От Каменки до пос. им. Полины Осипенко

Берега Амгуни Берега Амгуни
В Каменке избы на берегу, не заходили. Напротив первых изб остановились и наловили кучу небольших рыбок, типа плотвичек.

Общая характеристика реки от Каменки до Полины Осипенко

Река широкая, полноводная, течёт единым руслом. Заломов нет, но почти нет и течения. Местные вообще этот участок называли – болото. Вода мутная. Галечные отмели полностью отсутствуют, берега крутые и обрывистые, заросли густым лесом. Проблема с биваками.

После Каменки река делает большие крутые петли на 180 градусов. На первой же петле пристали к левому берегу, где глубокая тень, чтобы почистить рыбу, потому что на пекле, на солнечном берегу, в принципе, находиться невозможно. Провели здесь много времени, всё ждали, чтобы жара немного упала.
От жары растаяли все мои жевательные резинки в кармане спасжилета. Я никогда не думала, что жвачки могут так таять. Как кусок сливочного масла.
После Каменки галечные отмели исчезли. Берега песчаные или земляные, густо поросшие высоким кустарником или лесом. Заломы все закончились. Вода потеряла свою прозрачность. Течение реки очень медленное. Другой раз даже не поймешь, течёт она или стоит, т.е. продвижение вперёд идёт только за счёт гребли.
Амгунь в среднем течении
Вечером встал вопрос бивака, потому что среди густой растительности на берегах не просматривалось ничего, где можно поставить палатку, а вставать непосредственно у среза воды мы не рисковали, потому что подъём воды продолжался. Понравился один лес с песчаной отмелью на противоположном берегу. Наискосок пересекли широченную реку, вышли. Сразу два отрицательных фактора: на берегу многочисленные следы медведей. И следы были вызваны тем, что именно сюда течение выносило выпотрошенную горбушу. Весь берег был в рыбе, причем горбуша уже протухла, и запах гнили распространился на всей этой территории. Поэтому вопрос бивака здесь без обсуждений отпал. Сразу же правый берег, на котором мы видели следы медведей, был забракован. Смотрели исключительно на левый берег. Когда густые кусты ивняка закончились, мы заметили с воды, что лес на высоком берегу не такой густой, как в других местах.
Причалили и увидели тропу вверх, выбитые ступени. Поднялись, а здесь стоянка (мт 83). Давно, правда, ей никто не пользовался, но кострище есть, кое-какие удобства есть и абсолютно ровные места под палатку. Лес красивый, березы и лиственницы. Недалеко видели заросли смородины, но кусты пустые, скорее всего здесь побывал известный любитель ягод – Топтыжка.
Ночь на этом биваке у нас выдалась беспокойная. Только начали засыпать, вдали раздался волчий вой, упражнялись в «пении» несколько особей. Через полчаса вой раздался где-то рядом с нами. Так жутко! Тёмная ночь, полнейшая тишина, и этот вой. Вылезли из палатки, зажгли «пионерский костёр», благо дров было много, и стали ждать, чем это закончится. Вой потом был только один раз, но уже в другой стороне, волки прошли мимо.
Зато при этом ночном бдении мы наблюдали прекрасное звёздное небо. Звёзды крупные, их очень много, чётко выделяются созвездия.
Спустились к реке, вода продолжала прибывать, наша метка, которую мы поставили по прибытию, отстояла уже на метр от берега.
Когда костёр угас, отправились досыпать. Волки ночью больше не беспокоили.

23 июля

Утро встретило нас солнцем и сильнейшим встречным ветром. Подъем воды продолжался всю ночь, до катамарана, который наверх затащить не было возможности, т.к. берег обрывистый и заросший кустами, осталось сантиметров 15 по высоте. Вода реки стала грязной, очень много мусора: бревен, палок. Мы не представляли, что теперь делается вверху, где узкие протоки с быстрым течением и с огромным количеством заломов. Там сейчас всё, наверно, стронулось с места. И вообще, как хорошо, что мы успели уйти вниз.
Рассматривая реку, повеселились. Вчера, когда искали место ночевки, Володя предложил ночевать на галечном острове, который был виден издалека. Сейчас он находился почти напротив нас. А т.к. вода поднялась очень здорово, от этого острова остался только пупырь. Володя смеется, говорит, хорошо там, ветер всю мошкару сдувает, и рыбу ловить удобно, ходить не надо, кинул влево, кинул вправо, и всё с одной точки.
Вещи сконцентрировали на крутом берегу. До воды по высоте метров 5-7. Катамаран стоял на малюсенькой площадке, одним боком прижатый к крутому склону, а ко второй гондоле подошла вода, т.е. спускать вещи некуда. Поэтому было принято решение загружать катамаран прямо сверху, относя и привязывая по одной вещи.
Проплыв немного, увидели длинный остров вдоль правого берега, и пошли узкой протокой между берегом и островом. По крайней мере, в этой протоке не было абсолютно ветра. Местами протока была очень мелкая. Это позволяет предположить, что в малую воду остров соединен с берегом и превращается в полуостров.
После острова на зеленом бережку отдохнули, потому что, насколько видно вперед, нет абсолютно мест чалки, вода подтопила берега, кусты. Ну, совсем как на Олёкме или на Лене.
Амгунь в среднем течении
Небо изменилось. С утра оно было голубым, потом появились перистые облака, позже пошли кучевые, темноватые. Такие облака легко концентрируются в дождевые. Но дождя, прибытия новых порций воды нам совсем не хотелось.
И очень тепло, не хватает прохладного воздуха. Пот течёт безостановочно и привлекает бесконечное количество мошек, которые первым делом лезут в уши, жужжат там. Опрыснулись репеллентом. У нас уже от репеллента щиплет лицо, а мушкам хоть бы что. Обнаглели совсем. Раздражают.
Подошли к участку реки, который Володя назвал «Зигзуг неожиданности». Здесь река делает огромные петли, меняя направление течения на 180º. Правда, течёт она единым руслом. Плыли медленно и тяжело. Течения практически нет и сильный встречный ветер.
До обеда отловили две небольших щуки и несколько плотвичек.
Пока обедали, уровень реки поднялся. Конца и края этому нет. Очень жарко, душно, и мы уже устали от этой жары, потому что жара днём, жара вечером, жара утром. Нет никакой прохлады.
Этот участок с зигзугами преподнёс нам "подарок". Делали правый поворот, километр проходил за километром, поворот продолжался и продолжался. Сначала нам ветер дул в спину, потом в бок, потом в лоб. Почти остановились. Дело кончилось тем, что Володя принял решение причалить, поставил систему «кораблика» и потащил катамаран вперёд. Так мы этот правый поворот и закончили – бурлача.
Бурлаки на Амгуни
После долгих поисков мест бивака встали на высоком берегу, где растёт берёзовый и лиственничный лес. Но здесь когда-то давным-давно прошёл пожар, и в итоге образовалась светлая поляна, ещё не успевшая зарасти. Внизу нашлась площадка для катамарана. Ветер, который дул весь день с утра, стих. Незадолго перед причаливанием шёл небольшой дождик. Это наша последняя ночевка на Амгуни и вообще в данном походе. Завтра мы будем в Полине Осипенко. Планы, планы…
На этом месте очень много брусничника и брусника славно завязалась, крупная, гроздья полные, только зелёная. Всё равно ели, до оскомины.
И здесь же начались потери: потеряли при разных обстоятельствах подвесные крючки для котелков, остался всего один, испарилась расческа. Всё в один день. Вывод: мы просто-напросто сильно устали. Полная потеря внимания и бдительности. Короче, нам пора домой.
Завтра, наверно, будет дождь. Комары вечером зверствуют.

24 июля

Утром морось, переходящая в дождь, видимость – никакая.
До Полины Осипенко осталось около 10 км. По такой погоде мы можем доплыть, не растаем. Но высушить катамаран не сможем, а ехать с мокрым нежелательно. За долгую дорогу он может заплесневеть. Решили сделать днёвку по погодным условиям.
Перед обедом пришлось поднять катамаран выше по склону берега. Вода поднялась значительно. Катамаран оказался буквально в 20 см от кромки воды. Для этого Володя спилил какой-то сухостой, какие-то ветки, освободилось место на склоне, катамаран туда затащили.
К вечеру дождь прекратился, видимость стала хорошей. Только остался ветер, сильный ветер. Временами нам казалось, что это не ветер, а ураган. Поздно вечером он начал стихать. Небо всё в облаках, но начали появляться и просветления. На улице откровенно прохладно.
Вечером Володя сделал завершающий аккорд по рыбалке – поймал сомёнка на 2 кг.

Этот дождь с ураганным ветром долетел до реки Хани и вызвал там наводнение (см. описание Хани и http://www.ampravda.ru/2012/07/25/035479.html)

25 июля

Утром тихо, пасмурно, туман.
На этом берегу в честь окончания путешествия мы сожгли фальшфейер, который брали для отпугивания медведей и протаскали весь поход. Проверили рыбу, которую нам подарили парни, на предмет ее сохранности, потому что стояла сильная жара, а она была в полиэтиленовом мешке. Признали результат удовлетворительным, переупаковали так, как мы повезём её домой.
Мы у многих консультировались, как нам узнать с воды посёлок имени Полины Осипенко. Хотя казалось, что ничего сложного, он очень большой и вытянут по берегу самой левой протоки, но, тем не менее, нас предупреждали, что мы можем пролететь мимо и не заметить. Лучшей консультацией была, пожалуй, та, где нам советовали ориентироваться по моторным лодкам. Так и получилось. Заметив, откуда выходят моторки, мы вышли в район Полины Осипенко, но уже за посёлком. Нам пришлось возвращаться по протоке назад, благо в ней не было течения, а встречный ветер оказался слабым.
Впереди пос. им Полины Осиренко
Уже дома, рассматривая в «Планете Земля» спутниковую карту, мы увидели, что вход в протоку, которая раньше была главной и которая есть на бумажных картах, зарос. Именно на ней стоит посёлок. А обозначенная на карте узкая боковая протока теперь расширилась, стала главной и идёт она мимо Полины Осипенко.
В центре посёлка разобрали и высушили катамаран, упаковали рюкзаки.
На ночь сняли номер в гостинице под названием «Пять звёзд», в ней же купили билеты на автобус до Хабаровска.
Всё, поход окончен. Возвращение в цивилизацию.

В итоге у нас получилось следующее:

Хани – 1,5 дня – 88 км
Олёкма – 15,5 дней – 614 км, в т.ч. 2,5 дня на попытку пешего перехода в бассейн Алдана
Лена – 10 дней – 541 км
Переезд из Якутии на Дальний Восток – 4 дня
Амгунь – 12,5 дней – 454 км

Километраж определён измерением по карте с коэффициентом 1,1.