Хождение за каменный пояс

Идет загрузка карты ...
Алтай – это пункт телепортации в Прошлое (так говорят ребята из Discovery Team)
 

Хождение за Каменный пояс
или велосипедный поход VI к.с. по Республике Алтай

   Алтай – это пункт телепортации в Прошлое, к первобытным цивилизациям, к их кочевому образу жизни. 
   Отправляясь в путешествие в эту страну без Времени, оставьте свою любовь к благам цивилизации в своем Будущем – удобный туалет, стиральная машина, мягкая кровать, телевизор, томик Лермонтова и быстрый Интернет хороши на своем месте, здесь же они абсолютно ненадобные. 
   Для освоения Пространства и Времени вам понадобиться взять с собой лишь пару шерстяных носков, дух исследователя новых горизонтов и пару порций картофельного пюре «Мивина»!!!

 
















Для справки:

Проехали – 1300,00 км; средняя скорость – 12,24 км/час; суммарный набор высоты – 18 000 м.

Высшая математика: 24 ходовых дня, в них четыре полудневки и плюс к этому две дневки.

День выезда в Симферополь или День неожиданного прорыва чакры

   Все начиналось хорошо. Заранее купили билеты, радовались, что они есть. Покупали, как положено, за 45-ть суток. Но гром все-таки грянул. Неожиданно, резко и упруго. Но обо всем по порядку. 
   Наступил долгожданный день отъезда в Симферополь. Почему в Симферополь? Потому что там мы хотели сесть на поезд Симферополь – Новосибирск, отправление которого в 23:59. Ну и была мечта покупаться в Черном море. Билеты были куплены за 45-ть дней, как и полагалось. 
   До отправления поезда Днепропетровск – Симферополь оставалось три часа. Мне нужно было прийти домой после работы. Быстро добраться не получилось. Пошел сильнейший дождь. Пришлось прятаться под навес трамвайной остановки, а позже взобраться на лавочку, т.к. вода подступала к щиколоткам ног. Дождевая вода неслась вниз по проспекту Карла Маркса с такой скоростью и в таком количестве, что туристам-водникам можно было выходить с катамаранами или байдарками в поход 2 к.с. 
В общем, я домой попал и успел на вокзал. Доктор_П и его верная спутница Супернова пришли нас провожать. Объявили, что наш поезд подали под загрузку. Едем к нему. Опять препятствие, на переходе стоит состав. Его никак не обойти, вода на путях еще не спала. Дождались, путь свободен. Подъезжаем к нашему вагону и начинаем зачехлять велики. Отдаю проводнику наши билеты, а она не понимает, как мы будем размещать, велики в вагоне. Объясняю ей, что мы их положим на третьи полки. Проводница еще больше удивляется, пошел пар из ноздрей, видимо от большого перенапряжения. Оказывается, что нет в этом вагоне третьих полок. Вагон оказался обычным купейным. Я даже немного обрадовался, что за стоимость плацкартного вагона, поедем в купейном. Потом, после долгой проверки наших билетов оказалось, что мы этим поездом должны были уехать месяц назад, т.е. 23 мая! Не проверили даты возле кассы. Теперь улетучилось тераграмматонн нервных клеток. Почему то показалось, что срочно нужно ехать в Лозовую, чтобы там поймать наш литерный. Ребята привели в чувство. Говорят, что наш поезд будет в Лозовой не завтра, а после завтра. Звоню домой Гале, предупреждаю, что скоро буду дома. Подробности при встрече. Едем по домам, чтобы завтра встретиться на вокзале снова. Будем ехать на электричке в Лозовую.
   ЛОЗОВАЯ. Утром поехал на Южный ж/д вокзал. У дежурного по вокзалу сделал отметку, что на поезд будем садиться в Лозовой. На всякий случай. Сели в электричку без спешки и суеты. Почему то подали ее под загрузку за 15-ть минут. Ехать нам четыре часа. Главное, чтобы хватило еды. За час до Лозовой поужинали, немного выпили домашнего напитка Герберта-18. Ключница делала. Вышли в Лозовой, собрали велики и пошли к зданию ж/д вокзала. Будем искать место, чтобы спокойно переночевать и завтра встретить наш поезд на перроне. Тихое место нашлось. Легли на пол, подстелив под себя коврики.     Открыли окно, тепло, свежий воздух. Правда, комары не давали расслабиться, откусывали части тела и улетали на высоковольтные провода насладиться добычей. Пришлось доставать петарды и расстрелять этих кровососов. Мой сон и сон Герберта-18 охранял Самоделкин. Правда, к утру его начал заваливать набок дядя Морфей. Уступил ему свою лежанку, пусть выспится перед поездом. 
   В 08:15 объявили, на какой путь приходит наш паровоз. Становимся в том месте, где приблизительно должен остановиться наш вагон. Вижу A.Z, высунувшегося из окна. Криком «А-а-а-а!!» приветствуем друг друга. A.Z. говорит, что нам нужно снимать задние колеса, т.к. у нас хитрое купе. Положили по два велосипеда на третьи полки. Получилось компактно. В Красном Лимане встретили YurNika, помогли загрузиться в вагон. После обмена впечатлениями приступили к обеду. Нижняя полка забита продуктами и чесноком. Запах хорошей копченой колбасы стоит в вагоне. Пассажиры поддерживают нас и начинают доставать свои продукты. После хорошего обеда, ложимся спать, т.к. ночь у нас была некомфортная. Так и пролетело трое суток нашего пути в еде, во сне. У A.Z. треснула термокружка. Наверное, кипяток в баке был очень горячим.
   НОВОСИБИРСК. Дождя нет, тепло. Из-под вагона соседнего состава кричит Полковник. Встречаемся с ним возле главного входа/выхода ж/д вокзала. Внутри него нашли хорошее место для наших велосипедов и нас. Решаем группами, по очереди, посмотреть город, зайти в компьютерный клуб и пр. До поезда Новосибирск – Бийск еще семь часов. 
   Подали состав, идем грузиться. Вопросов, на счет наших негабаритных велосипедов, у проводника не возникает. Решили поужинать, чтобы не нарушать традиций. В г.Барнауле вышли подышать воздухом. Идет дождь. Все как и обещали синоптики. Отбой.

БИЙСК –ГОРНО-АЛТАЙСК. НАЧАЛО.

День первый (29 июня 2010г.)

   БИЙСК. Тут тоже пасмурно и все идет к дождю. Выгружаемся на перрон. Предлагают «ГАЗель» до Горно-Алтайска. Спрашиваю народ, как они относятся к этому предложению? Все согласны. Машина подъезжает к самому вагону, грузимся. С нами едут парень с девушкой из Новосибирска. Нет. Скорее всего, это мы едем с ними. Машину подавали их группе, но в связи с тем, что они приехали вдвоем, получился у «ГАЗели» порожняк. На трассе пошел дождь. Водитель говорит, что до нашего приезда поднялась в реке вода, и был потоп. Сейчас ее стало меньше. Когда ехали рядом с берегом, то следы высокой воды были отчетливо видны.
   ГОРНО-АЛТАЙСК. Приехали прямо во двор МЧС. Выгрузились возле ангара и потом перебазировались в него. Идет наш «любимый» дождь. Пока народ собирал велики и цеплял на них рюкзаки, я у дежурного МЧС получил в маршрутную книжку печать с записью о нашей регистрации. Здесь решили оставить чехлы для велосипедов, чтобы не таскать их с собой весь поход. Сфотографировались для отчета и выезжаем по направлению столовой, где можно «жирненько» покушать за небольшие деньги. Купили SIM карточку MTC, чтобы звонить домой. Минута на любой номер в Украину нам будет стоить 4,50 рублей России. 
   7,52 км. с.Кызыл Озек. После него начинаем подниматься на одноименный, а/м перевал. Дождь прекратился, и мы поснимали с себя теплые, непромокаемые вещи. Ехать стало легче, ехать стало веселее.
   49,12 км. с.Паспаул. Останавливаемся для принятия пищи. Тучи постепенно сгущаются, видимо, что дождя нам не миновать. Только бы успеть к нему приготовиться.
   66,79 км. с.Чоя. Делаем закупку некоторых продуктов на вечер и утро. Тучи совсем близко! Скоро польет, но хотелось не так скоро, как началось! Увидели, что навстречу нам идет стена дождя.
   71,19 км. Сворачиваем с дороги влево на грунтовку к деревьям, в надежде спрятаться от него. Почти получилось. Немного прошли по дороге влево, и нашли деревянное строение с дырявой крышей, без окон и дверей. По словам Герберта-18 это «кино-баня», а в дальнейшем, встречаю-щиеся нам по пути зимовья, мы будем так называть. Прячемся в ней. Капает сверху больше, чем на улице. С соседнего склона к нам поползла глина. Не хватало нам здесь остаться навсегда. Через полчаса дождь прекратился. Не мудрствуя лукаво, ставим палатки на поляне перед «кино-баней». Обнаружили стенку пулеулавливателя. Значит тут никакого «кина» не показывают? Просто из окна «кино-бани» упражняются в стрельбе. Не по тем ли туристам, которые здесь осмеливаются останавливаться на ночевку? Пока люди из палатки №2 сомневались в правильности принятого решения, палатка №1 уже стояла и была готова к использованию. И еще. Решили, что для поднятия духа жителей палатки №2, палатка №1 будет сегодня готовить ужин. После сытного ужина, по лагерю объявляется отбой!

День второй (30 июня 2010г.)

   Утром сыро, облачно и холодно. Готовим завтрак. Для костра рубим доски, которые оказались здесь кстати. Чтобы добыть сухих щепок для разведения костра, приходится ломать стенку пулеулавливателя. 
   После завтрака удалось собраться без дождя. Когда выехали на дорогу, он тут как тут. Надеваем на себя якобы не промокаемые вещи. Зато не жарко! 
   Поднимаемся на а/м перевал перед спуском к р.Бия. Наверху расположен местный Торговый ряд. Здесь немного решили передохнуть, попить чай. Покушать блины со сливками и земляникой. Спускаемся. Мост ч/з р.Бию. Самоделкин потрясен ее шириной и скоростью течения. Фотографируемся на память.
    118,92 км. Развилка. Нам вправо к с.Кебезень. Красивое название. Мы его потом склоняли, как кто хочет. Подъезжаем к р.Бия совсем близко. Удержаться невозможно, достал видео камеру.
   141,19 км. с.Кебезень. Здесь должен был быть паром, но его снес паводок. Вот и появилось первое слово «кебездец парому». Хотим найти, что-то типа ресторана, кафе, столовой. Ну, хоть какой нибудь забегаловки. Останавливаемся возле магазина. Покупаем беляши, а продавцы нас обеспечивают кипятком. По очереди сидим на единственном в магазине стуле. Возникло предательское желание купить резиновые сапоги. Даже померил их. Ударом мачете, отрубил пуповину этого самого желания. Буду донашивать свои походные ботинки. Правда, купил кусок черного, непромокаемого полиэтилена. Так, на всякий случай. Герберт-18 уже в окружении местных индейцев. Как говорится, рыбак рыбака видит …
   162,81 км. Справа от дороги, перед въездом в с.Артыбаш, стоит будка. Оказывается, это справочное бюро. В ней сидит девушка Ася и отвечает на все вопросы, по поводу отдыха на Телецком озере. Нас интересовал катер или лодка. Катер был сегодня, а на счет завтра, пока неизвестно. Если и будет завтра, то сегодня нужно записаться. Цена на катер и лодку друг от друга не отличалась. Решили остановиться на восьми местной лодке. Стоит это все 8000,00 рублей. Мы рассчитывали на 1500,00 с носа. Получилось немного дешевле. К будке подъехал Максим (хозяин лодки), мы обо все договорились на счет завтрашнего утра. Теперь едем к магазину. Нужно прикупить продуктов. 
   Возле магазина импозантные женщины у нас просят разрешения сфотографироваться вместе с нами. Отказать не было возможности. Пока A.Z. «воевал» с ассортиментом продуктов в магазине, нас тетя уговорила за 1000 рублей (за всех) переночевать в доме. Как раз попытаемся просушиться.
   163,76 км. Готовим ужин на электрической печке. На дворе опять дождь, а мы радуемся, что не ночуем в палатках. Видимо подошел пик голодного состояния, т.к. A.Z. предложил купить сливочного масла и съесть его с огромным куском хлеба. Согласились все, но принесенный кусок молочного продукта поверг нас в нервнопаралитическое состояние. Мы столько не съедим! Когда поделили масло на равные части, то полученные «кусочки» немного не дотягивали до полной пачки папирос типа «КазбЭк». А когда каждый из нас хотел это намазать на хлеб, то сразу сделать это не удалось. Из масла бежала вода. 
   В комнате стояли два двуместных дивана. Всем тут не разлечься и мы решили тянуть жребий, кому достанутся эти комфортабельные места. Сплю на полу с Самоделкиным.

День третий (01 июля 2010г.)

   В 08:00 должен позвонить Максим и назначить нам место встречи на берегу озера. Собираемся быстрее быстрого, завтракаем разогретым вечерним супом. Доесть его не дали бутерброды с маслом. Звонит Максим, переносит выезд на час, т.к. озеро закрыто туманом. Ладно, на час так на час. Ложимся спать. А выехать мы смогли только в 10:00.
   Загрузили в лодку велосипеды, расселись сами и вперед. Лодка хороша, крытая, дождь не страшен. А 150 «лошадей» на корме доставили нас на мыс Кырсай за час с копейками. Перед мысом пришлось немного попотеть. Лавировали между плавуном, который несет в озеро р.Чулышман. Выгрузились. Собираемся. Что там впереди? Ася в «Справочной» нам вчера говорила, что за с.Балыкча на р.Башкаус снесены два моста. А в МЧС нам об этом не сказали. И даже не сказали тогда, когда я звонил из Артыбаша. Эти же сведения подтвердили алеуты на мысе Кырсай. Рассказали, как Чулышман, вышедший из берегов, снес здешнюю т/б. Купили у ребят рыбу (налимы и щуки), я их загрузил в котлы и поехали смотреть, а может быть мост, и не снесен? С мая месяца прошло уже много времени, может, и починили уже?
   Дорога, конечно, не такая как ее описывали раннее здесь до нас бывавшие велотуристы. Дожди и паводок сделали свое дело.
   172,16 км. с.Балыкча. Довольно таки большое село. Нашли магазин, чтобы, что-то купить для перекуса. У продавщицы узнали состояние нестояния моста на р.Башкаус. Да, действительно, нет его. На всякий случай спрашиваю:
   -Уата-Уа, а не перевозит ли кто неразумных туристов ч/з реку?
   -Да, говорит Уата-Уа, перевозит. Чингачгук-Гена имеет железное каноэ с урчащим чудовищем. А чтобы Чингачгук-Гена к вам приехал, нужно позвонить ему на мобильный телефон.
   Уата-Уа позвонила по мобиле своей подруге Покахонтас и та ей дала телефонные номера Чингачгука-Гены и его скво. Кто-то из них и возьмет трубу, если не будет занят в охоте на выхухулю.
   Вооружившись серьезной информацией, едем дальше. При выезде из села, слева от дороги, встречаем возле магазина двух скво. Одна бледнолицая, а другая краснокожая.
-Хао, тёти! А нельзя ли купить у вас кенгуриного молока?
   Молоко было только коровье. А обкуренные тетки предложили нам его по 65,00 рублей за литр. За такие деньги у нас, в Украине, можно купить все вымя коровы и пить молоко весь поход!
   Выехали за село. Дождь потихоньку сыпет мелкие капли. Прокол заднего колеса у YurNika. Остановку для ремонта совместим с перекусом. Заднее колесо пострадало от самореза. Как он тут оказался, на грязной дороге с лужами? Провокация, что может быть еще? Башкаус уже рядом. Выехали на открытое место. Где то гудит лодочный мотор. Значит, у Чингачгука-Гены есть бензин и нам повезет. Встретили ковбоя на лошади, вооруженного карабином. Что-то рассказывал о здешнем животном мире, переправу, лодку, разрушенных мостах. Более менее толково рассказал, что нас ждет впереди. р.Башкаус в этом месте имеет два рукава. Через каждый построен мост. Так вот, первый мост смыт, а во втором смыт только первый пролет. Лучше, конечно, все увидеть самим.
   Приехали! Мост был деревянный и не высоко стоял над водой. Понятно, что его легко смыло. Прошлись немного вверх по течению, намека на брод не было. Остановились на поляне. Выбрали деревья на нашем и противоположном береге, для завтрашней навесной переправы. Купленную рыбу разделили на две равные части. На ужин у нас будет уха. Приступили к ужину. Где то стал слышен шум «винтов». Чуть погодя мы увидели, что на нас ползет зеленая надувная лодка!? Грибов сегодня не было. Ага, а вот и «дно» этого чуда – ГАЗ-66. Лодка на крыше. Привезли туристов, переправляют на тот берег. На мустанге прискакал еще один абориген. Оказывается, что это САМ Чингачгук-Гена! Договариваемся, что завтра к установленному времени мы подъедем к месту впадения Башкауса в Чулышман. Там загрузимся на каноэ-«Прогресс» с двигателем «Вихрь-25». Цена удовольствия – 1200 ракушек. А тем временем темнеет, глаза начали слипаться, спички не помогают. Отбой!

День четвертый (02 июля 2010г.)

   Утро нас поджидало с новостями. Одна была плохой, а другая плохая. Как всегда, Герберт-18 вылез из палатки раньше всех. Ночью ложится позже всех, т.к. до поздней ночи, а то и до раннего утра смотрит на звезды. Куда и на что он смотрит утром, это для нас пока загадка. Так вот, вылез Герберт-18 из палатки. Слышу, как спрашивает:
   - Все ли наши в палатке №2?
   - Полковника нет, - это говорит Самоделкин.
   А я сам себе думаю, чего это он, Полковник, поехал? Искать место для сортира? Так, вроде бы мы его не стесняемся. Что-то не так. Выхожу. Герберт-18 сигналит мне руками, пытаясь подражать сурдопереводчику. А может, наелся чего-то несвежего или выпил вчерашнего чая, и его начало ломать? Немного посмотрел я на эту пантомиму, и понял, что у нас вместо шести велосипедов присутствует пять. Еще не веря в наглость индейцев, стал рассуждать, что, скорее всего Полковник поехал делать утреннюю зарядку или съесть кусок сухой колбасы подальше от наших глаз. Не выдержав наших интерпретаций по поводу отсутствия шестого велосипеда под названием «Скотт», Полковник подал голос из палатки и стал из нее выползать. Чувство одиночества, из-за отсутствия железного друга, пришло к нему не сразу. Еще где-то в глубине души теплилась надежда, что это мы шутим. Прозрение наступило с небольшой задержкой, но все же наступило. Наступило не только для пострадавшего, но и для всех остальных участников группы. А тут еще обнаружилось, что пропал и рюкзак Самоделкина. Если бы похитители видели этот рюкзак днем, то ночью они бы побоялись к нему подойти. Начинаем операцию «Захват», проходившую под девизом «Найти и уничтожить». Вперед, ч/з реку дороги нет, значит, только назад. Полковник пошел по велосипедным следам, к виднеющимся вигвамам. У него есть небольшой пиротехнический комплект. Если что, будет громить врага в его же жилье. Самоделкин пошел вверх по течению Башкауса. Он решил, что там могут спрятать украденное. Постигшее его большое горе (утрата рюкзака) привело к потере рассудка, разума, мышления.
   Прошло время. На горизонте, со стороны вигвамов, видим Полковника, едущего на велике, а рядом с ним всадник.
   Итого: велик и рюкзак спер инвалид II-ой группы (со слов индейцев). Только не понятно, какая у него болезнь? Мы пришли к выводу, что после удара птеродактиля клювом по голове образовалась в черепушке дыра, через которую вытекло немного мозга и мозжечка. Да и мы хороши, расслабились, не стреножили велосипеды. Самоделкина до сих пор нет. Наверно уже у истока реки.
   Потери: у Самоделкина – мобилка, коллекция монет (Российских десяток металлических), штормовка, носовые платки, носки. Самая большая потеря – десятка с изображением здания министерства образования России;
   у Полковника – сумочка, висевшая впереди на руле, а что в ней, секрет.
   Вторая новость, которая плохая. Прискакавший индеец на своем пегом мустанге, получил от Полковника в подарок нож за помощь в поисках пропавших вещей. Увидев подарок, «Задница, шлепающая своими ягодицами по крупу коняки» (так звали этого индейца) сильно расстроился. Он думал, что подарят настоящий нож! Которым можно будет копать пещеры, оглушать мамонтов, добывать смалец у морских свинок, отрезать лапки у земляных жаб. А ему достался просто ножик. Таким устройством можно ковыряться только в ушах йожыка, не повредив тому барабанную перепонку. Так вот, «Задница, шлепающая своими ягодицами по крупу коняки» сказала, что нам пришла задница. Вчера Чингачгук-Гена поломал винт на лодочном моторе. Мы выдвинули гипотезу. Чингачгук-Гена, обрадовался тому, что завтра получит от бледнолицых вожделенные ракушки. Потом засунет их в ноздри своей скво, чтобы ее храп был похож на брачный крик розового фламинго, а не на звуки издаваемые опоссумом, наевшегося зеленого гороха. И поэтому, на радостях, заехал не в то русло реки. Более мелкое и каменистое. А может, выпив самогона из камыша, в очень большом объеме, в безумии, выбросился на берег как финвал или нарвал, или еще какой-нибудь рвал. 
   Почему-то вспомнился дядя Вася из Одессы, который возил с собой обломок катамарана, потерпевшего кораблекрушение. Был бы он (обломок) сейчас у нас, вопрос переправы считался бы решенным. А так … Определили деревья, к которым будем вязать веревку. YurNik готовит дрын (слега), чтобы было легче переходить реку. Надели на него верхнюю обвязку, привязали веревками и вперед, товарищ подполковник! Впервые приходится держать товарища милиционера таким образом. В общем, первый блин комом. Глубина не позволила YurNikу перейти на тот берег. Течение прижало его к нашему берегу, не смотря на сильнейшее его сопротивление силе природы.
   Та же участь постигла и нашего A.Z. Не удержался. Третий пошел! Теперь идет Самоделкин. Но другим путем, как Володя Ульянов. Нашли такое место реки, где ее стремнина идет от нашего берега к противоположному. Привязываем Вову и толкаем в речную пучину. Пущай плывет! Он, бедняга, даже не греб. Течение его несло как кусок сухого кизяка. Правда, яйца встали на место гланд. Дальше все было делом техники. Переправили рюкзаки, велики, себя на ту сторону. Нужно отвязывать веревку и плыть с ней ко всем. Не успели отвязать, и хорошо. Она (переправа) нас выручила, была своего рода платой за переправу ч/з второй рукав р.Башкаус. А получилось вот как. Две группы водников приехали со стороны поселка Ко на ГАЗ-66. Их инструктор переправил на своей большой надувной лодке через первый рукав (для них) и пройдя около 500 метров появился второй рукав и мы с веревками. Теперь нужно на своей лодке переправляться через эту преграду. Лодка у ребят сдувалась быстрее, чем лопнувший надувной шарик у Пятачка. А нужно было идти вверх по течению, сплавляться вниз и приставать все время в одном и том же месте. В общем, лишний геморрой для ребят. Поэтому, инструктор, который должен был обеспечить переправу людей через два рукава, предложил нам бартер.
   Мы веревки, нас на лодке через второй рукав. Отказаться от такого предложения мы не нашли повода. За два раза нас перевезли на Большую землю. Хотя оказалось, что это была ½ Большой земли. Есть еще один рукав р.Башкаус, но его можно преодолеть по целой части моста, взобравшись на него по застрявшим бревнам в пролетах. У нас все это получилось. Пользуясь, случаем, что Солнце шкварит во всю, просушили свои вещи, а заодно починили багажник Полковника. 
   После моста дорога уходит круто вверх, а затем так же круто спускается к р.Чулышман. Едем к поселку Ко, и скорее всего встанем перед ним на ночевку. Продукты есть, воды полно, что еще нужно для хорошего отдыха.
   186,13 км. Брод. Стоим перед ним и думаем, перейти сейчас или оставить на завтра? Полковник как всегда, без каких либо распоряжений и команд форсирует водную преграду. Что ж, придется ему сегодня это сделать еще раз. Останавливаемся слева от дороги на берегу Чулышмана. Место не плохое, но много конского говна. Приходиться постоянно лавировать между кучами. Вечером небо опять заволокло тучами. Будет дождь. На этой оптимистической ноте или с этой оптимистической новостью мы ложимся спать.

День пятый (03 июля 2010г.)

  Утром дождь. Дежурные дошли до того, что разнесли еду по палаткам. Кушаем в тепле и без дождя. Собираться нет возможности. Решили, что подождем, пока дождь немного утихнет или вообще закончится. Но это из области фантасмагории. 
   Все-таки немного утих. Быстро собираемся и в дорогу. Приходиться сразу лезть в воду вчерашнего брода. А, была, не была. Иду в ботинках, а может, высохнут? Подбираемся к пос.Ко. Герберт-18 почему-то называет его Чё. 
   186,13 км. А вот и центральная дорога в село и дальше. Главное не оставить свою обувь или колес велосипеда в этой грязи. Пробираемся вдоль забора, кажется, что здесь более проходимое место. Магазин! Не может быть! Почти работает, здесь идет ремонт, но нам продадут кое-что. Хотя бы, что есть в наличии. Решили купить муки. Вдруг пригодится. Кое-что купили, с голода не помрем. За поселком начинается территория бродов. A.Z. хотел первый взять с разгона, не получилось. Слишком большие камни. Опять, не разуваясь, переходим водное препятствие. Герберт-18 едет в резиновых сапогах, но они все равно ему не позволяют перейти реку, не замочив ноги. Вода выше сапог. Вот и ходит он вдоль водяного потока в поисках узкого места. Дождь не перестает, а дорога, свободная от камней, раскисает все больше и больше.
   187,25 км. Справа от дороги расположен магазин. Привлекло наше внимание надпись на заборе «Свежее мясо. Баранина». Почему бы не купить? А заодно и перекусить. Купили топленого, горячего молока, хлеб, картошку и еще много хорошего. На ступеньках магазина устроились, как за стойкой бара. Горячее молоко согревало промерзшие наши души. Жаль, что ноги нельзя просушить таким молоком. Продавец в магазине предупредила нас о двух бродах впереди по дороге. Восприняли эту новость без особой радости и энтузизима. На два брода больше или больше, чем больше, нам уже все равно. Высохнем дома. Вот и обещанные броды. A.Z. со всего маху въезжает в первый. Был момент, когда он крутил педали под водой, но течение и хороший слой воды не дал ему проехаться по дну. Приходиться переносить рюкзаки и велосипеды отдельно друг от друга.
   220,44 км. Дорога идет все время вдоль р.Чулышман, то взбираясь на возвышенность, то совсем рядом с рекой. Приходилось переезжать, переходить, перепрыгивать маленькие речушки, которые текли поперек дороги. Иногда проезжали реки по деревянному мосту. В этих реках вода была грязно-коричневая, и веяло от них холодом. Прямиком из-под снежника или ледника. Из какого-то приюта вышли знакомые нам по Башкаусу инструктора, приглашали попить горячего чая. Отказался, чтобы не расслабляться. С такой дорогой лучше этого не делать. Попьем на привале. Попался водопад. Если стоять напротив него, то очень хорошо слышен гул падающей воды. Если встать под него (водопад), наверное, вгонит в землю, за 0,5 сек. А если грунт будет сильно сопротивляться, то организм сожмется в гармошку или в лепешку. По дороге встречаем машины. Народ выпадает из форточек, чтобы узнать у нас, как мы прошли р.Башкаус. Или мост восстановили?
   253,63 км. Слева от дороги образовалась т/б «Эзем». Надеясь на халяву, и не надеясь на успех (токмо интересу для), посылаю Полковника на разведку. Обычно у него получалось что-то получить по такой цене. Да, сегодня не его день. Решили ехать дальше, за своеобразный «поворот» хребта. Где-то там, за ним, находится пер.Кату Ярык.
   254,57 км. Влево от дороги есть большая поляна, с виднеющейся посадкой впереди. Чтобы на нее попасть, нужно перейти очередной ручей. Неугомонный Полковник поехал к виднеющимся домикам, надеясь на жилую кино-баню. В общем, переходим ручей. Располагаемся у деревьев. Здесь течет р.Чулышман, много топляка. А сегодня дрова нам нужны, у нас есть кусок ноги от баранины. Небо потихоньку очищается от туч, но следующая их партия показывается вдали. Видимо, дождя не избежать. Баранину варили 2,5 часа. Долго, но мясо получилось мягким. Набив желудки бараниной, заползаем в палатки, чтобы попытаться уснуть.

Шестой день (04 июля 2010) 

Утро! Пасмурно. Готовится пролиться дождь и еще, какие-то гиймор с гаймором. Но что-то там, в глубине души, будоражит мой  мозжечок, плавно переходя к копчику. И уже кажется, что за палаткой светит Солнце, тепло и летают Дюймовочки. Лежа в спальном мешке, чешу затылок. Пока вижу комаров, вместо Дюймовочек, обожравшихся нашей кровью. Что же это так беспокоит? Чувствую, что что-то хорошее. И вспоминаю это хорошее. Два маленьких вареных кусочка вчерашней баранины, лежат в моей миске! Знаю, что они есть, т.к. накрыл вечером миску, а крышку придавил куском Ленинского бревна. А вдруг пожалуют к нам в лагерь дикие Динго!
Сегодня штурмуем пер.Кату Ярык. Инейцы говорят, что на дорогу несколько раз сходил сель. Вроде бы как должны уже почистить. Будем посмотреть.
255,76 км. Фотографируемся у табло, где написано, что мы поднимаемся на перевал. Слева от дороги есть родник. Взяли с собой воды, потому что на нашем пути ее не будет. Вода появится только при спуске с перевала. Первые сотни метров были очень крутыми. Шли пешком, потом полегчало. Полковник прыгнул в седло и решил поехать. Что-то меня беспокоит Полковник. А вдруг при таких нагрузках его хватит «Кондратий»?
260,80 км. В общем, поднялись. 1200 м. Дошли до ровной площадки, типа смотровой. Здесь авто кран начинал грузить на машину вагончик. Видимо, это была столовая для рабочих, очищавших дорогу от последствий схода сели. Из окна выглядывала барменша и пыталась на лету отдать стаканчик кофа. Но было поздно. До окна было немногим 2 метра. Отдыхаем, фотографируемся, смотрим пейзаж. Герберт-18 с тоской в глазах смотрит на хребет. Там, за ним, находится его родина – Горная Шория. Еще немного, и он завоет как волк или заорет голосом старого, облезшего одногорбого верблюда. Толкаю его (Герберта-18), чтобы вывести его из комы. Давай, собирайся, пора ехать!
Что хочу сказать по поводу перевала. Дело в том, что после него мы еще долго поднимались вверх, т.е. плавно набирали высоту. Проехали еще не меньше 10 км и уже тогда, начался спуск. После дождей дорога была мокрая, но без «глиномеса», ехать можно. Проклятые оводы, размером с колибри, пытались сделать из нас Заслуженных доноров Республики Алтай. Убивая их на себе, рисковали покалечиться. Можно было не рассчитать силу удара. Очень удивили дорожные знаки. Справа от нас были только знаки, предупреждающие о том, что впереди крутые повороты. Слева же от нас, стояли знаки, говорящие о том, что впереди крутой спуск. Видимо, что дорожной службе выдали только два вида знаков.
296,46 км.  с.Балыктуюль. Добрались! Хочется к магазину. Кто ударяет по пиву, а я по аква минерале. Вызываем интерес у местных алконавтов. Самый назойливым оказался индеец Вася. Что-то просит у Полковника. Видимо денег, потому что на его физиономии лежит маска глубокого желания усугубить. Хотел предложить флакон тройного одеколона, но вспоминаю, что забыл его дома. Полковник пошел в психологическую атаку. Начал требовать у индейца Васи резиновые сапоги, которые тот, якобы, ему пообещал. Смотрю, Вася напрягся. Из буденовки начал валить пар. Хорошо, что в ней предусмотрен аварийный клапан.
Пора уезжать. Прикупили продуктов, едем в сторону с.Улаган. Слева от дороги нашли место, где набрали питьевой воды. Пока заполняли фляги водой, на забор вылез какой-то Ин-чу-чун с помятой рожей. Присмотрелся, это не рожа, а голова со снятым скальпом. Чтобы не пугать людей, эта жертва эволюции воткнула себе в темя пару страусиновых перьев. Дело не в этом. Краснокожий стал требовать серебряный доллар за воду. Говорит, что вода здесь платная. Кидаю бумеранг и сбиваю его с забора. Бросок получился отменным, только бумеранг почему-то не возвращается. Подождав его минут десять, даю команду «Фургоны, хоу!».  Дорога щебенчатая и все время вниз. Отдыхаем. Начали искать место для лагеря. Подходящих нет, но то, что они будут, в этом мы не сомневаемся.
304,18 км. Слева знак. За ним, немного ниже, влево идет грунтовка к лесу. На этой дороге одиноко стоят деревянные ворота. Проезжаю сквозь них. Нашли хорошее место. Рядом течет речушка. Палатке №1 опять досталось место, с изобилием коровьего навоза. Т.к. мы уже привыкли к такому испытанию, изобилие дерьма нас не испугало. Пока ставили палатку, Герберт-18 насобирал шампиньонов. Хватит на вечер и на утро.

Седьмой день (05 июля 2010) 

По лагерю «Колесо» Полковник объявляет подъем. Дождя нет. Даже странно. Что-то пошло не так. Готовимся к посещению с.Улаган. Кто-то нас предупреждал, что здесь, возле магазинов лучше не останавливаться. И вообще, лучше это село проезжать без остановок. Люди здесь странные.
312,87 км. с.Улаган. Готовимся к нападению обезумевших индейцев. Высматриваем, не торчит ли из окна ружжо системы «винчестер» или «Мосберг»? Вроде бы обошлось, все остались живыми. А может сегодня в магазин не привезли свежих патронов? Проезжаем центр села. Замечаем большую очередь к Сберегательному Банку. Ну вот, теперь понятно, почему в нас никто не стрельнул. Оказывается, что все стрелки стоят в очереди здесь. Ждут. Здесь стрелять выгодней.
325,85 км. Поворачиваем в сторону Улаганского перевала и с.Акташ. Проезжаем мост через р.Башкаус. Начинается плавный подъем к Улаганскому перевалу. Опять за нами гонятся оводы и комары. Кусают нас в движении. Приходиться применить химическую защиту. Помогает.
На каком-то участке дороги, находится ручей с холодной в нем водой. Остановились, чтобы охладить наши горячие головы. Проехав еще немного вперед, решили. Что пришло время обеда. Сухая конская колбаса, хлеб, печенье, вода. Жизнь потихоньку стала налаживаться. Не повезло Полковнику. Он опять где-то впереди. Шумахер-Попович.
353,67 км. Улаганский перевал. Перед самим перевалом несколько крутых витков серпентина. Потом всё! Приехали. Можно передохнуть за столом на лавочках. Оводы тут как тут. Делаем звонки домой, фотографируемся и спускаемся вниз. Сначала был асфальт, потом пошла гравийная дорога. Проехали знаменитые «Красные ворота». Место очень узкое, скопище зевак. Можно спокойно попасть в одного из них. Полковник хотел нас сфотографировать, но какой-то представитель молодых тугодумов из Хархуяровки, постоянно маячил перед объективом. Закончился гравий, начался асфальт. Хотя на асфальт не похожа эта порнография. Жидкий гудрон, посыпанный кусками мелкой щебенки. Колеса приклеиваются к дороге. Чтобы совсем не остановиться, приходится помогать себе ногами, отталкиваясь от дороги.
377,38 км. с.Акташ. К заходу Солнца мы должны успеть к пограничникам, чтобы получить пропуск в приграничную зону. Ищем нужную улицу. Останавливаемся у КПП. Наш Герберт-18 прислоняет свой велосипед прямо к воротам. Вышел человек в зеленой форме и попросил убрать от туда своего товарища. Чего туда понесло Герберта, остается загадкой. Наш пропуск был готов, что очень порадовало. Полковник из-под тешка нас фотографирует. Теперь можно и покушать. Находим магазин и набрасываемся на молочные продукты. Правда, не все. Это я и Alberto Zakerroni решили устроить себе поход без «Огненной воды» любой крепости. Литр молока не осиливаю, но ко мне на помощь приходит A.Z. Остатки молока не выдержали натиска и слились в Женин желудок. Тут же на ступенях магазина решили передохнуть. При езде на велосипеде, молоко может выплеснуться из организма. Останавливаемся еще у одного магазина. Покупаем лук, картошку, морковь. Набираем во фляги воды, теперь можно становиться на отдых. Нужно только найти подходящее местечко.
387,92 км. Справа от Чуйского тракта, внизу, течет речка и есть лесок. Спускаемся по грунтовке вниз. Находим поляну. Есть подступы к воде, места для палаток, кострище. Завалили сухую пихту, распилили ее на поленья, покололи топором, есть дрова. Устраиваем банно-прачечный вечер. Дежурные это себе позволили после того, когда участники похода свалились после принятия пищи, т.е. после ужина. 

Восьмой день (06 июля 2010) 

Утром облачно. Дождя нет. Ну и слава Великому! Готовим завтрак. Собираемся. Сегодня предстоит ехать по Чуйскому тракту. Надеемся, что машин не будет много. Герберт-18 нашел лисички, когда ходил в кусты выпустить «огненную струю». На ужин будет гороховый суп с грибами. Великолепное сочетание натуральных продуктов. Смерть комарам и мухам! На задохнуться бы самому.
420,57 км. Доехали до с.Курай. Это первый населенный пункт после места ночевки. Сворачиваем в село, чтобы найти там магазин. Немного нужно перекусить. Фотографируюсь возле памятника погибшим во время Великой Отечественной войны. Решил подкрепиться двумя пачками «Пломбира» и запить это минеральной водичкой. Вообще-то мы не очень себя утруждаем в выборе продуктов, пригодных к совместному употреблению. Если взбунтуется эндокринная система организма, переживать не стоит. Нескончаемые метры РТБ (рулон туалетной бумаги) и свобода в выборе М/Ж, не ограничивает наши пищеварительные возможности. A.Z. купил еще коробку мороженного. Не понимаю, как ему удалось уговорить меня присоединиться к трапезе. Перебор. Ладно, утрясется в дороге.
461,29 км. Мост через р.Чуя к с.Чаган-Узун. Едем туда. Остановились возле магазина. Пока Жека колдовал с продавщицей, я узнавал дорогу к р.Елангаш. Местные Индианы Джонсы потихоньку нас окружали. Опять просят деньги на огненную воду. Приходиться культурно посылать их к шаману. Жалею, что нет любимого бумеранга. После общения с местным населением стало ясно, что нужно искать другие пути подступа к р.Елангаш. Опять где-то нет мостов. Это можно сделать, проехав немногим более 10 км до с.Ортолык. Дорога хорошая, почему бы не попытаться.
475,35 км. с.Ортолык. Поворот вправо и вниз к магазину. Здесь решаем задачу о количестве продуктов, которые нужно купить для автономного плавания. В этом походе оригинально был решен вопрос о хлебе. Каждый брал себе столько, сколько он планировал съесть. Очень разумное решение, идея мне очень понравилась. Если не ошибаюсь, то она принадлежит A.Z. Я купил себе два «кирпичика» и, забегая вперед, скажу, что справился только с одним. Со вторым помог разделаться все тот же A.Z. Спросили у проходивших мимо скво, где бы набрать питьевой воды? Говорят, что в реке. Что же, вода здесь не хлориванная, поэтому нашим желудкам он не страшна. Проезжаем мосты через реки с мудреными названиями.
478,88 км. За вторым мостом сворачиваем вправо. Увидели хорошую поляну на берегу реки. Здесь она делает крутые петли и течет сама себе навстречу. Вот и приглянувшееся местечко у реки. Никто не представлял, что нас здесь ждет. Комары!!! Они везде и их много. Такого количества я никогда не видел. Не успеваю отбивать их атаки. Хочу добраться до химзащиты, но руки под их тяжестью меня не слушаются. A.Z. спрятался от комаров в палатку. Ужин я ему подавал туда. Герберт-18 познакомился с учителем местной школы. Тот ходил с удочкой по берегу и ловил рыбу. Попадались хариусы, учитель отдавал их нам. Рыбы было бы больше, если бы Герберт-18 не попросил удочку, чтобы попробовать половить самому. Порвал все поводки с мушками. Специалист хренов. Теперь придется голодать. Пойманную рыбу присолили, а завтра съедим ее как малосольную. Дай Бог, не отравимся или не нападет диарея. Пошел наш любимый дождь, ветер набрал силу, а мы уже в палатках и готовимся спать.

Девятый день (07 июля 2010)

По расписанию в 06:30 подъем. Дождя нет, но прохладно. Комары никуда не улетели, вьются вокруг нас и в любую минуту готовы откусить кусок шкуры. «Офф» нас спасает. Ни один не сел на обработанное место. Сегодня получилось раньше собраться и выйти на дорогу. Стимулом послужили голодные комары. Немного проехали вперед, т.к. комары гнались за нами до дороги. Выехали все, кроме Полковника. Его не видно. Ну, все, съели нашего военного. Неужели не хватило сил удрать от кровососов? Вроде бы Полковник каждое утро делал зарядку. Как теперь сообщить в МКК о его гибели? Кто поедет утешать вдову? Был бы Полковник помоложе, то ко вдове поехал бы я. А так … Придется бросать жребий. Закрываю глаза, чтобы представить себе поле боя Полковника и летающих рептилий.
Кто-то радостно закричал:
   -Вижу Полковника. Вот он!
Открыл глаза, тоже вижу его. Выползает из-под моста и натягивает на себя штаны. В руке РТБ. Проклятая диарея свалила нашего Полковника. Наверно ему попался слабо просоленный кусочек хариуса! Потому как РТБ значительно уменьшился, приходим к мнению, что бой был трудный.
Началась щебенчатая дорога с элементами «стиральной доски». Вот где посыпятся камушки из почек и других органов внутренней секреции. Задеревенелые ягодицы понемногу начали оживать. Удар копчиком об седло отдается в ушах.  Ничего себе качка! Рядом клацают зубами товарищи по походу. Хорошо, что ни у кого нет вставных челюстей, а то пришлось бы часто останавливаться и подбирать их с земли.
489,25 км. Поворот влево. Все ожидают улучшения дорожного покрытия. Стало немного лучше, потому что стало мягче. Под колесами грунтовка. Проехали один километр и уткнулись в своеобразный тупик. Перед нами степь, да и вокруг нас тоже степь. Только раньше была видна колея от автомобиля, а теперь ничего не видно. Только остатки опор бывшего оросительного канала. Вдоль него (канала) нам и нужно ехать. Следы бывшей дороги видны очень слабо. Достаю бинокль, пригодится. Едем к виднеющейся жирной точке на горизонте. Скорость маленькая, т.к. под колесами камни и трава.
491,45 км. Зимовье. Без окон и дверей, зато есть огромная куча навоза. Жалко, что не могу его забрать на дачу. Хороший урожай можно было бы собрать. Опять едем по азимуту. Впереди виднеется какой-то столб воды или пара. Смотрю в бинокль.
- Гейзеры!
Откуда они здесь? За 1/12 порции гороховой каши, даю ребятам посмотреть в бинокль. Вроде бы как столб воды, да не одного. Гейзеры? Жидкий газ из Туркмении? Нужно подобраться поближе. Почему то вспомнился роман Ж.Верна «Таинственный Остров».
 499,07 км. Очередное зимовье. Нежилое. Впереди и слева за забором неопознанный объект. Едем вдоль него по песчаной дороге. Если тут раньше было море, значит, где-то есть «Наутилус». « Я просыпаюсь в холодном поту, я …», а, это «Наутилус-Помпилиус». Это с другой оперы. Останавливаемся напротив водяных столбов. Это не гейзеры, не струи от китов. Похоже на поливочную систему. Поливают толи коноплю, то ли маковое поле, то ли кокаин, то ли картошку. Подходить ближе боимся, а вдруг здесь наведенное электрическое поле с магнитным ударом?
501,14 км. Забор закончился. Перед нами опять степь с холмами и лобовым ветром. Дорога вдоль забора пошла влево. Стоим на развилке следов от машины. Похожи на следы от УАЗика. Поглазев на карту, ЖПС едем вправо. Угадаем, значит, нам повезло. А не угадаем, значит, повезло вдвойне. Подобие дороги петляет между холмов. Оглянувшись назад, увидел на одном из них всадника. Уже следят. Интересно, что этот эскимос Учемчек думает о нашем караване? Хватит ли мяса на зиму? Или куда их несет? Идем мы по Чуйской степи. А воды то здесь нет. Хорошо, что взяли по литру с собой от места ночевки.
509,25 км. После поворотов на развилках влево и вправо, вышли к зимовью. YurNik обнаруживает пропажу своей кофты. Куда же Вы один? Расположились возле дома. Самоделкин полез вовнутрь поискать, что-то интересное. Может быть, найдет алюминиевую болванку, привезет ее домой и сдаст на металлолом. Окупит поездку. Из дома раздаются вопли дикого верблюда. Это Герберт-18 пугает Самоделкина. У Самоделкина от ужаса выпала прямая кишка. Приходится при помощи выпрямителя кишки (нашли хороший дрын), засовывать ее обратно. Потихоньку каждый участник укладывается спать. Кто где. Я на полу, Герберт-18 на завалинке, Самоделкин в доме на лавочке. Один Полковник бдит. Охраняет нас от пришельцев. Не знаю, сколько спали, а когда проснулись, YurNika еще не было. Самоделкин и A.Z. собрали фляги и пошли за бугор к р.Елангаш. Вернулись очень быстро, с водой. Полковник предлагает идти спасать YurNika. Собираем спасательную группу в дорогу. Самый главный предмет для спасения товарища подполковника, это небольшая фляга с чистым спиртом. Закусочки тоже взяли. Вот повезло то YurNikу!!! Позже YurNik расскажет, что спирта ему не налили. Тоже мне, спасатели. YurNik кофту не нашел, а второй раз ему идти я не разрешил. Жалко терять время. Не знаю, прав я или нет?
512,05 км. YurNik немного отдохнул от пробежки по Чуйской степи и готов выходить на маршрут. Небольшой подъем от зимовья, затем идем вдоль гребня, который нас защищает от ветра в левый глаз. Выходим на хорошо укатанную дорогу. Есть тур. Видимо, она идет из Бельтира к зимовью под пер.Ажу. Спускаемся вниз к р.Елангаш. Дорога очень крутая. Лучше пройти пешком. После небольших подъемов и спусков, дорога окончательно подходит к реке.
516,79 км. Справа от дороги стоит зимовье. С окнами, дверьми. Идем на разведку. Можно остановиться на ночевку. Заносим, велики вовнутрь. Оставляем их в предбаннике. Есть стол, лавочки. Во второй комнате есть сооружение, типа большого стола. Опять тянем жребий, кому на нем спать. Повезло опять не мне. A.Z. вытянул заветную бумажку. Уступил мне эту лавочку, а Герберт-18 лег подо мной. Не задавить бы товарища ночью. К вечеру погода немного испортилась. Ветер задул сильнее, а из ущелья, куда нам завтра идти, выползают тучи. Ночью пошел дождь. Ветер не унимается, может быть к утру и разгонит облака.

Десятый день (08 июля 2010)

Нас утро встречает прохладой! Дождя нет, светит Солнце. Нужно побыстрее от сюда уходить. После завтрака быстро собрались и в путь.
519,93 км. Подъехали к первому броду р.Елангаш. Справа находится еще одно зимовье, вроде бы целое. Можно было бы заночевать поближе к перевалу. Разуваемся, одеваю шлепанцы и привязываю их резинкой из под чьих то трусов к ногам. A.Z. переводит мой велик на другой берег, а я беру у Полковника дубину и с ее помощью перехожу брод. Выйдя на берег, чувствую, что не мешало бы пробежаться. Вода очень холодная. Такое ощущение, что вместо ног протезы. Полковник обнаруживает у себя пропажу целлофанового кулька. Собирается бродить реку опять. Я его не понимаю. Зачем ему этот кулек. Поберег бы свое здоровье. Не нашел он кулек, вернулся к нам. Вот теперь-то он его нашел. Лежит на рюкзаке под резинкой. Видимо холодная вода спровоцировала у Полковника быстротекущую «куриную слепоту».
520,59 км. Вышли к зимовью. Пока не понимаем, живет ли здесь кто? Люди есть или их нет, но машина стоит. Правда, без задних колес. Может быть, она не ездит, а летает? Следы от дороги здесь пропадают. Идем на разведку. Нашли! Зимовье остается справа от нас, а мы поднимаемся на небольшой бугор. Здесь есть дорога. Едем вдоль р.Елангаш (она внизу справа). Через некоторое время, слева примыкает дорога. Видимо, возле зимовья можно было бы пойти левее. Значит, сюда ведет две дороги. Будем знать. Подъехали к небольшому броду через боковой приток реки. Опять процедура переобувания. Полковник так спешит от нас уехать, что забывает свой левый чулок или колготок. Нет, колготком это не может быть, потому, что это одевается на одну ногу. Пожалею Полковника, возьму его причандал с собой. Выменяю на кусок сухой колбасы.
526,70 км, 527,86 км Второй и третий брод р.Елангаш. Все, больше на этой стороне бродов не будет. После третьего брода съедаем шоколадку. Небольшое подкрепление организма после утраченных Ккал. Принимаем решение, что пойдем траверсом по холму с плавным набором высоты. Таким способом, чтобы не терять высоту, хотим попасть на своеобразную перемычку между двумя хребтами. От сюда подходим к озерам и начинаем подъем на пер.Ажу. Полковник, как всегда, едет отдельно от группы. Впереди на лихом «Скотте». Потянуло его к последнему зимовью в надежде пообедать харчами кочевников. Как бы его там самого не съели. А мы потихоньку траверсируем хребет. Нашли небольшую ложбинку, закрытую от ветра. Здесь у нас будет обед. Останавливаемся, а Полковник внизу, едет к зимовью. Из чувства коллективизма, оставляем Полковнику его порцию колбасы и рыбной консервы. Когда ветра нет тепло. Когда первый хвост сельди Иваси начал усваиваться желудком, встаем и выходим на ветер. Нужно идти. Смотрю вниз, вижу Полковника, он едет параллельно нам, и чувство радости нас обуревает. Ему нужно будет карабкаться вверх на перемычку, а мы уже почти на ее высоте. Куда-то пропал Герберт-18. Не успел заметить куда. А, вон он. Карабкается выше нас. Наверное, он еще больше нас боится потерять высоту. Потом он совсем пропал из вида. Так и хотелось крикнуть: «Эй ты, сумасшедший! Спускайся вниз! Верни колбасу, я все прощу!». Тем временем внизу, раздувая ноздри и щеки, Полковник подражал Соловью-разбойнику. Еще одного участника потеряли, подумали мы. Потом совсем произошло непонятное. Остановился Полковник. Или это не он или это камень? Вспомнил, что у меня есть бинокль! Подношу к глазам. Что за «кебезень»? Какой-то «кебездец», ничего не вижу. Надеваю очки, смотрю, опять ничего не вижу. Да и неудобно в очках. Опять пытаюсь навести резкость и посмотреть, что там с Полковником? Смотрю в бинокль, вижу туман. Смотрю в очки, вижу все. Аномалия! Потом оказалось, что бинокль набрал в себя воды и окуляры запотели. Это хорошо, а то я подумал, что на плечо прыгнула Белка и ударила хвостом меня по макушке. Но что же Полковник хочет сказать или просвистеть нам?
534,50 км. А мы не обращаем на странности товарища, продолжаем идти. Вот она, перемычка! Совсем рядом. А вот и «кебездец». Он еще ближе. Упираемся в широкий и глубокий каньон, по дну которого течет ручей из-под ледника. Вот о чем нас хотел предупредить свистом и своим топтанием на месте Полковник! Лучше бы он сделал не так. Пошел бы в нужном направлении, а мы бы уж сориентировались. Подошли к краю бездны. Красивое зрелище. Ну что же, спускаемся вниз. В итоге теряем 50 м высоты. Это очень мало! Это для нас шутка! 50 м вверх, 50 м вниз. Лишь бы было нежарко!
Переходим каньон, и на другой его стороне находим тропу в нужном нам направлении. Полковник с нами, а Герберта-18 невидно. Где его носит?! Теперь он нас решил притормозить. Я и YurNik начали понемногу подниматься на перемычку по тропе. Самоделкин и A.Z. пошли искать Герберта-18. Я попытался в слепой бинокль рассмотреть что-то похожее на Г-18. Не получилось. Взял видеокамеру и при помощи зума рассмотрел то, что напоминало Герберта-18. Это были четыре коровы. А я думал, что Герберт-18. Еще и рюкзак надевает на спину. A.Z. вернулся, а Самоделкина нет. Почему то я в этом был уверен, что Самоделкин тщательно возьмется за поиски пропажи. Теперь ждем на тропе Самоделкина. А я начинаю дуреть, не туристы, а служба спасения по телефону 911.
Поднялись на перемычку. Увидели перевал. Дойти бы до него и  заползти бы на него. Слышу, чей-то вой. Явился, не запылился!
- Где лазил? Мать твою «кебезенить»! – спрашиваю Герберта-18. 
- А я вас видел сверху, -  отвечает Герберт-18.
Идем к озерам. Догоняют два квадроцикла. Ребята удивленно смотрят на нас, а мы на них. Бывают интересные и неожиданные встречи. Возле первого озера решили отдохнуть, съесть сладкого и запить все чистой водой. Герберт-18 близко к нам не подходит. Опасается. Возле второго озера сделали фотосессию. На озере лед. Еще с зимы не успел растаять. Подошли к месту, где начинается подъем на перевал. Перегрузили вещи из велорюкзаков в заплечные, чтобы легче было идти. Начинаем взбираться на пер.Ажу. Идем по вроде бы, как бы тропе. Камни большие. Вспоминается отчет ребят из России, которых здесь застукал снег. Согласен, что нам проще, мы видим куда идти и куда ставить ногу. Самоделкина потянуло куда-то вправо. Потом он начал таранить подъем прямо в лоб. За ним пошел YurNik. Я с A.Z. идем по левой стороне. В итоге мы все встретились на седловине перевала.
538,93 км. пер. Ажу, 2911 м над Балтикой. Хочу найти тур, который поставили ребята, но не получается. Само перевальное седло очень большое. Можно про него сказать, что это высокогорное плато. Фотографируемся для отчета, пару минут кино для истории, «Сникерс» и начинаем спуск. Идем максимально по проложенному треку. Тропы, как таковой нет. Холодает. Под ногами бесконечные ручейки, прошли один брод. Решили спускаться к р.Тара (Дара), там хотим поискать место для ночевки. Полковник идет далеко впереди и не видит, что мы поменяли галс. Если захочет жить, найдет нас.
Останавливаемся на ровной площадке между маленькими кустиками, очень похожими на крыжовник. Ставим палатку, и опять нас окружает навоз. Скорее не окружает, а находится возле выхода из палатки. Не обращаю внимания. Ребята со второй палатки копаются в своих рюкзаках, т.к. часть их палатки у Полковника, а Полковник на передовой. А когда появился, предлагает нам перейти на ровнее ровной площадки площадку. Как он себе это представляет, я не понимаю.
Начал накрапывать дождь. В связи с ухудшимися погодными условиями, решили попить только чай. Готовим на газе. Кастрюлю накрываю стеклотканью, и процесс закипания ускоряется. Ужинаем в палатках. Солнце постепенно скрывается за горным хребтом и наступает Полярная ночь ...

Одиннадцатый день (09 июля 2010)

Утром ясно. Только прохладно. Из палатки выползать не хочется. А придется. Перекладываем вещи из заплечных рюкзаков. Спускаемся без тропы. Прыгаем то вниз, то вверх, переходя овражки от ручьев, как тушканчики. Радует одно, что где-то там, внизу, будет дорога.
539,43 км. Брод. Снимаю с себя нижнее белье (все, что ниже пояса), перехожу. Что-то начинает звенеть. Рождественские колокольчики!? Бубен шамана!? Оши-бочка. Гланды. Те, что ниже пояса. Быстро одеваюсь, не хватало еще ампутации в полевых условиях.Пришло время, когда мы сели на велосипеды. Едем по нетронутому лугу. Кругом разноцветье. Запах такой, что не нужно и хлороформа. Так и получилось. Один наш участник свалился при переезде очередного овражка. Толи под колесо попался булыжник, толи обнюхался цветочной пыльцы. Впереди показалось зимовье. Проснулись инстинкты хищника. Захотелось мяса! Тем более что у нас есть традиция. Когда спускаемся с гор, едим мясо. Подъехать к зимовью оказалось не так просто. Дорога опять залита водой. Обходим по травянистому участку, а здесь не суше. Ладно, обувь высохнет при движении.
553,93 км. Зимовье. Гавкают собаки, пахнет навозом и мочой скотины. У Самоделкина прошел аллергически шок, когда он обнюхался тычинок полевых цветов. И не нужно пить таблеток. Кто не успел надеть противогазы, тот получил сверхнормы аммиачные испарения. Узнали, что здесь можно купить мяса! Нас индусы предупредили, что оно слегка подкопченное. Нас это сообщение никоим образом не испугало. Сейчас мы бы не отказались от мяса корякского посола. То, что с душком. За опарышей не знаю. Захотелось молочных продуктов. Ребята купили ведро коровьего молока, а я 0,7 л сливок. Один не одолел, позвал на помощь A.Z. За процессом поедания сливок, наблюдал молодой Иныльчек. Своими возможностями поглощения молочного продукта, мы у него вызвали апокалипсический удар.
- Если бы я столько съел, у меня бы остановилось сердце!
- Х-ха! Если бы ты увидел, сколько еще съест A.Z., ты бы умер!
Купили у ребят сахар. Целый килограмм. Вот повезло! Пора и честь знать. Уезжаем.
Решение о полудневке пришло внезапно. Так быстро, что Полковник опять не присутствовал на военном совете. Остановились в лесу слева от дороги. Течет ручей, есть дрова. Палатка №1 уже стоит. Палатка №2, часть ее, у авангардиста. Спрятаться от мух в нашей палатке попросился Самоделкин. Даже успел уснуть. Где-то раздается свист Полковника. Давай, свисти. Громче свисти!
После дневного сонтренажа приступили к священнодействию. Закладке и разжиганию костра для многочасовой варке баранины. Пока она варилась в котле типа «Тефаль – з думкою про вас», я и Герберт-18 нарвали к столу дикого лука-порея. Ужин получился сытным. Мягкая баранина медленно переваривается в желудке. Пришло давно забытое чувство, чувство сытости. Из-за хребта показалась Луна. Глаза закрываются. В ушах звучит песня «Спят усталые игрушки …», Филя со Степашкой купают Хрюшу. А тётя Таня пошла к другому!!!

Двенадцатый день (09 июля 2010)

Вчера р.Тара унесла тапок A.Z. Правый. Чтобы он себя комфортно чувствовал, дал свой левый ботинок. Одна нога была больше, другая меньше. При ходьбе A.Z., смотря на него со стороны, создавалось впечатление, что по лагерю ходит капитан Сильвер. Нет только попугая на плече, привязанного за ноги.


 



 






Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Алтай
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 6