От Берёзового до Каменки

Улов за 15 минут Улов за 15 минут
Амгунь после пос. Берёзовый Амгунь после пос. Берёзовый
Туристка Туристка
Защита от дождя Защита от дождя
Дары леса Дары леса
Щука Щука
Подарок рыбаков Подарок рыбаков
Напротив п. Берёзовый на большой галечной отмели стояла бригада рыбаков. С помощью моторной лодки они заводили в реку невод и выводили его на берег. Напротив этой галечной отмели на высоком обрывистом берегу сидело множество парней с длинными палками в руках, которые зорко всматривались в воду. Оказалось, что этими палками, на конце которых крючки, они протыкают идущую на нерест горбушу. Мы впервые увидели такой способ ловли.
Под вечер, проплыв одну из проток, где нам опять пришлось много и осторожно отруливать от бесчисленных заломов, остановились передохнуть на галечной отмели (мт 79). И как всегда в минуты отдыха на берегу, достали спиннинги. Сначала Володя вытащил рыбу, а через несколько минут и я. Не успели мы, как следует прочувствовать момент, что у нас, наконец-то, появилась рыба, мимо проплывали рыбаки снизу после того, как они провели успешную рыбалку на удочку в клеточку. Они сами остановились, поздоровались, то да сё. В итоге они нам подарили большую горбушу и определили название нашей – краснопёрка.
Дальше мы не поплыли, надо было разбираться с рыбой. Часть горбуши мы засолили, часть сварили. Краснопёрку пожарили. И объелись…

Общая характеристика реки от пос. Берёзовый до Каменки

Река в целом стала полноводнее, шире, петли, которые она закладывает, не такие крутые, как было ранее. Она также разбивается на протоки, среди которых встречаются отдельные узкие экземпляры с большим количеством заломов. Завалы в основном на мелях и берегах. В русле деревья встречаются редко. Много галечных берегов и островов. Вода исключительно чистая.
Ближе к Каменке ширина реки сильно увеличивается, течение успокаивается.

19 июля

С утра река всё так же петляет. По берегам часто виден лимонник. Его лианы оплетают деревья и сухостой. В воздухе носится много стрекоз, они катаются на нашем катамаране, сопровождают нас.
Плавая по большой и широкой реке, выбирая самые многоводные потоки, мы в итоге залезли в такую ж…у – узкая протока, густо заваленная деревьями, с узкими проходами между ними. И мы еле-еле, потихонечку-потихонечку ползли. Я за каждым поворотом ждала сплошного залома, где мы не сможем пропихнуть катамаран.
Когда мы плыли по этой узенькой протоке, видели два очага лесного пожара, начинающихся прямо от воды, горело не сильно, дымили мхи. Вывод: это дело рук человека.
Обед. Жара. Сил никаких нет. Одурели от этой жары. Чтобы не схватить тепловой удар, шляпы макали в воду и мокрые на голову натягивали или прямо с катамарана поливали голову водой из реки, не вытирая, чтобы немножко остудить. Хорошо плывётся только утром и вечером.
Речка наша продолжала петлять, закладывая большие виражи соответственно теперешней своей ширине. А как поглядишь, и плывём мы, и стараемся грести, и речка течёт, километры нагоняются. Только не понятно, где они нагоняются. В навигаторе очень медленное продвижение вперёд. Всё из-за этих виражей. По берегам очень однообразные пейзажи. Вот плывём и, кажется, что здесь мы уже проплывали, и этот завал мы уже видели, и это притопленное бревно уже было. Настолько всё одинаково. И от этого несколько скучновато. Когда она была узкая и вертлявая, на берегах тополя, березы, ели. Все это валялось в завалах. Сейчас она стала шире раза в 3-4, но всё те же березы, тополя, ели, всё то же ивняк. И заломы, заломы, заломы. Сейчас они на большой реке не так актуальны, как на маленькой, но все равно не украшают реку.
Когда начали выбирать место ночевки, увидели впереди дым, заполнивший всю долину. Насколько далеко протянулся пожар, неизвестно. На другом берегу реки, там, где нет пожара, нашли площадку (мт 80), удовлетворяющую всем нашим требованиям: компактная, недалеко от воды, ровная, дров полно, и дым от лесного пожара не доходит.
Погода начала неумолимо изменяться. Вечер. Обычно к этому времени облака растягивало, а здесь, наоборот, натягивает. Возможно, пойдут дожди, о которых говорил инспектор рыбоохраны в Березовом. Посмотрим-посмотрим. Пока облака кучкуются, но до дождевых им еще далеко.
Пока стелили палатку, на противоположном берегу реки появился медведь. Заметив нас, он ушёл, только чёрная спина мелькнула в кустах.

20 июля

Нас разбудили редкие мелкие капельки дождика, стучавшего по тенту нашей палатки.
На улице облачно, тихо, тепло.
Очаги пожара, которые нас вчера немного напрягали, оказались локальными. Но с правой стороны видны сопки, на которых пожар уже погулял несколько лет назад – стоят остовы деревьев.
На одной из галечных отмелей встретили рыбоохрану, значки на одежде, эмблема на катере. Но какая же это рыбоохрана, если на берегу у них сети и невода лежали большими кучами. Двойные стандарты.… Ещё они сказали, что впереди стоит большой табор браконьеров. Подарили нам щуку, не нужна она им. Без неё рыбы полно.
Река широкая, местами тихие плесы, иногда встречаются ещё перекаты. Заломов на реке стало на порядок меньше. Дождь моросит. Пасмурно.
Остановились на притоке Туянка (мт 81), решив под дождём не плавать. Натянули тент, бросили туда вещи и только тут заметили, что приток перегорожен сетью.
Амгунь у притока Туянки
В ивняке на берегу обнаружили два куста чёрной смородины, крупной, спелой. По вкусу она немного отличается от нашей садовой, более нейтральный вкус, кислоты маловато. Но это не помешало нам набрать два литра отборных ягод. Будем варить компоты. Вообще, по витаминам мы очень соскучились, потому что за полтора месяца мы никаких ягод не видели. И вчера, когда так плохо переносили жару, даже высказывали предположение, что возможно у нас в организме нехватка витаминов. Тут и чабрец растёт рядом. Хоть какая-то отдача пошла от этого леса, а то ни грибов, ни ягод…
Потом мы пожарили щуку. А вечером к нам приехали соседи с противоположного берега (хозяева сети в нашем притоке), про которых рыбоохрана говорила – большая компания браконьеров. Эти браконьеры (три человека из Хабаровска, с лицензиями на рыбную ловлю) сначала с нами познакомились, а потом привезли нам копченую щуку. Володя сказал, зачем мы берём с собой спиннинги? Главное, встать в нужном месте, рыбу сами доставляют.
Весь день шёл дождик. Если не было откровенного дождя, то морось. Видимость слабая. Остались тут на ночлег.

21 июля

Ночь прошла очень неспокойно. Бесконечные шумы, треск веточек, шум воды, стук дождя по тенту, мысли, что будет подъём воды, а мы стоим не очень высоко над водой – все это вызывало беспокойство. Вода поднимается в этих реках стремительно, поэтому этот наш метр над водой может быть съеден за короткое время. Тут ещё наши соседи рассказывали, как несколько лет назад они четыре дня жили на деревьях, когда уровень резко подскочил на 12 м. Володю поднимала, и бедный с фонариком ходил смотреть, затапливает нас или нет.
Утром нас разбудил звук мотора. Наши соседи, «браконьеры» из Хабаровска, привезли то, что обещали вчера.
Кета
Мы хотели одну штуку (кету), они же вывалили нам полмешка. Мы за голову схватились, что с ней делать? Поэтому они сами нам её разделали, засолили своей солью (у нас не было необходимого количества) и проинструктировали, что с ней делать дальше.
На завтрак сварили две рыбины, бульон – красавец, очень аппетитный. Началась чисто рыбная диета.
После завтрака наши друзья-«браконьеры» с противоположного берега опять навестили нас. На этот раз они привезли литровую банку, полную только что засоленной икры от горбуши. Мы не знали, куда деваться от этих подарков. Мы, конечно, в шоке. Такая доброта в наше время встречается крайне и крайне редко. Так что у нас теперь есть соленая кета и горбуша, икра от горбуши, копченая щука, вдоволь продуктов, смородина, рыба жареная и вареная. Вообще, что за жизнь пошла!?
Мы хотели хоть как-то отблагодарить наших добродетелей, но они только посмеивались: «У нас всё есть!»
К обеду дождь прекратился, и мы отплыли, заехав к соседям сказать «спасибо» и попрощаться.
Река стала большой, широкой, течение есть, но спокойное. Над рекой стояла, как всегда, дымка. Мы не знали, это туман, поднимающийся от дождя, который лил сутки, или всё-таки это дым от непогашенных пожаров.
Вся река здесь, оказывается, поделена между добытчиками. У каждого свой плёс. Не успели мы отплыть, смотрим, стойбище ещё одной бригады. На другом берегу ещё. И потом ещё встречались.
На большом галечном острове посередине реки на бывшей стоянке рыбаков (мт 82) остановились на бивак. Ужин – праздничный: рыба во всех видах.
Вот она красная рыба!

22 июля

Утро туманное, видимость в любую сторону ограничена. Пасмурно. Река всё также разбивается на протоки и собирается вместе.
За ночь вода поднялась на 50-60 см, возникли новые протоки, река стала сразу как-то шире. Прошедший дождь вызвал летний паводок. Он стронул с места заломы, и мы наблюдали, как по Амгуни плывут брёвна, ветки и другой деревянный мусор, но вода оставалась чистой и прозрачной.
Перед обедом остановились на галечной отмели вблизи заломов. Здесь у берега сразу глубоко, и есть небольшой заливчик со слабым течением, в котором впервые на этой реке были пойманы небольшие рыбки, типа плотвичек, на маленькую блесну.
За время рыбной ловли облака, которые сплошь покрывали небо, разошлись, стало жарко. Такого настоящего голубого неба с лёгкими облачками мы ещё в этом районе не видели. Значит, прошедшие дожди прибили дым пожаров к земле.
Доплыли до места, которое называется «Контрольный пункт Каменка».