республика Алтай / Горный туризм | Спортивный туризм | Самостоятельная поездка

Отчет горного похода II - у категории сложности группы туристов клуба «Арго»

6 - 18 августа 2007 г.
Новосибирский государственный педагогический университет ОТЧЕТ горного похода II - у категории сложности группы туристов клуба «Арго» в районе Алтая (Северо-Чуйский хребет), совершенному с 06.08.07г. по 18.08.07г .
Маршрут похода.

День
Дата
Участок маршрута
км
чхв Ч:М
06.08
Пос.Чибит – р.Чуя – р.Орой (первая стоянка после серпантинного подъема)
6:40
Переправа р.Шавла – р.Л.Шавла – стоянка под ледн.Гляциологов
6:50
10.08
ледн.Гляциологов - пер.Москвич (1Б)
7:15
11.08
пер.Молодых (2А) - стоянка под. пер.Туманный
6:55
12.08
пер.Туманный (2А) - радиально
9:00
13.08
пер.Молодых (2А) – стоянка под пер. Москвич (1Б)
6:40
14.08
пер.Москвич (1Б) – пер.Орбита (1Б) – оз.В.Шавлинское
5:55
15.08
оз.В.Шавлинское - оз.Н.Шавлинское ДНЕВКА
3:30
16.08
оз.Н.Шавлинское – пер. Н.Шавлинский (1Б)
8:20

Род занятий
Туристский опыт
Обязанности
Лежнин Евгений Юрьевич 1973 Выборная, 103 – 52 Инженер 2 г.р.(р) Центр.Алтай 3г.у. Сев. Тянь-Шань руководитель
Решта Игорь Анатольевич 1970 Молодости, 48 – 14 348-45-77 программист 2г.у. Центр.Алтай медик
Никитин Валерий Сергеевич 1981 Вилюйская, 34-178 Студент НГПУ 2г.у. Центр.Алтай рем.мастер
Курочкина Ольга Юрьевна 1981 Авиастороителей, 6-41 217-70-07 Главный специалист 2 г.у. Центр.Алтай завхоз
Польща Яна Андреевна 1985 Толстого, 234-75 Студент НГПУ 2г.у. Центр.Алтай участник

Описание маршрута

Описание участка

5 Августа переезд Новосибирск – п.Чибит

7:40
Выехали из города Новосибирска на трех автомобилях.
20:51
Приехали в гостиницу в п. Чибит (787 км от г. Новосибирска)

Гостиница в п. Чибит

6 Августа

1-й день. пос.Чибит – р.Орой
06-00
Подъем. Погода: пасмурно, мелкий дождь, туман.
07-20
Выход на маршрут. Загружаемся в машины и пытаемся доехать до моста через Чую. Не доезжая 3 км до моста, пришлось остановиться из-за того, что дорога стала непроходимой для машин. Шли пешком до моста.

Переправа через р.Чуя

09-00
Начало переправы через Чую. Мост, как обычно в плохом состоянии, но проходимый. Т.к. после дождя доски моста скользкие, парни переносят рюкзаки.
09-30 Закончили переправу через Чую. Вышли вверх (20°) по тропе. Через 70 метров подъема тропа выходит на небольшое плато, на котором построены изба и баня.
10-00 Начинается набор высоты. В начале подъема тропа разделяется: одна уходит наверх, другая поворачивает направо - налево (под скальными сбросами). Нам наверх. Серпантином обходим скальные выходы. Погода: дождь прекратился, но по-прежнему облачно.
11-30 За три ходки дошли до стоянки возле водопадов на р. Орой. Обедаем. Погода: выглядывает солнце.
12-30 Выход. Прошли немного (~200 м.) вдоль ручья, перешли его по камням, дальше идем по тропе. Проходим луговины, на ручье стоят свежие избы летника. Уходим в лес, стараясь держаться ручья (в лесу буреломы). Четыре раза переходили с берега на берег - тропа периодически теряется. Погода: переменная облачность, временами мелкий дождь
15-00
Доходим до места, на котором можно поставить четыре палатки. Стоянка рядом с ручьем. Погода: солнце, тепло.

7 Августа

2-й день. р. Орой- п. Оройский (н/к) – р. Шабага.
06-40
Подъем. Погода: ясно, но прохладно.
08:30
Выход. Вышли на границу леса, по набитой тропе идем вверх. Тропа идёт по поросшему берёзкой склону протяженностью около 250 м ., крутизна 20-30°. Погода: солнечно.
10-00
За две ходки доходим до перевала. Слева и справа от седловины скальные выходы, на самом перевале очень низкая трава, камней мало. Сняли свою же записку 2004 г – т/к «Арго». Нечасто здесь бывают туристы. Большинство ходят по скотогонной тропе левее. Погода: солнечно, но сильный ветер, так что довольно прохладно.

Вид с перевала Орой на долину Ештыкол.

10-15
Начали спуск с перевала. Спуск ~50 м, крутизна- ~30°. После спуска забираем влево, стараясь обойти болотистые почвы долины.
10-45
Пошли по тропе в сторону реки Ештыколь.
11-15
Вышли на дорогу, идущую с долины реки Маашей.
12-10
Привал с обедом и купанием. На первом броде ч/з р.Ештыколь. Погода: солнечно, жарко.
13-05
Выход. Дорога идет по правому берегу реки. Через 20 мин. дорога поворачивает направо, а тропа идёт прямо вдоль реки.
13-40
Второй брод через р.Ештыколь. Река полноводная. Тропу хорошо видно. На месте брода есть костровище. Через 200 м . от брода река делает поворот влево, а затем - через 100 м . – поворачивает направо и сохраняет это направление. В том месте, где река поворачивает направо, тропа идёт по прижимам (~100 м.), местами теряется. После прижимов (через 30 м .) справа от тропы стоянка на две палатки. Сразу после стоянок начинаем подниматься наверх. Подъём ~7 мин., затем небольшой спуск и снова подъём около 20 мин. После крутого спуска (~30°) идем по тропе влево и сразу же выходим к левому притоку Шабаги. Погода: классная.
15-40
Стоянка с указателем  . Переправа через приток р.Шабага по мостику из двух брёвен. По тропе пошли вверх вдоль реки. Тропа сначала отчетливая, потом теряется. От ручья лучше не отдаляться. Погода: классная.
16-00
Переправа через приток р. Шабага. Ширина реки 3 м ., глубина выше колена, сильное течение.
16-20
Бродим обратно ( 2,5 м ширина, глубина ~40 см).
16-40
Ещё дважды бродим реку, избегая буреломов и сбросов.
17-00
Встали на ночёвку у реки. Место под палатки расчищали сами. Погода по-прежнему радует.

8 Августа

3-й день. Приток р. Шабага – пер. Щенячий (1А) – р. Левая Шавла
05-00 Подъем. Погода: туман, но на небе облаков нет.

Вид на долину притока р.Шавла

07-15
Идем вверх вдоль притока р. Шабага, не переходя его, частично по каменистым отмелям. Погода: солнечно, пока прохладно.
08-40
Справа по ходу движения открывается вид на цирк пер.Щенячий (1Б). Продолжаем двигаться в сторону перевала, постепенно переходя на склоны, поросшие берёзкой.
09-00
Продолжаем подъем на моренный вал, поросший березкой.
09-23
Вышли к краю каменистой осыпи, которая находится в цирке справа. Погода: солнечно, жарко.
10-25
Продолжаем подъем по моренному валу. Слева находится сухое русло ручья.
11-20
Подошли под выходы скальных пород. Привал с обедом у небольшого ледника. По сравнению с 2004 годом ледник сильно подтаял. С ледника стекает ручей, воды дальше нет.
11-55
Выход. Сразу забираем круто вверх, влево (по ходу движения). Подъем идет по осыпи крутизной 30-40°, длина ~ 20 м , дальше выполаживается, крутизна ~ 25°. Идем траверсом справа налево. В отличие от 2004 года снежников нет, поэтому идти сложнее – под ногами все плывет. Погода: солнечно, жарко.
14-40
Траверсом поднялись на перевал. Сняли записку от 08.08.2006 г. т/к «Эдельвейс», г. Новосибирск (они брали его в снег в 6 часов вечера). Вид с перевала очень красив в обе стороны: в одну сторону видны озера Ештыколь, в другую красивые заснеженные вершины, виден ледник Гляциологов.

Вид на долину р.Шавла с пер.Щенячий
15-00
Спуск с перевала. Спуск левее сбросов (камни, осыпь, крутизна 25-30°).
Справа появляется ручеек.
16-30
Вода в ручье слева появляется и через несколько метров исчезает. Мы продолжаем спуск по руслу сухого ручья, русло представляет собой крутой курум. Группа расягивается, 4 человека пошли вперед, чтобы организовать стоянку. Остальные ждут отстающих. Погода: солнечно, жарко
16-50
Вышли к водопаду, но в ручье воды нет – скальные сбросы, которые обходим слева, т.к. справа крутой травянистый склон. Идем вниз до границы зоны леса.
18-38
Выходим на тропу, идем в сторону оз.Н.Шавлинское, через 200 м . имеются оборудованные стоянки, большая поляна, до воды неблизко, есть дрова. Погода: солнечно, жарко.
23-00
Отбой.

9 Августа

4-й день. р. Шавла – л.Гляциологов
06-00
Подъем. Сегодня предстоит разделение групп, поэтому не торопимся, просматриваем продукты, отбираем в заброску. Хорошо видно ледник Гляциологов - выглядит внушительно.
09-45
Выходим вверх по тропе вдоль Шавлы. Погода: солнечно, жарко.
10-25
Привал. Делаем заброску у слияния рек. Ориентир – упавший кедр. Тропа довольно оживленная, много конных групп.
11-10 - 11-40
Бродим р. Правая Шавла и Левая Шавла. Самое глубокое место ( 50 см .), переходим стенкой по двое. Далее с шестом.
11-44
Идем вверх по Левой Шавле. Идем по тропе, потом идем по руслу р.Л.Шавла.
12-30
Привал с обедом. Отдыхаем. Погода: солнечно, жарко.
14-00
Дошли до того места, где тропа круто забирает вверх. По этой тропе “двоечники” пошли в сторону пер.Николаева, а мы без тропы вдоль русла реки Л.Шавла.
14-20
Спускаемся к реке. Переправа вброд, глубина 0.5 м ., шириной 10 м . Идем вверх по куруму.
Отдых.
15-10
Выходим. В этот день мы бродили реку много раз, выбирая более удобный путь вдоль берега.
15-40
Идем по руслу ручья.
16-00
Переправа на правый берег h =30см., l =5 м., встречаются туры. Забираем вправо.
Отдых.
16-50
Идем вверх по куруму.
17-10
Идем по руслу высохшего ручья. Прошли стоянки.
17-20
Два русла высохших встречаются. Мы идем в правую развязку. Подъем по осыпи 30-35°, протяжённостью 100м., затем выполаживается. Встречаются “чемоданы”.
18-00
Видим стоянку. Большой разлапистый кедр. Дальше не идем, т.к. это последнее место ночевки на дровах. Слева по ходу движения метрах в 300-х за моренным валом озеро – вода белая, но пить можно.

10 Августа

5-й день. Ледник Гляциологов. Пер.Москвич. Долина р.Юнгур
06-00 Подъём.
08-00 Выход. Движемся по правому краю морены в направлении лед. Гляциологов, встречаются туры.

Прохождение ледника Гляциологов

09-02
Одеваем ботинки. Поднимаемся вверх по скально-осыпному склону крутизной 30°, идем по гребешку осыпи, ледопад обходим справа от ледн.Гляциологов.
10-00
Прошли по правой морене. Поднялись на моренный вал.
10-10
Выходим на ледник. Идем вверх, придерживаясь правой стороной ледника.
11-00
Спустились с курума, подошли к леднику, надеваем кошки. Выходим на ледник, идем поперек ледника в сторону морены, идущей по центру ледника.
11-30
Двигаемся по морене вверх.
12-10
Подошли к первому ледопаду. Связываемся. Прошли первый ледовый подъем. Идем правой стороной. Впереди много трещин, в т.ч. засыпанных снегом, выходим на середину, трещины обходим по снежным мостам.
13-35
Прошли ледопад с трещинами, распутывая их по снежным мостам с организацией страховки через ледобур.
14-15
Проходим мимо перевала Орбита. Ледник закрыт. Поднимаемся на пер.Москвич. Начался подлип. Идем по центру ледника, обходя трещины.
15-04
Поднялись на пер. Москвич. Сняли записку т/к “Романтик” г.Одесса, они шли маршрутом 3 к.с. с р.Юнгур на пер.Орбита.
15-35
Идем на спуск с перевала. Спускаемся по кулуару, спуск камнеопасен, камни живые, держимся левой стороной. Затем по проторенной тропе спускаемся по середине осыпи.
16-15
Спустились на ледник. Встали на ночёвку сразу на моренном валу.

11 Августа

6-й день. Перевал Молодых 2А (3070 м).
04-00
Подъём.
07-00
Идём по морене в сторону перевала Молодых.
07-30

Надеваем кошки на леднике и уходим влево – огибаем ледопадик. Крутизна ледника здесь – 35-40°. Идем в связках.

Подъем разделен на 2 ярко выраженных этапа:

- Первый сильно изрезан трещинами, некоторые засыпаны снегом, их обходим по перемычкам, закладывая при этом петли метров по 30.

- Второй изрезан бергами. Верхнее поле ледника пологое, под взлётом закрыто небольшим слоем плотного снега

Перевальный взлёт – ледовый склон, протяжённость ~ 100 м ., крутизна внизу ~ 40°, в верхней части ~ 50°; внизу взлёт закрыт плотным снегом. Перевальный взлет брали слева, по ходу движения, преодолели 4 берга, которые переходили по снежным мостам. Навешивали 80 м . перил на ледобурах.

Подъем на пер. Молодых

Прохождение перевального взлета.

10-45
Мы на перевале. Седловина широкая, есть озеро, тур находится у правой по ходу “дырки”, где и спуск. Сняли записку от 06.08.2006 группы т/к «Гадкий утенок» из 9 человек из г.Москвы под руков. Олишевского Д.В., совершающей поход 3 к.с. в сторону пер.Туманный, поднялись на перевал со стороны пер.Москвич в 16.00.
11-20
Организуем перила, которые навешиваем на предусмортительно кем-то заранее сделанную петлю. Спуск ~ 15 м . по осыпи, затем ~ 80 м . толстого снега, крутизной ~ 40-45°; затем идёт средняя осыпь ~ 150 м ., ~ 35-40°; всё это в кулуаре, ширина которого от 2-х м. вверху до 20 м . внизу (Фото 28). Спуск по скально-ледово-осыпному снежному кулуару сначала прошли по навешенным перилам с самосбросом (3 верёвки), далее в связках.
12-30
Выходим на осыпь (30°). Идем по ней около получаса, далее пологие осыпи выводят на открытый ледник (ещё час). Еще полчаса идем по покровной морене.
14-30
Мы спустились.

12 Августа

7-й день. Пер.Туманный Восточный 2А ( 3100 м .)- радиально.
Перевал соединяет реки Л. Юнгур и П. Камрю. Экспозиция перевала – северо-запад (Л. Юнгур) – юго-восток (П. Камрю). Характер перевала – снежно-ледовый. Ледник открытый, ровный.
04-00
Подъем. Погода - низкая облачность, туман.
Выход
08-00
Идем по морене в сторону перевала. Погода: начинает идти снег.

09-30
Подход под перевальный взлет - по ровному закрытому леднику. В районе перевального взлёта есть трещины, их переходим по перемычкам. Крутизна ледника – около 5°. Перед взлётом связываемся.

Перевал расположен в верховьях небольшого правого притока реки прав. Юнгур. На самом деле в южной стороне цирка есть несколько перевалов (Туманный северный, Туманный центральный), восточный Туманный перевал - это самое большое понижение в стенке, ограничивающей цирк с юга. Ориентация склонов - север-юг. Ледник в основном открытый и без трещин - небольшой участок трещин сосредоточен справа по ходу подъема, в месте, где ледник поворачивает "из-за угла". Перевал находится в самом дальнем, восточном углу цирка.

Перевальный взлёт – снежно-ледовый склон крутизной ~ 35° внизу и ~ 45° вверху, протяжённость – около 250 м. Прошли его за час. До верхнего берга взлёт закрыт, идём по ступеням – их бьют идущие впереди Борода с Валерой. Открытую часть взлёта провешиваем перилами ( 80 м .) на ледобурах. Седловина перевала широкая – 20 м ., тур на камне посередине.
13-00
Мы на перевале. Записку не нашли. Погода: идет снег, сильный ветер.
14-40
Спускаемся вниз по перилам (2 верёвки). Далее – с попеременной страховкой через ледобур.
Мы спустились.

13 Августа

8-й день. Пер.Молодых (2А) – стоянка под пер. Москвич (1Б)
07-00
Подъем. Погода: туман, снег.
10-00
Выходим. Погода: идет снег.
10-30
Идём плотной группой по осыпи крутизной 30-35° протяжённостью порядка 250- 300 м . Перед снежником надеваем кошки, связываемся.
12-30
Мы на перевале. Сняли, как оказалось, свою же записку.
12-50
Начинаем спуск в сторону пер. Москвич.
16-45
Мы спустились. На спуске навесили перила 80 м . на ледобуре. Последний спускался с нижней страховкой. Далее осуществляем спуск по центру. Берги проходим по снежным мостам.
18-00
Победно спустившись к месту нашей прошлой стоянки под перевалом Москвич, отдыхаем и видим поднимающихся из долины Юнгура людей. – Ура! Это наша вторая группа! Вместе ставим лагерь.

14 Августа

9-й день. пер.Москвич (1Б) – пер.Орбита (1Б) – оз.В.Шавлинское
07-30
Подъем. Ночью шел дождь со снегом. Готовим завтрак. Опять пошел дождь. С Юнгура начал подниматься туман. Видимость 10 м. Низкая облачность.
Отсиживаемся, перевал закрыт.
11-00
Надеваем обвязки, выходим. Идет дождь. Подъём – скально-осыпной кулуар шириной примерно 5- 7 м ., крутизной около 30-35°, высотой 60 м . Первую половину подъема держимся середины кулуара. Идём по средней осыпи. Во второй половине подъема перешли на хорошо набитую тропу в левой части кулуара.
11-55
Мы на перевале. Сняли записку т/к «Золотое Кольцо», Башкортостана, г. Уфа, от 09.08.2007 под руководством Айсина С. Е., маршрут 3 к.с. со стороны р. Левая Шавла в сторону пер. Туманный.
12-15
Выход. Идет снег. Надеваем кошки, связываемся. Спуск в сторону ледн. Гляциологов около 35° протяжённостью примерно 7 метров по заснеженному куруму. Выходим на ледник сразу после спуска. Около пер.Москвич ледник ,пологий, закрытый. По мере приближения к пер.Орбита ледник поворачивает влево, крутизна увеличивается, появляется много трещин. По леднику держимся правого края. Здесь ледник закрыт, трещины забиты снегом. Идем в кошках до перевального взлета.
13-10
Подошли под перевальный взлёт. Начали подъём. В целях тренировки брали перевал не классически – в лоб, а траверсом выше берга по правому краю с обеспечение страховки через ледобуры. Погода: туман, снег, ветер.
14-05
Мы на перевале Орбита. Сняли записку т/к «Романтик», г. Одессы, от 10.08.2007, под руководством Дзюбы Д.С., совершающего поход 3 к.с. в направлении Шавлинских озер. Погода: ветер, снег, но начинает проясняться.
14-20
Спускаемся к В.Шавлинскому озеру. Сняли кошки и обвязки. Спуск по мелкой осыпи слоистой структуры, крутизной около 30°, протяжённостью примерно 70 м ., видна тропа.
14-45
После спуска выходим на открытый без трещин ледник, придерживаясь его левого края. Крутой спуск в конце ледника обходим слева по куруму.
15-20
Спустившись с ледника, переходим на правую сторону русла, ближе к ледн.Зелинского. Перекусываем и идём по тропе, отмеченной турами, идущей по гребешку и выводящей к оз.В.Шавлинское.

Выход к оз.В. Шавлинское

17-30
По хорошо очерченной тропе спускаемся вниз к оз. В. Шавлинскому за две ходки. Встали на ночевку у водопада, под кедром. Отсюда видно Сказку, Красавицу. Отдыхаем.

15 Августа

10-й день. Оз.В.Шавлинское - Оз.Н.Шавлинское
Подъём.
08-30
Выходим. Обойдя озеро по левому берегу и пройдя перебор, вышли на тропу и по ней идем до оз.Н.Шавлинское.
11-00
Встаем на стоянку на краю озера – там свободна большая поляна, 4 палатки встанут свободно. Облака между тем сгущаются. Плохая погода с долины Юнгура пришла и сюда – облака плывут низко. Наползает туман, но дождя пока нет. Часть команды идет за «заброской», остальные остаются готовить обед и искать дрова.
13-00
Собираем грибы, ягоды, фотографируемся, отдыхаем, спим…ДНЕВКА…
  Нашли кусок полиэтилена и «строим» баню! Паримся и купаемся в озере Н.Шавлинское.
  Погода: временами накрапывает дождь.

Походная баня

18:00-20:00.
Собираем лагерь и переходим не верхнюю стоянку у моренного озера ближе к Н.Шавлинскому перевалу. Тропа, ведущая к перевалу, начинается у оборудованной стоянки на правом берегу ручья, впадающего в озеро Нижнее Шавлинское. Далее тропа круто поднимается на моренный вал (от озера 150 – 200 м). Крутая часть подъема заканчивается как раз в кармане морены, где и расположено небольшое озерко с прозрачной водой. Ставим лагерь, готовим ужин на костре. Погода стремительно портится – туман и дождь усиливается.

16 Августа

11-й день. оз.Н.Шавлинское – пер. Н.Шавлинский (1Б)
07-00
Подъём. На костре готовим завтрак, собираем лагерь. Холодно. Сыро. На вершинах лежит свежий снег (видимо, шел всю ночь). Осадков пока нет, но ветер гонит туманы и низкую облачность, не предвещая ничего хорошего.
08-00
Выход. Набитая тропа идет по правой части долины - сначала по травянистым склонам, а затем по средней осыпи.
09-40
По тропе обошли курумный вал вдоль левого края. Вошли в долину, поднимаемся к следующему курумному валу. Пока тропа четкая, обозначена турами. Язык ледника сильно подтаял и пришлось вначале идти по тропе, потом без нее. В связи с дождем и усиливающимся ветром, идем без отдыха до перевала, который периодически скрывает туман. Идем по центру. Ледник по сравнению с 2004 годом сильно подтаял.
12-00
Мы под перевалом. Озеро под перевалом высохло, трещины ледника обходим или переходим по снежным мостам. Слышны звуки сходящих лавин. Перевальный взлет закрыт снегом. Подъем только что одолела какая-то группа - они маячат нам с перевала, оставив протоптанную тропу. Подниматься по их следам, тем более наш собственный опыт прохождения этого перевала говорит о том же. Осыпь покрыта мокрым снегом, что усложняет подъем. Погода: сильный ветер, холодно.

Пер. Н.Шавлинский

12-10
Поднимаемся плотной группой – это важно, т.к. на этом участке высокая камнеопасность, по левой (по ходу движения) стороне, по краю осыпи, не выходя ни в коем случае на ледник (а то «приедут одни уши» – инструктирует командир). Осыпь под ногами едет, поднимаемся без суеты, но и не задерживаемся.
14-30
Мы на перевале. Сняли записку группы туристов тур/клуба “Кедр” г.Новосибирска от 15.08.07 в составе 5 человек, совершающих поход 1к.с. Они продолжают движение в сторону оз.Маашей, спуск по р.Маашей к с.Акташ. Погода: холодно, ветер, снег.
15-00
Спускаемся. Седловина широкая, спуск несложный. Иногда на пятой точке. Спустились за 45 минут. Есть одна открытая трещина, в которую при таланте можно улететь. Далее выходим на морену, идем по тропе, отмеченной турами. Погода: ветер усиливается, мокрый снег
16-00
Встретили ребят из турклуба “Кедр”.
17-00
Доходим до первой зелени – поляна с ручьем. Все мокрые до нитки. Очень быстро ставим палатки, готовим ужин на газе. Для профилактики – Тера-Флю и Золотой корень. Вечером в палатках – оживленное веселье – народ осознал, что злоключения кончились.
15-20
Перешли по камням ручей, вытекающий из-под морены с Алениных озер, и оказываемся на оборудованной стоянке в лесу. У реки (между рекой и стоянкой) рядом с тропой есть камень с памятной табличкой.

17 Августа

12-й день. Из-под пер Н.Шавлинский – оз.Машей – р. Машей
07-00
Подъем. Светит солнце. Одежда практически вся высохла.

Моренное озеро у ледника Маашей
09-30
Держась левой стороны долины идем по морене вниз к р.Маашей. Тропа хорошо видна – часто встречаются туры
10-50
Брод по камням через реку выше водопада.
11-40
Дошли до моренного озера – озеро имеет голубой оттенок. Справа виден ледник Маашей. Появляется ивняк. Далее тропа идет по левому берегу реки Маашей. Доходим за 3 перехода до оз.Маашей . Озеро обходим низовой тропой слева., много топляка – вода разлилась; начали встречаться коммерческие группы.
14-00
Встаем на обед на хорошо оборудованной стоянке. Отличный вид (и последний!) на ледники.

Вид на ледник с оз.Маашей
15-00
Спускаемся по тропе – справа шумит река, ее русло очень сильно изрезано, образует последовательность перекатов. Сильно углубляться в лес не стоит. Через переход – переправа по бревну (высота от уровня 2 м ., длиной 4 м .), оно довольно скользкое. Обгоняем т/к “ Кедр ” .
16-50 Доходим до места под стоянку для 3-х палаток, следующие наверняка заняты – да и интереснее здесь, вода близко, людей мало.
17-00 Встали на стоянку.

18 Августа

13-й день. ВЫХОД С МАРШРУТА. мост ч/з р.Чуя. – тропа на Мены – Чибит
06-00 Подъем
09-20 Доходим до лесовозной дороги, которая после землетрясения непроходимая. Влево вверх дорога поднимается в долину р.Ештыколь. Вправо и вниз дорога уходит к мосту через р.Маашей. Мы продолжаем движение вдоль р.Маашей в сторону р.Чуя.
10-00 Прошли базу спасателей, у них стоит техника, хозяйство, баня. Далее тропа идет на спуск. По дороге встречаем заросли акации, сухую клубнику. Погода: тепло, переменная облачность.
11-40 Встаем на обед. Сушим палатки. Встречаем т/к “ Кедр ” . Решаем идти более коротким путем, чтобы занять места в гостинице, заказать баню.
13-05 Выходим, идем по тропе вправо, на Мены. Эта тропа намного живописнее, чем дорога на Чибит, по которой мы ходили в предыдущем походе. Сначала тропа забирает круто вверх – наподобие перевала. Чуя шумит справа далеко внизу.
14-00 Обходим прижимы верховой тропой, Чуя поворачивает направо, а мы выходим к трассе. Отправляем на попутке гонца-водителя до гостиницы. Он вскоре возвращается уже на нашем автомобиле и вывозит остальных участников.
15-30 Мы все в гостинице, в Чибите. Моемся в бане, отдыхем. На следующий день возвращаемся в Новосибирск.

5.Описание перевалов

Описание перевала Щенячий (1А)

Перевал Щенячий находится в отроге, отделяющем орографический левый приток реки Шабага от реки Шавла. Экспозиция перевала: юго-запад – р.Шавла, северо-восток – приток р. Шабага.

Характер перевала: осыпной в оба направления

Высота перевала: ~ 2800 м .

Перевальная седловина большая, длиной ~ 150 метров и шириной ~ 50 метров с обеих сторон ограничена скальными выходами. Примерно посередине, ближе к левой стороне (если стоять лицом в сторону реки Шавла) возвышение, на котором расположен тур. Тропы нет ни с той, ни с другой стороны.

Подъем на перевал Щенячий

Подъем со стороны притока р.Шабага. Склон осыпной, крутизна 25-30 градусов, протяженность 100-150м. Перед перевальным взлетом находится скальный выход. Поднимаясь, мы обошли его справа орографически, далее прямо на перевал, двигаясь слегка траверсом влево.

Спуск к р. Шавла. Склон осыпной, крутизна склона 25-30 градусов местами до 45, протяженность 100 метров. При спуске сначала держимся левой стороны. Далее склон выполаживается, и метров через 300 выходим на русло пересохшего ручья.

Прямо по руслу спустились к тому месту, где в ручье появляется вода. Переходя с берега на берег, обходя скальные сбросы, спустились до места, где ручей снова уходит в камни. По сухому руслу спускаемся вниз до тропы к оз. Н. Шавлинское.

Спуск с перевала Щенячий

Описание перевала Москвич (1Б, 3150, сн.-лд.-ос.)

Перевал находится в западной части Северно-Чуйского хребта между пиками Кржижановского и Зелинского; разделяет реки Л.Юнгур и Л.Шавла. Экспозиция перевала: юг - Л.Юнгур; север - Л.Шавла. Характер перевала со стороны Л.Юнгура – скально-осыпной; со стороны Л.Шавлы – скально-ледово-снежный. Высота перевала – 3000 м ., категория сложности летом – 1Б. Определяющая сторона – южная часть перевала.

Подъем на перевал Москвич

Вид перевала Москвич со стороны ледника Гляциологов

Описание перевала Орбита (1Б)(3000м)

Перевал Орбита находится в западной части Северо-Чуйского хребта; разделяет реки Л.Шавла и притоки В.Шавлинского озера.

Экспозиция перевала: запад – река Л.Шавла; восток – притоки оз. В.Шавлинского. Характер перевала со стороны р.Л.Шавлы – снежно-ледовый; со стороны оз.В.Шавлинского – скально-осыпной. Высота перевала: 3000 м ., категория сложности летом – 1Б. Определяющая сторона – восточная часть перевала.

Подход к перевалу со стороны пер.Москвич по леднику. Под пер.Москвич ледник пологий, закрытый. Стоит держаться центра ледника.

Ближе к пер.Орбита ледник поворачивает налево, становится открытым с большим количеством широких трещин, поэтому необходимо подойти ближе к перевальному хребту (вправо по ходу), где меньше трещин, и продолжить движение до перевального взлёта. Время движения от пер.Москвич до перевального взлёта пер.Орбита 20-25 минут.

Подъем на перевал Орбита

Ледник от перевального взлёта отделён бергшрундом, который тянется вдоль всего перевального хребта. Бергршрунд проходится по снежно-ледовому мосту прямо под перевальным взлётом. Перевальный взлёт – это ровный, открытый без трещин ледовый кулуар высотой около 40- 50 м ., крутизной примерно 35-40 град., зажатый с обеих сторон скалами.

Ширина кулуара около 10- 15 м . При подъёме следует держаться центра кулуара, т.к. со скальных выходов может сыпать. Время подъёма от ледн.Гляциологов до седловины – 35 мин. Седловина перевала широкая с туром посередине.

Спуск с перевала в сторону Шавлинских озёр по средней и мелкой осыпи слоистой структуры. Ширина кулуара 15- 20 м ., крутизна около 30 град., протяжённость примерно 70 м . После спуска сразу выход на ледник.

Описание перевала Н.Шавлинский(1Б)

Перевал Н.Шавлинсий находится в центральной части Северо-Чуйского хребта; разделяет реки Шавла и Маашей. Экспозиция первала: северо-запад – р.Шавла; юго-восток – р.Маашей. Характер перевала: со стороны р.Шавла – скально-снежно-ледовый; со стороны р.Маашей – снежно-ледовый. Высота перевала – 3000 м .; категория сложности летом – 1Б. Определяющая сторона – северо-западная часть

Перевал имеет ярко выраженный перевальный взлет протяженностью около 250 метров и крутизной 40 градусов. Кулуар ограничен с обеих сторон скальными выходами. Ширина кулуара около 50 м .

Подъемная тропа на Н.Шавлинский перевал от одноименного озера начинается у оборудованной стоянки на правом берегу ручья, впадающего в озеро примерно посередине его вытянутой части. Начало подъемной тропы рядом с озером ярко не выражено, тропа, идущая вдоль озера, выводит на оборудованную стоянку, откуда надо повернуть налево к старой заросшей травой морене, где тропа становится отчетливой и начинает крутой подъем по узкому гребешку морены.

Крутая часть подъема с набором высоты от озера 150 – 200 метров заканчивается у небольшого моренного озерка с прозрачной водой. Крутой подъем занимает 45 минут. Далее набитая тропа идет по правой части долины, сначала по травянистым склонам, а затем по осыпям. За 2 ходки преодолели две ступени осыпей, набрав около 200 м высоты, и по тропе, обозначенной турами, дошли до места поворота долины направо (по ходу), откуда открылся вид на верхнюю ее часть и на перевал Н.Шавлинский.

За 50 минут ходу по маркированной тропе, вышли на стоянку для двух палаток, находящуюся на широком гребне боковой морены. Еще 1 час ходу до ледника и продолжаем движение по марене вдоль ледника. Через 15 минут хода вдоль ледника он (ледник) начал выполаживаться, и есть возможность перейти с морены на него. Ледник открытый без препятствий, промоины легко переступаются или перепрыгиваются. По леднику движение заняло около 1 часа, и мы подошли под перевальный взлет.

Перевальный взлет представляет собой крутой ледовый склон высотой около 250 м и крутизной примерно 40 градусов, ограниченный осыпями

Подходим к осыпи слева по ходу от ледового языка, спускающего с перевального гребня. Подниматься по ледовому языку никому не посоветовали бы – там регулярно сходят камни и микролавинки. При движении на перевал по осыпи необходимо быть очень осторожным, идти плотной группой, т.к. подъем камнеопасный.

Тропа четко выражена, в верхней части подъема поворачивает направо, и мы, следуя по ней, поднимаемся вдоль границы со льдом на осыпь, выводящую уже на перевальный гребень. Чтобы попасть на перевальную седловину, двигаемся направо вдоль гребня. Подъем на перевальный взлет занял у нас 1 час. Седловина узкая, осыпная.

Подъем на пер. Н. Шавлинский

Спуск с перевала гораздо проще и занимает меньше времени.За 20 минут спустились с седловины перевала на ледник в долине р. Маашей. Перевальный взлет с этой стороны около 80 м высотой. Спускались от седловины по ходу влево вниз, по крутой начинающей таять заснеженной осыпи. Нижняя часть осыпи лежит на льду, поэтому последние метры проходили с наибольшей аккуратностью. Ледник открытый, препятствий никаких нет, трещины, точнее промоины, хорошо видны, некоторые из них можно легко перешагнуть, другие тоже без труда перепрыгнуть. Идем прямо вниз, в направлении левого края долины, где ледник поворачивает налево.

Описание перевала Молодых 2А (3070 м).

Местонахождение: Северо-Чуйский хребет - юго-западные отроги основного хребета

Ориентация склонов: восток-запад

Соединяемые долины: цирк лед. Туманный - р. Юнгур

Общее время прохождения: 6 часов

Подъем на перевал Молодых

Стоянки со стороны р. Юнгур находятся примерно в 500м от языка ледника Туманный. Ледник открытый, крутизной 10-15°, кое-где изрезан довольно широкими трещинами, которые легко обходятся. В верхней части ледник выполаживается. Перевалы Молодых и Зелинского расположены слева по ходу в цирке (Молодых - налево, Зелинского - направо), невидимом с морены. В цирке, на осыпи, возможна ночевка. Время подхода от места ночевки до взлёта 1 час.

Подъём на перевал Молодых начинается по мелкой и средней осыпи крутизной 30-35° (300м). Выше начинается снежник крутизной 25-30°, длиной около 200 метров. Перевальная седловина скальная, с большой мульдой, в которой расположено озерцо.

Моренное озеро в седловине пер. Молодых

Описание перевала Туманный Восточный 2А (3100 м).

Перевал расположен в небольшом замкнутом цирке в верховьях небольшого правого притока реки прав. Юнгур. На самом деле в южной стороне цирка есть несколько перевалов (Туманный северный, Туманный центральный), восточный Туманный перевал - это самое большое понижение в стенке, ограничивающей цирк с юга.

Ориентация склонов - север-юг.Подход к перевалу присходит вдоль небольшого ручья, впадающего слева в р. лев. Юнгур - рельеф: крупная слежавшаяся морена (1.5 - 2 км.)

Далее выход на ледник и подъем к перевальному взлету. Ледник в основном открытый и без трещин - небольшой участок трещин сосредоточен справа по ходу подъема, в месте, где ледник поворачивает "из за угла".Перевал находится в самом дальнем, восточном углу цирка. Взлет снежно-ледовый (30-40 м. 30-35 градусов.), от ледника отделен небольшим бергшрундом, который преодолевается по снежному мосту. В зависимости от сезона, может быть перекрыт полностью.Седловина скальная, может быть полностью покрыта снегом, она как-бы находится в углублении между скалой слева, и снежным бугром справа.Спуск происходит по забитому снегом кулуару, крутизна 30-40 градусов, протяженность примерно 60-80 метров.Далее спуск происходит по пологому открытому леднику. Трещин немного, и они сосредоточены справа по ходу спуска. Недалеко от окончания ледника, на морене расчищено место под палатку. Перевал находится в самом дальнем, восточном углу цирка. Взлет снежно-ледовый (30-40 м. 30-35 градусов.), от ледника отделен небольшим бергшрундом, который преодолевается по снежному мосту. В зависимости от сезона, может быть перекрыт полностью.

Описание ледника Гляциологов.

Ледник имеет выраженные 3 подъема

1. Крутизна первого подъема 25-30 град., по центру идет моренный вал, но мы по нему не поднимались, т.к. подошли сразу (обошли справа) к ярко выраженному второму подъему.

2. Второй подъем сильно изрезан трещинами. Справа – закрытые снегом, слева – ледник чистый. Поднимались по центру ледника, обходя трещины. В выполаживающейся части трещины имели размер шириной 1-3м, обходим их по снежно-ледовым мостам.

Периодически переходим от левого к правому борту, на ледник. На закрытые снегом участки не выходим, т.к. просматриваются внушительные трещины.

При переходе ч/з снежные мосты использовали льдобуры, т.к. один снежный мост был явно ненадежен, а другой представлял собой длинную узкую ледовую полку (шириной около 50 c м).

3. Третий, ярко выраженный, подъем ледника перед перевалом Орбита чистый, слегка присыпан снегом, больших трещин не наблюдается. Шли по центру ледника. Между перевалом Орбита и Москвич ледник закрыт снегом. В изобилии встречаются трещины, частично закрытые снежными мостами.