Северобайкальск - Улан-Удэ 2010

Идет загрузка карты ...
Велопоход 4 к.сл. совершённый в конце августа-начале сентября двумя братскими путешественниками.
 
Северобайкальск-Улан-Удэ 2010

Отчёт о походе 4 к. сл. по маршруту Северобайкальск – Улан-Удэ, осуществлённый двумя братскими велотуристами, рук. Петухов Борис Александрович и спутник Добрынин Артемий Александрович, в конце августа - начале сентября 2010 года.

22.08.2010 г.
День отъезда.
Ну, надеюсь, это станет закономерностью, начну со слов задумки и благодарности.
Еще, будучи в поездке прошлого года, появилась мысль осуществить что-то гораздо более либо сложнее, либо экзотичнее, либо дальше. Мыслей и планов озвучивалось много. Но в итоге к августу 2010 года остановились на маршруте уже хоженому, вернее езженному, велосипедистами нашей необъятной родины от ст. Новый Уоян до г. Улан-Удэ. Большое спасибо за идею Выдрину Фёдору и Осенкову Дмитрию.
Мы на ст. Анзёби

Итак,22 августа в 21 час 37 минут, после всех подготовок, сборов и т.д. команда из двух немного чокнутых братчан загрузились в поезд на славной ст. Анзёби и тронулись в сторону начального пункта-г. Северобайкальска. Здесь хочу сказать отдельное «спасибо» Дмитрию: нашему, так сказать, 4-колёсному другу.
Руководством к нашему походу был отчёт томичей о походе в 2006 г. и устные рассказы Димы Осенкова, но мы решили немного увеличить наш маршрут. Начать его не от ст. Новый Уоян, а сразу от вокзала г. Северобайкальска. Таким образом, путь наш увеличился ещё на 180 км.

23.08.2010 г.
В Северобайкальск мы прибыли на следующий день, точно по расписанию в 11 часов 58 минут. Город встретил нас ясной погодой и полным безветрием, температура была за 20 градусов выше ноля.
Первым делом нужно было собрать байки и найти пункт МЧС. Так как первая часть маршрута проходит по почти безлюдным местам, с большим количеством дикого зверя, то было решено зарегистрировать нашу группу в МЧС.
У МЧС.
После недолгих поисков станция МЧС была обнаружена. Пообщавшись с милой девушкой, которая записала наши данные, телефоны родных и конечную цель маршрута, а так же обговорив условия нашего выхода на связь (сроки и место) мы тронулись к нашей второй цели-заведению общепита.
Как раз на выезде из города в сторону Нижнеангарска нам попалась шашлычная. Пообедав лагманом и голубцами, понаслаждавшись при этом шикарным видом на жемчужину мира и подышав лёгким чистым бризом, тронулись в путь.
Чай с видом на Байкал
Дорога пролегает параллельно с одной стороны береговой линии озера Байкал, с другой железнодорожной магистрали-БАМ. По пути встречается много стел и надписей строителям БАМа. Перед Нижнеангарском дорога разветвляется: одна уходит в глубь посёлка и куда-то видимо дальше по побережью, другая отклоняется в сторону материка. Нам как раз по ней. За Нижнеангарском , примерно через 50 км. после Северобайкальска асфальтовая радость заканчивается и начинается хорошо укатанная грунтовая дорога. Всё так же продолжаем катить вдоль БАМа. Часто дорога вместе с «железкой» проходит по мостам через небольшие ручьи и высохшие речки. Думаю, весной здесь вода просто кипит.
SAM_0082

Проехав примерно 90 км. от Северобайкальска около девяти часов вечера мы встали на ночлег под небольшим ж/д мостом через маленький ручей. С Борисом мы в походе уже не первый раз, поэтому роли по устройству ночлега распределились молча. Палатка, горячая каша с тушёнкой, чай, негромкие разговоры о том и сём и отбой.

24.08.2010 г.
Подъём был в 7.00 утра. На все сборы, завтрак и так далее ушло чуть более 2-х часов.
Тронулись всё также по грунтовке. Слева нас продолжала сопровождать Бамовская магистраль и хребет гор. Погода радовала безоблачным небом и тёплым ветром. После обеда начались первые неприятности. Вообще, надо сказать, что во время всего пути погода почти везде радовала, а вот проблемы с техникой просто не давали покоя. Сказывалась теория незнания техники и просто невезение. Как будто сам Байкал не хотел нас подпускать, а затем и отпускать от себя. Но всё было преодолено. А теперь собственно о самой проблеме, вернее ПЕРВОЙ проблеме. Перед небольшим селением и одновременно станцией «Ангоя» у Бориса сломался багажник. Видимо титановый багажник не выдержал тряски, и лопнула одна из несущих стоек. Остановив проезжавший мимо грузовик, попросили у водителя кусок проволоки и пассатижи. Согнули обычную спицу и вставили в трубку багажника, связали проволокой, получилось подобие шины на сломанную ногу. После устранения неполадки согласились на том, что в подобные походы нужно брать не только стандартный набор инструментов, но и не совсем характерные вещи. Те же проволоку и пассатижи. Тронулись в дальнейший путь, но не тут-то было.… Проехав ещё километров 5, багажник Бориса снова подал голос. Сломалась направляющая трубка с другой стороны. Это уже было совсем не шуточной проблемой. Тем более: если с той стороны длина, позволяла вставить спицу, то здесь места для установки спицы внутрь почти не было. Ко всему прочему Борис решил подогнуть ухо крепления и со звуком «уоххх» отломил ещё и это самое крепление.
Наши лица надо было видеть. Ко всем стремлениям к удачному завершению похода пришёл большущий напряг: что делать? Снова вставили с усилием спицу, наложили шину и решили доехать до ближайшего пункта «Ангоя». В поисках сварщика. По словам Бориса, он до самой Ангои выламывал мозги, как заварить титан без аргона. И лишь только в самом посёлке при виде кучи проволоки его осенила «Эврика!». Это надо было видеть, вот что значит, огромное желание катить дальше. Дождавшись сварщика - д. Женю и обсудив с ним все возможности, мой напарник «Кулибин» принялся за дело. А дело всё заняло больше 4-х часов работы. Но результат превзошёл все ожидания. Пока Борис возился с неполадкой, я пообщался с местными ребятами об ожидающем нас пути. По их словам мы были точно чокнутыми, так как в округе бродила куча медведей, которые питались только собаками посёлка и заезжими туристами. Лично я немножко прислушался. Но всё же решил понадеяться на…как там дальше по пословице и на себя не плошать. А труды моего напарника и д. Жени подошли тем временем к концу. Поблагодарив за помощь всех помогающих, мы тронулись в дальнейший путь.
Готово!
Пока были в посёлке узнали, что «ангоя»-слово армянское. И этот участок железной дороги строили армянские рабочие в плане помощи братских республик. Даже вокзал на станции назван в честь Гейдара Алиева. Ну а мы продолжали катить дальше в сторону Нового Уояна. Проехали несколько пересохших рек с разрушенными мостами, мост через реку Верхняя Ангара, оказывается, есть и такая и примерно после 21 часа мы въехали в Новый Уоян. Небольшой посёлок с вокзалом, несколькими пятиэтажками и большим количеством частных домов предстал перед нами в сумерках. Порыскав по посёлку в поисках какой-либо кафешки, мы устроились в забегаловке не далеко от дороги. Поужинав, почти в полной темноте мы выехали из Уояна и встали на ночлег за посёлком в реденьком лесочке. Отбой был около полуночи.

25.08.2010
Встали в 7.03 утра. После завтрака и сборов решили почистить и смазать цепи и звезды. Так как рекомендуется мазать цепь через каждые 100 км, а пройдено было уже почти в два раза больше, да ещё и по песку и гравию, то цепи наши уже просто песни пели о смазке. Выполнив ТО байков тронулись около 10 часов утра в путь. Почти сразу за Уояном, километрах в 3 свернули на Кумору. Это и был наш изначальный пункт начала пути. Здесь мы отвернули от БАМа строго на юг, в сторону ТрансСиба. Ближайшую неделю асфальта нам было не видать, люди тоже почти забылись, и вообще вся цивилизация осталась позади или была в нелёгком будущем. Лишь изредка ещё попадались машины на пути к Куморе. В обед подъехали к мосту через широкую реку- Катера. Решили здесь попить чай, а Борис даже слегка окунулся. Чуток передохнув, тронулись дальше. Дорога идёт вдоль старых погорельников. Вдалеке же открывается отличный вид на какой-то горный хребет. Скорее Баргузинский. Над которым, кстати, появились первые облака, что нас немножко напрягло. Но решили мозги себе не парить и катить дальше. Около 4-х часов дня, не доезжая своротки на Кумору я написал следующую главу нашей техническо-неполадческой эпопеи. Борис укатил немного вперёд, к слову сказать, я почти весь путь выполнял роль догоняющего. Я же заметил, что в районе заднего колеса издаётся непонятный шум, как буд-то что-то очень сильно трётся или задевает. Сделал остановку и при осмотре обнаружил, что у меня сломана спица и конкретная восьмёрка. Да такая что резина трётся об задние нижние перья. Хотя резина стояла на 2.30, но ещё перед поездкой д. Слава сделал для меня открытие. Дело в том, что Тиоговские покрышки, несмотря на надписи 2.30 на самом деле несколько шире чем покрышки на 2.30 к примеру Кенды. Поэтому при установке Тиоги на мою новую раму, оказалось, что зазор между резиной и перьями очень маленький. Пришлось снимать колесо, резину и ставить запасную резину от Кенды. Да ещё и инструмента для замены спицы у нас не было. Так как сломалась спица со стороны кассеты. И знаний о правильной установке спицы тоже тю-тю. Борису, уехавшему уже прилично далеко, пришлось возвращаться. Наука на будущее, держаться в пределах видимости или хотя бы слышимости. Поставил Кендовскую резину, перья не задевает, но катить нужно было аккуратнее. Восьмёрка она и в Африке восьмёрка. Минут через 30 после поломки, снова проблема. Порвало сосок заднего колеса. К слову сказать, я больше приверженец автососков, ну надёжнее они, по моим впечатлениям. А обод у меня задний, под Престо, но автомобильный сосок входит. Потому все запаски я собой брал автомобильные. Поменяв теперь уже камеру, тронулись дальше. Но и этого нам мало. Минут через 5, когда подъехали к озеру Иркана, и пройдя своротку на Кумору снова рвёт сосок на том же заднем колесе. .
Может, меня на этих ухабах где-то качнуло, так что сосок порвало, может ещё что-то, не знаю. Но тут я реально задумался о высших силах, ещё не начались описанные другими трудности, а тут уже такие мелочи мешают. В общем решили поменять камеру с переднего колеса, там стояла с соском Престо, а на перёд поставить автомобильную камеру. Сказано-сделано. Накачал колёса, помолился и попросил всех ТАМ живущих о содействии, тронулся следом за Борисом.
Дорога уходит от Ирканы прямо в лес и дальше в горы. С этого места начинается автозимник. Сначала это грунтовка с колеёй почти по колено, с большим количеством луж. Часто приходится слазить с байка и проходить участки дороги пешком. Пришлось надеть накомарники, скорость движения значительно упала, а кровососущие мерзавчики начали усиленно нас пробовать на вкус. Дорога постепенно начинает набирать высоту, и приходиться всё чаще слазить и идти пешком. Глина меняется на каменистые участки дороги. Отсюда и начинается подъём на перевал Срамной. Название очень точное.

Вскоре мы слышим шум реки. Это Срамная. Такое ощущении, что где-то рядом шумит водопад. Дорогу начинают пересекать первые ручьи. Вода холодная и вкусная. И вот мы выходим к самой реке. Вернее наш путь и путь течения реки решили соединиться.
Протащившись примерно до 19.30, решили встать на ночлег перед очередным бродом. Да и видно, что здесь мы были не первые. Видно костровище и место для стоянки. Перед бродом обнаружили первый знак на этом пути. Вообще, к слову сказать, все последующие знаки в ближайшем отрезке времени в неделю, вызывали улыбку или сатирический шок. Но этот был единственный в тему. Развели костёр, разложили вещи вокруг сушиться, приготовили ужин. Рядом река шумит. Красота. Легли довольно поздно. Около полуночи. Видимо это ощущение полной дикости волновало. А небо уже затянуло облаками.

26.08.2010
Подъём был в 7.00 утра, но я попросил ещё 10 минуточек, Борис был видимо тоже не против. Но в итоге пожалели оба о такой расслабленности. Ровно через 10 минут, как только вылезли из палатки, пошёл дождь. Облачились в дождевики, Борис начал готовить кушать, под заранее припасённым полиэтиленом, а мне пришлось выполнять армейские нормативы по сбору палатки. Пока наводили сборы, дождь закончился, и впереди между гор даже прояснилось солнышко. Собрались в темпе вальса и выдвинулись всего на 20 минут позже обычного. Впереди начались обещанные трудности. Дорога начала постоянно пересекаться с рекой либо же вообще соединяться с руслом воедино. По отчёту томичей, они таскали на переправах рюкзаки и байки челноком. Мы же решили надеть рюкзаки на себя, велы катить рядом. Хотя была пара бродов где приходилось перетаскивать байк и рюкзак по отдельности, да ещё и самому показывать искусство лазания по валунам. Как тут ходят на машинах, не понимаю, вот где раздолье для нашего «Таёжника». Борис иногда смешил меня своими просьбами сфотографировать его на том или ином камне, прямо «Медный всадник» После обеда река осталась не много слева от нас. Справа началась череда гор. Создавалось такое ощущение, как будто сверху кто-то насыпал на эти, поросшие лесом, горы кучи огромных валунов. Пообедали на одной из очередных стоянок, вернее просто попили чай и тронулись дальше. Вскоре от Срамной совсем отошли, она свернула куда-то в противоположную сторону, а мы выкатили на плоскогорье с уклоном вниз. Можно было расслабиться и катить на неплохих скоростях. Дорогу изредка пересекали ручьи. Вдоль дороги куча грибов и ягоды. Ещё через некоторое время снова выкатываем к реке, её пока не видно, но очень хорошо слышно. По пути встречается много её притоков, некоторые пересохшие, но большинство вполне водонаполнены. Продолжаем двигаться дальше, слева всё так же идёт черед гор «обсыпанных» валунами, справа крутой обрыв, поросший лесом, внизу шумит река, кажется Улуг. Проезжая один из притоков, как его машины проходят, вообще не представляю, наткнулись на пару дорожных знаков. Ну нижний ещё куда ни шло, но верхний… Это просто нереальные скорости для такой дороги.
Вскоре подъехали ещё к одной реке. Светлая. И это название очень подходит. Когда дорога подошла к самой реке, создалось впечатление, что она и правда светлая. Вода прозрачная с бирюзовым оттенком. Несмотря на то, что глубина была вполне приличной, метра 3 точно, но дно было видно идеально. Течение в этом месте спокойное. Просто идиллия. Примерно в 6 часу вечера Борис сделал остановку и с озабоченным видом сообщил, что карта и навигатор разошлись в показаниях. Карта навигатора показывает, что мы должны уйти вправо, карта, распечатанная нами, показывает налево. Начали чесать затылки, вспоминая, были ли развилки по пути. В итоге Борис сказал, что ошибка навигатора здесь вполне допустима, так как забивал карту в прибор он сам, то мог вполне ошибиться. И согласно отчёту томичей, шли мы правильно. Ещё через некоторое время мы отвернули от Светлой влево, в горы. Подошли к броду через очередной приток Светлой. Решили встать здесь на ночлег. Недалеко от брода стоял разрушенный мост, с металлической основой и прогнившим деревянным настилом. Позже Борис обнаружил примерно метрах в 20 влево от нашего места стоянки маленькое зимовьё. Там была печка буржуйка, две деревянных кровати и даже мешок картошки. Поставили палатку, ужин и так далее. Я, пока было светло, произвёл осмотр байка. Во время пути видимо песок попал в трещётку и педали местами переставали прокручиваться назад. Почистил звёзды, ролики, но проблема не отпала. К слову, во время всего похода душа просто плакала о байке. Так что сразу всем у кого, как говорит один из моих товарищёй- «байк для души», готовьтесь и закаляйте душу. Вел ушатывается не хило, как бы вы его не оберегали. Просушили вещи, поужинали и баю, день был тяжкий.
P.S. Ночь была тоже не из лёгких. Одному снилось, что кто-то бродит рядом, и он кричал, второму эти крики показались рыком медведя. В общем, похохотали на славу.

27.08.2010
Встали в 7 утра. Очень холодно, просто невозможный холод. Замёрзли сильно, правда, на ночь особо не одевались. Снова посмеялись над прошедшей ночью и начали собираться. Выехали в 9.45, вернее для начала перешли брод, где попробовали снять первый раз на видео. Борис с юмором выступил в роли актёра. Снова посмеялись и вперёд. По пути начали попадаться много разрушенных мостов. По очень редким можно прокатить на велосипеде. Дорога медленно, но верно начинает подниматься в гору. Очень много ручьёв, некоторые текут прямо по дороге. А один так вообще вызвал к себе наше повышенное внимание. Вода в нём была красной, а лес откуда он тёк, был высохшим, абсолютно мёртвым. Такая вот необычная штука. Преодолев небольшой перевал, набор высоты около 1300 метров, мы спустились по крутому спуску снова к реке. Судя по отчёту томичей это- Намана. После обеда снова неполадки. Борис рвёт цепь, где-то видимо переусердствовал с переключениями. Решили вернуться на сотню метров назад, там было место для стоянки. Пока разводил костёр и ставил чай, Борис отремонтировался. После привала тронулись дальше. Начали подниматься на перевал Озёрный. Во время одной из остановок решил подтянуть болты крепления багажника. Сила есть- ума не надо, сорвал один из болтов. Хорошо багажник был сварен грамотно, и трубки на 10, в общем, катить дальше было можно. В седловине Озёрного открывается вид на несколько небольших озёр. Но моё внимание привлекло злополучное ЗАДНЕЕ колесо моего вела. На резине заметил большие потертости, первый признак грыжи. Здесь свои действия, а точнее бездействия объяснить не могу. Почему-то решил ехать дальше, пока колесо само не хлопнет. Совсем видимо уже мозг одичал, или ещё что-то. Короче тронулись дальше. Спуск с перевала занял минут 15 и мы подкатили к «аэродрому». Так местные называют эту долину. Сверху она смотрится как площадка для взлёта, прямая и ровная. Где-то здесь должен быть, уже почти легендарный столб с табличкой 67/110. Радости, когда мы его увидели, не было предела. Именно в честь этого столба, пройденная нами часть пути, называется «110-зимник». Начали фотографироваться рядом со столбом, Борис даже чмокнул его. Такие вот проявления чувств. Дальнейший путь пролегал по ровной дороге, но с большим количеством луж. Дорога глина с песком. Лужи довольно глубокие, приходиться слазить и обходить, редко где объезжали. Вообще атмосфера почему-то унылая. Но в 17.30 всю унылость как рукой сняло. Прямо перед Борисом из-за поворота появился бампер джипа с надписью «ГРЫЗЛИ». Радость была как на 110. Соскучились мы по людям, однако. Нам на встречу двигалась группа из трёх машин. Экспедиция из Казахстана шла маршрутом вокруг Байкала, навстречу нам. Сами казахи тоже были удивлены, увидев нас. И начали засыпать нас вопросами об их дальнейшем пути. Самый старший участник, и видимо самый опытный, дал нам понять, чтобы мы особо не распространялись при остальных про ждущие их трудности. В каждом экипаже было по одному мужчине, одной женщине, а в третьем ещё и девочка лет семи. Скорее всего, все были семейными парами. Женщины спрашивали, «Как там Стрёмная?» Так они переделали название Срамной. По-моему оба названия подходят. Нас же интересовали подробности перехода двух переправ через Баргузин. Джиперы поведали нам, что впереди нас, примерно в 2 днях пути, идёт группа москвичей из 12 человек. Первую переправу они преодолели сами, на второй их перевозили на машине. Но это было до дождей. Казахи подарили нам значки и вымпел с символикой экспедиции. На этом распрощались, пожелали друг другу удачи и тронулись каждый в своём направлении. Лично я очень хотел бы посмотреть как они будут проходить некоторые участки дороги. Исходя из того, что они не вернулись, мы поняли, что тот участок дороги они прошли.
Примерно через полчаса после расставания с казахами у меня снова проблема. Аукнулась моя бездейственность в отношении грыжи. Хлопнуло колесо. Резину порвало на отлично, камеру так вообще здорово. А с соском Престо камера у меня одна. Пришлось клеить камеру, и из-за восьмёрки меняться резинами с Борисом. Провозились 40 минут. Тут мне местная кровососущая братия не дала расслабиться. Искусано было всё, что только можно было. Тронулись дальше. Дорога продолжает мучить нас непроезжими лужами, грязью, песком и мошкарой. Через небольшой перевальчик мы выкатываем к небольшой речке и плакату. Щит с надписью гласит, что мы въехали на территорию Джергинского заповедника, далее карта и права и обязанности на территории. Прямо на берегу пришлось встать на ночлег. Место оказалось не очень подходящим. Берег каменистый, с участками мха. Ну да делать нечего, выбора не было. Поставили палатку, ужин приготовили, приняли ванны в ледяной реке, поорали при этом. До 23 часов сушили вещи и обсуждали, что нас ждёт на Баргузине.

28.08.2010
В своих блокнотных записях назвал этот день самым хреновым днём. Примерно в 4 часа ночи нас разбудил звук начавшегося дождя. Утром проснулись в 7.00, но дождь так и не прекращался. Решили поспать немножко, может закончиться. Продремали ещё до 10 утра, периодически просыпаясь. Ровно в 10, как по будильнику дождь закончился, решили не завтракать. Собрались и сразу тронулись в путь. Перед тем как тронуться ещё маленькая пауза. Нашли кусок подходящей проволоки и примотали на мой багажник, там, где сорвал болт. Теперь в путь. Сразу за бродом, на берегу которого мы ночевали, начался перевал Рухловского. Лично для меня этот, более 3-х километровый подъём, был самым тяжким в плане «физики». Ехать практически нет возможности, уклон очень приличный. Я сразу пошёл пешком, ведя байк рядом. Борис ещё попробовал пободаться на веле, но силы да ко всему прочему и очередная неполадка не дали катить дальше. Примерно через 700 метров после начала подъёма у Бориса снова рвётся цепь. Пока снимали цепь ещё и прокол у него обнаружили. Полчаса на ремонт и снова наверх. Не подъём, а мучение. Периодически ещё и дождь мелкий накрапывает. Зато на верху нас ждал шикарнейший вид. Там внизу протекал Баргузин. Справа от дороги возвышается большой каменный уступ. Забравшись на него, открывается вид на долину реки Баргузин. Жаль конечно, что погода бы пасмурной. И видимость на горы вокруг была неважнецкая. Но и этого нам хватило. Как это водится у бурятов на каждой горе, бурхане, было накидана куча монет, сигарет и спичек. На некоторых скалах краской написано кто здесь был, земляков мы не нашли. А на самом верху даже флаг КПРФ кто-то выставил.
Нафотографировались и дальше. Седловины перевала как таковой нет. Просто изгиб на поворот и вниз. Спуск утомил не меньше чем подъём, только мышцы устали другие. Дорога очень узкая, как писали томичи и правда как будто вырублена в скале. Спуск идёт серпантином, колея глубокая, чуть выше колена, вот и выбирай либо в колее с большими и острыми скальниками, либо по центру, рискуя слететь в колею и переломаться. Руки с тормозов не отпускаем, примерно на половине пути, делаем остановку. Вернее я догоняю Бориса, который стоит и разминает кисти. Оба согласились, что такого ещё не было, чтобы на СПУСКЕ отдыхать. В конце спуска снова маленькая то ли речка то ли ручей, видимо один из притоков Баргузина. После переправы решили попить чаю, так как до Баргузина осталось немного. Чтобы там не париться и сходу преодолеть переправу. Ага, размечтались…
После 3-4 километров по не слишком ровной дороге выехали в долину Баргузина. Перед переправой попалась табличка об урочище р. Ловоктон. И вот перед нами Баргузин. В самом узком месте было примерно метров 40 ширина, но течение очень сильное, на дне камни большого размера. Там где течение поспокойнее, ширина метров 60, но заметно глубже. Решили форсировать реку в наиболее узком месте. Там где должно быть не глубоко, но с сильным течением. Борис пошёл первым. Все три попытки делал он, я же выступал в роли оператора, декламатора и просто сачка. Первая попытка не удалась, зайдя до середины бедра с байком, Борис вернулся. Течение просто вырывало велосипед из рук и толкало в ноги. Даже мне, с берега, было видно, как ему трудно стоять на ногах. Не пройдя и 10 метров, мой напарник вернулся. Вторую попытку решили сделать в более спокойном, но глубоком месте. Как потом оказалось, мы промазали от автомобильного брода всего на 7-8 метров. На этот раз Борис взял, не велик, а рюкзак на плечи. Попытку решил попробовать с палкой, в свой рост, в руках. Прошёл примерно две трети реки и вернулся, глубина была по грудь, дальше не пошёл, ещё глубже. И опять же течение снова давало о себе знать. Вернулся, рюкзак даже в воде побывал. Третий раз просто попробовал без ничего в другом месте, неудача. Ни глубина, ни течение не пускали. Зная, что впереди нас ждала подобная переправа мы брали с собой верёвку, но… Во-первых, верёвка, купленная Борисом оказалась не 50 метров, а максимум 35. Так что на будущее, не верьте продавцам, измеряйте верёвку сразу при покупке. Во-вторых, не было возможности перейти реку хотя бы одному из нас.
Только на этом месте я чуточку понял людей, воевавших в ВОВ и форсирующих реки при обстреле. Тут в мирное-то время это оказалось очень сложно, а при обстреле тем более… На нашем берегу не было ни стоянки, ни дров толком. На том, буквально в 70 метрах от нас были и дрова, и стол и очаг. Решили встать на ночлег прямо здесь и попробовать на следующий день поискать брод или попробовать перейти с грузом по частям. Пока я ставил палатку, а ставить пришлось полностью с растяжками и так далее, уж очень сильный и порывистый ветер поднялся, Борис занялся поисками дров. К 8 часам вечера костёр уже горел, вода в котелках закипала, а мы ломали мозг- «Что делать?». Я предложил принести жертву, помолиться кому-нибудь и так далее. Борис гадал: получиться ли, перенести всё по частям, рассматривали вариант с верёвкой. Реку надо было пересекать, продуктов на возвращение не хватило бы, второй день ели сухари, вкусности к чаю заканчивались. Легли в начале полуночи. Хорошо, что оделись на ночь.

29.08.2010

Это была самая холоднющая ночь за весь поход. Стукнули заморозки. Даже одевшись, замёрзли прилично. Утро, встали в 8.30. Вся трава в округе в инее, ветер успокоился, небо над нами было чистым, но вокруг шли внушительные кучевые облака. По быстрому начали разводить костёр. Пока бегал собирать ветки-щепки, обнаружил, что маленький заливчик неподалёку от нас весь во льду.
Ну, красота красотой, а нам на тот берег надо. Не спеша, позавтракали, начали собирать вещи. Мне оставалось уложить лишь палатку, как тут… О, Боги, удача, Фортуна и так далее… Борис вскрикнул- «КамАЗ!». Вот это повезло. Хотя. Уж и жил в этой солнечной Бурятии, и общался с ними, и наведываюсь туда частенько, но ни как не привыкну к их юмору, вернее к тому с какими лицами они шутят. Маски просто, ни тени того, что это- шутка. Короче, Склифосовский. Помахав нам в ответ на наши крики и жесты, водитель с каменным лицом тронулся дальше в брод через реку. Я чуть было под колёса ему не прыгнул. Мужики, что были на грузовике, рассмеялись. Мы с Борисом принялись объяснять им, что нас нужно переправить на тот берег. Водитель дал нам на сборы 5 минут. Закинули вещи с байками на КамАЗ, 5 минут и мы уже на том берегу. Пока катились по броду, наши спасители поинтересовались, кто мы, откуда и зачем нам это вообще нужно. От них мы вновь услышали, что впереди идёт группа москвичей на байках.
Итак, здравствуй, желанный противоположный берег. Разгрузившись с машины, сердечно поблагодарили водителя и его пассажиров и принялись за байки. Снова почистили и смазали цепи и звёзды байка. Уложили рюкзаки и вперёд. Катим по долине реки Ловоктон. Справа сопки, лесом поросшие, слева долина, вся красно-рыжая. Дорога вновь вся в лужах, большинство есть возможность объехать, но иногда приходится и спешиваться. Примерно километра через 3-5 поднимаемся на перевал Ловоктон. Прямой и нудный, здесь согласен с томичами. На спуске летим вниз, не так тяжело как на Рухловском. Нас сопровождают то ли куропатки, то ли рябчики. Бегут рядом, на свист и улюлюканье- реакций нет. После спуска пересекаем ещё несколько рек, пересохших и водонаполненных. Переправа через реку Ковыли и выезжаем снова в долину с ровной дорогой. Катим на очень хороших скоростях, даже ветер в помощь. Так соскучились по скорости. Видим пару стад пасущихся лошадей. Природа вокруг красивая, воздух, ммм…
Дальше снова переправа через реку- Биранхур. Перед ней попили чаю и дальше. За Биранхуром снова катим по долине и видим первый жилой дом. Это урочище работников заповедника. Дядя Коля, так звали человека, который подъехал к нам, попросил, чтобы мы дали знать дальше в одном из посёлков о том, что у него заканчиваются продукты и его уже пора менять. Пообещали всё передать.
Впереди нас ждал Умхэйский перевал и вторая переправа через Баргузин. Ещё на привале, я читал отчёт томичей об Умхэйском перевале и решил подстроить тормоза. Это была глупость, лучше бы так ехал. Колодки уже очень сильно поистёрлись, зазор между колодкой и диском маленький, звук как у тормозов КамАза. Покрутили и тронулись. Для начала прокатили километра 3-4 по дороге с небольшими подъёмами и спусками. Дальше полезли наверх. Умхэйский перевал немного необычный, сначала забираемся вверх, километра на 2, дальше хороший спуск примерно на 1.5 километра, резкий поворот и снова очень круто вверх. Никогда не думал, что можно так много ездить на первой звезде. За три крайних дня даже на второй звезде приходилось ездить не так часто, как хотелось бы. Поднялись на перевал, тут как уже привыкли, бросили мелких денег, передохнули и вниз. Спуск с перевала являет собой хорошо укатанную гравийку с хорошим уклоном. В итоге я потерял одну из передних колодок. Вот вам и настройщик тормозов, блин. Запасных не брал, поставили колодку с заднего тормоза, отрегулировали и вперёд. Вот уж где FreeRide Forever. Серпантин заканчивается кордоном , за которым через несколько сот метров, как писали томичи, течёт Баргузин. К кордону подкатили уже почти в полной темноте, была у меня мысль проскочить без оплаты проезда, но собака егеря все планы нарушила. На её лай вышел мужик, который попросил нас пройти в дом. Сам егерь и его напарник были уж очень нетрезвые. Было так смешно слушать, как они при виде нас старались выговаривать имена-отчества друг друга. Валерий Бадмаевич взял с нас по 250 рублей за проезд через заповедник и сообщил, что через Баргузин в брод переправиться нет возможности. На наш немой вопрос предложил услуги своего напарника Алексея Алексеевича, который согласился нас переправить на тот берег на лодке, естественно за энную сумму. Уже в полной темноте мы прошли к берегу, где была надувная лодка, на которой нас и доставили на тот берег. Перевозили по одному, ещё и байк свой окунул в воду пока выгружался. Нашей целью был остров Умхэй с одноимённым курортом. Нужно было пройти по берегу метров 300 и через висячий мост попасть на остров. На курорте нас встретил дядя Герман, армянин. Попросил у нас паспорт показал наш домик и домик где можно принять радоновые ванны. Приготовили ужин, поели, приняли ванны и в люлю. Здесь вторю томичам, в настоящую кровать с матрацем, подушкой и бельём. КАЙФ!!!

30.08.2010
Проснулись утром без будильника. Как оказалось около девяти часов. Решили посвятить полдня отдыху на курорте. Для начала Борис ещё раз принял радоновую ванну.
Дальше заказали завтрак в столовой курорта, готовит жена самого смотрителя. Подали борщ, картошку с мясом, салат из огурцов и помидоров, чай. Всё это обошлось всего за 150 р. с каждого. Но при всём при этом, всё было просто невозможной вкуснотищей. И даже не потому, что соскучились по домашней пище, просто это было действительно вкусно. Побродили по местности, даже чуток повалялись в кроватях, сыграли партию в бильярд (я как всегда, игрок никудышный).
Вообще, лично у меня создалось такое ощущение, что мы попали на легендарную «землю Санникова». Спустились с гор, из холода, дикости и на тебе… Комфортные домики, хорошая погода, домашняя кухня, горячий источник.
Ещё немного побалдев в этом раю, начали собираться. В первом часу дня тронулись в путь. Прямо за висячим мостом начинается хорошая грунтовка. Наш путь плавно отворачивает от Баргузина в Баргузинскую долину. Примерно через километров 5 выезжаем в долину. Справа от нас тянется Баргузинский хребет. Красотища. Судя по карте, высота некоторых пиков под 3 км.
После посёлка Улюнхан и курорта Кучигер качество дороги значительно ухудшилось. Погода ясная, солнце припекает и дорогая, любимая «стиральная доска» под колёсами. Решили заехать в селение Алла, прикупить продуктов. Впечатления от бурятской деревни не слишком положительные. Я то опыт в таких местах имею, а вот Борису очень не понравилось. Особенно манера общения с нами местными милиционерами. Ну да ладно, всякое бывает. Катим дальше. В планах этого дня была ночёвка в Курумкане. Уже вечером наша цель была достигнута. Въехали в районный центр в сумерках, решили поискать кафешку. Уж очень поз нам хотелось. В итоге позы кушали в кафе «Солнечное». После позднего ужина решили вернуться к въёзду в посёлок. Здесь находится медитационный центр. Рядом стоит домик, видимо сторожка, там и решили переночевать.

1.09.2010
Утром глаза продрали в 8.30. Сразу начали собираться, завтракать решили в Курумкане. Позы нас манили, а за одно и нужно было поискать в посёлке магазин велозапчастей. Нашли и то и другое. Купили пару велокамер, пассатижи и надфиль. У местных поинтересовались, какова протяжённость асфальта за Курумканом? Оказалось, около 45 километров лафы нам было гарантировано. Дорога продолжает тянуться вдоль горного хребта. Всё так же стоит жара, много пыли по дороге, особенно по окончании асфальта. Рельеф более-менее ровный, хотя встречаются очень долгие тягуны. Примерно после обеда по дороге нам попалась местная достопримечательность. Так называемый Субурган. Как написано на щитах рядом со ступой, где-то здесь похоронен один из святых людей. Рядом протекает источник, который очень полезен для внутренних органов человека. Попробовали, вода как вода. Лично мне очень понравился сосновый лес, стволы которого сплошь повязаны синими лентами. Снова покидали монеток, Борис уже без напоминаний доставал мелочь, и в путь. Когда читали отчёт томичей, то район села Сухая они назвали «долиной смерти». Когда прошли этот отрезок пути, согласились полностью. Я бы ещё добавил: «Дорога вытрясенных мозгов» и «Путь плачущей попы». Чем ближе мы приближаемся к посёлку Баргузин, тем больше открывается вид на реку Баргузин. Примерно километров за десять до посёлка решили встать на ночлег. Слева целые водяные поля, озёрца и болотца, справа голые сопки, переходящие в, поросшие лесом, холмы. Несмотря на наличие такого количества воды, очень сложно к ней подобраться. Весь берег это- кочки размером по пояс плавно переходящие в болотца. В общем, чуть было ботинки я там не оставил. Да и воды толком не набрал. Вот что значит, слушать надо старших. После посиделок с чаем и печенюшками завалились спать, день был не из лёгких.

2.09.2010
Подъём, сборы и катим дальше. Завтракали уже в Баргузине. Заразная это штука- позы. Кстати, в Баргузине можно выбрать для себя путь дальнейшего следования. Либо сразу пересечь реку по мосту и дать крюк в 19 километров до Усть-Баргузина, либо катить вдоль реки до паромной переправы на Усть-Баргузин. Мы выбрали второй вариант. И дорога качеством по лучше, как местные сказали, и катить по километражу меньше. Погода радовала солнцем и ветерком, Баргузин здесь выглядит как крупная полноводная река. Совсем не то, что было на первой переправе. Течение спокойное, видно, что довольно глубоко.
Примерно в четвёртом часу дня выкатили в долину дельты Баргузина. Здесь вдалеке показался Байкал. Радости- полные штаны. Подъехали к переправе. Нужно было подождать пока паром заполнится машинами на той стороне и будет доставлен на наш берег маленьким буксиром. Денег с пассажиров за перевозку не берут, оплачивают только автомобилисты. Пока ждали отправки, вместе с нами на пароме собралось ещё несколько велосипедистов. В основном, это грибники и ягодники. В посёлке попили чаю, с позами. Катим дальше. Природа сменилась большим количеством леса, закончились эти сопки и степь. Всё таки как хороша наша сибирская тайга. Дорога начала чередоваться грунт с асфальтом. Примерно минут через 30 после Усть-Баргузина залезли на небольшой перевальчик, километра в 3 длинной. Сверху открылся вид на одно из озёр, которые тянутся вдоль Байкала. Я то с радости разорался, решил, что это уже любимый дедушка Байкал. Не тут то было, ошибся. Дорога и скорость подвели к тому, что решили ночёвку делать в Максимихе. На берегу Байкала. Сказано- сделано. Пролетели Максимиху, и на одной из свороток выкатили на берег жемчужины мира. Вечер на Байкале- это незабываемо. Чистое небо, ветра нет, на воде почти полный штиль, песок. Эх, красота и праздник для души. Заехали в магазин, немного решили себя побаловать ужином с лишностями. Как оказываюсь на берегах этого озера, всегда спокойствие полное и ещё большое уважение к Байкалу. Местные очень чтят «дедушку», существует много легенд и историй о ветрах озера, его хозяине и местах. Братья Баргузин и Култук, что играют в омулёвую бочку, их сестра- злодейка Сармат, дворец Байкала на дне, куда хозяин озера забирает утопленников. Всего и не перечесть. В общем, просидели на берегу с чаем до полуночи.

3.09.2010
Встали в 7 утра. Выспались оба на отлично. Видимо всё-таки энергетика здесь супермощная. Завтрак, сборы и вперёд. Правда, перед выездом на трассу снова смазали цепи, ну уж совсем было жалко слушать их скриповые стоны. Дорога продолжает свой путь вдоль побережья Байкала. Первую половину дня катим почти всё время в тени. Слева озеро, справа невысокий хребет, заросший лесом. Прохладно телу и хорошо душе. Покрытие грунт, очень хорошо укатан. Хотя после обеда качество дороги ухудшается. Дорогу видимо готовят к ремонту, отсыпают крупным гравием. Да ещё и солнце выходит на нашу сторону, жарко.
Перед Горячинском начинается отличный асфальт. Заехали в Горячинск, посёлок является, по сути, маленьким курортом. Всюду висят объявления о сдаче помещений в аренду. Ведутся постройки небольших коттеджей и пансионатов для отдыхающих. Всё дело в радоновом источнике, что есть в посёлке. Источник лечит в основном кожные заболевания, при чём считается для наилучшего эффекта после курса лечения нельзя простывать в течении года. Такая вот интересная связь. Перекусили, отзвонились родным и катим дальше. Через 7 километров за Горячинском следует посёлок Турка. Здесь я был поражён. Дело в том, что я был здесь крайний раз лет 8 назад. Маленький посёлок, скорее рыбацкая деревня. Толком никакой обжитости, хоть и стоит на трассе. Люди, в основном живут рыбой. А тут такое!!! Оказывается, Турка вошла в комплекс « особой экономической зоны туристско-рекриационного типа «Байкальская гавань» ». В общем, на берегу Байкала ведётся строительство комплекса, где будут: гостиницы, горнолыжный комплекс - лучше альпийских, базы отдыха, стадион, и ещё куча всего. Дорогу сюда конечно сделали - просто кайф для велосипедистов. Шоссеры так, наверное, вообще тут вкручивали бы, аки птицы. Хотя есть маленькая проблемка, ветер. Дорога идёт всё время вдоль побережья и ветер с озера не даёт катить на скоростях, что хотелось бы. По такой прелести докатили до Гремячинска. Маленький посёлок на берегу Байкала, место, где трасса отворачивает от Байкала в сторону материка. Место, где мы решили подосвиданькаться с этим чудесным озером. Заехали в магазинчик, прикупили вкусностей и на берег. Снова палатка, костёр, ужин, ещё долго просидели на берегу. Борис даже окунулся перед сном, хотя вода далеко не тёплая. Но как было сказано: «…побывать здесь и не окунуться?».
В тот вечер было как-то особенно…грустно, что ли. Снова это ощущения финиша, окончания пути. Хоть и оставалось ещё около 150 км, но всё же. В спорте, если финиш- это радость, победа, то здесь… Поймёт только тот, кто ходил в поход.

4.09.2010
Утро оказалось не сильно холодным. Встали в восемь утра. Собрались и вперёд, завтракали в закусочной Гремячинска. Дальше тронулись в сторону Улан-Удэ. Накануне вечером я отзвонился своим родственникам в Турунтаево,о том, что завтра мы прибудем к ним в гости. До Турунтаево нужно было пройти 90 с небольшим километров. Годом раннее я уже проходил этот отрезок дороги. Почти везде это был относительно ровный, покрытый асфальтом тракт. Преодолевал я его за 4, с небольшим, часа. Моим планам не суждено было сбыться. Асфальтовая лафа была лишь только половину пути, это примерно до Гурулёво. А вот потом началось… Жарища неимоверная, машины, поднимающие клубы пыли, под колёсами снова «стиральная доска». Дважды пили чай, на Хаиме и в Кике. Кстати, Хаимский перевал срезали. Так что почти весь путь теперь от Гремячинска и до Турунтаево ровный в плане плоскостей. Перед Батурино попили воды из «глазного» ручья. Здесь вода с высоким содержанием серебра. Родня моя рассказывала, что сколько бы ручей не засыпали, дорога прямо по нему проходит, он всё равно пробивается из под земли. Проехали Батуринский женский монастырь, постоянно дорога прерывается большими кусками грунтовки. Здесь, проезжающим путникам, всегда предоставят домик для ночлега с кроватями, печкой и чайником. И вот наконец-то после небольшого подъёма перед нами открылся вид на мою историческую родину. Турунтаево. Ура!!! Нас ждала баня, наивкуснейший ужин и ОТДЫХ. Родня встретила нас очень приветливо, впрочем как и всегда. За что им большое СПАСИБО. Тётя Нина и дядя Коля- вы лучшие, спасибо ВАМ огромное. В Турунтаево сделали большую остановку. Четвёртого сентября въехали в село, и только шестого утром тронулись на Улан-Удэ.

6.09.2010
После суток, проведённых у родни, мы отдохнувшие, выспавшиеся и полные сил, тронулись в путь. Ещё раз поблагодарили дядюшку с тётушкой и в путь
. Оставался небольшой кусочек в 50, с небольшим, километров. Но кусочек этот напряг под конец пути не по-детски. Почти сразу по выезду из села начинается хребет Улан-Баргусы. Он отделяет Прибайкальский район от Улан-Удэ. В народе перевал, что мы проезжали называют «Пыхта» или «Пыхти». Попыхтеть пришлось не слабо. Погода в день нашего отъезда из Турунтаево начала портиться. Дождь мелкий накрапывал и ветер холодный. Так что, сначала взмокли, пока залезли на перевал, потом грели руки на спуске. Борис чуть с дороги не слетел в кювет. Снова делали остановку на спуске, для отдыха. Перед въездом в город нам снова попался щит, с напоминаем о «Байкальской гавани». А ещё через десяток с лишим километров заветная табличка и надпись «УЛАН-УДЭ». Всё. Финиш. Проехали ещё километров пять, район Верхней Берёзовки и мы в городе. Ну, на этом, как говорится: «Баста, карапузики». Наш поход подошёл к логическому концу. Хотя для Бориса, да и меня частично, приключения не закончились……

P.S. Таблица пройденного километража, максимальной и средней скорости, и дней в пути.


Дни Пройдено (в км.)Время в путиСредняя скоростьМаксимальная скорость
23.08.2010 г.
Северобайкальск – 1 ночёвка90.9 км5 часов 18 минут17.1 км/ч52.4 км/ч
24.08.2010 г.
1 ночёвка – Новый Уоян102.9 км6 часов 42 минуты15.3 км/ч36.1 км/ч
25.08.2010 г.
Новый Уоян – р. Срамная 85.3 км5 часов 51 минута13 км/ч32 км/ч
26.08.2010 г.
р. Срамная – приток р. Светлой40.38 км-----------6.8 км/ч16.4 км/ч
27.08.2010 г.
пр. р. Светлой – Джиргинский заповедник39.4 км5 часов 15 минут7.4 км/ч24.5 км/ч
28.08.2010 г.
Джиргинский заповедник – 1 переправа через Баргузин14.9 км1 час 58 минут7.8 км/ч 25 км/ч
29.08.2010 г.
1 перепр. Через Баргузин - Умхэй63.9 км6 часов 5 минут10.5 км/ч30.2 км/ч
30.08.2010 г.
Умхэй - Курумкан102.8 км6 часов 19 минут16.2 км/ч31.6 км/ч
1.09.2010 г.
Курумкан – ночёвка перед п. Баргузином91.2 км5 часов 7 минут15.3 км/ч32.5 км/ч
2.09.2010 г.
ноч. перед п. Баргузин - Максимиха98.7 км6 часов 56 минут14.2 км/ч46.2 км/ч
3.09.2010 г. Максимиха – Гремячинск 98 км5 часов 44 минуты17 км/ч37.7 км/ч
4.09.2010 г. Гремячинск - Турунтаево89.6 км5 часов 37 минут15.9 км/ч42 км/ч
6.09.2010 г. Турунтаево – Улан-Удэ 69 км4 часа 55 минут14 км/ч51.3 км/ч
ИТОГО: 13 ходовых дней986.98 км
















Комментарии
Guest20.07.12, 08:07
На байкал! 
перед поездкой на байкал (северобайкальск горячие источники) было приятно освежить в памяти дорогу ощущения вспомнить о разных мелочах спасибо всё прочитала с интересом от корки до корки с картой в руках как проехала ещё раз по этим местам клёво!!! снова в теме
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Россия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 4 к.сл.
Опубликовал Артемий Добрынин