после рабочего дня плохо.
ЕДА
Выше всяких похвал. Настроившись на походный рацион, привыкшие к Гале-Гале и тушенке доны, заначив предварительно палку колбасы в качестве ништяка, офигели. От свежей лосятины, семги, 5 видов соусов, свежих овощей, чаев и кофеев, медов, фруктов и прочих вкусностей.
Как приятно в тундре стоптать свежее яблочко или апельсинчик. А однажды Сэр Питер, пребывающий в благодушном настроении сварганил настоящий лагман из лосенка. И все необходимое для него нашлось в бездонных ящиках инструкторов! Лагман имел успех. Сидя в зимовье, в тундре, слушая завывания метели, под свет газовой лампы и треск печки поедать горячий наваристый лагман!!!! (Надо прекращать, а то слюни капают на клавиатуру рабочего компа, что могут посчитать корпоративной нелояльностью)
Готовили инструктора, с чем благородные доны, привыкшие к походам регулярно не соглашались, ибо было стыдно!
СААМИ
Говорят карлики из скандинавских легенд - это они и есть. Народ забавный, интересный и суровый. НО НЕ ДАВАЙТЕ ИМ ПИТЬ СПИРТНОЕ!!!! Ничего страшного не произойдет, но там, где нормальный дон даже не почувствует, сааму будет утром плохо-преплохо и он будет полдня чинить свой снегоход перставляя свечи с правой на левую. В целом народ очень интересный, своеобразный и вызывающий восхищение - чтобы выжить и радоваться в этом суровом краю надо ... надо много чего...
Лучше про них спросить у Андрея - он вполне квалифицированно и с душой расскажет все подробно. Не любят когда их называют лопарями (типа негров-неграми)
ВЕЖА
Изба с кривыми стенами и большим количеством углов. Довольно уютная, теплая. ОДНОЗНАЧНО лучше чумов. (Правда в преданиях саами есть легенда о племени Бобров, которые проспали в чуме аж 4 дня зимой, но судя по тону - они сами в это не верят).
НИЧЕГОНЕДЕЛАНЬЕ
Маааленький совет - идти надо компанией 4-5 человек - будет веселее. Лопарский телевизор (окно) показывает одну и ту же программу - метель и снег, радио нет, зато выслушаете огромаднейшее количество легенд, охотничьих и не очень баек, местных историй и философствований.
ВЫПИВКА
Пить надо много!!!! Чай - в самый раз. Спиртное - брать в Мурманске ибо на маршруте ничего нет. Пришлось даже соорудить из НЗ Доновку (спирт, мандарины, лимон, вода и мед). Доновка пошла на ура! Но немного!
ЙЕТИ
На Сейдозере бытует легенда о снежных людях, увидив которых можно заболеть или даже помереть. Естественно доны, приняв для храбрости чаю, натеревшись мазью от сглаза и на всякий случай 39 раз (с запасом) плюнув через правое, левое плечо, вперед, под гусеницу снегохода, против ветра и на суеверия, потребовали организовать поисковую экспедицию. Организовали.
При всей невероятной красивости Сейдозера, никаких йетей там не нашли кроме егеря в домике, который записал все данные донов (очевидно чтобы сообщить родственникам на случай встречи с йети) и даже сфотографировал (очевидно на память).
ПОГОДА
Одно слово - разная. От -24 до +1. То ветер, то метель, то ясно. Меняется быстро и кардинально. См.советы по снаряжени.
РЫБАЛКА
Для экстремалов. Мы ограничились малым. Малого оказалось примерно 15 кг сигов, окуней и щучек.Которые были превращены в уху и съедены.
ИНСТРУКТОРЫ
Огромное вам спасибо! Работа - сумашедшая - пробивать тропу для донов, выковыривать отдельных из них из снега, пилить дрова, топить печку, постоянно развлекать нас и терпеть болтовню Сэра Питера!
Респект Игорю, свалившемуся с пневмонией на 2-й день (сказался прошлый маршрут), огромное уважение Славе! Работали на 5 с плюсом.
ОКОНЧАНИЕ
Добравшись наконец до базы кружным путем (на перевал не полезли, МЧС закрыло трассу, искали 2 группы потерявшихся туристов), натопили баньку (!!!) попарились (Сэр Питер дважды прыгнул в снег и протопил его наверное до следующего года) и с утра двинули обратно.
В гостинице доны обнаружили мини аквапарк (приличный бассейн, сауны, горку и всякие джакузи), отмылись и отбыли на финальный ужин с Андреем, после которого поняли, что зима - это не промежуток времени между ледоходом и ледоставом - а время года, в которое можно отдыхать.
Отоспавшись, доны добрались до аэропорта (довез Андрей), прыгнули в самолет, и под вино полетели назад в столицу.
Утро, машина, работа - компьютер (ух ты мой маленький, соскучился поди?)
Сегодня 15 января. По ночам до сих пор снятся просторы Кольского, палитра неба, олени. В парке автоматически выискиваешь следы лосей, оленей и страшного зверя россомахи.
И так наверное будет долго. До мая по крайней мере - а там вскроются реки, оденутся спасы, каски и снова привет северная природа!
На самом деле до мая вряд ли дотянем, обязательно приедем еще раз в этом году.