Сплав на катамаранах по верхней части реки Мая.
Нитка маршрута
Сплав по реке Мая, приток реки Алдан.
 

                                          Река Мая – «Дорога ста лун»

Широка, привольна и раздольна Сибирь матушка…, только вот простора для походов по рекам на всех туристов не хватает. Водишь пальцем по географической карте, а целинной тайги остается всё меньше и меньше. Спорили, обсуждали, да так прямиком и уперлись в Охотское море, глядь, а там с отрогов Джугджурского хребта река Мая к Алдану течёт. На том и сошлись, решили в самые истоки реки заброситься.

Вход была пущена «походная логистика», что и где взять, с кем переговоры вести и куда отправить груз. Надёжные связи среди туристической братвы на просьбы подсобить делом аль советом недоумённо кивали головой – мол, край далекий, незнакомый и малопосещаемый. И нечего вам там делать!

Скитания по интернетовским страничкам постепенно вывели к искомой цели. Методика детальной фильтрации принесла плоды. На наше счастье годом раньше запущен рейсовый самолёт Якутск-Охотск. В Охотске базируется лётный отряд. В распоряжении лётчиков имеются винтокрылые машины «Ми-8» готовые в любой момент, после внесённой предоплаты, унести нас с грузом хоть на край света.

Груз - вот дамоклов меч, зависший над взмыленной шеей походника. Что с ним делать? Как поступить? Доставка катамаранов, двигателей и походного скарба авиабагажом – влетит в копеечку. Считай, пересчитывай, а груза на десятерых человек выйдет как минимум килограмм 800. К тому же нас предупредили – в Охотске бензина нет. Если и достанете по знакомству, качество у него сильно рознит от бензина заправочных станций «РОСНЕФТЬ» или «ЛУКОЙЛ». Вот незадача!!!

Опять же оговорюсь, век информационных технологий упрощает логистические задачи. Настырный поисковик Google вывел на фирму грузоперевозок, посредством которой можно на корабле доставить не дюжий скарб из Хабаровска прямиком в Охотск.

На этом злоключения с подготовкой сплава остались позади. Вперёд позвала индикаторная надпись вылетов из аэропорта Шереметьево. Перед глазами проскочила стюардесса в ярко алом костюмчике с повязанным платком на лебединой шее. Сверкнула расправленным крылом серебристая эмблема «Аэрофлота» на груди пилота. Раскрылась городская панорама Якутска на прибрежной низине. Очень быстро в напряжённой кутерьме провожающего и встречающего аэропорта пронеслись два часа межрейсовой стыковки. И вновь стремительный взлёт. Ускользнули вдаль синие разводы реки Лены на зелёном полотне тайги. Затухающим эхом отозвался рокот турбовинтовых двигателей престарелого «Ан-24». Сплелась в белое покрывало грозовая облачность под вибрирующим фюзеляжем. Раскрылась лазурным горизонтом «бескрайняя равнина» Охотского моря.

Отныне путь к отступлению отрезан. Будущее ещё не успело раскрыть козырные карты. Интрига возрастает, ожидания, неуверенность, азарт, самонадеянность и глумливый фарт, всё смешалось перед очами - настал наш черёд ходить!!!

 

                                                Вид на Охотск с вертолётной площадки.

Не сказать, что удача преследовала нас на пути к Мае буквально попятам. Нет. Но её присутствие мы ощущали. Пилот «Ми-8» Алексей Бондарев обрадовал сходу, после рукопожатия - «Ребята вам несказанно повезло. До вашего прилёта четыре дня ни куда не летали. Циклон бушевал. Облачность низкая, видимости ни какой, а уж дождя пролито…, целое море. Речушки из берегов вышли. Вы как раз в погожее окно попали. Завтра вылет, готовьтесь».

Сказанная вслух радостная новость обрадовала. Холодное Охотское море славится продолжительными туманами, вызванными океаническими муссонами. Преобладание в весенне-летний сезон юго-восточных ветров приводит к значительной облачности, осадкам, туманам и штормовым ветрам. Муссонные ветра приводят к значительному выхолаживанию западной части моря по сравнению с восточной, это важные климатические особенности Охотского моря.

На побережье моря можно просидеть в ожидании благоприятной погоды целую неделю, а то и больше. Необходимо учитывать и тот факт, что река Мая находится в континентальной части, отгороженной высоким Джугджурским хребтом. Там совершено иные метеорологические условия. Северо-западные ветра дующие с арктических широт приносит немало грозовых хлопот. Вполне предсказуемо - в  высокогорной области Джугджура выпадет летом снег.

Риск благородное дело! Фарт на стороне тех, кто не боится сделать шаг на встречу с невзгодами!

Проблема с непогодой отпала сама собой. Оставался невыясненным вопрос, куда именно, в какую точку забрасываться? Детально проработано три варианта: первый - «оседлать» левый приток Маи реку Мати. Но по ней уже ходили люди. В YouTube есть фильмы об этих походах. Нам бы хотелось чего-то диковинного.

Второй вариант посетить реку Ядра расположенную ближе к истокам Маи. Тут свою лепту внёс участник экспедиции Александр Загуляев.  Призывая в свидетели любимую жену, он клялся, что на детальных снимках из космоса, предоставленных сайтом MapSphere, разглядел множество завалов перегородивших реку.

Сомнения закрались в сердца отчаянных сплавщиков. С этими самыми сомнениями и под воздействием слёзных просьб Александра - не сбрасывать со счетов его убедительные доказательства, обратились к пилоту. Рассудительный и холоднокровный капитан воздушного судна ответил – «   Если вы боитесь завалов, то, как вы вообще собрались на Маю?!!! Там сплошь завалы!»

Вот, ответ мужика! Подлив масла, в огонь сумасбродства и расправив крылья авантюризма решили понестись прямиком в чертоги дьявола. Будь что будет – айда в самые истоки Маи. После грозовых циклонов там наверняка прибыло воды, и мы скатимся по реке, словно по горке в аквапарке. Именно с такой настойчивой просьбой обратились к уважаемому пилоту. Тот услужливо согласился за дополнительные пятьдесят тысяч рублей, предупредив – «Придётся покружить малость, после паводка косы залиты. Место посадки сложно будет отыскать».

                                                                 После взлёта.

Понеслись! Надо признаться - вертолёт был загружен под завязку. Кроме нас, дробненьких молодцев весящих более центнера, в салон «Ми-8» удалось втиснуть груз общим весом 1200 кг. Вертушка с трудом оторвалась от  крохотной бетонной площадки. Приподнялась, и клюнув кормой, резко пошла вниз с креном на правый борт. Среди пассажиров раздался настороженный шёпот. Пилот выровнял машину. Завис над землей в метрах трёх. В мыслях пронеслось – «Вертолёт перегружен, придётся часть груза оставить на земле». Вскоре пилот встряхнул сонную машину и повёл её на северо-запад с уверенным набором высоты.

Остатки грозового фронта рассеялись по небу разорванными клочками вспушоной облачности. По курсу открылось сияющее небо, свободное и безмерно огромное.

 

                                  Река Охота после грозового циклона.

В раскрытом настежь иллюминаторе предстала река Охота, вышедшая из берегов, с коричневой, неприглядной водой. Сюрприз! Скажите, кто не любит сюрпризы? А? Все любят! Только не в нашем случае. Как можно представить сплав по реке, с перспективой на удачную рыбалку, когда вода мутная, а её уровень выше разумных пределов. Жуть!

Значит, реки по западному побережью Охотского моря являют собой перегнойно-песочное месиво текущее бурным потоком. Большинство таких речушек течёт по низинам. Высоких и крутых берегов, где бы можно разбить лагерь, нет. Вода в поводок полностью заливает прибрежную таёжку.

С нами в одном самолёте из Якутска летела группа туристов. Они ставили перед собой задачу половить кижуча в реке Улья. «Вот они попали» -  думали мы про себя.

Одно обнадёживало, за хребтом ожидает совершено иная картина.  Расстояние до искомой точки составляет более 180 км. Внушительна цифра по таёжным меркам. Климатические условия высокогорья, конечно же, будут отличаться от побережья моря.

                                            Отроги хребта Джугджур.

Бесполезно спорить с романтиками о великолепии горных систем, доказывая обратное, всё равно они будут стоять на своём. Тот, кто хотя бы  раз в жизни покорил собственную вершину пусть не высокую, пусть даже взобрался на крышу девяти этажного дома, не сможет отделаться от ощущения полёта - свободного парения.

Не стоит огрызаться и на упрёки тех кто, зарывшись в цокольном этаже, боится ступить этажом выше. Каждому, свойственны свои предубеждения и понятия красоты.

Наша команда полностью прониклась безграничным чувством невесомости и не расставалась с ним вплоть до касания шасси о рыхлый грунт прибрежной косы.

Сравнивая Становой хребет, где мы бывали раньше и северо-восточную окраину хребта Джугджур, хочется отметить -  в здешних местах отдельные гольцы не высоки. Кедровый стланик опутывает зелёной паутиной значительную часть взгорбленных вершин. Если на Становом отчётливо прослеживается высокогорная линия хребта пикообразная и оголённая, то пейзаж, увиденный через иллюминатор, напоминает хаотически разбросанные гольцы среди океана зелёной тайги и высокогорной тундры.

                                                   Гольцы хребта Джугджур.

В наступивший момент уместно будет упомянуть о некоторых «статистических выкладках». Джугджур – горы на Дальнем Востоке России, территории Хабаровского края  (Тугуро-Чумиканский и Аяно-Майский районы), Джугджур тянется вдоль северо-западного побережья Охотского моря. Длина около 700 км, максимальная высота 1906 м (гора Топко). Является водоразделом бассейна Алдана и  Охотского моря. Горы сложены магматическими и осадочными породами. Отмечается преобладание среднегорного рельефа.

Западные склоны Джугджура покрыты светлохвойной горной тайгой, образованной даурской лиственницей. На восточных склонах — охотская горная тайга, основная порода — ель аянская. На гольцах Джугджура заросли кедрового стланика и горная тундра.

Как не хотелось замылить глаза и не огласить неблаговидные факты, выявленные в полёте, а справедливости ради придётся сказать. После 30 минут полёта на склоне горы увидели не понятные иероглифы в золочёном отливе. Эти росписи очень сильно насторожили. Когда вертолёт подлетел ближе тайна происхождения «писаниц», раскрылась сама собой. Искатели драгоценного металла изрыли склон горы вдоль и поперёк. Вот так вот! Искали нетронутые дебри, а получили кукиш - тобишь промышленное освоение золотоносных территорий. Настроение упало до нуля. Промывка грунта пагубно сказывается на ихтиофауну реки и окружающий пейзаж: мутная вода, изрытый грунт и неизвестно какие химикаты, используемые для добычи обогащённого концентрата.

   

 

 

                                                                

                                            Вот так  создаётся золотой резерв России.

 

Печаль опутала сердца рыбаков-таймешатников. Оставалась надежда, что разработки велись не в бассейне реки Мая. На счастье скрестили пальцы и вознесли просьбы к фортуне. Ура чудо произошло! Вертолёт взбирался всё выше и выше, пролезая сквозь горные цепи по перевалам. Бассейн реки Мая оказался нетронутым.

В умах и сердцах туристов происходит непостижимое таинство в момент прикосновения к искомой реке. Вертолёт завибрировал, корма просела, скорость заметно упала. В предвкушении встречи с Маей команда ринулась к раскрытым настежь иллюминаторам. В конструкции «Ми-8» предусмотрены три открывающихся иллюминатора, по левому борту один и по правому два. Творился настоящий ажиотаж, десть странников одновременно пытались высунуть головы через круглое отверстие диаметром семьдесят сантиметров. Каждому хотелось поскорее выбраться на волю, в тесном салоне не хватало свежего воздуха - пахучей таёжной вольницы.

Валера Данилов полковник в отставке, опытный таёжник с тридцатилетним стажем походных дел, первым разглядел синюю нить на изумрудном атласе. Резкий командирский голос прорвался сквозь грохот работающих турбин – «Вот она! Добрались! Летели ровно один час двенадцать минут!»

Долина реки Мая в истоках напоминает широченную в три километра выемку, ограниченную вдоль бортов пологими и залесёнными сопками. Гольцовые возвышения не наблюдаются, они стоят на заднем плане отдельными очаговыми скоплениями.

С высоты отчётливо просматривалась синяя поверхность Маи, река закручивала такие зигзаги, что след её терялся среди высокорослых лиственниц.

«Братва, ура вода чистая! Глядите!» - проорал над самым ухом счастливый Вадим Саликов. Вадим коренной сибиряк родом из Красноярска. Унаследовал черты характерные казакам осваивавшим Сибирь с незапамятных времен - недюжий рост, раздвинутые плечи, хозяйственную жилку и стойкую адаптацию к горячительному напитку.

Вертолёт опустился до пятидесяти метров, река просматривалась как на ладони. Разбухшая от дождей стремнина залила прибрежные косы, прорывалась сквозь старицы текущие на срез по лесу. И главное, вода в ней была кристально чистой с голубым оттенком безоблачных небес.

Дверца кабины раскрылась. В узком проёме показался борттехник бубуневший что-то себе под ус, разобрать слов из-за рёва турбин не  представлялось возможным. Лишь по кислой мине на лице и разведённым рукам можно догадаться, что-то идёт не так, не по полётному расписанию.

Вертолёт на медленной скорости и малой высоте описывал замысловатые круги. Прошло минут пятнадцать, а он всё кружил и кружил. И тут до нас дошло - некуда садиться, береговые косы скрылись под водой. Вокруг маревая долина с проблесками заболоченных озер и лиственничные островки.

После длительной подготовки вертолёт завис над крохотной площадкой. Она была настолько мала, что левое шасси коснулось грунта в полутора метрах от воды. Рядом стоящие лиственницы гнулись словно кусты в ураганный ветер под напором воздуха исходящего от раскрученных лопастей. Чрезвычайно экстремальная посадка.

 

                                          Первые мгновения на Мае.

Как только лопасти, обежав по кругу, застыли и обвисли, нам было дозволенно покинуть вертолёт. Вот! Вот, то неподдельное счастье и восторг когда с хвойным настоем зелёной таёжки, перезвоном хрустальных волн на мелком перекате, дымком, идущим от костра и незримой стеной отгораживающей прежний мир - начинается сплав.

Приверженцы спиннинга и рыболовной удачи потянулись к пилоту с надеждой, что тот раскроёт по секрету рыболовные хранилища. На вопрос как тут рыбалка пилот преспокойно ответил – «В эти края ни кто из туристов не забрасывался».

Вот и славно! Значит мы будем первыми осваивать таёжную целину. Командир экспедиции Владимир Коваленко человек непреклонного авантюризма и душевной широты заглянул в «джипиес» и с блаженной улыбкой произнёс – «Отлично, почти у истоков сели, километров двадцать не дотянули».

Что известно о Мае - правый приток Алдана, течет по территории Якутии и Хабаровского края. Образуется слиянием рек правая и левая Мая. Большей частью проходит по Юдомо-Майскому нагорью. Длина реки составляет 1053 км. Название реки тюрко-язычное: ма – означает земля, я – река. Истоки реки расположены на высоте 615 метров. Устье на отметке 153 метра.

С точки зрения рыболова, пройти маршрут до Алдана конечно перспективно. Но после посёлка Нелькан стоящем на 547 километре от устья Маи существует так называемая обжитая зона, где построены посёлки Джигда, Аим, Усть-Юдома. Само собой разуметься люди живут там за счёт реки, охоты и добычи пушнины. Нам вольным странникам озадаченным поимкой трофейного тайменя такие места не подходили. Стало быть, самый перспективный отрезок для сплава по Мае с истоков до посёлка Нелькан. В посёлке существует грунтовая полоса, осуществляются регулярные рейсы до Хабаровска. Лучше и не придумаешь, для 23-х дневного сплава маршрут вполне приемлем.

Существует ошибочное мнение, переходящее из странички в страничку интернета, будто в верховьях Маи находятся каньоны, выступающие над рекой скальные образования, пороги и перекаты. Очевидно, тут имеется в виду отрезок Маи поблизости от притока Мати.

Придётся расставить все точки над «И». По маршруту, не встретили ни одной скалы, ни одного порога и ни одного переката. Да к Мае подступают возвышенности, но это всего лишь отдельные осыпушки поросшие кедровым стлаником. Мая такова: – берега реки завалены плавником и карчами. Основное русло разбивается на большие и малые протоки. Много островов. Тупиковые старицы забиты древесным мусором. Стремнина зачастую уходит прямиком в лес, отчего появляются новые речные русла. Мая закладывает такие петли, что понять в пасмурную погоду, в какую часть света движется кат невозможно. Низкие берега сложены глинистыми образованиями со слоями торфяника. Изредка берега открываются твёрдыми породами.

Долина реки широка и залесена. К некоторым притокам подойти невозможно, так как проходное русло отворачивает в сторону, а мелкая протока, бегущая к притоку, теряется в таёжном пространстве. И на последок, мы пользовались картой масштабом в одном сантиметре пятьсот метров. Изменения в карту внесены последний раз в 1976 году. Так вот расхождения с реальной местностью на лицо.

Мая буквально за несколько лет меняет многочисленные русла. Нужно быть готовым к таким сюрпризам. В большую воду на перекрёстке проток сложно определить основной фарватер. Советуем ориентироваться не по скорости водотока, а по разливу воды и ширине реки. Иногда даже и это правило подводит, так что держите ухо востро.

В нынешнем составе экспедиции участвуют двое отставных военных, полковник Валерий Данилов и подполковник Сергей Столяров. Надо признаться, они привнесли в походный устав немаловажную составляющую как организованность. Если до этого некоторые гражданские лица чувствовали себя весьма вольготно в плане свободного время препровождения, сидя за столом, то теперь сборка катамаранов, упаковка груза, дежурство у костра были налажены на высшем уровне.

И так рыбалка. Большая вода ограничила рыбаков в перемещении по прибрежной линии. Бурный поток по рытвинам, ямам и болотинам устремился в таёжку. Пробираться сквозь кустарник залитый водой сложно. Максим куда могли прорваться разведчики так это на расстояние менее километра. Весь акцент рыбалки пришёлся на короткий участок вблизи лагеря.

Если Сергей Столяров собрал спиннинг третьим, уступив первенство более шустрым Игорю Якушеву и Андрею Балобанову то в поимке первого ленка, ни кому не уступил места. «Ну, давай не подведи» - Сергей Столяров поплевал на мелкую блёсенку и запульнул верх против течения. Струящийся перекат подхватил блискучую жестянку и вынес на плёс. Сергей убрал провис, интенсивно работая катушкой.

Ширина реки не превышала тридцати метров. Залитый ольховник и упавшие листвянки ограничивали свободу для манёвра и броска. Требовалось забросить блесну в нужную точку, а главное во время вытащить, иначе зацеп.

Сергей вывел блесну на проточный затишек. Полутораметровая глубина отразилась на поверхности реки тёмным ультрафиолетом. В этот самый момент произошёл удар. Спиннинг изогнулся хлыстом, катушка заверещала, шнур натянулся корабельным тросом.

Военная выправка и самообладание дали о себе знать, Сергей не повёл и бровью. Спокойно соблюдая постулаты спиннинговой рыбалки, извлёк попавшийся на тройник экземпляр на берег. Им оказался ленок, шикарный и красивый. По нему тут же заплясали блики фотовспышек - любителей фотографических картин. Ура! Первая победа!

Пойманный ленок относился  к типу острорылого ленка с чётко выраженными красными боками и заострённой мордой, ловящегося преимущественно в верхнем течении реки. Вес ленка составил 2 кг150 грамм.

                                   Первые ленки Сергея Столярова.

Кстати о ленке - распространён в реках и горных озёрах Сибири и Дальнего Востока. Западнее Урала не встречается. Предпочитает быстрые холодные реки, главным образом их верховья. Держится небольшими стайками. Крупные ленки предпочитают охотиться в одиночку. Достигает длины 70 сантиметров и массы 6 килограмм.

Последующие три дня мы посвятили адаптации к таёжной свободе, сборке ката и конечно рыбалке. Из десяти членов экспедиции активным поиском рыбных трофеев занимались четыре человека. В течение дня удавалось поймать не менее 10 крупных ленков весом более 1.5 килограмма.  Мелкий ленок ловился гораздо ниже по реке. Участок до притока Мати длиной 90 километров - вотчина трофейного ленка. Однозначно! Причины были выявлены и осознаны - тут давненько не проводили «блёсенный чёс», как здешние так и залётные рыболовы. Вторая причина - завалы, полностью преграждающие путь любому продвижению по реке.

Целинная тайга – как раз то, что мы искали. Своеобразный откормочный аквариум для ленка. Да, да, именно для ленка, другой вид рыб не попадался. Даже малька мы не смогли разглядеть на мелководье. Говоря о зачётных трофеях укажу - самый крупный ленок весом 3 кг 200 грамм достался Сергею Столярову. На что скромный военный в отставке высказался – «Что ж и такое бывает, ловите и вам повезёт!»

«Повезёт», какое предательское и непонятное слово. Молодые и активные рыбаловы Игорь Якушев и Андрей Балабанов, словно загипнотизированный мышонок Роки из мультфильма «Чип и Дейл» до отчаяния любивший сыр,  восприняли всё всерьёз. И более ни кому и ни разу, не позволили употребить слово «повезёт» на свой счёт. Они буквально вырывали удачу из под носа медлительных и зазевавшихся рыбаков. Таков промысел рыбака – сплошная конкуренция!

 

                                                  Андрей Балабанов – во власти азарта!

Через три дня запомнившихся палящим солнцем, безоблачным небом и подготовкой катамарана к спуску на воду, мы тронулись с насиженного места. Сплав начался. В качестве транспортных средств выбрали два катамарана, старый четырёх местный катамаран и вновь приобретённый «Котуйкан» длиной 6.5 метров и 2 метра в ширину. Машина что называется здоровенная, так казалось по первой. Когда загрузили кат, уселись сами, прошли пару поворотов - сомнения расселись, кат оказался вместительным, управляемым, а главное, осадка обрадовала. Гондолы диаметром 0.65 метра были непотопляемыми, они проскакивали любые мели. Меж тем как старый кат под непосильной ношей застревал на мелководье.

 

                                                          Катамаран «Котуйкан»

Мая до притока Ядра течёт единым руслом, изредка вода слабым потоком уходит в лесную зону, просочившись через кустарник и деревья,  вновь смыкается с основной струёй. Завалов не встречали. На вогнутых берегах наблюдались подмывы глинистой почвы, в результате авангардный отряд лиственниц клонился к реке. Течение не быстро, вовремя успеваешь подстроиться и не наколоться на торчащий сучёк или ветку.

Несколько раз к реке подходили вздутые шаром сопки, освежая однообразный лесной пейзаж. Коренной берег сложен мягкими породами.  Попадались осыпающиеся ярки. Ближе к притоку Ядра к реке примкнула горушка высотой метров двести с оголённой макушкой и зелёной плешью кедрового стланика.

Мая в точности, повторяя контуры горушки, закладывала безумные петли, казалось, мы ни когда её не пройдём. Только через два часа каты отошли от неё и тут сюрприз. Мая, заложив вираж, сузилась до пятнадцати метров. Поперёк лежал огромный ствол поваленного тополя без веток и коры. Его корни врезались в правый берег макушка ткнулась в левый. Мы нарекли его шлагбаумом, который предстояло открыть.

Поднырнуть не удалось, тогда с берега отпилили макушку. Тополь рухнул в воду, слабое течение не развернуло его. Перетащили каты в наглую через дерево. Путь к Ядре очищен, но подошли к притоку лишь вечером, детальный осмотр примечательной речушки отложили на следующий день.

                                 Речной пейзаж Маи выше притока Ядра.

Мая, перед тем как выйти к притоку круто разворачивается влево, и  в лоб сталкивается с ним. В зоне смешивания вод образуется огромный плёс с нулевым течением. Необходимо оговориться такую картину мы наблюдали в половодье, где уровень воды очень высокий. И так Ядра, что о ней известно – впадет на 990-м километре от устья Маи. Название притока - производная от слова еромо – крепкий урез, сброс  воды. Длина водотока 66 километров.

По силе течения и размерам Ядра не уступала Мае. Берега невысокие поросшие ольховником и молодыми топольками, дальше от прибрежной черты растет лиственничная тайга. На правом берегу обнаружили следы человеческого присутствия, остов палатки собранный из тонких листвянок. Трухлявую древесину покрыл мох. Сквозь напольный накат проросла жимолость. Кострище затянула трава, видимо люди здесь останавливались очень давно.

Ядра вливается в Маю тихим и протяжённым плёсом. Рыбаки «оседлавшие» устье  ни чего не уловили. Андрей Балабанов самый активный рыболов высказался на сей счёт безапелляционно – «Рыбы тут нет! Айда дальше!»

После слияния с Ядрой, Мая располнела дородной бабой, казалось, теперь река набрала силу и расчистит путь от завалов в любом случае. Не тут-то было. Буквально через поворот река разошлась несколькими рукавами, исчезнувшими в лесной чаше. По курсу открылась галечная отмель заваленная плавником. Круто нырнули в левый быстроток и пройдя с километр вышли на плёс. Река превратилась в озеро, будто Маю специально запрудили. И тут мы подняли головы…

 

  

                                      Завал после впадения притока Ядра

То о чём предупреждал пилот вертолёта, случилось, Маю полностью перегородил многовековой завал. Разбухшая река затопила низину, по левому берегу образовался карман. Попробовали ткнуться туда, но вода маленькими ручейками уходила между деревьев в таёжную чащу. На поверхности застряв в деревьях, лежал плавник.

В течение четырёх часов изучали правый берег. Вадим Саликов вернувшись из разведки, доложил -  «Жуть! Овраг на овраге, воды по горло. Поваленный лес. Кущи торчат ели пролезли. Если по правому берегу обносить, придётся рубить просеку и наводить переправы. Не менее четырёх дней уйдёт».

В надежде, что мы пропустили основное русло, второй кат поднялся верх по реке. Ещё раз обследовали пропущенную протоку, но и там кроме завалов и тупиковых стариц ни чего не обнаружили. Потратив время и силы, вернулись к началу, к самому завалу.

Игорь Якушев и Сергей Столяров взяли в руки шесты и, перепрыгивая с плавника на плавник пошли прямиком через завал. По лесу не пройти, вода размыла грунт. Повсюду глубокие ямы.

 

                                                            Завал

Приблизительно через час после осмотра завала они вернулись. Сергей Столяров с командирской интонацией в голосе спокойно доложил – «Блин искупался, полностью ушёл под воду. Стал на бревно, а оно крутнулось и бульк».

Мы внимали каждому слову, испытывая чрезмерное волнение. Неизвестность пугает и настораживает. Некоторые члены экипажа в панике успели отослать сообщение по спутниковому телефону - команда попала в сложную ситуацию, требуется помощь.

Сергей Столяров, смахнув пот с лица, продолжил – «И так, завал более трёхсот метров. Он давно образовался, его хвост порос кустарником, и  молодые деревца среди брёвен подрастают. Теперь о главном..., обойти его можно. Воды сейчас полным полно. Рядом с завалом прямо в лесу, Мая, пробивает новое русло. Придется лавировать между деревьев и плавника.

«Чего же мы ждём, вперёд!» – воскликнул командир экспедиции Владимир Коваленко.

«Погоди…, не всё так просто» - остепенил опытный разведчик – «На входе, брёвна навалом лежат. Ниже, через метров сто пятьдесят короткий завал. Метров десять. Обтащить не удастся кругом деревья и береговая крутизна. Но и это ещё не всё, пятьдесят метров проплывём, опять завал с поворотом, так же пропиливаться будем. Дальше чистая вода».

Взвесив доводы - за и против, оценив обстановку, направили каты по обходному пути, вновь созданному руслу. В этот кульминационный момент необходимо отдать должное Вадиму Саликову возложившему подготовку сплава на свои плечи. Пренебрегая денежными затратами он прихватил две бензопилы с короткой и длиной шиной. Накануне в свой адрес он услышал множество обвинений - к чему и зачем, одни растраты походного бюджета, можно обойтись и лучковой пилой.

Бесспорно, ручная пила незаменимый помощник, но в данной ситуации, когда пришлось разгребать три завала, срезать кусты под корень, пилить шестидесяти сантиметровые брёвна в воде, то лучковая пила здесь не конкурент.

 В итоге на преодоление завала потратили двое суток. Вынуждены были спать на кочкарнике среди воды. Из-за подтопленной почвы многие деревья превратились в стволы мумии без коры и веток. Корни слишком ослабли. К вечеру разгулялся сильный ветер. Деревья ломались, падали вблизи палаток. Было жутковато, когда массивное дерево ударяется в ночи о землю под завывание шквала. И всё же нам повезло, не пришлось разгружать каты и переносить груз на плечах. Команда общими усилиями сумела протиснуть каты по залитому водой лесу.

 

                                            Река Мая ниже завала.

 Следующий этап слава проходил в промежутке от притока Ядра до притока Мати, длина 76 километров. Воды в реке значительно прибыло. Каты неслись на приличной скорости. Речные петли помаленьку распрямлялись, течение набирало силу.

Если ранее плавник встречался редко, то теперь его скопления были повсюду. Мелкие галечные косы, острова, старицы и вновь открывшиеся протоки облепили бревенчатые скопления. Там где основная стремнина смогла пробить фарватер, ход судам был открыт.

Уровень воды в реке держался высоко, что позволило идти на двигателях. Попадались и тягуны с замедленным течением, моторная сила играла на руку. Мордобой - ветер дующий в лицо, с ухудшением погоды усложнял продвижение. За вёсла практически не брались. Тактика сплава поменялась, полностью подстроившись под рыбаков.

До притока Ядра, река рассматривалась как рыбохранилище. В новых условиях произошли перемены. Большая вода оттеснила ленка к малым ключам, собрала их на перекатах. Теперь, что называется рыба стала трудовой. Чтобы поймать рыбёшку необходимо обкидать уйму уловных точек.

Размеры ленка не претерпели существенных изменений, хотя изредка попадались экземпляры до 1 кг. Такое «весовое» распределение рыбы по реке не удивило, это характерно для многих рек. В самые труднодоступные места забираются только крупные и сильные особи.

Хочется поделиться нововведением. Часто при ловле ленка и тайменя использовали хвостатую приманку, но только ночью или в тёмный вечер. В этот раз Игорь Якушев, истинный приверженец «чистого» спортивного лова использовал мышь на протяжении дня, начиная с утра и заканчивая глубокой ночью.

 

                    «Мышара» - именная мышь Игоря Якушева.

 Результат настолько ошеломил, что его поступок заразил остальных рыбаков. Основные «игроки» забрасывали не блёсна, а  мышек. Упрашивая Игоря сделать снимок «любимого героя», я спросил, а как мне назвать в статье эту обольстительную мышь. На что Игорь ответил не сразу, призадумался и, улыбнувшись, сказал – «Это самый большой экземпляр у меня в наличии, его друзья подарили. Пусть зовётся Мышара!»

Мышара и вправду по размерам превосходил остальные приманки как минимум в полтора раза. Примечательно, что ленок выбирал именно эту цель, мы даже проводили опыты, забрасывали одновременно четыре мыша от точной копии грызуна и до деревянной болванки, окрашенной в чёрный цвет. Мышара оказался вне конкуренции, приваживал как крупного, так и мелкого ленка.

 

 

                             Игорь Якушев и ленок пойманный на «Мышару».

Необходимо отметить лов на мыша приносил хорошие результаты в верхнем течении Маи. После притока Мати ленок чаще брал на медно-золотистые колебалки и вращающиеся блёсна. За исключением ночного времени.

Сам сплав, рыбалка, протекали с наивысшей оценкой в пять балов, до тех пор, пока не случилось…

28 августа. Ночь. Сплошная темень. Резкое понижение температуры. Как следствие - выпал снег. Проснувшись утром, не смогли раскрыть молнии на палатках. Они замёрзли. Отогрев заиндевевшими пальцами замочки, команда вырвалась наружу и ахнула, повсюду лежал десяти сантиметровый слой снега. Вот так чудо. Ещё не закончилось лето, как в одно мгновение наступила зима.

 

                                                         Снегопад на Мае.

Это причуды природы или закономерность на севере Хабаровского края в условиях высокогорной зоны? Мы не знали что и думать. Снег пролежал не долго, к двенадцати часам температура окружающего воздуха приняла положительною направленность. Электронный термометр с отметки минус 3 градуса, поднялся к плюс 9-ти. Снег начал интенсивно таять, к вечеру, в таёжке и по берегам от него не осталось и следа. Зато на возвышенностях снежный покров не растаял.

В течение двух последующих дней мы крутились вокруг гольцов высотой до 1400 метров. Тайга резко контрастировала с белоснежными вершинами, напоминающими разломанные куски сахара.

Огибая очередной мыс, нашему взору предстала незабываемая панорама. К речной долине подступил голец со сдвоенной макушкой, напоминающий двуглавый Казбек. Мы так и нарекли «Майский Казбек».

С грузинского языка Казбек переводиться как (Мкинварцвери) — ледяной пик или ледяная вершина. Сдвоенный пик как у Казбека мы смогли хорошо разглядеть лишь со следующего вида, когда Мая отнесла дальше с десяток километров.

 

 

                                                              Майский Казбек

 


                                                               Двуглавая вершина.

До Мати оставались считанные километры. Русло разбилось на протоки, берега поделились на острова, вода нырнула под небольшие заломы. Сплошная круговерть. Естественно проходное русло уменьшилось как минимум в трое, подсознательно мы чувствовали, происходит, что-то из ряда вон выходящее, должно что-то произойти.

Александр Загуляев, тот самый человек, тщательно изучивший виды Маи со снимков из космоса, не вытерпел и раскрыл тайну – «Мужики не доходя Мати будет завал не такой большой как вблизи Ядры, но обязательно будет. Сто процентов». Мы не хотели верить в услышанное, упрекали Александра в паникёрстве. Как оказалось зря.

Не доходя двух километров до Мати, случился завал.

                                             Завал вблизи притока Мати.

Первое что родилось в уме – стать на ночёвку и постепенно, сегодня вечером и завтра днём заниматься волоком. Завал оказался коротким сто метров в длину. По центру виднелись каналы, по которым в сущности, если постараться можно провести каты, но детально изучив завал, стало очевидно это опасно. На скользких брёвнах легко сорваться в воду, а там помни как звали.

Владимир Коваленко, командир экспедиции так спешил познакомиться с притоком Мати, что в жёсткой форме отдал незамедлительный приказ делать обнос по правобережной отмели. Тщательно изучив берег, отыскали обходной путь по кустарнику.

В течение трёх последующих часов удалось разгрузить каты, перенести к чистой воде и вновь загрузить перемещённым грузом. Завал остался позади, нас ждал приток Мати. Буквально через пять поворотов, Мая раскрылась огромным плёсом. Левый берег обнажился тиховодьем. По центру разлившейся глади виднелась песчаная коса.

                                                       Левый приток Мати.

Река Мати — первый крупный приток. Расположен на 914-ом  километре от устья Маи. Длина водотока 167 километров. В средней части притока находится вековой завал, полностью запирающий реку на протяжении 200-х метров.

Мати ознаменовал окончание рубежа недосягаемости. Доподлинно известно, о том свидетельствуют выкладки на «ютубе» – на реку частенько наведываются туристы. Позднее в селении Нелькан до нас дошли сведения,  местные рыбаки способны подняться на моторных лодках до Мати. Честно говоря, эту информацию необходимо проверить, ведь путь составляет 360 километров. Да, мы видели обжитые жилища на Мае. Первое зимовье повстречалось на притоке Нудыми это гораздо ниже Мати на 90 километров.

Поверьте на слово, бывают моменты, когда намеченные планы рушатся и светлые надежды разбиваются вдребезги о скалу недопонимания. Именно так получилось и у нас. Два экипажа нацеленные на поимку крупных рыб не согласовали дальнейшие действия. В результате только одно судно причалило в устье Мати, и опробовало блёсна на местных обителей. Были виды и на саму Мати, в планы входила днёвка, заход в реку на моторе до тех пока позволит проходной фарватер.

В устье Мати поймали два среднеразмерных ленка. Ниже по течению Маи крупных ленков, как в истоках, мы больше не ловили. Ленок мельчал на глазах и уже на выходе перед притоком Северный Уй на тройник цеплялся ленок меньше килограмма.

На Мати произошло примечательное событие. Игорь Якушев, расстроенный из-за скоротечного посещения Мати, метал блесну с такой силой и активностью, что она буквально перелетала стремнину Маи, и приземлялась в заводи притока. «Есть» – захлёбуясь от нервного напряжения крикнул Игорь. Фрикцион заскулил обиженным щенком, шнур, словно обрезанная якорная цепь уносился под воду. И бац на поверхности вздыбился красный хвост в разрывах водяных брызг. «Таймень!!!» – неистово заорал Игорь.

Это первый случай, когда таймень хоть как то проявил своё присутствие. И…, увы, он сошёл.

Деликатная и щепетильная тема тайменная рыбалка. Ради тайменя в основном и затеваются мероприятия сродни нашему походу. Именно о таймене грезят рыболовы и ведутся горячие споры, в каких местах его искать.

Всё тот же Игорь Якушев, наделённый особым рвением в споре с обозначенным хищником, удостоился чести поймать первого тайменя. Случилось это гораздо ниже Мати, километров тридцать-сорок. Стояла пасмурная погода, солнечный свет рассеивался в матовых облаках. Время поджимало стрелки часов к делению под цифрой 13.00. Ширина реки колебалась в пределах 80-ти метров. Большой разлив после прижима.  Течение умеренное и равномерное без ярко выраженной струи. Лов производился с ката. Судно несло течение Маи, норовясь выбросить на правобережные расчёски и тут произошло то самое, ради чего и затевался зрелищный аттракцион.

 

                                                                Первенец таймень 10.300

 Снасть не была подготовлена к крупной рыбе – среднего размера блесна с лепестком серебристого цвета, на внешней стороне полосы оранжевого оттенка. Чёрный тройник украшен красной кисточкой. Спиннинг универсальный, двухсекционный от фирмы Daiwa, тест 15-50, длинна 2.74.

Пришлось изрядно попотеть, таймень чрезмерно сопротивлялся, не желая оказаться на суше. Затруднял действия рыбака и кат. Дабы пристать к берегу требовалось время, умение и старание гребцов. Таймень норовил занырнуть под кат, описывая круги вокруг судна. Приходилось разворачивать кат, шнур мог залезть под баллон. В итоге после пятнадцати минутной борьбы таймень сдался. Контрольное взвешивание подтвердило, это трофейный экземпляр весом 11кг. 300 гр. О лучшем и мечтать не приходилось, но надежда на поимку более крупного тайменя ещё оставалась.

Удача не ходит поодиночке - проверенный факт. Если она изволила проявить себя, то обрушивается на всех одновременно. Настал черёд потягаться с тигром пресных вод и Вадиму Саликову.

                                                       Таймень весом 17кг. 800гр.

Условия, при которых происходило выуживание тайменя аналогично первому случаю,  описывать их в деталях не имеет смысла.

Таймень Вадима Саликова вел себя менее активно. Как потом высказался сам Вадим – «Блин! Такое ощущение, зацеп, а когда понял, на крючке сидит таймень, рука устала крутить катушку. Словно упражняешься с ручной мясорубкой, будто на том конце шнура не таймень, а топляк».

Придётся выложить некоторые соображения и сделать выводы относительно тайменной рыбалки. Тайменей поймали на отрезке от притока Мати и до брошенного селения Кавалькан. Таймень брал во время движения ката, с берега не удалось подцепить. Ловился только на блёсна, мышь действовала исключительно на ленковую братию.

Мешал большой уровень воды в реке. Если при среднем значении, рыба ведёт себя предсказуемо, сосредотачивается после быстротока в затишках и ямах. То в половодье таймень разбредается по огромному речному пространству. Его можно встретить в самых непредсказуемых местах, типичных скажем для щуки или сига.

Далее по маршруту происходил рутинный сплав. Мая увеличилась в масштабах. Русло реки по-прежнему закладывало непредсказуемые петли, делилось на протоки. Отдельно стоящие горушки украшали горизонтные дали. Изредка по берегам образовывались осыпушки, в целом картина не претерпела запоминающихся изменений.

Ленка стало на порядок меньше, изменился и технологический процесс рыбалки. Чтобы не пропустить «клёвые» места сплавлялись без мотора буквально прочёсывая каждую пядь речной глади.

                                                                   Рыбалка  с ката.

822-й километр. Река Нудыми. Эвенское слово нэку означает большой лабаз на сваях. Существует и другая версия название притока - производная от слова ниды – заболоченный берег.

 Левый приток Нудыми возник на пути, когда небеса пролились затяжным дождём мелки и нудным. В старице на правом берегу Нудыми заблестела крыша постройки. Значит там зимовье, естественно возникло неуёмное желание осмотреть «тутошнюю» достопримечательность.

 

                                         Зимовье на притоке Нудыми.

Стоянка удивила «зажиточной роскошью». Построить большой дом, гараж для снегохода, великолепно отделанную баньку и гостевой дом с летней кухней - не под силу рядовому охотнику. Доставка груза и стройматериала, скорее всего, осуществлялась воздушным способом посредством вертолёта. Спутниковая тарелка, светодиодная подсветка, солнечная батарея  -  плоды цивилизации упорно проникают в отдалённые глубинки. Надо отдать должное хозяевам стоянки -  молодцы ребята!

Вернёмся к Нудыми.

 

                                                     Левобережный приток Нудыми.

Всё тот же пресловутый, высокий уровень воды не дал в полной мере насладиться рыбалкой. В устье поклёвка отсутствовала, прогулка вглубь притока не принесла хороших новостей. Рыба покинула неуютную зону половодья. Это закономерность, её не обойти ни какими ухищрениями.

Пасмурный день продолжался, влажная кисея переходящая в туман и обратно, обложила речную долину. Перспективу на удачный клёв мы не рассматривали с положительной стороны. Тем не менее тралили реку со всех удобных позиций.

После Нудыми в «низменном рельефе» наметился высотный прорыв, река славно магнит притягивала залесённые увалы.

С выключенными моторами каты шли самосплавом на расстоянии 300 метров. Обогнули левобережную горушку, запомнившуюся молодой порослью лиственниц на буро-коричневой подстилке мха. Ниспадающий к реке бережок колосился осокой и пожухшим разнотравьем. Берега напоминали озерковую идиллию. Тишина, покой и неторопливость в мыслях и движениях.

«Таймень! Таймень!» - завопили с впереди идущего ката. «Держи в натяг, не опускай спиннинг. Не давай разогнаться» - окрики не оставили нас равнодушными к происходящему. В темпе вальса подняли вёсла и отдали приказ рулевому – «Заводи мотор». Операторы и фотографы хотели поскорее добраться до счастливчика и отснять великолепный материл о поимке очередного монстрилы.

Андрей Балабанов не поддался искушению чужого везения, продолжал закидывать блёсна. Сергей Столяров дёрнул за шнур стартера, мотор дёрнулся, пшикнул и заглох – не завёлся, словно отодвигая что-то неизбежное. «Погоди» - без нервного напряжения в голосе произнёс Андрей, - «У меня таймень сидит».

Да ну, не может быть, усомнились мы. «Этот точно, я уверен» - стоял на своём опытный таймешатник. В эту самую секунду, на поверхностной глади, в метрах двадцати от ката взорвался фонтан. Показался красный хвост и тёмное туловище с чёрным спинным плавником.

И такое бывает, два тайменя на коротком участке реки бросились на приманки одновременно.

                                Андрей Балабанов с тайменем весом 11 кг. 250гр.

Доподлинно известно цвет тайменя напрямую зависит от места  обитания. Таймени, пойманные на коротком участке реки, имели разный окрас серебристый и чёрный. Допускаю, один из них был мигрантом, выжитым из обычной среды обитания сильным поводком.

Это не столь актуально, в данный момент нас интересовали габариты, их вес и фотогеничность. На кадре они получились достаточно красиво впрочем, как и сами счастливые рыбаки.

                                     Александр Тумашев, таймень 7.600

 Александр Тумашев коренной житель Иркутска, человек философского склада ума, до сего момента не находился в схватке с хищниками. В походы Александр ходит регулярно, на его счету не мало речных открытий таких как Мойеро, Котуй, Ерачимо, но прошлые походы не оставили отметку в его тайменной истории и вот долгожданный первенец!

4 сентября знаковый день в погодных явлениях. Скажем так с этого числа и по окончании маршрута, 14 сентября, светило яркое солнце, днём воздух прогревался до 27 градусов - настоящее пекло. Изредка, небо, нахохлившись высотной облачностью, прикрывало солнечный диск.

Звёздной ночью температура понижалась до отрицательных значений. В совокупности вышеупомянутых данных будет уместно сказать, погода была идеальной для сплава.

 

                                                                Река Мая (Алданская)

Примечательных особенностей выделяющих Маю из числа подобных рек скажем, Уда и Уян (приток Учура), не много, но кое о чём стоит рассказать. Только здесь мы наткнулись на своеобразное построение речной долины. Мая, прижавшись к возвышенностям, распрямилась, собралась единым руслом, стоило течению войти в низменную часть долины, как стремнина разбилась на бесчисленные рукава, ответвления и ручьи, снующие между деревьев. На отдельных участках доводилось лицезреть парадоксальную картину. Мая, огибая горушку, пересекала пологий склон. Если левый берег уходил с постоянным увеличением высотных значений, то правый берег являлся своеобразным бортом в жёлобе. За «береговым бруствером» линия сопочного скоса уходила вниз, создавалось ощущение, будто плывёшь по рукотворному каналу, построенному на сваях.

Многочисленные притоки, утверждённые на посещение, исследовать не удалось. Как правило, к ним направлялись мелкие не проходные ручейки. Основное русло, извиваясь уходило в сторону на сотни метров. В среднем течении Мая без конца делится на протки те в свою очередь урезаются на более мелкие. Доходит порою до того что в единое русло река собирается через десять-пятнадцать километров.

                                            Залитый водой остров

Рыбалка как мы и предугадывали, переместилась в заводи к устьям крупных притоков. В таких «затонах» удалось поймать окуня и щуку. Вес окуня не превышал 800 грамм. Зубастая щука попадалась редко, вес колебался в пределах 1.0 - 2.0 килограмм. Были предприняты попытки на разгруженных катах под мотором подняться вверх по притоку. Результат  оказался, мягко говоря, не важным. До первого переката дойти не удалось, мешал плотно растущий кустарник. Стремление обросать перекаты с чистой водой обоснованное, ведь там мог отстаиваться ленок или таймень. Предположения оказались ошибочными.

 

 

                                           Майский окунь

И совсем диковинно смотрелся пойманный сиг. В справочниках он значился как сиг-пыжьян. Почему так, а не иначе, установить не удалось. Разницы от обычного сига обитающего в северных реках не нашли, но это скорее вопрос к ихтиологам. Мы подходили к этому вопросу с чисто практической целью. Всего было поймано с десяток штук, вес не доходил до килограмма. Трофейной ценности он не представлял, за то по вкусовым качествам к нему имелся определённый интерес. Ловился сиг на плёсах, обязательным условием обитанием являлся песчано-глинистый берег и заиленное, мелкое дно.

 

                                                       

                                                          Сиг-пыжьян

Пыжья?н или по-другому сибирский сиг. Семейство лососёвых. Обитает в водоёмах европейского Севера и Сибири. В длину достигает 46 см. Вес до 1,5 кг. Средних размеров сиговая рыба имеет прогонистое тело. У крупных рыб хорошо выражен горб за головой.

Продолжая победоносное вещание о животном мире, уместно акцентировать внимание на следующей информации. Дважды команда встречалась с медведями. Не крупными с узнаваемой раскраской бурого цвета. В первом случае косолапый рискуя быть замеченным, вышел на берег и переплыл реку на наших глазах. Во втором случае медведь высунул морду из кустарника, когда кат самосплавом огибал крутояр. На прямой контакт «закомуфлированый десантник» в бурой накидке не пошёл.

Исследуя береговое пространство, часто натыкались на свежие следы волка. Судя по многочисленным следам и ошмёткам перьев, они тут носились дикой и кровожадной «толпой».

Однажды выходили лоси. «Таёжная корова» (так иногда говорят эвенки про сохатых) с подрастающим телком пробежала у катамарана в то время когда занятые спиннингисты развлекались с блёснами. Из пернатой дичи к нам на смотрины нарывались только утки. Основным видом, самым многочисленным был крохаль и серая утка. Пик знакомства с животным миром пришёлся на среднюю часть Маи. В верховьях, надо признаться, наблюдали только старые следы на береговом галечнике.

 Были конечно и неординарные достопримечательности, например  утёс Крестовый возник на фоне однообразной таёжки неожиданно и помпезно.

                                              Утёс Крестовый

На каменной залысине утёса отчётливо виден рукотворный крест.  Искать сему знаку объяснение сложно. Скорее всего, он поставлен в честь торжественного события местными жителями, о чём нам не суждено узнать. Утёс Крестовый является отрогом горы Олинда. Будущим туристам данная привязка облегчит поиски этой достопримечательности.

Следующим не менее интересным местом значиться брошенное селение Кавалькан. Оно насчитывает около пятнадцати домов, пять из которых в хорошем состоянии. По дверям, закрытым на замок можно судить о том, что хозяева присматривают за ними.

Рассвет селения Кавалькан пришёлся на семидесятые годы. Он являлся отделением колхоза созданного в посёлке Нелькан. «Фермеры-колхозники» разводили чёрно-бурую лисицу в специальных клетках, возделывали землю, о чём нам признался сотрудник краеведческого музея в Нелькане. В теплицах и на открытом грунте созревала капуста, огурцы и картофель. Охотники, причисленные к колхозу, отлавливали соболя. В целом жизнь кипела, пока не настали 90-(роковые) годы. Продолжать далее бессмысленно всем хорошо известно чем это закончилось.

                                                    Селение Кавалькан

До Нелькана оставалось пройти менее 100 километров. Будто сговорившись к реке потянулись возвышенности. Возникли подобия скал. Речной пейзаж приобрёл множество высокогорных оттенков красоты и величия. Не излишне упомянуть, если тот, кто захочет испытать себя в роли скалолаза и покорителя вершин. То у него будет лишь несколько таких возможностей. Река Мая остаётся верна своим принципам. Вплотную к горам подходит редко, предпочитая виться петлями по широкой долине составляющей 5-10 км. Если суждено наткнуться на скальный срез, выступающий над рекой, думаю, стоит задержаться и организовать днёвку. Дивные виды с высоты птичьего полёта дополнятся хорошей ленковой рыбалкой. Ночью на мыша под скалой удалось поймать с пяток крупных экземпляров.

 

 

                                                Долина реки Мая.

Коль речь зашла о рыбалке придётся поделиться некоторыми секретами. Однозначно ленок измельчал. Его не стало меньше, вот в размерах и весе он проигрывал вчистую ленкам, ловившимся в верховьях. Самым излюбленным обитанием ленка были затяжные галечные косы, они возникали на изгибе реки под выпуклым берегом. В начале береговой косы наблюдалась быстротекущая стремнина и перекатные волнения. За ними река расширялась. Вдоль отлогого галечного берега следовала мель. В этих границах и копошился ленок, вес достигал не более килограмма, зато на таком участке удалось поймать двадцать особей - хотя бы ради спортивного азарта.


                                                  Ленок в среднем течении Маи.

На 573-м километре от устья Маи впадает река Северный Уй. Длина — 233 километра. В среднем и нижнем течении, разбивается на протоки, течёт по заболоченной местности. Река Северный Уй мельче чем Мая, а вот скорость течения выше. Река привлекает любителей спортивного сплава. В ней обитает таймень, ленок и хариус. Истоки реки Серенный Уй расположены ближе к Охотскому морю. Рядом проходит дорога, идущая от посёлка Нелькан к морскому побережью. В таких выгодных условиях заброска туристов на Северный Уй заманчива и перспективна, самое главное не столь затратна как заброска на Маю и её притоки.

 Обидно, что на означенный приток были возложены последние надежды - утолить рыболовный голод. Рыбаки не безосновательно полагали, раз приток крупный значит, и ленка будет вдоволь. Ни чего подобного! Даже мелкий ленок гонялся за блесной через силу. Объяснение сему парадоксу нашли тут же - каждый час перед лагерем пролетали моторные лодки. До посёлка Нелькан путь составляет каких-то 27 километров. Со стороны рыбаков и охотников приток подвергается интенсивному прессу. Это факт, с ним не поспоришь.

Самые отчаянные рыбаки, разгрузив кат, пошли на моторе вверх против течения. Сия авантюра не увенчалась успехом. Маломощный  мотор не справился с речным потоком, кат поднялся километра на три. Рыба отсутствовала, больше мы не поймали ни одной рыбки.

 

 

                             Река Северный Уй, перед впадением в Маю.

Раннее утро 13 сентября. Распрощавшись с притоком, команда поспешила к финишной черте. Посёлок Нелькан манил возгорающимися флюидами родного очага, теплоты нагретого жилища и ароматом горячего борща сваренного на свиной голяшке. И конечно очень хотелось испробовать забытого на вкус бородинского хлеба, оно и понятно сухари закончились три дня назад.

Село Нелькан построено возле притока Чуя, впадающего на 547 километре от устья Маи. Название Нелькан имеет эвенкийские корни — «нель» означает стрелка или место слияния двух рек.

 Нелькан основан в 1818 году. Конечный путь судоходства по реке Мая. Достопримечательности посёлка — церковь благовещения Божьей Матери, построена в 1915 году согласно проекту Константина Тона. Отсюда есть автомобильная дорога к Охотскому морю. В посёлке существует районный краеведческий музей. Искренне советую тем, кто побывает в здешних местах, не поленитесь, сходите туда. Увиденное и услышанное разбудят любопытство и подогреют интерес к новым открытиям. Вы узнаете уйму полезной информации о том, какое поголовье северного оленя держал колхоз в советское время (даю подсказку 45 тысяч), где установлен памятник известному писателю и геодезисту Григорию Федосееву, познакомитесь с бытом местных жителей осваивавших этот край с незапамятных времен.

Не навязчиво подводя к окончанию рассказа, необходимо раскрыть секрет названия статьи «Река Мая - Дорога ста лун». Во второй половине 17 века по долине реки Мая шёл путь из Якутска к Охотскому морю. Про него говорили, что это дорога в Русскую Америку. Она имела романтическое название — «Дорога ста лун». Организованная в те времена Русско-американская компания доставляла по ней грузы. О масштабах грузоперевозок говорит тот факт - по тракту доставляли в центральную Россию даже плиточный чай из Китая.

                                                   Посёлок Нелькан

 Сплав по реке содержит в себе не только рыболовную составляющую, пейзажные виды незнакомой реки и трудовые будни походного маршрута. К счастью он сводит с людьми, проживающими в этих чудных краях.  Не смогу утаить интереснейшую историю, произошедшую с нами. Прибыв в Нелькан к одиннадцатому часу, первым делом направились в аэропорт за билетами.

Вылет самолёта «Ан-24» по маршруту Нелькан - Николаевск на Амуре – Хабаровск, стоял в плане на завтрашний день. Упаковав палатки и груз в багаж, команда намеривалась устроиться в гостиницу. Не получилось, скромные гостиничные покои заселил экипаж вертолёта, прилетевшего накануне. Что делать? Обратно ставить палаточный табор?

Командир экспедиции Владимир Коваленко, человек симпатичный, галантный и обходительный, случайно повстречал двух женщин. Оказалось Наталья Александровна и Ольга Николаевна работают в администрации. Уловив суть проблем, они безвозмездно пригласили нас переночевать в здании администрации.

Оказывается, есть люди в русских селеньях отзывчивые и доброжелательные. Только «гнездятся» эти добряки далеко от столицы. А может всё это и к лучшему, ведь именно там, в глубинке люди сохранили в душе сочувствие.

На миг для сравнения представьте себе, что вы турист, заблудившийся в городских джунглях Москвы. Случайно набрели на столичную мэрию. И сидя в приёмной «Серёги» Собянина проситесь к нему на ночлег…, результат я думаю, будет однозначным…

На этой высокой ноте человеческой добродетели можно и закончить рассказ, но перед тем стоит упомянуть о тех, кто прошёл маршрутом от начала и до конца.

                                          Наша команда.

Слева на право – Андрей Балобанов, Игорь Якушев, Александр Загуляев, Сергей Столяров, Вадим Саликов, Александр Тумашев, Александр Букреев, Владимир Коваленко, Валерий Данилов, за кадром ваш верный слуга рифмоплёт Олег Дегтярев.

Всё поход  по реке Мая (Алданской) завершен.

P.S. в посёлке Нелькан проживает Панков Леонид Борисович, по его словам он организовывает туры в верховье Маи на моторных лодках. Как далеко, и сколько это стоит он не сказал. Узнайте у него сами - тел 89242013143   pankovlb@mail.ru

                                                                                             Олег Дегтярев

                                                                                               14.10.16.

 


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: