Река Мая - дорога ста лун

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Сплав на катамаранах по верхней части реки Мая.
 

                                          Река Мая – «Дорога ста лун»

Широка, привольна и раздольна Сибирь матушка…, только вот простора для походов по рекам на всех туристов не хватает. Водишь пальцем по географической карте, а целинной тайги остается всё меньше и меньше. Спорили, обсуждали, да так прямиком и уперлись в Охотское море, глядь, а там с отрогов Джугджурского хребта река Мая к Алдану течёт. На том и сошлись, решили в самые истоки реки заброситься.

Вход была пущена «походная логистика», что и где взять, с кем переговоры вести и куда отправить груз. Надёжные связи среди туристической братвы на просьбы подсобить делом аль советом недоумённо кивали головой – мол, край далекий, незнакомый и малопосещаемый. И нечего вам там делать!

Скитания по интернетовским страничкам постепенно вывели к искомой цели. Методика детальной фильтрации принесла плоды. На наше счастье годом раньше запущен рейсовый самолёт Якутск-Охотск. В Охотске базируется лётный отряд. В распоряжении лётчиков имеются винтокрылые машины «Ми-8» готовые в любой момент, после внесённой предоплаты, унести нас с грузом хоть на край света.

Груз - вот дамоклов меч, зависший над взмыленной шеей походника. Что с ним делать? Как поступить? Доставка катамаранов, двигателей и походного скарба авиабагажом – влетит в копеечку. Считай, пересчитывай, а груза на десятерых человек выйдет как минимум килограмм 800. К тому же нас предупредили – в Охотске бензина нет. Если и достанете по знакомству, качество у него сильно рознит от бензина заправочных станций «РОСНЕФТЬ» или «ЛУКОЙЛ». Вот незадача!!!

Опять же оговорюсь, век информационных технологий упрощает логистические задачи. Настырный поисковик Google вывел на фирму грузоперевозок, посредством которой можно на корабле доставить не дюжий скарб из Хабаровска прямиком в Охотск.

На этом злоключения с подготовкой сплава остались позади. Вперёд позвала индикаторная надпись вылетов из аэропорта Шереметьево. Перед глазами проскочила стюардесса в ярко алом костюмчике с повязанным платком на лебединой шее. Сверкнула расправленным крылом серебристая эмблема «Аэрофлота» на груди пилота. Раскрылась городская панорама Якутска на прибрежной низине. Очень быстро в напряжённой кутерьме провожающего и встречающего аэропорта пронеслись два часа межрейсовой стыковки. И вновь стремительный взлёт. Ускользнули вдаль синие разводы реки Лены на зелёном полотне тайги. Затухающим эхом отозвался рокот турбовинтовых двигателей престарелого «Ан-24». Сплелась в белое покрывало грозовая облачность под вибрирующим фюзеляжем. Раскрылась лазурным горизонтом «бескрайняя равнина» Охотского моря.

Отныне путь к отступлению отрезан. Будущее ещё не успело раскрыть козырные карты. Интрига возрастает, ожидания, неуверенность, азарт, самонадеянность и глумливый фарт, всё смешалось перед очами - настал наш черёд ходить!!!

 

                                                Вид на Охотск с вертолётной площадки.

Не сказать, что удача преследовала нас на пути к Мае буквально попятам. Нет. Но её присутствие мы ощущали. Пилот «Ми-8» Алексей Бондарев обрадовал сходу, после рукопожатия - «Ребята вам несказанно повезло. До вашего прилёта четыре дня ни куда не летали. Циклон бушевал. Облачность низкая, видимости ни какой, а уж дождя пролито…, целое море. Речушки из берегов вышли. Вы как раз в погожее окно попали. Завтра вылет, готовьтесь».

Сказанная вслух радостная новость обрадовала. Холодное Охотское море славится продолжительными туманами, вызванными океаническими муссонами. Преобладание в весенне-летний сезон юго-восточных ветров приводит к значительной облачности, осадкам, туманам и штормовым ветрам. Муссонные ветра приводят к значительному выхолаживанию западной части моря по сравнению с восточной, это важные климатические особенности Охотского моря.

На побережье моря можно просидеть в ожидании благоприятной погоды целую неделю, а то и больше. Необходимо учитывать и тот факт, что река Мая находится в континентальной части, отгороженной высоким Джугджурским хребтом. Там совершено иные метеорологические условия. Северо-западные ветра дующие с арктических широт приносит немало грозовых хлопот. Вполне предсказуемо - в  высокогорной области Джугджура выпадет летом снег.

Риск благородное дело! Фарт на стороне тех, кто не боится сделать шаг на встречу с невзгодами!

Проблема с непогодой отпала сама собой. Оставался невыясненным вопрос, куда именно, в какую точку забрасываться? Детально проработано три варианта: первый - «оседлать» левый приток Маи реку Мати. Но по ней уже ходили люди. В YouTube есть фильмы об этих походах. Нам бы хотелось чего-то диковинного.

Второй вариант посетить реку Ядра расположенную ближе к истокам Маи. Тут свою лепту внёс участник экспедиции Александр Загуляев.  Призывая в свидетели любимую жену, он клялся, что на детальных снимках из космоса, предоставленных сайтом MapSphere, разглядел множество завалов перегородивших реку.

Сомнения закрались в сердца отчаянных сплавщиков. С этими самыми сомнениями и под воздействием слёзных просьб Александра - не сбрасывать со счетов его убедительные доказательства, обратились к пилоту. Рассудительный и холоднокровный капитан воздушного судна ответил – «   Если вы боитесь завалов, то, как вы вообще собрались на Маю?!!! Там сплошь завалы!»

Вот, ответ мужика! Подлив масла, в огонь сумасбродства и расправив крылья авантюризма решили понестись прямиком в чертоги дьявола. Будь что будет – айда в самые истоки Маи. После грозовых циклонов там наверняка прибыло воды, и мы скатимся по реке, словно по горке в аквапарке. Именно с такой настойчивой просьбой обратились к уважаемому пилоту. Тот услужливо согласился за дополнительные пятьдесят тысяч рублей, предупредив – «Придётся покружить малость, после паводка косы залиты. Место посадки сложно будет отыскать».

                                                                 После взлёта.

Понеслись! Надо признаться - вертолёт был загружен под завязку. Кроме нас, дробненьких молодцев весящих более центнера, в салон «Ми-8» удалось втиснуть груз общим весом 1200 кг. Вертушка с трудом оторвалась от  крохотной бетонной площадки. Приподнялась, и клюнув кормой, резко пошла вниз с креном на правый борт. Среди пассажиров раздался настороженный шёпот. Пилот выровнял машину. Завис над землей в метрах трёх. В мыслях пронеслось – «Вертолёт перегружен, придётся часть груза оставить на земле». Вскоре пилот встряхнул сонную машину и повёл её на северо-запад с уверенным набором высоты.

Остатки грозового фронта рассеялись по небу разорванными клочками вспушоной облачности. По курсу открылось сияющее небо, свободное и безмерно огромное.