Иркутская область / Спортивный туризм | Водный туризм | Рыбалка

Чуна-Кеть-2013. ЗаМечтательное путешествие по комариной стране.

6 июня - 23 августа 2013 г.
Кеть, часть 3.

13 августа. Дневка.
Всю ночь и утро шел дождь, несильный, но вылезать из палатки не хотелось. Встали в 9ч, тучки бегут с юга, но без дождя. Кофе, уха, потом стирка.
Волк тоже вылез, помог мне с дровами, повесил веревку для сушки белья. Сделали кабинку для бани, нагрели на костре ведро песку. Было жарко, как в парной, отлично помылись с вылезанием и окунанием в реке. Утром я сварила компот из сухофруктов, к вечеру он как раз настоялся. Часов в 7 я пошла жарить плюшки, а Волк отправился ловить моих щук, которых я не поймала утром, и поймал 2 щучки как раз там, где я кидала - около лодки и в конце косы. Хороший был день, спокойный.

14 августа.
Встали рано. Дошли до Максимкиного Яра, там зашли в соснячок. Сначала ничего не увидели, потом я нашла один белый гриб и пошло! Набрали мешок белых и лисичек.
Потом дошли до р.Утка, там на берегу д.Степановка. Мы поднялись по реке на 1,5км, оттуда идет дорога лесом вдоль реки, можно идти и по берегу. Заморосил дождик, а я все равно отправилась в поход в магазин и за молоком. Шла минут 20 до первых домов, а потом очень удачно встретила женщину с внуками, разговорилась с ней, она пригласила меня к себе домой, налила банку молока, дала творога и зелени с огорода - зеленый лук, огурцы, цуккини, укроп. Я полюбовалась прекрасными сортовыми розами и лилиями у нее в палисаднике и в теплице, она их очень любит и разводит. Она сама с помощью сына сделала прекрасный современный ремонт дома, просто позавидуешь! И выглядит она очень молодо, а у нее уже внуки. Спасибо ей большое! Потом я нашла пекарню, купила хлеб, печенье, пиво, 2кг сладких розовых помидоров по 42р, свежие горячие булочки с повидлом. Всего у меня получилось в руках 4 пакета, а больная рука еще много не поднимает. Вдобавок я заблудилась, пока искала пекарню, не помню, по какой дороге возвращаться. Хорошо, парень на мотоцикле как раз высадил у дома свою семью, посадил меня с покупками в фанерную коробочку, которая служила коляской, и лихо довез до пристани, где ждал Волк. Я боялась, что он меня перевернет на ухабах и колдобинах, верещала и взвизгивала, когда коляска кренилась набок, а он смеялся и еще прибавлял скорости. Подъехали и его друзья на другом мотоцикле, посмотреть на лодку и познакомиться с путешественниками. Мы отъехали, перекусили на косе молоком с булочками, Волк умял еще и кружку творога, он сейчас все время голодный. Мы прошли свои 34км до хорошей косы и встали.
Со всеми удобствами.

Я почистила грибы, сварила гречку с белыми грибами, допили молоко, и сытый Волк растянулся в палатке кверху пузом. В Усть-Озерном меня и Волка покусала какая-то особенно ядовитая гнусь, сначала выступают пузырьки, потом раздувает руку. Принимала диазолин от аллергии, мазала звездочкой, опухоль держалась 2 дня. Вечером немного покрапало дождем и похолодало до +20. Ночью шел дождь.
15 августа.
Дождь с утра, спали до 11ч, как медведи в берлоге. Когда уже все кости заболели, вылезли, натянули плащи и Волк сам стал варить Очень Крепкий Кофе. Мы сразу натянули флиски и непромокаемые штаны. Не могу не похвалить отличные штаны фирмы Тритон, видимо они с мембраной, они действительно не промокают и в них не жарко. Вышли в 12.30, дождь шел до 14ч.
Дождь идет.

Прошли бывшую д.Белояровку, здесь только развалины, сползающие вниз с обрыва. Мы уже прошли 959км по Кети, в сумме с Чуной будет 2000км! Встали на перекус на косе с дровами, отметили это дело глотком смородиновки. Небо затянуто облаками, но впереди цвет у него жемчужно-розовый, надеюсь, что это солнышко просвечивает, транслирую свое желание скорее его увидеть. Температура +14, вода очень теплая, над нй даже туман образуется. Так мы и шли, в лес не выходили, грибы еще не доели, лисички и белые. Я грызла орешки, чтобы отвлечься от больной руки и давать ей отдых. Хотели спрямить одну петлю, но там течение обратное, не полезли. До 19ч прошли 30км и встали. Вместе сходили за дровами, чтобы сразу побольше притащить, Волк мастерски развел костер, сварили макароны с жареными грибами. В графинчик с водкой кинули кедровые орешки, будем пробовать кедровку. Я начала входить в эталонное
состояние сознания. Это такое состояние, в котором от всех органов чувств поступают только приятные и гармоничные сигналы. Это состояние, в котором вам нравится все: физическая поза, в которой вы находитесь, зрительный образ, который воспринимают ваши глаза, звуки, которые вы слышите, запах, который вы обоняете, и вкус, который ощущаете. Все хорошо и замечательно, даже дождик, который закрапал в 20.40, когда мы уже залезли в палатку.
16 августа.
Ночью было холодно, +10, небо было звездное, ветер северный, холодный. Зато утром -солнечно, транссерфинг реальности опять сработал! Кофе, гороховый суп с белыми грибами и макарошками, по огуречику - хорошо! Волк вылез из палатку, все ускорил и мы вышли в 10.40.
Вылезли за грибами в лесок напротив, за 15 минут набрали мешок белых грибов и лисичек, другие не берем. Потом сели в лодку, гребем, а почему река не туда течет? Перепутали направление! Еще раз прошли мимо своего лагеря с традиционно поставленной пирамидкой над кострищем. Целый день сильный встречный ветер, особенно на прогонных участках, волна, грести тяжело, а надо. Прошли р.Тоголика, у нас по счетчику уже накручено 1000км по Кети. Прошли пристань п.Дружный, стоит катер и баржа.
На блесну-колебалку поймали маленькую щучку, а потом зацепили ее и оторвали, пришлось привязать виброхвоста в виде щуренка. На него уже вытащили еще одну щуку, котловую, еда есть. Прошли 30км и встали на сухой косе. У нас еще очень много гречки, наверное, съесть не успеем. А Волк непрерывно ест конфеты, наверное, энергии много тратит. Я не чувствую такой потребности в сладком, отдаю свою долю ему, но боюсь конфет до Белого Яра ему не хватит. Мне больше не хватает помидоров, яблок, компота. Днем было +20, к вечеру похолодало, песок уже холодный. Комары прячутся в лесу, у палатки тихо.
17августа.
Утром солнечно, прохладно, потом разогревает, ветра нет. Варю уху с макарошками и белыми грибами, жарю рыбу и кабачки. Складываю кабачки с чесноком и укропом в баночку на перекус.
Зашли в лес на другом берегу, сначала увидели одни кусты, потом Волк порылся и нашел кучу белых грибов, лисичек не было, видно, что вода весной заливала.
Дальше еще выходили в лес, нашли зимник и горсточку брусники, она еще зеленая. После р.Орловки на п.б. развалины, 3 избушки, их уже порубили на дрова.
Встали на перекус на косе напротив. Пока я разогревала еду и накрывала на стол (клееночку на земле), Волк поймал на косе щуку. Я пошла тоже покидать блесну и тут же, в соседнем заливчике вытащила такую же щуку, 46см. После перекуса на отличной высокой косе встретили группу туристов из Кемерова, даже 2 компании вместе, палаток 7 или 8. Подошли, познакомились с Ириной и Алексеем, Ирина первый раз приехала с мужем на рыбалку.
Ирина и Алексей из Кемерова.

Я ее покатала на байдарке, ей понравилось, и грести сразу получилось, только головой вертела влево-вправо, как все новички. Долго с ними болтали о путешествиях, автостопе, походной жизни. Договорились с ними и дальше быть на связи, а так как они уже собирались домой, то они выручили нас, отдали буханку хлеба, немного растительного масла и 2 баночки гусиного паштета. Они пытались отдать больше - 6 буханок хлеба, но Волк решительно отказался, а то бы нам до конца пути пришлось есть один хлеб.
Ушли от них в 17.30, нам надо было пройти еще 18км, поэтому дальше гнали не останавливаясь, а косы сухой все не было, вернее была, но там походил мишка, следы 46 размера. Мы шли до одного поворота, потом до другого, а косы были маленькие и мокрые, между ними длинные прямые участки. Встали только в 20ч напротив д.Клюквинки, сразу развели костер от мошки. Ужинали при луне - романтика! Спать легли только в 22.30.
18 августа. Опять дневка.
С утра варю уху, жарю рыбу, компот разливаю по баночкам настаиваться. Катастрофически не хватает свободной посуды, нужен еще один котелок, но это чревато увеличением общего веса снаряжения, а мы хотим его наоборот, уменьшить...У Волка болит спина после вчерашнего марафона, у меня рука держится, пальцы только немеют. Потом Волк заряжал мобилки, накопитель Вампирчик, а я немного постирала. К нам подошел рыбак на обласке, поговорили. Он рассказал, что лес после косы, где кемеровчане стояли, долго не горел, пожары его обходили, а мы видели там следы пожара, и уже заготовители работают. Жарко, погода отличная! И комаров почти нет, можно свободно загорать, купаться. В 16ч я поставила тесто на плюшки. Подошел знакомый пароходик, привез посылку от Харитоновых - мешок концентратов, сплошная химия, они тоже избавляются от лишних припасов. Спасибо, конечно, за заботу, но здесь стабильно ловятся щуки, и мы свои излишки не знаем, кому бы задарить.
Плюшки у меня получились нервные, ветер раздувал огонь, чуть зазевался - подгорали. И вообще я мечтала о фруктах, хотя бы банке компота. Наконец, в 20ч влезли в палатку, дневка закончилась, можно отдыхать. Кстати, и мошкара вылезла, и мелкий гнус появился.
19 августа.
Прожектор.

С утра тепло, солнечно, сварила молочную пшенку, а потом еще рагу из кабачков с грибами и картошкой. Вышли, по дороге заходили в лес, в первом нашли только немного маслят, а во втором лесу Волк ушел и вернулся с накомарником грибов - молодых подосиновиков и лисичек. А я пока собирала бруснику, но по одной ягодке, мало набрала.
Гребем легко, вчера все-таки отдохнули.
Вечером встретили двух веселых рыбаков из Клюквинки, это были Николай Борисович Якушев, бывший хирург, и Владимир Иванович Казенников. Выше по реке мы видели их вездеход.
Мы долго разговаривали, смеялись, они интересовались походом, навигатором, рассказывали смешные истории про рыбалку. Мы отдали им остатки гречки и соли, разгружаемся. Мы встали, не доходя до Макзыра 4км, здесь много мошки. Волк сразу притащил несколько бревен для костра, но мошка нас загрызла, пока я чистила грибы, а Волк - рыбу. Опять на ужин гречка с грибами, завтра собирать их не будем, хотя и интересно. Вечером сварила компот, пусть настаивается. Волк покидал спиннинг, поймал щуку. Солнце заходит уже в 20.55, а раньше заход был в 23ч. В палатке с фонариком читали вслух про освоение Сибири, про казаков, государевых людей, переселенцев. Как захватывали землю, как появилось новое сообщество - сибиряки, они ассимилировались с местными народами, брали в жены местных девушек, учились выживать в суровом климате, строить дома по-другому  (М.Ганина) В книге встречаются знакомые названия рек, где мы уже проходили - Пелым, Тавда, мы вживую видели и путь с Оби на Енисей, прошли там в 2009г.
20 августа.
Утром тучи, дождик. Волк вылез, сам наколол щепок для костра, а то бы я долго возилась. Масла у меня мало, поэтому жарить рыбу не стала, просто сварила целый котелок. Ветер поменялся, тучки уехали, выглянуло солнце - сразу стало жарко, отличная погода! Вышли в 10.30, хотя и не
торопились.
Прошли с.Макзыр, рядом стоят лодки, хотя село вроде бы нежилое. Не успели далеко отойти, Волк поймал на дорожку хорошую щуку и свернул спиннинг, хватит пока. Говорили о возможном заселении Сибири китайцами. Хорошо бы нашелся миллионер, который вложил бы свои средства не в футбольный клуб или полет на Луну, а в Сибирь, дал работу людям, проложил дороги, пустил катера по рекам, наладил связь. Хотя по-хорошему, этим должно заниматься государство.
Прошли 35км, встали на косе. Устали, рыбу жарить я не стала, сильный ветер, надует песку. Сварила макарошки с молоком. Улеглись и еще почитали вслух книжку. Ночью над нами висела огромная полная луна.
21 августа.
Волк разбудил меня рано, не спится ему. Сварила борщ из пакета Харитоновых, очень густой и много приправ, он рассчитан на 3л котелок, а у нас 2,5л. Я еще и рыбу туда засунула. Пожарила щучьи филешки.
Вышли в 10.30. Природа однообразная - кусты, трава, до Степановки было интереснее. Сосны и кедра почти не осталось, вырубили давно, на их месте выросла береза и осина. Надо поближе подойти к Белому Яру, завтра уезжаем. Два раза останавливались моторки, нас узнавали по нашим отчетам в интернете, расспрашивали.
Вечером прошли р.Лисица, после нее км в 10 от Белого Яра отличная высокая коса. Но Волк решил подойти еще ближе к городу, вот вам и свобода - встаем не где хочется, а где надо, а красивые места проезжаем. Стало грустно. Вечером доедали остатки макарошек, и щуку пожарили. Помыли лодку от песка и ила, сушить уже нельзя, дождик крапает.
Самим мыться - холодно, да и мылись 2 дня назад. Представила, что я главная, надо самой все решать, стало легче. Комаров совсем мало, осень.
22 августа.
Встали рано, в 6ч. Отобрали и оставили на стоянке все лишнее - баночки, клеенку. Сварила кашу с припасенной тушенкой, собрались. Вышли в 10.15. Быстро дошли до Б.Яра, зашли в р.Амга, там у моста на травке стали собираться. Тучки пугали, потом и дождик пошел, хорошо, что Волк
успел лодку свернуть.
Я сходила до магазина, узнала, что касса на вокзале работает с 16ч, вокзал далеко, 6км за городом, надо брать такси. Поезд на Томск-2 уходит в 2ч ночи по местному. Потом мы собрали рюкзаки, упаковали лодку, и я сходила в большой магазин самообслуживания купить
продуктов на дорогу.
Там же около магазина парень вызвал мне по телефону большое такси, мы забрали Валентина с рюкзаками и поехали. Мы считали, что денег у нас осталось много, 17 000. Но плацкартные билеты до Москвы были только на фирменный поезд 037 "Томич", с  коэффициентом 1,2 до 3 сентября. Зато он стыкуется с местным поездом до Томска-2, придется ждать там всего 2ч. Но места были только верхние боковые. А из Тайги поезда идут поздно, плацкартных билетов на них уже нет. В общем, вариантов не было, взяли билеты на "Томич" за 7,5 тыс.р. каждый. Еще надо было заплатить по 500р за место в общем вагоне до Томска-2. И денег осталось 1000р с хвостиком, а Валентину надо еще как-то в Киев уехать. Я-то в Москве почти дома, и автостопом доберусь. Волк расстроился, стали обдумывать вариант с электронным билетом до Киева. Вокзал в Белом Яре хороший, новый, телевизор включили, сериал какой-то. Сидим, Валентин в аське своих ищет. Попросил сына купить ему электронный билет, он забронировал и оплатил билет на 25 августа на 21.20, Волк получит его в Москве через терминал. Очень удобно! Можно на будущее так и заказывать билеты заранее, хорошие места, на удобный поезд. "Томич" идет быстро, отправление 23 августа в 10.35, прибытие 25 августа в 16.30.
Сидим на вокзале, на улице холодает, уже +10. Я сходила посмотреть на озеро, берега болотистые, замусоренные.
Потихоньку время идет, подходит народ. Уже перед посадкой на поезд я познакомилась с Ниной Коноваловой, она работает в местной газете. Говорили про жизнь в Томской области, школы, Екатерининский (Обь-Енисейский) канал. Общим вагоном в поезде служит купейный, в каждое купе набилось по 6-7 человек без мест, 3-ей полки нет, рюкзаки мы поставили прямо в проходе, места под полкой только для женского клатчера хватит. Пугают, что по дороге будут еще людей сажать. Как-то устроились, я легла на нижней полке валетиком с бабушкой, ноги поджаты, а Валентин напротив, с 2 женщинами, уж не знаю, как они там спали. И две худенькие девочки-студентки на вторых полках разлеглись по-барски, успели первыми влезть в вагон и занять спальные места.
23-25 августа.
Приехали в Томск-2 в 8ч утра по Москве, перешли на 1 путь, расположились на лавочке.
Томск-2.

Здесь уже стоит электричка на Тайгу, отправление в 8.53. Я сходила купить магнитик и перекусить, булочки и йогурт. Теперь деньги у нас есть, надо только оставить на дорогу до Владимира. Вот надо было с собой карточку брать, но кто же знал, что так влипнем, первый раз такое. В 2013г вообще цены на проезд в плацкартных и общих вагонах подняли на 20%, теперь на лето надо готовить не 15000, а 20000. В Сибири многие теперь ездят автобусами, так дешевле. Сидим на солнышке, ждем наш фирменный "Томич", расслабились, отдыхаем. Народу здесь садится мало, все сядут на вокзале Томск-1, а нам это лучше, спокойно распихаем свои рюкзаки. Валентин нервничал, что придется оплачивать багаж, но загрузились легко, без замечаний. По сравнению с количеством вещей у некоторых пассажиров в Томск-1, у нас еще мало было. "Слава тебе Господи", - с облегчением тихо сказал Волк, и мы поехали домой.
Тайга.

Оказывается, "Томич" идет через Владимир, а кассир говорила, что не идет. Мне можно будет скинуть там детям свой рюкзак. Волк, конечно, теоретически может дотащить второй рюкзак в руках, силы у него хватит, но допустить это я не могу, спину надо беречь. Поезд чистый, культурный, новый, с кондишеном и 2 шикарными туалетами в дальнем конце, ехать одно удовольствие. Мы выходили в Новосибирске сфотать фрески на вокзале, долго их искали, даже дошли до дежурной - "где вы спрятали фрески?  Стерли?" А они, оказывается, в Екатеринбурге!
Валентин вручил мне почетный памятный Знак - Лапу Странника-2013, отметили конец похода с разбором полетов.
Вручение почетного памятного знака - Лапа Странника-2013.
В Тюмени мы гуляли и чуть не опоздали на поезд, уже подножки подняли.
Во Владимире меня встретили дети, забрали рюкзак, принесли покушать.
Встреча с сыном Артемом во Владимире.

И в Москве мы уже спокойно переехали на Киевский вокзал, я купила Валентину немного продуктов в дорогу, проводила его до вагона. А сама сразу поехала на автовокзал и уехала домой автобусом. Поход закончен.

Выводы.
1. Надо купить кантер (электронный безмен) на 40-50кг для взвешивания рыбы и рюкзаков.
2. К фотоаппарату надо приобрести штатив, чтобы делать общие снимки и снимки ночью.
3. Портянки должны быть не меньше 120смх45см!
4. Хорошо брать с собой чай каркаде, компот из сухофруктов.
5. Обязательно брать распечатанные карты 2-хкилометровки! Валентин их не распечатал, он видел, куда идет, по навигатору, а я была в полной неизвестности.
7. Уда (Чуна) - река быстрая, несет со скоростью 8-10км/ч, можно легко проходить в день по 40-50км, можно идти на катамаране. Нижняя часть реки от Чунояра - более красивая. Много вариантов выезда. От Кодинска до Красноярска ходит автобус через Чунояр, там новый мост, хорошая дорога. Но в июне рыбы еще нет, вода высокая, надо ехать туда в июле-августе. Здесь много народу, по берегу идет дорога.
8. Кеть - река болотистая, комариная, скучная, как день Сурка - каждый день песок, косы, кусты, все одинаковое. Стоянки на песчаных косах, баню не построишь, нужны 2 доски для стола, чтобы песком не заносило, стол надо выкапывать. Всегда песок в палатке, он забивает молнии, попадает в еду. Да еще дурацкие заломы в верховьях, которые надо обносить, а иногда и прорубать тропы в крапиве и кустах. Из рыбы стабильно ловится щука на всех косах, в местах с разной высотой дна. В озерах ловятся караси и язи.
9. Заканчивать поход надо после 3 сентября, тогда коэффициент сезонности билетов 1,0 и легче взять билет, школьники и студенты уже разъехались.
10. Для меня оптимальный состав группы в дальних походах - 2 психологически совместимые человека, каждый из которых может пойти в одиночку.