Birukov05.02.21, 23:08
Спасибо, хороший текст, живенький))) Оч похоже описали хождение по тайге, по звериным тропам.
Мне очень напомнило наши лазания с Ципы на Котеру, мы там еще и в гари влетели - врагу не пожелаешь, "упражнение на бревне", "облезь прижим".... по скалам. Но, мы не такие лоси, как Вы, мы челноком, за два раза. По-этому, вероятно и справились. Потратили в 1.5 раза больше времени, чем планировали и продукты у нас сильно поубавились. Надо было вам не "жечь" весь вес сразу, а разделить, сильно легче бы было: тропы нет, по звериным идти сложно, постоянные разведки-поиски, да и идти по ним коряво, постоянные перелезания-подлезания. Смогли бы, я думаю, вы сильные. Почти на старте и полный вес брать - не совсем правильно, имхо, в нашем возрасте и если Вы не на стройке работаете))) И да, тропы, которые на генштабе, в большинстве своем сохранились только в тундре, да и то не все, остальное скорее всего заросло. Еще раз спасибо за текст, не полезем туда, хотя соблазнительно было))))
Спасибо огромное, Вера и Владимир!
А автору опуса "Эх, туристы! Эх, москвичи! И все то мы знаем! На реке Олекма нет порога «Сырытыр»" могу только написать: хамло эгоцентричное!
Эх, туристы, Эх, москвичи!
1. Спасибо за очень полезную информацию, которую мы не могли найти в сети, когда готовились к походу. Надеемся, что это ваша информация пригодится тем, кто будет планировать сплав по Олёкме и наткнется на наш отчет и ваш комментарий.
2. В тексте порог назван правильно - Сарылыр, ошибка была в названии фото. Исправили.
3. И мы не москвичи, а со средней Волги, это написано на главной странице.
4. Напишите, пожалуйста, название повести Астафьева. Мы не знаем.
5. Если у вас есть такая же подробная информация по другим рекам того края, например, Токко, Чара, мы были бы вам благодарны.
6. Все не может знать никто. Все, что мы написали в отчете, основывается на информации, которая была доступна, и наших впечатлениях.
Guest05.09.13, 17:37
. Есть порог Сырылыр, названный так по одноименному ручью- правому притоку реки. В его устье есть отличная стоянка, а в самом ручье,- отличная чистая вода, которую не надо отстаивать! На правом берегу Олекмы, на вершине горы гнездятся орлы и растут эдельвейсы.
В районе устья Тумулура на высокой террасе на левом берегу Олекмы есть отличная стоянка. Примерно от нее и идет тропа к зимовью, которое несколько раз строилось заново Капраловым- старшим (Валерой). Его неоднократно по бревнышкам раскатывал медведь, которых «там нет и они опасны только осенью». В Тумулуре неплохо ловился крупный (около кг) хариус.
После Тумулура- отличная стоянка в районе устья руч. Большая Дагда, который на вашей карте показан как нижний Тумулур. Если на Олдонгдо стоянка занята- то до устья Тунгурчакана. Там две стоянки: на правом берегу, практически в устье; чуть дальше, за поворотом Олекмы в меридиональном направлении- там на левом берегу была сейсмостанция в 1989 году пережившая девятибалльное землетрясение. В Тунгурчакане достаточно хариуса, а ленивым, боящимся кустов, там вообще делать нечего. Если подняться на 1-2 км по Тунгурчакану- скалы с которых очень удобно ловить хариуса. Лемминги в данной местности обычные зверьки, живущие в развалах камней, а в завалы залезающие за более мелкими разновидностями грызунов. Местные из зовут «пищухами», их писк, я уверен. Вы слышали неоднократно. Кстати, на повороте Олекмы, чуть ниже устья Тунгурчакана, Вы наверняка видели скалы с белыми полосами. Так вот, белые полосы- это мрамора с возрастом около 3 миллиардов лет.
Источники не просто термальные,- они радоновые. Ключи выходят на поверхность, но когда Олекма поднимается,- то они заливаются водой. Раньше там турбазы не было. Рад, что Капрал сумел там обосноваться. Порог Махочен, или в местной интерпретации «Белая Лошадь» опасен только в темное время суток при низкой воде. В высокую воду «гривы» лошадей исчезают.
Когда наледь на Тарыне стает, то остается только каменистая долина, не менее живописная.
Рыбалка на Беляне действительно замечательная. Но нужно подниматься вверх по ручью, а не ловить ленков, которые по местным меркам, считаются мальками. А в устье,- только ночью.
В урочище Енюк в устье одноименной реки, находится не бывшая метеостанция,- а остатки фактории «Енюк», которая была построена и функционировала в конце позапрошлого, начале прошлого века! Наверняка там еще сохранились глубокие ледники, в одном из которых можно найти табличку с этой информацией. Надеюсь, что там еще сохранилась баня, которую строил пра-прадед моего друга, являющегося в настоящее время директором Института Геологии в Якутске. В советское время там был только водомерный пост. Однажды ночью, в устье ручья Енюк, мною был выловлен таймень весом около 30 кг. Кстати, здесь тоже очень близко к поверхности подходят горячие воды. Поэтому. и растительность соответсвующая. Тропа вверх по Енюку протоптана, в основном, зверями и Сашей Конаровским, который наблюдал за скопой. Тайменя на 3 кг следует отпустить, т.к. это малек рыбы. А до Тас-Хойко есть прекрасная стоянка на Тас-Меле, где ловится самый крупный, в бассейне Олекмы, хариус. Повторюсь, непосредственно на берегу Олекмы ставить лагерь могут только самоубийцы.
Тас-Хойко- замечательное место. Люди- просто блеск. Но можно было у них поинтересоваться, как, практически на их глазах, за 2 часа, один геолог из Питера в конце 80-тых поймал 12 тайменей. Самый маленький- 8 кг, а ведь БАМ только закончили строить!
Резюме. Прежде чем отправляться в такое путешествие, не лишним бы было прочитать повесть Астафьева, а не весьма «авторитетных» туристов из Москвы, на которых постоянно ссылаются. Я неоднократно сплавлялся по этой реке в конце 80-х годов прошлого столетия, когда «московских авторитетов», возможно, еще не существовало. Знаком как с ее буйным и опасным нравом, так и со всеми местными обитателями, которые здесь упоминаются. Если соблюдать определенные правила и внимательно смотреть на топокарту, то ничего опасного впорогах нет. Люди, которые представили этот отчет- просто дилетанты, которым очень-очень повезло. В большую воду на Олекму на сплав суются только полные отморозки, либо местные, по очень большой необходимости. Но тот же Капрал, к примеру, прекрасно знает ее фарватер и ему не нужно искать стоянки на реке. Но, Москва… пуп земли…
Guest05.09.13, 16:12

Категория сложности: 4 к.с.