Сплав по реке Тура от г.Верхотурье до с.Меркушино. Протяженность маршрута 70 км на два ходовых дня.
Верхотурье - Красногорское - Усть-Салда - Меркушино

Сплав с одиннадцатимесячным ребенком.

Теория.
Маршрут: Верхотурье - Меркушино. Протяженность по воде 70 км. При большой воде можно с легкостью пройти на 2 ходовых дня (перед нами группа прошла за 12 ходовых часов). Сплавляемся на катамаране 8 мест и байдарка Таймень-3. В общей сложности 10 человек (вместе с детьми).

Реальность:
От Верхотурья получилось выплыть только восьмерым из начальной команды, оставшиеся два человека к нам присоединились на первой стоянке. Погода испортила планы и мы смогли пройти только 44 км из намеченных 70, но в Меркушино мы конечно же попали, но не по воде как хотелось, а на машине, как делали это раньше.
А теперь обо всем по порядку.

Так уж получилось, что от дома до Верхотурья нам предстояло отмотать 400 км. Дорога знакомая и не раз уже езженая, но в этот раз мы были особенно тихоходны, так как ехали с прицепом. Чтоб не терять драгоценное время от дома выехали в 5 утра. По пути несколько раз нам приходилось останавливаться, то комаров покормить, то бутылочку помыть, то просто пофоткаться.   На место спуска на воду, мы прибыли в начале двенадцатого часа.
  Перекусив на скорую руку, народ побрел осматривать местные достопримечательности, а я остался собирать то, на чем нам предстояло плыть следующие два дня. Так как время было все же ограничено, и за сегодняшний день еще предполагалось пройти порядка 10-12 км, то достопримечательности было выбрано всего две, те, что были ближе всего к тому месту где мы встали, это Крестовоздвиженский собор, с его прилегающими постройками и Верхотурский кремль.
                                                   Крестовоздвиженский собор                                  Вид с кремля

Пока одна часть нашей команды любовалась местными красотами и дышала непривычным для неё чистым воздухом, другая часть - тоже дышала чистым воздухом и попутно изображала бурную деятельность :)

в 15 часов катамаран с байдаркой были спущены на воду, проверено, что каких-либо значительных течей лодка не дает и можно преступать по погрузке немалого скарба.

18-20 машины отогнаны на стоянку, вещи все уложены, все мы отчаливаем.
Фото на старте.

По пути осматриваем то, что не успели посмотреть с берега, позируем для местных зевак, которые успевают нас фоткать на телефоны, короче кайф. Ура! Мы плывем!

Первый день сплава я в расчет не беру. Основная цель была отойти от города и встать на ночлег. Место стоянки было выбрано заранее, неизвестен был только километраж по воде до этого места. В результате получилось, что мы прошли за первый день 11 800 метров. По времени это заняло всего 1 час 10 минут.
Небольшое отступление. Да, в этот день мы могли бы пройти больше, увеличив тем самым общий километраж нашего похода, но на то, чтобы встать именно здесь, была еще одна причина... Исходя из своего опыта, хочу сказать, что самое сложное в подобных походах, это не заброска, не расчет маршрутов с возможностью аварийного схода с маршрута, и не покупка какого-либо снаряжение. Самое сложное это набрать команду. Так получилось, что в этом году, самому младшему ребенку еще не было года, а старшему уже 16. В байдарку, даже тройку, мы уже не помещаемся, да и сложно в байдарке с таким маленьким ребенком, В неё коляску не поставишь. А с восьмиместным катамараном вдвоем со старшей дочерью мне не управиться. Мама же наша постоянно привязана к малышу, и за весло может взяться только когда он спит, а это получается не очень часто и рассчитывать на это не приходится. Долгими зимними вечерам, сидя у нас в гостях и листая фотокниги из походов, 9 человек из 10 говорят "Вау! Классно, а чё нас не позвали? У нас палатка есть, мы тоже хотим!"... И так, набор команды. Как это обычно происходит. Маршрут рассчитан, с заброской, стоянкой машин уже вопрос решен, просчитаны возможности досрочного схода с маршрута, снаряжение готово короче от остальных только требуется взять кружку с ложкой и спальник, и как-то себя доставить на место старта и тут начинается... О, нет, щас ночью холодно, всего 14 градусов обещают, мы замерзнем..... Не-е! Днем жара под 30, а я плохо жару переношу, да еще на воде... Что? Тайга? Там наверное медведи? Нет? Ну комары размером с собаку там точно есть, сама видела, нас закусают насмерть... В этот раз получилось все то же самое, сразу согласились только два моих друга, но у обоих были проблемы на работе и выехать как мы в 5 утра они не смогли, по этому мы должны были с ними встретиться на первой стоянке. Почему именно в этом месте? Да по тому, что рядом с городом, 100% проезд на легковушке до самой воды и это место оба могли найти без навигатора в любой темноте. И так, первая стоянка и наша команда доукомплектована.
Устье р.Черная

Вот это место со стороны реки. В Туру впадает река Чёрная. Цвет воды отличается, к сожалению, фотоаппарат не может передать так, как это видно глазами. По температуре воды разница тоже очень заметна.

Наверное многие сейчас подумали, ну вот, туристы, не успели приехать и сразу за пиво... Вас сейчас разочарую, но это не пиво. Это вода как раз из той самой реки Чёрная, вопросов по названию наверное ни у кого не остается. На самом деле рыбаки, приезжая на это место, пьют воду именно из этой реки, а не из Туры, говорят вкусная. Мы как-то не рискнули. Ну, а дальше все как обычно, знакомство, ужин и баиньки. Завтра полноценный ходовой день, команда вся в сборе.
  Ах, да. Забыл рассказать про комаров, что типа тайга, комаров там тучи и размером они с маленькую собаку. Спешу всех успокоить, все это правда :) только собачки очень-очень маленькие. Как только ты выходишь на берег, первое, что приходит в голову: Понятно теперь почему тут ни кого нет, хотя место для стоянки просто шикарное. Нас щас тоже тут сожрут и не спасут ни какие модные БиоСтоповские костюмы. Ну во всяком случае, у меня были именно такие мысли. Ну думаю, ладно, попробуем мелкого спрятать в палатке, если окончательно вынесет мозг, то вариант досрочного схода с маршрута, можно будет использовать прямо сегодня, благо от города отошли не далеко. Потом ставится лагерь, разжигается костер, поджигаются спирали от комаров по периметру лагеря... И проходит 20-30 минут и комары исчезают. Ну не то, что бы их нет совсем, но мелкий спокойно гуляет или спит в коляске под сеткой, а взрослые... ну вы сами видите на фотках.
Первый день сплава.

В 7 утра сработал маленький плачущий будильник. К 7-40 все уже выползли из палаток, приготовили завтрак, делились впечатлениями. Кто-то рассказывал про вчерашние храмы и монастыри , кто-то о том как стойко защищал ночью палатку от нашествия медведей, изо всех сих хлопая ресницами, чтоб они разбежались, а наш будильничек, наевшись, уже снова тихо посапывал в своей коляске. Торопиться особо было некуда, мы неспешно позавтракали, дождались когда поднимется солнце и просушит наши палатки от выпавшей росы. Роса это хорошо, значит сегодня дождя не будет.

В 9 часов, мы уже были на воде.
Вид на катамаран с байдарки
Вот так выгладит катамаран со стороны байдарки :)

Вода в Туре хоть и "большая", но по берегам довольно часто попадают галечные пляжи, на которых мы делаем остановку, дабы размять ноги и желающие меняются местами, чтоб попробовать помахать веслами в байдарке.
Ни когда так не делайте

Когда грести надоедало, опускали в воду мотор...
...шутка.. Обычно он сам опускался, а нам приходилось его вытаскивать :)

В этот поход мы, как обычно, брали с собой питьевую воду. Но брали в небольшом количестве в расчете на то, что в реку впадает большое количество маленьких речушек и родников. Я думал, что с питьевой водой проблем не должно было быть. Но воду мы смогли набрать только в с. Красногорское, поднявшись в деревню и разведав у местных, где у них самый вкусный колодец. Во впадающих речках, то вода текла из болот, то набрать было сложно в бутылки, то родник замечали слишком поздно и возвращаться против течения было лень. Набрав в деревне воды, мы остановились на обед на следующим же галечном пляже.

Прелести такого места стоянки: чисто (в смысле нет земли, соответственно и грязи нет), нет комаров, следов присутствия человека тоже нет.
Недостатки: далеко топать за дровами. Те, что можно найти на такой косе это старые топляки, почти не горят. Ну и ставить палатки на Туре в таком месте я бы не рискнул. В любой момент может оказаться, то что ты считал "Большой водой" на самом деле не "Самая большая вода". И выгребать ночью из собственной палатки нет ни какого желания. Хотя, я слышал, по рассказам. Бывают отважные люди, разбиваю палатки на таких местах... потом просто покупают весь инвентарь заново.

После обеда, сменив гребцов на байдарке выдвигаемся дальше.
Смена экипажа на байдарке
Погода же в свою очередь, говорит нам свое фи-и. Мы надеваем на детей шапки и начинаем искать место для стоянки на ночь. Уверенность в том, что завтра мы доберемся до Меркушино по воде исчезает с каждым часом. Вообще после Красной горы река начинает сильно петлять и в следствии этого по берегам намыло много галечных пляжей. Некоторые из них можно использовать для стоянки без опаски быть затопленным. Высота берега больше полутора метров. Но нам они попадаются как-то не вовремя. Еще слишком рано вставать на ночлег. Да солнышка уже нет, но и дождя еще нет. Вполне можно плыть дальше. А тем кто на веслах, даже немного жарко.
  После 18 часов становится ясно, что завтра мы уже ни куда не плывем, интернет нам говорит, что все обещанные дожди с послезавтра переносятся на завтра, а плыть под дождем желающих не нашлось. Большинством голосов принято решения, что мы сворачиваемся и нужно искать такую стоянку, где бы мы могли хоть как-то натянуть тент чтоб спрятаться от дождя. Кроме того это должно быть такое место, чтоб до него можно было доехать на наших машинах для погрузки. Как Вы уже догадались, все галечные пляжи давно закончились и пошли крутые берега, высотой под 3-4 метра или такие места, к которым нет не то чтобы дороги, а там даже гипотетически подъезда нет, ну во всяком случае на нашем транспорте (даже если спилить 3-4 дерева, вот тут подсыпать, тут подложить, то, что вон там спилили, то потом мы всё равно завязнем вон в том болоте).
  К половине восьмого мы находим, как нам казалось, хорошее... ну ладно, нормальное место... Да крутой берег, да придется тагать катамаран по крутому склону на 4 метра, да тут нет дров и полно коровьих лепешек, но зато все утоптано коровами и нет высокой травы, и мы можем доехать даже на Авио прямо до берега. И еще тут работает сотовая связь и можно вызвать машину. Ставим лагерь, идем за дровами, созваниваемся с машиной, договариваемся на завтра во сколько нас забрать.

На этом можно считать нашу водную часть маршрута законченной, можно сушиться разбирать катамаран и просто отдыхать.

На следующий день за нами приехало такси, которое наших водителей увезло за машинами, потом были сборы под дождем, обед под тентом ну и конечная точка нашего маршрута с. Меркушино.

Все промокли пока грузились, кто-то больше, кто-то меньше, кто-то смог потом переодеться, но ни кто не пожалел о том, что потом поехали дальше. Там действительно есть на что посмотреть. Кто-то ехал в первый раз, кто-то нет. Мы ехали поздороваться с батюшкой, который крестил когда-то мелкого. Он даже нас вспомнил и сам к нам подошел. Потом был еще сероводородный источник и Рогозинский водопад, но это уже к нашему сплаву отношения не имеет.
На заключительную экскурсию по Верхотурью у народа сил уже не хватило. Их понять можно. Время уже 20 часов, а впереди еще 400 км пути домой, погода тоже не ахти быстро ехать не получится, да и во время дождя водителя обычно клонит в сон. Ну мы и не настаивали. Попрощались на заправке и разъехались. Они поехали домой, а мы же поехали в устье Актая. Я не знаю чем меня каждый раз манит к себе это место. Для кого-то это просто слияние двух рек, для меня это место где отдыхает душа. На минуту забыть о городской суете, о проблемах, о долгой дороге домой, просто остановиться на минуту и вдохнуть полной грудью этот чистый таёжный воздух. Этого вздоха мне хватит на пол года и весной, я снова поеду в Верхотурье. Не знаю пока когда, не знаю с кем, возможно даже вообще без катамарана и без байдарки, но я точно знаю, что поеду, как ездил раньше эти 5-10-25 лет назад.