Москва - Рязань - Самара - Уфа - Челябинск - Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард - Приобье - Игрим - Нягань - Ивдель - Екатеринбург - Пермь - Ижевск - Казань - Чебоксары - Нижний Новгород - Москва 9000 км.
 

Вот только не спрашивайте зачем мы туда поперлись. Потому как на этот вопрос ответа не было и нет. Мы, может быть, потому и ездим постоянно куда-то чтобы найти ответ на вопрос зачем мы это делаем. Скажете – замкнутый круг. Ну да, он самый, удобно не правда ли.

Так о чем это я? Ах да. Мы выехали из Москвы 19 февраля 2011 года. И поехали прямиком в Челябинск без остановок. Ну, конечно не совсем без остановок, мы заправляли машины, заправляли себя и освобождали себя, эти остановки ясное дело были, но чтобы там просто так постоять бессмысленно этого не было. Дорога через Самару и Уфу хорошая но фиговая. В том смысле что пейзажи прекрасные а вот дорожное полотно никакое. Трясет так что и пейзажам не рад.

До столицы Челябинской области добрались без каких бы то ни было технических проблем. Разве что на крузаке Вита зачем-то погасли габариты, потекла крышка ТНВД и отвалился небольшой кусок глушителя, он давно отгнил, а тряская дорога его доконала.

Так что на глушитель было плевать а вот течь беспокоила. Оба достойных доверия дизель-центра Челябинска были загружены работой на неделю вперед поэтому мы сразу записались на 3 марта чтобы устранить течь на обратном пути. Солярка текла не сильно поэтому решено было не обращать на это внимания, не думать о том что же будет если течь усилиться и вообще не портить себе настроение.

В Челябинске у нас была мощная поддержка. Во-первых это родной город моей любимой, Ольга ехала с нами до Челябинска дабы провести время на родине и повидать старых друзей пока мы носимся по Сибири, поэтому с проживанием и питанием, как вы понимаете, проблем не было никаких. Да и неприхотливы мы в еде, нам и надо-то было всего несколько килограммов уральских пельменей и кратное им количество водки, потому как пельмени без водки только собаки едят. По мимо комунально-бытовой поддержки нам была оказана мощная техническая помощь. Дело в том, что руководитель Челябинского Клуба УАЗ-Патриот Евгений Шаталов мой давний друг. Человек он очень отзывчивый и гостеприимный посему наша Тойота погостила в его сервисе где ей вернули свет в габариты.

Попрощавшись с друзьями мы выехали в направлении Тюмени. Погода была прямо скажем обидная. Мы долго готовились бороться с трудностями и лишениями а тут солнышко и минус такой оскорбительный что в коробке на крыше пельмени слипаются. Это нормально по вашему? И что нам рассказывать потом о путешествии. Ехали, мол, по сухом асфальту в солнечных очках и отчаянно потели в своих арктических костюмчиках при выключенной печке салона.

Мрак в общем. Я уж совсем было решил расстроиться но тут внезапно ко мне вернулась былая жизнерадостность. Причиной тому стала табличка-указатель с названием населенного пункта. Значилось на ней «ТЕБЕНЯК 5 км» только первая и последняя буквы названия деревни были стерты практически полностью а оставшаяся надпись совершенно точно указывала на место расположения деревни.

Прошли Тюмень. По дороге к Сургуту проехали по грандиозному мосту рядом с которым Живописный мост в московском Крылатском упрощенная миниатюра. Этот же мост являл собой гигантский пример воплощенной гениальной  конструкторский мысли. Ну чем не Сан-Франциско! Проехали Сургут дивясь восьмирядным дорогам и многоуровневым развязкам. Я не был здесь всего пять лет, а город изменился до неузнаваемости, и не только Сургут, почти все северные города которые мы посетили изменились в лучшую сторону. Отремонтированы фасады домов, добавлены новые дороги и развязки, светофоры. Захолустьем и не пахнет все очень похоже на Москву, только дома поменьше, дороги почище и народ поприветливее.


На ночевку остановились в гостинице Ноябрьска. Дорогу к гостинице нам показывал навигатор, поэтому мы петляли по городу полчаса. Заехали в частный сектор и даже форсировали канализационный ручей. В этом суть джиперов, даже зимой они в состоянии найти себе говна чтобы в них поколбаситься.

Гостиница оказалась вполне приличной. Мы с непроницаемыми выражениями на мордах затащили в номер кучу экспедиционного шмурдяка среди которого были умело запрятаны примус, газовая горелка и водочно-пельменный комплект. После двух дней нон-стопа так приятно было спокойно поесть, выпить и поболтать. Надо ли говорить что ужин продолжался почти до завтрака.

С утра вся команда чувствовала себя несколько изнуренной но мы взбодрились и готовы были продолжать наше путешествие. Не взбодрился один Виталик он кашлял надсадно и мученически. Из чувства внедорожного товарищества и экспедиционного братства я предложил ему эвтаназию  собственными силами но он отказался.

Миша, на долю которого выпала транспортировка коробки с пельменями был обречен теперь каждый вечер отвязывать коробку от верхнего багажника а каждое утро привязывать обратно, но как человек тактичный и воспитанный он ни разу не высказал нам что он думает по этому поводу.

А у нас в крузаке произошла очередная потеря. Умерла флешка с музыкой, мы, конечно, в Пурпе купили новую флешку но 7 гигобайт чательно отобранной музыки канули в Лету. Мы переписали на новую флешку то что удалось найти у Миши, по мимо всего прочего там был Антонов (ВЕСЬ) и Чиж (ВЕСЬ) после того как мы с Виталиком более ста раз прослушали различные вариации песен и того и другого не у верен что у нас в скором времени появится желание снова послушать этих исполнителей.

А тем временем погода волшебным образом изменилась. Похолодало, поднялся ветер и погнал поземку через обледенелую разбитую бетонку пришедшую на смену ровному сухому асфальту. Ну вот, наконец-то экспедиция началась.

В Новом Уренгое встретились с одним из местных джиперов, постояли поболтали, я передал привет лидерам местного клуба Саше Ускову и Саше Елкину (Еликову) и мы поехали в Надым. По дороге вытащили из кювета аварийную легковушку. Стемнело. Ветер был очень сильный, он буквально двигал машины по дороге. Из-за сильного ветра снег вихрился и сокращал обзор до нескольких метров. Но вскоре стих и вторую половину пути до Надыма мы проехали спокойно и без приключений.

В городе нас встретил глава местного джип-клуба Дима Гурьев. Мы прокатились по городским гостиницам, но безуспешно либо не было мест либо запрошенные за номера деньги кардинально не соответствовали нашему представлению о том сколько это должно стоить. В результате мы сняли трехкомнатную квартиру посуточно, здесь многие сдают квартиры таким образом вахтовикам. А мы что, мы те же вахтовики, вот сейчас покатаемся недельку и уедем.

Ужин был традиционно разнообразен пельмени и водка. Вообще сделанные в Челябинске на заводе друзей Ольги пельмени были на удивление вкусными и совершенно не приедались. После вечерних посиделок мы разбрелись спать планируя завтра с утра выйти на зимник.

Уже поздним вечером позвонил Саша Еликов и сообщил что он вместе с Димой Скитальцем движется от Инты на Воркуту пробиваясь по снежной целине. Я пожелал ребятам удачи и по-доброму позавидовал.

Утро принесло новые потери. Дело в том что в замечательной съемной квартире было все что душе угодно: ванная с горячей и холодной водой, унитаз в теплом туалете, стиральная машина, телевизор, газовая плита. Вот только холодильника не было. Поэтому пакет с салом, маслом и замороженными блинчиками я повесил на балконе, расположив его снаружи и прижав ручки пакета рамой остекления. И ведь всех предупредил: «Осторожно, пакет висит, не уроните». Ну и фигли толку предупреждать если меня окружают больные склерозом вредители. С утра Артем даже сходил вниз и нашел пакет, вот только еды в нем почему-то уже не было. Так наша команда стала спонсором завтрака для местных собак, кошек и ворон.

Тут позвонил Саша Усков из Уренгоя и сказал то на Надым идет метель и ветер и на зимник нас скорее всего сегодня не выпустят. Перекусив мы поехали к КП Салехардского зимника где слова Саши полностью подтвердились.

На внутрикомандном собрании все проголосовали за то чтобы провести еще один день в Надыме и завтра попробовать выйти на зимник в любом случае. Если же прийти не сможем уйдем на Нягань через Белоярский. Поэтому на следующее утро мы залились под завязку (за одно обнаружив что на нашем крузаке к течи из ТНВД прибавилась течь из дополнительного бака), докупили продуктов и вышли на зимник.

Погода стояла прекрасная, мороз и солнце. Путь наш лежал по дороге вдоль 501-й стройки и сквозь снег то и дело показывались черные рельсы на насыпи и полуразрушенные мосты. Я зачем-то сказал что во время прошлой поездки выковырял из шпалы костыль в качестве сувенира. Колонна мгновенно остановилась и все устремились выдергивать костыли в чем весьма преуспели. Наверное мы одни из последних путешественников кто видит эти старые рельсы и мосты. Принято решение проложить по старой насыпи новую железную дорогу так что скоро  тут не будет ни руин мостов ни старых покореженных временем рельс.

Мы заехали в брошенный лагерь системы ГУЛАГ в котором жили заключенные строившие этот участок железной дороги. Великой железной дороги которая должна была пройти по всей приполярной Сибири, после смерти Сталина работы на 501-й стройке были заморожены и она так и не была запущена.

Мы проехали несколько десятков километров и встретили семью хантов они на нескольких оленьих упряжках ехали в Надым на день оленевода. Мы конечно же принялись их яростно фотографировать. Так же бодро мы поначалу бросались снимать оленей пасущихся вдоль дороги, но вскоре это дело нам поднадоело, потому как этих самых оленей тут как собак, да что там их тут больше чем собак. Они кругом. Дело в том что ханты собирают оленей в стада только летом а зимой они на вольном выпасе. Бродят где хотят да ягель из под снега достают.

На обед остановились прямо на зимнике. Достали столик, примус и усеченный набор – пельмени без водки. Пока возились с кухней Валера обнаружил следы похожие на собачьи и похожие на кошачьи. Я тоном знатока объяснил что собачьи следы это песец, а кошачьи наверное заяц. Все мне поверили и даже принялись их фотографировать, а Валера в это время поднялся вверх по склону и обнаружил там сторожку егеря, собаку и кота. Мы поржали над тем какие из нас крутые следопыты и принялись всячески гладить собаку которая мгновенно завалилась на спину предоставив всю себя для почесывания.

Пока ели разговорились с хантами проезжавшими мимо на снегоходах. И купили у них четыре здоровенных рыбины. Замороженный муксун обошелся нам по 250 рублей за рыбу, пять лет назад мы платили по 200 рублей так что инфляция строганины почти не коснулась.

Пока обедали стемнело. И наши глаза наконец-то смоги немного отдохнуть. Дело в том, что на свету зимник сливается в однородную серую массу и различать на нем натрамбованную колею и взрыхленную мякоть очень тяжело и машина то и дело зарывается в мягкий снег, а в темноте в свете фар дорогу видно прекрасно.

Уже ночью нам на пути попалась семья хантов сидящая на сломанном снегоходе. Мы отбуксировали их до самого конца зимника. И нам бы это даже доставило удовольствие если бы они не напились и не вели себя непойми как, впрочем это тема для отдельной истории которую я обязательно напишу и после публикации в родном журнале она обязательно появится и на сайте.
Вконец обнаглевших хантов уверяющих что мы должны дотащить их до стойбища находящегося где-то там в тайге, мы оставили у КП на выходе с зимника а сами накачали колеса и по шикарной асфальтовой дороге отправились в Салехард. Я сменился за рулем и накопившаяся за время буксирования снегохода усталость взяла свое. Разбудило меня солнце настойчива светящее мне в лицо. Машины стояли на небольшой площадке перед… кладбищем и все остальные радостно спали. Да… стоит ненадолго упустить бразды правления как мы уже на кладбищах ночуем, хорошо хоть снаружи за оградой. Я разбудил кашляющего Виталика и мы решили пока не будить остальных а съездить в город на разведку.
Надо сказать что Салехард очень красивый город. Этакий Манхеттен Ямала. Вот только кафе в нем найти весьма не просто но мы справились и с этой задачей. Потом вернулись, разбудили ребят и поехали всем кагалом завтракать. По дороге заехали на рынок дары Ямала где затарились сувенирной продукцией. Кстати в центре Салехарда есть мост над которым находится ресторан (снова привет Живописному мосту) и он тут уже несколько лет.

Сфотографировавшись у стелы Полярного круга, кстати Салехард единственный город в мире расположенный непосредственно на полярном круге, мы перешли по ледовой переправе через Обь и оказались в Лабытнанги где встали на зимник идущий вдоль Оби на юг.

Вот уж где мы оторвались по полной программе. Сначала немилосердно мело и видимость иногда падала до нулевой а в среднем держалась на уровне десятка метров. Мы пробивались через переметы на заблаговременно спущенных колесах и через какое-то время вышли из зоны пурги.

Дорога местами была переметена, но ехать вполне было можно, мы даже ускорились. В таком режиме движения прошло несколько часов как вдруг все изменилось. Мы уперлись в полностью переметенный зимник, заполненный застрявшими машинами. Кого тут только не было и Хаммер с прицепом груженным оленьими тушами, и X-trail, несколько разномастных  Уазов и даже двенадцатая модель Жигулей. Мы провели на этом несколько километровом участке зимника полночи, но спасли всех.

Не обошлось без курьезов. Например прицеп Хаммера перевешанный на Патруль Миши развалился по ходу следования точнее у него отвалилась задняя часть и пришлось перевязывать мясо добавив к нему ставшие запчастями фрагменты прицепа, а компания баптистов вообще не понятно что тут делающая на своих двух УАЗах была застигнута Виталиком за процессом копания колеи перед и так сидящей на мостах «буханной». На его вопрос: «Нафига вы углубляете колею когда надо копать межколейку?!» они ответили что межколейка твердая ее копать неудобно а колея рыхлая и копается хорошо. Но мы их все равно спасли как и мужика на Паджеро Спорт Нью который впал в истерическое состояние и отказывался верить в то что его можно спасти а за одно и слушать то что ему говорят, но как показала практика я не случайно стал руководителем клуба, и истеричный мужик и все остальные водители и пассажиры двух десятков спасаемых машин подчинялись мне безропотно и поэтому всех дотащили до твердой не заметенной дороги в целости и сохранности. Как же они все нас благодарили, гордыня это, конечно, плохо, блин, но как же приятно!

Под утро мы остановились на ночевку прямо на зимнике и перед сном, как говорит в таких случаях наш Виталик, разрешили себе. Под рюмочку под яркими северными звездами мы говорили о будущем нашего клуба, придумывали что и как в нем будет и именно эти ночные разговоры легли в основу обновленного устава нашего Немодного клуба.

На следующий день мы выехали к ледовой переправе через реку название которой мгновенно затмило Тебеняк и все забавные речушки с названиями типа Вобля и Моча потому что эта называлась Большой Потрахас. Вы представляете в какую пучину хохота ввергло нас это забавное название и как глубоко оно прочертило наши чуткие к пошлостям и сальным шуткам умы. Стоит ли говорить что когда мы через некоторое время остановились на перекус а Миша решил поменять разбитые резинки амортизаторов то предстоящий процесс он назвал не иначе как малый потрахас.

А потом были еще сотни километров по зимникам, ночевка в гостинице Нягани, дорога через Ивдель на Челябинск и три дня отдыха в компании Оли, ее брата, Жени Шаталова и еще кучи замечательного местного народа. Со спиртным мы, конечно, слегка переборщили в эти дни, но уж очень все славно и душевно проходило, как тут не выпить?

Машины нам починили. Крузаку устранили течь солярки поменяли несколько резинок подвески а на Патруле Миши заменили развалившийся ступичный подшипник.

Обратно в Москву мы поехали через Пермь. Мело немилосердно, дорога скользкая, видимость никакая. На подъезде к Ижевску обнаружили улетевший в кювет ГАЗон. Пока цепляли трос и думали как лучше дергать подъехал тягач с прицепом и помог вытащить грузовик. За одно прошли тестовые испытания нового Мишиного троса которые он перенес с честью.

За Чебоксарами попали в многокилометровую пробку сотни фур перегородили дорогу в несколько рядов множество мелких и крупных аварий с участием грузовиков парализовали движение, в этот капкан попали и десятки легковых машин. На разруливание этой пробки ушло несколько часов. Разгребали всем миром. Десятки водителей вышли из своих машин и занялись регулировкой движения. Пусть не сразу но нам удалось наладить движение по обочине и мы смогли пробиться к Нижнему Новгороду. А еще через несколько часов мы были дома. Так закончилось наше очередное зимнее путешествие.



Комментарии
Guest20.05.12, 19:10
Фото На границе Челябинской и Тюменской области  
Тюменская и Челябинская области не граничат
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: