Иркутская область / Водный туризм | Горный туризм | Спортивный туризм

Мурхой – Гутара – Тагул – 2015, или незабываемые проключения в Тофаларии

9 июля - 10 августа 2015 г.
Хороший маршрут для знакомства с природой Восточных Саян.
Самара - Нижнеудинск - река Мурхой - река Гутора - река Тагул - Тайшет - Самара

Вот  уже и Нижнеудинск, начальная точка нашего похода, поезд прибыл вовремя. После трех часового гуляния по вокзалу, поезд прибыл слишком рано, для визитов в гости, мы на такси отправляемся к нашему новому знакомому Алексею  Ускову.  Встретили нас очень хорошо, и хотя очень хотелось спать, часа три проговорили, и только после этого улеглись. Поспали часов до 12. Затем вызвали такси и поехали на мелкооптовый рынок «Светофор». Рынок еще тот. Выбора почти нет, упаковки очень большие, народа много. Создалось впечатление, что люди живут очень бедно. Обошли еще несколько обычных магазинов, которые тоже не произвели на нас впечатления. В конце концов, нам указали магазин «Удача», который оказался именно тем магазином что мы, и искали, ну может и дороговато, ну  мы же в отпуске. Закупили все необходимые продукты и поехали назад. Приехали в клуб, а там дым коромыслом, пришла группа омичей из похода по Бирюсе. Переупаковывают  свое снаряжение, моются в бане. Вечером у них поезд на Омск. Руководил группой Александр Аксенов. Тем временем, мы тоже рассортировали продукты на воду отдельно, на поход в горы отдельно. Наташа, героически помылась, в почти остывшей бане, охота пуще неволи.

Вечером долго не могли улечься спать, долго разговаривали на разные темы, пили кофе, схлестнулись с Сашей по поводу снаряжения, - отвели душу. Узнал много нового. Спать легли около двух ночи. Спали, как обычно в новом,  месте не очень хорошо. Проснулись в 7 утра, два раза ходили в магазин, докупали продукты и окончательно уложили рюкзаки. Итого получилось на двоих 105 кг. В 23 часа подойдет за нами Урал и повезет нас на вокзал, где к нам присоединится группа из Омска, группа большая 20 человек. Саша помог нам правильно привязать рюкзаки, что бы они не очень  сильно потерлись в пути, и сопроводил нас исчерпывающей информацией о поведении в дороге. Как и где сидеть, что и когда делать, и чего не делать. В общем благословил!

Поезд пришел немного позже, чем ожидали, в 00.30. Группа очень организованно разместилась в машинах и в час ночи мы тронулись в путь. Группа разношерстная от 20 до 30 лет,  видно, что все уже ходили в походы. В дороге основное время спали, многих укачало. Но дорога не самая плохая, из тех, по которым мы ездили. Мы ожидали худшего, просто очень долго. В 10 утра остановились на обед на берегу Бирюсы. На обед нам понадобилось полтора часа.  Мы готовили на примусе, ребята на костре. Группа оставила приятное впечатление. И снова в путь.  Прибыли на место в 18 часов, ни без приключений. Совсем немного не доезжая ко Катышного на переправе через Бирюсу

ЗИЛ 130 провалился в яму по капот, и захлебнулся. Пришлось второй машине возвращаться и выдергивать. А трос, привязанный к бамперу оказался под водой. А вода +5 не больно накупаешься. Ребята одевали неопреновый костюм, помогали водителю. Вся операция заняла два часа. Прибыли на уютную большую поляну рядом чистая речка. Перед сном пришли к палатке кони, и начали топать как КОНИ, и жеребенок норовил засунуть морду под тент, боялись, порвет. Вечером ходили к группе знакомиться, группа схоженная в прошлом году 16 человек, из этой группы, ходили в двойку. Делают все быстро, и готовят, и ставят лагерь, ни какой лишней суеты, как говорят, каждый солдат знает свой маневр, все четко, я считаю это заслуга их руководителя Анны Статвы, кандидата географических наук зав.кафедрой географии ОмГПУ.

Эти машины нас привезли

Прибыли к началу маршрута

Утром я проснулся пораньше многих, и свой рюкзак с катамараном унес на километр наверх, вернулся назад, позавтракали, еще немного до собирали вещи, и пошли с Наташей. Вначале идти было не очень сложно, подъем небольшой, но много бродов, я насчитал  8 штук, они хоть и не очень глубокие, но без сапог никак. В 10 часов встали на отдых. Вторая заброска на 30 минут далась уже значительно тяжелей, - очень жарко, и много оводов. Решили сделать еще одну заброску и уже остановиться на обед, - подустали. Мне приходиться делать три, а Наташе две ходки, поэтому продвигаемся медленно. Как мы ни старались, как ни упирались – но возраст, и отсутствие тренировки, сделали свое дело. И в 17.30 последние силы покинули нас, и мы решили остановиться на ночевку. А так, как ровных мест нет, то поставили палатку прямо на дороге. Полежали немного в палатке, отдохнули, приготовили ужин. Мышцы на ногах отказывают, подъем перед перевалом уже довольно крутой, а рюкзаки не легкие.

На следующий день утро встретило нас мелким моросящим дождем. До перевала еще две ходки.  К 11часам мы все вещи на перевал подняли. Перевал, представляет собой ровную заболоченную площадку. Вроде вниз идти должно бы  быть легче, но нет, мышцы начинают уставать уже другие, под ногами очень сыро и скользко. Дальше спуск стал очень крутой, идти мешают корни деревьев, скользко, по несколько раз падали. Дождь так и продолжает идти с переменным успехом. До поляны на Мурхое  добрался я в 16 часов и сразу поставил палатку. Позже подошла Наташа. Передохнули, поели, и пошли за последними вещами. Поляна большая, обжитая, но спуск  к реке крутой спускать катамаран будет неудобно. Вечером собирал катамаран, то свинчу, то развинчу, за год забываешь, мелочи и нюансы. Погода к вечеру наладилась, появилось солнышко. Возможно, завтра сделаем дневку, пропотели и промокли за 2 дня, хочется помыться, отдохнуть. К переходу мы были не готовы, дался он нам тяжело
Место стапеля
Это не праздник, а записка знакомым

Ночью было довольно холодно, градусов 8  - 9 не больше. Уром Наташа устроила стирку в импровизированном тазу. Погода неплохая. Вода в реке упала сантиметров на 20. Да забыли сказать, не доезжая до Катышнрго 15 км, - дорогу перебежал здоровый медведь, перебежал, встал в кустах на задние лапы, и так и проводил нас. По дороге и на стоянке, везде, нас преследуют бурундуки, их здесь очень много. В лесу очень большое разнообразие цветов. Набрали и поели жимолости  с сахаром.  Видели и слышали  кедровку.

Ночью было холодно, утром разбудил бурундук, который  хозяйничал под тентом палатки. Ели выпроводили. Стали смотреть, что же он грыз? А прогрыз он «Басковскую»  60 литровую герму, пытался добраться до сыра. Она хоть и старая, но все равно жалко.  Пришлось заклеивать. Долго грузили катамаран, - неудобно. Но, всё- таки, в 10 утра вышли на воду. Река быстрая, вода  чистая хрустальная. Несет хорошо, зевать некогда, практически одна сплошная шивера, на которую  нанизаны прижимы и пороги. Причаливать для отдыха, сложно. А отдыхать, надо устаешь от напряжения. Наталья болеет по полной, и нога, и кашель, и насморк. Это, первый раз наверно, она болеет в походе, лет за тридцать. Так и пришлось нам остановиться, у Наташи очень разболелась  нога, никаких сил нет. Река замечательная не можем налюбоваться. Красивые скалы, изумительного цвета вода. Воды в реке мало,  и она убывает каждый день на 20 см. поэтому, проходить прижимы тяжело, пару раз шаркнулись  рамой, без последствий. Пробовал рыбачить, -  впустую. Во время движения видели как сел на косу вертолет, высадил туристов. Как потом выяснилось, это четверо москвичей на двух «Ватерфляях»,  у них очень мало времени всего 10 дней. Вечером Наташа заварила от кашля багульник, ну а мне досталась каша «Дружба».

Стирка белья в импровизированном тазу
T

Нам кажется, что сегодня 19 июля, но не факт. Ночью было прохладно. Бурундучек покоцал ночью Наташин шерстяной пояс, видимо ему немного шерсти на шарфик нахватало, ну и попользовался. Утром вышли быстро, жарко. Вода в реке очень красивая, быстрая, вкусная,  но ее с каждым солнечным днем становится меньше и меньше. Как по такой воде ходить на кате 4 мы не знаем, нам то и то приходится часто выпрыгивать на мелких местах, а где то и протаскивать. Проходили очень красивый скальный каньон, но пофотографировать не получилось. В одном месте катамаран затянуло под залом, и сильно придавило Наташе ногу, одну гондолу почти полностью притопило. Очень неприятное происшествие, но с божьей помощью, выкарабкались. Жарко, весь день купаемся, хотя вода градусов 7 – 8, я думаю не больше.

Создалось впечатление,  что жгучие солнце мы везде возим с собой, и в Якутию, и на Алтай, и в Саяны. Смешно сказать, тент от дождя мы натягиваем от солнца, - хоть какая, да тень. Сегодня в очередном прижиме немного порвали внешнюю оболочку катамарана, пришлось разгружать катамаран, стравить воздух, зашить и заклеить. поднимались на невысокую скалу, фотографировали. Посмотрели, что ждет завтра, - продолжение сегодня. Рыбы нет совершенно, ни мальков, ни поклевок. Днем подвешивали душ, вода прогрелась градусов до 35, помылись.
Рыбак
Изумрудные воды Мурхоя

Есть такие дни, в жизни человека, которые вмещают в себе столько событий, что хватило бы на месяц в обычной городской жизни. Вот такой день случился и у нас. Проснулись и вышли на воду рано, погода хорошая. В одном из порогов Наташу смыло с катамарана. Но было не глубоко, и берег близко, побарахталась и вышла. Нахлебалась только адреналина. Скоро встретили Москвичей, они проскочили мимо нас, в тот момент, когда мы ходили на скалу.

Они посмотрели по навигатору наше точное местонахождение, -  впереди еще два порога, и 11 км, до волока на Гутару. Спросили,  во сколько обошёлся вертолёт. Они по улыбались, но так и не сказали. Позже мы узнали, что спец рейс стоит 100 тысяч рублей. Но ребята молодцы, видимо зарабатывают хорошо, и тратят правильно, да и снаряжение хорошее любовно подобранное, это заметно.  Дальше отличился уже я. Над рекой нависала классическая расческа, я крикнул Наташе, что бы пригнулась, а сам замешкался, секунда, и я уже в воде, и вижу что «отряд не заметил потери бойца», Наташа не сразу среагировала да и растерялась, и грести одной тяжело. Направила кат в камни, где и застряла. Я встал, воды чуть выше калена, до ката метров 50, пошел по воде, до берега далеко, до ката ближе. И когда до ката оставалось два метра, поскользнулся, камни скользкие, да и течение хорошее, упал и выронил весло…  Прыгаю в катамаран и в погоню. а впереди быстроток и прижим. Наташа пытается не потерять весло из вида. Проходим прижим, за ним мелкий перекат, и видим, что весло между камней застряло, но у левого берега, а мы у правого. Смогли причалить к правому только метров через 400. Пошел по берегу за веслом, и только к нему подошел, его сорвало с камней и понесло дальше,  я его догнал уже по пояс в воде, и довольный вернулся к катамарану, мокрый и уставший. Не знали, что ждет нас еще в этот день. Сиди, не сиди, нужно идти дальше. Но дело еще в том, что начал травить баллон, но не тот, что клеили , а другой, в чем дело, пока не ясно. Причаливали, подкачивали раза два. Вроде травит из под соска в носовом отсеке. Время 15.00 часов, а мы ни как не дойдем до волока, да и боимся проскочить, наконец, увидели лошадей на берегу, и рыбака. Он нам объяснил, где причалить. На месте волока хорошая обустроенная стоянка очень чистая, и из камней на берегу сложено насколько пирамидок, как ориентир. Вытащили катамаран на берег, я взял Наташин рюкзак и пошел на разведку в Верхнюю Гутару, понять куда, и самое главное каким образом, нам двигаться дальше.  По хорошей дороге 15-20 минут до реки Гутара, затем 15 – 20 минут до навесного моста через Гутару, и еще минут 10 до дома Морозовых.  вся дорога заняла 45 минут. Переговорил с хозяйкой и обратный путь.  Начали таскать понемногу вещи к Гутаре челноком, катамаран не разбирали, дорога заняла час.  Подкачали катамаран и переправились на противоположный берег, снесло не сильно. Долго экспериментировал с привязыванием правильным образом верёвки , для того, чтобы тащить катамаран корабликом, забыл как вязал на Алдане. Двигаться вверх  было тяжело, во первых уже сильно устали, во вторых течение приличное. В третьих на берегу много деревьев и берег обрывистый. По воде – глубоко по берегу , каждое дерево нужно перебрасывать веревку. Медленно и печально, но деревни доползли.  От моста прошли еще метров  200 до небольшого переката, я честно попробовал, но сил вытащить в перекат уже не осталось. Решили дальше перетаскивать челноком по берегу.  В это время подъезжают двое ребят на мотоцикле и предлагают  за 500 рублей перевезти все вещи. Устали мы настолько, что это даже не обсуждалось. Пока ребята возили вещи, местный житель, мужик, здоровый , крепкий но не молодой понаблюдав за нами, решил напоить нас парным молоком. Представляю, как мы выглядели в этот момент. И мы, усталые и голодные, выпили у него по 4 стакана каждый, спасибо тебе добрый человек, денег не взял, только посмеялся, и говорит, -  мы же русские люди. Подъезжают ребята на мотоцикле и говорят,  мы сейчас и катамаран ваш увезем , - это на мотоцикле то без коляски. Я понимаю , что или они сами угробятся или катамаран ухайдакают. Не говорю, так не пойдет. Ну, ладно,  вы отдохните маленько, а мы сейчас  что ни будь, придумаем. Мину через 10 приезжают на квадрацикле  с прицепом, привязывают катамаран и уезжают, а нас усаживают двоих на мотоцикл и по разбитой деревенской дороге . да с ветерком! Долго мы эту поездку не забудем. Лена, пригласила нас в дом, напоила хорошим кофе с самодельной выпечкой, посидели, поговорили.   Затем проводила нас в дом, показала где, что.

Катамаран решили занести в дом, для этого пришлось снять раму, все рано нужно искать, где травит гондола. Сходил в колодец за водой, напились, умылись, и спать, Наталья решила на кровати, а я не стал рисковать, и лег на пол. Но уснуть сразу едва ли получится. Вот такой замечательный день.

Купание коней
Наташа

Утром проснулись все разбитые, у Наташи побаливает голова.  Собрали вещи в горы, сходили в магазин. Купили хлеб, и Наталья захотела ананасов, а почему нет, мы же в отпуске. Рюкзаки на выходе, -  мой 25 кг Наташин 11кг.

Дождались Елену с работы, попрощались. Сказали когда нас ждать назад, и 13.15 вышли из Верхней Гутары и пошли по дороге которая идет вдоль реки  вверх. Дорога очень живописная, идти по ней одно удовольствие. Решили идти очень спокойно, после вчерашнего еще не отдохнули, к тому же, очень жарко. И через 3 часа решили уже остановиться на ночлег, к тому же начался дождь, и пришлось очень быстро ставить палатку.  Немного отдохнули в палатке, переждали дождь. Затем развели костер, вскипятили чай и поужинали.

Вот хотелось еще нарисовать такую картину, которую мы наблюдали в деревне на берегу Гутары.  Маленькие дети возраст  2 – 3 года сидят на берегу реки в одних  трусах. Играют в мокром песке,  строят замки. А между тем, температура воды не больше 5-6 градусов. Недалеко их родители загорают и купаются. Ощущение будто мы на берегу теплого моря, а не в Саянах.

Проснулись рано и в 8.15 уже вышли. Незадолго перед обедом. Произошло вот такое событие. Я двигаюсь немного быстрее Наташи и идти с ее скоростью мне неудобно, поэтому ухожу вперед, затем ее дожидаюсь. Договорились, что я буду ее ждать возле брода через Гутару. Жду ее возле брода 10 минут, 20 минут, нет Наташи.Решил пойти встретить. Прошел практически до того места где видел ее в последний раз, - нет нигде. Вернулся назад, думал, может, разминулись где.  Начал свистеть, у нас с собой для таких случаев есть свистки. Спустя некоторое время она меня услышала, подошла, но без рюкзака, рюкзак оставила у реки  в метрах 500 выше по течению. Пошел я за ее рюкзаком, минут 30 искал, но так и не нашел, вернулся. Она пошла. В общем на все эти поиски убухали часа два, Гутару форсировали по четыре раза, - весело. Дошли до второго рукава Гутары, перешли его вброд и у старого зимовья решили остановиться на обед. За час приготовили суп, и чай, пообедали и двинулись дальше. Идти очень жарко. Шли до 17 часов, в конце, как говорит Наташа, она уже ползла, устала. За полтора часа поставили лагерь, приготовили ужин, поужинали, и залегли отдыхать в палатку. В палатке мошка хоть не донимает

Обед на переправе через Гутару
Жарки

Спали хорошо проснулись рано, и в 8.15 уже вышли. Первые две ходки шлось тяжело, затем как то разошлись. Дошли до впадения Сухого Идена. Там стоят два зимовья – старое и новое. Перешли на другую сторону Идена вброд, довольно глубоко,  выше колена. Не успели толком  обсохнуть, начался мелкий надоедный дождик. Намочил траву, деревья и кусты. А так как тропа глубокая, то довольно быстро все вымокли. После брода, тропа как то плохо выражена и то разделяется на несколько тропок то совсем пропадает. Идти стало тяжело. Обедали, в единственном на наш взгляд, красивом месте у небольших скалок. Место продувается. Красивый вид, на лежащие впереди горы.  Обед занял чуть больше часа. Шли до 18 часов и ни одного более или менее пригодного места для стояки так и не встретили на своем пути. В результате встали в болотистом месте, у небольшого ручья. Дождь так и не прекращается, все сырые голодные и усталые. Развели большой костер, обсушились, приготовили ужин, и в 20.00 мы уже в палатке отдыхаем.

Горы далекие, горы туманные...

Утром землю окутал то ли туман, то ли дымка. Видимость плохая. Идти не очень комфортно, тропа постоянно теряется, забираем все время влево, что бы не терять высоту.  В этот день мы с Наташей долго ходили, каждый своими тропами, трудно и круто поднимались вверх. Лезли вверх по  каменному каньону, продирались через карликовые березки и подошли под перевал только в 18 часов, - вымотались.  День получился очень насыщенный, и физически тяжелый, ноги гудят. Пересказать все впечатления просто невозможно. Палатка стоит на самом ветру, а ветер холодный, и с лева и справа в кулуарах лежит снег
До перевала два часа пути

Проснулись поздно. Долго собирались и вышли только двадцать минут десятого. На перевал поднимались часа два. На спуске стали уходить вправо, за гору. Там впервые я пуганул медведя, он умчался в сторону перевала. Подъем на перевал оказался не сложный. Все хотели остановиться на обед. Но не было воды. А солнце жарит. Идем дальше.  Поднимаю глаза и вижу перед собой метрах в 20 медведя, ветер на меня он меня не замечает, продолжает, есть какие то корешки. Достал фотоаппарат сфотографировал. Пугать его боюсь, Наташа его еще не видит, а так как она ниже, то он вероятнее всего побежит на нее. Вот так наблюдал за ним минут 10. Затем появилась Наташа немного выше его и правее. Вот тогда я уже начал стучать камнем по кружке, свистеть и кричать.

Спрашиваю у Наташи медведя видела? Видела, как он мимо меня промчался, и с ним случился конфуз - его пронесло. Вот такие дела. Ну а мы, довольные, что все так благополучно разрешилось, весело зашагали на перевал. Перевал невысокий и слабо выраженный. Начали спускаться, поначалу полого и болотисто. Прошли буквально 200 метров и я поднимаю глаза, а передо мной медведь прямо метрах в 15. Медленно оборачиваюсь и говорю Наташе «медведь» она « я вижу». Тут я уже как то разозлился и начал на него орать, как то мы совсем его здесь не ожидали увидеть. Медведь рванул вниз. Но через 200 метров видим, что он опять стоит перед нами, опять орем , что есть мочи. Начали спускаться, а спуск я вам скажу, не подарок, сначала, заснеженный кулуар метров 250 дальше из кулуара ручей с большими и скользкими камнями. А дальше практически водопад метров 300 вниз. Идти очень тяжело, устали уже, скользко и довольно опасно. Несколько раз падали. Кое как но вниз мы спустились. Дальше, сколько хватает глаз, заросли карликовой березы и ивы. Приняли решение идти прямо по ручью. Но метров через 100 ручей полностью ушел в заросли. Начали выбираться. И через некоторое время выбрались из зарослей и начали спускаться вниз. Ни каких озер мы не видим, и куда идем я уже не понимаю. На первом, более или менее  сносном месте впихнули палатку, и решили уже закончить этот сумасшедший дань. Речка близко. Накипятили воды, заварили картофельное пюре, налили по 5 капель спирта. Опьянели моментально. Завалились в палатку. Наташа, просит развести хоть какой костер, что бы медведь знал, что здесь сегодня спим мы. Ноги дрожат от напряжения, и слегка покачивает.

Хозяин вышел познакомиться
Женя

Спали как дохлые. Проснулись рано, чай кипятили на примусе, дров нет. Вышли около восьми, и первый час ломились через березки. Дальше стала появляться тропа, идти стало веселее. Около 13 часов вышли к старому разваленному зимовью у него и отобедали. Очень жарко. Отдыхали часа 2. После обеда шлось очень тяжело, гнус звереет, жарко. Часа через два подходим к стоянке,  и о чудо, это же наша стоянка на которой ночевали три дня назад, - погуляли! Достали карты, и наконец все встало на свои места. Не доходя до перевала Федосеева, километра 3, мы в тумане ушли по правому притоку Идена на безымянный перевал. Дальше обогнули гору справа  и спустились назад в эту же долину. Но, так как цели мы определенной не преследовали, эта прогулка нам даже очень понравилась, места редко посещаемые, потому и медведи, море цветов, снежников и впечатлений. Встали рано около пяти. Место, правда, никакое, но и мы тоже, никакие. Полежали, построили планы на будущее. А ближе к вечеру пошел дождь, но слава богам, мы успели помыться и  приготовить кашу. Кушали уже в палатке.

27 июля проснулись под шум дождя, дождь шел всю ночь. Собирали рюкзаки в палатке.  Двинулись в путь по мокрой тайге и шли ровно час. Через час вышли к знакомому месту, на котором делали обед, когда шли на перевал. И, ба, на этом месте стоит знакомая палатка, это палатка наших хороших знакомых из Ульяновска -  Китаевых. Время десятый час, а они и не думают встречать гостей, - спят. Ну конечно подняли их и под тентом отметили встречу, и обменялись впечатлениями. А дождь и не думает заканчиваться. Уговорили они нас остаться ночевать, - честно говоря, долго уговаривать нас не пришлось. Идти под проливным дождем удовольствие сомнительное. Потом собрались уже в нашей палатке – она попросторней и проболтали еще часа три. Вот такой денек.

На следующий день проснулись, - дождя нет, и даже солнце пробивается, ночью даже звезды очень красиво подсвечивали горы. Быстро собрались, напились чаю, и распрощавшись с Китаевыми направились в путь. За семь часов дошли до слияния Идена и Гутары. Первые часа три еще ничего, а потом как то тяжело шлось -  жарко, и много мошки. Перебродили и прошли еще 45 минут до более или менее приличного места. Наташа занялась стиркой, я ужином.

Вверх по Гутаре

29 июля. Ночь была чрезвычайно холодная, даже в горах не было так холодно. Утром очень сильная роса, все мокрое, тучи комаров и мошки. Не стали заводить костер, а быстро на газу приготовили кофе и попили в палатке. Вышли в 8.30 и в 12.30 уже были в Верхней Гутаре. Итого  от стрелки до деревни мы дошли за пять часов. Шлось легко, солнце было в облаках легкий ветерок обдувал. Во время движения к нам прибился маленький табун лошадей и мы, возглавив табун, привели его в деревню. Дождались Елену с работы, и принялись за дела, которых накопилось достаточно. Много нужно было зашить, пооборвались и пообносились. Пытались договориться насчет бани но безрезультатно. Сбегал в магазины, но они закрыты будут работать только с 17. Самое главное мы нашли место откуда травил воздух. Как ни странно, лопнул сам сосок, капнули туда клея и замотали. На воде будем следить. Замечательно пообедали и я опять в магазин. Купил, макароны, рыбные консервы,  лечо, томаты, ананасы, купил Наташе полиэтиленовое ведро с крышкой для стирки. Пришлось купить маленький газовый баллон, много газа ушло для приготовления пищи в самой деревне. Зарядили аккумулятор для фотоаппарата. Осталось сходить за водой поужинать и спать.

Хмурый день

Спали плохо, у Наташи разболелась нога, а  я долго не мог заснуть. Пробудились в 6.30 и начали собирать рюкзаки. Собрали катамаран.  Начали все перетаскивать на берег, занятие муторное и утомительное, много барахла.  Затем сходил в медпункт, попрощался с Леной, обменялись адресами. Начали сплав в 11.30, шли два часа. Дошли до красивого места и решили остановиться, мимо красивых мест пролетать не хочется, да и спешить особо не куда. Погода: пока солнце, -  очень жарко, как солнце скроется за облаками, ну хоть штормовку одевай. После обеда лазили по окрестным скалам, фотографировали, очень красиво. На полянке, где мы стоим, очень много  муравьев, залазят в одежду и сильно кусаются. После 19.00 начинает холодать.

Следующий день был очень богат на приключения. Так как у Наташи сильно болела нога, седалищный нерв, - это очень болезненно.  Долго сидеть в коленной посадке на катамаране она не могла.  И ей постоянно приходилось  пересаживаться в более удобную позу. А это все к тому, что в один момент она во время прохождения порога не успела сесть в коленную посадку, и её выбросило из катамарана.  Катамаран двигался с гораздо большей скоростью, чем она. Я бросил ей «Морковку», но она не дотянулась буквально 20 см. мне с большим трудом удалось притормозить катамаран, дать ей обогнать меня.  Затем я наехал на неё палубой катамарана, и с большим трудом вытащил ее на катамаран, она в этот момент была уже никакая. Пока я её вытаскивал, с катамарана смыло весло. Кое- как на одном весле успели причалить к берегу, не идти же в следующий порог с одни м веслом.

Дальше привожу слова Наташи, которые она наговорила на диктофон. Как вылетела, я уже не помню. Плыла я, мне показалось очень долго, я то захлебывалась, то переворачивалась на живот, то переворачивалась на спину. С одной стороны весло мне помогало, а иногда мешало. Но весло, я решила,  не выпущу из рук. Но потом о но помогло мне немного подгрести к берегу. Уходила под воду совсем, задерживала дыхание, захлебывалась, выныривала, и мне показалось , что длилось это очень долго ну минут 20. Поток был очень сильный, несколько раз меня стукало об камни, мягкими местами. Как я себя чувствовала? Когда Женька меня вытаскивал на катамаран я уже себя ни как не чувствовала, ни рук ни ног, было только одно хриплое дыхание, воды я наглоталась сверх всякой меры.

А продолжалось это все не больше пяти минут.

Дальше я все делал максимально быстро, вытащил на берег катамаран, поставил палатку, пока Наташа переодевалась во все сухое, развел костер, когда Наташа вышла из палатки, налил ей, да и себе спирта, но с одной порции её не проняло, пришлось наливать еще и затем еще. После чего она рухнула в палатку и заснула.

Пока Наташа спала я с помощью подручных материалов изготовил весло, ну не бог весть какое, но грести можно. Только доделал, смотрю, к нам идет рыбак, из Верхней Гутары. Рассказал ему о нашем приключении  Он сообщил мне очень приятную новость. Он сказал, что через три километра в зимовье есть весло, и если мы не найдем свое , то можем забрать его, и еще подарил нам шесть хариусов. Спасибо тебе добрый человек.

Время уже около пяти, а Наталья спит и в ус не дует. Еле- еле её раскантавал. Собрались и вышли. Потихоньку дошли до зимовья, нашли весло, оно правда байдарочное, но лучше нашего самодельного. Останавливаться в зимовье не стали, пошли дальше. Прошли совсем немного, начался дождь. Сначала не сильный, но с каждой минутой усиливался. Поэтому нашли место, ну прямо пяточек для палатки. Пока поставили палатку и перетащили все из катамарана, вымочили все. Залезли в палатку, поставили примус, накипятили чай перекусили. Выглянуло солнце, дождь кончился. Развели костер, повесили вещи на просушку.  Стали готовить рыбу, и у костра досушивать отдельные особо вымокшие вещи. Только покушали, опять дождь, да сильный. Опять все быстро в палатку. Чай допивали уже в палатке. Денек выдался мокрый, пьяный, и очень богатый на приключения.

Зимовье
Хариусы
Домик и его домик

Первое августа порадовало нас легким туманом и солнышком. Утром понадобилось время , что бы досушить мокрые вещи. Вышли в 10  утра и  шли до обеда четыре часа. Река понемногу  меняется, горы отступают, течение все еще быстрое, но расстояние между порогами заметно увеличилось. После обеда, нас что то разморило, да и жарко, грести совсем не хочется. По этому, как только встретилось подходящее  место,  а встретилось оно  в пятом часу, мы решили остановиться. Очень много комаров. Солнце начинает прятаться за облаками, но в целом погода хорошая.  В некоторых местах начала попадаться костяника. Она уже поспела. Много красной смородины. Рыбалки в походе так хорошей и не было, и похоже не только у меня.

И так, мы думаем, что сегодня второе августа. Проснулись, неспешно собрались, и вышли в  9 часов. Прошли час и остановились покидать спиннинг. Поймал ленка, где то на килограмм. Затем через минут сорок, увидел хорошее зимовье, нары человек на пять, большая баня, все чистое, ухоженное, большой стол с навесом,  решили остановиться погулять и пообедать. Здесь же и приготовили ленка и успешно съели. После сытого обеда идти тяжело, жарко. Течение заметно ослабло, а грести лень. Берега скучные и неинтересные, скал почти нет. С 16 часов начали искать стоянку, а подходящего места нет. Начали молить богов, и через час стоянку нам подыскали, на ней я сразу на большую вертушку поймал хариуса, и больше ничего. Наташа набрала ягод и шиповника, и мы пытались сделать витаминный чай, настаивался он полтора часа, но вкуса особого мы не почувствовали. Наташа сварила рисовую кашу с черносливом. Но что то не рассчитала, получилось столько, что и завтра будем ее есть. Вечером мимо нас прошла сборная группа из разных городов, на трех катамаранах. Группа пыталась осуществить заброску на Кинзелюк, но что- то  там пошло не так, в результате им пришлось идти по Гутаре и Тагулу Сегодня было плановое купание, вода заметно прогрелась, и купаться было особенно приятно. На солнечных местах появилась зрелая брусника, но мало.

Вот и первый ленок
Саянские зонтики

Утром шли очень бодро, гребли с удовольствием, пасмурно и прохладно. Но скоро начался дождь, потом закончился, что бы опять начаться. Причалили у очень маленькой, но аккуратной и чистой  избушки. Решили затопить печь, да так истопили, что скоро пришлось открывать дверь и проветривать. Приготовили обед и очень хорошо отдохнули часа полтора. Погода то дождь,  то солнце и так весь день. После обеда на одном из берегов заметили три флагштока с флагами, российский, и два непонятного происхождения, причалили.  На берегу большой дом, с большой кладовкой, очень похоже на место стоянки рыболовной артели. На берегу большая, дюралевая лодка под мотор, метров 10 длинной. Спустя какое то время встретили еще одно такое же место. Через два часа хода по реке, встретили большое зимовье с множеством различных строений. На веранде под навесом горел костер и сидело несколько человек. Вышли. поздоровались. Пригласили нас на борщ и чай. Но нам главное нужно было определиться, где мы сейчас находимся. Оказалось, что там, где стояли флаги, начинается река Тагул. На реке сейчас никого нет, потому что, рыба не ловится, даже сетями. Все охотники и хозяева зимовий разъехались по своим домам. Вот тут нам и рассказали, что через четырнадцать километров будет очень хорошее зимовье, где нам и советуют остановиться, и где даже можно истопить баньку ежели будет желание.  Тагул очень неплохо течет, мы даже не ожидали, и за полтора часа дошли до этого зимовья. Только причалили, начался очень сильный дождь, вещи поднимали в дом под проливным дождем. Хозяйство очень большое пять или шесть строений, новое зимовье, старое зимовье, баня, большой сарай, громадная крытая кухня, с печкой очагом и столом, и что нас очень удивило, печь для выпекания хлеба, тоже под крышей. Очень много заготовлено кедровых чурбаков. Хозяйство очень добротное. Сидим на веранде ужинаем, идет дождь, а на душе очень тихо и спокойно, - хорошо. Перед сном истопили печку, не столько холодно, сколько влажно.

Гостеприимное зимовье на Тагуле

Всю ночь неустанно шел дождь. Утром дождь не закончился. Все сопки затянуты туманом, на небе даже просветов нет. Поэтому мы решили, если дождь не закончится, устроим дневку. Нет большой нужды идти в такую погоду. Утром я истопил баньку и с большим удовольствием попарились, и перестирали вещи. Устроили ревизию продуктов, ведь идти осталось 160 километров. Все лишние продукты оставляем в зимовье. К вечеру небо стало немного очищаться от облаков. Весь день отдыхали.

Погода хорошая, двигались по маршруту хорошо, течение неплохое. Все приключения вечером. Долго не было подходящего места, для стоянки, вся надежда была на зимовье, обозначенное на карте. Подошли к зимовью. А там хоромы, множество построек, дом хозяина 8 на 12, гостевой дом 6 на 6, и большой навес для обеденного стола персон на двадцать, кроме того обычное зимовье, ледник, баня. Между постройками проложены  тротуары из кедровых плах. Все равно причалили, время позднее и идти уже особо некогда. За столом сидит хозяин местный олигарх, - мороженный король Тайшета, и его друзья, - ужинают. Пригласили и нас к столу. Хозяин хлебосольный, встречал очень приветливо, накормил  нас щукой, салатом из огурцов и помидор, пирожками с луком и с яйцом, свежим только выпеченным хлебом, рассольником, свежей сметаной, молоком, сливками, и замечательной самогонкой градусов 60, настоянной на кедровый орешках. Было и малиновое варение и кофе с конфетами. После походного питания, мы как то даже обалдели от такого обилия. Спать нас уложили на свежих простынях, барин велел. Перед сном помылись в бане, и сытые и пьяные завалились спать. Утром встали пораньше и решили потихоньку никого, не потревожив, отчалить. Но ни тут то было. Сказали , что пока не накормят завтраком, велено никого не отпускать. Так и пришлось ждать до девяти утра. Завтрак затянулся на полтора часа, опять с тостами и самогоном. На наши возражения, дескать, нам же грести, там пороги, нам сказали, что мы пенсионеры и своё уже огребли. Идти, после вчерашних и сегодняшних возлияний было тяжело. Вылезло солнце и стало припекать, затем поднялся ветер, естественно в лицо, скорость передвижения сильно упала. Гребли усердно, что бы выгнать алкоголь. Через пять часов, непрерывной гребли, встретили замечательное зимовье, построенное года два назад, очень чистое с баней и громадными нарами человек на 8. Напротив зимовья очень красивая скала, с луковкой на вершине, напоминает часовенку.   Перетащили вещи в зимовье, подняли подальше от воды катамаран, и пошли купаться. Так как газа у нас осталось еще много решили не разводить костер и приготовить всё на газе. Чуть стемнело, завалились спать. Но не успели заснуть, разбудила нас наглая местная мышь, которая стала грызть все, что плохо лежало.  Осветили её фонариком, но она даже не обратила на него внимания. Пришлось вставать и все вещи подвешивать к потолку. Вот так закончилось шестое августа.
Усадьба на Тагуле
Часовенька
Зимовье 21 век

Утром приготовили завтрак на примусе, и вышли в 8.30. Через час встретили рыбаков на двух моторках и от них узнали что пройти осталось один порог и до моста где мы планировали  закончить 60 километров. К 13 часам подошли к зимовью, у которого решили пообедать. Отдохнули немного размяли ноги и решили, что сегодня видимо дойдем до моста. Тагул нас сегодня порадовал  замечательными видами очень красивыми скалами и неплохим течением. Гребли долго и к вечеру уже изрядно устали. Подошли к мосту только в 18 часов. И так как, еще светило солнце, и было довольно тепло, очень быстро начали разбирать и сушить катамаран, и собирать вещи в рюкзаки. Всё это заняло у нас два с половиной часа.  С 20.30 мы стали у дороги голосовать, останавливая машины, двигавшиеся в обоих направлениях.  А так как это был вечер пятницы, то движение было очень вялое. Ни один водитель не проехал мимо нас, все останавливались и внимательно нас выслушивали, что нас несколько удивило, и порадовало.  Через час Наташа стала вспоминать Качикатцы, и наше многочасовое ожидание попутной машины. Но на наше счастье нашлась все же и для нас машина, которая, где то за полтора часа, довезла нас до железнодорожного вокзала Тайшета в двенадцатом часу ночи. В билетной кассе билеты были, но самые плохие, какие только могут быть, верхнее боковое и верхнее всё у туалета. Порадовало что до отправления всего шесть часов, и то, что без пересадок до Самары. Так, что от момента, когда мы причалили, до момента посадки в поезд прошло всего 10 часов. Вот собственно так и закончился наш поход 2015 года.