Где-то в Архангельской области
Архангельск-Архангельск

По нескучной Реке

И снова в дорогу зовет нас Река. Прежний схоженный и сплочённый состав экспедиционеров: Штурман, Шеф-повар (он же в прошлом просто Шеф) и Костровой (он же капитан Флинк), убелённые сединами отправились на поиски приключений на собственные задницы.

После долгих между собой размышлений, споров, телефонных звонков и e-mail по нашей необъятной Архангельской области остановились на варианте пусть и хоженом, но нескучном во всех отношениях. Собирались в дорогу недолго, всё отработано не раз. Плавсредства проверены, экипировка в комплекте, снасти-мордасти наготове. Договоренности по заброске-выброске с проверенными и обязательными людьми, улаживание формальностей, закупка продуктов в гипермаркете и в путь!

Архангельская губерния не маленькая, как учили в школе: это территория Франции плюс страны Бенилюкса (то есть Бельгия, Нидерланды и Люксембург). Поэтому есть ещё, где затеряться в безлюдных местах. Река выбрана шустрая, рыбная и главное наша родная, родина предков.

С утра пораньше загрузка в машину и где-то часа в четыре пополудни уже на берегу вожделенной речки, впадающей в нашу избранную Реку. Сборка лодок ПВХ (Фрегат и Флинк), установка движков не заняли много времени, с катамараном Шеф-повара было сложнее.

Были сборы недолги

Вообще этот катамаран - классическая «четвёрка», но хозяин загодя решил сплавляться на нём в одиночку. Для этого он максимально сблизил баллоны между собой, смастерил громадное двухлопастное, как на спортивных байдарках, весло. Благодаря заготовленному им ещё дома продольному и поперечному набору, а также сноровке слаженной команды спуск на воду не заставил себя ждать.

Слаженными действиями

Ура, мы на воде!

На воле1

День первый.

Вхождение в образ. Для первого дня задача не сложная: разнести грамотно и удобно многочисленный груз, освоиться с техникой и технологией гребли и буксировки катамарана на слишком спокойных участках с замедленным течением и встречным ветром. Правда, не обошлось без первых недочётов. Костровой (он же для краткости – Флинк) по сложившейся собственной традиции оставил дома вёсла, точнее древки вёсел. Но на то он и Костровой, (тем более выпускник факультета МТД АЛТИ, что означает для непосвящённых – деревообработчик), что он, как папа Карло, тут же выстрогал себе новые. Правда не особо удачные и фасонистые, на мой взгляд, но это уже его проблема. С этой проблемой Флинк и справлялся весь поход.

Цель входа в Реку была достигнута только к очень позднему вечеру. Но благодаря хорошей погоде и нашим белым ночам это нас не напрягло.

Сборка палаток, первый праздничный ужин на лоно природы и дружно бай-бай. С устатку спали как убитые.

День второй.

Утро обещало хороший день. Солнечно, даже жарко для последних дней июня. Места на реке чудные, перекаты манят на рыбную ловлю.

Наши перспективы

Сообща было решено сделать в этом месте днёвку. Тем более что вчерашний ужин имел некоторую незавершенность, особенно гадко с утра было почему-то во рту. Да и Шеф-повар к вечеру вспомнил про свою сверхзадачу, ведь он решил посвятить наш поход Делу Ассоциации выпускников САФУ, коим председателем он является. Раз так, решено с этого момента его наречь Предводителем, то есть опять повысить его в статусе. Всё равно он никак из роли руководителя самостоятельно выйти не может.

Повод отличный! За Ассоциацию! За альма-матер! За гнездо, из которого мы так удачно выпали ещё в прошлом веке.

Флаг поднять!

Была дополнительная причина продлить праздник. Оказывается у Штурмана ещё и день рождения! Правда, он был на прошлой неделе, но это нисколько не помешало нам его отмечать почти весь маршрут, пока не иссякли стратегические запасы.

Штурман в раздумьях

Рыбалка в общем-то не задалась. На уху и жаркое, конечно, налавливали, но без особого азарта. Мелкий хариус, щучки до килограмма-полутора, окушки. Уровень воды в реке очень высокий, полнолуние, да к тому же жара не способствовали рыбьей активности.

Мимо проплыли несколько лодочек с местными рыбаками. После их прохода у нас пропали удочка и спиннинг, оставленные по наивности и недомыслию Предводителя на ближайшем мыске возле переката. Кто возьмёт? Взяли. Измельчал северный народ.

С расстройства ещё усугубили. Сидели у костра допоздна, благо поводы всё не кончались (те же самые), разговоры текли параллельно Реке.

В конце посиделок напустили туману над рекой, запустив в ночное белесое небо несколько ракет.

Навели туману

Отбой.

День третий.

Встали дружно спозаранку, раньше шести часов. Однако надо в путь. Погоды благоприятствуют, овода активизировались до озверения. На воде гораздо приятнее.

Перекаты заметно оживляют наше продвижение. Идём без моторов. По навигатору средняя скорость продвижения 3-4 км в час, максимальная на перекатах достигает 8.

Облавливаем перспективные места, но без особых успехов. Хвастать нечем.

В конце дня вокруг забродили обещанные по прогнозу тучи. Запахло грозой. Где-то вдалеке даже погромыхивало. Причалили к заросшему травами в рост человека мыску. Обтоптали траву, подняв тучи гнуса. Поставили одну палатку. Перекусили, согрев чай на газовой плитке. Гроза так и не состоялась.

Предводитель, не желая быть съеденным заживо, принципиально отчалил в поисках лучшей доли. Обещал телеграфировать свистом или вернуться, если всё также безрадостно. Вернуться было не суждено. Река не дала. Ночь прошла в беспокойстве за судьбу единомышленника. Но сниматься с якоря нам было лень. Тем более, что насекомые по волшебному мановению вдруг пропали, а на мягкой утоптанной травке в палатке было так комфортно!..

День четвертый.

Утром не спалось. В тревоге за друга быстренько снялись с лагеря и двинулись на поиски беглеца. Через пару километров на подобной нашей косе завиднелись знакомая палатка и одинокая фигура. Всё обошлось. Предводитель в первых же своих словах зарёкся впредь так необдуманно поступать. Инцидент был исчерпан и зарыт под новыми впечатлениями от прохождения бесчисленных порожков и перекатов.

Проходим несколько рыбацких изб. Что характерно, порядка в них нет, всё доведено до ручки. Останавливаться в них нет никакого желания. Хотя места для их строительства наши предки выбирали замечательные.

Может быть поэтому возле очередной избы всё-таки остановились. Вид с угора на Реку, её весёлые перекаты великолепен!

Вид с угора

Лагерь разбили у самой воды.

Опробовали новый для нас, но давно слышанный и виденный по ТВ, скандинавский способ приготовления пищи на особым образом подготовленном чураке.

Тут тебе и устойчивая опора под котелок, и удобная высота «кухонной плиты», и безопасность в конце концов. Снял посуду и огонь сам собой постепенно сходит на нет.

Скандинавское чудо

Уснули под волшебный говор переката и под охраной неведомой зверушки.

Неведомая зверушка

Магия цвета

День пятый.

Снова в путь. Погоды стали портиться. Небо заволокло облаками, лишь изредка проблёскивало солнышко. Видимо в связи с переменой погоды рыба активизировалась. Попёрла щука, нет-нет схватит блёсенку хариус, да и окушок не брезговал поживиться на проходке.

В районе обеда на очередной песчаной косе Штурман быстренько сообразил на газовой плитке супчик из двух пачек полуфабриката плюс тушёнка. Отличился Предводитель, привезя к этому времени четырёх неслабых хариусов грамм на 600-700.

Как раз к обеду

Оттрапезничали под зарождающийся дождичек. Экипировавшись соответствующим образом, двинулись в путь. Времени на пережидание дождя уже не было.

Перед ненастьем

Дождь зарядил по-взрослому и без надежды на смену погоды. Небо заволокло свинцовыми облаками одинаково по всему горизонту. Место, где предполагалось сделать остановку на ночлег, при подходе к нему  выглядело крайне неаппетитно: высоченная трава, тучи мошкары и комаров. Да ещё вытоптанная то ли лосем, то ли медведем лёжка близ удобной в нормальных условиях стоянки понудили нас сесть в лодки и бежать без оглядки.

Ситуация сложилась патовая. Дальше по маршруту пойдут жилые деревни, а мы в них принципиально не останавливаемся. Дождь не прекращается. В сомнамбулическом состоянии продолжаем движение. Сыро уже везде до неприличия. На ходу принимаем решение идти до победного конца.

В одной из деревень, где по нашим понятиям должна проявиться мобильная связь, мы остановились. Местный житель навел нас на уловистое в смысле связи место, как обычно возле колодца. Штурман сделал звонок надёжным людям, и нам ничего не оставалось, как гнать до места встречи с машиной-выручалочкой. И у них, и у нас оставалось 4-5 часов на дорогу.

В оставшееся время сделали рывок, надеясь только на моторы.

Финиш! Два часа ночи следующего шестого по счету дня на задворках деревни. Антистапель.

Чу! Слышен звук знакомой Газели. Мы спасены!

Немного не по плану, но маршрут сделан полностью. Удовлетворение и некая усталость имеют место. Эффект достигнут.