Восьмерка по Прибалтике
Идея прокатиться на велосипедах по Прибалтике зародилась еще зимой, тогда же я разработал и маршрут. Ехать собрались вдвоем с Мальцевым. На спортивных велосипедах, которые были у нас к тому времени, мы собирались проехать больший по километражу маршрут, чем я преодолевал в составе техникумовской команды за то же время. К тому же, группа из двух человек гораздо мобильнее чем наши, техникумовские, в 15 - 20 а то и больше человек.
Из снаряжения у нас была палатка, спальники, два котелка, миски, кружки, ложки, ножи, инструменты и кое что из запчастей для ремонта плюс десять запасных велотрубок которых, мы посчитали, что нам хватит.
Для перевозки этого багажа, по нашей просьбе, наш друг Васин Слава изготовил небольшие багажники.
Начинать поход мы планировали от станции Чудово, куда должны добраться на ленинградском поезде, а далее по маршруту: Новгород – Псков – Тарту – Рига – Клайпеда – Вильнюс – Рига – Таллин – Нарва - Ленинград на велосипедах, а от Ленинграда опять на поезде домой.
На карте получалась такая восьмерка.
Для перевозки велосипедов в поезде сшили из брезента чехлы.
Когда все было готово, мы с нетерпением ждали второго числа, чтобы сесть в поезд.
И вот этот день наступил...
В походе я вел дневник, он сохранился и вот, спустя 36 лет, я достал его, подобрал фотографии и написал этот небольшой отчет.
3 июня
Первый день нашего похода. Поезд на станцию Чудово прибыл в 8.30 утра. Погода хорошая. Настроение отличное, приподнятое - ведь впереди у нас интересное путешествие, о котором мы мечтали и к которому готовились.
Сразу же приступили к сборке велосипедов, на это у нас ушло 1,5 часа. В 10 часов сели в седла и начали свою многодневку.
Вот так выглядели наши боевые кони вначале. Рюкзаки, закрепленные на багажниках, конечно, облегчали нам езду, но для самих велосипедов, как довольно скоро выяснится, это было большим испытанием.
Дорога была не плохая, но тормозил щебень, часто попадающийся на дороге, да встречный ветер.
На какой то автобусной остановке мы сели на скамейку, а я, поставив фотоаппарат на автоспуск, сделал этот снимок.
В 13.20 мы у вывески «Новгород», здесь немного отдохнули и перекусили. А потом поехали осматривать город. Посмотрели в основном только кремль, на большее у нас не хватало времени.
Осмотр памятника Тысячелетию России, построенного в 1862 году при императоре Александре втором, длился не долго, затем мы запаслись продуктами, купили необходимое снаряжение и в 17.30 двинулись дальше.
По мосту переехали на другой берег р. Волхов, полюбовались еще раз видами кремля.
Вначале дорога была вполне приличная, с асфальтовым покрытием и временами абсолютно пустынная.
Затем пошла хуже – на ней появилось много щебня, а к месту ночевки ехали вообще по проселочной дороге.
На ночлег остановились за г. Сольцы на берегу р. Шелонь, это было уже в 23.30. Несмотря на столь поздний час, было достаточно светло - сказываются белые ночи, мы ведь значительно севернее Москвы.
Палатку ставить не стали - нет деревьев, за которые можно было бы закрепить растяжки, и колья изготовить тоже было не из чего. По берегам растет один низкорослый кустарник. С дровами для костра тоже плохо, с большим трудом набрали, чтобы сварить суп и вскипятить чай.
Стало довольно прохладно, на ночь мы надели на себя всю одежду, которую взяли и еще завернулись в палатку. Так и заснули, было это уже в 1.30.
За первый день пути прошли 172 км. Неполадок практически не было, только я сменил лопнувшую спицу.
Второй день 4 июня.
Встали в 6.30 и сразу же стали готовить завтрак и собирать вещи. Погода отличная: на небе нет ни облачка.
Отсутствие хороших дров задержало нас с приготовлением завтрака, и выехали мы только в 9.45, а ведь сегодня предстоит приличный километраж. Нужно собираться быстрее!
На дорогу выбирались опять по проселку, вдоль живописной, и порожистой реки Шелонь.
Дорога стала хуже, на ней много гравия, местами песок с булыжником. Скорость упала до 17 км./час.
За 4 часа непрерывной езды прошли 70 км. и въехали в г. Порхов.
Здесь пообедали - напились молока с хлебом. Отдохнули. Я заменил вторую спицу, уже на переднем колесе, а Женька опять зашивал свой рюкзак.
Хотели осмотреть крепость 14 века, но музей уже закрыли. Опять едем, теперь уже в г. Остров.
Впереди нас ожидала масса неприятностей: на пути в 40 км. у каждого лопнуло по спице. У меня это произошло на спуске, и я не смог сразу остановится, а спица, намотавшись на ось переднего колеса, выдавила гайку, крепящую колесо, сорвав на ней резьбу. Колесо чуть не вылетело из вилки, пока я тормозил. Неполадку устранил, но ехал с оглядкой, как бы гайка не слетела.
Далее неприятности посыпались на Женькину голову: спустило колесо, сломалась туклепса, «сел» на колесо рюкзак, и в конце пришлось заменить трубку.
К этому «букету» следует добавить отвратительную дорогу и еще то, что на каждой вынужденной остановке на нас набрасывались тучи комаров - дорога шла через лес, и эти звери жрали нас с остервенением цепных псов. Матерясь и отмахиваясь, мы старались быстрее преодолеть этот участок пути, не очень обращая внимания на мелкие неполадки.
К вечеру езда стала немного повеселее. На ночлег встали в 23.00. Набрали из какого-то болота воды и приготовили ужин. В 1.00 мы уже уснули. За день проехали 152 км.- план не выполнили.
Третий день 5 июня.
Я встал в 4.00, поспать не дали комары. Вскипятил чаю. На завтрак ели холодную тушенку, которую с большим трудом запихнули в себя.
Потом крутили почти до самых Пушкинских гор, остановились только на р. Великой, помыться.
В половине одиннадцатого были уже в музее- заповеднике, осмотрели священные для русского человека места, связанные с жизнью Пушкина.
Так как наш поход на половину носит спортивный «характер», и время на экскурсии и осмотры ограничено, то в половине второго мы опять в седлах.
До г. Остров нам предстояло проехать уже знакомой дорогой. Очень жарко, ехать тяжело и мы решили переждать жару, а заодно и пообедать.
Приготовили овсяную кашу - нашу основную "«тягловую" пищу.
В 17.30 поехали дальше, ветер, который нам мешал с утра, стал помогать. Через 2ч.45мин. пути были в г. Остров, закупили продукты и отправились на г. Псков. Не доехав до него километров 25, нам пришлось заночевать. Я пробил трубку.
Завтра решили рано не вставать, нужно отоспаться. За этот день проехали 184 км., в седле были в общей сложности 14 часов.
Четвертый день 6 июня
Сегодня, наконец- то, выспались. Во сколько проснулись - не знаем, так как остановились часы. Приготовили завтрак – любимую овсяную кашу, проверенная калорийная еда. Заправившись ей с утра, крутишь до обеда спокойно и есть не хочется - проверено во многих походах. Любая другая еда не дает такого эффекта.
В 11 часов были в Пскове. Город с богатой историей, хотелось бы побыть здесь подольше, но, как всегда, мало времени.
Осмотрели кремль, основные памятники. Пришлось некоторое время потратить на посещение магазинов: купили десяток спиц в запас и эксцентрик для зажима колеса. Теперь можно ехать спокойнее.
Запаслись продуктами, нашли «сгущенку», а вот супов нет.
В третьем часу выехали из города.
Через 8 км. сделали привал - перекус. Съели с Мальцевым 200 граммовую пачку Вологодского масла, батон хлеба и выпили 1,5 литра молока. Теперь можно ехать дальше.
На двадцать пятом километре от Пскова свернули в сторону Псковского озера. Семь километров проехали по асфальту, а дальше начались сплошные мучения: дорога черти что - гравий вперемежку с песком. По песку ехать невозможно - идем пешком. Как только сбавляем скорость, то сразу налетают комары, и не знаешь что делать: везти велосипед или бить этих паразитов. Приходится все это делать одновременно, а так как рук всего две, то получается не очень эффективно. Злишься, материшься и на такую дорогу и, конечно, на комаров.
Таким способом пересекли границу с Эстонией. Надеялись, что дальше дорога будет лучше, но ничего подобного, то же самое, а вот песка на дороге стало даже больше, идешь как по пляжу. Ко всему прочему, указатели на дороге стоят без перевода, и гадай, куда же ехать, то бишь идти.
Так продолжалось до 23 часов, пока не вышли на берег Псковского озера, где и заночевали.
Места в этом районе глухие, стоит тишина, которую только изредка нарушают крики ночных птиц и одиночные всплески рыбы.
За этот тяжелый день проехали- прошли 115 км. Я пробил вторую трубку, все на этом проклятом гравии.
Спать легли в 1 ночи.
Пятый день 7 июня
Поднялись в 5.30, а хотели встать раньше, но так намучились накануне, что проспали. Завтрак готовить не стали - мало времени. Выпили банку сгущенного молока с хлебом, запили озерной водой и поехали. На часах 6.30.
Опять эта проклятая дорога и те же мучения. Но к нашему счастью через 5 км. она кончилась и мы наконец – то увидели асфальт. На указателе до Тарту 92 км. Решили ехать без остановок - умереть, но доехать.
В 12 часов были в г. Тарту. У первого же магазина остановились, купили молока, хлеба и быстро все это съели. Потом поехали осматривать город.
В 14.30 выехали, но через 10 км. остановились – решили плотненько пообедать, а то все перекусы, да перекусы.
В 19.00 двинулись в сторону Риги, предполагали пройти еще километров 70 – 100.
Дневная жара спала, и крутилось отлично, да и дорога была хорошая. За 50 минут прошли 19 километров. До Валги, предполагаемого места ночевки, оставалось 50 км., и тут новая неприятность, если не сказать сильнее, ЧП, у Женьки в шести местах лопнул обод заднего колеса. И вид колеса оно сохраняло только благодаря велотрубке, как только мы ее сняли, оно рассыпалось на куски. Да, было колесо, и вдруг его не стало.
Это колесо доставляло нам неудобства все эти дни, и все из-за трудно исправимой «восьмерки» с «яйцом». Почти на каждом привале, мне приходилось подтягивать спицы, но они опять ослабевали из за неравномерной нагрузки на ось, которая, в свою очередь, и возникала из за этого «яйца».
Перед тем как оно развалилось, Женька жаловался, что стало сильно «болтать» и надо бы остановиться, но я увлекся хронометражем - мы шли на рекордный часовой безостановочный отрезок времени. И я ему сказал:
- Потерпи еще 10 минут, идем на рекорд.
Но судьбе было угодно распорядиться по иному, и мы вместо рекорда получили
кучу изломанного металла и множество дополнительных вопросов, типа: как ехать дальше? Где взять новый обод или колесо?
На одном колесе не уедешь, поэтому решили остановить какую-нибудь машину и доехать до ближайшей железнодорожной станции, а оттуда до Риги, где, все-таки, больше шансов купить колесо. Нужно не забывать, что в тех, 70-х годах, достать какие-то запчасти было сложно даже в Москве.
Поймав машину, вернулись назад в курортный городок Эльва. Посмотрели расписание - ближайший поезд в 2-57 ночи. Времени в запасе много и мы решили сходить на озеро помыться самим, да и привести в порядок велосипеды. Для перевозки мы их разобрали и убрали в чехлы.
За этот несчастливый день преодолели 131 км.
Шестой день 8 июня
После небольшой толкотни при посадке, разместились в вагоне и проспали до самой Риги.
На вокзале были в 9 утра, велосипеды сдали в камеру хранения, а сами бродили по городу. Обошли почти все магазины «Спорт» - ни колеса, ни обода не нашли. Побывали на стадионах «Даугава» и «Динамо» - тоже безрезультатно. И
только к 17 часам, на городском велотреке нам удалось все-таки купить обод. Обошелся он в 7 рублей.
С 18 до 21 часа с городской автобусной экскурсией осматривали город. Затем, после ужина на автовокзале, вернулись к себе на ж/д вокзал. Здесь, в зале ожидания, я принялся переспицёвывать колесо. Женька, пока для него была работа, помогал мне. Потом, я отправил его спать, а сам приступил к самой ответственной операции по центровке и натяжению спиц.
Спать я лег в 3 часа.
Седьмой день 9 июня
Встали в 9 часов. Сразу собрали велосипеды и пересмотрели наш груз, из которого примерно треть оставили в камере хранения. Этим мы решили помочь нашим колесам.
С облегченным багажем, мы поехали в сторону Юрмалы. Погода была пасмурная, моросил дождь. Шоссе было хорошее, и около часа дня мы были уже в Юрмале.
Не задерживаясь, поехали дальше.
И вот тут мы немного сбились с пути. Понадеялись на хорошие прибалтийские дороги, не стали сразу выезжать на трассу Рига- Лиепая, а поехали немного правее – побережьем. Асфальт здесь вскоре кончился и нам пришлось ехать проселками, по плохой дороге, да еще чуть ли не в обратном направлении.
К восьми часам мы только выбрались на шоссе, проехав от Риги более 100 км., а удалились от нее всего на 52.
До 10 вечера мы еще поработали, а потом остановились на ночлег. Увидев недалеко от дороги хуторок, подъехали и попросились на ночлег. Устроились в сарае, на сене вместе с рабочими литовцами – не очень дружелюбными. О причине такого отношения к нам, один из них сказал:
- А за что мне любить вас, русских? Вы всех моих родителей погубили в Сибири.
Что тут возразишь?
В этот день проехали 130 км.
Восьмой день 10 июня.
Проснулись поздно, около 9 часов. Я себя чувствовал отвратительно: болела голова и была слабость во всем теле. Выпил таблетку и отлеживался, Женька тем временем занялся стиркой.
Выехали мы в 12 часов. Проехав 40 км., остановились на обед. Пока Женька готовил, я спал, чувствовал себя все еще неважно. Выехали уже поздно, в 19-30, проехали километров 5, и у меня лопнула спица на заднем колесе. Это уже вторая подряд, пришлось останавливаться и менять, провозились 1,5 часа. Когда вновь поехали, было уже 9 часов вечера, до Лиепаи оставалось 88 км.
Дорога была хорошая, ветра не было и в 1-30, мы были в Лиепаи. Ночевали на вокзале.
Километраж за восьмой день составил – 140 км.
Девятый день 11 июня
Встали в 9 часов, проехались по городу, позавтракали, запаслись продуктами и двинулись в сторону Клайпеды. Ехать приходится тяжело – сильный встречный ветер .
Через 13 км. остановиись отдохнуть.
Оставшиеся километры нам дались с большим трудом, они как будто растянулись, и стали во много раз длиннее, но мы, все таки, добрались до Паланги в этот день.
Здесь решили и заночевать, для чего сняли себе небольшую комнатку под самой крышей в частном доме.
После этого пошли к морю - искупались, а вечером гуляли по городу, сходили в музей янтаря.
Часов в 11 легли спать, впервые за эти дни на кроватях с чистыми простынями.
В этот день проехали мало - 60 км.
Десятый день 12 июня
Встали в 10 часов - погода отличная, подумали, подумали и решили остаться до вечера, а потом уехать автобусом на Каунас.
До пяти вечера лежали на пляже - загорали, купались, искали янтарь, перебирая руками песок. Затем налегке поехали в Клайпеду, до неё было 25 км. - нам кое что нужно было купить дя велосипедов.
И вот здесь началась полоса неудач: в Клайпеде нужные нам магазины были уже закрыты. Поехали назад. Ужинать собирались у себя, но когда приехали, то все столовые оказались уже закрыты - пришлось есть в сухомятку.
В 22-30 пошли на автостанцию, где зачехлили велосипеды и стали ждать автобуса. Он пришел, но нас не взял - велосипеды не входили в багажник, а это был уже последний автобус. Пришлось нам идти опять на квартиру к хозяйке и просится еще на одну ночь.
Вот так закончился этот не совсем удачный день.
Одиннадцатый день. 13 июня
Утром чуть - чуть не опоздали на первый автобус. Велосипеды ещё вчера вечером уменьшили до самых минимальных размеров, сняли с них все что смогли. И вот, наконец то, мы отъехали от вокзала сидя в креслах автобуса, на часах было 6 - 40. В Каунас приехали в 13-15 . Вторую половину пути ехать было очень жарко - солнце палило нещадно.
По приезде сразу приступили к сборке велосипедов и провозились довольно долго: меняли спицы, Женьке сменили трубку.
Потом поехали искать спортивный магазин. Опять не везёт - закрыт на учёт. Там и я сменил трубку - протёр. Осматривать Каунас не стали - сразу поехали на Вильнюс. Дорога отличная - ехать хорошо.
В Тракае были около десяти вечера, здесь остановились на ночлег. Нашли себе небольшую полянку на берегу обрыва, а под нами большое живописное озеро с исключительно прозрачной водой и галечным пляжем.
Приготовили ужин и легли спать. В этот день проехали 70 км.
Двенадцатый день 14 июня
Встали около 9 часов, быстренько приготовили завтрак и поехали осматривать заповедник и Тракайский замок. Отличный вид открывался с башни, вокруг была вода, острова, яхты.
До Вильнюса оставалось километров 27, проехали мы их быстро. Были в столице Литвы в четвертом часу.
Не повезло нам с экскурсией - опоздали, они бывают один раз в день в 15 часов. Стали осматривать город сами.
С запчастями нам опять не везет: нужные магазины то закрыты, то там ничего нет.
Вечером вернулись на вокзал, где и устроились на ночь и хорошо что были под крышей, на улице разразилась гроза.
В этот день проехали 30 км.
Тринадцатый день 15 июня
Встали около восьми и поехали на рынок за запчастями. На этот раз удачно - запаслись спицами и купили шпильку - ось для колеса, и в 10 часов поехали на Даугавпилс.
Дорога хорошая, с небольшими горками, а попутный ветер помогал нам крутить педали.
В час приехали в Укмерге, закупили продукты и поехали искать место для обеда. Остановились мы на берегу речки, и здесь нас застал дождь.
Велосипеды и рюкзаки мы накрыли целлофаном, а сами пошли мыться к воде. Дождь продолжался не долго, после него мы стали готовить еду, но есть нам пришлось в укрытии, так как он пошёл снова и более сильный. И прежде чем мы двинулись дальше он шел еще раз и если бы не целлофан, мы бы вымокли до нитки.
В седьмом часу поехали дальше.После дождя стало заметно прохладнее и ехать было легко.
После 10 часов стали присматривать место для ночлега, но ничего подходящего не наблюдалось, а надвигающиеся с запада тучи, ничего хорошего не обещали. Тогда мы решили попроситься переночевать в дом одного из хуторов, которые постоянно встречались то с левой, то с правой стороны от дороги.
Вот к одному из таких домов, находящемуся несколько в стороне от дороги, Женька и пошел, а я остался с велосипедами на дороге. Нам повезло, хозяева, уже давно не молодые люди, оказались очень гостеприимными, и мы очень хорошо устроились.
На газу быстро приготовили ужин и легли спать на постели - какое блаженство.
Итог дня - 156 км.
Четырнадцатый день. 16 июня
Встали около восьми. На завтрак решили выпить только чай, а хозяева нам дали молока и яиц. Немного потратили время на починку велосипедов.
За две недели мы сменили 20 спиц - это многовато.
В Даугавпилсе мы, возможно, повидаемся со Славой, он там должен гостить у брата.
В Зарасае свернули на Стялмуже, чтобы посмотреть на знаменитый дуб. Вот этот дуб – гигант. Это один из самых старых дубов в Европе высотой он более 20 метров, обхват 8,6 метра. Ему около двух тысяч лет.
Старожилы рассказывают, что на его сучьях росли столетние сосна и береза, но для сохранения замечательного памятника природы пришлось их срезать.
В Даугавпилсе были в три часа дня. Заехали на почтамт, но от Славы ничего нет. Поехали дальше, по дороге в спортивном магазине сделали с Мальцевым себе по подарку.
Отъехав от города километров на 10, остановились на обед и произвели подсчет бюджета. Результат был не очень радужный - постановили тратить в день не более 5 рублей, иначе до дома денег не хватит.
К вечеру, заметно мешавший днем ветер, стих и ехать стало легче. Ровнее стала и дорога. После 22 часов стали искать место для ночлега. Невдалеке от дороги увидели разобранный стог сена - лучшего места и желать трудно.
Соорудили себе отличный шалаш, завернулись в целлофан на случай дождя и легли спать. Ужинать не стали.
Прошли 156 км.
Пятнадцатый день 17 июня
Под утру пошел небольшой дождь, что то затекло под целлофан и мы немного промокли.
Встали около 10 – ти - кажется выспались. И прямо без завтрака поехали.
Ветер слабый, ехать не плохо, только вот часто встречаются участки дороги ещё не асфальтированные, но уже засыпанные щебнем, вот здесь нам приходится плохо…
После 28 км. сели перекусить. У Женьки, оказалось, не хватает 2-х спиц в заднем колесе - встали на ремонт. Затем продолжили путь.
В Екабпилсе запаслись продуктами, и выпили по бутылке молока. Ехать было тяжело, сильный встречный ветер, превратившийся из нашего помощника во врага, отнимал много сил.
Проехав ещё 20 км, встали пораньше на обед, решили подкрепиться и переждать сильный ветер. Пока Женька готовил еду, я починял велосипеды, и постирал майки. Спицы летят как спички - заменил ещё три.
Когда мы снова поехали, было 19-45, ветер стих и скорость у нас была приличная. Но долго радоваться не пришлось, так как часто хорошая дорога перемежалась с участками, где шел ремонт и был рассыпан гравий, вот на одном из таких участков мы с Женькой, почти одновременно, пробили по трубке, не доехав до асфальта, буквально метров 200 - обидно.
Ругая «прекрасные» прибалтийские дороги, остановились их менять. За этот день пробитых трубок было уже три. С такими темпами мы домой приедем голыми.
Заночевали на 44-м километре в стогу сена. Сделали такую перину из соломы что, пожалуй, любая принцесса могла бы позавидовать. Но, несмотря на это, спали плохо. Ночь была прохладная и мы, чтобы согреться, завернулись в целлофан с головой, а от образовавшегося конденсата здорого промокли, как будто побывали под дождем.
За этот день проехали 149 км.
Шестнадцатый день. 18 июня
Встали в 5-30, и не раздеваясь, в утепленном варианте покрутили на Саласпилс.
Погода испортилась, все небо затянуто облаками, видимость на дороге менее километра. Через час пути были на месте бывшего концентрационного лагеря Саласпилс. Осмотрели комплекс.
Погода понемногу налаживалась, когда подъезжали к Риге, иногда стало проглядывать солнце. В город въезжали, как к себе домой - он уже был знаком. Поехали сразу на вокзал, а по дороге заехали на городской рынок - чего только там нет..., нет только спиц, которых у нас осталось только две и у каждого в задних колесах не хватает по одной - значит спиц вообще нет, а сегодня воскресенье и спортивные магазины не работают.
На вокзале из камеры хранения забрали вещи, но эта, в общем - то простая процедура, не прошла без осложнений - пришлось заплатить лишний полтинник.
Далее наш путь лежал на почту, где эти вещи, да кое - что еще из рюкзаков добавили и все это отправили домой.
Теперь в Риге нас уже ничего не задерживало. Едем в сторону Сигулды, по дороге запаслись продуктами.
Подъехали к ней в шестом часу. Какая же здесь красота - не даром эти места называют латвийской Швецарией. А дороги по берегам Гауи мне напоминают горы.
Немного познакомились с городом.
Обедать расположились на берегу реки.
На ночлег устроились на сеновале, воспользовавшись гостеприимством хозяев дома, к которому мы подъехали уже ближе к ночи. Перед тем как лечь спать я сменил еще одну спицу, ими нас выручил рижский велотрек (спасает уже второй раз).
Спать легли в 0-30. Проехали 120 км.
Семнадцатый день 19 июня
Встали в 9 часов. Пока Женька занимался завтраком, я приводил в порядок машины. Повозится пришлось прилично: я заменил 3 спицы, перебрал каретку и выправил восьмерки.
Выехали в 12 часов и решили ехать не по шоссе, а проехаться берегом Гауи. Мы знали, что дороги здесь нормальной не будет, но красота здешних мест перевесила здравый смысл. И за возможность любоваться живописными, временами высокими и крутыми берегами этой реки, нам пришлось заплатить медленным и трудным продвижением, в одном месте даже пришлось переходить реку в брод.
Только в 18 часов мы выбрались на дорогу, про которую было известно, куда она вела.
В Лигатне запаслись продуктами и поехали дальше.
Проехали Цесис, а ночевать остановились не доезжая Валмиеры, в кемпинге. Опять мы шиковали - спали на чистых постелях.
Проехали 87 км. - это у нас получился день отдыха.
Восемнадцатый день 20 июня
Проснулись около 9-ти, Женька начал готовить завтрак, я зарядил пленку и немного повозился с велосипедами. Здесь же узнали, как лучше проехать к побережью. Едем на Лимбожи.
Выехали в 12 часов. Ветер боковой - особенно не мешает.
Через Валмиеру проехали не останавливаясь. Продукты закупили в Лимбожи, от нее до побережья осталось 17 км. Здесь нам опять пришлось помучаться на проселочной дороге - это мы так неудачно свернули, когда объезжали плохой участок дороги.
В 17 часов, наконец то, выехали на шоссе Рига-Таллин, до него 240 км. Решили до 18 крутить, а потом остановиться перекусить, но остановились раньше на побережье Рижского залива - уж больно место красивое, не хотелось уезжать.
Появилась мысль завтра полдня отдохнуть у моря. Немного перекусили, отдохнули, но вскоре поднялся ветер, стало холодно и пришлось уехать.
Проехали границу Латвии с Эстонией. Попадаются участки дороги с острым гравием, залитым в асфальт. На одном из таких участков я пробил трубку. Сменил, и поехали дальше. Через некоторое время на дороге повстречали парня - велосипедиста, нашего коллегу, разговорились, и он пригласил нас к себе ночевать. Очень это было кстати, так как с моря начали надвигаться тучи.
Фамилия парня - Крапп, а записанного тогда на листочке имени я не разобрал. Жена русская, зовут Люда. Живут они в Таллине и дали свой адрес.
Нас хорошо встретили, накормили и устроили спать.
Проехали 132 км.
Девятнадцатый день. 21 июня
Встали в 9 часов - идет мелкий дождь и видимо это надолго - все небо затянуто тучами - вот тебе и отдохнули на Рижском взморье.
После завтрака я менял лопнувшие спицы, а Женька зашивал протертые трубки. Целых у нас почти не осталось.
Дождь не прекращается и нужно ехать. Чтобы как - то защититься от дождя, мы проделали в наших чехлах отверстия для голов и рук, нацепили это все на себя – получилось, что - то в виде штормовок и в таком виде поехали.
Двигались достаточно медленно. Наше изобретение не позволило нам быстро промокнуть, но ноги ниже колен скоро стали мокрыми, а со временем и брезент, особенно на швах, стал пропускать воду и мы все больше и больше пропитывались этой влагой.
Через полтора часа у Женьки лопнула трубка, через километр вторая, а еще через полчаса у меня ( мы, какие возможно, трубки по ходу ремонтировали, но долго они не служили).
Все, ехать больше не на чем, идем пешком и голосуем. Вскоре нас посадили и подвезли до Пярну - немного мы не дотянули до него сами.
До вокзала добрались пешком, и купили билеты до Таллина. Отправление в 18-40.
Забрались в поезд и там перекусили.
В Таллин прибыли в 22 часа, выпили на вокзале по стаканчику кофе и пошли сдавать велосипеды в багаж. За них пришлось заплатить двойную цену.
На ночевку мы, сначала, устроились на втором этаже вокзала, но потом, всех попросили спуститься этажом ниже, где свободных мест не было и пришлось долго ждать пока что – ни будь освободится. Устроились только около часа ночи.
Двадцатый день 22 июня
Встали в шесть часов, больше пролежать не смогли. Узнали насчет билетов - начнут продавать в 8 часов. До Ленинграда билет стоит 5 рублей. Потом пошли узнать, сколько будет стоить отправить велосипеды багажом.
Когда пошли забирать их из камеры хранения, то оказалось что мы еще должны 80 копеек. Такого финансового удара с этой стороны мы не ожидали. Поругались с работниками камеры хранения, начальником вокзала и написали свои претензии в книге жалоб. И с подпорченным настроением, в десятом часу вышли в город.
Повезло с экскурсией - мы примкнули к автобусной, с которой за два с половиной часа проехали и посмотрели старый город, наиболее известные памятники и новостройки.
Потом город осматривали сами: побродили по улочкам старого города, были в пассажирском порту, посмотрели игру теннисистов на открытом корте.
На вокзал вернулись в восьмом часу. До отхода поезда оставалось 4 часа. Сначала мы посидели, почитали газеты, подремали, потом еще немного погуляли и в половине двенадцатого пошли на посадку. В поезде поужинали и легли спать.
Двадцать первый день 23 июня
Утром встали в восьмом часу, уже подъезжали к Ленинграду. Нам хватило времени, чтобы умыться и выпить по стакану чая.
Прибыли мы на Варшавский вокзал, а оттуда проехали на Витебский, где сели на электричку до Пушкина. Затем на автобусе доехали до Женькиных родственников, где мы и провели несколько дней.
Первым делом мы сходили в баню, вернувшись пообедали и легли спать. Вечером погуляли по городу, играли в волейбол.
Двадцать второй день 24 июня
Сразу после завтрака поехали в Ленинград и первым делом заглянули в кассу за билетами домой. Народу много - сегодня суббота. Постояли, постояли в очереди, и нам пришла такая идея в голову - добираться до дома самостоятельно: где на электричке, а где и своим ходом. На этом и порешили.
Выезжать запланировали в понедельник после обеда - это значит в нашем распоряжении имеется около полутора суток. Решить то решили, но ехать пока не на чем - трубок то нет. Поехали искать.
И вот, наконец - то, через полтора часа - удача, а честно говоря, надежды было мало. Купили две штуки и две мы рассчитывали зашить. Потом поехали на вокзал, проверили как там наши велосипеды, их решили не брать до отъезда. Купили билеты на концерт в Парк Кирова, это оказалось у черта на куличках. Домой вернулись около часа ночи и здесь нам предложили утром поехать на машине в Петродворец - это было очень кстати.
Двадцать третий день 25 июня
Проснулись в начале восьмого, быстро позавтракали , собрались и вниз, там уже ждала машина. Доехали быстро, да еще с таким комфортом, о котором мы только мечтали, сидя в седлах велосипедов.
Парк, конечно же, великолепен и чтобы его хорошо осмотреть потребуется не один день. Наш же осмотр больше напоминал пробег.
В час мы были на пристани и взяли билет на Ракету. Правда, отправления пришлось ждать до 15.
Следующий наш пункт - Эрмитаж, бродили по залам около двух часов, больше не смогли - голова отказывалась воспринимать информацию. Вышли к Неве, немного освежились. Вместо обеда съели по пять пирожков и запили это пивом.
На очереди стоял Исаакиевский собор. Очень интересно рассказывал экскурсовод, узнали много нового, жалко только что не попали на колокольню - подъем туда был уже закрыт. После собора пошли к Авроре, а по дороге зашли в Петропавловскую крепость.
Последним местом осмотра было Марсово поле. Затем домой, по дороге, в электричке пришлось убегать от контролеров.
Дома стали потихоньку готовиться к отъезду. Запланировали его на 15 часов.
Двадцать четвертый день. 26 июня
Утром проснулись в восемь, в квартире уже никого не было, все ушли на работу. Я стал зашивать трубку, а Женька пошел на почту отправлять еще одну посылку. Сложили в мой рюкзак все, что нам не пригадится и он его отправил - решили ехать налегке.
В 11 часов вышли из дома и пошли в парк, посмотрели еще и дворец.
На этом записи в дневнике заканчиваются, и я по памяти, приведу описание последнего участка пути до дома.
Я точно не помню, то ли нам удалось купить билеты, которые появляются в кассе за сутки до отправления, или мы договорились с проводниками, что нас возьмут, но мы на поезде доехали до станции Бологое, и вышли. Это было в 12 часов ночи.
Двадцать пятый день, заключительный.
Итак, мы вышли из поезда в 00 часов. Перед нами был путь до дома в 400 километров, и было 24 часа времени - сутки. И нам захотелось установить личный рекорд суточной езды на велосипеде.
Сборка велосипедов много времени не заняла, и вот мы уже в седлах. Несмотря на то, что была ночь, дорогу видно было хорошо, и мы ехали с хорошей скоростью. За последние несколько дней мы отдохнули от велосипедов, да к тому же ночью совсем не было ветра, а ночная прохлада только помогала нам держать темп.
Покрытие дороги тоже, пока, нам помогало в этом плане.
Каждый из нас по очереди лидировал по два километра, второй в это время немного отдыхал за спиной товарища. Так мы и ехали.
Дорога была почти пустынна, очень редко проезжали отдельные машины. Однажды нас обогнал мотоцикл, за спиной парня, тесно прижавшись к нему, сидела девушка. Они промчались и исчезли вдали. А потом, через несколько километров мы видим эту парочку, стоящую на обочине рядом с мотоциклом, тесно прижавшуюся друг к другу.
Было видно, что им очень холодно и они, с некоторым удивлением, проводили нас взглядом, едущих в велотрусах. Мы хорошо крутили педали, и нам было не холодно.
Через некоторое время они пронеслись мимо нас, а потом мы опять видели их у дороги в той же позе, как будто приклеенных друг к другу. Так продолжалось еще несколько раз, пока взошедшее солнце не обогрело немного землю, сделав встречный ветер не таким холодным, и они умчались от нас.
Мы ехали прямо на всходившее солнце, его красный диск слепил глаза. Бессонная ночь, ровная монотонная езда в этот рассветный час, вместе со слепящими ласковыми лучами солнца, стали нас усыплять. Глаза закрывались, приходилось прикладывать огромные усилия, чтобы держать их открытыми. Они наливались свинцом. Когда сил бороться со сном уже не было, мы соскакивали с седел и бежали рядом, тем самым, на время прогоняли его. Но затем, сев в седло и войдя в убаюкивающий ритм, все повторялось. Так продолжалось в течение получаса, или более, пока солнце только начинало подниматься над горизонтом.
Затем, вместе с солнцем, появился и легкий ветерок, и нам стало легче - сон был побежден.
Вместе с зародившимся новым днем, ожила и дорога - машин заметно прибавилось. Стали появляться участки дороги с ремонтом, которые снизили нашу скорость. Легкий, сначала ветерок, к полудню усилился и обидно, что он был встречный.
К 12 часов дня были в Калинине, это значит что мы проехали 200 км. - половину пути. Осталось столько же.
Подъезжая к городу, мы чувствовали уже зверский голод и быстрее стали искать, где поесть.
Вот и кафе на берегу Волги. Столик, на котором обычно едят четверо, мы с Мальцевым заставили тарелками с едой вдвоем, да и то не все поместилось и пришлось занять часть стола соседнего. Давно я столько не ел.
Когда, насытившись, мы вышли из кафе и расположили свои раздувшиеся животы на травке высокого берега Волги, то ни о чем, а особенно о езде думать совсем не хотелось.
Но, немного отдохнув, все же к этим мыслям вернуться пришлось. И мы, довольно быстро и единодушно, приняли следующее решение: в связи со сложными метеоусловиями (сильный встречный ветер), плохой дорогой (действительно - перед городом она была очень разбита) установление рекорда временно отложить.
А 200 км. за 12часов, тоже рекорд.
И с полным сознанием выполненного долга, и также с полными желудками мы не спеша поехали на вокзал, где сели на электричку до Москвы.