Водоплавающее открытие активного сезона 2017 года. Почти случайно выбор пал на эту крохотную речку, и мы все не пожалели. Классная, техничная речка, красивая природа,обилие разной живности по берегам и в речке, замечательная погода, отличная команда.
Нитка маршрута
д. Татчиха - д. Рождественка - ур. Семигорье - ур. Мифодя - п. Факел Революции
 

Туристский клуб

«МЧС - Тальменка»

Водный поход

2 степени сложности

«КАРАКАН»

20 – 23. 04.2017 года

«КАРАКАН»

  Каракан – это не просто речка в границах трех районов Новосибирской области, это еще целая история путешествий нашего туристского клуба.

  И вот, в этом году, когда долгими зимними вечерами строились планы – «куды идтить», вдруг возникло желание сделать маленький, но насыщенный впечатлениями, первый весенний выход на воду. Народ у нас на станции туристов собирается на Бию и Мундыбаш, наш народ мелковат для таких  походов, а идти в очередной раз на Бердь не хочется. Вот и стали выбирать приемлемый для нас маршрут. А тут осенние фотографии всплыли, мы вдоль Каракана осенью «пешку» ходили. Подумали, погадали, и решили, а почему бы не попробовать пройти этот замечательный маршрут по воде. Тем более, что однажды мы проходили этим маршрутом, правда группа была схоженная и более взрослая. Но ведь всем известно, что поставленная на карте точка, как заноза – не дает покоя пока там не окажешься

   И вот, 20 апреля в 16.00. мы стояли на крыльце школы и ждали автобус - семнадцать человек с рюкзаками и три катамарана марки «Басег». Два часа дороги до деревеньки Татчиха и мы выгружаемся у моста через столь желанный нам Каракан. Погода просто прекрасная, солнце во все небо и тепло. Сразу у моста, на правом берегу речки - прекрасная поляна, на горе в бору – обилие дров, в деревне (домик с доской объявлений) – колонка с питьевой водой. Что еще нужно для полного туристского счастья?

  Разбили лагерь. Развели костер. Зашипели котлы. Народ наслаждался весной, шумящей и мчащейся полой водой, пением птиц и дружеским общением. Немного разобрались с судами, но «стапель» оставили на утро. Всем хотелось насладиться весенней природой. После ужина привычные посиделки у костра, песни под гитару, байки из походов и страшилки на ночь. В 23.00. пошли спать.

   Утро 21-го апреля встретило нас солнышком и морозцем. Вода в речке заметно спала, где то сантиметров на семь. У берегов в тишках стоял ледок, чай в котле замерз более основательно. Поднявшись в семь часов, мы быстро приготовили завтрак и после него, разделившись на группы, начали «стапель» и свертывание лагеря. К 11-ти часам суда стояли «под парами», а поляна имела первозданный вид. После инструктажа по технике безопасности на воде стали отчаливать. Первым экипажем ушло судно под руководством Сергея Анатольевича. Им предстояла разведка маршрута, так как русло, из-за высокой воды, во многих местах читалось очень плохо, и на этой речке могут быть мощные «расчески» и завалы. Следующее судно шло под руководством Сергея Сергеевича, и оно выполняло функцию – главного спасателя. У них было все необходимое для оказания помощи «терпящим бедствие». Замыкал нашу колонну катамаран под руководством Сергея Игнатьевича.

  Первые два километра были самыми напряженными. Народ «сгребался» в команды, отрабатывали приемы управления судном и… просто боялся. Напомню, что наш коллектив состоял в основном из «перворазников» 5 – 6 класса. Нужно отметить, что воды в первый день было очень много, скорость течения на быстротоках достигала 16 км/час. (по GPS), а речка имеет огромное количество поворотов, и порою, они достигали 170о.

  Наиболее сложное место этого дня оказалось при прохождении деревни Рождественка. Там вся пойменная часть, а она достигает 300 метров в ширину, была залита водой, в результате образовалось бесчисленное количество русел. Понять, которое из них главное, было невозможно. А при сильном течении исправить ошибку было почти невозможно. Мы выбрали крайнюю правую протоку, нам показалось, что туда наибольшее течение. Но пройдя метров сорок мы увидели тупик назад гребли с таким остервенением, что казалось глаза из орбит вылезут. Когда выгребли из этой протоки, то сил уже больше не осталось и нас снесло в следующую. Немного отдохнув, мы стали маневрировать в ней. Примерно полкилометра справлялись с поворотами, и вот за очередным – тупик и завал из огромной осины. Ничего более не оставалось, как ломиться влево через мелкие кустики к основной струе. Благо, что сумели хорошо разогнаться, а кустики оказались очень тонкие, хоть и густые. Второй экипаж прошел точно за нами, а вот третий не видел в какую протоку мы вошли, и они выписывали свою траекторию. Так же подойдя к струе, которая была за кустиками, Сергей Игнатьевич решил спешиться и протолкать судно через кусты. Ему показалось это более безопасным. Но на границе пойменного берега мель (по колено) кончилась, и он нырнул с головой, а кат подхватило струей, и он никак не мог на него взобраться. Помогли старшие ребята, и дальше уже пошли более осмотрительно.    Как потом мы разобрались, правильной струей была самая левая, хотя на входе она выглядела слабенькой.

  Следующим препятствием у нас был пешеходный мостик в Комаровке. Мы не могли знать, есть ли он, или его убрали (снесло). Зачалиться можно было только к пойменному берегу, а дальше все было залито водой и выходить было некуда. Так и шли, в готовности к экстренной чалке к правому берегу.  Шли с разведкой с воды, задние суда шли на безопасном расстоянии сзади.

   Когда вышли к мостику, то его там просто не оказалось. Спокойно зачалились в тишку к левому берегу. Почти напротив стоит автоматический гидрологический пост, а от него в воду уходят металлические свайки с датчиками, так что с чалки нужно было выходить аккуратно, держась левого берега, стараясь не попасть в струю, которая бьет прямо под пост, на свайки. С этим все справились успешно.

  Далее река больших сюрпризов не преподносила, если не считать многочисленные и очень крутые повороты. Струя несла прямо на «расчески» и обрывистые берега, и в одном месте подобный берег показал свой коварный нрав. Буквально, через несколько секунд как мы прошли под обрывом, произошел обвал. Тонн пять глины и кустов рухнули в воду, обдав нас брызгами и отбросив волной к противоположному берегу.  Стали более внимательно входить в повороты и старались держаться как можно дальше от обрывов.

  До места ночевки дошли достаточно быстро. Остановились чуть выше по течению, сходили по берегу на разведку чалки. Немного сложно, но зачалиться можно. Катамараны тоже есть куда вытащить. Стали поджидать остальные суда.

  Разбили лагерь, сходили проверили родник, и начали готовиться к ужину.       За день прошли 12, 7 километров. ЧХВ – 2 часа 40 минут. Погода отличная: температура  +12о , ветер восточный 7-9 м/с.

   Утром встретило солнцем и бодрящим морозцем. Руководители нас подняли в 8.00. Умылись, дежурные приготовили завтрак, и покушав начали потихоньку собираться. Сегодня короткий, и надеемся, простой переход. Вечером из Завьялово приходила лодка с охотниками, они сказали, что серьезных завалов нет. Хотя утром мы обнаружили падение воды на 30 сантиметров, а это могло серьезно изменить ситуацию на реке.

  Так как торопиться было некуда, то мы спокойно собравшись, отчалили в 11.00. Река несла с прежней силой. Народ, вчера обкатанный, сегодня держался бодрячком. Малыши покрикивали друг на друга – отдавая всевозможные команды. Шли ровно и споро. Поэтому до места следующей ночевки, с учетом остановок на фотографирование и осмотр достопримечательностей дошли за три с половиной часа. Чалка оказалась достаточно сложной, так как улово было слишком узким, и каты сильно ворочало струей. Но носовые быстро соскакивали на берег и подтягивали кат бортом к берегу. Каты составили на полке у воды, а лагерь разбили на своем любимом месте. Урочище Мифодя.

  За день прошли 9 км. 300 метров. Погода: солнечно, температура +16о, ветер слабый, переменного направления. Чувствуется перемена в погоде.

   Как и говорили руководители, к вечеру погода стала стремительно портиться. Подул порывистый ЮВ ветер, затем он резко сменился на ЮЗ, и небо затянуло тучами. Поужинали еще посуху, а вот посиделки пришлось сократить, так как заморосил дождь. Легли и засыпали под шум моросящего дождя. Стало очень (в палатках даже жарко) тепло.

  Утро 23 апреля было унылое и хмурое, в воздухе летела мелкая водяная пыль. Руководители поднялись очень рано и потихоничку бубнили у костра. Нас подняли в 8.00. В котлах уже кипела вода. Да, нужно сказать об одной неприятной для вещи. Рядом с этой стоянкой, в овраге всегда был маленький родничок. Мы его подкапывали, делали хороший подход, и не знали проблем с питьевой водой. Но в этом году родник исчез. Сложно назвать причину, вроде и снега было очень много, а значит грунтовые воды должны быть высоко, но… что есть, то есть. Мы вышли из положения безводья – березовым соком. Наставили побольше бутылок и сливали его в «пятерки». Чай и еда были на соке. Необычно и классно.

  Сушить что либо было невозможно, так что палатки свернули сырыми. Отошли от стоянки в 10.40. На этом участке у нас было два серьезных препятствия – это завалы из огромных тополей, которые лежали с коренного берега на берег. Об этом мы знали еще по осеннему пешему прохождению этого участка. Вода за ночь упала еще на 20 сантиметров, что не внушало нам оптимизма в спокойном преодолении этих препятствий. Но подойдя к первому залому, мы обнаружили, что его сорвало, и вершины вытянулись вдоль правого берега. А вот второй остался на месте, и воды над верхним стволом было сантиметров тридцать. Образовался сильный подсос под ствол, почти на всю ширину русла. Пришлось усердно погрести чтобы пройти эту «поганку». Было немного страшновато, так как вода уходила под ствол с каким то шипеньем, а катамаран совсем не слушался весел.

   К часу дня мы подошли к мосту через Каракан в поселке Факел Революции. Первый кат остановился в метрах ста, за поворотом, и Сергей Анатольевич сбегал на разведку. Выяснилось, что это место самое удобное для чалки, так как за поворотом, по правому берегу мощный нанос грязи, и швартоваться там было бы совсем не приятно. Причалив все суда, стали потихоньку разгружать их и выносить на поляну для разбора. Мыть и сушить было невозможно, так как в воздухе висела хмарь. Так что свернули все как было. Кстати, правильно выбранное место чалки позволило их не замарать.  К половине третьего все наши пожитки лежали в огромной куче, ожидая транспорта. Автобус и грузовик пришли почти одновременно, точно по графику.

За день было пройдено 10,8 км. ЧХВ – 2 ч. 40 мин. Погода: Пасмурно, временами летела водяная пыль. Температура +6о.

  Поход получился динамичным и интересным. Река очень интересна для новичков, да и для более старших не было времени расслабиться. Постоянные повороты, маневрирование между «расческами», держало экипажи в постоянном напряжении. Стоит подумать о его удлинении, т.е. старт делать не в Татчихе а в Маюрово. Думаем, что этот маршрут будет замечательной «партой» для туристов водников.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте