Укок 2015

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Трофи-экспедиция клуба Off road master по Укоку, с посещением озера Белое и прохождением перевала Ажу (водораздел рек Тара и Елангаш)
 

27.06. г. Новосибирск – р. Катунь (в р-не т/б «Бирюз. Катунь») 480 км. Солнечно. +28. Движение по трассе м52 (Р256). Асфальт. На нескольких участках трассы ведутся дорожные работы.

 28.06. р. Катунь (в р-не т/б «Бирюзовая Катунь») – Рад. ист. Жумалы. 520 км. Переменная облачность. Жарко. Душно +26. После обеда ветер, дождь. Движение по трассе м52 (Р256). Асфальт. Трасса не сильно загружена. Жарко, душно. После пос. Белый Бом поднялся штормовой ветер, налетели тучи, пошел сильный дождь, который «преследовал» нас до самого Кош-Агача. В Акташе заправка и обед. (быстро и вкусно маленькое кафе «Радуга»). В Кош-Агаче поворот по указателю на Джазатор (Беляши) по дороге 84К-26. Проверка документов на заставе в ур. Тархата. На 70-м км. поворот налево, уходим на Жумалинские источники. Сразу после поворота размытый мост, который объезжается справа по реке. Ухабистая грунтовка с камнями.

 
Жумалинские источники с развалин горно-обогатительной фабрики

 29.06. Рад. ист. Жумалы – Калгутинские рудники (радиал.) около 12 км. (туда-обратно) Переменная облачность. +20. Небольшой дождь. Пешая часть маршрута на рудник. От источников, через горно-обогатительный цех проходит тропа, которая выходит на дорогу к рудникам. 6 км. малозаметного, но постоянного подъёма. Можно заглянуть в штольню.

Штольня Калгутинского рудника

30.06. Рад. ист. Жумалы – пер. Тёплый ключ (2906,1 м.) – р. Аргамджи. 50 км. Переменная облачность. +15-17. Ветер. Дорога от источников на перевал разбитая, с большим количеством камней. Незначительные крены. Перевал без снега (хоть нас и пугали), сухой. Спуск к р. Калгуты затяжной, каменистый, незначительные крены. Небольшой брод через ручей. На правом берегу ручья остатки землянок и фундаменты производственных или административных зданий Калгутинского рудника. Недалеко от скал «Калгутинские петроглифы» остановили конные пограничники для проверки документов. Каждый подходил с паспортом и данные сверялись с пропуском. В районе петроглифов крутоватый спуск к реке. Дорога частично залита водой, протяженный броды до 0,7 м. От «Оленных камней» напротив заст. Аргамджи повернули налево по дороге, ведущей в верховья реки Аргамджи (на ур. Барсово). Грунтовая дорога с подъёмами, множественными поворотами и уклонами. В районе скального прижима проводили автомобили по одному, используя стропу и штурманов для отвешивания. Нашли следы от автомобиля на противоположном берегу реки и след квадроцикла на склоне. Ориентируемся на них при преодолении реки. Брод ч/з р. Аргамджи (быстрое течение, ш. – 6 м. гл. – 0,7 м.). Противоположный берег заболочен. Лагерь на небольшом сухом каменистом пятачке. Ночёвка на берегу реки.

Тован-Богдо-Ула. Утро.

01.07. р. Аргамджи – ледник гр. Аргамджи (3100,0 м.) около 10 км. (туда-обратно) – р. Аргамджи – оз. Музды-Булак. 27 км. Утро: солнечно +15-20. К обеду: тучи, дождь, шквалистый ветер. Вечером памурно, ветер слабый. С утра пешая часть маршрута – подъём к ледникам группы Аргамджи. В начале резкий подъём и выход на ровную луговину. По почти сухому руслу ручья с незначительным, но постоянным набором высоты до курума и первого снежника. Далее по куруму до ледника. Из-за резко ухудшившейся погоды и дождя принято решение возвращаться в базовый лагерь. Дороги Укока – грунтовки, проходящие по холмам, ухабистые и ровные, с бродами, заболоченными и залитыми водой участками. Поднялись в ур. Кара-Чад, полюбовались на ущелье. Ночёвка на восточном берегу оз. Музды-Булак. Восточный берег малопригоден для ночёвки из-за высокого и довольно крутого берега.

Ущелье Кара-Чад

 02.07. оз. Музды-Булак –  погранзастава «Челябинская казачья» или «Бертекская» – оз. Белое. 45 км. Утро: солнечно +15-20. День: переменная облачность. Грунтовая дорога через хребетик, отделяющий реки Калгуты и Ак-Алаха. На р. Музды-Булак большая и очень толстая наледь, не тающая круглый год. Через р. Ак-Алаха хороший новый мост. По долине р. Ак-Алаха ровная грунтовка, пыльная, недалеко от заставы, размытый мост и заболоченный объезд рядом, по воде. Отметились на заставе. От заставы уходим направо, потом бродом через р. Кара-Булак дорога уходит налево. Далее требуется подняться на возвышенность по дороге, идущей на оз. и пер. Укок. примерно напротив оз. Укок «система», т.е. столбы с колючей проволокой, уходит влево к китайской границе. Вдоль «системы» идёт технологическая насыпь, ранее использовавшаяся пограничниками. Насыпь заросла травой, частично осыпалась, есть размытые участки, которые приходилось объезжать по заболоченным участкам. Частично автомобили проходили сами, частично использовали сентраки и лебёдки. Проехав около 5 км. и выбрав более сухой и пологий склон  свернули по азимуту налево. Впереди шла дальняя и ближняя разведка из штурманов, выбирая оптимальный путь спуска к р. Укок. Брод через реку не более 0,6 м., ширина около 10 м. Далее опять бездорожье по кустарнику. Небольшой заболоченный ручей прошли только более лёгкие автомобили. Использовали сентраки и лебёдки. Небольшой пригорок и мы на правом берегу оз. Белое.

Озеро Белое.

 03.07. оз. Белое – ручей, впадающий в оз. Белое (морена 2300,0 м.) – р. Ак-Алаха около 10 км. (туда-обратно), 40 км. Утро: солнечное, +15. После обеда: тучи, дождь, падение температуры. Пешая часть маршрута к истокам реки, впадающей в оз. Белое. Вдоль правого берега выраженная козья тропа, в верхней части озера и устье реки обширная наледь. После наледи вышли на русло реки, движение по сухой части. Вода в реке белая, мутная. С гор в реку впадают несколько ручьёв с прозрачной водой. Ручьи неглубокие, можно перебродить, можно по пойме поискать, где перепрыгнуть по камням. Далее резкий подъём на курум, состоящих в основном из мелких и очень крупных камней. Пройдя первый вал морены вышли к большой каменистой долинке, за которой начинался очередной вал морены. Фотосессия. Пора возвращаться. В лагерь подъехал конный наряд пограничников, проверили наши документы, задавали вопросы, как далеко мы ходили в горы, видели ли китайские пограничные столбики. На обратном пути первый заболоченный ручей преодолевался сложнее, с другой стороны другой рельеф берегов – правый берег выше. Помимо сендтраков и лебёдок, использовали якорь для лебежения. Когда вышли на технологическую насыпь, начавшийся ливень усложнил прохождение заболоченных участков. Прохождение с использование сендтраков и лебёдок. Ещё раз подъехали к заставе. В сумерках проскочили поворот к оз. Кальджин-Коль. Ночевали на берегу р. Ак-Алаха. Ночью поднялся мощный шквалистый ветер. Палатки «Quechua» складывались до земли, дождь хлестал практически горизонтально.

Горы над озером Белое.

 04.07. р. Ак-Алаха – оз. Кальджинколь, 12 км. Ночью: буря. Утро: переменная облачность +12-14 Днём: буря, переменная облачность +5-10. Вечер: дождь с ветром. Примерно в 3,3-3,5 км. от курганного комплекса поворот направо – дорога к озёрам Кальджин. Ровная грунтовка сменяется крутым подъёмом в несколько ступеней. Уклоны. Следом идёт небольшой участок с заболоченным ручьём. Частично автомобили проходят сами, частично используем стропу. К озеру около 800 м. некрутого спуска. К обеду расположились лагерем на берегу оз. Кальджин-Коль, в устье реки Кальджин. Опять пришли тучи, и на нас обрушилась буря сильнее ночной. Ветер, дождь, град. Вечером утихло, можно и отдохнуть.

Озеро Кальджин-коль

05.07. оз. Кальджинколь – пер. Тёплый ключ – т/б «Ак-су» 159 км. Утро, день: пасмурно, +10-12. Вечером: снежная буря. -1,8. Так как прошли хорошие дожди, обратная дорога от озера в подъём изрядно размокла. Болотце наполнилось водой, проходили тяжелее. Использовалась стропа.На р. Музды-Булак поговорили с местным водителем топливовоза. Он нас предостерёг, что Бугумуюз сильно поливало дождём и соваться сейчас туда не желательно. р. Джазатор сильно поднялась. (про новый мост ни он, ни мы не знали). К тому же у нас заканчивалось топливо. Принято решение идти в п. Джазатор через пер. Теплый ключ. Вода в бродах и по залитым дорогам поднялась от 0,2 до 0,4 м. Тёплый ключ прошли спокойно. Вечером в районе ур. Билгарагай при сильном встречном ветре нас накрыл мощный снежный фронт. 30 минут, стояли на обочине пережидая непогоду, потому что не было видно дороги, ехать было просто опасно. Алтайской команде, ночевавшей в районе Чиндагатуя повезло меньше, у них температура опустилась до -7. Поздно вечером добрались до т/б «Ак-Су». 10 км не доезжая до п. Джазатор.

5 июля. Снег

 06.07. т/б «Ак-су» – выс. 2823,0 м. (ист. р. Тюнь) – т/б «Ак-су» 10 км. Переменная облачность. +16-18. Днёвка. Заправка. Отметка МК в местном отделении связи. Радиальный выезд на смотровую площадку (выс. 2823,0 м.) полюбоваться на окрестности и г. Иикту. Поездка только с проводником с базы, т.к. дорога проходит по территории маральника и ворота на замке. Дорога грунтовая, по лесу и склонам, камни, броды ш. до 3 м и гл. не более 0,4 м. Заболоченные участки, проходятся без спец. средств. Выше по хребту резкий подъём с крутым углом и по скользкой траве. Далее по хребту почти до смотровой площадке сухая колея в траве и по камешкам.

IMG_2509 Panorama

07.07. т/б «Ак-су» – ур. Ажу 90 км. Солнечно, редкие облака, +18-20. От т/б до поворота в долину р. Тара (Дара) по грунтовой дороге Джазатор – Кош-Агач. Пыльно. После моста поворот налево. На 1-м км. встречается неприятный брод. Река делает поворот, вода после дождей довольно высокая. Берег реки подмыт, яма около 0,9 м. Далее выход на быстрину и плёс. Первый автомобиль аккуратно прошёл брод, остальных страховали стропой. По долине реки дорога грунтовая, с небольшими подъёмами и спусками, незначительными кренами и неглубокими бродиками через ручьи. Дорога заканчивается возле небольшого синего вагончика владельца стада сарлыков, пасущихся на склоне. От вагончика идём под прямым углом в несколько ступеней вверх на склон. Склон травянистый и кусты карликовой берёзы. Более слабым автомобилям помогали лебёдкой. Поднявшись метров 150 начинаем траверс склона, около 800 м. Активная работа штурманов в разведке и отвешиванию на опасных кренах. Проводим автомобили по одному. Один из коротких, крутых и глинистых подъёмов проходится только с помощью лебёдки. Якорь заклинивается за большой в несколько тонн камень, к якорю крепится стропа и выводится вокруг камня, к стропе уже крепится лебёдка. Ночёвка на полочке с небольшими ровными островками.

Река Тара

08.07. ур. Ажу – пер. Ажу (2911,9 м.)– ур. Елангаш, 20 км. Солнечно, редкие облака, +18-20. Вечером и ночью ветер, дождь. Траверс выходит на довольно ровные участки, сначала заболоченные далее, с набором высоты каменистые. Часть пути проходит по одному из притоков р. Тара. Перед подъёмом уходим на правый берег притока. По сухому каменистому хребту набираем высоту, движемся к перевалу. Перевал на высоте 2911,9 м. Открывается вид на озёра Джаникёль и Атаккёль. Спуск с перевала к озёрам крутой, сырой, каменистый и сыпучий. Колеи не просматриваются, каждый выбирает свою траекторию. Аккуратно, спускаемся к оз. Джаникёль. Дорогу указывают штурмана. Далее дорога по правому берегу озёр. Либо по кромке воды, либо по берегу. На берегу просматривается старая колея. Озеро Атаккёль лучше проходить по верхней полке. Вначале берег пологий, но камни у берега острые, далее берег с высоким прижимом, и крупными острыми камнями. Из озера вытекает приток р. Елангаш. Для спуска надо уходить правее. Спуск по ручью такой же как и с перевала - крутой, сырой, каменистый и сыпучий, заканчивается коротким и крутым травяным склоном. Далее грунтовка идёт по долине р. Елангаш, каменистая с многочисленными бродами и несколькими болотцами.

Перевал Ажу.

 09.07. ур. Елангаш – а/л «Актру» 145 км. Солнечно, редкие облака, +18-20. Выход из долины в Чуйскую степь, по Чуйской – грунтовая ровная и пыльная дорога, недалеко от п. Ортолык выход на асфальт. В п. Ортолык выход на трассу М52 (Р256). Заправка и обед в р.п. Кош-Агач. Далее по трассе до п. Курай, в посёлке свёрток в сторону Актру. На Перевалке брод через р. Актуру. Неглубокий, но с крупными камнями. Около 7 км. дорога очень каменистая, с разбитыми колеями и глубокими лужами. по пойме реки Актуру с бродами проходит около 4 км. пути.

Актру

 10.07. а/л «Актру» – оз. Голубое (2823,0 м.) 16 км. (туда-обратно) – с. Топучая. 300 км. Солнечно, редкие облака, +18. Вечером пасмурно. Пешая часть маршрута до оз. Голубое на ледник Б. Актру, водопад и М. Актру. После обеда выходим на Чуйский тракт и движемся в сторону дома.

 11.07. с. Топучая – п. Майма – г. Бийск – г. Новосибирск. 550 км. Утро: дождь, +15. Днем переменно. По трассе активно идут ремонтные работы. Трасса не загружена, больше встречных машин – все едут на Алтай. К вечеру все дома.

 Советы:

При оформлении групповой заявки, полезно иметь несколько копий списков участников. Упрощает жизнь участникам экспедиции и пограничникам. На заставе забирают копию и всё – можно ехать дальше. При подготовке экспедиции была непроверенная информация, что если заезжать на Укок через перевал Бугумуюз, то пропуска не требуются. Информация не верная. На Укоке нас проверяли три раза, раз на погранзаставе и два разъездные наряды пограничников. Перед новым мостом на реке Джазатор, ведущим на перевал Бугумуюз, стоит погранзастава, проверяют документы всех проезжающих мимо. Если по каким-то причинам не получилось оформить пропуск заранее, можно обратиться в погрануправление в Кош-Агаче. Пропуска на 1 человека или небольшую группу делают на месте в течение суток. Потратив день, можно спокойно перемещаться по плато, без риска нарушить российское законодательство.

При прохождении данного маршрута, на категорийные участки расход топлива рассчитывать примерно в 3 раза больше, чем по асфальту. Ближайшие заправки в р.п. Кош-Агач и Джазатор (Беляши).

Обязательно в списке личного снаряжения иметь тёплую одежду: термобельё, пуховик, штаны, тёплую непромокаемую обувь (например, сапоги для зимней рыбалки из ЭВА).

На Укоке не везде есть питьевая вода. Многие реки проходят по минерализованным грунтам и имеют мутный белый цвет. По результатам исследования геологов в воде оз. Белое и реки Ак-Алаха повышенное содержание гранитной крошки, кальция и извести. Питьевая вода условна. Её требуется долго отстаивать и кипятить.

На Укоке нет леса. Если у команды есть желание вечером посидеть у костра, то дрова лучше прихватить с собой. Хотя систему границы уже разбирают на дрова.

У каждого экипажа должны быть в списке снаряжения плотные мешки для мусора. В автомобиле обязательно оставить место для мешка с мусором. Закапывать негде, сжигать не на чем, желательно вывозить его до ближайшего поселка.

Дорога на озеро Белое
 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Россия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 5