Весна это то время, когда уже сильно тянет в походы, и чтобы как-то приглушить это желание можно вспомнить походы прошлого года и выложить, наконец, отчеты. Так как в июне большие горы ещё в снегу мы искали какой-нибудь хребет с высотами от 2000 (чтобы выйти из зоны леса на простор) до 3000 (чтобы не сильно много лазить по снегу) метров в непосредственной близости от дороги (чтобы не было проблем с проездом). Выбор пал на Айгулакский хребет, который начинается (или заканчивается?) у п. Акташ и тянется на запад аж до самой Катуни. Недолгие маршруты по Айгулакскому хребту могут начинаться от п. Белый Бом, по долине р. Ярбалык/Айгулак, но мы решили из-за удобства доставки начать и закончить в п. Чибит.
п. Чибит — р. Сардыма — пер. Сардыма (2540, н/к) — г. Сардыма (2647, радиально) — оз. Соролукёль — р. Тонбосу — р. Есконго — р. Челинташ — пер. Челинташ-Ярбалык (2360, н/к) — г. Айгулак (2752, радиально) — пер. Ярбалык-Бельгебаш — р. Бельгебаш — п. Чибит.

Введение

Так как в июне большие горы ещё в снегу мы искали какой-нибудь хребет с высотами от 2000 (чтобы выйти из зоны леса на простор) до 3000 (чтобы не сильно много лазить по снегу) метров в непосредственной близости от дороги (чтобы не было проблем с проездом). Выбор пал на Айгулакский хребет, который начинается (или заканчивается?) у п. Акташ и тянется на запад аж до самой Катуни. Недолгие маршруты по Айгулакскому хребту могут начинаться от п. Белый Бом, по долине р. Ярбалык/Айгулак, но мы решили из-за удобства доставки начать и закончить в п. Чибит. Таким образом полная нитка маршрута выглядела так:

Сроки проведения: 8 июня — 16 июня (пешая часть 7 дней)

Протяженность пешей части: 73 км

Состав: Громов Женя и Громова Света

Описание будет приведено в виде переработанных и дополненных дневниковых записей Светы на протяжении маршрута и моих комментариев по технической части.

К озерам

День 1. 09.06.2017

В 8.00 добрались до турбазы «Кочевник», что рядом с Чибитом, начальной точки нашего маршрута. Ехали всю ночь, толком не выспались, однако утром были бодры, веселы и готовы к свершениям - долгожданный поход, долгожданный отпуск, в конце концов!

Так как приехали раньше запланированного и к тому же с хорошим настроением, пройти в первый день решили побольше и, не тратя время попусту, переобулись в ходовую обувь и отправились в путь вверх по реке Сардыма. На склоне оказалось удивительно много муравьев, так что даже посидеть отдохнуть было опасно, сразу заползали куда-нибудь и кусались. А ведь отдохнуть иногда хотелось, первый день похода все-таки обычно тяжеловат, да и подьем был довольно крут. Некоторое время за нами шел табун лошадей, но обогнать нас они так и не решились.

К 14 мы уже зашли в лес и решили встать на стоянку. Несмотря на весь утренний бодрячок, меня начало клонить в сон, поэтому, поставив палатку, мы до ужина в ней и проспали.

Погода весь день стояла солнечная, носы успели покраснеть, хотя и были предусмотрительно помазаны кремом от загара. Кругом цвели жарки, настроение замечательное.

ЖГ: Примерно полтора часа потратили, чтобы от Чибита дойти дойти до начала подъема в гору и позавтракать. Дальше тропа выводит на склон горы и начинается достаточно быстрый набор высоты, который заканчивается примерно через 5 километров по горизонтали и 700 по вертикали (на которые ушло почти 4 часа, включая отдых), когда тропа входит в лес. Там же и начинаются возможные места для стоянок.

10.06.2017

8-30-встали, 10-00 вышли, 14-20 пришли на перевал и отправились покорять в. Сардымы, в 17-20 — вернулись на перевал, 18-10 — встали на стоянку

Женя хотел разбудить меня в 6 часов утра, но я не поддалась и спала еще часа полтора. На завтрак был сублимированный омлет, он, кстати, очень вкусный.

Сегодня планировали выйти из зоны леса, а это всегда меня радует, да и Женю тоже. Лес конечно зелен и весел, но через него горы особо не рассмотришь. И пока не окинешь взглядом мир с какого-нибудь высокого перевала, всю их красоту не прочувствуешь.

В лесу нас правда еще ждал сюрприз — встретили парочку оленей. Заметили их причем, когда они совсем уже близко подошли, ходят они очень тихо. И подошли бесшумно и убежали бесшумно, а на фотографиях вышли размазанными (жаль).

Обедали уже на перевале, с него же сходили на гору Сардыма в радиалку. Думали что вернемся через часа полтора-два, но не получилось. На тропах еще лежал снег, пришлось его обходить и путь вышел куда длиннее.

Еще сегодня много лошадей встретили, они на нас очень подозрительно косились, вернее подозрительно смотрели в упор. А на ночлег встали у озера, чуть-чуть спустившись с перевала. Тут тоже лежит снег и мы слепили снеговика!

ЖГ: Тропа вдоль Сардымы идет хорошая, так как было начало лета, она местами была заболочена и кое-где лежал снег, но идётся по ней достаточно легко. С перевала открывается отличный вид на Курайский хребет и Улаганские озера, а с вершины Сардымы видно всю южную часть Алтая — Северо-Чуйский и Катуньский хребты и даже Белуху.

11.06.2017

7-15 встали, 9-00 вышли, 11-15 дошли до озер

Утро снова порадовало солнечной погодой. День нам предстоял в плане ходьбы легкий - спускались вниз, снова в лес, а спускаться обычно повеселее чем подниматься (хотя с этим и поспорить можно). И по плану сегодня полудневка, а значит идти предстояло только до обеда.

Тропа тут конная, наверное поэтому вокруг много насекомых летучих, даже комары немного покусали, что для этой местности странно. Но насекомые нас точно остановить не могут и еще до обеда мы встали на стоянку у северного озера, как с утра и задумывалось. Солнышко грело, так что с удовольствием искупались. Вход в воду с нашей стороны не очень хороший, прежде чем доберешься до воды, нужно преодолеть заросли какой-то плавучей травы. Зато водичка хороша, освежает!

А во второй половине дня пошел дождь, к вечеру немного распогодилось и закат был очень красивый. Надеюсь завтра хорошая погода вернется.

ЖГ: На спуске мы немного потеряли тропу из-за обхода снежников и пришлось походить по карликовой берёзке, но по GPS-ке мы её довольно быстро нашли.

На Айгулак

12.06.2017

7-40 встали, 9-20 вышли, 12-00 были на лесном озере, ~14-00 на небольшом перевале, 16-40 у еще одного озера, 18-00 встали на стоянку

Погода не подвела, с утра, да и весь день, светило солнце. И это радует! Шли сначала по болотистой местности, а, как отошли от озера, стало посуше. Однако, болотистые бочажки, хоть и уже сухие, под ногами остались. Ходить по ним странновато, как будто по матрасу мягкому идешь, и он все не кончается и не кончается.

Троп вокруг очень много, все-таки тут лошади гуляют, но в нужную нам сторону не одна не шла. Пришлось срезать через лес. И в лесу мы наткнулись на потрясающе красивое озеро. Причем так неожиданно его обнаружили. Вроде деревья кругом, деревья. И вдруг озеро, прям за стеной кедров! Красота!

Уже после обеда дошли еще до одного озера, рядом паслось стадо коров, задались вопросом, кто и откуда их сюда пригоняет. А вот до запланированной стоянки дошагать не удалось- тропу нужную как-то не нашли, а без нее пришлось идти по березке. А это и сложнее и медленнее.

Встали у ручья, вид отсюда очень красивый.

ЖГ: Вокруг озер местность была слегка заболоченной, поэтому шли доволно медленно, пока не вышли на тропу, которая в какой-то момент превратилась в автомобильную дорогу, которая идет откуда-то вдоль р. Есконго.

13.06.2017

8-40 встали, 10-10 вышли, 13-00 перевал, 16-40 вернулись на перевал, 17-30 встали на стоянку

В этот раз поспали утром подольше. Ну я точно поспала, а вот Женя все-таки раньше встал.

Позавтракав и собравшись, с новыми силами пошли штурмовать березку, а обогнув хребет и вовсе нашли неплохую тропу. По ней добрались до озер, на которых хотели встать вчера. Озера, как и полагается очень красивые. И мы, как и полагается, посидели и полюбовались ими.

А обедали сегодня на перевале. С него же сходили в радиалку на гору Айгулак, самую высокую вершину нашего маршрута. Там на вершине лежит снег, геодезическую вышку им здорово занесло. Думали найти тут записку от группы, отчет которой читали еще дома, они ее вроде оставляли, но она видимо под снегом и затерялась. Но гора хорошая, на себя пустила и все вокруг показала. Мы даже Белуху с ее вершины разглядели.

На стоянку встали немного спустившись с перевала.

Выход

14.06.2017

8-40 встали, 10-00 вышли, 11-15 были на перевале, 12-30 на озере, 13-10 ушли с озера, 17-15 встали на стоянку

Самая высокая точка маршрута была пройдена вчера и еще два дня нам предстоял уже в основном только спуск. Преодолели небольшой перевал, с Айгулака он почему-то казался мне крутым и высоким, но выяснилось, что зря. На перевале опять встретили оленя, он сначала от нас убежал, а потом еще кричал откуда-то из-за холма. Потом спустились до озер, в одном из них даже искупались. Добираться по нему пришлось по карлушке и ивняку, но оно того стояло. Такой бодрячок!

Снова спустились в зону леса. И лес этот оказался весьма труднопроходимым. Тропа вроде есть, но по ней давно не ходили, мы то теряли ее, то находили снова фрагментами. К тому же на протяжении всего пути огромное количество деревьев лежит, лазить по ним мы замучились. И, разумеется, под кучей деревьев разобрать ходил ли здесь кто-нибудь когда-нибудь довольно сложно. Уже вечером нашли у ручья более менее ровное место (шли по долине реки и склоны здесь довольно крутые) и встали на ночлег. Перед сном сняли с Жени клеща, по мне тоже ползал, но укусить не успел. А погода по-прежнему радует

ЖГ: Озера по верховьям реки Бельгебаш были сам красивым местом в этом походе, но вот этот спуск… Это самая плохая „тропа“ по которой я когда-либо ходил. Сверху ещё было что-то похожее на тропу, хотя это могла быть и какая-нибудь звериная, а потом начались буреломы, которые иногда приходилось проходить по второму уровню упавших деревьев. Когда увидели более-менее ровное место и посмотрели на часы, то решили там и заночевать, потому что вероятность найти что-то дальше была не очень высокой.

15.07.2016

6-50 встали, 8 с небольшим вышли, в 13-00 обедали, 15-00 заселились на турбазу

Встали рано, хотелось сегодня все-таки закончить маршрут, а идти по лесу оказалось сложновато. Тропы по-прежнему видно не было и какое-то время снова пришлось ломится по бурелому.

По карте она вроде бы проходила внизу по берегу реки и Женя предложил попробовать спуститься. Склон был крутоват и в основном спуск представлял собой скольжение на боку по тому же бурелому. К счастью ожидания наши себя оправдали, тропу мы обнаружили, хоть и не очень хоженую, но узнаваемую, и продвижение пошло веселее.

Она правда продолжала время от времени теряться к тому же начала петлять с одного берега на другой. В августе, когда воды поменьше, наверное так было бы и удобнее, но сегодня бродить было как-то не очень просто. Однако, и остаться вновь наедине с буреломом не хотелось. И, в итоге, мы послушно переходили речку Бельгебаш примерно 8 раз + 1 раз перелезли по бревну.

А ближе к Чибиту лес закончился и идти стало и вовсе весело, в конце и вовсе вышли на дорогу для машин, хотя тут тоже пришлось разок бродить.

До турбазы в итоге мы добрались и сходили уже в баньку. Маршрут закончен. С погодой нам очень повезло, ходить по мокрому бурелому было бы куда грустнее. Так что спасибо за солнышко и за вагон новых впечатлений)

Выводы: В целом маршрут оказался довольно интересным, с вершин и перевалов открывается замечательный вид на окрестные хребты, тропы по большей нормальные. Единственное, что лучше заменить — это выход по Бельгебашу. Он просто ужасен!!! Даже красивые озера в его верховьях по-моему не стоят таких мучений.