Водный поход по реке Ловать

DSCN1903 DSCN1903

Ловать 2018

26 мая

Поезд СПб - Великие Луки, приезжаем в 7.30 утра. Мы с Таней идём на двух каяках по Ловати. За час дошли от вокзала до реки, место для стапеля выбали сразу за плотиной, на правом берегу. Собрали лодки, сходили в магазин за продуктами, перекусили и в пол-второго вышли на воду. Кстати, Таня забыла дома очко от каяка, пришлось делать его из ивовых прутьев. Вспомнилсь: "Мастерство ходить в походы определяется умением использовать взятые ненужные вещи вместо забытых нужных".

Погода прекрасная, река течёт, мы по ней плывём, всем хорошо. За городом по берегам потянулись обрывистые глинистые берега, поросшие ивняком и прочим кустарником, река сильно петляет. С деревьев и кустов летит пух. Впечатление - как будто зима. В какой-то момент на ветках появилось много белых тряпок, наверно это что-то значит. На третьем часу любования топкими заросшими берегами мелькнула мысль: Как долго они будут тянуться, и найдём ли мы место для стоянки (пока что по берегам - заболоченные луга).

Через три с половиной часа со старта по берегам начался лес. Вроде даже есть места для стоянок. Но мы пока гребём вперёд, сегодня хочется уйти подальше.

В начале седьмого прошли устье реки Насва (впадает сзади слева), которое смотрится как какая-то болотина или заводь, потом где-то в пол-седьмого прошли мост в деревне Карцево и начали смотреть стоянку. Нашли. Стоянка оказалась так себе: топкий глинийстый берег, кривая поляна, огромные тучи комаров. Мелькнула мысль: если и дальше так пойдёт, то наверно я последний раз на Ловати. Лягушки, соловьи, комары, бензопилы - звуки на любой вкус.

К  девяти часам поужинали и пошли спать. Сказывается и ночь в поезде, и жара, и усталость первого дня. Надеюсь - дальше будет получше и попроще. Ну и покрасивше.

27 мая

Встаём в пол-девятого. Погода ясная, солнечная. Завтракаем, собираем лагерь, выходим на воду, становится достаточно жарко. Опять полно комаров.

На реке ничего особенно интересного не происходит. Река, берега, лес, дома по берегам, висячие мосты. Кажись, третий по счёту висячий мост - это деревни Губаны (на правом берегу) и Хохлово (на левом). Пообедали на небольшой полянке. Дальше опять ничего примечательного. Единственное разнообразие - начались острова в русле. Прошли старый каменный мост.

Ближе к шести вечера - Ура!.. Пороги!.. Ну, как - пороги... Небольшое ускорение течения, камни в русле. Но и то хорошо, хоть какое-то разнообразие. Уже вечереет, пора искать стоянку. Если будет как вчера, то это стопроцентно моя последняя поездка на Ловать и окрестности.

Но стоянка оказалась на удивление неплохой, костровище, ровное место под палатку. Точные координаты её не скажу, не знаю. И с воды она практически не видна, нашли её случайно, увидев подход к воде. Вроде ж столько групп по Ловати ходило и ходит, не могли, что ль, нормальных стоянок натоптать?.. Ещё подумалось: Если идти без навигатора, то единственный способ узнать своё местонахождение - спросить у рыбаков.

Вечером слушаем звуки природы - соловьи и комары. А ещё сняли с себя первого клеща, надеюсь, и последнего.

28 мая

Встаём в девять утра. Солнце, тепло, лёгкий ветерок. На реку выходим около половины двенадцатого. Сегодня идти повеселее, жизнь разнообразят небольшие порожки и перекаты. На обед встали на небольшой стояночке на левом берегу, рядом - заросший металлический крест и подходит грунтовая дорога. После обеда снова порожки и перекаты, иногда даже с небольшими валами. С ними конечно идти интересней, чем по однообразному плёсу. Ещё радуют хвойные деревья по берегам, даже одиноко стоящие. Прошли деревню Подберезье, в которой хорошие ориентиры - бетонный мост и сотовая вышка.

Постепенно ближе к вечеру вопрос о стоянке опять же становится всё более актуальным. Стоянок нет. Берега - всё в глине и в грязи. В начале десятого воткнулись на маленькую рыбацкую стояночку, где-то на границе Псковской и Новгородской областей. Ну хоть такая есть, всяко лучше чем ничего. Ужин, костёр, спать.

29 мая

Сегодня дошли почти до города Холм. Солнце, речка, ветерок... Везёт нам с погодой. Идиллия!.. Которую портят тучи слепней над головой. На отдыхе, в перерывах между греблей я обычно занят важным делом - хлопаю слепней. Танька на отдыхе бездельничает, думает о чём-то своём. Пока гребём, радуют интересные разнообразные порожки, некоторые относительно протяжённые. В порогах фотографируем очень мало, во-первых сами пороги не очень видны будут, а во-вторых, сразу возникнут вопросы: а чего это вы без касок?

Стоянка вечером попалась отличная, - ровная, просторная, на левом высоком берегу, очень живописная. Если уж совсем докапываться к мелочам - то с муравьями, и вещи высоко таскать. Но это действительно мелочи. С ужином припозднились, т.к. затеяли купание и постирушки. В палатку полезли, когда уже взошла луна. Хотелось бы на неё полюбоваться, но тут заявилась вечерняя смена комаров, которые дали нам понять, что пора в палатку, вести беседы об особенностях водного потока на реках Восточно-Европейской равнины.

30 мая

Отчалили от берега - и через полчаса прошли устье Куньей и пришли в Холм. Это мы удачно встали! Да ещё и на такой живописной стоянке. В Холме дозакупились продуктами и средством от комаров. Танька, кроме этого, погуляла по городу, пофотографировала, а я посидел у лодок.

Дальше как обычно, плёсы чередуются с порожками разной, но небольшой сложности. Река стала гораздо шире, полноводней. Обед, солнце, слепни, встречный ветер, красивые высокие берега. Слепни достали!!! Прошли беседку с привязанными у берега лодками, вероятно деревня Блазниха. На стоянку встали немного ниже, у небольшого порожка, прямо на берегу, найдя небольшое место между камней. Как раз под палатку.  В восемь вечера слепни ушли спать, и наступила идиллия: птицы, закат, шум порога. Комаров практически нет, что удивило. Неужели мы в Холме купили такой сильный репеллент ("Ревтамид"), что они заранее разбежались!.. Хорошая приправа к ужину - местный дикий лук.

Вечером в палатке смотрим кино. Иногда гаджеты полезны и в походе. Засыпали под шум порога, прям как на настоящем сплаве.

31 мая

Весь день дует сильный встречный ветер. Зато ни одного слепня. А так обычный день, прекрасная погода, небольшая облачность. Продолжаются порожки, перекаты, отмели. Очередной ориентир - мост в деревне Селеево. Стало встречаться много рыбаков, раньше мы их встречали значительно реже. Один из рыбаков подарил нам несколько рыбин, будем разнообразить меню. Спасибо ему! После Селеево пороги кончились.

На стоянку встали в районе деревни Теребыни, немного не дойдя до впадения речки Самбатовки. Стоянка на полочке на высоком глинистом берегу, посреди крапивы. К воде подходить тяжеловато, здесь почти везде так, где нормальный подход к воде, там либо дом, либо дорога. Чистить и разделывать рыбу тоже непросто, но Танька с этим справилась мастерски. И теперь у нас на ужин уха! Праавда, рыбу не сфотали, но она была, чессно слово!

01 июня

Ура! Пятница!.. Т.е. Ура! Лето!..

Вчера вечером решили не торопиться, если не успеем уехать домой в воскресенье, то поедем в понедельник. Т.е. вроде как появился ещё один походный день. По этому поводу поспали подольше, на завтрак был голавль в майонезе и зелени. На воду выходим после полудня.

Погода опять же солнечная. Ночью было холодно, но сейчас ясно и жарко. Снова появились слепни. Обедаем на песчаной отмели напротив высокого красивого берега с крестом наверху. Танька съездила на этот высокий берег, поднялась наверх, пофотографировала окрестности.

После обеда - опять в путь, до вечера. Берега красивые, высокие, со смешанным лесом. Много птиц и слышно и видно, видели даже чёрного журавля. На стоянку встали на удобной красивой поляне, под крутым высоким берегом. В восемь вечера, как обычно, слепни ушли, пришли комары и мошки.  Сегодня был очень красивый закат, особенно если залезть наверх. На ужин тушёная капуста с печёнкой и салат из всякого разного. Вот такие мы гурманы. После ужина в палатке опять смотрим кино.

02 июня

И опять же ясный солнечный день. В дополнение к завтраку поели землянику. Вскоре после выхода на реку берега понизились, а на подходе к Кобылкино (ориентир - автомост) и течение закончилось. Ночуем рядом с деревней Гридино, на этот раз стоим прямо на лесной дороге, единственное место, которое нашли.

03 июня

Сегодня подъём пораньше, около восьми, быстро завтракаем, собираемся, на воду выходим примерно в девять. Как оказалось, сегодня вполне успеваем придти в Парфино и уехать домой, лишний день нам не понадобился.

В Парфино были часов в одиннадцать. Причалили на правом берегу, между железнодорожным и автомобильным мостами. Здесь много места для сборки-разборки вещей и лодок. Разбираемся, сушимся, упаковываем рюкзаки. К двум часам пришли на автостанцию. В 15.45 - автобус Парфино - Санкт-Петербург. Сегодня вечером будем дома. Всем пока!