Сплав на катамаранах по верхней части реки Мая.
Нитка маршрута
Сплав по реке Мая, приток реки Алдан.
 

                                          Река Мая – «Дорога ста лун»

Широка, привольна и раздольна Сибирь матушка…, только вот простора для походов по рекам на всех туристов не хватает. Водишь пальцем по географической карте, а целинной тайги остается всё меньше и меньше. Спорили, обсуждали, да так прямиком и уперлись в Охотское море, глядь, а там с отрогов Джугджурского хребта река Мая к Алдану течёт. На том и сошлись, решили в самые истоки реки заброситься.

Вход была пущена «походная логистика», что и где взять, с кем переговоры вести и куда отправить груз. Надёжные связи среди туристической братвы на просьбы подсобить делом аль советом недоумённо кивали головой – мол, край далекий, незнакомый и малопосещаемый. И нечего вам там делать!

Скитания по интернетовским страничкам постепенно вывели к искомой цели. Методика детальной фильтрации принесла плоды. На наше счастье годом раньше запущен рейсовый самолёт Якутск-Охотск. В Охотске базируется лётный отряд. В распоряжении лётчиков имеются винтокрылые машины «Ми-8» готовые в любой момент, после внесённой предоплаты, унести нас с грузом хоть на край света.

Груз - вот дамоклов меч, зависший над взмыленной шеей походника. Что с ним делать? Как поступить? Доставка катамаранов, двигателей и походного скарба авиабагажом – влетит в копеечку. Считай, пересчитывай, а груза на десятерых человек выйдет как минимум килограмм 800. К тому же нас предупредили – в Охотске бензина нет. Если и достанете по знакомству, качество у него сильно рознит от бензина заправочных станций «РОСНЕФТЬ» или «ЛУКОЙЛ». Вот незадача!!!

Опять же оговорюсь, век информационных технологий упрощает логистические задачи. Настырный поисковик Google вывел на фирму грузоперевозок, посредством которой можно на корабле доставить не дюжий скарб из Хабаровска прямиком в Охотск.

На этом злоключения с подготовкой сплава остались позади. Вперёд позвала индикаторная надпись вылетов из аэропорта Шереметьево. Перед глазами проскочила стюардесса в ярко алом костюмчике с повязанным платком на лебединой шее. Сверкнула расправленным крылом серебристая эмблема «Аэрофлота» на груди пилота. Раскрылась городская панорама Якутска на прибрежной низине. Очень быстро в напряжённой кутерьме провожающего и встречающего аэропорта пронеслись два часа межрейсовой стыковки. И вновь стремительный взлёт. Ускользнули вдаль синие разводы реки Лены на зелёном полотне тайги. Затухающим эхом отозвался рокот турбовинтовых двигателей престарелого «Ан-24». Сплелась в белое покрывало грозовая облачность под вибрирующим фюзеляжем. Раскрылась лазурным горизонтом «бескрайняя равнина» Охотского моря.

Отныне путь к отступлению отрезан. Будущее ещё не успело раскрыть козырные карты. Интрига возрастает, ожидания, неуверенность, азарт, самонадеянность и глумливый фарт, всё смешалось перед очами - настал наш черёд ходить!!!

 

                                                Вид на Охотск с вертолётной площадки.

Не сказать, что удача преследовала нас на пути к Мае буквально попятам. Нет. Но её присутствие мы ощущали. Пилот «Ми-8» Алексей Бондарев обрадовал сходу, после рукопожатия - «Ребята вам несказанно повезло. До вашего прилёта четыре дня ни куда не летали. Циклон бушевал. Облачность низкая, видимости ни какой, а уж дождя пролито…, целое море. Речушки из берегов вышли. Вы как раз в погожее окно попали. Завтра вылет, готовьтесь».

Сказанная вслух радостная новость обрадовала. Холодное Охотское море славится продолжительными туманами, вызванными океаническими муссонами. Преобладание в весенне-летний сезон юго-восточных ветров приводит к значительной облачности, осадкам, туманам и штормовым ветрам. Муссонные ветра приводят к значительному выхолаживанию западной части моря по сравнению с восточной, это важные климатические особенности Охотского моря.

На побережье моря можно просидеть в ожидании благоприятной погоды целую неделю, а то и больше. Необходимо учитывать и тот факт, что река Мая находится в континентальной части, отгороженной высоким Джугджурским хребтом. Там совершено иные метеорологические условия. Северо-западные ветра дующие с арктических широт приносит немало грозовых хлопот. Вполне предсказуемо - в  высокогорной области Джугджура выпадет летом снег.

Риск благородное дело! Фарт на стороне тех, кто не боится сделать шаг на встречу с невзгодами!

Проблема с непогодой отпала сама собой. Оставался невыясненным вопрос, куда именно, в какую точку забрасываться? Детально проработано три варианта: первый - «оседлать» левый приток Маи реку Мати. Но по ней уже ходили люди. В YouTube есть фильмы об этих походах. Нам бы хотелось чего-то диковинного.

Второй вариант посетить реку Ядра расположенную ближе к истокам Маи. Тут свою лепту внёс участник экспедиции Александр Загуляев.  Призывая в свидетели любимую жену, он клялся, что на детальных снимках из космоса, предоставленных сайтом MapSphere, разглядел множество завалов перегородивших реку.

Сомнения закрались в сердца отчаянных сплавщиков. С этими самыми сомнениями и под воздействием слёзных просьб Александра - не сбрасывать со счетов его убедительные доказательства, обратились к пилоту. Рассудительный и холоднокровный капитан воздушного судна ответил – «   Если вы боитесь завалов, то, как вы вообще собрались на Маю?!!! Там сплошь завалы!»

Вот, ответ мужика! Подлив масла, в огонь сумасбродства и расправив крылья авантюризма решили понестись прямиком в чертоги дьявола. Будь что будет – айда в самые истоки Маи. После грозовых циклонов там наверняка прибыло воды, и мы скатимся по реке, словно по горке в аквапарке. Именно с такой настойчивой просьбой обратились к уважаемому пилоту. Тот услужливо согласился за дополнительные пятьдесят тысяч рублей, предупредив – «Придётся покружить малость, после паводка косы залиты. Место посадки сложно будет отыскать».

                                                                 После взлёта.

Понеслись! Надо признаться - вертолёт был загружен под завязку. Кроме нас, дробненьких молодцев весящих более центнера, в салон «Ми-8» удалось втиснуть груз общим весом 1200 кг. Вертушка с трудом оторвалась от  крохотной бетонной площадки. Приподнялась, и клюнув кормой, резко пошла вниз с креном на правый борт. Среди пассажиров раздался настороженный шёпот. Пилот выровнял машину. Завис над землей в метрах трёх. В мыслях пронеслось – «Вертолёт перегружен, придётся часть груза оставить на земле». Вскоре пилот встряхнул сонную машину и повёл её на северо-запад с уверенным набором высоты.

Остатки грозового фронта рассеялись по небу разорванными клочками вспушоной облачности. По курсу открылось сияющее небо, свободное и безмерно огромное.

 

                                  Река Охота после грозового циклона.

В раскрытом настежь иллюминаторе предстала река Охота, вышедшая из берегов, с коричневой, неприглядной водой. Сюрприз! Скажите, кто не любит сюрпризы? А? Все любят! Только не в нашем случае. Как можно представить сплав по реке, с перспективой на удачную рыбалку, когда вода мутная, а её уровень выше разумных пределов. Жуть!

Значит, реки по западному побережью Охотского моря являют собой перегнойно-песочное месиво текущее бурным потоком. Большинство таких речушек течёт по низинам. Высоких и крутых берегов, где бы можно разбить лагерь, нет. Вода в поводок полностью заливает прибрежную таёжку.

С нами в одном самолёте из Якутска летела группа туристов. Они ставили перед собой задачу половить кижуча в реке Улья. «Вот они попали» -  думали мы про себя.

Одно обнадёживало, за хребтом ожидает совершено иная картина.  Расстояние до искомой точки составляет более 180 км. Внушительна цифра по таёжным меркам. Климатические условия высокогорья, конечно же, будут отличаться от побережья моря.

                                            Отроги хребта Джугджур.

Бесполезно спорить с романтиками о великолепии горных систем, доказывая обратное, всё равно они будут стоять на своём. Тот, кто хотя бы  раз в жизни покорил собственную вершину пусть не высокую, пусть даже взобрался на крышу девяти этажного дома, не сможет отделаться от ощущения полёта - свободного парения.

Не стоит огрызаться и на упрёки тех кто, зарывшись в цокольном этаже, боится ступить этажом выше. Каждому, свойственны свои предубеждения и понятия красоты.

Наша команда полностью прониклась безграничным чувством невесомости и не расставалась с ним вплоть до касания шасси о рыхлый грунт прибрежной косы.

Сравнивая Становой хребет, где мы бывали раньше и северо-восточную окраину хребта Джугджур, хочется отметить -  в здешних местах отдельные гольцы не высоки. Кедровый стланик опутывает зелёной паутиной значительную часть взгорбленных вершин. Если на Становом отчётливо прослеживается высокогорная линия хребта пикообразная и оголённая, то пейзаж, увиденный через иллюминатор, напоминает хаотически разбросанные гольцы среди океана зелёной тайги и высокогорной тундры.

                                                   Гольцы хребта Джугджур.

В наступивший момент уместно будет упомянуть о некоторых «статистических выкладках». Джугджур – горы на Дальнем Востоке России, территории Хабаровского края  (Тугуро-Чумиканский и Аяно-Майский районы), Джугджур тянется вдоль северо-западного побережья Охотского моря. Длина около 700 км, максимальная высота 1906 м (гора Топко). Является водоразделом бассейна Алдана и  Охотского моря. Горы сложены магматическими и осадочными породами. Отмечается преобладание среднегорного рельефа.

Западные склоны Джугджура покрыты светлохвойной горной тайгой, образованной даурской лиственницей. На восточных склонах — охотская горная тайга, основная порода — ель аянская. На гольцах Джугджура заросли кедрового стланика и горная тундра.

Как не хотелось замылить глаза и не огласить неблаговидные факты, выявленные в полёте, а справедливости ради придётся сказать. После 30 минут полёта на склоне горы увидели не понятные иероглифы в золочёном отливе. Эти росписи очень сильно насторожили. Когда вертолёт подлетел ближе тайна происхождения «писаниц», раскрылась сама собой. Искатели драгоценного металла изрыли склон горы вдоль и поперёк. Вот так вот! Искали нетронутые дебри, а получили кукиш - тобишь промышленное освоение золотоносных территорий. Настроение упало до нуля. Промывка грунта пагубно сказывается на ихтиофауну реки и окружающий пейзаж: мутная вода, изрытый грунт и неизвестно какие химикаты, используемые для добычи обогащённого концентрата.

   

 

 

                                                                

                                            Вот так  создаётся золотой резерв России.

 

Печаль опутала сердца рыбаков-таймешатников. Оставалась надежда, что разработки велись не в бассейне реки Мая. На счастье скрестили пальцы и вознесли просьбы к фортуне. Ура чудо произошло! Вертолёт взбирался всё выше и выше, пролезая сквозь горные цепи по перевалам. Бассейн реки Мая оказался нетронутым.

В умах и сердцах туристов происходит непостижимое таинство в момент прикосновения к искомой реке. Вертолёт завибрировал, корма просела, скорость заметно упала. В предвкушении встречи с Маей команда ринулась к раскрытым настежь иллюминаторам. В конструкции «Ми-8» предусмотрены три открывающихся иллюминатора, по левому борту один и по правому два. Творился настоящий ажиотаж, десть странников одновременно пытались высунуть головы через круглое отверстие диаметром семьдесят сантиметров. Каждому хотелось поскорее выбраться на волю, в тесном салоне не хватало свежего воздуха - пахучей таёжной вольницы.

Валера Данилов полковник в отставке, опытный таёжник с тридцатилетним стажем походных дел, первым разглядел синюю нить на изумрудном атласе. Резкий командирский голос прорвался сквозь грохот работающих турбин – «Вот она! Добрались! Летели ровно один час двенадцать минут!»

Долина реки Мая в истоках напоминает широченную в три километра выемку, ограниченную вдоль бортов пологими и залесёнными сопками. Гольцовые возвышения не наблюдаются, они стоят на заднем плане отдельными очаговыми скоплениями.

С высоты отчётливо просматривалась синяя поверхность Маи, река закручивала такие зигзаги, что след её терялся среди высокорослых лиственниц.

«Братва, ура вода чистая! Глядите!» - проорал над самым ухом счастливый Вадим Саликов. Вадим коренной сибиряк родом из Красноярска. Унаследовал черты характерные казакам осваивавшим Сибирь с незапамятных времен - недюжий рост, раздвинутые плечи, хозяйственную жилку и стойкую адаптацию к горячительному напитку.

Вертолёт опустился до пятидесяти метров, река просматривалась как на ладони. Разбухшая от дождей стремнина залила прибрежные косы, прорывалась сквозь старицы текущие на срез по лесу. И главное, вода в ней была кристально чистой с голубым оттенком безоблачных небес.

Дверца кабины раскрылась. В узком проёме показался борттехник бубуневший что-то себе под ус, разобрать слов из-за рёва турбин не  представлялось возможным. Лишь по кислой мине на лице и разведённым рукам можно догадаться, что-то идёт не так, не по полётному расписанию.

Вертолёт на медленной скорости и малой высоте описывал замысловатые круги. Прошло минут пятнадцать, а он всё кружил и кружил. И тут до нас дошло - некуда садиться, береговые косы скрылись под водой. Вокруг маревая долина с проблесками заболоченных озер и лиственничные островки.

После длительной подготовки вертолёт завис над крохотной площадкой. Она была настолько мала, что левое шасси коснулось грунта в полутора метрах от воды. Рядом стоящие лиственницы гнулись словно кусты в ураганный ветер под напором воздуха исходящего от раскрученных лопастей. Чрезвычайно экстремальная посадка.

 

                                          Первые мгновения на Мае.

Как только лопасти, обежав по кругу, застыли и обвисли, нам было дозволенно покинуть вертолёт. Вот! Вот, то неподдельное счастье и восторг когда с хвойным настоем зелёной таёжки, перезвоном хрустальных волн на мелком перекате, дымком, идущим от костра и незримой стеной отгораживающей прежний мир - начинается сплав.

Приверженцы спиннинга и рыболовной удачи потянулись к пилоту с надеждой, что тот раскроёт по секрету рыболовные хранилища. На вопрос как тут рыбалка пилот преспокойно ответил – «В эти края ни кто из туристов не забрасывался».

Вот и славно! Значит мы будем первыми осваивать таёжную целину. Командир экспедиции Владимир Коваленко человек непреклонного авантюризма и душевной широты заглянул в «джипиес» и с блаженной улыбкой произнёс – «Отлично, почти у истоков сели, километров двадцать не дотянули».

Что известно о Мае - правый приток Алдана, течет по территории Якутии и Хабаровского края. Образуется слиянием рек правая и левая Мая. Большей частью проходит по Юдомо-Майскому нагорью. Длина реки составляет 1053 км. Название реки тюрко-язычное: ма – означает земля, я – река. Истоки реки расположены на высоте 615 метров. Устье на отметке 153 метра.

С точки зрения рыболова, пройти маршрут до Алдана конечно перспективно. Но после посёлка Нелькан стоящем на 547 километре от устья Маи существует так называемая обжитая зона, где построены посёлки Джигда, Аим, Усть-Юдома. Само собой разуметься люди живут там за счёт реки, охоты и добычи пушнины. Нам вольным странникам озадаченным поимкой трофейного тайменя такие места не подходили. Стало быть, самый перспективный отрезок для сплава по Мае с истоков до посёлка Нелькан. В посёлке существует грунтовая полоса, осуществляются регулярные рейсы до Хабаровска. Лучше и не придумаешь, для 23-х дневного сплава маршрут вполне приемлем.

Существует ошибочное мнение, переходящее из странички в страничку интернета, будто в верховьях Маи находятся каньоны, выступающие над рекой скальные образования, пороги и перекаты. Очевидно, тут имеется в виду отрезок Маи поблизости от притока Мати.

Придётся расставить все точки над «И». По маршруту, не встретили ни одной скалы, ни одного порога и ни одного переката. Да к Мае подступают возвышенности, но это всего лишь отдельные осыпушки поросшие кедровым стлаником. Мая такова: – берега реки завалены плавником и карчами. Основное русло разбивается на большие и малые протоки. Много островов. Тупиковые старицы забиты древесным мусором. Стремнина зачастую уходит прямиком в лес, отчего появляются новые речные русла. Мая закладывает такие петли, что понять в пасмурную погоду, в какую часть света движется кат невозможно. Низкие берега сложены глинистыми образованиями со слоями торфяника. Изредка берега открываются твёрдыми породами.

Долина реки широка и залесена. К некоторым притокам подойти невозможно, так как проходное русло отворачивает в сторону, а мелкая протока, бегущая к притоку, теряется в таёжном пространстве. И на последок, мы пользовались картой масштабом в одном сантиметре пятьсот метров. Изменения в карту внесены последний раз в 1976 году. Так вот расхождения с реальной местностью на лицо.

Мая буквально за несколько лет меняет многочисленные русла. Нужно быть готовым к таким сюрпризам. В большую воду на перекрёстке проток сложно определить основной фарватер. Советуем ориентироваться не по скорости водотока, а по разливу воды и ширине реки. Иногда даже и это правило подводит, так что держите ухо востро.

В нынешнем составе экспедиции участвуют двое отставных военных, полковник Валерий Данилов и подполковник Сергей Столяров. Надо признаться, они привнесли в походный устав немаловажную составляющую как организованность. Если до этого некоторые гражданские лица чувствовали себя весьма вольготно в плане свободного время препровождения, сидя за столом, то теперь сборка катамаранов, упаковка груза, дежурство у костра были налажены на высшем уровне.

И так рыбалка. Большая вода ограничила рыбаков в перемещении по прибрежной линии. Бурный поток по рытвинам, ямам и болотинам устремился в таёжку. Пробираться сквозь кустарник залитый водой сложно. Максим куда могли прорваться разведчики так это на расстояние менее километра. Весь акцент рыбалки пришёлся на короткий участок вблизи лагеря.

Если Сергей Столяров собрал спиннинг третьим, уступив первенство более шустрым Игорю Якушеву и Андрею Балобанову то в поимке первого ленка, ни кому не уступил места. «Ну, давай не подведи» - Сергей Столяров поплевал на мелкую блёсенку и запульнул верх против течения. Струящийся перекат подхватил блискучую жестянку и вынес на плёс. Сергей убрал провис, интенсивно работая катушкой.

Ширина реки не превышала тридцати метров. Залитый ольховник и упавшие листвянки ограничивали свободу для манёвра и броска. Требовалось забросить блесну в нужную точку, а главное во время вытащить, иначе зацеп.

Сергей вывел блесну на проточный затишек. Полутораметровая глубина отразилась на поверхности реки тёмным ультрафиолетом. В этот самый момент произошёл удар. Спиннинг изогнулся хлыстом, катушка заверещала, шнур натянулся корабельным тросом.

Военная выправка и самообладание дали о себе знать, Сергей не повёл и бровью. Спокойно соблюдая постулаты спиннинговой рыбалки, извлёк попавшийся на тройник экземпляр на берег. Им оказался ленок, шикарный и красивый. По нему тут же заплясали блики фотовспышек - любителей фотографических картин. Ура! Первая победа!

Пойманный ленок относился  к типу острорылого ленка с чётко выраженными красными боками и заострённой мордой, ловящегося преимущественно в верхнем течении реки. Вес ленка составил 2 кг150 грамм.

                                   Первые ленки Сергея Столярова.

Кстати о ленке - распространён в реках и горных озёрах Сибири и Дальнего Востока. Западнее Урала не встречается. Предпочитает быстрые холодные реки, главным образом их верховья. Держится небольшими стайками. Крупные ленки предпочитают охотиться в одиночку. Достигает длины 70 сантиметров и массы 6 килограмм.

Последующие три дня мы посвятили адаптации к таёжной свободе, сборке ката и конечно рыбалке. Из десяти членов экспедиции активным поиском рыбных трофеев занимались четыре человека. В течение дня удавалось поймать не менее 10 крупных ленков весом более 1.5 килограмма.  Мелкий ленок ловился гораздо ниже по реке. Участок до притока Мати длиной 90 километров - вотчина трофейного ленка. Однозначно! Причины были выявлены и осознаны - тут давненько не проводили «блёсенный чёс», как здешние так и залётные рыболовы. Вторая причина - завалы, полностью преграждающие путь любому продвижению по реке.

Целинная тайга – как раз то, что мы искали. Своеобразный откормочный аквариум для ленка. Да, да, именно для ленка, другой вид рыб не попадался. Даже малька мы не смогли разглядеть на мелководье. Говоря о зачётных трофеях укажу - самый крупный ленок весом 3 кг 200 грамм достался Сергею Столярову. На что скромный военный в отставке высказался – «Что ж и такое бывает, ловите и вам повезёт!»

«Повезёт», какое предательское и непонятное слово. Молодые и активные рыбаловы Игорь Якушев и Андрей Балабанов, словно загипнотизированный мышонок Роки из мультфильма «Чип и Дейл» до отчаяния любивший сыр,  восприняли всё всерьёз. И более ни кому и ни разу, не позволили употребить слово «повезёт» на свой счёт. Они буквально вырывали удачу из под носа медлительных и зазевавшихся рыбаков. Таков промысел рыбака – сплошная конкуренция!

 

                                                  Андрей Балабанов – во власти азарта!

Через три дня запомнившихся палящим солнцем, безоблачным небом и подготовкой катамарана к спуску на воду, мы тронулись с насиженного места. Сплав начался. В качестве транспортных средств выбрали два катамарана, старый четырёх местный катамаран и вновь приобретённый «Котуйкан» длиной 6.5 метров и 2 метра в ширину. Машина что называется здоровенная, так казалось по первой. Когда загрузили кат, уселись сами, прошли пару поворотов - сомнения расселись, кат оказался вместительным, управляемым, а главное, осадка обрадовала. Гондолы диаметром 0.65 метра были непотопляемыми, они проскакивали любые мели. Меж тем как старый кат под непосильной ношей застревал на мелководье.

 

                                                          Катамаран «Котуйкан»

Мая до притока Ядра течёт единым руслом, изредка вода слабым потоком уходит в лесную зону, просочившись через кустарник и деревья,  вновь смыкается с основной струёй. Завалов не встречали. На вогнутых берегах наблюдались подмывы глинистой почвы, в результате авангардный отряд лиственниц клонился к реке. Течение не быстро, вовремя успеваешь подстроиться и не наколоться на торчащий сучёк или ветку.

Несколько раз к реке подходили вздутые шаром сопки, освежая однообразный лесной пейзаж. Коренной берег сложен мягкими породами.  Попадались осыпающиеся ярки. Ближе к притоку Ядра к реке примкнула горушка высотой метров двести с оголённой макушкой и зелёной плешью кедрового стланика.

Мая в точности, повторяя контуры горушки, закладывала безумные петли, казалось, мы ни когда её не пройдём. Только через два часа каты отошли от неё и тут сюрприз. Мая, заложив вираж, сузилась до пятнадцати метров. Поперёк лежал огромный ствол поваленного тополя без веток и коры. Его корни врезались в правый берег макушка ткнулась в левый. Мы нарекли его шлагбаумом, который предстояло открыть.

Поднырнуть не удалось, тогда с берега отпилили макушку. Тополь рухнул в воду, слабое течение не развернуло его. Перетащили каты в наглую через дерево. Путь к Ядре очищен, но подошли к притоку лишь вечером, детальный осмотр примечательной речушки отложили на следующий день.

                                 Речной пейзаж Маи выше притока Ядра.

Мая, перед тем как выйти к притоку круто разворачивается влево, и  в лоб сталкивается с ним. В зоне смешивания вод образуется огромный плёс с нулевым течением. Необходимо оговориться такую картину мы наблюдали в половодье, где уровень воды очень высокий. И так Ядра, что о ней известно – впадет на 990-м километре от устья Маи. Название притока - производная от слова еромо – крепкий урез, сброс  воды. Длина водотока 66 километров.

По силе течения и размерам Ядра не уступала Мае. Берега невысокие поросшие ольховником и молодыми топольками, дальше от прибрежной черты растет лиственничная тайга. На правом берегу обнаружили следы человеческого присутствия, остов палатки собранный из тонких листвянок. Трухлявую древесину покрыл мох. Сквозь напольный накат проросла жимолость. Кострище затянула трава, видимо люди здесь останавливались очень давно.

Ядра вливается в Маю тихим и протяжённым плёсом. Рыбаки «оседлавшие» устье  ни чего не уловили. Андрей Балабанов самый активный рыболов высказался на сей счёт безапелляционно – «Рыбы тут нет! Айда дальше!»

После слияния с Ядрой, Мая располнела дородной бабой, казалось, теперь река набрала силу и расчистит путь от завалов в любом случае. Не тут-то было. Буквально через поворот река разошлась несколькими рукавами, исчезнувшими в лесной чаше. По курсу открылась галечная отмель заваленная плавником. Круто нырнули в левый быстроток и пройдя с километр вышли на плёс. Река превратилась в озеро, будто Маю специально запрудили. И тут мы подняли головы…