Эта поездка была связана с моим хобби. Я увлекаюсь спортивным ориентированием. Мои соревнования проходили на острове Црес. В моменты , когда не было соревнований , удалось посмотреть города Хорватии. Об этом этот дневник.
Загреб - остров Црес - Пула - Ровинь - Пореч
Хорватия
С чего начинается знакомство со страной в маленьких государствах. Чаще всего со столицы, особенно если это не пляжный сезон. Вот и для меня знакомство с Хорватией началось с Загреба. И очень помог мне в этом путеводитель, который выпускает Министерство по туризму города и который можно взять в любом туристическом офисе. Что самое главное есть путеводитель и на русском языке.
Загреб

Знакомство с Загребом началось у меня с туристического офиса в аэропорту хорватской столицы. Еще дома, изучая достопримечательности города, натолкнулся я на скан копию путеводителя от туристического объединения города Загреба. Какая же радость переполнила мой организм, когда я увидел оригинал на полках туристического офиса. В очень доступной форме, с картами, а главное с фотографиями местности путеводитель готов был познакомить меня с Загребом и попытаться влюбить в свой город. Карта моей прогулки для начала  http://mapsengine.google.com/map/edit?mid=zhVzWpoBDfC8.k7iTvsVuGlsc
Оставив своего железного коня на одной из стоянок в центре Нижнего города, отправился я знакомится с Загребом. Началось все с площади Николы Шубича Зринского, точнее эта не площадь, а небольшой парк. http://turbina.ru/q/memo/85512/ Покинув парк и пройдя один квартал, попадаю в самый центр Загреба на площадь бана Йосипа Елачича. Эта площадь сердце города. В свое время здесь бил родник Мандушевац. С ним связана легенда о возникновении названия города. Давным давно возвращался храбрый бан с поля боя. Желание промочить горло остановило бана у родника, рядом с которым он увидел девушку Манду. Подъехав бан попросил девушку , чтоб она заграбила (набрала) для него воды. Так имя девушки, несвойственное русскому языку, дало имя роднику, а его просьба название городу. На месте родника сейчас находится фонтан. Рядом с ним палатки, торгующие всякой снедью как в далекие годы 17 века, когда на этом месте была ярмарка.
 В центре площади на лихом коне восседает сам бан Йосип Елачич.
Бан Йосип Елачич
 Площадь окружают здания 19-20 веков. С одной стороны здание Небодер - первый высотный дом в Загребе, а с другой красивое здание Загребского банка.
Дальнейший маршрут пролегал в сторону Загребского собора. Находится он на площади Каптол. Это часть города с крепостными стенами, окружающими резиденцию епископа осмотрел я с особым пристрастием. Не просто осмотрел, а еще и вкусил хорватской кухни. http://turbina.ru/q/memo/85941/

Загребский собор
 Путеводитель от туристического объединения города Загреба после осмотра рынка Долац предложил подняться на площадь, возвышающуюся над рынком. Здесь на маленьком пятачке стоит памятник местному шуту Петрице Керемпуху. Этот народный герой хорватского юмора считается у местных прадедом стен дап комиков.
Памятник местному шуту Петрице Керемпуху
 Отсюда с возвышения сразу видна еще одна цель, точнее купол церкви Святой Девы Марии, построенной в 18 веке на месте церкви 13 века. Вход в церковь находится со стороны улицы Ткалчичева и не так интересен как предыдущий вид.
Церковь Святой Девы Марии
 Здесь от церкви взял я азимут на еще одну достопримечательность - Кровавый мост. Небольшая улочка, соединяющая две улицы Ткалчичева и Радичева. Долго я пытался понять и найти это место, пока не вышел на улицу Радичева и буквально через квартал наконец то ее увидел. Зрительно никаких ах и ох здесь нет. Только ощущение того, что это историческое место, где когда то находился мост через реку, соединяющий Градец и Каптол. Свое страшное название мост получил из-за кровавых разборок между двумя поселениями. Сейчас это обыкновенная улица с сувенирными магазинами.
Подъем вверх по улице Радичева привел к небольшому скверу с памятником Святому Георгию. Георгий на коне отдает честь убитому им противнику - дракону.
Памятник Святому Георгию

У памятника повернем по по дороге вверх, чтобы выйти к Каменным воротам.
Каменные ворота
  Войдя в город через ворота, повернув направо на улицу Опатичка, попадаем на местное Рублевское шоссе времен 19 века. http://turbina.ru/q/memo/86125/
  С этой точки дорога повернула в обратный путь, чтобы попасть на площадь Святого Марка. http://turbina.ru/q/memo/86252/
Церковь Святого Марка
  Дорога по улице Чирилометодская выводит на площадь Катарины. Исходя из названия нетрудно догадаться, что здесь находится одноименная церковь. Внешний вид непримечательный, а вот внутреннее убранство говорят в путеводителе достойно внимания. Построенная иезуитами в 17 веке, церковь расписана огромным количеством удивительнейших росписей. Особенно интересна настенная роспись за главным алтарем – "Святая Екатерина перед александрийскими философами" работы Кристофа Еловшека. Почему то мне везет на закрытые церкви. Вот и эта осталась без моего внимания. Справа от церкви находится первая загребская гимназия, работающая и в настоящее время. Я попал как раз , когда группы молодых людей покидали учебное заведение. Отсчет своей работы гимназия ведет с 1607 года. Слева мимо церкви можно пройти на Иезуитскую площадь. Здесь в здании бывшего иезуитского монастыря находится галерея "Кловичевы Дворы". Здесь проводятся выставки местных и зарубежных художников. Меня больше заинтересовал первый в Загребе фонтан "Рыбак", чем то похожий на нашего Самсона, разрывающего пасть льва в миниатюре. Возврат к церкви Святой Катарины и обход ее справа выведет Вас на смотровую площадку, с которой открывается великолепный вид на Каптол и рынок Долац.
Вид со смотровой площадки
Чтобы спуститься в Нижний город воспользуемся фуникулером. Для этого пройдемся по аллее Штроссмайера. Аллея названа в честь местного просветителя, епископа и самой влиятельной персоны Хорватии 19 века. Прогулка пройдет в компании поэта Матоша, который был влюблен в этот город. Вместе с ним, сидя на скамейке, можно любоваться городом и оформлением аллеи. Продолжая прогулку, выходим к башне Лотршчак. Это башня с колоколом постройки 13 века. Единственная сохранившаяся с тех времен. Выполняла две функции : оборонительную и оповещательную. В вечернее время на ней звонил колокол, который призывал граждан вернуться под стены города. Как продолжение традиции в 12 часов с башни раздается пушечный выстрел. Сейчас в башне расположена картинная галерея.
Башня Лотршчак
  Рядом с башней самая короткая в мире железная дорога длиной 66 метров. Фуникулер связывает верхний и нижний город. Я испытывал желание спуститься на своих двоих, но конкретно в этом месте фуникулер такой возможности не дал. Пришлось доверится железному коню и спуститься вниз в компании местных студенток. Фуникулер за 55 секунд спустил меня в Нижний город. Ранний перелет и предстоящая поездка к морю заставила меня сократить прогулку. http://turbina.ru/q/memo/86320/
Скульптура Приземлившееся Солнце

Закончилась прогулка там же где и началась на площади Николы Шубича Зринского. До свидания Загреб. Еду к морю!

Средневековая Пула

После окончания соревнований по спортивному ориентированию на острове Црес , решил я осмотреть близлежащие достопримечательности. Начал я с города Пула. Дорога до города от острова длиной 100 км пролегала по берегу морскому берегу, огибая небольшие местные фьорды. Конечно, не Норвегия, но некоторые виды заставят трепетать сердце путешественника.
Соревнования закончились поздно и в Пулу я приехал уже затемно. Используя не совсем точный путеводитель "Оранжевый гид" провел я небольшую рекогносцировку местности. В бой я, конечно, вступать не собирался, а вот посмотреть средневековый город хотелось.Вот моя карта , более точная чем в Оранжевом гиде http://mapsengine.google.com/map/edit?mid=zhVzWpoBDfC8.kTh5i4S8E3XU
История этого поселения не уступит многим итальянским городам, да и как иначе, если со 2 тысячелетия до н.э. город был завоеван римлянами и превратился в процветающий римский город.
По легенде именно здесь укрылись от гнева царя Ээта из Колхиды преследователи аргонавта Ясона, укравшего Золотое Руно. Название Пула в переводе обозначает "город-убежище".
Началась прогулка от главной достопримечательности — древнеримского амфитеатра. Построен он был в 1 веке нашей эры и после расширения вмещал 20000 зрителей. Это один из самых больших сохранившихся амфитеатров за пределами Италии. Период расцвета арены во время организации боев гладиаторов сменился запустением, когда бои были отменены и арена не использовалась. Ее стены стали строительным материалом для других городских сооружений. Лишь в 15 веке такая практика была официальна запрещена городским советом Пулы. Последние камни, вытащенные с арены стоят сейчас в основании Собора Пулы. До наших дней после многочисленных реконструкций Амфитеатр дожил сильно сокращенным. Сейчас его вместительность 5000 человек. Такое количество может поучаствовать в мероприятиях, которые периодически проводят на этой Арене.
Колизей
Амфитеатр стоит немного поодаль от остальных исторических объектов города, которые расположены вокруг холма Старого города. Для продолжения осмотра стоит дойти до площади с названием Парк короля Петра Крашемира. Слишком громкое название, скорее больше подходит площадь с участками травяного покрова. В темноте на этой площади удалось рассмотреть интересный фонтан. Та часть площади, которая примыкает к улице Carrarina наиболее интересна. Именно в этом месте можно увидеть остатки крепостной стены. Во времена Средневековья этой стеной был обнесен весь город. Вход в город был возможен через 10 ворот. От этой мощной на то время системы защиты остался лишь небольшой кусок вдоль улицы Carrarina. Начинается он как раз с ворот, имеющих название Двойные врата. Построены они были во 2-3 веке и представляют собой конструкцию с двумя арками. В те времена это был один из входов в город, сейчас через эти ворота можно попасть во внутренний сад, крепость и археологический музей.
Двойные ворота
Вдоль стены продолжим движение и следующие ворота на нашем пути это Геркулесовы ворота.
От них мало что сохранилось и уж тем более в темноте было трудно разглядеть голову Геркулеса,
находящуюся в верхнем центральном блоке арки, которая и дала название воротам.
Геркулесовы ворота
Стена заканчивается и начинается сквер. Наша цель пройти через него до площади Portarata,
где и стоит хорошо сохранившаяся Триумфальная арка Сергия, которая построена в 27 г. до н.э.
патрицианкой Сальвией Постума из рода Сергиев. Она воздвигнута в честь трех членов рода Сергиев,
которые сражались на стороне Октавиана Августа и одержали победу над противником. По обе
стороны арки колонны, которые заканчиваются изображением колесниц. Арка богата украшена
растительным декором. В центре изнутри можно увидеть то ли лилию, то ли какую то загибулину.
Триумфальная арка Сергия
Рядом с аркой в начале улицы Sergijevaca сидит интересный мужик в шляпе. Это Джеймс Джойс известный ирландский писатель, который провел в Пуле один год. В этом месте мы увидим писателя за столиком, на террасе кафе Uliks. Можно присесть с ним рядом и выпить чашечку кофе.
Джеймс Джойс известный ирландский писатель
  Что делать дальше? Можно посмотреть исторический музей Истрии, который расположен в венецианской крепости. Рядом на этом же холме археологический музей и малый римский театр. Все эти достопримечательности доступны днем. Ночью тут темно и ничего не видно. Поднявшись на холм и убедившись в правде вышесказанных слов, прогулялся я по улице Castropola, обогнув холм. На западном склоне осталась слева по курсу церковь святого Франциска Ассизского, она же монастырь. Постройка здания датируется 12 веком и выдержана в строгом стиле. Самым запоминающимся элементом церкви является надстройка с колоколами.
Церковь святого Франциска Ассизского
Для того, чтобы дойти до следующего места — Собора Успения Пресвятой Девы Марии пришлось почувствовать на себе темноту узких улочек города. Спуск по ним к улице Uspon Konzula Istranina не предвещал ничего интересного, только таинственная темнота, которая упирается в улицу Kandlerova. Эта улица параллельная набережной хранит в себе большой кусок истории города. От перекрестка сначала повернем направо, чтобы очутиться на площади Svetog Tome, где стоит Собор Успения Пресвятой Девы Марии, построенный в 5-6 веке. Впоследствии много раз перестраивался. Основная часть сооружения, дошедшего до наших дней, была воздвигнута в XVII веке, в том числе фасад в стиле Ренессанс и колокольня, для строительства которой были использованы камни Римского Амфитеатра. Внутри Собора, по сведениям из путеводителя, сохранился римский саркофаг-алтарь III века, а на полу видны фрагменты мозаики V и VI веков.
Собор Успения Пресвятой Девы Марии
  Отсюда повернем назад, чтобы дойти до бывшего центра управления городом. Данный центр, как и в былые времена находится в месте, именуемым Форум. Это место с древних времен и до нашего времени, где проводились сходы, праздники, парады, вершились судьбы, в общем место для массовых городских мероприятий. Именно здесь находились три храма : центральный, посвященный Юпитеру, Юноне и Миневре ( не сохранился) и два одинаковых справа и слева от него. От одного осталась задняя стена, к которой впоследствии пристроили городскую Ратушу.
Ратуша
Последний храм, построенный в 1 веке, сохранился до наших дней в практически полностью. Это храм богини Ромы – покровительницы Рима и императора Августа. Здание храма 8 метров в ширину и 17,3 метров в длину. У входа стоят высокие колонны, оформленные в коринфском стиле и, образующие открытый портик. Внутри небольшая экспозиция коллекции древних каменных и бронзовых скульптур. В эпоху Византийской империи храм Августа преобразовали в церковь, а уже в XIV столетии он служил амбаром для зерна. В 1944 году здание сильно пострадало от взрыва бомбы, но в 1947 году было полностью восстановлено.
Храм богини Ромы – покровительницы Рима и императора Августа
От Форума улица продолжается уже с названием Sergijevaca. Находясь под впечатлением от увиденного на площади Форум, можно пройти мимо своротка в подворотню с указателем дом Агриппины в доме 3 по выше названной улице. Попав во двор этого дома можно увидеть основание средневекового дома, принадлежащего, как видно из названия, некой Агриппине. Археологические раскопки обнаружили в этом месте следы более чем 3000 летней истории города. Здесь и следы от дома венецианских времен 6-го века, а также останки от дома времен эллинов. Во времена Римской империи Дом Агриппины был с видом на главную площадь города и украшен мрамором, цветными фресками. Здесь под толщью исторического слоя были найдены : мраморная голова и торс древней императора 1 века до нашей эры, бюст императрицы Агриппины. Этот остов истории можно обойти вокруг по специальным лестницам и осмотреть.
Дом Агриппины
Из подворотни возвращаемся обратно в цивилизацию. Осталось на нашем пути еще два места в истории Пулы, связанных со Средневековьем. Один объект — часовню Святой Марии Формозы отыскать будет достаточно легко. Для этого с улицы Sergijevaca свернем через парк на улицу Flaciusova. В конце парка и будет искомая часовня. Это все что осталось от одноименной базилики, построенной в 6 и снесенной в 16 веке. Базилика славилась своими мозаиками, часть которых можно увидеть в археологическом музее города. Оставшаяся боковая часовня так же имеет несколько мозаик из далекого 6 века. Рядом с ней можно посмотреть остатки развалины базилики.
Часовня Святой Марии Формозы
Мимо этих развалин по улице Flaciusova необходимо вернуться, чтоб увидеть еще одну мозаику римской эпохи под названием "Наказание Дирки". Дать дальнейший ориентир будет непросто, но я попробую. Так вот вдоль забора, ограждающего развалины базилики идем до конца и поворачиваем в парк и далее вдоль забора пока не упремся в дом. Его надо обойти справа и углубится в небольшой проем между домами, который заканчивается тупиком. Справа за решеткой внизу на глубине около 2 метров и была искомая мозаика. Именно настолько ниже нынешнего уровня земли располагались дома древних римлян в 3-ем веке. Для удобства ночных посетителей здесь даже загорается фонарь. Мозаику удалось сфотографировать с трудом, но главный сюжет наказание Дирки получился. На изображении братья наказывают сестру за непослушание матери, привязав её к разъярённому быку.
Мозаика Наказание Дирки
На этом ночные похождения закончились. Обратно к автомобилю прошел уже знакомыми тропами мимо арки и амфитеатра.
Ровинь. Прогулка по городу

В этот город судьба забросила меня не зря. Небольшой полуостров с холмом это город Ровинь.  Маленький провинциальный городок притягателен своей непосредственностью и шаговой доступностью достопримечательностей. Крутые улицы, поднимающие тебя на холм узки и вымощены булыжником. В один момент времени можно представить себя, гуляющим по улицам Венеции или взбирающимся на очередную гору в горном селении.
Этот холм центр города — центр его притяжения. Здесь можно увидеть и средневековые памятники и церкви более позднего периода с не менее интересной судьбой.
Перед началом нашей экскурсии хочется в очередной раз пройти по создателям путеводителя Оранжевый гид. В этом городе они превзошли себя. Мало того, что у них достопримечательности на карте не совпадают с их истинным местоположением, так в этот раз они прекрасно описали места, которых в городе попросту нет.  Началось моя эпопея с парковки возле городского рынка. В этот февральский день людской мир на этой части острова практически отсутствовал.
Выйдя из машины читаю путеводитель. Город был обнесен городской стеной от которой осталось трое ворот. Через главные ворота Святого Бенедикта мы и войдем в город. Я минут 15 пытался честно это сделать. Сначала сам, потом с помощью местных жителей. Все тщетно. Ворот либо нет совсем, либо под этим названием подразумевается Арка Балби. В этом месте это единственные ворота.  Странствия в поисках ворот вывели меня на главную площадь города — площадь Маршала Тито. Первое что бросается в глаза фонтан с мальчиком, не писающим, а держащим рыбу.
Площадь Маршала Тито
Затем взгляд переносится на здание городской ратуши. Здание с часами и венецианским львом постройки 14 века.
Ратуша
От площади Тито отходит улица, начинающаяся площадью G. Matteottija. В начале этой улицы стоит арка Бальби, возведенная в 17 веке на месте старых городских ворот. На его внешней стороне расположена каменная скульптура головы турка, на внутренней стене – головы венецианца. Арка увенчана гербом семейства Бальби и рельефным изображением крылатого льва, являющегося символом Венеции.
Арка Бальби
За аркой на площади G. Matteottija стоит интересное здание, увешанное гербами. Это городская администрация. По эту же сторону, почти сразу за аркой находится барочный дворец Калиффи. Это богатое и влиятельно семейство обосновалось здесь на период с 17 по 18 век. В настоящее время в этом здании размещается городской краеведческий музей с коллекцией археологических находок этой местности, а так же собранием картин местных художников.
Барочный дворец Калиффи
Кроме музея работами мастеров пера можно любоваться на узких улочках исторической части города, которые все как одна тянутся к центру холма, где находится главная достопримечательность этого города — Собор Святой Ефимии.
Этот путь мы начнем с площади G. Matteottija, которая находится за аркой Бальби, затем по узким улочкам Zdenac и S.Chiurco попадем на улицу Bregovita. Здесь находится церковь Святого Томаса 1723 года. Сейчас здесь находится галерея. Здание запомнится, если обратить внимание на розетку церкви из которой высовываются две руки, словно молящие о спасении.
Церковь Святого Томаса
Финальным аккордом этого подъема станет для всех собор святой Евимии, построенный в 18 веке в честь Святой Ефимии. Возвышающийся над городом собор кажется еще выше за счет 60-метровой колокольни и 5-ти метрового монумента Святой Ефимии на самом верху.
Собор святой Ефимии
Церковь названа именем мученицы Ефимии, в честь которой и была возведена. Легенды гласят, что 15-летнюю девушку бросали в клетку со львами, но львы святую не тронули, пытались колесовать, но и тогда она не умерла. В результате девушку обезглавили, а саркофаг с ее телом кинули в море. Таким образом, волны Адриатики принесли саркофаг со Святой к побережью города Ровинь. Тогда и начали происходить в городе чудеса. Мальчик, помогавший извлечь саркофаг из моря, погиб, его безутешная мать обратилась с молитвами к святой мученице, и свершилось чудо — ее ребенок воскрес. Саркофаг с ее мощами стоит в соборе, горожане говорят, что Святая слышит молитвы прихожан и исцеляет их недуги.
В этот не туристический день храм закрыл свои двери для праздношатающихся и саркофаг остался недосягаем, как и подъем на колокольню, с которой открывается со слов путеводителя прекрасные виды. Спуск с горы прошел по улице Grisia. На этой улице находятся выставки молодых художников.
Часовая прогулка по городку Пореч

Этот небольшой городок остался у меня на самую закуску под конец небольшого зимнего светового дня. Центр притяжения здесь Евразиева базилика — один из наиболее ценных образцов византийского искусства в регионе. В 1997 году включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старый город окружает базилику и все основные исторические памятники находятся в шаговой доступности.
Моя прогулка началась с Народной площади. И началась она очень удачно, так как на площади находится один из ориентиров моей прогулки, подготовленной дома. Этот ориентир Круглая башня. Это один из представителей остатков крепостных стен города, которые берут свое начало в 4 веке нашей эры. Круглая или Южная башня построена во время правления Венецианской республики в XV веке для защиты города от нападения турок. Сейчас в башне небольшой музей и паб. Тесное соседство : выпил и узнал историю. Под небольшим градусом можно подняться на верх и осмотреть как сторожевой город.
Круглая башня
Рядом с башней красивое красное здание местного театра с скульптурной композицией на крыше.
Театр
 От театра по улице Alda Negrija попадем еще на одну площадь Свободы с церковью Мадонны Ангелов.
Церковь Мадонны Ангелов
Именно отсюда начинается главная туристическая артерия Пореча — улица Decumanus. Основные достопримечательности находится здесь или в паре шагов влево или вправо от этой улицы.
Улица Decumanus
Начинается она пятиугольной башней. Еще один остаток крепостной стены. Построена в 1447 году. Ее острый угол, как раз и показывает направление, откуда ждали удара. Сейчас здесь художественная галерея. До вторжения в Истрию наполеоновских войск в начале XIX века Пятиугольная башня была соединена с городскими крепостными воротами.
Пятиугольная башня
Чуть далее по левую руку в доме 9 во дворец Sincic находится музей истории города. Музей хранит найденные при раскопках остатки керамики и каменные фрагменты с римскими священными писаниями, коллекцию скульптур периода раннего средневековья, предметы обихода живших в Порече семей Копар и Карли, а также подборку исторических документов.  Практически сразу справа начинается небольшая улочка Sv. Eleuterija, которая и упирается в Евфразиеву базилику.  Храм, названный в честь руководившего его строительством епископа Ефразия, построен в середине VI века. Красивая мозаика над порталом, атриум с древними могильными плитами, да еще край колокольни XVI века, на которую разрешён подъём вот все , что я смог увидеть.  А путеводитель гласит , что самое ценное в храме это сохранившиеся мозаики — выдающийся образец византийского искусства VI века.
Евфразиева базилика

От частично закрытой базилики возвращаемся на улицу Decumanus, чтобы продолжить любоваться местной архитектурой, сохранившей венецианские дворцы . Один из них дворец Zuccato, где сейчас разместилась картинная галерея. Тут же недалеко на площади Marafor Романский дом – строение, которое было возведено в Порече в XIII столетии. Это самый старый дом, который сохранился в городе. Черты Романского дома просты и честны, интерьер — без каких-либо внутренних перегородок. Материалом для здания послужили необработанные каменные блоки. Окно главного фасада – типичная романская бифора. Дополняет постройку внешняя лестница и деревянный балкон.
Романский дом
Улица Decumanus заканчивается Marafor. Здесь в закутках площади можно отыскать развалины римской архитектуры — Храм Марса, Большой храм, а так же Храм Нептуна. От них мало что осталось, зато ранее это были самые большие храмы Адриатики.
Развалины римской архитектуры
Вот так и закончилась прогулка. Солнце заходило в море и оставила на память красивый закат.