Восточная Сибирь / Водный туризм | Спортивный туризм

По Прибайкалью. Сплав по Снежной. Лето 2005

30 июля - 22 августа 2005 г.
Отчет о спортивном водном походе на катамаранах по Прибайкалью (район хребта Хамар-Дабан, река Снежная) Автор: Борис Карабин (Балашиха)

Автор: Борис Карабин (Балашиха)

Содержание
    4. Описание пешей части маршрута;
    5. Лоция реки Снежной на участке сплава;
  9. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте;
  10. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте;
  11. Картографические материалы, кроки препятствий;
    9. Приложение И. Записки, снятые на перевале Лангатуйские Ворота;
    10. Приложение К. О происхождении некоторых названий;
    11. Приложение Л. Фотоматериалы
Справочные сведения (паспорт спортивного похода)
Проводящая организация

Некоммерческое партнерство «Балашихинский клуб туристов», г. Балашиха, Московская область.

Место проведения похода

Россия, Иркутская область и Республика Бурятия, река Снежная.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
Водный Четвертая-пятая (надувные катамараны) 192 24 16 30.07.2005 – 22.08.2005

Подробная нитка маршрута

Балашиха – Москва – г. Слюдянка – пос. Мурино – р. Снежная (сплав от устья р. Зун-Байри до ж/д моста в пос. Выдрино) – ст. Выдрино – г. Слюдянка – Москва – Балашиха.

Определяющие препятствия и факторы маршрута, опасные участки

К определяющим факторам данного маршрута следует отнести достаточно частые и резкие паводки, которые могут в корне изменить водную обстановку на большинстве препятствий маршрута в течение нескольких часов.

Отсутствие постоянного населения и транспортных коммуникаций в районе проведения похода также предъявляет повышенные требования к подготовке, как самих участников, так и снаряжения.

Водная часть маршрута была пройдена нами в условиях очень высокого (паводкового) уровня воды, который в последние дни сплава снижался со скоростью примерно 5-10 см/сутки.

Перечень определяющих препятствий маршрута приведен в таблице ниже. Следует добавить, что на маршруте (в нашу воду) есть около трех десятков предопределяющих препятствий 3-й категории сложности.

Таблица 1. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия (для протяженных) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Путь прохождения (для локальных препятствий)
Порог №13 IV Общая длина 200- 250 м, общий перепад более 2 м. Слив через все русло, прижим к стенке левого берега. После слива по всему руслу валы высотой до двух метров и две большие «бочки». Для катамаранов разведка желательна, для байдарок обязательна. По основной струе с уходом от «бочек» вправо.
Порог № 29 «Калибр» VI Общая длина > 200 м, общий перепад более 2.5 м. Порог опасен! Слив с перепадом высот явно больше 2.5 метров. На сливе косичка пульсирующих отбойных валов. В конце слива огромная «бочка» через всю реку. Разведка обязательна. Порог был обнесен по террасе левого берега.
Шиверы № 38 - № 40 IV Общая длина шиверы > 250 м. На прямом участке реки валы более метра. В струе две мощнейшие «бочки», плохо заметные с наплыва. По основной струе, с S-образным маневром влево, затем вправо.
Шиверы № 49-50 IV Общая длина > 150 м. Общий перепад более 1.5 м. Шивера опасна! Основная струя идет через цепочку близко расположенных больших обливных глыб. После каждой большие «бочки». Между ними камни. Узкий относительно чистый слив высотой около 1 м находится под самым левым берегом и с наплыва не виден. Непопадание в слив чревато серьезной аварией. Заход осложнен отмелью у левого берега. Идти следует по краю отмели, после нее прижиматься к левому берегу для попадания в слив. Просмотр и страховка с левого берега.
Шивера № 53 IV Общая длина > 180- 230 м. Общий перепад более 1.5 м. Шивера опасна! Длинная горка, забитая камнями, в конце – резкое сужение, в нем слив через плиту, высотой около 1.5 м с мощным пенным котлом за плитой. Скорость течения высокая, валы до 1.0 м, локальные, плохо видимые с наплыва «бочки». Заход из-под левого берега, затем уход в центр, смещение вправо перед сужением. Между правым берегом и обливной глыбой есть неширокий проход и улово, куда и надо «стрельнуть».
Порог № 58 «Извилистый» V Общая длина более 350 м. Общий перепад не менее 2.5 м Первая ступень – грязный фигурный слив через все русло, высотой более метра. За сливом дорожка валов более 1.5 м высотой. Во второй ступени несколько локальных грязных сливов, в центре русла большой и опасный пенный котел, куда несет основная струя. Третья ступень – короткая выходная шивера. Просмотр – по обоим берегам. Заходили под самым правым берегом, валы обходили по краю, затем траверс струи под левый берег, обходя котел, и обратный траверс на правый берег, к месту чалки.
Порог № 59 «Мунгул- гольский» VI Общая длина более 450 м. Общий перепад не менее 5 м. Порог опасен! Порог в нашу воду представлял собой лестницу из нескольких мощных сливов. Сливы неправильной формы, многие – с видимыми под поверхностью воды камнями. После каждого слива мощные «бочки», перекрывающие все русло. Высокая скорость течения, крученая струя, винтообразные валы. Просмотр по правому берегу. Основные сливы порога были частично обведены, частично обнесены по правому берегу, поскольку сложность порога явно превышала возможности группы. Пройдена на плаву выходная шивера.
Шивера-порог № 65 V Общая длина около 150 м, перепад высот около 2 м. В русле несколько плит, образующих две изломаные ступеньки через все русло. Сливы косые, после каждого мощный пенный котел. Валы более метра высотой. Расстояние между котлами не превышает 25 м. Третий котел расположен в сужении русла на выходе из порога, после слива. Суда были разгружены и вещи обнесены за порог по левому берегу. Суда были проведены на траверз второго слива по плитам левого берега. Оставшуюся часть порога прошли под левым берегом.
Порог № 84 «Кит-Китский» IV Общая длина около 100 м, перепад высот более 1 м. В центре русла фигурный слив, валы и несколько мощных «бочек». Наиболее чистый проход в нашу воду был между правым берегом и большой белесой скалой в русле. Шли под правым берегом с уходом к центру после прохода скалы. На заходе оба судна сели на камни отмели у правого берега.
Порог № 87 «Хырмын-Дулю» Непроходим. Длина около 40 м, угол падения воды более 60 градусов. Порог опасен! Двенадцатиметровый водопад. Вода пропилила три желоба в скале, перегородившей русло в сужении каньонообразного ущелья. Самый широкий желоб – левый, но и он непроходим для туристских судов из-за камней в русле. Водопад и следующие за ним пороги «Жаба», «Снежинка» и «Слив» были обнесены в один прием по тропе правого берега.
Порог № 88 «Жаба» VI Длина около 100 м, перепад не менее 3 м. Порог опасен! Две скалы делят русло на три кривые протоки. В протоках основные сливы. Валы и «бочки» Заход осложнен массой камней в русле. Обнос. (Хотя в нашу воду у левого берега был относительно простой проход.)
Порог № 89 «Снежинка» VI Длина около 70 м, перепад высот не менее 4 м. Порог опасен! Порог расположен в скальном сужении русла и представляет собой классическую ступеньку-слив через все русло. Высота слива не менее 3-х метров, Под сливом – «бочка». На входе - камни. Порог в принципе проходим на туристских судах, но, несомненно, имеет высшую категорию сложности. Мы обнесли.
Порог № 90 «Слив» V Длина около 50 м, перепад более 1 м Порог представляет собой слив с подводной плиты через все русло. Высота слива не менее 1 метра. Под сливом стоит «бочка» через все русло. Берега от «Жабы» до конца порога «Слив» почти отвесны и не позволяют спустить судно без больших затрат времени и энергии. Порог обнесен.
Порог № 99 IV Длина около 120 м, перепад более 1 м. Состоит из 2-х гряд подводных и полуподводных плит и каменных глыб, проходя через которые, поток обрадует несколько локальных сливов с валами и «бочками». Все сливы косые и грязные. Наиболее чистый проход был впритирку к левому берегу, где мы и шли. Оба судна слегка навалило на выступ берега.
Шивера № 105 IV Длина около 50 м. В нашу воду от шиверы остался мощнейший прижим к левому берегу не крутом правом повороте. Несмотря на скорость течения и мощь струи, оба судна спокойно ушли от прижима телемарком.
Порог № 111 IV Длина около 150 м, перепад более 1 м. Каменные глыбы в русле делят его на несколько кривых проток, в которых находятся локальные сливы. Все сливы засорены камнями. Наиболее чистый – правый, которым мы и шли.
Порог № 112 V-VI Длина около 400 м, перепад более 2.5 м. Порог опасен! Русло делится длинным островом на две протоки. В левой сильная шивера, затем бой в скалу левого берега, на выходе мощный слив с «бочкой». В правой на входе и выходе скальные обломки в русле с крутыми, извилистыми сливами между ними. Много камней. Сильные навалы на скалы. Высокая скорость течения. После слияния проток мощный пенный котел почти через все русло. В нашу воду правая протока была слишком опасна. Шли по левой. Головной катамаран сумел обойти «котел» в конце порога, пройдя у правого берега, второе судно прошло через него. Вещи были обнесены по правому берегу.

Ф.И.О., адрес, телефон руководителя группы

Карабин Борис Николаевич, 143900, Московская область Балашиха, ул. Свердлова 21, кв.10, тел. (495) 523-83-14.

Адрес хранения отчета

Отчет хранится у Карабина Б.Н. Видео- и киноматериалы отсутствуют.

Поход рассмотрен

Московской областной МКК, шифр 142–обл.– 00 – 5555550

Состав группы

Фамилия Имя
Отчество
Год рожд. Место работы Опыт Обязанности в группе
1 Карабин Борис Николаевич. 1956 Мытищи, ЗАО «Остров», инженер Катунь 5-р (кат.), Шавла, Белин – Кызыл-Хем 5-у (кат.), Курчум, Прут 3у-р (байд.) Руководитель, реммастер, капитан кат.- 1
2 Карабин Алексей Борисович 1986 Москва, МЭИ, студент Чина-Калар 4-у (кат.), Чирка-Кемь 3-у, Кереть 2-у Рыбак, матрос катамарана-1
3 Карабин Алена Борисовна 1988 Балашиха, ср.шк.27, выпускница Чина-Калар 4-у (кат.), Чирка-Кемь 3-у, Кереть 2-у Фотограф, матрос катамарана-1
4 Афанасьева Людмила Анатольевна 1957 Балашиха, ср.шк.26, преподаватель Белин – Кызыл-Хем 5-у (кат.), Катунь 5-у (кат.), Курчум 3у-у (байд.) Завхоз, медик группы, матрос катамарана-1
5 Буйских Денис Сергеевич 1977 ОАО "Аэрокосмическое оборудование", СПб Хара-Мурин – Снежная 5–у Урсул – Катунь 4–у Капитан катамарана-2
6 Буйских Елена Андреевна 1979 ОАО "Техприбор", СПб Лоймола-Ууксунйоки 3–у матрос катамарана-2
7 Загрядский Николай Вячеславович 1969 Балашиха, ООО «Статус», юрист Чина-Калар 4-у (кат.), Б. Зеленчук 3у-у Финансист группы, матрос кат.-2
8 Тарасенко Алексей Леонидович 1964 Компания "ЛА-КИ НЕТ", ст. инженер, Киев Красненькая-Кутсайоки-Тумча 4-у; Прут, Черемош 3-у рыбак, матрос катамарана-2

Цели и задачи похода, выбор основного и запасных вариантов

Поход был задуман и осуществлен в рамках долгосрочной программы по подготовке квалифицированных участников и руководителей водных походов, проводимой НП «Балашихинский клуб туристов». Основными целями похода было знакомство с новым районом, а также обучение участников тактике и технике сложных пеше-водных походов, совершенствование индивидуальной техники прохождения препятствий.

Пятеро балашихинских участников группы были ранее знакомы и ходили вместе в поход в 2004 г, трое остальных были найдены и приглашены с помощью Интернета.

Для первого знакомства с новым районом мы искали маршрут средней сложности – не выше четвертой или несложной пятой категории сложности, с пешей частью умеренной длины и сложности. Поскольку поход планировался отчасти как учебно-тренировочный, хотелось, чтобы сложность препятствий на маршруте нарастала постепенно. Ну и, конечно, маршрут должен был позволить нам познакомиться с наиболее характерными особенностями данного района. А район уже давно манил красотой дикой природы, своенравным характером рек, наличием уникальных природных объектов.

Исходя из вышеприведенных пожеланий, в качестве основного нами был выбран маршрут по реке Снежной. В качестве дополнения к нему рассматривалась возможность прохождения еще и Утулика или нижней части Хара-Мурина, а в качестве запасного был выбран маршрут по реке Урик от ее верховьев. Все эти маршруты были достаточно детально проработаны. По ряду причин (смотри раздел 5 настоящего отчета) нам удалось реализовать только основную часть маршрута. Поэтому далее в отчете представлена информация только по р. Снежной. Однако мы не теряем надежды в будущем пройти и остальные, упомянутые здесь маршруты.

Варианты подъезда и отъезда

Подъезды. Добраться к началу водной части маршрута по Снежной можно тремя путями. Первый путь начинается в г. Слюдянке и ведет через перевал Чертовы Ворота, вдоль р. Спусковой, затем вдоль реки Шубутуй, мимо оз. Патового, вдоль реки Субутуй и, в конце концов, выводит к верховьям Снежной. Длина пешей части маршрута в этом случае составляет от 85 до 95 км, в зависимости от точки начала сплава, определяемой уровнем воды в Снежной и ее притоке Субутуе. Доехать до Слюдянки достаточно просто, поскольку здесь останавливаются все дальние поезда, следующие по Транссибу, а также местные поезда, курсирующие на участке между Иркутском и Улан-Удэ. Ближайший аэропорт находится в Иркутске.

Второй путь начинается в пос. Мурино, который находится на южном берегу Байкала, примерно в 70 км к востоку от Слюдянки. Добраться сюда можно на электричках и местных поездах (остановка - ст. Мурино) или автотранспортом - из Слюдянки. Маршрут начинается у автодорожного моста через Хара-Мурин. Здесь тропа идет вверх по правому берегу Хара-Мурина, затем вдоль его правого притока Лангатуя до самых его истоков. Далее, через перевалы Лангатуйские Ворота, Нухен-Дабан, Байри и Байри-2, тропа выходит к Снежной, рядом с устьем ее левого притока - р. Зун-Байри и кордоном Байри, стоящим здесь же. Длина пешей части в этом случае составляет чуть больше 80 км.

Наконец, третий путь ведет к Снежной с юга. В этом случае следует на поезде добраться до г. Улан-Удэ, далее на автобусе или машине до пос. Баянгол, затем на тракторах или с вьючными лошадями до летнего стана на реке Мозяйка и далее пешком, через перевал Берхе-Дабан примерно 20- 22 км до р. Снежная. Тропа выходит к реке примерно на 50- 55 км выше кордона Байри.

Третий путь имеет наименьшую длину пешей части, но движение по нему требует предварительных договоренностей с местными жителями, а также связано с несколькими пересадками, что при подъездах с Запада в конечном итоге почти не дает выигрыша во времени. К тому же при выборе этого варианта маршрут проходит вдали от красивых обзорных точек и интересных природных объектов, таких как пик Черского, водопады на р. Подкомарной (первый вариант), перевалов Лангатуйские Ворота и Байри-2 (второй вариант).

Нами был выбран второй вариант подходов к реке, как наиболее логичный с точки зрения достижения целей похода.

Расписания железнодорожного транспорта по пути нашего следования и стоимость проезда приведены в соответствующих приложениях, чтобы не загромождать текст отчета.

В Слюдянке буквально за пять минут можно дойти от вокзала до Байкала. Также, недалеко находится и КСО, где мы встали на учет, в соответствии с указаниями областной МКК.

Располагается КСО по адресу ул. Московская, дом 2, телефон КСО 23-8-80, код Слюдянки 395-44. Добраться до здания КСО от вокзала несложно: нужно выйти на железнодорожные пути и идти от вокзала в направлении города Иркутска (на запад). Перейдя через ж/д мост, надо сразу свернуть направо и пойти по левому берегу реки Слюдянки в сторону Байкала, к железному ангару за оградой с воротами, который виден уже от моста. В деревянном доме рядом с этим ангаром и располагается КСО. Дойти до правого берега Слюдянки можно и по автомобильной дороге, идущей параллельно путям, ближе к берегу Байкала. Перейти речку по камешкам не составило труда.

На ограде рядом с воротами есть соответствующая вывеска. Придя туда рано утром, мы увидели ворота участка и дверь дома закрытыми, и не стали поднимать шум. Решили, что зайдем потом. Как нам сказали позже, дежурный находится в КСО круглосуточно. Знай мы это заранее, успели бы на утреннюю электричку в сторону Выдрино, которая ушла примерно через 40 минут после прибытия нашего поезда. Повторив визит около 9 часов утра по местному времени, мы уже застали дежурного бодрствующим в кабинете.

Зарегистрировавшись в КСО, мы попросили взять на хранение рюкзак с продуктами, на вторую реку. Дежурный спокойно согласился, со словами: « У нас многие оставляют».

Потом, после окончания маршрута, два мужика, столярничавшие на веранде дома КСО, пробовали стребовать с нас деньги за хранение рюкзака, в размере 50 руб./сутки, ссылаясь на платные услуги. Однако мы твердо стояли на том, что про деньги разговор не шел (как оно и было на самом деле) и от нас отстали.

Отъезды после окончания водной части похода также не вызвали у нас затруднений. Доплыв до железнодорожного моста через Снежную в пределах поселка Выдрино, мы разобрали суда и упаковали рюкзаки на удобной полочке правого берега перед мостом. Отсюда до железнодорожной станции «Выдрино» примерно 400- 500 м по асфальтовой дороге, а затем по хорошо укатанному проселку. Здесь останавливается местный поезд, на котором можно уехать в Слюдянку. Поезда дальнего следования здесь не останавливаются. Вечерний рейс в сторону Слюдянки уходит в 17-18 по местному времени и прибывает туда примерно в 19 часов.

Следует иметь в виду, что билеты на местные поезда здесь можно купить прямо в вагоне, что очень удобно при дефиците времени.

В Слюдянке наши пути разошлись. Экипаж катамарана-2 сразу же продолжил путь на Запад, взяв билеты на проходящие через 4-5 часов поезда. Экипаж катамарана-1, имевший запас времени, отправился в Иркутск на ежедневной электричке, уходящей из Слюдянки в 19-55 по местному времени. Время в пути примерно 2 ч 40 мин.

В Иркутске нам удалось почти без проблем, за три дня до отправления, взять плацкартные билеты на проходящий пассажирский поезд № 339 Чита-Москва.

Аварийные выходы с маршрута

Выбранный нами маршрут проходит в основном по ненаселенной местности, поэтому возможности аварийно покинуть его весьма ограничены.

На пешей части в случае аварийной ситуации можно вернуться назад по пути следования. То же можно сделать и на участке от кордона Байри до устья ручья Кит-Кит, где, судя по описаниям, есть охотничьи тропы по берегам реки. Поднимаясь вверх по ручью Кит-Кит и по р. Кит-Кит, можно попасть в долину р. Темник и по ней выйти к людям, если путь вниз по Снежной окажется по каким-то причинам невозможен. Вообще-то, Темник находится на территории заповедника, но в аварийной ситуации такой маршрут считаем допустимым. Однако это достаточно тяжелый и длинный путь, который может занять несколько дней, причем возможно – в весьма неблагоприятных погодных условиях.

Как неоднократно упоминается в разных отчетах, выход со среднего течения Снежной возможен только вниз по реке, ввиду отсутствия береговых троп. Берега реки и борта долины здесь зачастую круты и скалисты. В прибрежной зоне, в тайге нередки большие участки кедрового стланика и карликовой березы. Такой характер река сохраняет до устья левого притока Ара-Буректай. Принимая к сведению эти данные, должен заметить, что в самой середине этого участка, у порога Мунгулгольский, мы наткнулись на хорошо укрытую охотничью стоянку, со стационарной коптильней. При этом стоянка явно достаточно часто посещается, о чем свидетельствовали свежие консервные банки (маловероятно, что кто-то из современных туристов таскает с собой на подобные маршруты «лишнее» железо) и кусок местной бурятской газеты от 01 августа этого года.

Вдоль Ара-Буректая идет тропа, которая в конечном итоге выводит к перевалу Лангатуйские Ворота. Через него можно попасть в Мурино. Также, ниже Ара-Буректая, появляется возможность двигаться и по берегам Снежной, хотя здесь река течет через два не очень длинных каньона. От устья правого притока Снежной – реки Селенгинки - движение по берегам возможно без всяких проблем. Это уже часто посещаемые и обитаемые места.

Обобщая все приведенные сведения, необходимо подчеркнуть, что туристам, собравшимся на маршрут по Снежной, в основном следует рассчитывать только на собственные силы. Несмотря на кажущуюся относительную техническую несложность и небольшую протяженность, маршрут может представлять серьезную угрозу для здоровья и жизни именно вследствие невозможности быстрой эвакуации с него практически на всем протяжении. Поэтому даже небольшая авария или травма могут здесь иметь самые серьезные последствия.

Изменения маршрута и их причины

Как уже написано выше, в качестве основного был выбран маршрут по р. Снежной, в качестве дополнительных – маршруты по нижней части Хара-Мурина или р. Утулик, а в качестве запасного – маршрут по р. Урик. Однако из-за недостаточной подготовки двух участников мы прошли пешую часть за восемь дней вместо запланированных шести, израсходовав два запасных дня.

Планировалось начать сплав по притоку Снежной – р. Барун-Юнкуцук. Сведения о ее проходимости на туристских судах содержались в [4] и были подтверждены в телефонных разговорах с участниками того похода. Однако, дойдя до точки предполагаемого начала сплава, мы обнаружили, что воды в реке явно недостаточно. Учитывая уже накопившееся отставание от графика, мы приняли решение продолжить пешую часть до устья р. Зун-Байри, придя в место стандартного начала сплава. Проходя позже мимо устья Барун-Юнкуцука, мы убедились в правильности принятого решения: даже в устье воды было явно мало для сплава. Заниматься же проводкой судов на протяжении 12- 15 км было бы явно тяжелее, дольше и гораздо менее приятно, чем пройти это расстояние по тропе с рюкзаками.

Передвижение на водной части маршрута также шло с отставанием от графика. Причиной послужил сверхвысокий (паводковый) уровень воды. Из-за него пришлось обносить препятствия №29 и № 59, а также первые сливы препятствия №65, что не было запланировано. Кроме того, ряд препятствий, несложных при обычном уровне воды, нами предварительно просматривался, а препятствия №58, №65 и № 112 проходились на разгруженных судах. Все эти действия были необходимы с точки зрения безопасности, но требовали дополнительных затрат времени, что привело к отставанию от запланированного графика. В результате, времени на безопасное прохождение какой-либо из дополнительных частей маршрута не хватило.

В то же время, следует отметить, что пройденный маршрут является полноценным и логически завершенным, и соответствует заявленной категории сложности.

Организация похода, обеспечение безопасности

Данный маршрут был выбран в качестве первого технически сложного похода для «молодежной» части группы, поскольку давно известен, хорошо описан, имеет простые пути подъезда-отъезда. Пешая часть маршрута достаточно тяжела, но технически несложна. Предполагался состав группы из 6-8 человек и два катамарана в качестве средств сплава. Немаловажным считалось и то обстоятельство, что сложность препятствий на этом маршруте (судя по описаниям) нарастает постепенно, что очень удобно для обучения. Судя по отчетам, все препятствия маршрута локальные и большинство из них не опасны для жизни. К факторам, усложняющим маршрут, следует отнести то, что при изменении уровня воды, подавляющее большинство препятствий на маршруте меняют не только свою сложность, но и свой вид. Таково единодушное мнение всех авторов найденных нами отчетов и описаний. Максимальная сложность большинства препятствий не превышает «пятерки», хотя известно, что в большую воду некоторые пороги могут быть и сложнее. В то же время, возможность просмотра и обноса любого препятствия сохраняется при любом уровне воды. Это сочетание факторов дает возможность (при правильной организации похода) пройти маршрут даже группе, имеющей в своем составе не очень опытных участников.

Непосредственная подготовка к походу началась примерно за три-четыре месяца до его начала.

Был проведен подбор участников, распределены обязанности в группе, определен необходимый объем закупок провизии, билетов и так далее.

В связи с тем, что в нашем клубе не набиралось достаточного числа опытных участников для подобного похода, недостающих участников пришлось искать по объявлению, через Интернет. После предварительной переписки было проведено личное знакомство с наиболее подходящими кандидатами. Это позволило сформировать достаточно работоспособную группу, хотя без сюрпризов не обошлось.

Во время подготовки, участники знакомились с описанием района путешествия, лоцией реки и планом путешествия. Все участники сами следили за своей физической подготовкой. Семь из восьми предполагаемых участников группы в апреле принимали участие в различных водных соревнованиях, а в мае совершили тренировочные походы. При этом старались пользоваться тем снаряжением, которое затем было взято в летний поход.

В качестве средств сплава были выбраны два катамарана-четверки. Выбор делался исходя из реального опыта участников, их физического состояния и условий обеспечения безопасности. Кроме того, масса переносимого снаряжения в пересчете на одного участника в таком случае минимальна.

Технические характеристики судов приведены в таблице ниже.

Тип судна Катамаран-четверка фирмы «Кулик» Катамаран-универсал (самодельный)
Число штатных членов экипажа 4 2-4
Тип обводов баллонов катамарана цилиндрические, с подрезкой типа «банан» сигарообразные, круглого сечения
Габаритная длина баллона, м 5.4 4.5
Материал внутренних баллонов ПХВ («каррингтон») «чернуха»
Наибольший диаметр баллона, см 50 55
Смещение миделева сечения к корме, в % от длины баллона 50 60
Полное водоизмещение одного баллона, л 900 690
Тип рамы, соединения элементов рамы плоская (прямые стержни), на скрутках
Габаритная ширина рамы, м 2.1 2.0
Тип посадки гребцов Коленная («каноистская»), в мягких упорах
Расположение багажа на судне На баллонах, в рюкзаках
Вес баллонов и всех веревок для сборки, кг 22.0 18.0
Вес переносимых деталей для одного весла, кг 0.7 (неразборное весло «Тритон») 0.36 (дюралевая лопасть и Т-образная рукоятка)

Универсальный катамаран был изготовлен в период подготовки к походу 2004 г и хорошо себя в нем зарекомендовал. Он был выбран в качестве флагманского судна, так как в зависимости от расположения экипажа может существенно менять ходовые качества. Так, при сближенной посадке и расположении груза в центре рамы, этот катамаран имеет повышенную маневренность, что было бы необходимо при низком уровне воды в реке. Для сплава по более мощной воде гребцы рассаживаются ближе к оконечностям судна, а груз размещается на баллонах. В этом случае улучшается «пробивная способность» судна в «бочках» и на высоких валах. Именно такой вариант посадки и применялся в данном походе. Скоростные же качества этого судна позволяют ему совершать необходимые перемещения в потоке при любой посадке гребцов.

Перед походом были проверены баллоны обоих катамаранов, сшит спасжилет одному участнику.

В качестве дополнительных мер по обеспечению безопасности, с учетом практически полной ненаселенности маршрута, на каждом судне было предусмотрено по два запасных весла, количество расходных материалов в групповом ремнаборе было несколько увеличено по сравнению с обычным, для аналогичных по сложности маршрутов. Кроме группового ремнабора на одном судне, на втором судне имелся судовой ремнабор, позволяющий быстро ликвидировать даже значительный разрыв оболочки и внутреннего баллона катамарана. Впрочем, для нашей группы это обычная практика. Так же, как и наличие мощной аптечки, 2.5-кратный комплект теплой одежды, использование водонепроницаемых часов со стрелочным циферблатом и многие другие мелочи.

В продуктовой раскладке был предусмотрен набор продуктов, который позволил бы группе избежать голода в случае непредвиденных 2-3 суточных задержек на маршруте. При этом возможное наличие «подножного корма» не учитывалось.

Палатки, продукты, топоры, варочная и личная посуда, были распределены по обоим судам. На каждом судне имелся комплект карт, схем и описаний на весь маршрут, компасы. В качестве дополнительного средства для ориентирования на маршруте использовался карманный GPS-приемник.

Группа была обеспечена и радиосвязью. Было взято три переносных радиостанции СВ-диапазона (27 МГц) типов «Таис» и «Беркут» с общими каналами. Радиус действия таких станций в походных условиях примерно 3- 5 км. Надо сказать, что рации оказались очень полезны, особенно на пешей части.

Все участники были снабжены полным комплектом страховочного и спасательного снаряжения: спасжилеты с ножами-стропорезами и встроенными обвязками, каски, гидрокостюмы и защитные костюмы поверх них. В карманах спасжилетов каждый участник имел герметично упакованные спички или зажигалку.

В качестве основных методов страховки предполагалась взаимная страховка («тандем») и нижняя страховка с воды одним судном другого, поскольку береговая страховка на широкой реке, да еще при малочисленной группе неэффективна. Тем не менее, были взяты также и бросательные «чулки». Основным их назначением предполагалась подача спасконца со страхующего судна отдельно плывущему человеку или экипажу аварийного судна, находящемуся на нем, а также, разумеется, подача конца с берега на судно.

График движения по маршруту, хотя и был спланирован достаточно напряженным, все же содержал несколько резервных дней. Из-за недостатков в подготовке некоторых участников, несхоженности группы и неблагоприятных погодных условий (паводковый уровень воды практически на всем маршруте) мы воспользовались этим резервом, как это показано ниже. Запланированный дополнительный маршрут по р. Утулик был отменен по решению группы, в связи с недостатком времени у части участников. Однако в целом, общие сроки проведения похода были выдержаны.

На маршруте все члены группы также соблюдали повышенные меры безопасности. При подходе к препятствию сплав велся методом «переменной точки причаливания». Все препятствия с неочевидной линией движения просматривались с берега, и линия движения обсуждалась со всеми экипажами. Преодоление препятствий сходу всегда осуществлялось со взаимной страховкой одного судна другим. Во время сплава, а также просмотра и фотографирования прохождения, все участники постоянно находились в спасжилетах и застегнутых касках. Суда во время сплава всегда находились в пределах видимости друг друга. Также были заранее обговорены сигналы, подаваемые руками или веслами.

Весь этот комплекс мероприятий позволил всем участникам преодолеть выбранный маршрут без аварийных ситуаций (не считая пары посадок на камни, закончившихся мелким ремонтом).

Графики движения
Запланированный график движения

Даты Дни активной части похода Участок пути Протя- жен- ность участка, км Способ передви- жения Определяющие препятствия
30.07–03.08 2005 Москва – г. Слюдянка - ст. Мурино - поезд,
03.08 1 п. Мурино – вдоль р. Лангатуй (за р. Голую) ~16 пешком Бомы (прижимы) и броды
04.08 2 До р. Бильчир ~18 пешком Бомы (прижимы) и броды
05.08 3 До р. Ара-Буректай ~16 пешком Перевал Лангатуйские Ворота
06.08 4 До р. Барун-Юнкуцук ~15 пешком Перевал Нухен-Дабан, брод через р. Барун-Юнкуцук
07.08 5 До устья р. Барун-Юнкуцук ~15 пешком
08.08 6 Дневка, строительство катамаранов. -
09.08 7 Запасной день -
10.08 8 Сплав до устья р. Орто-Оглок 14 ср-ва сплава Преп. 1 - 8
11.08 9 Сплав за устье р. Сайхохтый 20 ср-ва сплава Преп. № 13
12.08 10 До пор. «Мунгулгольский» 15 ср-ва сплава Преп. №№ 25, 29 «Калибр», 43 «Клык», 46 «Пелота», 58 «Извилистый»
13.08 11 До устья р. Ара-Буректай 14 ср-ва сплава Преп. №№ 59 «Мунгулгольский», 65, 66, 84 «Кит-Китский», 85, 86, 87 водопад, 88 «Жаба», 89 «Снежинка», 90 «Слив»
14.08 12 За устье р. Селенгинки. Радиальный выход на Соболиные озера. 20 15 ср-ва сплава пешком Преп. №№ 99, 104, 105, 111, 112 «Серая ямка»
15.08 13 До п. Выдрино 22 ср-ва сплава
16.08 14 переезд Выдрино – Слюдянка. Переход до Казачьей поляны 16 пешком Броды через р. Слюдянку
17.08 15 До Посетительского ручья. Радиальные выходы на пик Черского и водопады р. Подкомарной. 18 пешком Перевал Чертовы Ворота
18.08 16 До р. Утулик 14 пешком Броды через р. Спусковую
19.08 17 Дневка, строительство катамаранов - -
20.08 18 Сплав до пор. Чижик 14 ср-ва сплава Порог «Рассохинский»
21.08 19 Сплав до пор. Мангутайский 12 ср-ва сплава Пороги «Чижик», «Траверс», «Гротовый», «Трек»
22.08 20 Сплав до п. Утулик 23 ср-ва сплава Пороги «Мангутайский», «Зев», «Большой Мордоворот», «Малый Мордоворот», «Прямой»
23.08 21 Запасной день - -
24-28.08 п. Утулик – г. Москва - поезд

Реальный график движения

Даты Дни активной части похода Участок пути (от-до) Протяженность участка, км Общее ходовое время, час Способ передвижения, определяющие препятствия Метеоусловия Примечания
30.07 – 03.08 2005 Москва – г. Слюдянка - ст. Мурино - 86 + 1.5 Поезд № 222, билеты от Москвы до Слюдянки. Машину легко найти прямо на привокзальной площади, хотя, скорее всего, это не самый дешевый вариант.
03.08 1 п. Мурино – вдоль рек Хара-Мурин и Лангатуй (за 2-й приток) ~ 9 6 Пешком. Бом (прижим) Весь день тепло и солнечно. Ночь на удивление теплая. Тропа неплохая. Низкая скорость движения из-за слабой подготовки двух участников. Встали чуть дальше переправы по бревнам.
04.08 2 До устья р. Голой ~ 7 7 Пешком. Бомы (прижимы) и броды Легкая облачность. Тепло. Вечером покапал мелкий дождик. Перед обедом перебродили с правого берега на левый, и дальше шли по нему. Скорость низкая.
05.08 3 До левого притока на полпути от р. Голой до р. Нитяной ~7 6,5 Пешком. Бомы (прижимы) и броды Погода постепенно портится. Облачно, становится прохладнее. Вечером небольшой дождь. Весь день обходим бомы. Чаще – поверху, т.к. поток довольно мощный и глубокий, но иногда – по воде.
06.08 4 До р. Бильчир ~10 6 Пешком. Бомы (прижимы) и броды Днем несколько раз срывался мелкий дождик. Но в промежутках иногда выглядывало и солнце. Ночью тепло. За 1- 1.5 км до устья Нитяной разбои, среди которых не сразу находится тропа.
07.08 5 До верховьев Лангатуя ~ 10.5 8 Пешком. Болотистые участки и броды Переменная облачность. После обеда небольшой дождик. Бомы наконец-то кончились, но после брода в районе водопадов на Лангатуе довольно длинный заболоченный участок, где нет мест для стоянки.
08.08 6 До пер. Нухен-Дабан ~ 9.5 6,5 Пешком. Перевал Лангатуйские Ворота Солнечно, иногда легкая облачность. При ветре довольно прохладно. Перед Нухен-Дабаном стоянок практически нет, они начинаются за перевалом.
09.08 7 До везде- ходного брода через р. Барун-Юнкуцук ~ 13 7 Пешком. Перевал Нухен-Дабан, брод через р. Барун-Юнкуцук Дождливо и холодно. Вечером и ночью очень сильный ветер, гроза. Ночью холодно. После брода через Нухен участок с очень неудобной тропой. Брод через Барун-Юнкуцук глубокий.
10.08 8 До р. Снежной (ниже устья р. Зун-Байри) ~ 16 7 Пешком. Перевалы Байри и Байри-2, болотистые участки после спуска в долину Снежной Переменная облачность. Прохладно. Ночью тепло. Тропа, за исключением болотистых участков очень хорошая.
11.08 9 Дневка, строи- тельство катама-ранов. - - - В первой половине дня слабый дождь, затем проясняется. Уровень воды за ночь упал на 10, к вечеру поднялся на 15 см Хорошего строевого леса поблизости нет, но можно найти молодые березки, а недалеко от кордона есть горелый лиственничник.
12.08 10 Сплав до устья р. Урдо-Зубкосун 12 1,25 Ср-ва сплава. Преп. 1 - 8 С утра облачно, затем солнечно. Поздно вечером небольшой дождь и ветер. На реке один за другим идут «шуршунчики», почти все с валами до 1 м и выше. Понять какие из них попали в описание а какие нет - невозможно. Высокая скорость течения.
13.08 11 Сплав до устья руч. Кит-Кит 23 2,75 Ср-ва сплава. Преп. № 13 С утра пасмурно, несколько раз начинается дождь. Днем резко похолодало. Отогрелись только на вечерней стоянке. Уровень воды и скорость течения остаются очень высокими. Все препятствия, в т.ч. № 13, шли сходу. Обед из-за дождя и холода более 2 ч
14.08 12 За преп. №53 9 4 Ср-ва сплава. Преп. №№ 25, 29 «Калибр» (“Слон»), 38-40, 43 «Клык», 46 «Пелота», 48-50, 53. С утра пасмурно, затем развиднелось. К вечеру совсем тепло и небо чистое. Порог «Калибр» был обнесен по причине опасности и невозможности надежной страховки имеющимися средствами.
15.08 13 До пор. «Мунгул-
гольский»
7 7 Ср-ва сплава. Преп.№ 58 «Извилистый», №59 «Мунгул-
Весь день теплый и солнечный. «Извилистый» в нашу воду оцениваем V к.с. (прошли), а «Мунгулгольский» - VI к.с. (проводка судов ниже основных сливов)
16.08 14 До водопада 13 6,5 Ср-ва сплава. Преп. №№ 65, 66, 84 «Кит-Китский», 85, 86, 87 водопад, 88 «Жаба», 89 «Снежинка», 90 «Слив» Весь день теплый и солнечный. Вечером небольшой дождь. В преп. 65 провели суда ниже первого слива, остальную часть проходили на разгруженных судах. Преп. 87-90 обнесли.
17.08 15 До преп. №112 15 2,5 Ср-ва сплава. Преп. №№ 99, 104, 105, 111 С утра небо хмурое, затем до вечера тепло и солнечно. К вечеру небо затянулось. Под утро небольшой дождь. Преп. №№ 99, 111 шли с просмотром, остальные – сходу. Стоянку после пр.108, описанную в отчете не нашли. Стояли прямо перед пр. 112.
18.08 16 До п. Выдрино. 26 4 Ср-ва сплава. Преп. №№ 112 «Серая ямка», 113, 114, перекаты, разбои. С утра небо хмурое, затем до вечера тепло и солнечно. Преп. № 112 шли на разгруженных судах, все остальное – сходу.
18.08-22.08. 2005 Переезд Выдрино – Слюдянка – Москва - - Поезд -

Техническое описание

В начале - несколько замечаний общего характера.

Описываемый маршрут достаточно давно известен. Большинство описаний, встречавшихся нам, содержат довольно много полезной информации, однако претендовать на исчерпывающую полноту, пожалуй, не может ни один из прочитанных нами отчетов. Кроме того, что многие из них были написаны довольно давно, на лоции, разумеется, не могли не влиять выбор судов для сплава и уровень воды, при котором велся сплав. Разными были и пути подхода к реке, точки начала сплава. Поэтому наша группа старалась как при подготовке к походу, так и при прохождении маршрута пользоваться одновременно несколькими описаниями и картографическим материалом из разных источников. Это обычная для практика для автора данного отчета. Ниже приводится мое собственное техническое описание для всего маршрута. В этом описании и схемах сохранены, в основном, названия географических объектов в соответствии с картой [5] а нумерация водных препятствий на реке – из [3] и [4]. Там, где приняты названия из других источников, есть указания в тексте, а названия из [5] приведены в скобках, либо напрямую указан источник.

Краткая характеристика использованных источников информации

Отчет [1], очевидно, послужил основой для большинства последующих описаний. Он производит весьма добротное впечатление. Приведено довольно полное описание как пешей, так и водной частей маршрута, есть много толковых фото прохождения большинства серьезных препятствий. Очень существенным минусом (который, впрочем, не имеет к авторам никакого отношения) является то, что какие-то варвары (менее резкого эпитета они не заслуживают, а более резкие – и правильные – к сожалению здесь нельзя воспроизвести!) выдрали из отчета все карты и схемы. Зато они сохранились в ближайшем по времени прохождения отчете [2]. Зная, как мало в те годы было источников для написания отчетов, я почти не сомневаюсь, что приведенные в [2] схемы очень мало отличаются от аналогичных из [1]. По крайней мере, нумерация препятствий совпадает.

Оба этих источника наша группа в основном использовала при подготовке к походу. На маршруте же мы пользовались более поздними описаниями [3]-[4], [6]-[7] и картами [5]. Все эти источники в совокупности позволили получить достаточно полную картину обстановки на маршруте. Очень удачной обоим нашим капитанам показалась схема с указанием основных препятствий из [3] и подробная схема предводопадного участка. Грубых ошибок в описаниях мы не нашли, ну а без мелких неточностей в таком деле не обходится. Есть только один вопрос, которому, по моему мнению, следует уделить здесь внимание. Это вопрос: Лангутай или Лангатуй?

Речь идет, разумеется, о названии правого притока Хара-Мурина, по берегам которого проходила значительная часть нашего маршрута на Снежную. Дело в том, что и на соответствующем листе из [5], и на т.н. «картах Генштаба», которые, возможно, послужили первоисточником для этого альбома, река названа Лангатуем, а вот перевал в ее истоках носит название Лангутайские Ворота. Полный разброд царит и в отчетах. Только первопроходцы четко пишут о реке Лангатуй и о Лангатуйском перевале. Однозначную трактовку этого названия можно найти и в интереснейшей книге [8], выдержки из которой приведены в приложении к настоящему отчету. Поэтому везде в данном отчете будет применяться только название Лангатуй.

Краткая характеристика района путешествия

Прибайкалье, как следует из самого названия – территория, граничащая с озером Байкал. Здесь находится ряд крупных горных массивов – хребты Хамар-Дабан, Баргузинский, Верхне-Ангарский, Байкальский. Их максимальные высоты колеблются от 2 до 3 тысяч метров над уровнем моря. Территория нынешнего Прибайкалья подверглась в свое время сильным тектоническим движениям. Поэтому для нее характерны складчатые горные структуры. Часто встречается чередование хребтов и межгорных котловин, вытянутых в северо-восточном или близком к нему направлении.

Тектонические движения земной коры продолжаются и сейчас, проявляясь в частности, в виде землетрясений, правда, чаще всего – без заметных смещений горных пород, оползней и обвалов. Эти явления характерны лишь для гор, вплотную окружающих Байкал. Здесь за последние 200 лет отмечено до 800 землетрясений, причем сила некоторых из них достигала 8 баллов.

В результате, нагорья Прибайкалья во многих местах труднодоступны. Район в целом еще очень слабо освоен и мало заселен. Несмотря на это район неплохо изучен и в литературе нетрудно найти его подробные описания, к которым я и отсылаю наших любознательных читателей.

Нас же в первую очередь интересует хребет Хамар-Дабан, со склонов которого стекает река Снежная. Хребет вытянут с запада на восток и прикрывает озеро Байкал с юга. Хамар-Дабан является естественным продолжением Восточного Саяна, а некоторые источники прямо включают его в состав Восточного Саяна. Последнее утверждение я полагаю неверным, поскольку между Хамар-Дабаном и Восточным Саяном проходит естественная и достаточно явно выраженная граница – долина р. Иркут.

Длина горного массива Хамар-Дабан около 500 км, ширина колеблется от 80 до 150 км. Средняя высота горных цепей составляет 1650 м. Наиболее высокая часть хребта расположена в междуречье Снежной и Ара-Буректая, Выдриной, Переемной, в верховьях Утулика. Самые высокие вершины хребта Хамар-Дабан - г. Хан-Ула (2374 м), Сохор (2223 м), Маргасан (2253 м). Отроги хребта, расположенные ближе к Байкалу, относят к альпийскому типу. В глубине горного массива преобладают некрутые и безлесные скалистые горные вершины - гольцы, которые к югу и юго-востоку постепенно уменьшаются по высоте. Гольцовый пояс Хамар-Дабана представляет собой слабоволнистое плато, глубоко расчлененное речными долинами. Часто встречаются формы ледникового рельефа – цирки, кары, «бараньи лбы».

Хамар-Дабан, как и все Прибайкалье, лежит в поясе умеренно-континентального климата. Холодная зима продолжается здесь от 5 до 8 месяцев, случаются морозы до минус 40–50 градусов. Средняя температура января минус 20 градусов мороза. Однако лето относительно теплое, подчас даже жаркое. Наиболее высокие температуры – до 30 градусов Цельсия – в горах бывают в июле, а на побережье – в августе. Среднегодовые температуры почти всюду ниже нуля.

Континентальность климата проявляется и в резких колебаниях температуры в течение суток, и в сравнительно небольшом количестве осадков, выпадающих главным образом в июле и августе. Большое влияние на распределение осадков оказывает рельеф.

Склоны гор, обращенные в сторону влажных ветров, всегда получают значительно больше влаги, чем противоположные. Северо-западные склоны Хамар-Дабана, обращенные к Байкалу, получают в год до 800- 1400 мм осадков, а на юго-восточных склонах местами выпадает за год менее 300 мм. До 75-80% годовой суммы осадков приходится на теплый период года. Зимой, когда влажность воздуха невелика и преобладает ясная погода, осадков в виде снега почти всюду немного. Несмотря на длительность зимы и почти полное отсутствие в это время оттепелей, мощность снежного покрова, даже в конце зимы невелика и в большинстве районов колеблется от 30 до 70 см. Среднее количество дней с метелями за зиму доходит до 75.

Весна в Прибайкалье не только поздняя и короткая, но и сухая, ветреная. Нередко случаются заморозки. В это время года на хребте наблюдается самый низкий уровень влажности.

Начало весны знаменуется установлением положительных температур. Как правило, это вторая половина апреля. Лето короткое. Средняя температура июля в таежной зоне колеблется от 12 до 17 градусов тепла. Конец августа можно считать началом осени, а в горах – уже и началом зимы. На гольцах снег выпадает нередко уже в третьей декаде августа, а через две-три недели обычно устанавливается устойчивый снежный покров. Переход от осени к зиме происходит быстрее чем от весны к лету.

Хребет располагается в зоне тайги. Преобладают хвойные, преимущественно лиственничные, леса, но встречаются кедры и сосны. Из лиственных пород наиболее распространена берёза. В поясе высоких гор граница леса лежит на высотах 1100- 1500 метров. Выше неё леса сильно редеют и сменяются предгольцовым редколесьем. Днища межгорных понижений обычно заболочены, лес, как правило, там отсутствует, они заняты ерниками, иногда лугами.

Для гольцовой зоны характерны небольшие островки кедрового стланика и все виды гольцовых тундр. Лишь изредка встречаются небольшие участки субальпийских и альпийских лугов. Каменные россыпи покрыты высокогорной лишайниковой тундрой с участками зарослей ерника, стланика, рододендрона.

В таёжной зоне нередки заросли кустов дикой жимолости, а иногда чёрной и красной смородины. Можно найти грибы, чернику, землянику и голубику.

В горной тайге обитает медведь, благородный и северный олени, изюбр, кабарга, лось, рысь, соболь, белка, заяц. Но чаще всего, пожалуй, можно встретить бурундуков. Из птиц характерны кедровка, сойка, дятел, ястреб, куропатка и глухарь. В реках повсеместно водится хариус, встречается ленок.

Фауна высокогорья беднее. Однако и здесь встречаются дикие северные олени, горные козлы и бараны, пищухи, высокогорные полевки.

Средняя плотность населения Хамар-Дабана составляет 2 чел/кв. км, при этом коренное население составляет только 1/4 часть. Основную часть населения составляют русские и буряты. Населённые пункты сосредоточены, в основном, у Транссибирской магистрали, а в глубине хребта лишь изредка встречаются охотничьи избушки.

Транспортная сеть развита крайне слабо. Горный массив Хамар-Дабан пересекается лишь вьючными тропами. Наиболее известные тропы проходят по древним караванным путям, проложенным во времена, когда берег Байкала представлял наиболее сложный участок пути с Запада на Восток. Это тропы Жемчужная а позднее Веселовская, от пос. Жемчуг в долину реки Джида (проходит через истоки реки Зун-Мурин), «Чайный тракт», а позднее Старокомарская дорога от ст. Слюдянка до реки Утулик, далее по реке Шибутуй, через озеро Патовое в долину реки Снежная. Протяженность маршрутов, пересекающих Хамар-Дабан, около 100- 120 км.

Почти все реки Хамар-Дабана начинаются в гольцовой зоне и характеризуются живописными каньонами и водопадами, особенно у истоков и основных прорывов через горные цепи. Озера немногочисленны и связаны с областями распространения последнего обледенения и днищами прогибающихся межгорных котловин. Реки северного склона питают озеро Байкал и для них характерна изумительная чистота. Долины рек круто врезаны на глубину порядка 1000 м. Для них характерны уз­кие, V-образные котловины и ущелья, частые выходы на поверхность твердых пород. Как следствие - значительные уклоны профилей долин, быстрое течение с водопадами, порогами и шиверами.

Питание рек главным образом дождевое. Распределение стока по сезонам неравномерно. На период летних дождей приходится 50-80% годового стока, нередки катастрофические паводки.

Основные реки хребта: Утулик, Хара-Мурин, Темник, Снежная. Последняя берёт своё начало в республике Бурятия, а с окрестностей устья ее левого притока - р. Чернушки - и до озера Байкал по ней проходит граница Бурятии и Иркутской области.

Характеристики р. Снежной

Река Снежная - самая крупная и многоводная из рек, стекающих с северного склона Хамар-Дабана. Она берет начало с горного масси­ва Тыргын, близ горных перевалов Сангин-Дабан и Дабан-Утулик, с высоты около 2300 м. Река по площади бассейна (3020 кв. км) и наибольшему расходу воды (190 куб. м/сек) стоит после таких гигантов, как Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин. Средняя высота бассейна Снежной - 1470 м. Местное название Снежной - "Удулха" - рыбная река.

Водный режим Снежной характеризуется резкими колебаниями уровня воды летом, двумя минимумами в весенний и осенний период, а также устойчивым уровнем зимой. Вскрытие реки начинается в начале мая, в верхнем течении лед тает на месте, а в низовьях бывает кратковременный ледоход. В мае начинается незначительный подъем уровня воды, который сменяется резкими подъемами в период летних дождей. В летние месяцы сток реки определяется в первую очередь осадками, причем - это поверхностный сток, четверть - подземный. По многолетним наблюдениям в течение июля и августа происходит в среднем 2-3 паводка. Колебания уровня воды при этом в среднем составляют 0,5- 1,0 м. Интенсивные ливневые дожди нередко повышают уровень воды и на 1.5- 2.0 метра в среднем и нижнем течении реки. Средние многолетние характеристики скорости подъема воды 0.5-1.0 метра в сутки, продолжительность спада 3-5 суток.

На своем пути от истока до впадения в Байкал Снежная преодолевает 173 км со средним падением более 10 м/км, причем основное падение приходится на участок среднего и нижнего течения, после того как река резко поворачивает на северо-восток (после впадения правого притока Орто-Оглок), прорываясь к Байкалу. Ниже, общее направление реки меняется на северное. На этом участке находится двенадцатиметровый водопад Хырмын-Дулю, который представляет собой серьезную опасность для путешествующих по реке. После него, один за другим, следуют два очень сложных порога "Жаба" и "Снежинка", отнесенные к шестой категории сложности. Средний расход воды в точке возможного начала сплава - около 15 куб. м/сек, в устье - около 80 куб. м/сек.

Описание пешей части маршрута1

03.08.2005. Пеший переход на р. Снежная для нас начался от автодорожного моста через Хара-Мурин, куда нас довезла нанятая маршрутка. Те же, кто приехал на электричке, до этого места должны пройти примерно 3.5 – 4 км от станции. От моста по берегу реки уходят две отчетливо видные колеи заросшей дороги, но уже через несколько десятков метров дорога превращается в тропу. Увы, тайные надежды подъехать хоть сколько-нибудь еще не оправдались. Ну, да ладно, тропа очень неплоха.

В нескольких десятках метров от моста, справа от тропы есть довольно уютная полянка на берегу реки, расположенная в небольшой балке. При необходимости, здесь можно встать на ночлег, хотя близость дороги не обещает спокойного сна.

Сначала тропа идет по террасе правого берега Хара-Мурина. Река хорошо видна в просветах между деревьями. Примерно через 10-15 минут хода тропа разветвляется. Более широкая и натоптанная тропка поворачивает чуть влево и лезет круто вверх. Другая тропа уходит ближе к берегу реки. Идем по верхней тропе. Как выясняется чуть позже, она обходит небольшую с виду скалу, отвесно уходящую прямо в воду. Вскоре выходим к устью Лангатуя. Чуть дальше у тропы есть небольшая ровная площадка, где можно поставить одну-две маленькие палатки впритык друг к другу.

В некоторых отчетах встречаются утверждения об отсутствии воды на этом участке маршрута. Кое-кто пишет об остатках укрепления тропы. Упоминается, что тропа сначала уходит вверх на водораздел и только выше устья Лангатуя спускается к воде. Ничего этого у нас не было. Все это заставляет думать, что кроме той прибрежной тропы, которой пользовались мы, существует еще одна – «верхняя». Возможно, именно по ней на данном участке и проходил ранее Игумновский почтовый тракт.

Далее, на протяжении 2.5 – 3 км мест для стоянки нет. Тропа идет на некотором расстоянии от реки, местами она слегка заболочена. Затем, одну за другой, проходим несколько хороших полянок для стоянки. Скорее всего, здесь и находится первый брод на левый берег, упоминаемый в других отчетах, но тропа хорошая, и мы продолжаем идти по правому берегу.

Следующий ориентир – поворот русла реки, за которым несколько заболоченных участков на тропе. Очевидно, это устья ручьев, текущих в Лангатуй. Рядом с большой ровной поляной находится стационарная переправа через Лангатуй. Она представляет собой два довольно тонких бревна, переброшенных с одного берега на другой в скальном сужении. (Внимание! Это не та переправа, которая часто упоминается в отчетах прошлых лет. Здесь нет промежуточной опоры - скалы в центре русла и высота над водой существенно больше). Бревна в одном месте связаны толстой проволокой, но все равно могут прогибаться независимо друг от друга. Длина «висячего» участка переправы 8 –10 м, высота над уровнем воды около 3 – 3.5 м. Глубина воды под бревнами не менее 1.5 м.

Мы встали на ночлег в 200 м дальше переправы, на еще одной поляне, которая находилась на высоком мысу. Разведка показала, что дальше в пределах досягаемости есть только одна стоянка, но она занята. Там расположилась группа из Екатеринбурга. Они приехали в Слюдянку на полсуток раньше нас.

Вечером провели разведку тропы на 20 мин хода налегке, а также тропы по другому берегу (переходили по бревнам). Приняли решение пока не переходить на другой берег, поскольку там тропа была не так нахожена и шла через стланик. Также, на ней было много поваленных стволов.

04.08.2005 . Продолжили движение по правому берегу. Через 15 мин. прошли стоянку уральцев. Здесь и дальше тропа идет по заболоченному участку. Мест для стоянки больше не видно. Борта долины придвигаются к воде, и тропа траверсирует довольно крутой склон, поросший стлаником. Скорость движения падает. После окончания траверса тропа спускается почти к воде, но впереди снова виден высокий и очень крутой склон. Останавливаемся и проводим разведку. Лезть на склон даже без рюкзаков не так уж и легко. Решаем перебираться на другой берег. Река неглубокая, но место для брода находится не сразу. Поток начинает сносить как только заходишь чуть выше чем по колено.

Наконец, место найдено. Сначала налегке переправились стенкой трое разведчиков, затем по опробованному маршруту шли уже с рюкзаками. Шли двумя стенками по 4 человека. Прошли нормально. Разведка и переправа заняли много времени, поэтому сразу после переправы устроили обед. Пока мы обедали, к месту брода подошли екатеринбуржцы и тоже начали переправляться. Но они шли по одному, причем некоторые рюкзаки разбирали и переносили вещи в два приема. Не очень понятно. Мы успели пообедать и собрались уходить, когда они только закончили переправу.

Сначала тропа идет по террасе вблизи воды и скорость движения довольно хорошая. Однако, вскоре и по этому берегу начинаются бомы. Самый большой и трудоемкий – первый. Обойти его по воде проблематично, поскольку поток довольно глубокий и сильный. Длительные же поиски брода свели бы на нет возможный выигрыш времени, поэтому мы полезли на стенку в прямом смысле этого выражения. Тропа очень круто поднимается на бом, затем начинается довольно длинный и неприятный траверс склона. Тропа узкая, много «живых» камней и наклонных стволов. Кое-где приходится рубить их, чтобы протиснуться с нашими рюкзаками. В одном месте пришлось навесить горизонтальные перила. Прошли без происшествий, но перемещения по генеральному курсу почти нет. И дальше бомы следуют с небольшими промежутками один за другим.

Довольно сильно вымотавшись, вышли на оборудованную рыбацкую стоянку напротив устья р. Голой около 18-302.

Небо хмурится. Поздно вечером даже покапал небольшой дождик, но через несколько минут кончился. Поляна довольно большая, но за дровами приходится идти метров за 300-400 – уж больно часто эта стоянка посещается.

На обоих берегах четкие ориентиры брода и вроде видно как от противоположного берега вглубь леса уходит тропа. Вечером удалось поймать несколько хариусов и мы разнообразили наш рацион. (Кстати, пойманы они были совсем не теми людьми, которые до похода больше всех хвалились своими достижениями в рыбалке.)

05.08.2005. С утра решили провести разведку тропы по обоим берегам. Брод здесь гораздо проще вчерашнего, и с шестом даже в одиночку перейти реку несложно. Однако тропы на противоположном берегу нет. Зато в глубине леса обнаружилось зимовье (оно и на карте указано), которое с берега не видно абсолютно. Убедившись, что идем «правильным» берегом, продолжили движение вверх, вдоль Лангатуя. Снова участки прибрежной террасы чередуются с бомами. Всего на маршруте мы насчитали их больше десятка. Большая их часть сосредоточена на участке от первой переправы через Лангатуй до устья Нитяной. Правда, чем выше по течению реки, тем легче их преодолевать, но легкость эта весьма относительная.

Большую часть бомов обходили поверху, но пару раз шли и по воде. При более низком уровне воды имеет смысл проверять броды чаще. За весь день по генеральному курсу прошли около 8 км. Мест, пригодных для стоянки на этом участке немного, но почти на каждом участке между бомами можно найти хотя бы небольшую площадку.

На ночевку встали около устья довольно большого ручья, так и не дойдя до Нитяной. Площадка находится сразу за очень крутым спуском с очередного бома. «Быстроногих оленей» опять пришлось сопровождать через последний бом, чтобы не затягивать процесс сбора группы до совершенно неразумных пределов.

Вечером порывался пойти дождик, но чуть покапав, раздумал.

06.08.2005. Утренние сборы несколько затянулись (начинает сказываться усталость и некоторый перегруз, поскольку приходится постоянно разгружать «быстроногих оленей», чтобы обеспечить скорость их передвижения, отличную от нулевой). Кроме того, погода портится на глазах. Пасмурно, часто срывается моросящий дождь. Однако все же выходим. Тропа от стоянки идет по ровному месту, упавших через нее бревен не так много и мы постепенно разгоняемся. Затем следует небольшой бом и участок, где тропа идет прямо по прибрежным камням, прижатая к воде сдвинувшимися бортами долины. В дождливую погоду здесь следует быть особенно осторожным: камни часто наклонные и скользкие.

Примерно через полтора часа движения подошли к характерному месту. Здесь местное расширение долины. Впереди по ходу нашего движения река поворачивает направо. Тропа, которая идет по узкой полочке правого (орографически) берега между урезом воды и склонами долины, упирается в довольно полноводную и глубокую протоку шириной более 2 м. Чуть выше ее устья мы3 смогли переправиться через нее по камням, с помощью шеста.

Далее мы оказались как бы в небольшой котловине, окаймленной крутыми склонами долины. По краям котловины идут два потока. Один мы только что перешли, второй – основной - течет слева от нас. Похоже, что мы на низком острове. Почти весь он зарос густым лесом. Промежутки между деревьями плотно забиты кустами и высокой травой. Только на самом левом от нас краю котловины, около воды широкий галечный пляж. Тропы не видно. Но самое противное, что почти все (с виду) залесенное пространство залито водой. Полное впечатление, что где-то вверху прорвало громадный подземный трубопровод (хорошо, если водяной, а если это канализация…?), и вода прет прямо через кусты и деревья, стекая в левое от нас русло многочисленными и довольно глубокими (выше башмаков) потоками.

Поскольку тропы мы сразу не увидели, то логичным показалось решение идти по галечному пляжу, огибая край леса. Так мы и сделали, перебравшись через основные вытекающие из леса протоки по краю леса. Однако, пройдя метров 150-200 по камням и подойдя к правому (по ходу движения) повороту долины и русла реки, мы увидели, что галечник кончился, и мы зажаты основным руслом реки слева и буреломом в лесистой части справа. Вперед можно пройти, только перебредя на другой берег. В этот момент нас догнали трое пешеходников из Екатеринбурга, а на горизонте появились их земляки-водники. Видя, что мы потеряли тропу, они благоразумно остановились у слияния проток.

Мы связались по рации с нашей передовой группой и уточнили их путь движения в этом месте. Как выяснилось, они тоже потратили какое-то время на поиски тропы, но, в конце концов, обнаружили ее. Обсудив результаты переговоров с пешеходами, надеваем рюкзаки и возвращаемся к месту переправы через первую протоку. Как выяснилось, надо после переправы идти вдоль нее по лесу, а не отклоняться влево к галечному пляжу, как это сделали мы. Здесь на небольшом сухом пятачке есть стоянка, к которой идет видимая в траве тропка. А где-то рядом с ней проходит и основная тропа. Стоянку-то мы обнаружили еще при первом заходе, но выхода тропы с нее не увидели. Идем шеренгой по лесу без тропы и примерно через 200- 300 м обнаруживаем пропажу. Тропа довольно утоптанная, явно часто используется. Как мы ее не заметили раньше, непонятно. Пешеходники резво ускакали вперед (еще бы – у них выходной вес - по их словам - был 19 кг на мужика и 12 на женщину! Да с такими «авоськами» не то что ходить – летать можно!), а екатеринбургские водники, напротив, остановились на обед на стоянке, через которую мы только что прошли.

Пройдя примерно 15 минут среди леса по вновь обретенной тропе, мы вышли к берегу реки и на небольшой полянке устроили обед. Когда заканчивали, мимо нас прошли екатеринбуржцы. Вскоре и мы двинулись вслед. Примерно через 30-40 мин нашего неспешного хода мы вновь увидели и их, и их земляков пешеходников. Вся компания с увлечением ловила рыбу в большой прозрачной ванне напротив устья Нитяной. Доползли-таки!

Поскольку народу и без нас хватает, останавливаться не стали. И как потом выяснилось – поступили совершенно правильно. Несмотря на кажущуюся перспективность места, там никто ничего не поймал.

Судя по имевшимся у нас описаниям, расстояние от устья Нитяной до устья Бильчира составляет около 8 км и проходится примерно за 3 – 3.5 часа. Поскольку время позволяло, мы решили пройти этот участок.

Тропа по-прежнему вполне удовлетворительная. Больших бомов уже не встречается, но кое-где приходится обходить прибрежные скалы поверху. Лангатуй становится все уже, но уклон увеличивается. Река падает с громадных валунов живописными каскадами. Примерно через 40 мин хода тропа упирается в отвесную скалу. Дальше по этому берегу хода нет, надо бродить. Разведчик нашел место для брода и хорошую тропу на противоположном берегу, но между ней и берегом почти 50 м очень крутого и густо заросшего склона. Судя по всему, «штатное» место брода, описанное в отчетах, мы проскочили. Но возвращаться не хочется, тем более, что путь наверх тоже найден – по руслу падающего со склона ручья. Пока переобувались, чтобы не мочить кожаную обувь, ниже нас метрах в 200 у воды появилось уже знакомое трио пешеходников. По энергичной жестикуляции поняли, что они нашли брод и зовут нас. Однако, у нас уже часть народа на другом берегу и мы продолжили идти своим путем.

Переправа и подъем на тропу заняли примерно 20 минут. Тропа здесь широкая, ровная – почти парковая аллея. Через несколько минут хода остановились на небольшом расширении тропы, чтобы заснять очень красивые водопады Лангатуя. И снова в путь.

Дальше, почти до самого Бильчира тропа заболочена, нередки упавшие через нее стволы деревьев. Тропа идет в отдалении от реки, только изредка приближаясь к берегу. Мест для стоянки нет абсолютно. Идти довольно тяжело и группа вновь растягивается. Хорошо хоть, что моросивший до этого дождь наконец прекратился.

До первой пригодной для ночлега площадки передовая группа добралась примерно через полтора часа. («Быстроногие олени» потратили на этот путь почти вдвое больше времени.) На ее нижнем краю лежит громадный ствол упавшего кедра. Сама площадка наклонная, но места для палаток выбрать можно.

На площадке уже расположились пешеходники, но, увидев наших «впередходящих», великодушно уступили место и ушли на следующую полянку. По их информации, до устья Бильчира около 300- 400 м и здесь есть несколько мест для ночлега.

К моменту подхода последних участников, ужин уже был сварен, так что можно было быстро восстановить изрядно подтаявшие силы.

07.08.2005. Ночью был небольшой дождик, но к утру прекратился. После завтрака продолжили путь по правому берегу Лангатуя. На протяжении 12-15 минут хода видели еще пару небольших полян, пригодных для стоянки, затем вышли к Бильчиру. Речка шириной чуть больше 10 м и глубиной по колено. Брод несложный. После брода на стрелке также можно найти место для стоянки, но берег тут низкий. Если здесь бывают резкие паводки, то могут быть и проблемы.

Кажутся странными слышанные (или читанные где-то) истории о том, как в этом месте некоторые группы умудрялись заблудиться и после брода пойти не по долине Лангатуя, а по долине Бильчира.

Через несколько минут хода после брода тропа довольно резко лезет в гору, одновременно забирая влево, от реки. Возвращается к воде она примерно через полчаса хода. Далее тропа все время идет относительно недалеко от воды. Почти постоянно – с набором высоты, но уже не так круто. Начинаются заболоченные участки, перемежающиеся с моренными полями. Четких ориентиров на этом участке нет, кроме указанных на карте двух правых притоков Лангатуя (да и те непросто отличить от других, текущих среди болот, но не попавших на карту). Однако, тропа на всем протяжении четко просматривается (или угадывается там, где она идет по камням), так что заблудиться довольно трудно.

На этот день поставлена задача подобраться как можно ближе к перевалу Лангатуйские Ворота, чтобы завтра гарантированно уйти за него. Задачу выполнили, но как обычно – каждый в своем темпе. На ночлег встали на площадке после второго притока и резкого взлета за ним. За водой надо спускаться к только что пройденному притоку.

08.08.2005. Утро ознаменовалось забавным инцидентом: главный гитароносец при выходе со стоянки забыл инструмент в кустах. И потопал так резво, что догнать его, чтобы вернуть пропажу, удалось только через пару ходок. Тропа становится все лучше. Но лезет вверх все круче.

Примерно через час нашего неторопливого хода, последний раз в этом походе перешли через Лангатуй. На этот раз – по камням, даже не замочив ног. Тропа идет по редколесью, местами среди высокой и густой травы. Прошли мимо двух озер (тропа огибает их справа по ходу), преодолели довольно крутой, частично заболоченный взлет, и в предперевальной ложбине устроили обед. Воду брали из ручейка, журчащего между камнями чуть ниже. По вкусу она здорово отличается от лангатуйской, но если часть группы считает эту воду гораздо более вкусной, то остальные придерживались строго противоположного мнения.

Пообедав и отдохнув, примерно за 40 минут набрали оставшуюся сотню метров по высоте и вышли на перевальную седловину. Здесь довольно широкая ровная площадка, наполовину заросшая стлаником. Посередине площадки сложен тур, из которого мы достали несколько записок. Это сообщения владивостокской группы из клуба Green TOUR (от 14.07.2005), записка от Ю. А. Иванова из ЦУП-М, (г. Королев, Моск. обл., от 17.08.2004), пешеходников из Костромы и полустершаяся, промокшая записка от белорусских туристов-лыжников. Тексты записок приведены в приложении.

С перевала открывается красивый вид на северные склоны, откуда мы и пришли. Оставляем свою записку, фотографируемся на память и уходим вниз. После спуска с седловины, тропа идет слева от небольшого озера, затем переходит через ручеек (Аксай, по другим источникам - Астуй) и траверсирует склон, поросший ерником. При этом тропа несколько загибается вправо. Здесь проходит водораздел между бассейнами Хара-Мурина и Снежной, поскольку река Ара-Буректай, к которой мы подошли, уже является притоком Снежной. Мы еще увидим ее устье в самом конце похода.

Дальше наш маршрут проходит по заброшенному ныне Игумновскому почтовому тракту, связывавшему Россию с Монголией и северными районами Китая до постройки железных дорог. До сих пор следы этого тракта в виде остатков мостов через небольшие речки и гатей через болотистые участки тропы хорошо видны. Один из таких мостов через приток Ара-Буректая лежит сейчас перед нами. Перешли через речушку и начали подъем к перевалу Нухен-Дабан.

После переправы можно найти место для стоянки, хотя и не слишком удобное. Далее довольно крутой взлет. Затем тропа идет по правому (орографически) склону долины Ара-Буректая, вдали от воды. Набор высоты незаметен. Иногда кажется, что тропа вообще спускается вниз. Поскольку тропа идет по узкой полочке, хороших мест для стоянки до самого перевала нет. Поняв, что сегодня уйти за перевал мы не сможем, остановились на ночлег прямо на тропе. Место нашли на небольшом расширении тропы перед ручейком, пересекающим ее в небольшой ложбинке4. На склоне ниже тропы, как раз напротив стоянки, в кронах двух огромных кедров обитает семейство бурундуков, которое развлекало нас весь вечер. После захода солнца налетел шквалистый ветер, но к ночи стих. Ночью слегка накрапывал дождик.

09.08.2005. С утра небо плотно затянуто тучами. Прохладно и ветрено. Примерно через полчаса после выхода со стоянки поднялись на перевал. Перед перевалом слева от тропы - озеро, из которого вытекает р. Ара-Буректай. Перевал находится в зоне редколесья. Седловина довольно узкая. Горизонт закрывают деревья и скальные выступы. Здесь также есть тур с записками и дерево, увешанное ритуальными ленточками. На перевале, как в трубе, дует ветер. Начинает моросить дождь. Поэтому мы, не задерживаясь надолго, ушли дальше. Сразу за седловиной есть пара мест, пригодных для стоянки. Тропа вскоре после перевала входит в хороший смешанный лес. Тропа очень хорошая, ровная. Местами напоминает хорошую проселочную дорогу. Местами же представляет собой русло, по которому бежит ручей, потому как дождь усиливается. Где-то слева от нас должен быть Нухен, но тропа идет вдали от воды и его не видно.

Примерно за три часа мы добрались до устья Нухена5. Здесь есть первая приличная стоянка вблизи воды на всем протяжении лесистого участка после перевала. Пока готовили слегка запоздавший обед, нас догнала уже знакомая группа екатеринбургских водников. Поскольку они чуть раньше устраивали на тропе перекус, то сейчас прошли мимо нас к устью Нухена и… повернули вверх по течению Барун-Юнкуцука. Приходится их догнать и предупредить об ошибке. Дело в том, что тропа при выходе из леса несколько отклоняется от реки. Поэтому, спустившись к стоянке и пройдя через нее, приходится делать довольно крутой поворот налево, к броду через Нухен, что кажется нелогичным, пока не взглянешь на карту и компас.

Нухен впадает в Барун-Юнкуцук несколькими потоками, текущими между громадных окатанных валунов, поэтому перейти реку можно, не замочив ног.

Дальше начинается довольно неприятный участок тропы по каменистой пойме, густо заросшей ерником и травой. Неприятность заключается в том, что тропа представляет собой узкую, глубоко выбитую между камней канавку. На ней нередки скрытые травой и кустами ямы, где невнимательный ходок запросто может получить серьезную травму. Дождь не кончается, делая движение еще менее приятным.

Примерно через 1- 1.3 км тропа поднимается с камней в лес и дальше идет по нему до т.н. «вездеходного брода». В этом месте оба берега холмистые, но между холмами и водой – заросшая кустами каменистая пойма. На левом, по которому мы и идем, лес несколько отходит от реки. На холмах стоят отдельные деревья. Между ними с трудом можно найти несколько ровных площадок под палатки. Река делится каменистыми островками на несколько проток. Чуть выше островков среди кустов можно заметить заросшие колеи, по которым когда-то проезжал гусеничный вездеход. Колеи спускаются к реке, и их следы появляются на другом берегу уже у подножия холмов. Лес на холмах близ правого берега горелый, сохранилось только несколько мощных кедров и лиственниц. Между ними, в складках холмов также можно устроить стоянку. Остальные места или неровные, или слишком открыты и насквозь продуваются довольно сильным ветром с дождем, который никак не хочет уняться. На правом берегу, ниже островков, у берега довольно большая ровная болотистая ложбина без деревьев. Примерно через 150- 200 м высокие крутые склоны подступают к воде, река поворачивает направо.

Мы перешли вброд на правый берег и заняли стоянку на склонах холмов. Уральцы, немного отставшие от нас, остались на левом берегу. Дров поблизости нет. Приходится идти наверх, в горельник. Но и там найти ствол тоньше 30 см в диаметре – проблема. Тем временем дождь и ветер усиливались. Ветер сдувал огонь от костра, несмотря на выстроенную защитную стенку. Тепло впустую уносилось в пространство, не давая нам как следует согреться. Однако постепенно все вошло в нормальное русло. Палатки поставлены, тент над костром укреплен дополнительными веревками и может противостоять постоянно налетающим шквалам, на костре варится ужин… Черные тучи над окрестными горами уже не кажутся такими зловещими.

Спать ложимся под шум дождя. Что день грядущий нам готовит?

10.08.2005. Первоначальный план похода предусматривал сплав по Барун-Юнкуцуку либо от той точки, куда мы сейчас пришли, либо от ближайшего пригодного места ниже по течению. Однако воды в реке здесь явно недостаточно для сплава. Нет поблизости и строевого леса. А самое главное, нет времени для глубокой разведки, поскольку точная информация о тропе вдоль Барун-Юнкуцука, а также местах, пригодных для стоянки и стапеля, тоже отсутствует. Есть только общие сведения о том, что в принципе это возможно, взятые из отчета [4] и телефонных разговоров с участниками того похода. К сожалению, руководителя той группы уже нет в живых. Он умер за две недели до моего звонка. Тщательно осмыслив ситуацию, принимаю решение продолжить пешую часть по «стандартному» варианту – до кордона Байри и начать сплав оттуда.

Вездеходная дорога проходит недалеко от нашей стоянки и хорошо видна. Она идет до самого кордона Байри и является самым лучшим ориентиром на этом участке пути. Пока мы неторопливо собирались, мимо прошли уральцы. Мы снова в роли догоняющих.

От стоянки дорога сначала поднимается на террасу и подходит к началу взлета на перевал Байри. Здесь мы перешли вброд ручей с чистой и вкусной водой. Дальше начинается крутой и затяжной подъем к перевальной седловине. Дождь к утру выдохся, но все ложбинки полны водой. В бурные ручьи превратились и колеи дороги, по которой мы шли.

Примерно через полчаса хода подъем выполаживается, но дорога все равно идет слегка вверх. Вокруг торчат черные стволы обгоревших когда-то деревьев. Слева склон уходит вниз, справа подходит ребро отрога. Все точно соответствует карте. А вот и тур слева от тропы. Ощущения перевала нет, поскольку дальше дорога идет ровно, а потом даже уходит вверх и направо, огибая склон. Следует еще один подъем, и мы выходим к следующему туру. Это т.н. «лже-Байри» или «Байри-2». На карте он не обозначен как перевал, хотя и находится выше «официального» перевала. От тура открывается великолепная панорама южных склонов Хамар-Дабана. Делаем несколько снимков. Теперь только вниз.

Спуск в долину Снежной напоминает прогулку по лесопарку. Тропа очень ровная, чистая. Прямо под ногами масса грибов (в основном – маслята, моховики, подосиновики), по обочинам дороги часто встречается голубика и брусника. Последняя, правда, мелкая и незрелая.

Если северные склоны, по которым мы поднимались, буквально сочились водой, то здесь - на спуске – абсолютно сухо. Пора бы уже обедать, но воды нет. Хорошо, что один участник уже был здесь раньше пару лет назад. Он вспомнил приметы места, где в тот раз они выкапывали яму-колодец рядом с тропой. Костер развели прямо на тропе и дежурный с котелками убежал вниз за водой. Как выяснилось, мы не дошли до колодца примерно 10 минут.

В конце спуска дорога упирается в болото. Здесь лучше идти не по растоптанной тропе, а по кочкам рядом с ней. Но все равно, скорость движения резко падает, идти тяжело. Тропа остается заболоченной до самого выхода к кордону. Вскоре после спуска в долину, мелкие ручейки незаметно собираются в одно русло и вот уже справа от тропы шумит речка – Зун-Байри, впадающая в Снежную около кордона. Тропа все время будет идти по ее левому берегу.

Примерно на полпути между истоком и устьем Зун-Байри, тропа пересекает ее левый приток. Здесь дорога сильно заросла ерником, но между отдельными кущами можно пройти практически по ровному месту. Главное – не прижиматься сильно влево, к длинному бугру, у подножья которого идет один из потоков. Переходить его не стоит, поскольку и склон бугра и его вершина густо завалены упавшими березовыми стволами, шагать через которые нелегко даже без рюкзака.

В районе впадения притока Зун-Байри петляет по долине и вездеходная дорога пару раз пересекает ее, но в конце концов, тропа возвращается на левый берег. Более-менее сухие участки чередуются с сильно заболоченными. Примерно за два километра до кордона тропа поднимается на террасу слева от «вездеходки» и какое-то время идет по лугу, а затем по редколесью. Затем внизу видна каменистая осыпь и основная тропа спускается к ней, возвращаясь на «вездеходку». Следует двигаться по ней, так как в редколесье тропа дальше пропадает, упираясь в кусты и бурелом.

От этого места до кордона примерно 20-25 минут хода. Уральцы, которых мы так и не догнали, заняли пустующие дома кордона. Мы же отправились на туристскую стоянку на берегу реки. Чтобы попасть на нее, следует у кордона (или чуть не доходя до него) взять левее и, пройдя через край горелого леса, спуститься с довольно крутого откоса к берегу. Стоянка находится примерно в 100 м ниже устья Зун-Байри. Еще одна небольшая полянка есть прямо у самого устья. В низкую воду, скорее всего здесь (или чуть ниже, за поворотом) можно перейти Снежную вброд и организовать стоянку также и на другом берегу. Возможно, там легче добыть строевой лес. У нас такого выбора не было, поскольку река переполнена водой почти до краев. По словам участника, бывшего здесь раньше, сейчас уровень воды примерно на полтора метра выше, чем он видел в прошлый раз. Вода не доходит до поверхности поляны, где мы расположились, на 30- 40 см. Однако, мы не считаем это опасным. Противоположный берег – низкая и широкая галечная отмель. Прежде, чем затопить нашу поляну, река должна затопить эту отмель, что приведет к расширению русла чуть ли не вдвое. Чтобы и дальше поднять уровень, придется повысить расход в несколько раз, а это маловероятно. Ставим около уреза воды мерную палку. Поздно вечером и ночью шел дождь.

11.08.2005. Дневка. Несмотря на ночной дождь, уровень воды к утру упал примерно на 10- 15 см и продолжает медленно снижаться. А дождь продолжает неторопливо капать. Правда, к обеду прекращается. И тут же начинает подниматься вода, возвращаясь ко вчерашнему уровню.

Хороший лес для строительства рам поблизости найти проблематично, но все же нам удалось добыть какое-то количество относительно ровных сырых березин. Большой катамаран вяжется полностью из березы, на меньшем половина набора березовая, а половина – из сухих лиственниц, добытых наверху, в горелом лесу.

В работе день кончается незаметно. Вечером уральцы топили баню на кордоне и разрешили нам также попользоваться ею. Хорошо! Пешая часть похода окончена.

1 К сожалению, подготовка участников к пешей части очень разнилась. Скорость движения группы при зачете «по последнему» оказалась крайне низкой, неадекватной тяжести перехода. Поэтому ориентироваться на наш график движения не стоит. Нормально подготовленная группа вполне может пройти этот маршрут за 6 дней.

2 Это время – для передовой группы, т.н. «лосей» (они же – «впередходящие»). Последние же – двое наших «быстроногих оленей» - подтягиваются минут на 40-50 позже. Криминала в такой растянутости нет, поскольку у нас три рации и каждая подгруппа может спокойно двигаться в своем темпе, не теряя связи с остальными. На сложных же участках все собираются вместе.

3 Здесь под словом «мы» имеется в виду основная часть группы. «Впередходящие» проскочили раньше, но имели те же проблемы с ориентированием.

4 Эта стоянка оказалась единственной за весь поход, где нас вечером довольно сильно донимала мошка.

5 Надо заметить, что в последние два дня наши «быстроногие олени» стали идти (наконец то!) в более-менее приличном темпе. Однако теперь начались проблемы с суставами ног (возможно, как следствие перегрузки в предыдущие дни, когда вместо «слабых» женщин приходилось разгружать здоровых с виду мужиков, а возможно из-за антиклещевых таблеток) у нашего многоуважаемого Завхоза. Поэтому начиная с подходов к Лангатуйским Воротам ее рюкзак мы большей частью перемещаем челноком. А это, увы, опять снижает общую скорость движения группы. Хотя и гораздо меньше, чем в прежние дни.

Лоция реки Снежной на участке сплава

Вся водная часть нашего маршрута проходила в условиях очень высокой воды. По сравнению с фотографиями из отчетов прошлых лет, где уровень воды оценивался как средний, у нас воды было как минимум на метр-полтора больше. Как справедливо указывали авторы изученных нами отчетов, многие препятствия на Снежной при повышении уровня воды существенно меняют и свой вид и сложность. При этом наиболее сложные препятствия, как правило, становятся еще сложнее, средние по сложности меняются непредсказуемо (колебания уровня воды в 15- 30 см могут как усложнить, так и упростить то или иное препятствие), а самые простые или упрощаются еще больше, или исчезают совсем.

Тем не менее, взятые нами за основу отчеты позволили уверенно ориентироваться на всем протяжении маршрута, за что выражаю авторам свое уважение и благодарность. При составлении данного отчета нумерация препятствий оставлена такой же как принята в [3] и [4], несмотря на то, что не все из указанных препятствий были нами обнаружены на воде.

12.08.2005. Как обычно, оставшиеся вроде бы мелочи, не дают отплыть до обеда. Да и погода расслабляет: с утра солнце и довольно тепло. Тем не менее, продолжаем сборы, имея твердое намерение сегодня отплыть. Что и сделали, правда, уже после обеда. За последние сутки вода упала примерно на 5- 7 см. Кажется, что несколько снизилась и скорость течения. Или это только кажется? Вода все же несет с очень приличной скоростью: не менее 11-12 км/час. До первого от точки старта поворота гладкий быстроток, на повороте небольшое волнение на сбойке струй (отмель напротив нашей стоянки оказалась островом). А за поворотом начинаются шиверы. Вся поверхность реки в барашках. Уклон реки виден на глаз. Река довольно широкая (не менее 50 м) и мелкая. Широких и однозначно чистых проходов издали не видно нигде. Приходится ориентироваться на ходу, лавировать между камнями. Первая шивера тянется примерно 300 м, затем небольшой быстроток и начинается следующая, точно такая же. А за ней следующая, и еще одна, и еще… Река сразу показывает норов. Однако, пока «ничего военного». Оба судна уверенно лавируют, не совершив ни одной посадки на камни.

Примерно через 15 минут хода проплыли устье Юнкуцука и еще раз убедились в правильности выбора точки начала сплава. Воды в устье очень мало. Насколько можно видеть вверх по течению – везде сплошные непроходы. Да и у нас шивера следует за шиверой. Участник, бывавший здесь раньше, вспомнил, что тогда они сидели на камнях в каждой шивере и в каждой второй вынуждены были заниматься проводкой судов. Сейчас мы все проходим на плаву. Все-таки, в паводке есть и свои плюсы!

Через несколько минут после устья Юнкуцука видели у воды стоянку в устье следующего за ним левого притока. Он втекает в Снежную из узкой расщелины перед правым поворотом реки. Однако время еще есть и мы продолжили сплав. Дальше оба берега высокие, склоны спускаются прямо к воде, ровных мест не видно. Да и смотреть по сторонам особо некогда – река не дает передышки.

По всем имеющимся описаниям первое серьезное препятствие – порог-шивера №13. Четких и однозначных ориентиров его начала нет, поэтому, отсчитав 12 пройденных шивер, перед следующей мы на всякий случай причалили для просмотра. С одной стороны, перед тринадцатым препятствием должны быть два именных правых притока, которых мы не видели, с другой – уж очень подходит место под описание: и сужение русла перед левым поворотом, и камни в русле, и отвесная стенка слева за поворотом… От места чалки перед поворотом в лес уходит тропка, похожая на просмотровую. Срезаю по ней левый поворот реки и вижу действительно волнение в русле и несильный прижим к левому берегу. Все как по описанию. Но никакой повышенной сложности по сравнению с уже пройденными препятствиями. Да, вроде и по расстоянию рановато еще. Пока я ходил на разведку, подошел второй катамаран и «тот, кто раньше с нею был» подтвердил мои сомнения: это еще не тринадцатое препятствие.

Не торопясь, двигаемся дальше. Проходить сложное препятствие под вечер не хочется, поэтому начинаем искать стоянку. А с ровными местами здесь не густо. Наконец, после нескольких разведок место нашлось: на левом берегу после крутого левого и перед довольно крутым изгибом вправо. Судя по схеме, это район препятствия №8. По нашим же подсчетам, мы прошли уже не менее 16 шивер.

Полянка укрыта от ветра склоном горы и рядом деревьев у берегового пляжа, и очень уютна. Посередине два упавших ствола образуют подобие дивана со спинкой, прямо перед сидением хорошее место для костра. Только успели расположиться, как начался дождь. Первый день сплава успешно завершен. Чистое ходовое время составило 1 час 15 минут.

13.08.2005. К утру дождь прекратился, но небо плотно затянуто тучами. Сыро и холодно. Уровень воды по сравнению со вчерашним вечером не изменился. Собирались медленно, вышли только в 12-00. Характер реки не меняется. Шиверы следуют одна за другой с небольшими промежутками. Почти постоянно раскачивает валы до метра и выше. Скорость течения остается все время высокой. В то же время, пока линию движения во всех препятствиях можно определить с воды. По берегам достаточно мест, где в случае необходимости можно быстро зачалиться. Поэтому, идем без просмотров. Примерно через 7-10 минут сплава видим два довольно крупных правых притока недалеко друг от друга. Это Урдо-Зубкосун и Орто-Оглок. Участок ниже притоков – одна непрерывная шивера. В русле нередки обливные камни с локальными бочками за ними. Через равные промежутки времени после Орто-Оглока (примерно по 7-8 минут) проходим хорошо видные с воды притоки: р. Бол. Митрич и р. Мал. Митрич. Снова начался дождь, сопровождаемый сильными порывами ветра. Холодает прямо на глазах. Ветер тащит низкие облака поперек ущелья. Они цепляются за вершины гор и рвутся в клочья, обрушивая на нас все новые порции холодной мороси.

Примерно через 25 мин. хода после Орто-Оглока, находясь на плавном правом повороте, мы увидели впереди крутое падение воды и мощные буруны по всему руслу. Левый берег после поворота представляет собой отвесную каменную стенку, правый – более низкий, сложен крупными каменными глыбами, наклонно уходящими в воду. Дальше от воды он повышается и порос лесом.

Это препятствие № 13. Длина препятствия около 200- 250 м. Перед правым поворотом в сужении русла начинает раскачивать валы. В меньшую воду здесь, скорее всего, будет торчать довольно много камней. Дальше идет слив через все русло, и основная струя смещается под левый берег. В меньшую воду возможен прижим к стенке левого берега. После слива по всему руслу валы высотой до двух метров и две большие «бочки»: первая на основной струе, в левой трети русла, вторая чуть ниже и правее. Ширина каждой из «бочек» примерно ? - 2/5 русла.

Шли сходу, поскольку линия движения понятна, хотя мощь воды и скорость впечатляют. Стараемся максимально разогнаться на входной шивере, а затем, пробивая валы, уходим вправо от обеих «бочек». От первой ушли довольно далеко, вторую зацепили по краешку левым баллоном. Этого оказалось достаточно, чтобы катамаран приостановило и начало разворачивать. Однако набранной инерции движения хватает, чтобы не остановиться совсем, а еще через пару гребков наш экипаж выровнял судно по курсу и четко завершил прохождение препятствия. Хотя оно и заняло считаные секунды, но получилось довольно эмоциональным. Второй катамаран в общих чертах повторил нашу линию движения и также прошел удачно.

Ниже препятствия №13 река несколько успокаивается. По-прежнему часты шиверы, но они существенно проще «тринадцатого».

По времени уже пора было становиться на обед, однако ни одного пригодного места для этого не видно. Оба берега высокие, обрываются прямо к воде крутыми каменистыми склонами, поросшими деревьями и кустами. Небольшой песчаный пляжик на правом берегу нашелся только через примерно 35 минут сплава после препятствия №13, за правым поворотом. Поскольку дождь не прекращается, приходится натягивать тент. Но и под ним согреться почти не удается. В результате обед затянулся почти на два часа.

Совсем уже недалеко впереди находится еще одно сложное препятствие – порог №29 «Калибр» (по другим источникам – «Слон»). Даже при нормальном уровне воды там стоит внушительная «бочка». А что будет сейчас? Проходить такое препятствие под вечер нельзя, тем более, что по описаниям дальше могут быть проблемы с местами для стоянки. Поэтому мы решили сплавиться только до устья ручья Кит-Кит, где точно можно организовать ночлег.

Почти сразу после отплытия с места обеда, слева увидели устье крупного левого притока. Это Сайхохтый. Через несколько минут после него прошли заметный правый приток, а еще через несколько минут зачалились к галечной косе правого берега ниже устья Кит-Кита. Общее время сплава после обеда составило 22 минуты.

Устье ручья хорошо заметно с наплыва. Напротив него левый берег Снежной вздыбился двугорбой отвесной скалой. Впереди, примерно в трехстах метрах, путь реке преграждает вертикально уходящая в воду стена правого берега. Всей мощью струя бьет в скалу и резко, под углом 90 градусов поворачивает налево. Там, за этим поворотом, нас ждет «Слон». Но это будет завтра. На сегодня сплав окончен.

Между деревьев видно заброшенное зимовье. Рядом с ним есть достаточно много мест для постановки палаток. Правда, большинство из них «отмечено» внушительными кучами конского навоза. Зимовье находится в нерабочем состоянии: крыша протекает, дверь сорвана с петель и лежит недалеко от избы, служа столешницей рядом с одним из кострищ. Внутри избы мусор и запустение.

К вечеру дождь наконец стих. Переодевшись и отогревшись у большого костра, народ потихоньку ожил. Сходили на экскурсию вверх по течению ручья. Его берега очень живописны. У самого устья ручей течет в миниканьоне, чуть выше прыгает с крупных плит каскадом водопадов. Удивительно, но в отличие от коричневой и мутной воды Снежной, вода в Кит-Ките абсолютно чистая и прозрачная, имеет нежный голубоватый оттенок. После впадения в Снежную, его струя еще долго выделяется в общем потоке. Рядом с устьем ручья удалось поймать несколько хариусов, которые внесли разнообразие в наш рацион. Ночь была прохладнее прежних, но не слишком холодная.

14.08.2005. Утром провели разведку по камням правого берега. Дойти до самого поворота не удалось, но видно, что сразу за поворотом у левого берега есть довольно большое улово, пригодное для чалки. Заход в него осложнен россыпью обливных камней перед поворотом, у левого берега. На прямом участке до поворота тоже есть пара уловцов, где может поместиться одно судно, но здесь почти на всей ширине поток имеет значительную скорость. Главное при выборе вариантов – не попасть в прижим на повороте, куда сваливается почти вся вода реки. Даже издали он выглядит угрожающе: явно выраженного отбойного вала нет, а у скал бушует пенное месиво, вспухая иногда беспорядочными метровыми бурунами. Возможно, ниже уровня воды есть участок скалы с отрицательным уклоном. Скорость потока перед поворотом мы оценили в 10-12 км/час.

Как обычно, первым стартовал наш катамаран. Траверсируем струю к левому берегу и для тренировки пробуем зайти в улово до поворота. Попытка удается. На всякий случай еще раз осматриваю место будущей чалки уже с левого берега. Вроде все нормально идется. Возвращаюсь к судну и мы перечаливаемся в улове сразу за поворотом. Ставим береговую страховку и по рации сообщаем второму катамарану, что готовы к приему. Все-таки очень полезное это дело – рация в походе!

Второй катамаран также перечаливается без проблем. Как и мы, они для тренировки зашли в улово до поворота, причем успели в первое, чуть ниже нашей стоянки (мы зашли только во второе улово, правда именно в него и целились). Привязав суда, пошли на просмотр. Сразу за уловом, в котором стоят наши катамараны, начинается скальное сужение русла. Струя разгоняется, и пристать уже негде. Река равномерно сужается под натиском скал на протяжении 100- 150 м. В конце, в самой узкой части этого гигантского клина, находится порог №29 – «Калибр» (он же «Слон»). Еще раз повторю ориентиры: сужение начинается после резкого, на 90 градусов, левого поворота с прижимом к высокой скальной стене правого берега. Поворот находится примерно через 200 м после устья правого притока – ручья Кит-Кит. Приток хорошо виден с наплыва, в его устье на правом берегу стоит изба-зимовье.

Порог классический: ступень через все русло в самом узком месте скального сужения. Судя по фотографиям из предыдущих отчетов, здесь и в нормальную воду не скучно. Сейчас же перед нами слив с перепадом высот явно больше 2.5 метров. В конце слива огромная «бочка» через всю реку. Заход в нее перекрывается косичкой очень мощных пульсирующих отбойных валов, почти параллельных берегам. Кинутые в струю в разных местах палки и ветки вода гоняет как ветер сухие листья. После «бочки» большинство палок так и не удается увидеть на поверхности. После «бочки» следуют затухающие валы, струя несколько успокаивается и уходит за крутой правый поворот.

Да, в нашу воду это препятствие, пожалуй, тянет не на четвертую, а на пятую с плюсом категорию сложности. И в нашем нынешнем составе оно нам не по зубам. Недостаточно людей для комплектования ударного экипажа и организации надежной страховки. Значит – обнос. Проводим разгруженные катамараны чуть ниже места чалки, где через каменную осыпь их можно затащить на террасу. Далее, по этой террасе мы и перенесли суда за порог. Здесь левый берег вздыбился черно-коричневыми скалами, а у их подножия есть небольшая заводь. Все ее берега в несколько слоев покрыты бревнами, палками и ветками, которые выплевывает сюда подводное течение из «бочки». По стволам и спустили катамараны, следя, чтобы не напороться на какой-нибудь коварный сучок. За время обноса дежурные приготовили обед. В курумнике над порогом густые заросли черной смородины. Она уже спелая, но мелкая и очень кислая. Похожую кислую смородину мы ели в прошлом году на Витиме.

Несмотря на вроде бы небольшую длину обноса, он оказался довольно трудоемким. И солнце, которому обычно все рады, сейчас только заставило нас потеть сильнее в наших «гидрах». Однако, всему приходит конец. Загрузив суда и пообедав, мы продолжили сплав.

Следующие именные препятствия после «Слона» - это порог № 43 «Клык» и порог № 46 «Пелота». Участок пути до них, по описаниям для среднего и низкого уровня воды, содержит полтора десятка шивер не более чем средней сложности. В общем, так же обстоит дело и при высоком уровне воды. Единственное, пожалуй, отличие состоит в том, что практически все большие камни и обломки скал в русле теперь стали обливными или полуобливными. С наплыва они видны хуже, чем сухие камни, а после них образуются очень мощные, хотя и локальные «бочки». Это делало сплав достаточно напряженным и не позволяло расслабиться ни на минуту. Точных ориентиров подобных мест я не привожу потому, что таких мест довольно много, почти все они шлись нами без берегового просмотра, и делать записи с подробными привязками не представлялось возможным. Да это и не требуется, поскольку для достаточно опытного экипажа хватит и общего описания, а недостаточно опытному экипажу сюда лучше не соваться вообще – все равно никакое описание не поможет. Пару раз в местах, где линия движения плохо просматривалась, мы притормаживали в уловах или приставали к берегу для просмотра. Просмотр обычно велся только капитаном головного катамарана, иногда – обоими капитанами.

Примерно в районе расположения препятствий №№ 38-40, на прямом участке реки в струе две мощнейшие «бочки», плохо заметные с наплыва среди толчеи невысоких (чуть более метра), но крутых валов. Левый берег в этом месте высокий, крутой, правый более низкий. Первая «бочка» расположена у правого края струи, вторая - примерно через 25- 30 м ниже и чуть левее центра русла. Основная струя идет через левый край первой «бочки» и правый край второй «бочки». Шли сходу. От первой «бочки» ушли, вторую зацепили левым баллоном. Катамаран притормозило и резко развернуло на 90 градусов влево. Однако, «бочка» не смогла удержать нас, и дружными усилиями мы быстро вернули судно на курс. Следует отметить, что экипаж работал четко и спокойно в немалой степени благодаря удачной конструкции упоров и их тщательной подгонке. Несмотря на значительные перегрузки и болтанку, все оставались на рабочих местах и в рабочем состоянии.

Второй катамаран, который, как всегда, шел позади, сумел раньше начать необходимый маневр, но и его зацепило краем второй «бочки». Впрочем, тоже без последствий.

Порог № 43 «Клык» показался сразу после очередного правого поворота. Назвать это место порогом в нашу воду было довольно трудно. Просто участок с повышенным уклоном, где в левой трети русла из воды торчит довольно высокая каменная пирамида. Проходы чистые с обеих сторон от нее. Мы шли справа и зачалились ниже на галечный пляж правого берега для фотосъемки. Сплав от порога № 29 до порога № 43 занял в общей сложности около часа.

После прохождения еще двух шивер, причалили перед резким зигзагом русла «влево-вправо» на прямом участке реки для осмотра препятствия №46 «Пелота». Ориентиры: с наплыва виден резкий изгиб русла и свал воды влево. Прямо по курсу (на правом берегу, в начале изгиба) каменистая галечная отмель. Перед изгибом правый берег лесистый, к воде спускается довольно высоким склоном. Посреди склона есть небольшая терраса, по которой можно двигаться для просмотра. Левый берег несколько ниже. Затем изгиб вправо. Левый берег также повышается. Здесь основная струя уходит под левый берег, бьет в скальную стенку, образуя мощнейший прижим, и отражаясь от нее, уходит направо, за поворот. Просмотреть вход в порог можно с каменистой отмели правого берега. Но чтобы добраться до нее, нам пришлось почти 300 метров пробираться сначала через бурелом на террасе, а затем через полувысохшую (точнее – недозалитую) старицу. Причаливать ближе было в общем-то негде: мощная ровная струя шла по всему руслу. А просмотр мы посчитали необходимым, поскольку не было известно, как выглядит этот порог в большую воду. Прижим действительно впечатляющий. Водяная «подушка» у скал левого берега поднимается над уровнем основной струи почти на метр. Но струя чистая (при нашем уровне воды) и уйти от прижима телемарком в узкую полоску тихой воды у правого берега не представляется сложным. Дальше, за поворотом, в русле лежат три огромных скальных обломка. Однако и здесь проходы широкие. Несмотря на то, что на эти скалы довольно сильно тянет струя, здесь достаточно места, чтобы спокойно уйти от навала. Что мы и сделали. Прохождение порога с просмотром заняло около 40 минут.

Следующее сложное препятствие встретилось нам через несколько минут, после крутого левого поворота. По описаниям это место соответствует расположению шивер №№ 49-50. Сразу же за поворотом в левой трети русла расположен обломок скалы и несколько крупных камней. В нашу воду все они были обливными, с мощными «бочками», отбойными валами и водяными «подушками». Вроде бы логично было обойти это место справа, но там, ниже по течению, в самой струе тоже что-то очень нехорошо бугрилось и пенилось. Поэтому мы резко ушли к левому берегу и зачалились для просмотра к белесой галечной отмели. И не зря. Действительно, ниже первого обливного «трамвая» в русле стояли еще два: в центре русла и чуть правее. Вместе они образовали цепочку, перекрывающую всю реку по диагонали слева-направо-вниз. У правого берега мелко и россыпь сухих и полуобливных камней. Основная струя идет так, что уйдя вправо от первого «трамвая» судно почти неминуемо попадает на второй, а если и здесь повезет, то обойти третий почти наверняка не останется ни времени ни сил. Высоты локальных сливов составляют примерно от 1.3 до 1.8 м, расстояния между самыми крупными скалами в русле не превышают 30 м. При этом надо учесть, что скорость течения в этом месте была не ниже 10 км/час. !!Внимание!! С наплыва безопасная линия движения в этом месте не просматривается.

После просмотра удалось найти безопасную линию движения. Стартовав от места причаливания, мы пошли впритирку к левому берегу, чтобы «прострелить» отбойный вал от первой скалы. Сделав это, мы попали в узкий, но относительно чистый от камней проход, по которому через невысокие – чуть более метра – валы, прошли мимо основных опасных мест этого препятствия.

Далее перед нами лежал прямой участок реки длиной около 500- 600 м, заканчивавшийся крутым поворотом русла более чем на 110 градусов. Река здесь разливается примерно на 60- 70 метров. Оба берега высокие, поросшие лесом. На правом – перед поворотом крупнокаменистая отмель с наносным завалом из больших стволов деревьев. В русле очень много камней всех сортов и размеров, расположенных в планомерном беспорядке. Перед поворотом русло реки резко сужается до 15- 20 метров. Почти вся вода уходит в мощную струю под левый скалистый берег. Часть воды из правой части русла стекает через каменную гребенку в улово ниже завала. По описаниям в районе поворота находятся препятствия №№ 53 и 54.

Пройдя примерно 200- 250 м после препятствия № 50, я дал команду на чалку к левому берегу, поскольку у меня появилось четкое предчувствие, что участок до поворота стоит просмотреть. Пройти вдоль берега здесь не представлялось возможным, пришлось лезть на двадцатиметровый склон, который был чем ближе к повороту, тем еще выше.

Сверху было хорошо видно, что правая часть русла явно более мелкая. Скорее всего, она заливается водой только в паводки, как у нас. Если следовать наиболее чистыми от камней проходами, то к концу участка судно вынесет к завалу на правом берегу и посадит на камни.

Но главная опасность таилась чуть ниже. Напротив завала, там где русло уже стиснуто камнями с обоих берегов, в струе стоит большая каменная глыба. В нормальную воду она явно должна быть хорошо видна с наплыва, но сейчас вода обливает ее полностью, образуя своеобразный, почти двухметровый, фонтан, в котором вода сначала взмывает вертикально вверх, а затем обрушивается вниз, образуя большой пенный котел. Он занимает почти всю струю. Слева проход невозможен из-за береговых камней и нависающих кустов. Справа единственный вариант – стрелять в улово и делать неизбежный в этой ситуации телемарк. Ниже этого места по всему руслу идет ровная мощная струя.

При меньшем уровне воды, скорее всего это препятствие не представляет сложности. Наверняка камень в струе хорошо виден, да и струя будет не такой мощной. Однако при высоком и паводковом (нашем) уровне воды препятствие опасно для любого судна. Рекомендуем просмотр.

После просмотра суда двинулись на прохождение по очереди. Первым пошел флагманский катамаран. Прошли по краю струи чисто и спокойно. Встали в улово у правого берега ниже ключевого места и выставили береговую страховку. Второй катамаран шел «по приборам» - никто из экипажа в просмотре не участвовал. Поэтому, наслушавшись рассказов о всяких страстях, они несколько перестраховались и перед завалом взяли слишком вправо. В результате – неприятная посадка на камни. После пятиминутных дрыганий судно все-таки сползло с камней в намеченное улово. Но «ужимки и прыжки» не прошли даром – на одной гондоле порвали шов между дном и бортом. Разрыв был небольшой, внутренний баллон остался целым, но позже, вечером, пришлось-таки заниматься ремонтными работами.

Впереди, всего в нескольких минутах сплава нас ждали самые сложные пороги из тех, что мы намеревались идти в этом походе. Время же клонилось к вечеру, поэтому решено было искать стоянку там, где причалили. Тем более, что на схеме из [3] одна из ночевок обозначена как раз в этом месте. После непродолжительных поисков место действительно нашлось: на ближней к воде террасе, перед самым входом в поворот. У склона, ведущего на верхнюю террасу, в густой траве обнаружилось заросшее кострище, вокруг которого были уложены бревна для сидения. Скорее всего, это и была стоянка авторов отчета [3], и судя по ее состоянию, мы были вторыми ее посетителями за все время.

Место неплохое, но есть одна странность с дровами. Все спиленные нами в окрестностях хвойные сухостоины горели крайне неохотно, в прямом смысле «только из-под палки».

15.08.2005 . Через три-четыре минуты сплава после старта, причалили за правым поворотом к галечной отмели для просмотра участка впереди, поскольку с наплыва виден только урез воды и слышен шум. Левый берег в этом месте представляет собой скальную стенку. На правом галечная отмель отделена от коренного берега то ли старицей то ли маловодной протокой – в общем, понижением берега, заполненным водой. За этой лужей травянистая полянка. Ниже она ограничена обрывом, на который взбирается тропка. Она выводит на заросшую лесом террасу. Отсюда хорошо видно, что ничего серьезного впереди нет. Просто очень крутая и мелководная шиверка. Основной поток проходит по руслу наискосок, от левого берега к правому. В русле лежат камни, но проходы есть везде. А вот при понижении уровня воды здесь, наверное, может и негабаритный проход образоваться.

Пройдя это место и еще пару подобных шуршунчиков, видим впереди скальное сужение с четко выделяющимися на фоне леса береговыми скалами цвета бородинского хлеба. Это препятствие №57 – «Ворота». Место действительно характерное, спутать его с чем-либо другим трудно. Поэтому «Ворота» - наверное самый надежный ориентир приближения порога «Извилистый» - одного из самых сложных на Снежной. В самих «Воротах», как и значится в описаниях, никаких сложностей нет. Валы около метра высотой и выраженная вертикальная турбулентность не в счет. С нашими судами она ничего поделать не может. «Извилистый» начинается примерно через 200 м после «Ворот», на правом повороте. Поэтому, пройдя «Ворота», мы чалимся для просмотра к левому берегу в первом же пригодном для этого уловце. Оба берега здесь высокие, удобных для чалки мест практически нет (точнее – они залиты паводком).

Порог начинается фигурным сливом через всю реку в скальном сужении на правом повороте. Высота слива более метра. Несмотря на значительную ширину реки, чистых проходов практически нет. Центр русла занят мощным пенным котлом после слива, у левого берега под самой поверхностью воды просматриваются крайне неприятные зубья, у правого – вода перекатывается через плиту и образует подобие небольшого водопада высотой около 1.3 м с «бочкой» после него.

После первой ступени следует быстроток с валами более 1.5 м. Сразу после окончания поворота русла начинается вторая ступень порога. На повороте левый берег круто повышается и представляет собой внушительную скальную стенку. В конце поворота с берега в воду выступают плиты, с которых образуется слив. Чуть ниже, в центре русла обломок скалы, по форме и размерам напоминающий охотничью избушку под снегом. Это «сооружение» обливается водой, образуя мощные «усы»-отбойники и большой пенный котел за ним. В правой части русла россыпь мелких, но острых обливных камней.

После небольшого быстротока начинается третья ступень порога. Она представляет собой короткую выходную шиверу с несколькими крупными обливными глыбами и грядой более мелких обливных камней. Особую опасность представляет темно-серый обломок скалы в форме акульего плавника, торчащий на полметра над водой в самом центре струи. На него идет свал воды, а с наплыва он из-за темного цвета и плоской формы почти незаметен. В конце порога можно зачалиться на правый берег, за последними «жандармами», стоящими в правой части русла третьей ступени. Ниже идет прямой спокойный участок реки длиной примерно 200- 250 м. Он заканчивается левым поворотом, на котором начинается следующий, еще более сложный порог – Мунгулгольский.

В месте, где мы пристали для просмотра порога, на террасе за береговыми деревьями обустроенная стоянка. Вытоптана довольно большая площадка под палатки. Площадка зажата склонами берега, поэтому могут быть проблемы с сухостоем. С другой стороны, на пороге у берега очень много плавника всех сортов и размеров.

С левого берега можно просмотреть весь порог, хотя для просмотра выходной части приходится лазить по прибрежным скалам. В результате приняли решение проходить первую ступень у самого правого берега, затем постараться обойти пенный котел и основные валы справа же, и далее – лавировать между камней третьей ступени с чалкой на правом берегу, в начале прямого участка реки. Здесь же, на прибрежных обломках скал решили выставить посты береговой страховки. В связи с большой мощностью воды, наличием крупных валов и «бочек», необходимостью нескольких резких маневров, вещи было решено обнести.

Для обноса вещей суда поочередно перечалились на правый берег, в небольшую бухточку у подножия кулуара. Это было, пожалуй, единственное место, где можно было причалить без проблем и подняться с рюкзаками наверх, в обход береговых скал.

Первым пошел флагманский катамаран с несколько усиленным экипажем: вместо Алены сел Денис. Все-таки и сил и опыта у него побольше, а порог длинный и непростой.

Однако и усиленному экипажу полностью реализовать намеченную линию движения не удалось. Заход в первую ступень мы выполнили так, как и хотели, но из «бочки» под сливом катамаран вышел без скорости и полулагом. Миновать основные валы удалось, но в действие вступил неожиданно сильный снос влево, которого с берега никто из нас не обнаружил. В результате, из поворота судно вышло не в правой части струи, как планировалось, а в центре, как раз перед самым неприятным обливным обломком скалы. Воспользовавшись инерцией судна и воды, мы прошли слева от скалы, затем прошли по крайнему левому сливу второй ступени. Чтобы несколько отдышаться и осмотреться, «стрельнули» в маленькое уловцо у скал левого берега. Катамаран не мог поместиться в нем полностью, но притормозился, что и требовалось. Сделав телемарк, мы прошли третью ступень, траверсируя струю слева направо, и спокойно причалили в намеченном месте.

Второй катамаран в общих чертах повторил линию движения флагмана. Однако после первого слива, они не смогли удержаться в правой части русла, судно втянуло в струю и протащило по всем основным валам. Надо заметить, что после прохождения капитан второго катамарана изменил свое мнение о высоте валов в первой ступени. Если раньше он, как и я, оценивал их примерно в 1.5- 1.8 м, то после прохождения утверждал, что валы были никак не меньше трех метров.

На месте чалки в конце порога был устроен обед, который не только подкрепил нас физически, но и позволил эмоциям утихнуть.

После обеда мы прошли примерно 200 – 250 м и пристали к правому берегу перед ближайшим левым поворотом для просмотра препятствия № 59 – порога «Мунгулгольский».

Порог «Мунгулгольский» считается самым сложным препятствием на реке после порогов шестой категории сложности «Жаба» и «Снежинка». И мы тоже убедились в справедливости этого суждения. Порог начинается на левом повороте после прямого участка реки за препятствием №58 – порогом «Извилистым». Русло в этом месте несколько расширяется, образуя тихую заводь у правого берега. Левый берег – невысокие но отвесные скалы. Правый также сложен крупными гранитными глыбами, но более полого спускается к воде. Далее русло сжато скалами с обоих берегов. Порог имеет несколько ступеней.

Первая – самая мощная ступень. В ней в шахматном порядке расположено несколько сливов, высотой от одного до полутора метров. После каждого слива мощный пенный котел. Ровных горизонтальных струй (а тем более чистых проходов) нет нигде. Все русло представляет собой вспененный, закрученный поток, вспухающий горбами косых валов. Под каждым водяным горбом угадываются камни и плиты, но оценить глубину их расположения и степень остроты каменных зубьев из-за пены очень трудно. Длина ступени около 60- 70 метров. Общий перепад высот в этой ступени не менее 2.5 метров. Скорость течения весьма высокая, не менее 8-9 км/час.

После небольшого – 25- 30 м - быстротока начинается вторая ступень. Она отличается от первой только тем, что расположена не на повороте, а уже за ним. Как и в первой ступени, все русло перекрыто мощными пенными котлами, избежать которых невозможно. Длина ступени около 50- 60 м, перепад высот в ней – не менее 2 метров.

Далее следует третья ступень, переходящая в короткую, но мощную выходную шиверу. Здесь в русле много крупных обливных камней, что требует интенсивных маневров на сильной струе.

В меньшую воду в пороге насчитывется большее количество ступеней, однако следует напомнить, что у нас уровень воды был как минимум на полтора метра выше среднего.

Сложность препятствия № 59 в нашу воду мы оценили шестой категорией сложности.

Просмотрев порог с правого берега, мы выбрали единственно возможную для судов нашей группы линию движения – частичную проводку по маловодным правым протокам между камнями и обнос основных ступеней. Силами наличного состава организовать хоть сколько-то надежную страховку было невозможно, а в случае аварии любого из экипажей, оставшийся тоже оказывался в критической ситуации.

В конце порога я обнаружил хорошо оборудованную стоянку, на которой имелась даже стационарная коптильня, сложенная из плоских камней, уже успевших порасти мхом. А вот пустые консервные банки и обрывки местной бурятской газеты были совсем свежими – на газете стояла дата выхода: 1-е августа сего года. Интересно, как сюда добираются местные рыбаки и охотники? Хорошо натоптанных троп в округе мы не заметили.

Первым делом на стоянку принесли рюкзаки, и пока четверо самых сильных мужиков таскали суда, остальная часть группы ставила лагерь и готовила ужин. Обнос закончили примерно к 21 часу, то есть потратили на него около трех с половиной часов. Суда были перенесены в глубоко вдающуюся в берег бухту, сообщавшуюся с основным руслом в районе выходной шиверы.

Стоит отметить, что флагманский катамаран почти везде удалось провести на двух веревках на плаву вдоль берега, что по нашему мнению сэкономило немало сил и времени. Экипаж второго катамарана предпочел обнос по береговым скалам, который также успешно совершил.

16.08.2005 . Утро выдалось облачным, но не холодным. За ночь мы успели хорошо восстановиться и с новыми силами продолжили прохождение. Вода за ночь упала примерно на 5- 7 см. Скорость воды чуть снизилась и этого «чуть» хватило, чтобы оба судна без помех вышли на струю из бухты. Примерно в 20 м ниже старта у правого берега в воде торчал неприятный камень, и вчера возможность посадки на него не казалась такой уж фантастической. Сегодня же мы спокойно ушли от него.

Примерно в 200 м ниже Мунгулгольского, на прямом участке перед левым поворотом в русле большая скала. Она делит струю на две неравных части. Слева проход узкий, выход с наплыва не просматривается. Шли справа, впритирку к скале, поскольку в центре протоки стоит большой вал с обратным гребнем.

Далее, до препятствия № 65, идет участок непрерывных шивер, но они не сложнее ранее пройденных, и мы двигались без просмотров.

Порог № 65 расположен на левом повороте после длинного, относительно прямого участка реки. Примерное время хода от порога № 59 – около 15-17 минут. На повороте река сжимается скальными стенками с обоих берегов. В русле несколько плит, образующих две изломаные ступеньки через все русло. Общий перепад высот в первой части порога более двух метров. Сливы косые, после каждого мощный пенный котел. Расстояние между котлами не превышает 25 м. Брошенные в поток ветки останавливались в котлах и либо крутились там, либо исчезали из виду бесследно.

Третий котел расположился на выходе из порога, после слива в последнем сужении русла. Боковые струи образуют несильный прижим к скалам левого берега. За последним сливом следует резкое расширение русла. Слева у берега образуется залив с почти стоячей водой. Основная струя уходит к правому берегу, где видны многочисленные буруны следующей шиверы, начинающейся на правом крутом повороте. Брошенная выше этого котла ветка, поболтавшись немного в нем, вылетела вниз, но уже сломанная пополам. Справедливости ради, надо сказать, что ветка была подгнившей. Но все-таки….

Для просмотра препятствия мы причалили к левому берегу перед левым поворотом. Ниже береговые скалы становятся отвесными и к воде уже не спуститься. После просмотра было принято решение об обносе вещей за порог, в бухту левого берега. Пенные котлы в первой части порога были признаны слишком опасными для наших экипажей. При заходе невозможно выбрать траекторию, при которой оба баллона катамарана войдут в слив хотя бы примерно перпендикулярно ему. Поэтому, с учетом мощности струи, весьма высока вероятность переворота судна, если не в первом, так во втором котле, куда судно при самом благоприятном исходе попадет уже без скорости и, почти неминуемо – полулагом.

Болтаться в пене до конца отпуска (а может и после) ни у кого желания не было, поэтому решено было провести/обнести суда поочередно до маленького уловца на траверзе второго слива и стартовать оттуда. Дальше предполагалось идти вдоль левого берега, пройти последний слив по краю «бочки» и зачалиться в заливе за порогом. На всякий случай там же поставили метателя «чулка» для принудительной чалки, если судно не сможет преодолеть силу струи на выходе из порога и начнет уходить вниз. Пляжик, где можно зачалиться, довольно мал, и снизу ограничен отвесными скалами.

Флагманский катамаран прошел чисто и без проблем. Второй катамаран на выходе из порога чувствительно ткнуло носом в скалу, но обошлось без последствий.

Дальше идут несколько мощных шивер, затем река существенно упрощается. За полтора часа мы без напряга дошли до устья правого притока Снежной - р. Хахюр-Жалга. Здесь мы остановились на обед. На схеме из [3] этот приток назван Цаган-Голом, однако все источники сходятся на том, что впадающая слева чуть выше река называется Зун-Сайбактый, и это позволяет избежать путаницы в ориентировке.

Погода теплая и солнечная. Река мирно журчит уже почти прозрачной водой, около устья притока активно клюет хариус. От костра доносятся аппетитные запахи. Полная расслабуха. И совсем не верится, что менее чем в часе хода отсюда бушует двенадцатиметровый водопад Хырмын-Дулю, рвет в клочья струю гигантская Жаба, белоснежной пеной укутывает все русло Снежинка… Однако, нам – туда. И вот уже снова мерные взмахи весел несут нас вперед.

Примерно в 200 метрах ниже нашей стоянки расположено препятствие № 76 - шивера. По разным описаниям, оно содержит один-два мощных слива, обливные камни, «бочку» и прижим к скалам левого берега (все это в различных сочетаниях описано в разных источниках). Со стоянки было видно только резкое падение воды и верхушки мощных бурунов. Решено было подойти поближе и, в случае отсутствия ясности с линией движения, приставать к каменистой отмели у правого берега для детального просмотра. Приставать не пришлось. При нашем уровне воды в шивере был крутой слив с мощными валами и одной «полубочкой». Под некоторыми валами угадывались камни, но они были достаточно глубоко. При более низких горизонтах, препятствие станет, скорее всего, более сложным за счет более узкой струи и более мелких камней.

Далее, до устья р. Кит-Кит сложных препятствий мы не видели. Несколько шивер прошли сходу, без проблем.

Примерно за 10-15 минут до устья Кит-Кита на склонах левого берега хорошо была видна почти белая проплешина – ориентир приближения к водопаду. Но она исчезает из виду очень быстро – это надо иметь в виду, чтобы не пропустить этот ориентир.

Почти сразу за этим местом мы зачалились на довольно сильной струе у правого берега, решив проверить: что впадает справа в основное русло: приток или протока. И хотя больше было похоже на протоку, рисковать не хотелось. Проверка подтвердила, что это протока, чалка была объявлена учебно-тренировочной, а спокойное изучение схемы на берегу привело нас к мысли, что настоящий приток совсем рядом, за правым поворотом. Так оно и оказалось.

Вопреки описаниям, устье Кит-Кита хорошо видно с наплыва, а чалка перед ним не представляет трудности (в нашу - очень высокую – воду). Наверх уходит заметная тропка. Здесь довольно большая, плотно утоптанная стоянка с лавками из бревен и небольшим столиком. Остатки банной каменки. Решили отсюда пройти пешком до водопада, чтобы просмотреть препятствия предводопадного участка и оценить возможности чалки перед ним. Во всех, без исключения, отчетах говорилось о маленьком песчаном пляжике перед самым водопадом. Подозревая, что он сейчас может быть затоплен, мы отправились на разведку вчетвером, взяв оба береговых спасконца. (В случае необходимости, двое останутся для организации принудительной чалки первого катамарана, затем их сменят члены зачаленного судна).

Вода в Снежной в последние дни становится все прозрачнее, но до кристально чистых голубоватых струй Кит-Кита ей еще далеко. Переправа через приток оказалась не совсем простой: идти пришлось чуть ли не по пояс, и даже на разливе здорово сносило. Помогли жерди от брошенных кем-то рам. Используя их как шесты, мы преодолели поток. Выбравшись на берег, нашли вроде, тропу, но она очень плохая и периодически пропадала. Местами лезли напролом, через заросли стланика и мощные поваленные стволы лиственниц.

Путь от Кит-Китской стоянки до водопада в общей сложности занял более получаса. Пляж перед водопадом не залит, перед ним значительная, абсолютно тихая заводь, но за ее пределами струя довольно бойко тянет на скалы Хырмын-Дулю. Лучше прижиматься вправо заранее. На нижнем краю пляжа, на высокой отвесной скале кто-то положил большой камень, обернутый ярко-желтым полиэтиленовым пакетом, создав дополнительный (но недолговечный!) ориентир места чалки. Если очень не повезет, и попасть на пляж не удастся, в принципе, можно зачалиться в камнях у правого берега перед самым сливом, но лучше до такой крайности дело не доводить: места там немного и есть все же шанс улететь вниз.

На предводопадном участке несколько довольно мощных сливов с валами и «бочками», в начале участка в русле пара белесых «жандармов». В нашу воду, во избежание неприятностей, очень желательно сразу после устья Кит-Кита держаться у правого берега, и попасть в «ворота» между «жандармом» и берегом. Далее, по правой части струи вроде можно относительно спокойно пройти весь предводопадный участок, и тогда останется только тихо зачалиться на песочек перед водопадом.

На обратном пути тропу потеряли сразу и почти до самого притока продирались прямо по склону. Вернулись к судам и оставшимся товарищам примерно через 75 минут после ухода, изрядно вымотавшись. Но время поджимает – уже почти семь часов – и мы готовимся к отплытию.

Договорились, что идем тандемом. Флагманский катамаран отчалил от стоянки и пошел вдоль правого берега, который в районе устья Кит-Кита представляет из себя мелководную каменистую отмель (типичный конус выноса, слегка залитый водой). Перестаравшись, капитан слишком прижал судно к берегу и уже почти на входе в порог№ 84 катамаран сел на камни. Судно развернуло лагом и начало выгибать раму набегающим потоком. Попытки сдвинуть судно поперек потока не увенчались успехом. Второй катамаран также сел на камни выше по течению. Пока пытались сдвинуть судно, или перекинуть баллон через камень, начали трещать и подламываться две задние поперечины и диагональ (вот где сказался недостаточно качественный материал рамы). Хорошо, что до берега было недалеко и относительно мелко (примерно по колено). Самый длинноногий матрос с чалкой наперевес бросился на берег и уже оттуда сумел сдернуть облегченное судно с камня. Катамаран зачалили, но идти дальше с треснувшей рамой было опасно. Решение нашлось быстро. Чуть выше места нашей аварийной чалки, на тропе мы видели во время разведки груду хорошо просушенных жердей от катамаранных рам. Их оставляли здесь те, кто уходил отсюда на Темник. Ведь до организации там заповедника, такой маршрут считался почти эталонным.

Выбрав две подходящие жердины, мы плотно привязали их к аварийным поперечинам, не разбирая рамы. Таким образом, необходимая прочность рамы была восстановлена чуть более чем за полчаса.

Далее, прохождение предводопадного участка прошло без происшествий. Суда были вынесены на берег и привязаны, а люди с вещами отправились на т.н. «нижнюю стоянку» по тропе обноса.

Тропа начинается от пляжа перед водопадом и сразу круто лезет вверх по скалам и корням деревьев, уходя вправо от воды и срезая поворот реки. Далее, тропа идет по борту долины, а затем, в два приема спускается к реке уже ниже водопада и расположенных за ним порогом шестой категории «Жаба» и «Снежинка». Здесь то и расположена большая, но неровная и не очень удобная стоянка. Спуск к воде от стоянки представляет собой импровизированную лестницу длиной около 30 м, уходящую вниз под углом чуть меньше 45 градусов.

Длина тропы обноса – примерно 800-900 м. Собственно, это скорее не тропа а дорога, шириной не менее двух метров. Правда, в нескольких местах ее пересекают громадных размеров стволы, упавшие в результате буйства стихии.

Все изрядно устали, да и светлого времени почти не осталось, поэтому обнос судов решили отложить на завтра. Нормальные дрова вблизи стоянки найти непросто из-за ее высокой посещаемости. Но недалеко валялись несколько здоровенных сушин, срубленных нашими предшественниками. Сгнить они еще не успели и мы обеспечили себя топливом без лишних затрат энергии. Когда уже окончательно стемнело, пошел дождь. Несильный, но частый и холодный. Порывы ветра не давали укрыться от надоедливых капель даже под тентом. Впрочем, это нас не тревожило. Ужин уже был готов, лагерь поставлен, что еще надо?…

17.08.2005 . Утро выдалось солнечным и тихим. Уставший вчера народ занимался делами очень уж неторопливо, поэтому обнос судов был завершен только к обеду. Собственно на ходьбу с катамараном на плечах у четверых мужчин уходило 40-45 минут. В плохую погоду, из-за скользкой тропы, время может существенно возрасти. Справедливости ради надо отметить, что почти два часа мы потратили на осмотр водопада и следующих за ним порогов. Их принадлежность к высшей категории сложности не вызывает никаких сомнений. На основной слив «Снежинки» даже смотреть было страшновато. А вот в «Жабе» под левым берегом просматривалась вполне «ходибельная» струйка, и, будь состав нашей группы посильнее, численность побольше, а дефицит времени поменьше – можно было бы подумать и о прохождении.

Водопад очень красив и его созерцание с лихвой окупает усилия, затраченные, чтобы к нему добраться. Надо отметить, что вода шла через все три желоба в скале, образующей сам водопад, что бывает, судя по отчетам, только при самых высоких уровнях воды. Скала, давшая водопаду его поэтическое название, наполовину утопала в пене и брызгах, и ничем не напоминала стремительно прыгнувшую белку. Но менее красивым водопад от этого не стал.

Единственное, пригодное для спуска судов на воду место, очень неудобно для загрузки. Скалистый берег довольно круто уходит в воду, привязать судно не к чему, грузиться можно только на одно судно одновременно. Спускать же катамараны к воде приходилось и вовсе на веревках, из-за крутизны склона. Однако все на свете имеет свой конец. Закончилась и наша погрузка.

Чуть ниже стоянки река поворачивает налево и там начинается очередное препятствие. Это мощная шивера-порог с двумя сливами и жесткими валами (препятствие № 91 по принятой нами нумерации из [3] и [4]). В струе, ближе к правому берегу – обломок скалы. Проход – между ним и правым берегом с дальнейшим уходом к центру от россыпи обливных камней справа.

Далее, после правого поворота, долина реки несколько расширяется, скалы перестают нависать над головой. Но проще река не становится. По нашему общему мнению, все препятствия на Снежной ниже водопада были гораздо мощнее аналогичных перед ним. Вода стала заметно жестче.

Пройдя еще пару шивер средней сложности, увидели слева устье р. Ара-Буректай. Ее долина глубоко врезана в темные скалы и производит мрачноватое впечатление. Ходовое время от стоянки у водопада до устья Ара-Буректая примерно 15 минут.

Уклон реки и скорость течения возрастают – видно на глаз. До начала каньона «Красный» преодолели сходу несколько довольно мощных шивер. В них крутые валы и локальные «бочки» до 1.5 м. Линия движения читается с воды.

«Плакучие скалы», описанные в нескольких отчетах, заметили только двое участников нашей группы.

Первое препятствие на этом участке, которое потребовало осмотра – это шивера-порог № 99, расположенное на входе в каньон «Красный». Ориентиры: расположено на прямом участке реки. Левый берег – отвесно уходящая в воду скальная стенка темного цвета, правый берег низкий – крупнокаменистый пляж. Камни в основном светло-серого цвета. У самого берега и в воде несколько больших окатанных глыб. С наплыва виден урез воды и мощные буруны по всему руслу. Чалка – к правому берегу, к каменистой отмели. Препятствие состоит из гряд подводных и полуподводных плит и каменных глыб, проходя через которые, поток обрадует несколько локальных сливов с валами и «бочками». Все сливы косые и грязные – у поверхности воды угадываются каменные зубья. В правой части русла вода идет через две большие каменные глыбы, образуя две последовательно стоящие мощные «бочки». Дело осложняется тем, что мощные отбойные валы после первого ряда плит с большой долей вероятности отбросят судно прямо на клыки второй гряды. Длина препятствия около 120 м, общий перепад высот более 1 метра. Страховка и фотосъемка возможны с камней правого берега ниже основных сливов.

После внимательного осмотра было решено идти впритирку к левому берегу. Там был единственный чистый, но очень узкий – на взгляд, не более 2.5 м – слив между берегом и торчащим из воды клыком. Если попасть точно в него, то дальше можно пройти по относительно ровному «языку», минуя главные неприятности порога. Намеченная линия движения была точно реализована обоими судами. При прохождении выяснилось, что сразу после первого слива струя наваливает на левый берег. Скалы в этом месте имеют отрицательный уклон, возможен подводный карман. Оба судна не смогли избежать скользящих ударов рамами о скалы. На флагманском катамаране удар пришелся по привязанному к левому баллону рюкзаку. От удара лопнула привязная парашютная стропа и, как выяснилось позже, был пробит гермовкладыш из «чернухи». Удивительно, что сам рюкзак при этом не пострадал абсолютно.

Ни в одном из отчетов, написанных для более низких уровней воды, этому препятствию не уделяется большого внимания. Скорее всего, при понижении уровня воды оно упростится за счет снижения мощности и скорости струи, а также обнажения большинства камней, что сделает линию движения более наглядной. В нашу же воду это препятствие явно выделялось по сложности на фоне окружающих.

Далее, до самого порога № 112 «Серая ямка» река представляет собой непрерывную цепочку более или менее мощных шивер, перемежающихся короткими участками «бурнотока». Исключение – каньон «Мрачный», в котором при нашем уровне воды было только одно препятствие – мощнейший прижим к скале левого берега в самом начале каньона. По лоции это место соответствует расположению шиверы № 105. Каньон очень красив, хотя и вполне заслуживает свое название. Его смело можно отнести к лучшим местам данного маршрута. В конце каньона, перед резким правым поворотом, справа в реку довольно высоким водопадом втекает небольшая речушка. В ее устье глубокая ванна с прозрачнейшей голубоватой водой. Остановились для отдыха и съемок.

Зная, что впереди одно из самых серьезных препятствий маршрута – порог № 112 «Серая ямка», мы хотели остановиться перед ним, чтобы отложить прохождение наутро. По отчету [6] (да и другим источникам), место для стоянки есть после впадения левого притока – р. Чернушки. Однако мы не заметили там ни одного места, пригодного даже для обеденной остановки. Возможно, виной тому довольно напряженный сплав и высокая скорость течения, возможно – довольно позднее время и плохая освещенность. Так или иначе, мы видели только наклонно уходящие в воду курумные осыпи, скалы или покрытые густым подлеском склоны, и вынуждены были продолжать сплав.

Пройдя несколько мощных шивер после устья Чернушки, мы увидели на отвесной скале правого берега памятную табличку из нержавейки и невдалеке от нее небольшой ручей, стекавший по скалам к реке6. Это – ориентир приближения препятствия № 111. Оно расположено в конце небольшого поворота русла вправо. С наплыва виден урез воды и несколько гранитных глыб, перегораживающих, как кажется, всю реку. Левый берег высокий, крутой, порос лесом. Между кронами деревьев и водой полоса почти черных каменных глыб. Правый берег низкий, сложен более светлыми крупными камнями и у воды свободен от растительности. Чалка, просмотр, страховка возможны с правого берега.

Каменные глыбы в русле делят его на несколько кривых проток, в которых находятся локальные сливы. Левый слив мелководен, засорен камнями. В центре сам слив достаточно глубок, но сразу после выхода из него прямо в струе у поверхности видно несколько обливников. Чистый проход маловероятен. Мы проходили через правый слив. Заход в него осложнен выступающими в русло от правого берега камнями, зато после слива никаких неприятностей нет. Оба судна прошли чисто.

Далее следует небольшой прямой участок, в конце которого река разделяется длинным лесистым островом на две протоки. Это ориентир последнего сложного препятствия – порога № 112 «Серая ямка». Дополнительным ориентиром может служить толстая ветка высотой примерно в рост человека, воткнутая вертикально в землю у воды на левом берегу, примерно за 100- 150 м до разделения реки на протоки. На верхний конец ветки надета ярко-красная пластиковая бутылка (в таких иногда продают кетчупы и т.п.). Надо отметить, что такая тара на солнце быстро выцветает и может даже разрушиться.

Причалив к правому берегу перед порогом, я произвел беглый осмотр правой протоки. Результат был однозначен: в нашу воду сложность этого препятствия явно превышает стандартную «пятерку», о прохождении под вечер, после полудня довольно напряженного сплава нечего и думать. Быстро выяснить, что творится в левой протоке тоже нельзя, да и в любом случае, она вряд ли намного проще правой. Но нет худа без добра. Во время просмотра я нашел две маленькие песчаные полочки на траверзе верхнего конца острова. При определенных стараниях, на них вполне могут разместиться наши палатки – по две на каждой. А на каменистой перемычке между полочками вполне можно устроить костер. На этом и остановились. Общее ходовое время от водопада до препятствия 112 составило чуть больше трех часов (включая время на просмотры и отдых в каньоне «Мрачном»).

Остатки светлого времени были потрачены на устройство лагеря и довольно результативную рыбалку. На завтрак каждому была обеспечена солидная порция жареной хариусятины.

18.08.2005. Не зря говорят, что утро вечера мудренее. За ночь вода упала на 5- 7 см и даже этого хватило, чтобы правая протока уже не казалась такой ужасной. Правда и сегодня, она практически не оставляла шансов безаварийного прохождения для наших экипажей, но в принципе, для сильного и тренированного мужского экипажа на быстром судне попытка могла бы и быть успешной… Однако, по порядку. Остров делит поток примерно поровну в смысле расхода воды. Но левая протока шире. Общий перепад высот между верхним и нижним концами острова (его длина примерно 170- 230 м) составляет не менее 3 м. В левой протоке падение высоты более-менее равномерно, в правой оно сосредоточено на входе и выходе из протоки. За слиянием проток находится последняя ступень порога с перепадом не менее 1.3 м. На входе в правую протоку в воде стоят три «жандарма» и несколько глыб поменьше. Они образуют три пары узких ворот, расположенные друг за другом в шахматном порядке на расстоянии 15- 20 м. Ширина ворот колеблется примерно от 3 до 5 метров. Проходы в ворота образуют локальные сливы. Самый крутой – первый – высотой более 1.2 метра. Проходы между берегами протоки и воротами узки и засорены камнями. Основная сложность в том, что «откалиброванная» в первых воротах струя бьет точно в левую «штангу» следующих ворот, образуя водяную подушку более метра высотой. Свалившись с нее во вторые ворота, струя так же точно лупит в «штангу» третьих ворот, за которыми, в свою очередь, из-под воды выглядывают более мелкие зубья. Скорость течения в этом месте я оценил не менее чем 12 км/час. Далее, до самого выхода из протоки препятствий нет. На выходе – сужение струи и на левом повороте две пары ворот, аналогичных входным, по расположению и сложности.

Затем через гряду подводных камней поток сливается с левой протокой. Через 20- 30 метров после слияния проток, почти все русло перегорожено подводной плитой. Слив с нее оканчивается мощнейшей «бочкой». Только у самого правого берега есть небольшой язычок, по которому можно «прострелить» мимо «бочки». Ниже выходной «бочки» можно пристать в спокойной бухте у правого берега.

В левой протоке уклон сначала минимален, затем постоянно увеличивается. Вход в протоку чист, затем начинается шивера, все более и более засоренная камнями. Перед концом протоки вода бьет в скалу левого берега, образуя сильный прижим, отражается резко вправо и тут же отражается от береговых камней острова влево. Почти сразу следует метровый слив с пенной «бочкой», затем дорожка валов высотой более метра и левая протока сливается с правой. Основная струя из левой протоки в этом месте направлена в центр выходной «бочки».

Просмотр левой протоки велся с правого берега. Верхнюю ее часть видно, если зайти выше порога по течению, нижнюю – снизу. Но кусочек в середине протоки не виден с правого берега. Вообще, если есть сомнения, можно завести судно повыше и перечалиться на левый берег примерно в 200 м от острова. Ниже берег начинает резко повышаться и, если не чалка, то последующий выход вверх для обзора, станут проблематичными. Да и вернуться назад, на правый берег (если это планируется) можно не успеть.

После осмотра порога и тщательного перечитывания всех имевшихся у нас описаний, я принял решение о прохождении по левой протоке на разгруженных судах штатными экипажами. Обнос рюкзаков занял около 40 минут из-за отсутствия береговой тропы. Приходилось двигаться по сплошному курумному полю.

Флагманский катамаран без проблем траверсировал реку и зашел в левую протоку по центру. При прохождении шиверы мы старались по мере возможности держаться ближе к острову, чтобы облегчить себе уход от прижима. Сделать это было нелегко, так как большая часть русла (со стороны острова – т.е. справа по ходу) перед прижимом сильно засорена камнями. Однако, от прижима мы все же ушли, хотя потеряли скорость на многочисленных маневрах. Едва вывернувшись из-за скалы, мы ухнули в слив. Пенная бочка после него оказалась гораздо глубже и мощнее, чем виделось с противоположного берега. Катамаран утонул в ней по раму, но не остановился. Валы после «бочки» начали разворачивать катамаран вправо. Из этого положения мы начали делать «прострел» к правому берегу, чтобы уйти от выходной «бочки». Это удалось с помощью телемарка. Раскрутившись на языке слива рядом с пенным котлом, мы уже по спокойной воде причалили к тому месту, где нас ждали рюкзаки. Второй катамаран в общих чертах повторил нашу линию движения, но от выходной «бочки» уйти не сумел и брал ее в лоб. Для них это было менее опасно, чем для головного катамарана, благодаря большей (почти на метр!) длине судна и его водоизмещению, а также физически более сильному экипажу. Обошлось без происшествий. И зрелище было довольно эффектное.

Привязав рюкзаки, мы продолжили сплав. За поворотом реки нас ждали три шиверы средней сложности, разделенные небольшими быстротоками. Шли без просмотра. Затем река как-то быстро и незаметно выбежала из теснины и стала гораздо проще. Шиверы сменились перекатами. Появились разбои. Горы все дальше отступали от берегов. Примерно через полчаса хода после прохождения последней шиверы, справа мы увидели широкое устье р. Селенгинки.

По первоначальному плану похода здесь предусматривалась полудневка для совершения экскурсии на Соболиные озера и водопад Грохотун. Однако двухдневное отставание на пешей части, а самое главное – короткий отпуск одного из участников – не позволили нам этого сделать. Придется отложить до следующего раза. А то, что этот следующий раз наступит, у нас сомнений не возникло: уж очень симпатичные тут места!

Примерно через полтора часа сплава мы пристали к правому берегу перед железнодорожным мостом в пос. Выдрино. По непроверенным слухам, на левом берегу ниже моста есть большая и удобная поляна для неспешной разборки и просушки снаряжения. Но у нас до электрички на Слюдянку оставалось чуть меньше двух часов и мы не стали привередничать. Тем более, что и здесь нашелся кусочек ровной травянистой луговины на обочине дороги, вполне пригодный для разборки судов. На сегодня – все! До свидания, Река! Здравствуйте, Новые Реки!

Рядом с местом нашей высадки асфальтовая дорога поворачивает перпендикулярно к реке. Этот поворот – начало пути к станции. Дальше асфальт уходит правее, а чтобы попасть на станцию, надо продолжать движение прямо, по проселочной дороге, мимо домов. С рюкзаками от воды до станции мы дошли примерно за 15-20 минут. Напротив станции за забором есть продуктовая лавка где можно купить чего-нибудь в дорогу. Билеты продают в здании вокзала, но если времени мало, их можно купить и в самом поезде, у специального человека с портативным кассовым аппаратом. Везде бы так! Успев затариться газировкой и соками, мы садимся в подошедший поезд. Народу не очень много и можно оккупировать нужное количество мест рядом.

В Слюдянке группа разделилась. Четверо, у кого отпуск подходил к концу, продолжили путь на Запад. Уже через 5 часов после прибытия в Слюдянку последний из них садился в поезд дальнего следования. Остальные задержались на несколько дней в окрестностях Иркутска, чтобы погостить у родственников. Билеты на Москву из Иркутска удалось купить с третьей попытки, но это были уже мелочи.

6 Где-то на этом участке самый юный член нашей команды упустил весло. То ли весло подкусило, то ли оно защемилось между камнями – так и осталось непонятным. Мелькнув пару раз в бурунах, оно покинуло нас навсегда. Пришлось впервые за несколько лет отвязывать запаску.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте7

На пешей части маршрута потенциально опасными следует признать участки бомов (здесь опасны крутые склоны со скользкими скалами и множеством «живых» камней), а также броды и переправы по бревнам через русло реки в низовьях Лангатуя. Считаю, что переправляться по бревнам, показанным на фото в этом отчете, с тяжелыми рюкзаками на плечах опасно в любом случае, а без них допустимо только с наведением перил. В плохую погоду, а также в периоды паводков легкомысленное отношение к бродам также может привести к несчастному случаю. Мы попали в период хоть и высокой, но не самой высокой воды. При этом человеку с рюкзаком нужна была дополнительная опора на броде при глубине уже по колено. При обходе бомов поверху опасными могут оказаться узкие полочки с «живыми» камнями. Следует предусмотреть возможность провешивания перильных веревок в таких местах. В остальном же на пешей части маршрута технических сложностей нет.

На водной части маршрута потенциально опасными для жизни следует признать пороги № 29 «Калибр» (он же «Слон»), № 59 «Мунгулгольский», №№ 87-89 (водопад «Хырмын-Дулю» и следующие за ним пороги «Жаба» и «Снежинка»), а также порог № 112 «Серая ямка». К этому списку, возможно, следует добавить препятствия предводопадного участка №№84-86, причем не из-за их собственной сложности, а потому, что за ними следует непроходимый водопад.

7Как и в любом более-менее сложном походе, в принципе, потенциально опасным может стать каждый метр мар-шрута. Впрочем, эта фраза скорее для тех, кто придумал вводить в отчеты такой параграф.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

Природа всего района похода чрезвычайно живописна и разнообразна. Однако даже на этом фоне можно выделить такие жемчужины как панорамы хребта Хамар-Дабан с перевалов Лангатуйские Ворота и Байри-2, «мини-каньон» в устье ручья Кит-Кит; водопад Хырмын-Дулю и следующие за ним пороги «Жаба» и «Снежинка», каньон Мрачный. Довольно интересные ощущения мы испытывали, ступая по остаткам деревянных гатей и мостиков, которыми наши предки укрепляли тропу от Мурино к Снежной еще в 18-том веке. Ведь значительная часть нашего пешего маршрута проходила по бывшему Игумновскому почтовому тракту, связывавшему некогда Россию и Китай через Монголию.

Хотя нам самим и не удалось этого увидеть, но очень многие источники советуют побывать на водопадах «Грохотун» и «Сказка», а также Соболиных озерах в долине реки Селенгинки. В низовьях Снежной у местного населения пользуются популярностью Карьерские (Теплые) озера.

При наличии некоторого запаса времени наверняка будет интересно совершить пешую экскурсию на пик Черского, увидеть водопады на р. Подкомарной и посетить весьма живописное озеро Сердце. Заслуживает внимания частный минералогический музей в Слюдянке.

Если смотреть на район чуть шире, я посоветовал бы обязательно побывать на Кругобайкальской железной дороге – уникальном памятнике инженерной мысли конца 19-го и начала 20-го веков. Так же, очень интересен Лимнологический музей в Листвянке. Водный поход можно дополнить экскурсионными маршрутами в район бухты Песчаная, где сохранились необычные «ходульные» деревья, в район мыса Половинного, где есть несколько очень интересных обзорных точек. Очень необычное место – Ольхон. Кроме природных красот он известен и наличием нескольких святилищ разных древних верований, целебными источниками.

А еще есть Аршан, Шумак, Хакусы, Гоуджекит… Наконец, столица края – Иркутск – также представляет интерес для любознательного путешественника.

Подводя итог, можно смело утверждать, что познавательно-экскурсионная программа, дополняющая спортивную часть похода на Снежную, может быть ограничена только ресурсами самих туристов – настолько богат, разнообразен и интересен Прибайкальский край.

Картографические материалы, кроки препятствий

Координаты некоторых характерных точек на маршруте

Широта (ГГ-ММ-СС северной широты) Долгота (ГГ-ММ-СС восточной долготы) Высота, м Дата Описание точки
51-27-17 104-24-54 485 03.08.2005 Точка старта пешей части у моста через Хара-Мурин.
51-26-18 104-24-20 486 03.08.2005 Устье Лангатуя (на тропе рядом со стрелкой).
51-25-16 104-25-05 532 03.08.2005 Место обеда 03.08. 2005.
51-23-56 104-24-41 510 03.08.2005 Ночевка 03-04.08 на второй из пройденных стоянок. (Двести метров выше по течению от переправы по бревнам высоко над водой).
51-23-39 104-23-55 557 04.08.2005 Место переправы стенкой.
51-22-15 104-23-00 621 05.08.2005 Место ночлега. Стоянка напротив устья р. Голой
51-22-28 104-22-19 643 05.08.2005 Место "разбоев" с неясной тропой.
51-22-45 104-21-45 681 05.08.2005 Место обеда после прохождения "разбоев".
51-23-04 104-19-17 680 05.08.2005 Место ночлега.
51-22-27 104-16-29 679 06.08.2005 На тропе, примерно в 100 м выше устья р. Нитяной по ходу движения.
51-20-44 104-13-43 679 06.08.2005 Место ночлега 06-07.08.
51-20-51 104-13-20 1019 07.08.2005 После брода в устье Бильчира.
51-20-21 104-11-59 991 07.08.2005 Место обеда 07.08.2005.
51-17-42 104-10-10 1424 08.08.2005 Место ночлега 07 - 08.08.
51-16-12 104-09-24 1654 08.08.2005 Место обеда 08.08.2005.
51-15-52 104-09-04 1746 08.08.2005 На перевале Лангутайские Ворота
51-13-45 104-09-17 1648 08.08.2005 Место ночлега 08-09.08.
51-12-45 104-08-45 1652 09.08.2005 На перевале Нухен-Дабан
51-10-36 104-07-30 1573 09.08.2005 Место обеда 09.08.2005.
51-09-37 104-08-53 1456 10.08.2005 Место ночлега 09-10.08.
51-06-25 104-09-04 1456 10.08.2005 Место обеда 10.08.2005.
51-05-51 104-08-36 1466 10.08.2005 Координаты ямы-колодца с водой на спуске к кордону Байри.
51-05-24 104-08-21 1370 10.08.2005 Устье левого притока Зун-Байри.
51-04-35 104-09-11 1197 10.08.2005 Место спуска тропы с луга на «вездеходку».
51-03-08 104-10-32 1165 10.08.2005 Стоянка на берегу Снежной, ниже кордона и устья Зун-Байри (100 м) – точка старта водного маршрута.
51-03-25 104-18-41 993 13.08.2005 Место ночлега 12-13.08.
51-03-00 104-20-19 973 13.08.2005 Ниже устья Урдо-Зубкосун.
51-04-03 104-22-47 954 13.08.2005 Ниже преп. №13 (примерно на 300 м).
51-06-41 104-24-30 954 13.08.2005 Место обеда 13.08.2005.
51-06-41 104-27-04 954 13.08.2005 Место ночлега 13-14.08.
51-06-4 8 104-26-51 870 14.08.2005 Место обеда 14.08.2005.
51-08-49 104-27-51 869 14.08.2005 Место ночлега 14-15.08.
51-09-05 104-29-15 786 15.08.2005 Место обеда 15.08.2005.
51-09-04 104-29-38 776 16.08.2005 Место ночлега 15-16.08.
51-11-17 104-31-50 775 16.08.2005 Обед 16.08.
51-13-47 104-33-57 616 17.08.2005 Стоянка за водопадом. Это же место обеда 17.08.
51-19-24 104-39-08 548 18.08.2005 Стоянка перед преп. № 112 (на песке).
51-26-49 104-37-54 462 18.08.2005 Место разборки судов у моста, на правом берегу, в пос. Выдрино.

Итоги похода, выводы и рекомендации

Нашей группой подготовлен и успешно пройден один из хорошо известных, но не ставший от этого менее сложным, пеше-водный маршрут в Прибайкалье. Подготовка к походу осложнялась тем, что участники живут в трех разных городах (и даже в двух разных государствах), и группа в полном составе собралась только перед посадкой в поезд. Тем не менее, подготовка прошла четко по плану, и нам удалось не допустить при подготовке ни одного серьезного промаха. На водной части похода мы попали в условия сверхвысокой воды, близкие к паводку. (Среди просмотренных отчетов – и не только тех, что упомянуты здесь – я не видел ни одного с таким же уровнем воды). Это наложило свой отпечаток на маршрут: некоторые сложные препятствия стали намного сложнее своих эталонных категорий, сложные участки появились и там, где при обычных уровнях воды ничего серьезного не наблюдается. Однако и к этому наша группа была готова и преодолела маршрут без излишнего риска и чрезвычайных ситуаций. Маршрут оставил самые приятные воспоминания и можно с полным правом утверждать, что задачи, поставленные перед группой в целом, мы решили. Большинство участников сумели также улучшить личную подготовку и теперь гораздо лучше представляют себе уровень собственных возможностей.

На правах очевидцев можем подтвердить, что Снежная по праву считается одной из жемчужин Прибайкалья.

При подготовке к этому маршруту были попутно проработаны еще несколько вариантов походов в данном районе и прилегающих к нему территориях. Поэтому мы надеемся вернуться в Прибайкалье еще хотя бы раз.

Несмотря на то, что в стандартном варианте данный маршрут относится к четвертой категории сложности, считаю что готовиться к нему надо как к полноценной «пятерке», поскольку нестабильная водная обстановка на реке, да и капризы погоды на пешей части, могут серьезно осложнить жизнь недостаточно опытным туристам. Снежную никак нельзя рекомендовать в качестве первой «азиатской четверки» группам, основной состав которых имеет опыт походов третьей категории сложности в азиатской части РФ или ранее ограничивался сплавами преимущественно по Карелии (независимо от категории пройденных там порогов). Достаточно опытным группам этот маршрут безусловно доставит истинное удовольствие.

Использованные источники информации
  1. Отчет № 3612 из БМГЦКТ (первопрохождение всей реки) рук. А.Д. Калихман, 1979 г
  2. Отчет № 4100 из БМГЦКТ (1981 г)
  3. Отчет №4739 из БМГЦКТ (1986 г)
  4. Отчет № 5216 из БМГЦКТ (1989 г)
  5. Атлас топографических карт «Прибайкалье». Изд. Роскартография, 2001. М: в 1 см 2 км.
  6. Отчет Болдырева Ю. О походе по Утулику и Снежной, 1997 г. Найден по адресу http://turizm.lib.ru/t/turism/sneg97.shtml
  7. Отчет Долматова В.Ю. о походе по р. Снежной, 1999 г. Найден по адресу http://skitalets.ru/water/vostok/snegnaya_dolm1999/index.htm
  8. С. А. Гурулев. Реки Байкала. Происхождение названий. Восточно-сибирское книжное издательство, 1989
  9. Отчет челябинских туристов под рук. Ю.Н. Тарасова о походе по Снежной в 2001 году. Найден по адресу http://splav.corp.chel.su/2001/Sneg/page_01.htm
  10. Отчет Е.В.Полькина о пеше - водном походе по р. Снежной (с 30.07 по 20.08 1995). Найден по адресу http://turizm.lib.ru/t/turism/sneg95.shtml
Дополнительные сведения о походе (приложения)
Приложение А. Список группового снаряжения

№/п Наименование Кол-во Общий вес
1 Катамаран 2х-4-местный, надувной с комплектом веревок для скруток, чалки, спасконца, карабином (L max = 4.5 м, D max = 55 см, V общ = 1400 л) 1 шт. 18.00 кг
2 Катамаран четырехместный, надувной «Кулик-14» с комплектом веревок для скруток, чалки, спас конца, карабином (L max =5.4 м, D баллона = 56 см, V общ.=1800 л) 1 шт. 20.00 кг
3 Насос-мех для надувания баллонов катамаранов 1 шт. 0.90 кг
4 Лопасти и рукоятки для весел (в том числе лопасти запасные – 4 шт.) 9 шт. 3.60 кг
Весла катамаранные неразборные 3 1.90 кг
5 "Чулок" бросательный с карабином и репшнуром 4- 5 мм, L = 30-40м 2 шт. 1.00 кг
6 Репшнур 6-8 мм, L = 40 м 1 шт. 1.00 кг
7 Карабин "Ирбис"/«Манарага», трапециевидный, без муфты 6 шт. 0.48 кг
8 Палатка с тентом, стойками, колышками (2-х мест. разных конструкций) 4 шт. 9.00 кг
9 Топор малый с чехлом 3 шт. 2.60 кг

3 Носки: шерстяные - 2 пары
4 простые, х/б - 2 пара
5 безразмерные, синтетические - 1 пара
6 Костюм спортивный, флисовый/шерстяной - 1/1 компл.
7 Рубашка (футболка) х/б - 2 шт.
8 Свитер шерстяной (или жилет) - 1 шт.
9 Шапочка шерстяная (спальная) - 1 шт.
10 Панама или кепи армейское - 1 шт.
11 Плавки (купальник) - 1 пара
12 Белье нижнее - 2 смены
13 Костюм штормовой, брезентовый - 1 компл.
14 Костюм защитный, капроновый - 1 компл.
15 Накидка /куртка легкая непромокаемая - 1 шт.
16 Очки от солнца - 1 пара
Б. Предметы снаряжения
17 Гидрокостюм - 1 компл.
18 Каска защитная (специальная или хоккейная) - 1 шт.
19 Спасжилет объемом не менее 18 л. - 1 шт.
20 Нож-стропорез в ножнах - 1 шт.
21 Обвязка грудная и беседка - 1 компл.
22 Гермоупаковки для вещей, снаряжения и продуктов, в т.ч. гермовкладыш в рюкзак - 2-3 шт.
23 Кольца резиновые для завязывания гермомешков - по числу мешков
24 Коврик спальный - 1 шт.
25 Мешок спальный - 1 шт.
26 К.,Л.,М.,Н. - 1 компл.
27 Хозпакет:
Спички в гермоупаковке (в т.ч. - находящиеся постоянно в ходовом комплекте одежды каждого участника – один коробок) - 2 кор.
Плексиглас (обрезки) - 15 см 2
Фотопленки запасные - по необходимости
Блокнот, карандаш и ручка - 1 компл.
Стропа для привязывания снаряжения и т.п. - 1 компл.
Запасная батарейка к фонарику - 1 шт.
Проволока, шнурки, карабин, лейкопластырь
Иголки и нитки необходимых цветов для ремонта одежды
28 Личная аптечка (в том числе крем для рук и пластырь бактерицидный – обязательно) - 1 компл.
29 Фотоаппарат (по желанию, кроме общественных) - 1 шт.
30 Фонарик - 1 шт.
31 Компас - 1 шт.
32 Туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка и паста, полотенце, бумага туалетная, крем для рук - 1 компл.
В зависимости от применявшегося снаряжения вес данного комплекта, приходящийся на одного участника, колебался от 9.5 до 10.5 кг.

Приложение В. Состав группового и судового ремнаборов

Групповой ремнабор А. ИНСТРУМЕНТЫ
1 пила-шлицовка по металлу 1 шт.
2 напильник трехгранный 1 шт.
3 надфиль квадратный 1 шт.
4 микрозубило (из дюбеля) 1 шт.
5 керн 1 шт.
6 ножницы 1 шт.
7 коловорот малый 1 шт.
8 сверла диаметром 2.5, 3, 3.5, 4, 8 мм по 1 шт.
9 шило 1 шт.
10 отвертка универсальная (с плоским и крестообразным жалами) 1 шт.
11 пассатижи малые 1 шт.
12 иглы швейные, разные 10 шт.
13 иглы хирургические, разные 3 шт.
14 шкурка наждачная водостойкая 30 см 2
15 швайка сапожная 1 шт.
16 кисточка для клея 1 шт.
Групповой ремнабор Б. МАТЕРИАЛЫ
17 заплаты из ткани оболочек и баллонов всего до 0.8 м 2
18 заплаты из ткани для деки и для одежды всего до 0.5 м 2
19 клей резиновый 0.6 л
20 клей «Уран» 0.4 л
21 бензин АИ-92 100 мл
22 обрезки оргстекла 1- 4 мм 20 см 2
23 лист алюминиевый, 100 х 40 х 1.5 мм 1 шт.
24 проволока стальная, 2 мм 5 м
25 проволока стальная, 1 мм (для весел) 15 м
26 проволока медная, 1.2 мм 3 м
27 нитки капроновые, швейные 6 кат., разные
28 киперная лента 30 м
29 винты М3 х 35 с гайками и шайбами 10 шт.
30 винты М4 х 30 с гайками и шайбами 10 шт.
31 шурупы для весел и саморезы разные 60 шт.
32 изолента х/б (черная) 1 моток
33 изолента пхв (синяя) 2 мотка
34 лейкопластырь 5 м х 3 см 1 моток
35 скотч прозрачный, шириной 50 мм, длиной 10 м 1 рулон
36 скотч армированный водостойкий, шириной 50 мм, длиной 20 м 1 рулон
37 штуцер для баллона катамарана с трубкой/катетер № 38 2 шт.
Общий вес группового ремнабора 2.5 кг

Приложение С. Судовой ремнабор

№/п Наименование Кол-во
1 иглы швейные, разные 5 шт.
2 шкурка наждачная водостойкая 10 см 2

№/п

Наименование

Кол-во

Бинт стерильный (10 м х 5 см) 3 шт.
Бинт стерильный (10 м х 10 см) 3 шт.
Бинт эластичный, ленточный 4 шт.
Бинт эластичный, трубчатый (разный) 3 шт.
Вата хирургическая 1 упак.
Лейкопластырь (5 м х 3 см) 1 шт.
Лейкопластырь бактерицидный 10 упак.
Йод 10 мл
Анальгин 30 табл.
Фталазол 20 табл.
Димедрол 10 табл.
Активированный уголь 20 табл.
Полимиксин 3 упак.
Сода питьевая 50 г
Термометр медицинский 1 шт.
Ланцет 1 шт.
Пинцет малый 1 шт.
Зажим хирургический малый 1 шт.
Спирт медицинский 250 мл
Общий вес аптечки с упаковкой - 2.5 кг.

Приложение Д. Организация питания на маршруте

Питание в походе было организовано следующим образом: для активной части маршрута были составлены 4 рациона. Продукты для каждого рациона закупались, проходили предпоходную обработку, фасовались и хранились у той пары дежурных, которая и должна была их гото-вить в походе. Все "делимые" продукты (крупы, сухари и т.д.) были расфасованы на разовые порции, остальные - точно взвешены, чтобы можно было на месте более-менее точно определить размер разовой порции.

Кроме того, был предусмотрен "неприкосновенный" запас продуктов, который должен был быть использован при возможной задержке на активной части маршрута, либо послужить основой питания при отъезде после окончания активной части маршрута. Эта часть продуктов была равномерно распределена среди всех участников.

Наконец, третья часть продуктов, предназначенная для питания на подъездах, была заку-плена и упакована отдельным местом для облегчения и ускорения организации питания в доро-ге. Кроме того, в смету расходов была заложена возможность пользоваться предприятиями общественного питания.

Вся предпоходная подготовка продуктов в группе велась под руководством завхоза. С учетом категории сложности, района путешествия и сроков его проведения, а также предполагаемого графика движения, была выбрана схема трехразового горячего питания с мясным завтраком, обедом из первого и третьего блюд и молочным ужином. Продукты на завтрак и обед подбирались так, чтобы некоторую их часть можно было использовать как "карманное" питание на ходу, а вместо горячего обеда устроить холодный перекус при необходимости.

Средний вес дневного рациона на одного участника не превышал 685 г. при калорийности около 2800 ккал. При этом надо учесть, что в рационах практически не было никакой "экзотики". Один из рационов специально был сделан несколько более объемным и калорийным, чем остальные, чтобы в случае необходимости использовать его (пусть даже и вне очереди) в дни после больших физических нагрузок.

В отличие от предыдущих лет, в этот раз в раскладку были введены сушеные овощи (морковь, капуста, лук, картофель, помидоры) и даже мясо, приготовленные в специальной установке одним из участников. Он применял эту технологию и раньше. Пробные партии продуктов были опробованы Завхозом перед походом и одобрены. Эксперимент оказался успешным. Мало того, что самосушеные продукты позволили нам немного снизить вес рационов, они разнообразили меню и даже позволили готовить в походе настоящий борщ, практически ничем не отличающийся от приготовленного дома из свежих продуктов.

При выходе на маршрут завхоз имел при себе следующую документацию:

• состав каждого рациона с указанием его веса, калорийности, количества белков, жиров и уг-леводов;
  • список продуктов "неприкосновенного" запаса с указанием их веса и имени участника, несу-щего тот или иной продукт;
  • список продуктов и примерные рационы питания на подъездах с указанием имени участника, несущего эти продукты;
  • расчетный график движения группы на маршруте.

Каждая пара дежурных имела при себе следующую документацию:

• состав своего рациона с указанием норм закладки продуктов;
  • список продуктов "неприкосновенного" запаса с указанием их веса и список продуктов с при-мерными рационами питания на подъездах.

Дежурство начиналось с обеда и заканчивалось мытьем котлов после завтрака. Такая система позволяет равномерно разгружать участников (поскольку точно известно сколько "теряет" каждая пара дежурных за сутки), экономит время, (т.к. распаковываются в обед в основном только вещи дежурных, а утром они имеют возможность собираться одновременно с приготовлением завтрака) и обеспечивает дежурным максимальные удобства в работе, т.к. два раза из трех они готовят пищу на одном и том же месте. Наконец, жизнь завхоза в походе, хотя бы отчасти, напоминает жизнь простого человека, т.к. каждый дежурный точно знает (имея рацион на руках) - что, когда и как он должен готовить, а винить во всех недостатках предпоходной подготовки и обработки продуктов ему приходится только себя, что благотворно сказывается на настроении остальных членов группы.

Описанная система питания давно отработана в походах, полностью оправдала себя и на этом маршруте и не вызывала нареканий у участников. Ниже приведены списки основных продуктов и разовые нормы выдачи для активной части маршрута, НЗ и для подъездов.

Таблица 3

Колбаса вареная/полукопченая, копченая 60/40
Масло сливочное 10
Сахар (на весь день, на 1 человека) 90-100
Конфеты шоколадные/карамель, шт. 2/3 шт.(15/25 гр.)
Халва 50
Картофельное пюре (порошковое) 35-40
Лук, чеснок 20-25
Соль (на весь день, на 1 человека) 2-2.5
Суп из пакетиков > 1/3 пак. (30-40 г)
Суп из самосушенных продуктов 20

Таблица 4

Примерный состав продуктов "сухого пайка" на подъездах Разовая норма выдачи на 1 чел., грамм
Колбаса вареная/полукопченая 50 г
Корейка 40 г
Сыр 40 г
Сухари белые с изюмом 2 шт.
Огурцы свежие 1/2 шт.
Помидоры свежие 1/2 шт.
Картошка вареная 2-3 шт.
Лук репчатый 1/4 луковицы
Консервы рыбные (шпроты) 1/2 банки
Курица жареная 100- 120 г
Яйца вареные 1 шт.
Хлеб 1 кус. черн.+1 кус. бел.
Картофельное пюре (порошковое) 35- 40 г
Вермишель быстрого приготовления 1 пакет
Конфеты (шоколадные/карамель) 1/2 шт.
Пряники/Печенье 2/3 шт.
Пакетик с чаем или кофе 1 шт.
Сахар-рафинад 4 кус.

Таблица 5

Состав продуктов "неприкосновенного запаса" Вес в пересчете на одного участника, грамм.
Колбаса с/к 100 г
Сахар 50 г
Заменитель сахара 1 упак. на группу
Сыр 60 г
Чай 100 г на группу
Кубики бульонные 2 шт.
Крупа рисовая 60 г
Сухари черные и белые по 2 шт.
Шоколад, конфеты по 50 г

Приложение Е. Смета расходов

Поскольку расходы при подъездах были неодинаковы, ниже приводится только список статей расхода в пересчете на одного человека.

Таблица 5

Наименование статьи расходов Затраты на 1-го участника, руб.
Стоимость проезда в плацкартном вагоне поезда № 222 от Москвы до Слюдянки (полный) 2100.00
Стоимость постельного белья в плацкартном вагоне поезда № 222 35.00
Стоимость автозаброски от ст. Слюдянка до моста через р. Хара-Мурин на окраине пос. Мурино 1500.00 на всех 8 чел. с грузом
Стоимость проезда в местном поезде от ст. Выдрино до ст. Слюдянка-1 25.00
Стоимость проезда в плацкартном вагоне поезда № 339Ч от Иркутска до Москвы (полный) 1860.00
Стоимость питания на маршруте и подъездах 975.50
Прочие расходы на общественные нужды (телеграммы, снаряжение, фото, оформление отчета и т.д.) 50.00

Приложение Ж. Расписания движения поездов

Расписание по станции Слюдянка (на 03.08.2005, расписание неполное, списано на станции)8
№/поезда Станция отправления Станция назначения Время отправления и дни следования
Электрички на Восток
Слюдянка Улан-Удэ 01-15, ежд.
Слюдянка Мысовая 12-55, ежд.
Иркутск Выдрино 15-43, пт.
Иркутск Улан-Удэ 04-12, сб., вск.
Электрички на Запад
Слюдянка Иркутск 02-44, ежд.
Слюдянка Иркутск 14-32, вск.
Улан-Удэ Иркутск 14-45, сб., вск.
Поезда дальнего следования на Запад
Нерюнгри Новосибирск 00-57, с 03.06 по нечет.
Пекин Москва 07-19, с 28.05 по пт.
Улан-Батор Москва 07-19, с 28.05 по ср., сб.
Владивосток Москва 09-33, с 08.06 по нечет., при 31 дне в месяце: 31, 02, 04, 06, 08, 11, далее – по нечет.
Чита Москва 10-19, с 01.06 по нечет., при 31 дне в месяце: 31, 02, 05, далее – по нечет.
Благовещенск Москва 10-19, с 01.06 по чет., при 31 дне в месяце: 31, 01, 04, далее – по чет.
Пекин Москва 10-53, с 08.06 по вт.
Улан-Удэ Москва 14-06, с 30.05 по 30.08 по чет.
Владивосток Харьков 18-10, 06, 10, 14, 18, 22, 26, 30.06, 04, 08, 12, 16, 20, 24, 28.07, 01, 06, 10, 14, 18, 22, 26, 30.08, 04, 08, 12, 16, 20, 24, 28.09
Хабаровск Москва 18-10, с 01.06 по чет., при 31 дне в месяце: 30, 01, 04, далее – по чет.
Владивосток Москва 18-10, с 05.06 по нечет., при 31 дне в месяце: 31, 02, 05, далее – по нечет.

8 В таблице приняты следующие сокращения: четн. – по четным дням; нечет. – по нечетным дням; ежд. - ежедневно; ср. – среда; пт - пятница; суб. – суббота; вск. – воскресенье.