Первый вопрос: почему Кавказ? Почему Чечня и Дагестан? Ведь страшно, новости, террористы, взрывы... А что мы знаем о Кавказе? Представьте, что о Москве или Питере в новостях были бы только убийства, ограбления, дтп, бытовуха, а о жизни ни слова. Нам бы казалось, что жить в этих городах страшно. Но на самом деле так и есть: в Москве опасней, чем на Кавказе. Кавказ нас никогда не пугал. Просто руки не доходили как следует съездить туда.
Ингушетия - Чечня - Дагестан - Азербайджан - Армения

Общее

Планы
Кавказ нас никогда не пугал. Просто руки не доходили как следует съездить туда.

В феврале у нас родилась долгожданная дочка Нина. С четырехмесячным младенцем, конечно, стоило ехать в более удобные для путешествий места. Но тут Анин отпуск по уходу за ребенком совпал с катастрофическим падением рубля, так что о Европе на месяц (а меньше неинтересно) не могло быть и речи. Все это заставило нас внимательно посмотреть на восток и на Кавказ, куда мы собственно и так часто заглядывались. Сначала были планы поехать на Тянь-Шань на Иссык-куль, но мы испугались высокогорной акклиматизации для младенца и дикой жары. Это как-нибудь в другой раз.

На Кавказе мы уже бывали неоднократно. Кирилл в детстве часто бывал в Приэльбрусье, мы уже ездили в Армению, Грузию и Абхазию, бывали в Осетии и Адыгее. Это путешествие должно было восполнить общее представление у нас о Кавказе и Закавказье.

Постепенно сложился набросок маршрута. Ингушетия, Чечня, Дагестан, Азербайджан. В этих краях довольно мало художественных памятников, это мы планировали с лихвой возместить в Армении. В Армении мы уже путешествовали 12 лет назад. Сейчас хотели подробно посмотреть Тавуш, Гехаркуник, Вайоц-Дзор и Сюник. Грузию предполагалось проехать туда — обратно транзитом, только заехать к святой Нине в Бодбе.

Некоторые выводы и впечатления
Путешествовать с тремя детьми, один из которых младенец - достаточно хлопотное занятие. Когда мы ездили на Балканы с двухмесячной Ксеней, с нами было несколько подростков, которые всегда могли подхватить плачущего ребенка на руки и освободить взрослых для готовки, сборов и т.д. Сейчас же мы были одни, на плечи взрослых и детей легло гораздо больше забот, чем в прошлых поездках. Да и хозяйство наше походное разрослось: Саня переехал в собственную палатку, Кирилл на Рождество подарил мне полевую декатлоновскую кухню. Все это нужно ставить, собирать и разбирать потом, время разворачивания лагеря увеличилось. Саша каждый день ставил свою палатку, кухню и надувал все три матраса. Ксеня ставила стол, кресла, разносила все вещи, помогала на кухне. Дети по очереди дежурили и мыли посуду каждый день сами. Казалось бы, чем заниматься взрослым, все уже сделано, но не тут-то было. Раньше у нас всегда получалось после укладывания детей на сон посидеть в тишине вдвоем поговорить за чаем или вином, обсудить прожитый день и планы на грядущий. Теперь после укладывания детей мы занимались стиркой. Тоже объединяет, но не так весло. Уставали порядочно, что уж там. Нина выбрала себе специфический режим, поднимала нас каждый день в 6 утра. Это очень удобно в поездке по жарким странам,мы успевали выехать до лютого солнца, но и ложиться приходилось рано, иначе потом не встать вместе с младшим жаворонком. Вывод прост - дети при кочевой жизни должны помогать наравне со взрослыми, иначе поездка не будет никому в радость, а для этого нужно их правильно организовывать, что опять же требует от родителей сил, сил и еще раз сил. Боюсь, как бы этот абзац нe выглядел слишком безрадостно. Все не так плохо, но нужно заранее правильно настроиться и осознать свои реальные возможности, чтобы потом не разочаровываться. Мы, например, их переоценили. Оказалось, что с младенцем мы не можем далеко уходить от машины: в эргорюкзаке она долго не сидит, а коляска по горам не ездит. Отпали так сильно нами любимые вылазки в горы с ночевкой, рюкзаки провозили просто так. Но зато компенсировали детям это жизнью на море и на Севане. Так что нужно заранее готовиться к плохим сценариям. Мы очень жалели Ниночку и постоянно все подстраивались под нее, поэтому она поездку перенесла прекрасно. Никаких болезней, скандалов и проблем. На втором ряду в кресле весь месяц лежало безоговорочное счастье, расцветающее улыбкой при первой же возможности.

Это все было об особенностях поездок с тремя детьми, один из которых еще не сидит даже. Теперь о Кавказе.

Первое общее впечатление трудно поддается формулированию. Едешь много дней по совершенно непохожим друг на друга ущельям, гуляешь по аулам, встречаешь и храмы, и мечети, разговариваешь с людьми и поражаешься, что все это невероятное многообразие и часто даже совершенно несовместимая и противоположная друг другу реальность, все это - Россия. Но это единение, конечно, добыто потом и кровью многих поколений русских людей, о чем свидетельствуют сами Кавказские горы: нет места, в котором не шли бы сражения во время Чеченских войн или Кавказских девятнадцатого века. Это край героев. Для русского уха многие названия сел имеют призвук горя. В каждом селе, даже в высокогорных заброшенных аулах, стоят памятники погибшим в Великой Отечественной войне, даже дети наши замолкали у списков погибших и поражались, придавленные осознанной правдой. Будь то Дагестан, Чечня или Азербайджан - везде герои той войны.

Красоту гор не опишешь, можно попробовать передать на снимках, но лучше увидеть своими глазами. Кавказ удивителен и разнообразен, он не уступает Альпам ни на йоту, но привлекает не так много путешественников. Тут есть, что открывать, чем любоваться в одиночестве.
Множество границ и ужасные дороги придают путешествию по Кавказу привкус экспедиции.

Всего 32 дня, 8200 км

Путеводители и карты
Достойных путеводителей и хороших карт по Кавказу нет. Основные дороги можно смотреть на двухкилометровом атласе СКФО. Для больших переездов пользовались Навителом. Но его надо постоянно контролировать по другим картам. В Азербайджане Навител часто врет, а в Армении он полностью бесполезен. Мы пользовались SasPlanet с выкаченным заранее кэшем спутниковых снимков Гугл и частично Яндекс и Бинг. Без спутниковых снимков на Кавказе делать нечего. Только по снимкам можно найти узкие грунтовки, ведущие в удаленные аулы, заброшенные храмы и другие труднодоступные достопримечательности. На торпеде лежал старый смартфон с запущенной программой GPS-Bluetoth. Таким образом, мы имели навигацию по спутниковым снимкам на экране компьютера.
Как ни странно, самыми удобными и информативными путеводителями остаются старые советские книжечки издательства "Искусство" из серии "Дороги к прекрасному": В стране Вайнахов и Дорогами и тропами Дагестана. По Чечне, Ингушетии и Дагестану очень полезные и информативные статьи Максима Ершова. По Азербайджану пользовались книжечками министерства туризма, но с большой осторожностью. Жесткая националистическая политика страны проникла во все сферы. Сейчас в стране активно переписывают историю. По Армении лучший ресурс: Rediscovering Armenia Guidebook.

Снаряжение
Нас теперь пятеро. Саня попросился в отдельную палатку. Перед путешествием мы ему купили двухместную декатлоновскую палатку мгновенной установки и одноместный надувной матрас. Все это было подарком ему на день рождения. Еще из нового снаряжения у нас появился складной декатлоновский кухонный шкафчик под плиту. Остальное все как и раньше. Мы собирались в небольшие горные походы, поэтому везли с собой две горные палатки, коврики и рюкзаки. Но с младенцем нам оказалось слабо далеко ходить. Зато горные палатки пригодились, когда нам пришлось ночевать на Каспийском море на штормовом ветру. Конечно же, мы снова взяли с собой нашу старую коляску-тросточку McLaren, в которой путешествовал еще Саня 9 лет назад, а потом и Ксеня.

Старая страница про снаряжение тут.

Траты
Как и раньше мы вели подробную статистику расходов по категориям и странам. В этот раз сделали отдельную статистику по регионам и странам, вся информация в приложенном файле.

Всего потратили 129 033 рублей. Из них:

1) еда - 57 982 р (44,9 % бюджета),
2) ночлег - 13 885 р (10,8 % бюджета)
3) дизель - 38 419 р (29,8 % бюджета)
4) дорожные расходы (платные дороги, оформление въезда в Армению и Азербайджан) - 5 718р (4,4 % бюджета)
5) всякое (бытовые мелочи) - 5 824 р (4,5 % бюджета)
6) музеи - 7 203 р (5,6 % бюджета)

Вино, варенье, одежда и сувениры, привезенные домой в тратах не учтены.

Самая дорогая в этом году страна - Азербайджан, дешевле всего Россиия.