Река Хани

Станция Хани Станция Хани
Посёлок Хани Посёлок Хани
Бесконечный дождь Бесконечный дождь
Снег на сопках, а внизу дождь Снег на сопках, а внизу дождь
Место стапеля Место стапеля
Шивера на старте Шивера на старте
Мост через реку Хани Мост через реку Хани
Промоченный насквозь Промоченный насквозь
Непогода Непогода
Мост через приток Ус-Кюёль Мост через приток Ус-Кюёль
Вливается приток Эвонокит Вливается приток Эвонокит
Вливается приток Эвонокит Вливается приток Эвонокит
Река Хани у притока Эвонокит Река Хани у притока Эвонокит
Последние цветы рододендрона даурского Последние цветы рододендрона даурского
Загрузка перед отплытием Загрузка перед отплытием
Остатки зимнего льда Остатки зимнего льда
Река Хани Река Хани
Река Хани Река Хани
На реке Хани наводнение На реке Хани наводнение
Место обеда Место обеда
Остатки зимнего льда Остатки зимнего льда
Приметный берег Приметный берег
Берега перед посёлком Олёкма Берега перед посёлком Олёкма
Река Хани после притока Куранах Река Хани после притока Куранах
Высокая вода Высокая вода
Весенний наряд Весенний наряд
Рододендрон даурский Рододендрон даурский

Хани – левый приток Олёкмы. Это ярко выраженная горная река. Для рельефа в долине Хани характерны альпийские формы: скалистые гребни, остроконечные вершины, цирки. Склоны покрыты лесом (в основном даурской лиственницей), а вершины кедровым стлаником.

На реке Хани на участке от пос. Хани до устья длиной 88 км более 90 шивер и порогов. Эта цифра условна, т.к. характер препятствий на Хани сильно зависит от уровня воды, часто препятствия следует один за другим вплотную. Падение реки на этом участке составляет 304 м (среднее 3,5 м/км, местами до 10-12).

9 июня

На станцию Хани мы прибыли в шесть утра местного времени. Мелкий моросящий дождь, холодно. Отправили СМС о начале маршрута. Хотя Хани протекает по окраине посёлка, мы, чтобы без проблем сделать раму катамарана, прошли вперёд 2-3 км сначала вдоль железнодорожных путей, а потом по грунтовой дороге до ж/д моста через реку Хани. Место для сбора катамарана есть, но здесь мощная шивера и масса камней у берега, стартовать трудно. Удалились от моста метров на 200 вниз по течению. Нашли полянку (мт 01), которая является местом пикников. Здесь имеется стол, две стационарных скамейки, но кругом всё замусорено: бутылки, банки и т.д. Зато хороший выход к воде и много березок, из которых мы делаем раму катамарана.
Строительство катамарана происходило под бесконечным дождём, временами переходящим в ледяную крупу. Из-за того, что вокруг всё было сильно промочено, возникли определённые трудности с костром. Потом, чтобы ещё раз не возится с разжиганием, мы его поддерживали в течение всего дня.
Уровень воды в Хани, на наш взгляд, был выше среднего. Большинство камней закрыто, скорость течения реки высокая. Сразу после прибытия на берег, мы поставили метку уровня воды, чтобы отслеживать состояние реки. К вечеру заметили, что, не смотря на непрекращающийся дождь, уровень воды немного понизился, некоторые камни начали выступать над водой. Сделали вывод, что накануне были, наверно, сильнейшие осадки, которые и подняли уровень.
Порог у первого поворота

10 июня

Всю ночь – дождь, утро – в дожде. Низкие облака закрывают обзор, всё вокруг серо и уныло. Ждём. Ближе к обеду облака начали чуть-чуть подниматься, открылись заснеженные верхушки сопок, дождь стал накрапывающим. Больше ждать мы не захотели, загрузили катамаран и стартовали.
Оттолкнулись от берега, впрыгнули на свои посадочные места. Через какое-то время понимаем, что, не смотря на интенсивную греблю, стоим на месте. На камень сели. Мы этот камень видели с берега, он был далековато от места старта. И никак не ожидали, что за те секунды, пока берём вёсла в руки, нас снесёт к нему. Мы ещё не понимали, насколько велика скорость течения реки. Начали грести ещё сильнее, чтобы сдернуть катамаран. Ни в какую. Заглянули под тент в просветы шнуровки. Так и есть: здоровущий камень точно по центру катамарана, от этого катамаран встал, в свою очередь, точно поперёк течения, которое одну гондолу так сильно прижало к камню, что катамаран никак не реагировал на вёсла. И оттолкнуться ногой от камня нельзя – он под туго натянутым тентом, через тент его не достать. Сначала я (мою гондолу прижало) попробовала отжаться от подводных камней, до которых смогла дотянуться, бесполезно. Потом поменялись местами с Володей, он стал отжиматься. Дело закончилось тем, что металлическую лопасть своего весла он согнул под 90º, а катамаран всё равно стоит как вкопанный. (С этим погнутым веслом Володя проплавал весь поход, боясь его выравнивать – вдруг треснет и отломается, исправили уже дома). Возникало желание выпрыгнуть в речку и перетащить катамаран через камень. Удерживало одно: близко расположенных надводных камней не было, а с подводных – поток собьёт.
Положение наиглупейшее. Река ревёт, несётся, а мы в двух метрах от берега ничего не можем сделать. Вдруг заметили, что наши усилия не прошли даром: катамаран чуть-чуть отошёл от перпендикулярности к потоку. Это шанс. По еле заметному изменению угла мы поняли, что надо грести назад, а там и течение поможет. Так оно и вышло. С камня сползли, но в основной поток попали кормой вперёд. Пока разворачивали катамаран носом (это всего пара секунд), нас уже принесло к повороту, где гремел первый на нашем пути порог.
На этот порог мы любовались полтора дня, пока строили катамаран и пережидали дождь. Порог на повороте, там слева прижим к скале с большими косыми валами. А вдоль правого берега чуть тише, и камни выступают из воды. Нас вынесло в самую кашу под левый берег. Некоторые валы под 1,5 м. Сразу получили боевое крещение и понеслись вперёд.
Дальше мы всё расцениваем шиверами и перекатами, хотя некоторые препятствия можно отнести к порогам. Местами встречались валы до полутора метров, эти валы мы всегда объезжали. Хоть краешком, но объедем. Все булыганы объехать тоже удавалось. В принципе, валы для нашего пятиметрового четырехместного катамарана нестрашны. Высокий уровень упростил проход по реке.
Через несколько километров после старта попался интересный участок берега. На протяжении десятков метров красовался зимний лед. С воды смотрелось так: голубой до метра толщины лёд, на нём тонкая корочка опавшей прошлогодней листвы, на которой стоят лиственницы с яркой молодой хвоей. А вот запечатлеть всю эту красоту было невозможно: шла шивера с выступающими большими камнями, которые надо объезжать, валы, от которых хочется увернуться, и дождь в лицо. Всё вместе не позволило фотографировать и вести видео съемку.
Железная дорога идёт справа, иногда почти по самому берегу. Но составы редки и они не напрягают. Нам иногда хотелось, как детям, чтобы в то время, пока мы летим по шивере вдоль насыпи, прошёл пассажирский поезд, и нас увидели. Один раз тепловоз нам всё же подудел, поприветствовал. Насыпь постоянно укрепляют, часто видна кладка из булыжников, ровненькая такая. Камни, наверно, берут и из реки, т.к. в этих местах создается впечатление, что река расчищена. Но течение Хани быстрое, а при высоком уровне воды и мощное. Слабые участки берега она размывает.
Вот пример (от 25 июля 2012 г.): http://www.ampravda.ru/2012/07/25/035479.html Сильнейшие дожди на севере Приамурья размыли Байкало-Амурскую магистраль. Из-за подмыва насыпи вчера утром было закрыто движение на перегоне 1945 км — Олекма однопутного участка Тында — Хани. Вышедшая из берегов горная река Хани повредила путь на протяжении 100 метров.…Хани, разлилась настолько, что дошла до насыпи земляного полотна железной дороги, которая находится достаточно высоко от реки.
За полдня нам удалось только два раза выйти на берег, всё подтоплено, галечники и кусты в воде. На участке от пос. Хани до притока Эвонокит, где мы остановились на бивак (мт 02), на наш взгляд, было порогов пять с валами до полутора метров, остальные шиверы, тоже с валами до полутора метров. Но были и более простые.
В устье Эвонокита хорошее место для стоянки. Поднявшись на высокую сухую относительно ровную террасу, увидели парковый лес, полно дров, видны следы прошлых биваков. Перед сумерками облака разошлись, стало видно голубое небо. Неужели лето наступает? Мы уже как-то привыкли в зиме жить.
Вечером случился прикол. Только начала засыпать, вдруг из моего рюкзака  раздалось жужжание. Несколько мгновений я прислушивалась, потом разбудила заснувшего Володю и пожаловалась, что в моём рюкзаке кто-то жужжит. Шмель? Но откуда? Другой зверь? Залез, пока рюкзак лежал на берегу?…Мы со всеми предосторожностями выбросили рюкзак из палатки, исследовали его. Оказалось, жужжание доносится из маленького плотно закрытого карманчика внутри рюкзака. Открыли, а это жужжит мой бедный телефон, хотя он был отключён. Волны, когда захлестывали наш катамаран, пробили всю герметизацию и замкнули контакты. Ну, разобрали мы телефон, вынули аккумулятор. Внутри телефона хлюпает вода. На солнышке, когда оно появится, попытаемся высушить. Но будет ли он работать, одному Богу известно. И что теперь? Никому не позвонить?
В устье притока Эвонокит

11 июня

С утра обнаружили, что вода за ночь поднялась на 15-20 см. Поток усилился, волны стали ещё приличнее. Зато мы видим солнышко и местами голубое небо. Уже на порядок теплее, чем там, в районе посёлка Хани.
На первой ходке опять плыли мимо остатков зимнего льда с северной стороны реки. Правда, толщина его была раза в три меньше, чем мы видели накануне, но всё равно впечатление какое-то осталось.
Остатки зимнего льда
В шиверах и перекатах по-прежнему было мало камней, но вал стоял хороший – 1,5-2 м даже там, где, казалось бы, простейший перекат, причем длина этих участков до двух км и шли они друг за другом, разделенные небольшим быстротоком. До обеда ни разу не удалось высадиться на берег. Несёт, не остановиться. На обед (мт 03) еле-еле успели приткнуться на первом встреченном галечнике, увидев его в последний момент, выскочив из-за поворота. Высокая вода залила все возможные места чалки, идёт впритык к кустам.
С дровами в этом месте было плохо, собирали по крохам. Зато тепло, солнечно, сушили телефон.
Сразу с места обеда началась шивера. Нам казалось, что она длиной 2-3 км, но бесстрастный навигатор показал, что она длилась 11-12 км, причём она была очень серьёзная. Местами валы, наверно, доходили до 2-2,5 м. Мы старались их, конечно, объехать, но 2-3 раза влипли в них. Катамаран ведёт себя в валах хорошо, лишь бы удержать его носом. На сужениях идут косые валы, и не знаешь, к каким валам держаться перпендикулярно: к левым или правым. Где-то в центре шиверы был участок с большим количеством камней. Нам повезло в том, что воды много. Все эти огромные камни, в основном, под водой, бочки после них серьёзные и вал на них стоит высокий. Практически все камни мы объехали, в один вписались, но мощный поток не позволил нам на нём задержаться. Удалось пристать только в 3 км перед деревней Олёкма (мт 04).
За километр до самой деревни, увидели на берегу рыбаков. Они жестами пригласили нас причалить, что мы и сделали. Они сказали, что напротив деревни «дурной перекат», по их словам самый сложный на Хани (правда, мы в этом сомневаемся), большой перепад уровня, большие косые валы, особенно справа. «Имейте глаза для того, чтобы его пройти». В общем, пугали нас. Мы отнеслись с должным вниманием и прошли его без проблем, хотя валы там местами доходили до 2-х метров, но мы их объехали по валам высотой до 1,5 м. Неслабые «качели»…
Перед первым мостом через Хани тоже есть шивера или перекат, кто его знает, что это такое, с одной единственной «бочкой», в которую мы влетели, потому что расслабились и всё рассуждали, с какой стороны её лучше объехать. Когда приняли решение, было уже поздно. Катамаран подлетел боком, долбанулся о большущий камень и грохнулся в водяную яму. С ног до головы… Катамарану хоть бы что, плывём дальше.
Рыбаки рекомендовали нам заночевать в рыбацкой избушке, которая находится напротив последнего прижима у красивых скал (мт 05), недалеко перед устьем Хани. Остановились. Хорошая причалка, маленький домик с навесом, нары, печка, стол с лавками и стульями, кругом ровные площадки. Можно при желании палатку поставить. Мы сначала нацелились здесь ночевать, но… Одно маленькое «но» все перевернуло. Буквально в 10-ти метрах от этого домика могила трагически погибшего парня, давно, в 88 году, 30 мая в возрасте 32-х лет. Володя сказал: «А тебе хочется у могилы спать?» Я ответила: «Иди и поддувай катамаран».
Больше на Хани не было мест для бивака, всё затоплено. И мы пошли в Олёкму. Стоит заметить, что в Хани, не смотря на высокий уровень, вода была исключительно чистая.
Река Хани впадает в Олёкму под прямым углом, последний участок в несколько километров прямой, Олёкма видна издали.

Итак, 88 км по реке Хани пролетели за 1,5 дня вместо запланированных трех.

Последние скалы на реке Хани

Комментарии
Birukov05.02.21, 23:08
Спасибо, хороший текст, живенький))) Оч похоже описали хождение по тайге, по звериным тропам. 
Мне очень напомнило наши лазания с Ципы на Котеру, мы там еще и в гари влетели - врагу не пожелаешь, "упражнение на бревне", "облезь прижим".... по скалам. Но, мы не такие лоси, как Вы, мы челноком, за два раза. По-этому, вероятно и справились. Потратили в 1.5 раза больше времени, чем планировали и продукты у нас сильно поубавились. Надо было вам не "жечь" весь вес сразу, а разделить, сильно легче бы было: тропы нет, по звериным идти сложно, постоянные разведки-поиски, да и идти по ним коряво, постоянные перелезания-подлезания. Смогли бы, я думаю, вы сильные. Почти на старте и полный вес брать - не совсем правильно, имхо, в нашем возрасте и если Вы не на стройке работаете))) И да, тропы, которые на генштабе, в большинстве своем сохранились только в тундре, да и то не все, остальное скорее всего заросло. Еще раз спасибо за текст, не полезем туда, хотя соблазнительно было))))
Спасибо огромное, Вера и Владимир! 
А автору опуса "Эх, туристы! Эх, москвичи! И все то мы знаем! На реке Олекма нет порога «Сырытыр»" могу только написать: хамло эгоцентричное!
Эх, туристы, Эх, москвичи! 
1. Спасибо за очень полезную информацию, которую мы не могли найти в сети, когда готовились к походу. Надеемся, что это ваша информация пригодится тем, кто будет планировать сплав по Олёкме и наткнется на наш отчет и ваш комментарий.
2. В тексте порог назван правильно - Сарылыр, ошибка была в названии фото. Исправили.
3. И мы не москвичи, а со средней Волги, это написано на главной странице.
4. Напишите, пожалуйста, название повести Астафьева. Мы не знаем.
5. Если у вас есть такая же подробная информация по другим рекам того края, например, Токко, Чара, мы были бы вам благодарны.
6. Все не может знать никто. Все, что мы написали в отчете, основывается на информации, которая была доступна, и наших впечатлениях.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4 к.с.