Иркутская область / Спортивный туризм | Водный туризм | Рыбалка

Чуна-Кеть-2013. ЗаМечтательное путешествие по комариной стране.

6 июня - 23 августа 2013 г.
Развлекательно-отдыхательный сплав с интересными встречами, бедами и радостями, новыми знаниями, все как в жизни. Главное - не сдаваться и пройти маршрут до конца. Всего этим летом мы прошли 2205км. Отчет награжден дипломом 2 степени на конкурсе "Незабываемое путешествие-2013"
г.Нижнеудинск - р.Уда - г.Лесогорск - р.Чуна - р.Тасеева - р.Ангара - р.Енисей - г.Лесосибирск - пос.Верхнекетский - р.Большая Кеть - р.Кеть - г.Белый Яр

Уда.

Волк - это душа человека, которая выбрала свободу...

Фото и видео из похода по реке Уде можно посмотреть еще здесь.
Фильм о сплаве по Уде-Чуне.

Подготовка к походу началась  у нас в этом году поздно - Валентин болел, хандрил и раскачивался. Я предлагала разные варианты - на выбор: по Алдану, потом автостопом по Колымскому тракту, сплав по горным рекам с возвращением на теплоходе - не принял, далекая заброска. Но зато посмотрели бы такую красоту! А потом уже сил на такой маршрут не хватит. Еще рассматривался интересный маршрут из Абези на юг с выходом в Илычский заповедник - заповедник затребовал денег за проход по реке. Волк предложил отдыхательный сплав по Уде-Чуне до Лесосибирска на Енисее, с переездом на Кеть. В том районе мы уже были в 2009г, прошли по Обь-Енисейскому каналу, было интересно, и Кеть в общем понравилась. А теперь предполагалось пройти всю Кеть с верховий. Простенько, матрасно, ненапряжно. Видимо, сыграло роль то, что Волк не чувствовал сил для настоящего похода. В верховьях Кети есть заломы, завалы из бревен, которые надо обносить. Когда стали изучать район более подробно, вышли на Харитоновых, которые сплавлялись по Кети уже 17 лет подряд. Им понравился наш маршрут и они решили пройти его параллельно с нами на большой надувной рыбацкой лодке Пионер. Предполагалось встретиться с ними несколько раз на Уде, чтобы подстраховать их на порогах, а также заснять прохождение.
Перед походом я купила для Волка новый легкий рюкзак  Bask Light 75 XL, и с ним и поехала. Сначала я думала, что он маленький, и ничего туда не влезет, ведь раньше я ходила со 120л Freetime, но к моему удивлению все влезло! Рюкзак выглядел отлично, равномерно упаковался, крепко сидел на бедрах и не давил на плечи, хотя лямки для меня были великоваты, а вес был около 25кг. Я постаралась не брать ничего лишнего, кроме неучтенки - кое-каких продуктов.
2 июня.
С утра мы уехали с дочкой на велах, немного заблудились в болоте, но сами нашли дорогу по навигатору, без него - никуда. И потом до 2-х ночи я делала срочные дела - помыла вел на лето, напекла Валентину в дорогу любимых пирогов с капустой, сварила варенье из клюквы (также по его заказу), пересадила цветы, вымыла пол, чтобы ехать со спокойной душой.
3 июня.
Утром пришлось вызвать такси, чтобы успеть на утреннюю 6ч электричку, тащиться с рюкзаком пешком было нерационально. До Москвы я отлично проспала, купила у Курского дешевые книги в дорогу, отвезла рюкзак в камеру хранения на Казанском. Неприличное предложение заплатить за рюкзак с привязанной пенкой как за 2 места 320р я с возмущением отвергла, пенку отвязала и с ней поехала на Киевский встречать Валентина. Он в одиночестве бродил по пустой платформе.

На вокзале в Москве. Новый рюкзак Bask Light 75 XL.

После радостной встречи я взяла Рыську (нашу байдарку), Волк с кряхтением взвалил на спину свой 40кг рюкзачище (и все нужное, ничего лишнего), и мы быстро переехали на Казанский, где и воссоединились с моим новеньким Баском. Потом я еще успела сбегать в большой магазин под Московским универмагом купить продукты в дорогу.
Мы опять ехали поездом 082 Москва-Улан-Удэ.Поезд новый, чистый, уютный как дом на
колесах. Нам повезло - почти напротив ехала с хозяйкой Ксенией Черных очень красивая интересная собачка, уиппет, ее возили на выставку в Москву, а теперь они возвращались домой в Екатеринбург. Собачку звали Элвис, он был лучшим в Москве, чемпион породы. И еще с ними ехал щенок таксы, миленький и тоже изящный и забавный. А какие-то люди, ехавшие дальше от них, чем мы, требовали перевести их в другой вагон. По просьбе проводницы мы написали заявление, что их просьбу удовлетворили, и никто их не оскорблял, вдруг им взбредет в голову пожаловаться после поездки.
Мы набрали целую сумку еды, надо ее уничтожать. У Волка весной был недолеченный бронхит, кашель не прошел, приходится уговаривать его пить лекарство. Постепенно возвращается чувство понимания и контакта, так необходимые в команде. И весь день тепло и солнечно. Едем, читаем, разговариваем, на остановках бегаем сниматься у памятников-паровозов.
4-5 июня.
Ксюша с Элвисом и таксиком вышли в Е-бурге. Появился парень из Питера, который едет на Байкал в отпуск. Там целый вагон пустой, забронирован, и ему дали один билет в один вагон, а другой - в наш, уже до Иркутска. У него ноут, мы смотрели фильм Дух времени про историю возникновения религии, истинный смысл религиозных праздников, про общее во всех религиях, самую древнюю - египетскую веру, эпохи Рыб и Водолея. В Е-бурге сбегали за очень хорошим разливным пивом в гастрономе на углу.

Новосибирск.

Читаю рассказы Булычева - про старика, у которого в квартире было море, выход в параллельный мир, он доверился соседке, а она притащила туда весь двор. Как я его понимаю! Вот так верить людям. В другом рассказе у девушки был шкаф с волшебным ящиком, который исполнял желания. А практичный муж разобрал чудо на детали, чтобы продать за копейки. Как все знакомо! Книги нам попадаются не просто так, они отражают нашу жизнь, наши мысли. Хорошо едем, душевно. Сели новые пассажиры. Женщина из Улан-Удэ, которая возвращалась из санатория, сразу стала расспрашивать про байдарку и поход, не страшно ли. Ночью выходили погулять в Мариинске, холодно, всего +12.
6 июня.
Сегодня приедем - ура! В 7ч утра по местному выскочили в Красноярске, поезд опоздал на 20мин, поэтому хотя нас терпеливо дожидалась на перроне местная интернет-знакомая Волка, я невежливо сбежала от нее купить магнитик. На вокзале Красноярска стоит паровоз Серго Орджоникидзе со стихами Петра Коваленко:
Стоит паровоз на вокзале,
До блеска начищенный весь,
Готовый в тревожные дали,
Как прежде отправиться в рейс.

Он помнит все-всё, как бывало,
Составы водил под огнём,
По огненным рельсам и шпалам,
Под градом - смертельным свинцом.

Кто канул в далёком Полесье,
А кто - за кипучим Днестром -
Он, грозных боёв буревестник,
Напомнит живым о былом...
Красноярск, паровоз Серго Орджоникидзе

С разбегу выскочила на привокзальную площадь, распахнувшуюся мне навстречу - вот бы задержаться, погулять по знакомым улицам, но надо бежать обратно, опоздаю на поезд. Жаль, что сейчас поезда не стоят в городах сутками, или хотя бы пару часов, чтобы успеть сходить на экскурсию. Все торопятся, к работе, своим делам. А может, больше случая побывать здесь не будет.
Ближе к 13ч стали готовиться к высадке, надели ботинки, собрали вещи. Приехали! Нам все желали счастливого пути, за 3 дня  перезнакомились и подружились.
В Нижнеудинске я сразу пошла на привокзальную площадь, узнать насчет машины. Автобусы идут до моста, но он в черте города, а нам надо тихое местечко, чтобы переночевать и собрать лодку. Волк не стал меня дожидаться, подтащил рюкзаки, и мы быстро договорились с водителем легковушки, что он нас подбросит выше по течению Уды за 200р. Сначала водитель не понял, что нам надо, предлагал завезти нас на гору, откуда хорошо видны окрестности. А потом отвез нас за 10км в чудесный сосновый лесок, на полянку.
Уда нам понравилась - чистая, быстрая, живописные каменистые берега.

Первый взгляд на Уду.

Мы раскидали вещи по гермам и отправились спать. 21ч - а светло! Рядом прошла машина, разбудила. Вылезли, попробовали покидать спиннинг - не клюет. Несколько раз принимался дождик, над рекой на пол-неба вставала радуга. Это хороший знак!

7 июня.
Утром мы не торопясь позавтракали, собрали и надули лодку, Волк включил навигатор, и вот наконец пошли! День, о котором мечтали целый год.
До города по навигатору прошли 9км, течение быстрое, пролетели незаметно. Часто идут перекаты, течение несет от 8 до 16км/ч! Остановились у старого моста, рядом есть несколько магазинов. Я с рюкзаком пошла закупаться. Много белорусских дешевых продуктов - крупы, мука, сгущенка. Ходила в магазин 3 раза, пока была внутри, налетел дождь. Один раз сильным порывом ветра сдуло с берега и скатило в воду незакрытую герму с продуктами, чуть не унесло байдарку. Волк не знал, что спасать в первую очередь, а я в магазине! Немного подмочило муку и хлеб. Наконец, с трудом распихали продукты и пошли дальше. Холодно, очень холодная вода, налетают тучки, поливают дождем.

Проходили Уковский водопад, мощное зрелище, коричневый поток падает с высоты на камни через каньон, скалы вокруг. Но опять пошел дождь, лодка и весла на берегу, я далеко наверх не пошла, вдруг что-то унесет. Напротив какая-то турбаза. Скалы все исписаны. Есть обходная тропа наверх, но скользко, сыро. Волк сказал, там какие-то бревнышки наверху, мокрые, без перил, рисковать перебираться по ним мы не стали, поснимали водопад снизу.
Берега реки скалистые, высоченные, много хороших мест для стоянок. Можно встать на косах, можно и в лесу - там потеплее. Подход к воде хороший, галечка. По берегам растут сосны, березняк, листочки только вылезли, цветет черемуха. Весна была поздняя.

Плащи не снимаем. Пролетели около 40км и встали в сосновом лесочке в 19.30. Только высыпали продукты, чтобы разобрать и упаковать - опять дождь, накрыли все пленкой. Потом я залезла в палатку, Валентин мне закидывал пакеты, я их вытирала и пересматривала. По-моему, мы перестарались, слишком много сразу закупили, около 30кг. Тяжело вспомнить, где что лежит, достать, а как разгружаться? Герму с продуктами не поднимешь. Муку и сахар засыпали в пластиковые бутылки, остальное поедет в мешочках.Шел дождь, мы улеглись засветло около 23ч, накрылись тентом поверх спальников для тепла.
8 июня.
Просыпались и в 5ч, и в 6ч, вылезли только в 8ч. Солнышко! И потеплело, а то я уже в сапоги влезла.
Сушу все тряпочки и хлеб. Пожарила гренки из подмокшего хлеба. После дороги аппетит мы еще не нагуляли, есть не хотим, сварила только геркулеску. Потом загнала капитана в палатку писать дневник, он еще и не начинал, ленивец. Здесь такое течение, что можно не торопиться, в день запланировано проходить всего 30-35км. К этому походу я сшила для лодки новый багажник, по эскизу Волка, там теперь лежит пленка, рыбный мешок, сковородка, топор, котелки. Спереди кармашек для конфет. Удобно, ничего не надо привязывать отдельно и выглядит аккуратно.
Погода была холодная, комаров и прочей гадости пока нет. Сегодня мне приснился необычный сон - из одного сна я перешла в другой, понимая, что я сплю. А Волк во сне мне сказал, что ему не нравится, что я ухожу летать по ночам, с 12 до 3. Ну и ладно. Потом я лежала и слушала, как со мной разговаривает вода. Никакую травку мы не курили! Только по глоточку коньяка. Утром уже теплее, но дождики все равно прилетают, и флиску я не снимаю.

Вышли в 12ч. До обеда были скалы по берегам, потом вышли на равнину. Река разлилась между островками, местами мелкие перекаты, проходим по струе. Перекусили картофельным пюре с кусочком сала. Прошли д.Атагай. Здесь попали в сильный ветер, гонит волну, пришлось натянуть юбку. Гребу, а вся вода Волку в лицо, он рычит и возмущается. Пробовали ловить рыбу - не клюет и не играет. Тащим поппера - все впустую. Грустно вспоминаю Урал, как там здорово было, хариус ловился. Здесь очень много рыбаков, по берегу проходит дорога, тащат сети и кораблики. Дошли до стоянки Харитоновых - на острове в кустах. Здесь низко, сыро, грязно, мы с трудом нашли приличный песчаный бугорок для палатки.
Стоянка на острове.

Чуть позже примчалась туча, ударил дождь с градом. Когда же начнется лето? Нас накормили вкусным густым спецсупом с тушенкой, мы познакомились, немного поговорили. Ночью опять шел дождь, гремела гроза, я боялась, что лодку унесет, она осталась на берегу, а обычно мы ее подтаскиваем к палатке.
9 июня. Полудневка.
Утром солнышко, тепло, ясное небо. Загораем, комаров нет. Дневку здесь делать неинтересно - нет больших камней для бани, и как-то бомжовенько. Я больше люблю сухие стоянки на просторе, на косах, здесь выбор есть. От супа мы отказались, сварили геркулеску. У Валентина покалывает сердце - результат предпоходных волнений. Мы быстро загрузились, и пока ожидали Харитоновых, я сходила на другой конец острова пофотать. Там галечная коса, вид гораздо красивее. Выходим, идем мимо деревни, по берегам везде сидят рыбаки. Мы кидаем блесну в заводях, около травки, рыбы нет. Тепло, припекает солнце, первый день лета!

С 12 до 15ч пролетели 18км, остановились на перекус на высоком красивом бережку, у соснового леса. Здесь хорошие дрова - сушняк. Я быстро поставила нашу фирменную пирамидку для костра, развела огонь.
Харитоновы  ушли дальше, сказав, что им разгружаться тяжело, а прошли они с утра еще мало. А мы решили остаться здесь до утра на полудневку, уж очень место понравилось!

Я постирала вещи из поезда, баню делать не стали, у Валентина давило сердце. Он принял лекарство, полежал в палатке, немного отпустило. Потом мы нагрели воды, помылись, походили по берегу со спиннингом. На виброхвост тоже не клюет, берега исхожены, рядом дорога и деревня. Заливается кукушка, даже петуха пускает. На ужин сварила легкий супчик, есть так и не хочется. Стемнело в 23ч.
10 июня
Нас разбудил мотоцикл на другой стороне. 2-й день лета, с утра уже жарко. Мне нравятся походы сложные, когда тащишь лодку против течения, борешься с волнами, переходишь водоразделы,
смотришь на мир сверху, и вокруг никого, ты смотришь на Мир и Мир смотрит на тебя. У похода есть цель. И Волк с утра торопит - быстрее! И ты собран и деловит. Здесь же - полная расслабуха, спим сколько влезет, везде люди, можно даже не грести - течение само несет.  Валентину нездоровится, с завтраком меня он не торопит. Купаться еще рано, вода холодная.
Тормозим как можем, вышли только в 11.30. Места равнинные, красиво, но скучновато.
Я увидела 2 симпатичные горки, Плеши, высота 700м. Они довольно пологие и лес на них редкий, захотелось влезть, посмотреть на Мир сверху. Как ни странно, Волк не стал спорить, отпустил. Времени же вагон! Он встал напротив на пляже, а я полезла наверх. Дыхание сбивается, но лезть легко. Интересные цветочки попадаются, кактусы на камнях. Сфотала панораму реки сверху, Волк на пляже как точечка. Здорово! Только на обратном пути спускаться было тяжело, ногу свела судорога. Это я слишком активно наверх лезла, всего лазила 1ч.
Как-то резко погода поменялась, жара стоит. Волк жалуется, что совсем не хочет есть.

И вот наконец первый порог за поворотом! Вроде бы называется Днепровский. Встаем и идем просматривать, все по науке. Я вижу камень в русле посередине, главное - на него не налететь, за ним бочка. Ничего особенного, надо просто идти по струе. Волны были, падать с них вниз мне даже нравится. Волк кричал - левой! а у меня правое весло в воде, и с горы летим, хватаю веслом воздух. Пришлось пробивать бочку, волна хлестнула поперек лодки, это было здорово!  Рыська - замечательная лодка, она и не такое может.

Следующий порог был вообще незаметный, перекатик. Потом третий - с большими камнями на берегу. Тоже ходили смотреть, лезли по лесу. Столько сил уходит на просмотр! А в результате все равно с воды все выглядит по другому. Мы  прошли легко, по струе.
После порогов пришлось пройти несколько км до стоянки - слева вдоль берега идет дорога, справа - высокий берег, кусты, бурелом. Мы встали уже в 20ч на островке. Здесь галечка, песочек, много плавника для костра.
Прошли 39км, меньше никак не получается. Вспоминаем волоки, тундру, как было тяжело и интересно. А теперь похвастаться будет нечем. Рыбы нет, вечером Волк целый час бегал по берегу со спиннингом, одни мальки резвятся. Вода высокая, сильное течение, и главное - по берегу идет дорога. До 23ч читала книгу - и спать.
11 июня.
Солнышко, тепло. Спали, переворачивались, просыпались и спали дальше. Волк просит варить поменьше, по 2 ложки каши. Собрались и вышли в 12ч.
Сначала была шиверка, потом порог Крутинский. Я шла с камерой-видеорегистратором на голове. Это вообще не порог, несколько камешков. Сразу скажу - съемка не получилась, надо держать камеру в руках, желательно - водозащищенную. Выходили смотреть дорогу - ровная, прямая, широкая грунтовка. Машин проезжает по ней очень много и быстро. Потом был порог Поносный. Мы пошли  по середине. Несколько раз меня захлестнуло волной, попрыгали по валам, ничего страшного. Мы по привычке пили некипяченую воду прямо из речки, но здесь даже это делать не рекомендуется, в Нижнеудинске плохо работают очистные. Были проблемы. Прошли Заречье. На крутом повороте влетели в необозначенный на карте порог с крутыми валами, прошли четко.

И в 15ч встали на перекус у деревни в тенечке. Опять только геркулеска, рыбы нет.
Потом мы прошли о.Манинский и перед о.Малиновый свернули в правую протоку. Резко потянуло дымом, может, на острове что-то горело. Был встречный ветер, а в протоке было потише. Налево было с.Костино, а на правом берегу крутой яр, где лежал еще снег, вернее глыба льда. Устроили на ней фотосессию.
Небо затянуло дымкой или облаками. Потом прошли паром и уже в 19ч свернули в протоку налево и встали на каменистой галечной косе Байеровских островов. Слазили наверх в лес за дровами, притащили тучу комаров, пришлось срочно разводить костер. Расчистили место под палатку, Волк подложил мне под коврик круглый камешек, но я его даже и не заметила. Ночью шумела вода, птиц было не слышно, потом проснулась кукушка.
12 июня.
С утра пасмурно, прохладно. Нагрела воды в котелке, устроила утренний душ. Клюквенное варенье мы доели, баночка освободилась, можно брать на перекус утренний суп.На стоянке было большое бревно, устроили развлечение - качели, а Волк, конечно, пошел дальше и показал с веслом на бревне мастер-класс прохождения порогов.
Суп варю самый простой - вермишелевый или гороховый, тушенки нет, рыба не ловится. Но появились комары, рыбий корм, это обнадеживает. Грибов тоже еще нет, нашли пару штук сушеных. Чай завариваем с брусничным листом. Сегодня прохладно, небо затянуто облаками, но идти легко.Когда пробирались узкими протоками, в одной попали в завал (перед Приудинском), но пилить не пришлось, так пропихнулись.
Прошли д.Приудинск, возле нее стояла всего 1 лодка. Перекус устроили в кустиках, видели много заячьих орешков, зайцев не нашли. Встретили двух рыбаков, они похвастались, что сетью ловят здесь ленков и тайменей, что-то сомнительно, сетка у них 20мм, на мелочь. Потом мы узнали, что раньше, когда велся сплав леса, здесь водились даже осетры, а сейчас всех забил лещ. Около 19ч прошли уже 36км, стали искать стоянку так, чтобы поставить сеть.
А что делать, если по-другому рыба не ловится? Надо добывать пропитание. Встали на Цыганских островах после д.Бауэр. Стали ставить сетку - с лодки не получилось, сильное течение. Пришлось Волку раздеваться и лезть в воду. Уже много комаров, пришлось достать накомарники. Комары жирные и наглые, давлю их нещадно. Сетку пришлось еще привязать веревкой к бревну на берегу, чтобы не сносило.
Стоянка на Цыганских островах.

На ужин сварила макароны с сушеным омлетом Гала-Гала, вкусно, надо попробовать творог в дорогу сушить. Еще сделала салат из капусты и чай с листьями малины. Еще только 20.30, а мы все уже сделали, свободное время. Я читаю книжку, Волк включил мобилку для проверки связи, Мегафон есть. Улеглись в 23ч, как раз и дождик закрапал. Мне все казалось, что кто-то ходит рядом, что-то роняет. Не поленилась, вылезла - лодка на месте, все спокойно.
13 июня.
Утром солнышко, просвечивает голубое небо, опять тепло. Умылась, нагрела воды на душ, попили кофе. Дома я никогда утром кофе не пью, а здесь - традиция! Пошли смотреть сетку. Травы набилось! Течение очень сильное, а сетку можно поставить только рядом со стоянкой, вверх не поднимешься. Пусто, пусто... В конце сетка перекручена, болтается рыбина. Я думала, щучка, а это налим! Толстенький, спокойный, как дохлый. Выпутала его, в лодке он зашевелился. Вот и первая рыба на Уде, первая уха, а то все пустой суп да каша.
136

Правда, аппетита у Валентина так и нет, предложила ему поменяться мисочками - зачем ему такая большая. Сварила уху - какая вкуснотища! Мясо нежное, огромная печенка тает во рту. Сразу в животе приятное тепло появилось. Сетку сразу растянули на камнях просушить и отряхнуть траву. Все-таки имеет смысл ее брать, не раз она нас выручала. А у налима в желудке был треугольный камешек, для утяжеления, чтобы течением его не сносило.

Вышли в 12ч. Прошли о.Пронюшкин. Встречный ветер и волна. За Веселым встали на перекус.
Прошли д.Баянда. Вечером встали на островах, не доходя до Лесогорска. Напротив дорога и дома, приехала машина. Харитоновы встали на среднем острове, где крутой берег и высокая трава. А мне там не понравилось - кочки и комаров в траве много. Перешли на островок напротив, там кусты, много плавника для костра и стоит настил из толстых досок, как раз палатку можно поставить. Отлично устроились.
Удачно разместились!

Волк покидал немного блесну, зацепил чужую сетку, отцепили. Потом за ней приехал хозяин на лодке-резинке, сетка 20-ка, собрала весь мусор, а попались 2 рыбешки. Рыбак нас предупредил, что вода ночью может подняться, посоветовал уйти на остров повыше, мы не поверили. А в 3ч утра Волк вышел по своим делам, погонять комаров в кустах, и показалось ему, что вода шумит как-то не так, кричит - "Наводнение! Лодка уже плавает!" Мы быстро затащили лодку на настил, стали грузиться. Закрапал дождь, началась гроза. Волк рявкнул Харитоновым, разбудил их, они тоже забегали с фонариком. Уложились, последней свернули мокрую палатку, сначала внутреннюю часть. Вода уже подступала к настилу. Проверять его плавучесть мы не стали, спихнулись и пошли через протоку в лагерь к Харитоновым, ждать рассвета.
Жертвы наводнения.

Хлещет ливень, грохочет гроза, Харитоновы сидят под своим большим тентом, лодка прикрыта тамбуром, вода уже дошла до половины пола палатки. Они горюют - суп оставили на земле, и туда налило воды. Мы натянули болотники, холодновато. Дождались рассвета и пошли к Лесогорску. Но что там делать в такую рань? Немного не доходя встали на травке, поставили палатку и залегли досыпать. Проснулись уже в 9ч.