Эпилог

У многих наших знакомых в головах сидит стереотип, что если ехать отдыхать на природу или на море, то как минимум на неделю-другую. С этим можно согласиться, но это не повод чтобы проводить свои выходные в пыльном городе, обыденно и скучно. Мы с семьей совсем недавно сменили место жительства и переехали жить на Кубань, но уже успели открыть для себя так много чудесных мест в Краснодарском крае, где и за один-два дня можно получить могучий заряд бодрости и впечатлений – именно такие приключения выходного дня и будут описаны ниже. Возможно, кому-то захочется повторить наши «подвиги» и самим увидеть все прелести и красоты замечательных мест. Что ж, в добрый путь - тем более что ехать далеко не надо... По моему, трудно себе представить что может приятнее счастливых каникул с любимыми людьми где-нибудь на дикой природе, но невдалеке от благ цивилизации.
ПУТЕШЕСТВИЕ 1

Итак, миссия на ближайшие выходные: посадить всю семью в одну машину, взять дров, углей и еды и выбраться куда-то подальше на природу. Куда именно? Примерно в то место, где меньше людей и машин, и желательно поближе к живописным берегам теплого Черного моря. За семейным советом рождается направление - Малый и Большой Утриш, заповедные места между Анапой и Новороссийском.

Маршрут: Краснодар –Абрау-Дюрсо - Лиманчик – Малый Утриш- Большой Утриш – Благовещенская - Краснодар
Экипаж: я (стаж вождения с 1996 г.), супруга Татьяна, дочка Вероника 3,5 лет и сын Александр 8 лет.
Средство передвижения - вседорожник от Nissan, модель Pathfinder LE (2,5TD AT) 2008 года рождения. Считаю что нам повезло – в нашем распоряжении «танкомобиль», который изначально задумывался как универсальное транспортное средство для активных семей, предпочитающих не просто активный образ жизни, а самые настоящие приключения. И хотя на внешность Pathfinder истинно мужской автомобиль – миниатюрная Татьяна с параметрами «дюймовочки» уверенно им управляет когда это необходимо.

День первый. Выезжаем рано утром, с ощущением, что впереди много интересного и неизведанного. Планы на два выходных дня обширные, надеемся все получиться. У нас с собой карта Краснодарского края, атлас автомобильных дорог, да еще рассказы «бывалых» - наших знакомых и друзей.

Первым пунктом пребывания мы выбираем поселок Абрау-Дюрсо. Знаменит он несколькими достопримечательностями, из которых наиболее известные это самое популярное озеро в Краснодарском крае, и одноименное винодельческое предприятие с музеем вин и дегустационным залом.

Этап 1 Краснодар–Абрау-Дюрсо: путь лежит через Новороссийск, после поселка Цемдолина за постом ГИБДД правый поворот (указатель на Абрау-Дюрсо), через 10-15 км после станицы Глебовская еще раз направо снова по указателю. Трасса: асфальт хорошего или нормального качества, немного серпантина между Цемдолиной и Абрау-Дюрсо. Здесь есть где получить удовольствие от скорости - тем более, что на большом и высоком автомобиле динамика воспринимается острее, чем на обычном седане.

Увиденное нами в пункте назначения запомнилось вот такое картиной: вода в Абрау по цвету зелено-голубая всех возможных оттенков. Особой прозрачности нет, глубин не видно, хотя в переводе с древнеиранского название озера звучит как "вода, прозрачная как небо". Зеркальная гладь окружена невысокими хребтами, покрытыми кленами, дубами и кустарником. Обстановка живописная, царит умиротворение и спокойствие.
Паруемся у базарчика на берегу, здесь-же магазины и кафе, винзавод и лодочная станция. Благоустроенная набережная короткая, но для прогулки в свое удовольствие ее вполне хватает. Если море надоело – можно остановиться в окрестностях Абрау-Дюрсо, в палатке в лесу или в гостинице в поселке, купаться и загорать. У нас такой цели нет, поэтому насладившись видами и отведав шашлыка, двигаемся дальше.
Прямо из Абрау-Дюрсо едем к Лиманчику, любуясь видами озера Абрау и всей долины с высоты птичьего полета.

Этап 2 поселок Абрау-Дюрсо – Лиманчик: пересекаем весь поселок, и дорога уводит нас влево и в гору. Расстояние приблизительно 4 -5 км, за поселком асфальт переходит в разбитую грунтовку с серпантином и крутыми спусками. На легковом автомобиле я бы сюда не поехал, Pathfinder справляется с задачей безупречно. Хорошо показала себя система HDC (она создана автоматически подтормаживать колеса во избежание их блокировки).
Мы наслышаны о Лиманчике как о живописном месте на берегу моря, удивительной загадке и памятнике природы: вода в Лиманчике - пресная, и это несмотря на то, что между озерком и морем тонкая каменная коса. Лиманчик окружен лесом, вода тихая и спокойная, ивы и озерная трава. От души купаемся, дети собирают ракушки на каменистом пляже, и едем дальше.
На обратном пути буксируем ВАЗовскую «шестерку» местного джигита – коробка передач у «жигуленка» не выдержала нагрузки от горных трасс. На включенной пониженной передаче (режим 4LO) вытащили «ветерана российского автопрома» в гору: наша машина на ровном газу уверенно карабкалась по склону, словно паук по стенке, и это несмотря на шоссейную резину

Этап 3 Лиманчик – малый Утриш: Дорога между Абрау-Дюрсо и Лиманчиком одна- не доезжая до Абрау-Дюрсо поворачиваем налево на поселок Новая Озереевка. До поселка Новая Озереевка по асфальтовой дороге, дальше по ухабистой и каменистой грунтовке. Проходимость: автомобили с высоким клиренсом идут без проблем, на «легковушках» особо отчаянные граждане. В голове мысли - люди придумали внедорожники, чтобы не строить дороги. Делать нечего - будем бороздить просторы родной державы.

Малый Утриш - это реально заповедное место на полуострове Абрау. Благодаря тому, что он расположен между высоких гор, заросших преимущественно хвойными деревьями ( из известных мне разглядел можжевельник, тую и пихту, дуб и сосну), воздух наполнен целебными ароматами вперемешку с морским воздухом. Даже ради этого букета благоуханий здесь стоит появиться. Здесь действительно нетронутое благолепие девственной природы и особый микроклимат.
Нас порадовало, что отдыхающих немного, здесь реально отвлечься от городской суеты размеренным отдыхом. Как выяснилось, эта уединенность на Малом Утрише гарантирована месторасположением самого поселка: он практически "отрезан" от цивилизации, сюда приезжают только ценители настоящего экологического отдыха на «крепком» автотранспорте или по морю. Здесь нет развлечений кроме нетронутой приморской природы и моря. Зато вы можете быть уверены, что когда пойдёте на пляж, сможете выбрать любое место, и вам на голову не наступит продавец чучхелы!
С сыном вдоволь поныряли в масках, наблюдая богатство местной морской флоры и фауны сравнимое с средиземноморскими бухтами. Разнообразные донные рельефы и ландшафты, рифы и расщелины заселены большим количеством различных рыб и креветок. Нашей добычей стали несколько крабов, рапанов и мидий, которых мы впрочем после отпустили. Потом подкрепились на берегу тем, что привезли с собой (тут с торговлей не густо), и отправились гулять по холмам, пока наши девочки резвились на галечном пляже. Нашли источник, оказалось, с целебной минеральной водой.
Нам рассказали, что от Малого Утриша пешком вдоль берега можно добраться до Большого Утриша, и этот вариант займет не менее 1,5 часов, примерно 8-10 км ходу. По дороге встретиться одна из местных достопримечательностей – водопад с пресной водой, высотой около 5 метров. Как альтернатива для автомобилистов-экстремалов: сложная дорога по горам и склонам – вот это по-нашему. Солнце в зените, время перевалило за полдень, детки устали. Мы устроили их спать прямо в машине, разложив второй и третий ряд сидений, и отправились дальше.

Этап 4 Малый Утриш - Большой Утриш: на машине добраться из Малого в Большой Утриш можно только по плохой грунтовой дороге, вьющейся среди прибрежных гор. Тут невольно вспомнилась старая шутка о том, что русские называют дорогой ту местность, где они собираются проехать. Уже начало пути напоминало почти «Кэмел-Трофи», бугры и кочки чередуются с канавами. В первую очередь сработал рефлекс любого нормального водителя - развернуться и поискать дорогу получше, но другой дороги просто не существует. Понимал что важно не переусердствовать, в голове крутилась народная мудрость: «чем круче джип, тем дальше идти за трактором».
Расстояние примерно 10 км, поездка заняла больше часа. Наш «Искатели приключений» в режиме режиме «4Н» бережно и уверенно перемещал нас к следующему пункту назначения. Лично я испытал самые приятные ощущения и вполне убедился во внедорожных качествах машины: возможности Pathfinder позволяют ему уверенно проходить в местах, куда нормальный человек едва ли рискнет отправиться.

В отличии от Малого Утриша это большой поселок, гораздо более оживленное место. Нашей целью был открытый дельфинарий, расположенный прямо на берегу моря в морской лагуне. К сожалению, в этот день увидеть представление морских артистов нам удалось, дети немного расстроились. После порции мороженного радость вернулась на лица и мы отправились дальше, в сторону Анапы. В Анапе до этого мы бывали многократно, поэтому в этот раз решили в город не заезжать и направились дальше, в Благовещенскую.

Этап 5 Большой Утриш – Анапа – станица Благовещенская: везде отличный асфальт, и внедорожные качества нашего «проходимца» нам больше в этот день не понадобились. Зато снова порадовали скоростные качества и устойчивость. По моему мнению, инженеры "Ниссана" в этом автомобиле сумели воплотить идеальный баланс несовместимых качеств, сделали его одновременно проходимым и легко пилотируемым. Получилось безупречное сочетание характеристик автомобиля - мечта любого авто-путешественника! Pathfinder может проехать по «козьей тропе», но и на хорошем асфальте выглядит уместно, при желании позволяет мчаться быстро и с комфортом.

Для одного дня впечатлений было больше чем достаточно, и мы нуждались в месте для ночлега. Доехали без приключений, выбрали место на необорудованном авто-кемпинге (огороженная территория с водонапорной башней), и расположились среди зарослей дикой оливы и лоха серебристого (так называется растение) в 50 метрах от пляжа. Шелковистая зеленая травка, костер, надувные матрасы и растянутый полог между машиной и деревом – наше место ночлега. Много купаемся, собираем ракушки и ужинаем. Детей укладываем рано – день выдался насыщенный. Кроме нас на территории кемпинга автомашин и отдыхающих не было. Звездное небо и прибой, песня цикад и сверчков – сплошная романтика. Комаров нет и это приятно. Ночью в полной темноте просыпаюсь от непонятных звуков в нашем расположении. С помощью фонарика выяснилось – вокруг нашего лежбища два ежа гоняют третьего (предположительно ежиха), а она от них убегает громко фыркая. Мне приходит решение зафиксировать зверей до утра, чтобы дети смогли их увидеть. Днем выдел большой старый таз недалеко от места нашей ночевки, с дырявую бочку. По одному накрываю двух ежей этими емкостями, третий поспешно скрывается.
Проснувшись рано, я отправился на пляж, где увидел удивительную картину: почти у самого берега из воды как ошпаренная косяком выпрыгивала мелкая и средняя рыба, а за ними выпрыгивали два дельфины, один крупный , другой намного меньше – скорее всего детеныш. Завораживающее зрелище охоты грациозных морских хищников: я пожалел, что «жаворонок» в семье я один – позднее в этот день мы видели дельфинов, но так близко к берегу они уже не подходили и не охотились.
Какая же радость была у детей, когда они проснулись и мы вместе выпустили пленников-ежей: мои «солнышки» то с замиранием сердца, то бурно выражая восторг наблюдали ежиков в их естественной среде обитания. Я надеюсь, «колючие создания» спокойно перенесли стресс, который мы им создали.

Второй день мы почти полностью провели на пляже, прячась от солнца под растянутым пологом. Ближе к вечеру собираемся и возвращаемся в Краснодар.

Усталые и довольные, появляемся домой затемно, поездка удалась на славу, все остались довольны и уже хочется снова выехать куда-нибудь на природу. Автомобиль в очередной раз нас порадовал своими возможностями!

ПУТЕШЕСТВИЕ 2

Маршрут: Краснодар – Темрюк – Голубицкая – Тамань- Тузла –Веселовская – Убинская - Краснодар

Экипаж в том-же составе: я + жена Татьяна, наши дети Вероника и Александр.
Автомобиль – все тот-же «Следопыт» (NISSAN PATHFINDER).

День первый. Выезжаем как обычно рано, город только просыпается. Наши дети зевают и трут глаза – им не дали выспаться, поэтому укладываем их в машине. В эти выходные мы решили изучить Таманский полуостров.

Этап 1 Краснодар– Темрюк – Голубицкая.
Первой достопримечательностью на нашем пути – озеро лотосов, расположенное на трассе Р-251 Краснодар –Темрюк за поселком Белозерным (примерно в 25км). Набираем водички из освященной скважины возле часовню и любуемся видом красивейших величественных цветов. Бросаем монетки в воду и едем дальше.
Славинск-На Кубани проезжаем без происшествий: уже знаем, что через город путь будет гораздо короче, чем по объездной дороге. В Темрюке наша цель – музей военной техники под открытым небом на горе Мыска.
Добравшись до Мыски, выпускаем детей порезвиться – по обе стороны дороги раскинулась обширная экспозиция боевых машин времен Второй Мировой войны и более поздних периодов. Мне самому интересно – некоторые экземпляры здесь вижу впервые. Всех нас удивил маленький вулканчик на горе неподалеку от военного самолета, периодически плюющийся грязью и пускающий пузыри. Смотрители музея рассказали, что один раз самолет чуть не утонул в этой грязи – а на первый взгляд вулканчик кажется таким безобидным. Гуляем здесь не менее часа, и устраиваем пикник прямо на траве.

Далее двигаемся по единственной дороге в сторону Порт-Кавказа. Обогнув станицу Голубицкая по объездной дороге, сразу за маяком сворачиваем направо на грунтовый съезд. Здесь на пологой площадке перед склоном в сторону берега Азовского моря находится место старта парапланеристов. От моего знакомого мы заранее знали, что по прогнозу на этот день ветер подходящий по силе и направлению для полетов, и приехали полюбоваться. Высота склона над уровнем моря ориентировочно 40-50 метров, сам склон покрыт лесом и с него открывается великолепная панорама моря с узкой полоской пляжа, уходящей вдаль в обе стороны, к Порт-Кавказу и к Темрюку.

Погода летная, повсюду как яркие разноцветные бабочки, парят парапланы, выписывая в небе загзаги и повороты. Нам объяснили, что воздух образует динамический восходящий поток, поднимающий пилотов к небесам. Наш знакомый бросает мне вызов – слабо поднять параплан с земли? Я экипируюсь, и начинаю тренировки. Раза с двадцатого уверенно расправляю купол, но лететь … страшновато! Мне дают рацию и объясняют – ничего ужасного, просто шагай с площадки в пропасть и управляя леерами плавно планируй в направлении песчаного пляжа внизу. Получаю благословление бывалых и семьи. Адреналин зашкаливает, но поскольку уже насмотрелся как легко старт получается у других – сам решаюсь стартовать.
В самом полете особенно запомнились несколько моментов:
1)Непосредственно отрыв от земли. Маленький ужас, что ты шагаешь в бездну полную кустов и колючек, но могучее крыло бережно подхватывает и несет вперед.
2)Обалденная эйфория сразу после отрыва от земли. Наблюдатель за полетами командует – подтянуть левый леер, ослабить правый. Но голова ничего не соображает, настолько опьяняет чувство свободы и отсутствия твердой опоры под ногами. Это вообще мой первый свободный полет без техники – ничего подобного и более волшебного я до тех пор не испытывал.
3)Понимание, что я управляю полетом. Время течет медленно, удается поворачивать и парить в нужном направлении: плавно снижаюсь в направлении домика на пляже. У самого подножья склона вдоль дороги перед пляжем линия электропередач – встречи с проводами хочется избежать. Выравниваю параплан над пляжем, чтобы сесть примерно посредине песчаной полосы. Приземление не вызвало сложностей, земля встретила мягко. Слышу поздравления по рации, собираю параплан в рюкзак и поднимаюсь по узкой тропке наверх.
Наверное, у меня был очень озадаченный и восторженный вид – наверху поздравления и предложение полететь еще раз, но уже с инструктором.
Второй полет был еще более захватывающий – мы поднялись на добрую сотню метров от площадки старта, и от этого сердце просто выпрыгивало из груди. Потрясающий воображение вид моря, побережья и облаков, Темрюка и лиманов. Показалось – летали долго, я освоился не только в роли пассажира, но и брал управление в свои руки на некоторое время. Магкое приземление на травянистую площадку – и я снова на земле. Этот день первых полетов я запомню на всю жизнь.

Проезжаем еще пару километров и сворачиваем в автокемпинг. Тут и пляж, и море, и столовая. Купаемся до одури, забавляемся намазывая друг друга лечебной голубицкой грязью. Я нахожу компанию увеличенную игрой в волейбол, и оставляю семью на час. После собираемся и едем дальше. Дети устали и готовы поспать – раскладываем им лежбище в машине, как обычно. Пока наши «зайчики» отдыхают, мы совершаем переход до станицы Тамань. В самой станице находим известный источник "Турецкий фонтан"с особенно вкусной водой. Обращаемся к местным жителям с прьсьбой показать, в каком направлении можно увидеть остатки городищ Гермонасса городище Тьмутаракань - остатки древнерусского Тьмутараканского княжества. Однако наши малыши просыпаются и просят свободы - поэтому мы выдвигаемся в крайнюю точку нашего путешествия, на окраину Таманского полуострова, косу Тузла. С собой взяли палатку – на косе думаем расположиться на ночлег.

На Тамани встречается достаточно много машин с уральскими номерами: 66, 96, 74, 59, регионы на номерных знаках. На самой Тузле мы встретили земляков-свердловчан, и пока дети купались, мы успели обсудить дорогу на юга и последние екатеринбургские новости.

Сама Тузла – это коса шириной от 100 до 50 метров, по одну сторону Черное море, по другую Азов. Приглядываясь к воде с азовской стороны, я видел достаточно крупную рыбу. Вот бы сюда подводное ружье – точно были бы достойные трофеи.
С черноморской стороны частые гости дельфины – за один проведенный день видели их на близком расстоянии несколько раз. Коса достаточно протяженная, но цивилизации никакой – хорошо, что все продукты и воду привезли с собой. Дорога – хорошо укатанная грунтовка. Решили доехать до конца косы, надеясь остаться в уединении. Каково же было наше удивление, когда на окончании косы мы увидели вереницу из примерно десяти огромных самосвалов и экскаватор на трейлере. Ночью, когда стемнело, вся эта техника ожила, и экскаватор легкими движениями начал наполнять бездонные кузовы самосвалов песком с пляжа, на котором мы остановились. Отдыхающая общественность возмутилась действиям нарушителей спокойствия, явно браконьерским действиям копателей. Была вызвана милиция, но до ее прибятия большинство самосвалов были наполнены песком и удалились. Утром рельеф пляжа в месте «раскопок» существенно изменился – на месте песчаных холмов оказалась глубокая воронка.
Этой ночью наши соседи устроили рыбалку с «экраном» (натянутой на каркас сеткой с мелкими ячейками) и подводным фонариком. Примерно за час было выловлено пол-ведра мелкой черноморской креветки, которой угостились все вокруг.

День второй: утром проснувшись раньше других, я застал возвращение рыбаков из похода. Два баркаса привезли несколько ведер различной рыбы. Ничего по настоящему редкого в этом улове не было, самыми интересными оказались морские коньки, сарган (рыба-игла) и «морской дракон» - мелкая рыбка с тремя шипами на спине, уколы которых приводят к параличу и судорогам. «Драконы» с превеликой осторожностью были извлечены из сетей и выброшены в отходы.

Купаться в Керченском проливе интересно и необычно. На небольшой расстоянии от косы и друг от друга идут несколько песчаных отмелей, выступающих над водой. В проливе заметное течение со стороны Азова в Черное море, и плавание принимает характер легкой борьбы с морской стихией.
К обеду поднялся сильный ветер, норовящий сдуть нас вместе с палаткой в море –собираемся и едем в станицу Веселовскую.
Веселовский лиман - место паломничества кайтеров и серфингистов. В Веселовке сильного ветра не было, широкая полоска разогретого песчаного пляжа располагала к размеренному отдыху и расслаблению. Тут мы сварили на костре мидий, которых наловили с сыном возле Тузлы, и полакомились вкусным и питательным деликатесом.
Наблюдать за профессионалами и любителями на Веселовском лимане достаточно интересно, но еще интереснее попробовать самому. К сожалению, никто не был расположен дать нам несколько уроков – развлечения не получилось. В целом Веселовская коса место достаточно однообразное – мы задержались ненадолго, и отправились в сторону Краснодара.

Хотелось снова насладиться внедорожными возможностями нашего PATHFINDER, поэтому берем курс на Убинку! Доезжаем по трассе Новороссийск - Краснодар до станицы Северской и сворачиваем направо. Проезжаем станицу Азовская, следом за ней станицу Убинская, но наша цель еще дальше – дорога проходит через станицу и ведет на могучую гору с плоской вершиной и живописным названием Собер-Баш. До Убинки отличная асфальтовая дорога, после станицы в гору каменистая грунтовка. Проходимость: автомобили с высоким клиренсом идут без проблем, на «легковушках» особенно последняя часть пути в гору будет даваться тяжело – сильный уклон. Я снова порадовался достоинствами нашего автомобиля –идеальным балансом между управляемостью на асфальте и внедорожной живучестью. Наш «следопыт» взбирается в гору без видимых усилий. При подъеме обозреваем долину и другие далеко и близко расположенные вершины и холмы, преимущественно заросшие лесом.

Наверху горы – широкая равнина с лугом и лесами, метеостанция и ретранслятор. Организуем второй обед и отправляемся изучать плато. Без детей поднимаемся на обзорную вышку - вид красотища, аж дух захватывает. На горе обнаруживаем крупные обломки зеленого цвета, самолёт времен Второй Мировой войны - вот это находка! Радуют глаз море цветов и яркие бабочки. Несмотря на разгар лета, на горе прохладно и ветрено.

Посетив за два выходных дня два моря и несколько великолепных уголков природы, вернулись в Краснодар с багажом впечатлений и приятной усталости.

ПУТЕШЕСТВИЕ 3

Маршрут: Краснодар –Горячий Ключ –гора Гибиус – село Возрождение – Джанхот - Геленджик - Краснодар

Суббота, выезжаем ближе к полудню, трасса М4 «Дон».
Все тот-же Pethfinder , на его борту я с супругой, и сын Саша и дочка Вероничка.

Дорога от Краснодара до города Горячий Ключ ничем не примечательна, за исключением двух моментов:
-Мы заезжаем в Адыгейск и по совету друзей покупаем адыгейский сыр домашнего копчения – я сыроман и это моя прихоть. Семья тоже оценила тонкий вкус натурального продукта!
-Разметка, временные и постоянные дорожные знаки, да и особенности расположения полос и препятствий на автодороге М4 «Дон» вовсю используются сотрудниками ДПС ГИБДД республики Адыгея для остановки и «бесед» с авто-владельцами, поэтому нужно быть особенно аккуратными и внимательными на дороге.

Окрестности Горячего Ключа - пожалуй самое доступное и цивилизованное место вблизи от Краснодара для пеших прогулок. Оставляем автомобиль на парковке возле санатория «Предгорья Кавказа», и по аллее с фонтанчиком, скульптурами и прочими прелестями направляемся на скалу «Парус». Живописный подъем наверх – и нашему взору открывается вид на реку Псекупс и окрестные горы. Короткое путешествие по вершинам – и мы спускаемся по каменным ступенькам в темное, сырое и прохладное "Дантово ущелье", действительно напоминающее дорогу в ад.
На выходе из ущелья останавливаемся на привал, и буквально сметаем привезенные из дома пироги, запивая вкуснятину минеральной воды из освященного источника возле Иверской часовни. По аллее тысячи сосен возвращаемся к машине, и выдвигаемся в путь к следующему привалу – нас ждут водопады на реке Тешебс.
При въезде в Геленджикский район со стороны Джубги, по правой стороне от трассы вблизи Архипо - Осиповки видна самая высокая в тех окрестностях гора Гибеус (местные называют Бигиус). Близко к водопадам подъехать нет возможности – поэтому прогулка по склонам гор, заросших лесом приводит к первому водопаду. Отвесная скала предстаёт перед глазами, вода падает вниз радуя глаз, шумит и завораживает. По лестнице поднимаемся выше и идем ко второму водопаду: вода с шумом вырывается из пробитого отверстия в скале - здесь тенисто и прохладно. Запомнилось, как легко там дышится - водопады освежают насыщенный горный воздух даже в жаркую погоду.
Следующий пункт – дольмены неподалёку от села Возрождения в долине реки Жане. Интересно и необычно – как такие массивные сооружения могли быть сделаны руками людей. Запомнились грабовый лес и чистейший горный воздух, и трёхкаскадный водопад "Изумрудный" с Чашей Любви. Здесь находим место для пикника и устраиваем привал – костер, готовим колбаски и овощи на гриле – пальчики оближешь.

По рассказам мы знаем еще несколько интересных мест в этих окрестностях, например комплекс для отдыха между сёлами Михайловский перевал и Возрождение, у подножия горы Тхачегочук, или каскады красивейших водопадов на реке Жанэ (я был там раньше: у этого места есть большой недостаток - чтобы добраться до водопадов надо достаточно долго идти вверх по течению реки, а для восхождения наверх и вовсе потребуются альпинистские навыки).
Есть еще уголок первозданной дикой природы - через посёлок «Михайловский перевал» протекает безымянная река, образующая замечательные водопады. Из поселка добираться до водопадов гораздо ближе и легче. К тому же их тут больше, да на мой взгляд по красоте это место превосходит р. Жанэ. Нужно просто идти вверх по течению реки по хорошо натоптанной тропе (пешком от трассы до водопадов идти часа два), пока она не нырнёт в ущелье, а тут уже и до водопадов рукой подать. Весь каскад водопадов легко доступен для осмотра как сверху, так и снизу, под каждым водопадом есть бассейны различной глубины и размера. Есть места для купания, и полянки подходящие для пикника.
Однако принимаем решение, что на сегодня пеших прогулок достаточно - уже хочется поскорее окунуться в прохладное море. Доезжаем до поворота на Дивноморск, и через поселок проезжаем в направлении Джанхота и Прасковеевки. Выбираем Джанхот – хотим вдохнуть ароматы знаменитого соснового бора и полюбоваться на скалу "Парус". В Джанхоте нас встречает ласковое открытое море, и нас всех посещает одинаковое желание - быстрее оказаться в воде кристальной чистоты.
Рельеф дна в этом месте очень разнообразен – купанье с маской доставляет нам с сыном истинное удовольствие, через пол-часа выносим на берег трофеи – несколько крабов и пару креветок. Стоящая в воде скала "Парус" привлекает своей загадкой - она одиноко и величественно противостоит ветрам и водной стихии. Воздух здесь действительно необычный, тонкая смесь аромата хвои, цветов и морского бриза.

Начинает смеркаться, когда мы въезжаем в Геленджик, где у нас живут друзья, земляки с Урала.
Про этот город до меня написано уже очень много, повторяться не хочется. Без сомнений, Геленджик – райское место, драгоценная жемчужина среди городов на черноморском побережье. Еще Александр Куприн писал: «От названия Геленджика, которое переводится как «Белая невеста», веет колоритным языком восточной поэзии. Да и сам город подобен невесте: весь тонет в белых садах цветущих груш, яблонь, миндаля и абрикосов».
Не зря Геленджик называют «городом-праздником: здесь есть где расслабиться душой и телом, возможности этого курорта безграничны, вариантов приморских развлечений – масса, от толчеи на городском пляже и набережной до трогательного единения с природой! Наши любимые вариантов: походы в горы и выходы в море на парусных яхтах, горные покатушки на внедорожниках и квадроциклах, морская рыбалка и т.д. Можно себя занять хоть на выходные, хоть на неделю.
Воскресенье мы проводим в Геленджике, вечером сливаемся с ликующей толпой на набережной. Утром в понедельник возвращаемся в Краснодар.

ПУТЕШЕСТВИЕ 4

Маршрут: Краснодар – Гуамское ущелье - Каменномостский – Лаго-Наки - Гузерипль – Майкоп - Краснодар

Автомобиль - семейный вездеход NISSAN PATHFINDER, в команде кроме меня – жена, двое детей и моя мама.

День первый. Выезжаем как обычно утром, но на этот раз в пятницу - иногда можем себе позволить продленные выходные.
Выдвигаемся в Апшеронский район, первая цель - Гуамское ущелье. Сначала по М4, далее по местной дороге через Апшеронск. От Краснодара до Гуамского ущелья примерно 180 км, от Апшеронска около 50 км. Везде отличное дорожное покрытие, великолепные спуски и подъемы, машин мало, правда с указателями плоховато, но зато природа просто великолепная. Неторопливо, любуясь местными красотами, к полудню мы въехали в поселок Гуамка. Решаем, что будем здесь ночевать, находим жилье у частников, и идем в Гуамское ущелье.

Гуамка – это поражающий воображение бездонный каньон, по дну которого извивается речушка, на склонах - водопады. Ощущения самые восторженные, все вокруг интересно, только от гула падающей в пропасть воды начинает болеть голова... Туда-сюда снует туристический поезд по узкоколейной железной дороге. Проходим три-четыре километра, и устраиваем долгий привал с шашлыком. На ночлег возвращаемся под легким дождиком.

Местные жители рассказали, что пешком по Гуамскому ущелью (примерно 10 км) можно дойти в высокогорный поселок Мезмай. Мы слышали про это удивительное месте, но идти не решаемся, и выясняем дорогу как проехать. Нам объясняют, что на нашей машине можно проехать через Майкоп на поселок Каменномостский, в сторону поселка Гузерипль и т/б "Лаго-Наки", перед станицей Даховская через мост через реку Белая, через 2 км после пещеры "Нежная" поворот направо – отсюда до Мезмая 12 км по проселочной дороге.
Еще нам рассказали, что есть более короткий путь, пару десятков километров через станицу Нижегородская, но дорога (цитирую) «умереть не встать»: глубокие выбоины, грязь, ямы, тряска и опасность свалиться в пропасть». Такой экстрим нам не нужен, решаем с утра выдвинуться в Мезмай дальней дорогой.

Утром перед выездом еще раз наведываемся в ущелье – краски и тона изменились, в лучах утреннего солнца вид суровой каменной красоты более праздничный.

Загружаемся в автомобиль и отправляемся в путь. В паре километров от ущелья заезжаем на турбазу с горячими источниками – на улице жарко, и залезать в теплый бассейн не очень хочется. Любуясь красотами, по асфальтовой и грунтовой дороге, ориентируясь по карте и объехав Майком стороной, добираемся до поселка Каменномостский. Останавливаемся в туристическом комплексе «Хаджохская теснина» на окраине Каменномостского , обедаем, и разомлевшие отправляемся изучать Хаджохский каньон. Река белая за сотни лет пробила в скале глубокое ущелье необычайной красоты. Все отлично оборудовано – мостики, смотровые площадки, переходы. Красотища неописуемая, все в восторге!

Далее отправляемся посетить Свято-Михайло-Афонской мужской монастырь – по хорошей асфальтовой дороге пол-часа пути. Красивое место, благодать и спосойствие. Возвращаемся в Каменномостский, размышляем хочется ли нам посетить Мезмай. Решаем оставить эту идею для следующего раза, и едем дальше в сторону Лагонакского нагорья.

Проезжаем мимо моста через реку Белая с указателем «водопады "Руфабго". Слышали про это место, но в столь дальний пеший поход отправиться не решаемся, и едем дальше.
Доезжаем до развилки с указателем по указателю «Лаго-Наки», сворачиваем с трассы вправо на мост через реку «Белая», и далее по восходящей все выше и выше дороге взбираемся на плато. То и дело останавливаемся у придорожной торговли, покупаем изумительный адыгейский сыр и мед, тут-же все это пробуем – вкуснотища, пальчики оближешь! Катаемся с детьми на лошадях: в городе это делать опасаемся, т.к. лошадь может испугаться чего-либо и понести. Здесь, на природе, покой и безмятежность передаются горячим скакунам – прогулка верхом проходит чинно и спокойно, все в восторге.
Наша цель - Азишские пещеры. Экскурсии в пещеры не очень впечатляют – по сравнению с Кунгурскими пещерами ощущения не очень сильные. Но в целом интересно и познавательно. В пещерах откровенно холодно – спасает предусмотрительно запасенная теплая одежда. Дети летают на подобии дельтаплана, установленного рядом с пещерой – очень весело, с криками и визгом!
На горы опускаются сумерки, мы интересуемся ночлегом, и находим небольшой деревянный домик с двумя комнатами, где можно по-спартански, но вполне комфортно разместиться. Утомленные дети достаточно быстро отходят ко сну, мы еще долго сидим, обсуждая впечатления за вкусным травяным чаем с сыром и медом.

Утром третьего дня решаем подняться на самое высокое место на плато. Несколько километров грунтовой дороги – и мы на вершине плоскогорья, у кордона Кавказского биосферного заповедника. Величие видов с такой высоты трудно передать словами. Коровы, пасущиеся внизу на зеленых холмах, похожи на мелких насекомых, вокруг отлично обозреваются несколько вершин Кавказского хребта с остатками снега.
В заповедник можно попасть без автомобиля и оружия – нас интересует природа, мы с лёгкостью выполняем условия. Действительно нетронутая природа в первозданной красоте – двухчасовая прогулка всем добавила жизненной энергии, но вместе с ней пришло приятное утомление.

Очевидно, будущее этих мест - создание туристской инфраструктуры, туристских баз и гостиничных комплексов – но это все в будущем, а пока туристов немного, что нас конечно радует. На плато обнаружили Горнолыжный комплекс "Азиш-Тау". Походили вокруг, зашли внутрь - с виду все очень достойно, в следующий раз можно будет остановиться в нем.
Впечатления от Лаго-Наки: всё восхитительно! Чистота и аромат воздуха, дивная красота пышных лугов, широкие степи, вековые леса и вершины гор – с двух словах: сказочный край!

Крайняя точка нашего путешествия - поселок Гузерипль. Спускаемся с плато, и по очень хорошей асфальтовой дороге, проложенной между скалами вдоль речки «Белая» добираемся до легендарного поселка. С вершины плато это примерно час пути.
Поселок со всех сторон окружен горными хребтами, горы, лес и река создают особый микроклимат с хвойным горным воздухом. Как нам рассказали, выше поселка нет ничего, чтобы загрязняло воду, поэтому жители берут питьевую воду прямо из речки. Пешком по мосту через реку Белую мы снова попадаем в Кавказский биосферный, где в заповедном лесу исследуем местные достопримечательности. Их много, перечислять здесь нет смысла – каждый путешественник сам решит, что ему здесь будет интересно. В окрестностях поселка есть и природные, и исторические артефакты – выбор большой, можно ходить и изучать не один день. Нам хватает нескольких часов, после чего все забираются в машину и желают выдвигаться в сторону дома.

Дорога в Краснодар лежит через Майкоп. Объездной дороги вокруг города мы не нашли, однако в ней не было необходимости – длинные прямые улицы позволяют пересечь город с минимальным количеством поворотов. Столица республики Адыгея – город чистый и зеленый. Нас удивило небольшое количество горожан на улицах в воскресный день.

До Краснодара доехали без приключений. В голове крутились картины пережитого путешествия, и возникали мысли - когда и с кем мы снова побываем в горной Адыгее.

Запланированные путешествия

1)Есть идея сделать интересный кольцевой маршрут: проехать от Краснодара до косы Чушка, до крайней точки Краснодарского края на стыке двух морей у Керченского пролива - порта «Кавказ». Где-то на косе Чушка есть мини-вулкан Блевака с лечебной грязью, название которого с рассказов очевидцев полностью соответствует характеру его извержения. Далее возвращаемся до станицы Тамань с целью посетить »АТАМАНЬ» - этнотуристический комплекс казачей станицы в натуральную величину под открытым небом. Далее визит на косу Тузла. После вернуться обратно до трассы Темрюк – Анапа, и добраться до Новороссийска, от которого можно проехать по всему Черноморскому побережью до самого Адлера. Оттуда, сделав вылазку на Красную поляну, можно вернуться в Краснодар по дороге Туапсе - Хадыженск.

2)От знакомых слышали рассказ про такой маршрут: Краснодар – станица Северская - станица Убинская. Далее путь на Солёные поляны. В 2 км от Солёных полян есть развилка: нам прямо, на вершину горы Шишан. С вершины Шишан открывается чудесный вид на г. Собер. На двенадцатом километре от станицы находится развилка дороги. Если ехать прямо - по хорошей грунтовке добраться до самого подножия горы Пшада. Там есть удобное место для стоянки и пикника, две полянки уже давно обустроенные туристами под лагерь. Река здесь чистая с небольшими заводями, в которых могут купаться взрослые и дети. Если ехать дальше, дорога ведет к Пшадским водопадам.

3)В Гуамском ущелье в 2010 году оборудован «Экстрим парк» для активного отдыха и экстремальных развлечений. Полагаю, там есть смысл провести пару дней, совместив горные приключения с поездкой в Мезмай.


Комментарии
О Маршруте