Оз.Светлое - оз.Мраморное - пер.Птица - оз.Художников - Девичьи озёра - Стрелка - оз.Чёрное - пер.НКТ - пер.Сказка - пер.Спящий Саян - Тормозаковский мост

Из Новосибирка до Абакана поездом. Из Абакана до места старта на автобусе Абакан-Кызыл. Просить водителя остановить на Тармазаковском мосту (был такой шофер- Тармазаков).

19.07.04 День 1.

11:30
А носки Саша оставила дома …
Вышли на р. Тушканчике, перепаковались, переоделись. Встретили земляков – на выходе, одарились картой 1:500. Нам посоветовали идти через пер. Птица. Пошли по лесной крутой тропе вдоль Тушканчика.

14:30 На болоте нас застал дождь и комары. Пережидаем под кедрами вместе с томскими туристами.

16:50 Встали на ночевку на озере Светлое. Мокро. Народа много, бегают дети, играют в ориентирование и казаков.

20:00 Поужинали «кондерчиком». Крики кругом – люди веселятся. Надо отсюда сваливать. Но оз. Светлое – красивое. Наверное, сюда легко ездить из Абакана на выходные.

20.07.04 День 2.
(пишет Саша)

06:00 Проснулись от холода. ЗРЯ НЕ ВЗЯЛИ ВТОРОЙ СПАЛЬНИК. Ночью от озера идет холод. Тучи разошлись, но вылезать не захотелось. Побатонившись еще какое-то время, вышли на тропу к руч. Медвежьему. Лагерь собирать не стали, оставив следы нашего «присутствия». Тропа на водопад Мраморный сначала поднялась вверх, а потом круто пошла вниз. До водопада идти довольно долго, однообразие утомляет. На водопаде Саша искупалась. На оз. Мраморное встретили вчерашних Томичей. Толя сбегал на скалу, сфотографировал оз. Горных Духов.

15:00 Пошли на пер. Птица. Здесь видно всю округу. Надо было вчера вставать на Мраморном и здесь переваливать (прим. Толи: дров там нет). Общаемся с туриками из Абакана. Они тоже хотели через Птицу перейти на оз. Горных Духов, но забрали левее и вышли к Мраморному.

21.07.04 День3.

(пишет Толя)

Как встали, так и встали, проигнорировали будильник. Погода хорошая - так и простояла до вечера, несмотря на тучки. Закорячились на Птицу по хребтам. Оттуда – вид на Параболу и оз. Горных Духов. Попробовали там же и спустится – с верхушки. Очень круто ? (потом я прочитал, что там 5-й маршрут скальный), пришлось вернуться. Тут подошли МЧС, у которых там тренировки, подсказал дорогу и помог рюкзак спустить.
К оз. Горных Духов вниз шли примерно 2 часа. Пошли по левой тропе (развилка там – перед озером). Купались. Вода прозрачная, очень холодная. Бездна – сразу у берега. Нашли пахучую траву – типа лимона. Спустились по водопаду к оз. Художников. Много стоянок, людей, мусора. Хотели встать пониже – на Малахитовой ванне, но сосед отговорил. На озере мошки мелкие, кусают, но не ночью. Спать.

22.07.04 День 4.

(пишет Саша)

13:00 Пошли в радиалку на оз. Цветные (Девичьи глаза). Тропа идет вверх по водопаду ч/з оз. Горных Духов. Потом морена. Здесь тропки разбегаются: одна – наверх, на скально зеркало, другая – вниз, на морену. Полезли по второй, здесь попалось несколько ягод черники. Вначале были туры, но потом мы их потеряли и стали сами искать путь. Шли справа. Уперлись в большие сераки, не смогли их преодолеть. Через 1,5 часа дошли до озер, где перекусили, искупались и постирались. Было желание перелезть по морене по противоположному берегу и посмотреть что там. Но и обнаружилось потом там два озера (что и предполагалось). Но при ближайшем рассмотрении стало понятно, что ходу туда – часа полтора.
Назад пошли по помеченной турами тропе, по морене. Тропа увела нас в тайгу. Тропа четко просматривалась до большой стоянки, а потом круто забирала вправо, к оз. Теплому. Пошли вниз по безымянному ручью. На карте здесь тропа – по правому берегу. Тропу быстро потеряли и пошли напрямик через лес и валенные деревья, по мху. Ниже ручей распался на несколько рукавов. Здесь довольно круто. Пишлось переходить по скользким плитам, напоминающим водопадные. Затем тропа пошла круто вниз и вышла на тропу к Стрелке. По ней поднялись на стоянку на оз. Художников.
Рядом с нами стояла троица, которую видели еще на Мраморном. Они вернулись затемно. Как оказалось, шли так же , как мы.
Вывод: переваливать лучше через Птицу, а не через Пикантный, как сначала планировалось.
P.S. Стоянка на оз. Художников теплая

23.07.04 День 5.
(пишет Саша)

Туча, которая копилась на пиках еще вечером, с утра сошла в долину. Под моросящим дождиком дошли до Стрелки. Решили сегодня не идти на оз.Черное, т.к. на вершинах снова начали скапливаться тучи. Здесь большая стоянка, точнее, даже две (одну прошли чуть выше). Сфотографировали прикормленного туристами бурундучка. Он по-хозяйски обследовал стоянку и уже успел набить чем-то щеки. Накрапывает дождь. К вечеру тучи разошлись. Ясное небо, краски Рериховские, но дрова сырые.

(пишет Толя)

Около 18 ч. пришла группа молодых людей с Цветных озер. Мокрые насквозь, замершие. У девушки нога в крови – разодрала о скользкие камни, но идет без проблем. От мед.помощи отказались – пошли дальше к себе в лагерь.

24.07.04 День 6.

(пишет Саша)

10:30 Вышли на тропу к оз. Черному. Она видна на левом берегу Тайгишонка, отмечена майкой на кусте (внимание, 2004 год). Сначала шли по тайге наверх. Около большой стоянки тропа раздваивается: одна – по морене, прямо к оз. Черному, другая – направо, к оз. Восьмерка. Пошли по ручью, по морене, через тайгу. Дошли до морены, набирая высоту. Дошли до конца морены, услышали недовольное рычание и встретили парочку любопытных хорьков (прим. соболей).
Находимся напротив горы Черная. Отсюда оз. Черное не видно – оно выше. Перевалили еще одну сопку по альпийским лугам и вышли к безымянному озеру, отмеченному на карте. Здесь поставили палатку.
Собирается гроза, грохочет за соседними хребтами. Гроза прошла в 1-2 км от стоянки.
Приютили Сашу из Красноярска, он говорит, на Черном тоже кто-то стоит. Да, народу здесь немало.
К вечеру распогодилось. Сходили к Восьмерке, встретили пищух. Здесь нет стоянки, хорошо, что встали на безымянном озере. Встретили обалденный закат. Завтра планируем радиалку через Межозерный на водопады Грация и Богатырь.

25.07.04 День 7.

(пишет Саша)

Никуда не пошли. Дождь. Спать здесь очень холодно. Палатка гнется от ветра. Не сломались бы дуги.

(пишет Толя)

Палатку клало на землю ветром. Она устояла, китайская, только потому, что была маленькая и имела форму сферы – обтекаемая, да и растянута всеми веревками. Я сидел пол-ночи и держали дуги руками. Лило, как из ведра.
Красноярец Саша забился в спальнике под огромный камень и там провел ночь.
Утром обнаружили озерцо прямо перед входом в палатку – осталось 5 см.

26.07.04 День 8.

(пишет Саша)

13:00 Распогодилось. Быстро нашли тропу на пер. НКТ. Тропа отмечена турами. По морене спустились вниз и сразу стали забирать влево на пер. Сказка. Здесь доже хорошо утоптанная тропка рядом со скальными зеркалами. После перевала тропу потеряли.По болотистой местности поднялись на холм и перевалили его. Спустились в лес. Тропы разбегаются. Спустились сильно вниз по ручью. Вовремя поняли, что это – тропа на Кебеж. Пошли без тропы вверх. Вышли на морену под «головой» Спящего Саяна и увидели озеро. Пошли по азимуту, без тропы, и вышли, наконец, к озеру Лазурному. Здесь укромная, теплая, солнечная стоянка. Не зря шли. Пищухи и здесь.

27.07.04

Дневка. Какое здесь, все-таки, прекрасное место. Озеро чистейшее, правда, вода ледяная. Вчера наблюдали многоцветный закат.
По морене поднялись к перевалу, который расположен чуть правее головы Саяна. Отсюда видно оз. Лазурное, а также еще одно – с большой стоянкой. Пошли по гребню разведать тропу (на карте обозначена еще одна тропка через «никакой» перевал). Встретили семейную группу энтузиастов из новосибирского Академгородка. Дорога через «никакой» перевал труднее. Здесь надо ломиться по лесу практически без тропы, а потом – все равно морена.

28.07.04

(пишет Толя)

Спуск к автомобильной трассе. До Абакана нас подвез парень из Тувы – никто иной, как директор МТС в Кызыле. Спасибо ему большое.
Далее поездом Абакан-Новосибирск.

Выводы. Ергаки сказочно красивы, но в июле-августе начале перенаселены туристами. Заброска легкая, недорогая.
Снаряжение требуется обычное для горного похода низкой категории. Веревка не нужна, достаточно репшнура 20 м. Обувь люди носят кто какую. Были и в кроссовках, были и в резиновых сапогах. В треккинговых ботинках мы чувствовали себя превосходно. Карта, компас – обязательно, аптечка. Раскладку я делал 700-граммовую, летний вариант. С едой вышло все превосходно: не голодали, доели последние сухари и колбаску на выходе. В горах и тайге полно трав, можно рассчитывать на чаи.
Очень хочется попасть туда по осени.