Уймонская степь

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Знакомство с Уймонской степью. Перевалы. Реки. Озера. Музеи.
Уймонская степь 

    Наше четвертое нашествие на Горный Алтай опять состоялось как авто путешествие. Ну не готовы мы идти в многодневку с рюкзаком за плечами, да еще по снегу. Однако в покатушки мы добавили слегка экстрима, небольших пеших выходов и фотоохоту.

    Период. Отпуск в одну неделю (то есть 9 дней) с конца сентября по начало октября решено было провести по скромному, на автомобиле с шмурдяком и минимальным бюджетом. Времена сейчас тяжелые.

    Направление выбрали Уймонская степь. Мы там небыли, очень хотелось получить представление в живую. Расширить кругозор по Алтаю.

    Гугл предложил нам следующие развлечения:

  1. Гора Красная, Кайтанакский перевал и озера.

  2. Башталинские озера.

  3. Мультинские озера.

  4. Грот Куйлю.

  5. Устье реки Аккем.

  6. Музеи

  7. Разная мелочь в виде: пещерки, камушки, ступы, останцы источники с минеральной водой.

    Жилье выбирали по гуглу. На сентябрь 2015 года стоимость удовлетворительно проживания составляет 1 400 рублей. На сайте музея Алтайской культуры мы нашли предложение от Александра – гостевой дом за 1 000 рублей в поселке Верхний Уймон. На нем и остановились. Палатки в эту пору некомфортны. Расположение дома оптимально для всех поездок.

    Автомобиль. Предыдущие поездки проходили на полноприводных Короллах, что не позволяло отдаляться от асфальта. К примеру очень было обидно, когда подъехав к началу перевала за Бельтиром, мы пронаблюдали грузовую газель взбирающуюся по валунам, а наш передний бампер кричал нам «Я хочу жить!!!». Пришлось отказаться. На этот раз вместо комфорта мы выбрали проходимость. Мы отправились в путешествие на Сузуки Джимни. Задние сидения были удалены в пользу багажника. Загружены: реечный домкрат, ручная лебедка, топор, лопата, запасной 5 тонный трос. А также: лодка, палатка, одеяло, зимние охотничьи костюмы и обувь. Все это прижато сумкой с посудой, продуктами, газовой печкой и накрыто куском брезента. Колеса предусмотрительно с Кордиант офф роад были переобуты на шипы. Наша МТ-резина не справляется со снегом.

DSC05751

    День первый. В планах выдвинуться из Омска в 6-00 и дойти до Бийска. В Бийске забронировали гостиницу Телевышка. Гостиница дешёвая, расположена крайне удобно, на въезде с нашей стороны и под телевышкой, которую видно издали даже ночью.  Созвонились с гостиницей. Выдвинулись в 5-45. Прибыли в 20-00. Пройдено 995 км. Питались заранее приготовленным – каша и чай в термосах. Дорога в отличном состоянии, даже для самого жесткого автомобиля в мире – Джимни. Единственным недоразумением являются понатыканные знаки «фото и видео фиксация» в Новосибирской области. Пример: Фура едет 80 км/ч. Максимальная скорость Джимни 660 110 км/ч. Долго плетёшься за фурой, удобный момент, выходишь на обгон, сзади еще кто-то пытается обгонять. Набираешь 100 км/ч. Вроде как еще не нарушение. И видишь как навстречу идущий автомобиль обгоняет лихой малый. Ситуация меняется, жмем на газ – 110 км/ч, возвращаемся на свою полосу в лоб на камеру. Ощущение как будто котенка носом натыкали.

Обь

 

Бердь

 

 

DSC05713
Сурьма
 Гречиха

    День второй. В планах спокойная поездка по Горному Алтаю с остановками для фотографирования и любованиями. Бийск – Усть-Коакса. Были любезно напоены чаем с бутербродами администрацией гостиницы вместо завтрака в 8-00. Выехали в 7-30, по обычному маршруту: Бийск – Майма – Шебалино – Туэкта – Усть-Кан – Усть-Кокса. Перекусили на берегу Катуни, в оборудованном под палаточный лагерь городке. Пасмурно и холодно. Грело душу отсутствие, как туристов, так и тех, кто их доит. На Семинском перевале останавливаться не стали. Не живописен он для нас, да и приелся. Сфотографировали на ходу белых мух. После перевала солнышко и красотища. Обратная сторона Семинского перевала никогда не приедается. Съехали с трассы на перекур и любовашки. Степь после Туекты напоминает унылый ландшафт Онгудая. Осенний ландшафт. Возможно весна / лето он и живописен - небыли, не видели. Асфальт закончился и мы вынуждены были плестись 40 км/ч. На большей скорости наше авто козлит – к обычным авто это не относится. Так по тихоньку, мы посетили Ябоганский перевал, Усть-Кан, Кырлыкский и Громатухинский перевалы. Уймонская долина встретила нас свинцовыми тучами.

    По темну, около 20-00 мы прибыли к месту нашей ночевки в Верхний Уймон. Александр встретил нас радушно. В нашем подчинении оказался весь дом. Мы выбрали комнату на втором этаже и завалились спать на огромную кровать. Усть-Кокса при первом знакомстве произвела на нас гнетущее впечатление, видимо из-за туч. Наше жилище развеяло это впечатление. Пройдено 495 км. Внимание! Стоимость 92-го овса в долине – 36,50.

 
Предгорье
DSC05734
Манжерок
DSC05744
 
Церквушка
Порося
DSC05755
DSC05759
DSC05778
DSC05780
Лиственница
Кони
DSC05800
Белые мухи
DSC05810
DSC05811
Туекта
DSC05815
DSC05820
Жеребенок
Конь
DSC05836
DSC05837
DSC05840
DSC05843
Ябоганский перевал
DSC05858
DSC05866
Тучка
DSC05877
DSC05886
 
 
    День третий, по прогнозу погоды, должен был быть пасмурным и на него запланированы музеи. Проснулись мы в 6-00, а музеи работают с 9-00. Утро мы начали с легкой прогулки на 100 метровый холм, подножье которого начиналось у нашего домика. На нем и встретили выход солнца. Облака частично отступали, обнажая снежные вершины и вид в долину. Вся степь как на ладони. За тем, три часа мы посещали музей Рерихов. Удовольствие получили не меньшее чем от утренних гор. Причем удовольствие нам принес именно сотрудник музея своей любовью к России и уважением ко всем эпохам развития нашей страны.
 
 
Рассвет

DSC06115
DSC06122
Наш Гостевой дом
DSC06185
DSC06188
DSC06198
DSC06234
Лиственница
Катунь
Лишайник
Протока Катуни
Пик Теректинского хребта
Музей
DSC06367
Библиотека
Мосток через протоку
Музей самоцветов
Бусы
  Камни
DSC06398
DSC06402
 
    Зарядившись позитивом, несмотря на уверения местных жителей, что гора Красная не преступна простому автомобилю, мы рванули на разведку и к 16-00 взобрались на Кайтанакский перевал. Легким подъем не назовёшь. Спасла первая пониженная передача. На вершине перевала царит зима. Ночёвка в машине в наши планы не входит, как и спуск с перевала по темну. Причем спуск с «настоящего» перевала у нас был впервые. Советы по торможению двигателем на первой пониженной вычитанные в интернете не помогли. Двигатель активно начинал выть, уходя за 4 000 оборотов. Приходилось тормозить. Трижды останавливались остужать колодки коркой снега. Льдины шипели и таяли на глазах.

 
DSC06424

DSC06429
DSC06434
DSC06442
DSC06446
Подъем на Кайтанакский перевал
DSC06456
DSC06467
DSC06471
DSC06481
На перевале
Гора Красная
DSC06496
DSC06507
Спуск
DSC06521
DSC06527
DSC06528
DSC06536
 
    Спуск порадовал нас первой лисой. Фото общим планом сделать успели. На второй кадр лиса не согласилась. По темну вернулись домой.

 
Лиса

Гнездо
DSC06569
 
    День четвертый
. От Башталинских озер отказались на отрез. Крутые подъемы и спуски по снегу несут неоправданный риск при отсутствии опыта. Видом с Кайтанакского перевала мы налюбовались сполна. Башталинское озеро вместе с горой было плотно укутано облаками и видов с него нам не светило.

    Выдвинулись в направлении Тюнгур – Аккем – Куйлю. Вспоминая источник в Чаган-Узун, припаслись канистрой и направились на Ассонов ключ. Поцеловали закрытые ворота турбазы. Покрутились по деревне и не с чем отправились дальше. Разве что сфотали безрогого марала в маральнике. После свертка на Мульту природа ожила. Горы сдвинулись, к дороге подошла Катунь и стала бирюзовой. Пообщались со второй лисой. На сей раз, мы были проворнее и лисе шансов не оставили. Помчались мы обрывами и небольшими перевалами вниз по реке. Дорога до Тюнгура оказалась не быстрой. Зато после Тюнгура порадовала узкая тропа вдоль обрыва сменяющаяся таежным-кедрово-ельным участком. По «охотились» на сапсана, куропатку. Взяли бродом реку Деты-кочек и добрались до устья Аккема. Божественно. Люди были. Рыбаки. Рыбу они тщательно прятали, а вот место оленных камней подсказали. Единственная дорога поднимающаяся в гору ведет именно к ним. Лужи. О них нельзя не сказать. Они покрывают половину пути, причем равномерно. Иногда складывалось впечатление, что мы плывем вдоль Катуни.
 
Птички

Морал
DSC06586
DSC06589
Лиса
DSC06593
DSC06594
DSC06595
DSC06601
DSC06607
DSC06609
DSC06610
Зайчья капуста
Лапник
Осенний цветок
DSC06626
DSC06628
DSC06632
DSC06635
Катунь
DSC06641
Катунь
Катунь
Катунь
DSC06656
DSC06662
DSC06665
DSC06666
DSC06670
DSC06682
DSC06686
DSC06687
Лужи
DSC06694
DSC06699
DSC06700
Сапсан
Сапсан
DSC06709
DSC06711
DSC06714
DSC06719
Рябчик
DSC06746
DSC06749
DSC06750
Деты-Кочек
Брод
DSC06778
Устье Аккема
DSC06783
DSC06784
DSC06787
DSC06794
DSC06822
Оленный камень
DSC06825
DSC06837
DSC06840
DSC06841
DSC06845
DSC06861
 
    Особенно приятным был проезд моста через Катунь в Тюнгуре. Прикольная груда щепок. После общения с местными жителями от поездки на грот Куйлю отказались. (Дожди всё размыли. Дорогу не ремонтировали. Не ездят даже УАЗы.) Поверили на слово и выдвинулись на разведку в Маральник 1. Назавтра у нас в планах Мультинские озера.

 
Мост из щепок

DSC06904
DSC06907
Птичка
DSC06911
DSC06919
Мультинский мост
DSC06935
 
    Дорога к Маральнику живописная. Река Мульта просто очаровательна. Дорога после Маральника – набор глубоких колей в чернозёме сопряжённый с подъемом. По напрягавшись 100 метров поехали обратно, на турбазу Кедровая опушка, решать вопрос с заброской.

 
Мост через Мульту

Листопад
 
    За гуглив заранее цены узнали, что заброска стоит 4 тысячи в один конец. Итого 8 000. Совсем не бюджетненько. За такие деньги можно и пешком сходить. Съездить на своем авто, далеко не «камильфо». Хотя при наличии пятаков, за половину дня можно прорваться. А при наличии лебедки, по утреннему холодку Прадо с лебедкой, при нас, дошел за 3,5 часа. Так вот, жадность интернет предложений не имела конца. Пообщавшись с Алексеем Федоровичем, хозяином турбазы мы выяснили, что поездка машины утром туда, вечером обратно стоит 3 200. Удача нам улыбнулась, на турбазе мы встретили ребят из Новосибирска, которые планировали посещение озер с одной ночевкой. К ним мы и прибились. Заброску запланировали на 10 часов утра и под осенний листопад покатили на ночлег в Верхний Уймон. К ночи листопад сменила пурга. Спали как дети. Сладко.

    День пятый начался с ощущения – жизнь удалась. По накрытой снегом долине покатили на турбазу. На подъезде к Мульте снег закончился. В двух километрах после Мульты выскочили на Косулю. Косуля внимания на нас не обращала. «Отохотили» по полной.

 
Утро после пурги

DSC06975
DSC06980
Косуля
DSC06990
DSC06991
DSC06992
DSC06993
DSC06998
Дорога на Маральник-1
DSC07006
DSC07027
 
    Авто оставили на базе. Шмурдяк сгрузили в УАЗ и отправились на несравненный аттракцион «Заброска на Мультинские озера». Вцепившись, кто во что смог, мы провели полтора часа в пути. Восемнадцати километровый путь оказался для одометра двадцати километровым. Среднюю скорость вы можете посчитать сами. Лебедились мы один раз, по-быстрому, стянуло в колею от ГАЗ-66.  Некоторые подъемы брали по нескольку раз. Бились силовым бампером в камни, перелазили мостами через валуны, зажмуривались когда проходили над обрывами, ездили по руслу рек. С восьмой попытки УАЗ поднялся из реки в гору с боковым уклоном. Но все же мы доехали.

 
Турбаза

Дорога на Мультинские озера
Застряли
 
    Водитель выгрузил нас на турбазе, где мы должны были снять номер за 1 400, однако все домики были закрыты на замок. Сторож отсутствовал. Открытым был лишь аил. В него мы и загрузились в ожидании персонала турбазы. База состояла из 3 жилых домиков, аила, домика смотрителя, бани, навеса с дровами и навеса для летней кухни.

    Нашими попутчиками оказались профессиональные фотографы из Новосибирска Сергей и Олег, которые приехали снимать озера. И мы все дружно отправились на Шумы и занялись фотоссесией. От похода вокруг Среднего озера все отказались. Вернулись на базу определяться с жильем. Никого по прежнему не застав, приняли решение выйти на соседнюю базу. В трех сотнях метров на реке стояло нечто подобное нашей базе, в которой отдыхали две женщины. Остальные дома были закрыты. Работники базы отсутствовали. В общем «Автономка». Вернулись в аил, устроились отдыхать.  Сготовили на печи и посидели за общим столом. У фотографов вновь началась работа. Они фотографировали под звезды, под луну, туман на рассвете. А мы спали. Наш фотоаппарат ночью работать не заставишь.

 
Река Мульта

Тропа вокруг озера
Бруснишник
Кедр
DSC07099
Утки
Утка
DSC07121
Жимолость
Рябина
DSC07145
 
Шумы
DSC07164
DSC07168
DSC07169
Среднее Мультенское
Болотце
DSC07200
DSC07234
DSC07237
DSC07239
DSC07282
Птичка
DSC07295
DSC07297
DSC07300
DSC07332
DSC07341
DSC07355
DSC07356
Озерный житель
DSC07358
Заяц
 
 
    День шестой
. Подъем в 6-00. Встречаем солнце. Принимаю решение подняться на 100 метровый хребет и сфотографировать озера. Получасовой подъем по вытоптанному зайцами и лисами склону закончился небольшой укрытой елями полянке. Глянул вбок – тропа три человека. Первая мысль «Я такой не один». Подошел. Посмотрел. Прошли большой необутый мужик и два с меня, необутых мужичка. Сил сфотать хватило, а идти дальше, нет. От перемещения по хребту до открытого места отказался. Спустился своим следом.

 
Утро

Утро на Мульте
DSC07398
DSC07407
Босые мужики
DSC07415
 
    Зато озера порадовали солнышком. Фотосессия продолжилась. Ребята достали вертолет с камерой и стали гонять его вдоль озера. Я упаковал лодку, которая оказалась не удел. Ольга долго выпасала белок и кедровок.  Я пас зайцев, увы без фотоаппарата. Вторую половину дня провели сидя на лавочках у озера, любуясь как кедровки обшныривают кроны кедров и гоняя зайцев по кустам. Собирали шишки и бруснику выглянувшую из под снега.

 
DSC07418

Ледок
DSC07427
DSC07430
DSC07445
Турбаза
Аил
DSC07455
Белка
DSC07466
DSC07469
DSC07471
DSC07477
DSC07479
DSC07480
DSC07484
Кедровка
DSC07494
DSC07498
DSC07499
Кедровка
DSC07508
DSC07513
DSC07525
DSC07527
DSC07534
Соловей
  Заяц широкой спиной
DSC07542
 
    В пять часов начался аттракцион «Выгрузка с Мультинских озер». Снег подтаял, дорога стала хуже. Нас сопровождал второй УАЗ привезший туристов на однодневку. Об УАЗах: Приподняты, огромные колеса, блокировки в задних мостах, на втором УАЗе военные мосты, силовые бампера, лебедки. Один разочек воспользовавшись лебедкой мы добрались до Кедровой опушки. Прикупив домашнего молока, сметаны и творога отправились в Мульту за медом. Прикупив для пробы дорогого Мультинского меда, отправились в Верхний Уймон. Вернулись к 21-00, приготовили кушанья и спать.

    День седьмой. Посещение музея Уймонской культуры. На музее весит плакат с номером телефона. Экскурсовод, Раиса Павловна, по звонку приезжает на велосипеде и очень озорно рассказывает о крае, о традициях, о скрепах между тюрками и славянами, о семейных ценностях, но как только доходит до Сталина интерес пропадает. Посетили выставку-продажу изделий из самоцветов. Оригинально. Рекомендуем. Вечер провели в собственном огороде, на протоке Катуни, у костра. Погода пасмурная – поездки бессмысленны. Закат встретили, любуясь огнем и водой.

 
Музей Рерихов

DSC07544
DSC07548
Музей Уймонской культуры
DSC07555
DSC07559
Гостевой дом
DSC07568
Протока Катуни
DSC07575
 
DSC07578
Рыбак
Поклевка
DSC07584
Лишайник
Пчела
Смола
DSC07627
Костер
DSC07642
DSC07643
DSC07655
Шишки
DSC07706
 
    День восьмой
. Отъезд. По плану Верхний Уймон – Бийск. По совету Сергея и Олега решаемся срезать через Чергу. Очень хочется проехать новыми дорогами. Пусть даже и 40 км/ч.

    Выезд в 6-00. Перевалы: Громатухинский, Карлыкский, Чакыр, Верхняя Кукуя не одарили нас Солнцем. А вот дорога местами позволяла ехать 80км/ч и вскоре мы доехали до Улусчерги.  На снова захотелось новенького и мы свернули на Алтайское. Навител исправно предлагал нам вернуться и воспользоваться федеральной трассой. Только за 16 километров до Алтайского он усмирел и проложил новый маршрут. Пройдя Комарский перевал закупили меда по 700 рублей за полтарашку. К 14-00 прибыли в Бийск. К 20-00 были в Оби. Пройдено 770 км.

 
Коршун

DSC07719
Сарлыки
DSC07725
DSC07729
DSC07732
Суслик
DSC07736
Перевал Чакыр
 
    Девятый день
под дождь и ураганный ветер катили по Чулымским болотам и к 16-00 добрались до дома. Пройдено 635 километров.

    Бюджет поездки вместе с покупкой меда и закупкой продуктов составил 25 000 рублей. Пройдено 3 600 км.

    PS: Очень надеемся на скорое Весенне-Летнее посещение Верхнего Мультинского озера. Пора готовиться к многодневным походам.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Россия
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Михаил Новиков