Наше четвертое нашествие на Горный Алтай опять состоялось
как авто путешествие. Ну не готовы мы идти в многодневку с рюкзаком за плечами,
да еще по снегу. Однако в покатушки мы добавили слегка экстрима, небольших
пеших выходов и фотоохоту.
Период. Отпуск в
одну неделю (то есть 9 дней) с конца сентября по начало октября решено было
провести по скромному, на автомобиле с шмурдяком и минимальным бюджетом.
Времена сейчас тяжелые.
Направление
выбрали Уймонская степь. Мы там небыли, очень хотелось получить представление в
живую. Расширить кругозор по Алтаю.
Гугл предложил нам следующие развлечения:
-
Гора Красная, Кайтанакский перевал и озера.
-
Башталинские озера.
-
Мультинские озера.
-
Грот Куйлю.
-
Устье реки Аккем.
-
Музеи
-
Разная мелочь в виде: пещерки, камушки, ступы,
останцы источники с минеральной водой.
Жилье выбирали по
гуглу. На сентябрь 2015 года стоимость удовлетворительно проживания составляет
1 400 рублей. На сайте музея Алтайской культуры мы нашли предложение от
Александра – гостевой дом за 1 000 рублей в поселке Верхний Уймон. На нем
и остановились. Палатки в эту пору некомфортны. Расположение дома оптимально
для всех поездок.
Автомобиль.
Предыдущие поездки проходили на полноприводных Короллах, что не позволяло
отдаляться от асфальта. К примеру очень было обидно, когда подъехав к началу
перевала за Бельтиром, мы пронаблюдали грузовую газель взбирающуюся по валунам,
а наш передний бампер кричал нам «Я хочу жить!!!». Пришлось отказаться. На этот
раз вместо комфорта мы выбрали проходимость. Мы отправились в путешествие на
Сузуки Джимни. Задние сидения были удалены в пользу багажника. Загружены:
реечный домкрат, ручная лебедка, топор, лопата, запасной 5 тонный трос. А также:
лодка, палатка, одеяло, зимние охотничьи костюмы и обувь. Все это прижато
сумкой с посудой, продуктами, газовой печкой и накрыто куском брезента. Колеса
предусмотрительно с Кордиант офф роад были переобуты на шипы. Наша МТ-резина не
справляется со снегом.
День первый. В
планах выдвинуться из Омска в 6-00 и дойти до Бийска. В Бийске забронировали гостиницу
Телевышка. Гостиница дешёвая, расположена крайне удобно, на въезде с нашей
стороны и под телевышкой, которую видно издали даже ночью. Созвонились с гостиницей. Выдвинулись в 5-45.
Прибыли в 20-00. Пройдено 995 км. Питались заранее приготовленным – каша и чай
в термосах. Дорога в отличном состоянии, даже для самого жесткого автомобиля в
мире – Джимни. Единственным недоразумением являются понатыканные знаки «фото и
видео фиксация» в Новосибирской области. Пример: Фура едет 80 км/ч.
Максимальная скорость Джимни 660 110 км/ч. Долго плетёшься за фурой,
удобный момент, выходишь на обгон, сзади еще кто-то пытается обгонять.
Набираешь 100 км/ч. Вроде как еще не нарушение. И видишь как навстречу идущий
автомобиль обгоняет лихой малый. Ситуация меняется, жмем на газ – 110 км/ч,
возвращаемся на свою полосу в лоб на камеру. Ощущение как будто котенка носом
натыкали.
День второй. В планах спокойная поездка по Горному Алтаю с остановками для фотографирования и любованиями. Бийск – Усть-Коакса. Были любезно напоены чаем с бутербродами администрацией гостиницы вместо завтрака в 8-00. Выехали в 7-30, по обычному маршруту: Бийск – Майма – Шебалино – Туэкта – Усть-Кан – Усть-Кокса. Перекусили на берегу Катуни, в оборудованном под палаточный лагерь городке. Пасмурно и холодно. Грело душу отсутствие, как туристов, так и тех, кто их доит. На Семинском перевале останавливаться не стали. Не живописен он для нас, да и приелся. Сфотографировали на ходу белых мух. После перевала солнышко и красотища. Обратная сторона Семинского перевала никогда не приедается. Съехали с трассы на перекур и любовашки. Степь после Туекты напоминает унылый ландшафт Онгудая. Осенний ландшафт. Возможно весна / лето он и живописен - небыли, не видели. Асфальт закончился и мы вынуждены были плестись 40 км/ч. На большей скорости наше авто козлит – к обычным авто это не относится. Так по тихоньку, мы посетили Ябоганский перевал, Усть-Кан, Кырлыкский и Громатухинский перевалы. Уймонская долина встретила нас свинцовыми тучами.
По темну, около 20-00 мы прибыли к месту нашей ночевки в Верхний Уймон. Александр встретил нас радушно. В нашем подчинении оказался весь дом. Мы выбрали комнату на втором этаже и завалились спать на огромную кровать. Усть-Кокса при первом знакомстве произвела на нас гнетущее впечатление, видимо из-за туч. Наше жилище развеяло это впечатление. Пройдено 495 км. Внимание! Стоимость 92-го овса в долине – 36,50.
День третий, по
прогнозу погоды, должен был быть пасмурным и на него запланированы музеи.
Проснулись мы в 6-00, а музеи работают с 9-00. Утро мы начали с легкой прогулки
на 100 метровый холм, подножье которого начиналось у нашего домика. На нем и
встретили выход солнца. Облака частично отступали, обнажая снежные вершины и
вид в долину. Вся степь как на ладони. За тем, три часа мы посещали музей
Рерихов. Удовольствие получили не меньшее чем от утренних гор. Причем
удовольствие нам принес именно сотрудник музея своей любовью к России и
уважением ко всем эпохам развития нашей страны.
Зарядившись позитивом, несмотря на уверения местных жителей,
что гора Красная не преступна простому автомобилю, мы рванули на разведку и к
16-00 взобрались на Кайтанакский перевал. Легким подъем не назовёшь. Спасла
первая пониженная передача. На вершине перевала царит зима. Ночёвка в машине в
наши планы не входит, как и спуск с перевала по темну. Причем спуск с
«настоящего» перевала у нас был впервые. Советы по торможению двигателем на
первой пониженной вычитанные в интернете не помогли. Двигатель активно начинал
выть, уходя за 4 000 оборотов. Приходилось тормозить. Трижды
останавливались остужать колодки коркой снега. Льдины шипели и таяли на глазах.
Спуск порадовал нас первой лисой. Фото общим планом сделать
успели. На второй кадр лиса не согласилась. По темну вернулись домой.
День четвертый. От
Башталинских озер отказались на отрез. Крутые подъемы и спуски по снегу несут
неоправданный риск при отсутствии опыта. Видом с Кайтанакского перевала мы
налюбовались сполна. Башталинское озеро вместе с горой было плотно укутано
облаками и видов с него нам не светило.
Выдвинулись в направлении Тюнгур – Аккем – Куйлю. Вспоминая
источник в Чаган-Узун, припаслись канистрой и направились на Ассонов ключ. Поцеловали
закрытые ворота турбазы. Покрутились по деревне и не с чем отправились дальше.
Разве что сфотали безрогого марала в маральнике. После свертка на Мульту
природа ожила. Горы сдвинулись, к дороге подошла Катунь и стала бирюзовой. Пообщались
со второй лисой. На сей раз, мы были проворнее и лисе шансов не оставили. Помчались
мы обрывами и небольшими перевалами вниз по реке. Дорога до Тюнгура оказалась
не быстрой. Зато после Тюнгура порадовала узкая тропа вдоль обрыва сменяющаяся
таежным-кедрово-ельным участком. По «охотились» на сапсана, куропатку. Взяли
бродом реку Деты-кочек и добрались до устья Аккема. Божественно. Люди были.
Рыбаки. Рыбу они тщательно прятали, а вот место оленных камней подсказали.
Единственная дорога поднимающаяся в гору ведет именно к ним. Лужи. О них нельзя
не сказать. Они покрывают половину пути, причем равномерно. Иногда складывалось
впечатление, что мы плывем вдоль Катуни.
Особенно приятным был проезд моста через Катунь в Тюнгуре.
Прикольная груда щепок. После общения с местными жителями от поездки на грот
Куйлю отказались. (Дожди всё размыли. Дорогу не ремонтировали. Не ездят даже
УАЗы.) Поверили на слово и выдвинулись на разведку в Маральник 1. Назавтра у
нас в планах Мультинские озера.
Дорога к Маральнику живописная. Река Мульта просто
очаровательна. Дорога после Маральника – набор глубоких колей в чернозёме
сопряжённый с подъемом. По напрягавшись 100 метров поехали обратно, на турбазу
Кедровая опушка, решать вопрос с заброской.
За гуглив заранее цены узнали, что заброска стоит 4 тысячи в
один конец. Итого 8 000. Совсем не бюджетненько. За такие деньги можно и
пешком сходить. Съездить на своем авто, далеко не «камильфо». Хотя при наличии
пятаков, за половину дня можно прорваться. А при наличии лебедки, по утреннему
холодку Прадо с лебедкой, при нас, дошел за 3,5 часа. Так вот, жадность
интернет предложений не имела конца. Пообщавшись с Алексеем Федоровичем,
хозяином турбазы мы выяснили, что поездка машины утром туда, вечером обратно
стоит 3 200. Удача нам улыбнулась, на турбазе мы встретили ребят из
Новосибирска, которые планировали посещение озер с одной ночевкой. К ним мы и
прибились. Заброску запланировали на 10 часов утра и под осенний листопад
покатили на ночлег в Верхний Уймон. К ночи листопад сменила пурга. Спали как
дети. Сладко.
День пятый начался
с ощущения – жизнь удалась. По накрытой снегом долине покатили на турбазу. На
подъезде к Мульте снег закончился. В двух километрах после Мульты выскочили на
Косулю. Косуля внимания на нас не обращала. «Отохотили» по полной.
Авто оставили на базе. Шмурдяк сгрузили в УАЗ и отправились на
несравненный аттракцион «Заброска на Мультинские озера». Вцепившись, кто во что
смог, мы провели полтора часа в пути. Восемнадцати километровый путь оказался
для одометра двадцати километровым. Среднюю скорость вы можете посчитать сами.
Лебедились мы один раз, по-быстрому, стянуло в колею от ГАЗ-66. Некоторые подъемы брали по нескольку раз.
Бились силовым бампером в камни, перелазили мостами через валуны, зажмуривались
когда проходили над обрывами, ездили по руслу рек. С восьмой попытки УАЗ
поднялся из реки в гору с боковым уклоном. Но все же мы доехали.
Водитель выгрузил нас на турбазе, где мы должны были снять
номер за 1 400, однако все домики были закрыты на замок. Сторож
отсутствовал. Открытым был лишь аил. В него мы и загрузились в ожидании персонала
турбазы. База состояла из 3 жилых домиков, аила, домика смотрителя, бани,
навеса с дровами и навеса для летней кухни.
Нашими попутчиками оказались профессиональные фотографы из
Новосибирска Сергей и Олег, которые приехали снимать озера. И мы все дружно
отправились на Шумы и занялись фотоссесией. От похода вокруг Среднего озера все
отказались. Вернулись на базу определяться с жильем. Никого по прежнему не
застав, приняли решение выйти на соседнюю базу. В трех сотнях метров на реке стояло
нечто подобное нашей базе, в которой отдыхали две женщины. Остальные дома были
закрыты. Работники базы отсутствовали. В общем «Автономка». Вернулись в аил,
устроились отдыхать. Сготовили на печи и
посидели за общим столом. У фотографов вновь началась работа. Они
фотографировали под звезды, под луну, туман на рассвете. А мы спали. Наш
фотоаппарат ночью работать не заставишь.
День шестой. Подъем
в 6-00. Встречаем солнце. Принимаю решение подняться на 100 метровый хребет и
сфотографировать озера. Получасовой подъем по вытоптанному зайцами и лисами склону
закончился небольшой укрытой елями полянке. Глянул вбок – тропа три человека.
Первая мысль «Я такой не один». Подошел. Посмотрел. Прошли большой необутый
мужик и два с меня, необутых мужичка. Сил сфотать хватило, а идти дальше, нет.
От перемещения по хребту до открытого места отказался. Спустился своим следом.
Зато озера порадовали солнышком. Фотосессия продолжилась.
Ребята достали вертолет с камерой и стали гонять его вдоль озера. Я упаковал
лодку, которая оказалась не удел. Ольга долго выпасала белок и кедровок. Я пас зайцев, увы без фотоаппарата. Вторую
половину дня провели сидя на лавочках у озера, любуясь как кедровки обшныривают
кроны кедров и гоняя зайцев по кустам. Собирали шишки и бруснику выглянувшую из
под снега.
В пять часов начался аттракцион «Выгрузка с Мультинских озер».
Снег подтаял, дорога стала хуже. Нас сопровождал второй УАЗ привезший туристов
на однодневку. Об УАЗах: Приподняты, огромные колеса, блокировки в задних
мостах, на втором УАЗе военные мосты, силовые бампера, лебедки. Один разочек
воспользовавшись лебедкой мы добрались до Кедровой опушки. Прикупив домашнего
молока, сметаны и творога отправились в Мульту за медом. Прикупив для пробы
дорогого Мультинского меда, отправились в Верхний Уймон. Вернулись к 21-00,
приготовили кушанья и спать.
День седьмой. Посещение
музея Уймонской культуры. На музее весит плакат с номером телефона. Экскурсовод,
Раиса Павловна, по звонку приезжает на велосипеде и очень озорно рассказывает о
крае, о традициях, о скрепах между тюрками и славянами, о семейных ценностях, но
как только доходит до Сталина интерес пропадает. Посетили выставку-продажу
изделий из самоцветов. Оригинально. Рекомендуем. Вечер провели в собственном
огороде, на протоке Катуни, у костра. Погода пасмурная – поездки бессмысленны.
Закат встретили, любуясь огнем и водой.
День восьмой. Отъезд.
По плану Верхний Уймон – Бийск. По совету Сергея и Олега решаемся срезать через
Чергу. Очень хочется проехать новыми дорогами. Пусть даже и 40 км/ч.
Выезд в 6-00. Перевалы: Громатухинский, Карлыкский, Чакыр, Верхняя
Кукуя не одарили нас Солнцем. А вот дорога местами позволяла ехать 80км/ч и
вскоре мы доехали до Улусчерги. На снова
захотелось новенького и мы свернули на Алтайское. Навител исправно предлагал
нам вернуться и воспользоваться федеральной трассой. Только за 16 километров до
Алтайского он усмирел и проложил новый маршрут. Пройдя Комарский перевал
закупили меда по 700 рублей за полтарашку. К 14-00 прибыли в Бийск. К 20-00
были в Оби. Пройдено 770 км.
Девятый день под
дождь и ураганный ветер катили по Чулымским болотам и к 16-00 добрались до
дома. Пройдено 635 километров.
Бюджет поездки вместе с покупкой меда и закупкой продуктов
составил 25 000 рублей. Пройдено 3 600 км.
PS: Очень
надеемся на скорое Весенне-Летнее посещение Верхнего Мультинского озера. Пора
готовиться к многодневным походам.