Церковь Рождества Христова в бывшем Крохинском Посаде - символ катастрофы, произошедшей с Русским Севером. Десятилетия она, чудом оставшись целой при строительстве Волго-Балтийского водного пути, стоит окружённая водами реки Шексны и разрушается. Но вот уже пятый год группа неравнодушных добровольцев, без какой-либо помощи властей, борется за сохранение уникального культурного наследия Крохино.
Нитка маршрута
Череповец - Белозерск - церковь Рождества Христова в Крохино - Белозерск - Череповец
 

"И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля." Согласно этой легенде из "Повести временных лет", Белозерск (ранее Белоозеро) является одним из древнейших городов русских. Верить или не верить в реальность призвания варягов - дело каждого, но в том, что нынешняя Вологодчина, а точнее, район Белого озера, является одним из истоков русской цивилизации, сомнений нет. Город Белозерск за свою многовековую историю дважды менял своё местоположение. На втором месте, у истока реки Шексны, после перенесения города к западу в XIV веке, возник Крохинский Посад (деревня Крохино). В наши дни на месте (уже бывшего) Крохино стоит полуразрушенная церковь Рождества Христова - памятник былому величию и современному позору...

Пятница, 16 августа. С нетерпением жду окончания длинного рабочего дня, чтобы за ночь и утро сменить обстановку надоевшего офиса на красоты Русского Севера: блестящую гладь Белого озера, покосившиеся деревянные избы, ленту Шексны и красно-белую кладку Крохинской церкви. В Москве наступают сумерки, а фирменный поезд "Москва - Череповец" трогается и увозит меня туда, где на два дня можно будет отрешиться от суеты мегаполиса и отдохнуть душой, работая не за деньги, а за память, за шаткую надежду спасти или хотя бы отсрочить гибель великого культурного наследия Русского Севера.

Уже неделю группа добровольцев, к которой я планирую присоединиться, трудится там, где когда-то стоял город Белоозеро, затем Крохино, а теперь - воды Шексны, затопившей в ходе строительства Волго-Балта огромные площади с развитым хозяйством и богатой культурой, разрушают и без того повреждённую за годы окружения рекой Церковь Рождества Христова. Проект по консервации и восстановлению Крохинской церкви идёт уже пятый год, счёт волонтёрских поездок идёт на десятки. Я же еду туда, к своему стыду, всего лишь во второй раз...



Церковь Рождества Христова была построена в конце XVIII века (приблизительно в 1790 году) в посаде Крохино (Белозерский район Вологодской области). Расположена она была у самого берега Белого озера, у истока реки Шексны. Многие жители Крохино обслуживали судоходство по Белозерскому каналу Мариинской водной системы. Но в 1846 году был проведен новый канал в стороне от Крохино: он соединяется с Шексной на 9,5 км ниже ее истока. Это негативно повлияло на жизнь и развитие Крохинского посада, Крохино потеряло свое былое значение.

А в начале 60-х годов XX века Крохино, Каргулино и другие поселения Белозерского района попали в зону затопления при создании глубоководного Волго-Балтийского водного пути. Уровень воды в Белом озере поднялся, обеспечив гарантийную глубину для прохождения судов, а под воду ушли древние села и целая жизнь... Жители затопленных территорий разобрали свои дома и переселились, а на брошенной земле остались церкви: более известная из-за своего расположения крохинская церковь Рождества Христова и Сретенская церковь конца XVIII века в Ковже (она находится при впадении реки Ковжи в Белое озеро).

Из открытых источников информации также известно, что церковь Рождества Христова построена в стиле архитектуры барокко (каменная трехпрестольная церковь с Никольским и Петропавловским приделами). В настоящее время обе церкви полуразрушены. Причем церковь Рождества Христова подвержена большему разрушению, так как находится непосредственно в воде, а Сретенская церковь в Ковже расположена на островке суши. В результате затопления южная стена храма в Крохино оказалась разрушена в большей степени по сравнению с северной стороной здания. Следует констатировать, что с каждым годом ее разрушения все более невозвратные.
Церковь Рождества Христова в Крохино (80-е годы XX века)
Крохинская церковь в 80-е годы XX века.
Утром субботы высаживаюсь из поезда на вокзале Череповца и бегу на автовокзал, чтобы успеть купить билет на ближайший автобус до Белозерска, который отправляется в 8:45, через 20 минут после прибытия поезда. К своему удивлению обнаруживаю, что несмотря на утро субботы билеты в кассе есть, и покупаю один такой себе. Путешествие продолжается. Можно расслабиться и примерно 2 часа размышлять о жизни, созерцая в окно вологодские просторы в солнечный летний день.

Однако, водитель, как чувствует, что у меня есть всего 2 дня, а сделать нужно многое, и довозит до автовокзала Белозерска за час сорок минут. Созваниваюсь с вдохновителем и организатором Проекта - Анор, и через некоторое время меня забирают на машине и быстро довозят до дома, где добровольцам с разных уголков страны, приезжающим для борьбы за Крохинскую церковь, любезно предоставляют кров.

К этому моменту (а уже около 11 часов) ещё несколько человек, приехавших также сегодня или живущих там уже неделю, готовятся выдвигаться на объекты для работы. Оказывается, активность добровольцев уже не ограничивается исключительно возведением защитных сооружений, расчисткой завалов и укреплением кладки церкви. Проект приобретает всё большее социальное значение. Если раньше единичные персоналии из местных привлекались к консервационно-восстановительным работам за вознаграждение, то сейчас Анор и сотоварищи уже десятки людей собирают на субботники в окрестных деревнях. Так и сегодня, часть людей отправляется на такой субботник, а часть - непосредственно к церкви.

Прихватив пару мешков цемента, добираемся на машине до

Церковь. Вид со стороны Крохинской автомобильной переправы
Церковь со стороны Крохинской переправы
Крохинской паромной переправы на дороге Белозерск - Липин Бор, где в гараже находится лодка для доброски к объекту работ. И здесь снова, год спустя, я вижу церковь Рождества Христова, кощунственно оставленную при затоплении как маяк на входе в Белое озеро.




IMG_8766
Одно из главных достижений работы - защитная дамба вокруг церкви
Путь на лодке не так долог: приближаемся. С радостью вижу, что защитная дамба, которую только начинали возводить в прошлом году, когда я в первые попал в Крохино, окружает уже всю церковь. Насколько она будет полезна - покажет время. Но как знать, может быть без неё не было бы даже того, что есть сейчас - уж больно сильны волны, которые создают многочисленные транспортные суда и туристические лайнеры, проходящие мимо церкви.

Высадившись, не мешкая начинаем работать, дел много: расчистка завалов от обвалившихся фрагментов стен, сбор лома для укрепления дамбы, фиксация металлической сетки, покрывающей эту самую дамбу, укрепление подмытой кладки. Работа идёт весело и споро, благо люди подобрались замечательные, они сюда приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга, Череповца, Вологды, Белозерска. Проект объединил волонтёров разных профессий, более того – различного вероисповедания и национальности. Даже жара и палящие лучи не сбивают настроя. А до того, говорят,  всю неделю шли дожди.

Незаметно проходит в работе день. Пора возвращаться. Снова лодка, машина - и мы в нашем временном белозерском доме: топится баня, шипит кипящий чайник. Чего ещё надо для хорошего окончания дня? Посмотреть на Белозерск, хоть мельком и в сумерках, но очень хочется. С Сергеем из Череповца (великий человек - автор фотографий, украшающих этот текст, краевед Белозерья) отправляемся на прогулку. За час обходим основные достопримечательности городка, беседуя о Русском Севере, о путешествиях.

Белозерск. Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор в Белозерском "Кремле"
Постоянно доносятся звуки какой-то современной гадской музыки - видно в городе праздник, и местное население его бурно отмечает в таком чуждом традиции стиле. Вообще, местному населению нет дела до погибающего рядом, на глазах толп туристов с фотоаппаратами и безразличных чиновников, исторического достояния. Физическая работа, архитектурные замеры и проектирование, поиск информации, хождение по кабинетам – всё осуществляется добровольцами исключительно в личное время и на собственные средства. Проект не финансируется ни из государственного бюджета, ни какой-либо благотворительной программой. 

Вечером, а точнее ранней ночью, паримся в замечательной бане, дабы завтра работать ещё бойчее, и ложимся спать.

Утром в воскресенье повторяем те же перемещения, что и вчера: машина до переправы, лодка до церкви - и дальше своё дело делать. Сегодня уже уезжать, а работы ещё непочатый край. Снова копаем, мешаем, вбиваем, перевозим, очищаем, заливаем - на глазах труды преображаются в визуальные результаты. Но преображение происходит не только с новыми каменным кладками, дамбой, увеличенной на десятки мешков с ломом, но и на более важном, нематериальном уровне (уж не сочтите меня мистиком, сам вцеплюсь в глотку любому сектанту). В какой-то момент организаторы Проекта, которые видят эту церковь несколько раз в году на протяжении нескольких лет, замечают, что на белых стенах начали вырисовываться образы фресок, ранее скрытые. Добрый знак, так и должно быть, когда в заброшенные святыни возвращается жизнь...

День клонится к завершению, а уезжать не хочется. Кто знает, достаточно ли мы в этот раз сделали, чтобы церковь простояла до следующего приезда? А до того, как её смогут увидеть наши дети и "внуки внуков в трёх веках"? Всё будет так, как суждено. А наш удел - делать то, что можем и должны. Видимо, в этом одна из главных черт русского характера и русского мира: мы зачастую доводим состояние до критического, а затем восстанавливаем утраченное из руин, боремся за правду и добро, когда уже почти не остаётся надежды на успех.

Анор Тукаева в Крохино
Анор - вдохновитель и лидер Проекта
Последний на эти выходные "рейс" на лодке, ещё один переезд до Белозерска, а оттуда - на такси до Череповца. Там на вокзале мы простимся с новыми и старыми друзьями и разъедемся по своим городам и весям. А церковь Рождества Христова в Крохино будет стоять, как символ величия и позора этой страны.

Девять из десяти человек, с которыми заговариваешь об этой церкви, говорят, что ничего уже не сделаешь, оно того не стоит, бросьте, найдите что-то попроще. Право каждого - разделить это мнение или, сняв свои шоры, присоединиться к тем слегка безумцам, которые несмотря ни на что сохраняют веру в добро и готовность за него биться.

Подробную информацию о Церкви Рождества Христова и волонтёрском проекте можно найти на сайте http://krokhino.ru/ (при создании этого текста использованы материалы с данного сайта). Существует также ряд способов помочь Проекту: от денежного пожертвования до участия в консервационно-восстановительной работе.


IMG_8740



Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: