Гадали как проехать ... проехали как всегда ;-)
Нитка маршрута
Бар - туннель Суторман - Вирпазар
 
-

Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять желания,
а в том, чтобы их иметь.
© Михаил Зощенко

17-18 mart 1908 Probijen tunel na Sutormanu 2
Туннель Суторман пробит 17-18 марта 1908 года
2017-01-04--01
Въезд в туннель со стороны Бара
 
 
2017-01-04--02
 

Идея прокатиться от Приморья в Краину (к побережью Скадарского озера) по старой дороге Бар – Вирпазар и через туннель Суторман родилась у меня уже давно. Однако я знал, что буквально сотня метров пути от выхода из туннеля со стороны Скадара завалена крупным битым камнем с острыми краями и почти непреодолима для моего автомобильчика. А пару лет назад часть основной дороги за перевалом с црмничской стороны и вовсе была смыта зимними ливнями.
Но там, где не пройдет мой конёк-горбунёк, там может проскакать по камням козленок пошустрее. Для экспедиции мы воспользовались Тойотой Прадо. Но никакая Прада не проедет там, где дороги нет вообще. Мир не без добрых людей. И где искать существующий объездной маршрут через Лимляни нам подсказали.

На улице сыро и знобко. Но это нас остановить уже не может.
Выше села Туджемили мы окунаемся в плотный холодный туман. Мир вокруг сужается. С дороги не видно ни монастыря Рибняк, ни крепости Црны Крш, едва угадывается памятная стела близ Туджемили. В тумане мы едва не промахиваемся мимо поворота к туннелю.
О туннеле Суторман, как и обо всей железной дороге Бар-Вирпазар, я уже рассказывал.
Кратенько напомню, что туннель прорубили итальянцы в 1908 году. Ширина туннеля 3,5м, высота – 4,5м, длина – около двух километров. Дорога использовалась до 1959 года, после чего рельсы сняли.
У входа в туннель нас встречают три щенка-переростка, размерами с барана. Видимо они пришли отговаривать нас от безумной затеи. Но, несмотря на присутствие в нашем экипаже двух собственных переводчиков с собачьего, мы им не поверили.

2017-01-04--03

 

Мол, "Коридоры кончаются стенкой,
А тоннели - выводят на свет!".
© Владимир Высоцкий - Баллада о детстве

Со свода капает только на въезде. Средняя часть туннеля абсолютно сухая. Вот уже впереди яркой точкой проклюнулся в темноте выход, а вслед за этим мы увидели громадные, искрящиеся в свете фар, многометровые ледяные сталактиты, свисающие по обеим сторонам. Часть сосулек уже обрушилась, преградив нам путь ледяным завалом. Тихонечко, на полусогнутых, наш козлёнок-Прадо стал пробираться к свету. Копытца скользили, ледяные зубы норовили цапнуть за бока, но мы упорно двигались вперед.

2017-01-04--06
А вот и свет в конце туннеля!
2017-01-04--07
2017-01-04--08
2017-01-04--09

Выбрались! А на црмничккой стороне оказывается зима! Всё вокруг покрыто нехоженым и неезженым слоем свежего снега. Под снегом оказалась жижа ярко-оранжевого цвета, которая весьма красочно контрастировала с темнозеленым цветом корпуса Прады. Если на высоте выхода из туннеля было достаточно ясно, то спустившись лишь чуть-чуть, к основной дороге, наш японский козленок опять окунулся в молоко плотного тумана.

2017-01-04--11
2017-01-04--12
Вход в туннель со стороны Скадара похоже подлатали бетоном уже в югославские времена
2017-01-04--13

 

Нам нет преград ни в море, ни на суше,
Нам не страшны не льды, ни облака.
«Марш энтузиастов» Музыка Исаака Дунаевского
Слова Анатолия Д'Актиля

Умный навигатор нарисовал, наконец, впереди место разрушения дороги, но вот съезды на объездной путь не указал. OSM карта в планшете упорно не видела обвала и дополнительно предлагала два съезда к Лимлянам. Для выяснения подробностей, было решено опросить местное население. Старенький черногорец, который перекладывал у обочины дрова из поленницы на тачку, скептически взглянув на наше весьма не маленькое средство передвижения, махнул рукой: «Поезжайте дальше, не сворачивая, … а может и проедите …».

2017-01-04--14
2017-01-04--15
2017-01-04--17
2017-01-04--18

Место (бывшего) провала было обнаружено почти сразу. Дорогу залатали свежей гравийной отсыпкой, шириной едва-едва превышающей колею Прадо. Проверив путь пешком, мы осторожно преодолели опасный участок.
И дальше на нашем пути никаких преград уже не было.

2017-01-04--19
2017-01-04--21
Возвращаемся с пешей разведки. Ехать можно
2017-01-04--23
2017-01-04--24

Если места со стороны Бара мне неплохо знакомы, то путь в южной Црмнице, от Сутормана до Скадарского побережья, я знал лишь теоретически. Поэтому подозреваю, что пробираясь в серо-белой мгле, мы многое пропустили. Вдруг из тумана выплыли каменные столбы бывших ворот. Что-либо увидеть за ними было решительно невозможно. Лишь позже я узнал, что надо было пройти сквозь несуществующие ворота и спуститься ниже по заросшей тропе к большой брошенной усадьбе. Попытка найти хоть какую-нибудь информацию об этом месте оказалась тщетной.

2017-01-04--26
То, что увидели мы …
2017-01-04--27
То, что мы должны были увидеть. Фотографии лета 2015 года.
2017-01-04--28
То, что мы должны были увидеть. Фотографии лета 2015 года.

Чуть дальше в Болевичах стали видны крутые крыши какой-то усадьбы-новостроя. Здесь мы остановились размять ноги и оглядеться. Огляделись … и заметили мемориальную табличку на стене заросшего ежевикой и плющом полуразрушенного дома.

2017-01-04--29
2017-01-04--34
Остановка у дома сердарей Пламенацев
2017-01-04--35

И кто же были эти Мояш Йован и Мило Пламенацы? На табличке нет даже дат.

Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!
© Денис Давыдов – Песня (1815)

Представители рода Пламенацев, вместе с Петровичами и Вукотичами, относились к самой верхушке черногорского общества, «главным породицам». Если найти информацию о Пертовичах не составляет никакого труда, то при упоминании Пламенацев сразу на ум приходит лишь Илия Пламенац (1821-1916) – герой войны с турками 1876-78 годов и военный министр княжества Черногория с 1879 по 1905 год. «Засидевшийся» министр был отправлен на заслуженный отдых лишь по настойчивому требованию русского военного агента в Черногории Н.М.Потапова.

Пламенацы вместе с родом Болевичей-Вулековичей (Boljevic-Vulekovic) происходят от братства Богостиновичей (Bogostinovic), которое переселилось в Черногорию из Герцеговины в 1465 году.
Потомки Ивана, основателя братства Болевичей-Вулековичей, кнез Богдан и кнез Стеван (Стефан) поделили братство на две ветви, и Богдановы потомки продолжили традиции старого братства Болевичей-Вулековичей. Именно из них вышел владыка Руфим Болевич, митрополит и господарь Черногории с 1660 по 1685 год.
2017-01-04--39
2017-01-04--40

Сын Стефана Иван берет фамилию Пламенац. На сборе предводителей княжества Зета, состоявшемся в Вранине в 1455 году, на котором был заключен договор между Стефаном Чрноевичем и венецианским губернатором Иваном Болани (Ivan Bolani) о борьбе против турок. Иван Богостинович настолько возбужденно и темпераментно поддержал идею непримиримой борьбы, что венецианский вельможа в восторге сказал: "Этот человек говорит с таким жаром, будто у него пламя изо рта!". Позже это прозвище принял потомок Ивана Йован-Иван, который назван в документе от 1648 года как Jovan-Ivan Plamenac. И с тех пор в всех официальных документах род упоминается под этим именем.

Среди известных личностей этого братства упоминаются владыка Арсений Пламенац, который был митрополитом и правителем Черногории с 1781 по 1784 год. Один из близких родственников Арсения, црмничский сердар Мояш, в более ранних документах назван священником, а позднее – воеводой и сердаром (1740).
Воевода Мояш Пламенац входил в свиту Василия III Петровича Негоша (1709 - 1766) во время поездки в Россию. Поездка оказалась для черногорцев весьма удачной. Василий получил для себя 1000 рублей, а также помощь Цетинскому монастырю в размере 3000 рублей. Русский Синод дополнительно передал монастырю и Василию помощь в размере 1132 рубля.
Потоки сердара Мояша отличились в эпоху Петра I Петровича Негоша. Сердар Йован командовал црмчанами в знаменитой битве при Крусах в 1796 году, а сердар (поп) Мило, участвовал в заседании Скупщины в Цетине 6 августа 1808 и высказался против удовлетворения просьбы маршала Мармона об открытии французского консульства в Цетине.

В скудных сведениях из черногорских источников, которые мне удалось отыскать, названы Mojaš, Jovan и Milo. Однако найти что-либо еще об этих цмничских воеводах мне не удалось.
2017-01-04--36
Не сезон …
2017-01-04--37
2017-01-04--41
У дороги вдоль берега Скадарского озера туман рассеялся. Поехали!

P.S. Хотелки на будущее.

Старую железную дорогу Бар-Вирпазар можно увидеть на картах. Поэтому мне очень хочется поискать, что же еще от нее осталось? На сегодняшний день, кроме туннеля Суторман, я знаю лишь одно место возле Зубцов, где до 1959 года была проложена ж/дполотно. Но, возможно, сохранились еще станционные строения, виадуки, остатки мест заправки паровозов водой и углем. Проблема лишь в том, что эти поиски, вероятно, могут занять слишком много времени, которого мне и так всегда не хватает.
Вот и в этот раз, буквально через день после нашей поездки, черногорская погода преподнесла весьма неприятные сюрпризы. Сначала ветер рассвистелся так, что начал валить столбы и вскрывать крыши, а затем жахнул мороз! Тут уж не до поездок. Пришлось всё задуманное отложить до весны.

_map

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: