В сентябре прошлого года, я со своим другом ездил на место гибели его родного дяди Елисеева Анатолия Васильевича, который в марте 1942 года не вернулся с боевого полета.
 

Помни войну! Пусть далека она и туманна.

Годы идут, командиры уходят в запас.

Помни войну! Это, право же, вовсе не странно:

Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.

Юрий Визбор

Началось все со звонка моего друга Елисеева Анатолия…  Нет. Началось это гораздо раньше, в далеком 1942 году. 31 марта с военного аэродрома в Мурмашах отправился на свое последнее боевое задание самолет P-40C Tomahawk, пилотируемый ст. лейтенантом 147 го ИАП  Елисеевым Анатолием Васильевичем. О дальнейшей его судьбе не было ни чего известно.


Елисеев Анатолий Васильевич – это родной дядя моего друга Анатолия, которого и назвали в его честь.

Поставив себе задачу узнать, о судьбе своего родственника, Толик делает сайт в интернете, посвященный своему дяде. А в июле 2011 года ему приходит письмо от заместителя командира поискового отряда «Подводник» Копыткова Андрея - «В 1984 году нашим поисковым отрядом был найден «Томахаук» № 202... На месте падения самолета были обнаружены останки пилота. Летчик захоронен в поселке Кола в 1989 году, как неизвестный. В 2006 году удалось установить, что на Томахауке № 202 летал Анатолий Елисеев...»

Не хочу заниматься перепостом. Об истории поиска и биографию летчика можно узнать на сайте моего друга. А я вернусь к телефонному звонку. Толик хотел проконсультироваться, чем можно пробить четыре отверстия в граните. Оказывается, он решил прикрепить памятную табличку на месте гибели дяди. Порекомендовав ему альпинистский пробойник, я напросился составить компанию. И 14 сентября мы с Анатолием сели в поезд Москва-Мурманск.

Вокзал Мурманска

В Мурманске нам нужно было пересесть на местный поезд, следующий до г. Никель. До его отправления у нас было два с половиной часа, и мы решили, сдав рюкзаки в камеру хранения, прогуляться по городу, воспетому Юрием Визбором. – 

Есть город матросов, ночных контрабасов,

Мохнатых барбосов и старых карбасов,

Зюйдвесток каляных на вантах наклонных,

В ветрах окаянных рассолом каленых.

 

IMG_5326


 

IMG_5330

Вернувшись на вокзал, мы чуть не стали жертвой собственной невнимательности. У камеры хранения был обеденный перерыв, и его часы как раз попадали на время отправления поезда. Выручила местная милиция. Напротив камеры хранения находился опорный пункт, позвонив в дверь, и объяснив милиционеру суть проблемы, нам обещали помочь. Через несколько минут дверь в камеру хранения открылась, и беззлобно на нас поворчав, добрая тетенька выдала наши рюкзаки.

Поезд Мурманск-Никель – это тепловоз и два вагона. Один сидячий, а второй плацкартный, причем последний прицепили по просьбе рыбаков, охотников и грибников, которые часто пользуются этим поездом.

Дорогу до станции Моккет, где нам предстояло выйти, мы скоротали за беседой с интересной женщиной. Ей 60 лет. Судя по рассказам, у нее была достаточно бурная молодость. Да и сейчас продолжает вести активный образ жизни. Много путешествует по Мурманской области – охота, рыбалка, грибы… Фотографирует, то что связано с войной на Кольском полуострове. Жаль только, что ни куда не выкладывает. Свое 60-летие отметила на Байкале. На ее счету 99 прыжков с парашютом. Мечтает совершить свой сотый прыжок. В этот раз решила прогуляться, вместе со своей собачкой, вдоль железной дороги – от станции до станции.

В Моккет прибыли в 18-47. В Мурманске не успели встретиться с Андреем Копытковым, чтобы взять схему пути, и поэтому руководствовались его словесным описанием, которое он нам дал по телефону. Кроме этого, у нас был GPS навигатор и точные координаты места. Так что заблудиться мы не боялись.

Станция Моккет
Поезд Мурманск- Никель


Следуя указаниям, прошли немного вдоль путей и свернули на дорогу, ведущую в нужную сторону, которая потом перешла в тропу. Через несколько метров уткнулись в развилку. На карте тропы не были указаны, и поэтому мы задумались по какой нам идти. На левую указывала, кем-то нарисованная на земле стрелка. Она и моя приверженность поворачивать на лево, определила дальнейший путь, как оказалось, в дальнейшем, ошибочный.

IMG_5346

 Пройдя от станции около 10 км, решили остановится на ночевку возле озера Явр (забавно – если перевести название с саамского, то получится озеро Озеро).

***

С утра, на свежую голову, все-таки поняли, что тропа забирает сильно влево, и не приведет нас к цели, поэтому решаем «поиграть в лосей» - ломиться напрямую по азимуту. Идти оказалось достаточно комфортно, погода хоть и пасмурная, но без дождя и, не смотря на то, что пришлось пересекать заболоченные участки, обошлись короткими резиновыми сапогами. И главное – полное отсутствие гнуса.

****

 

IMG_5357

IMG_5363

Четыре часа пути и мы на месте. Пискнул навигатор о прибытии на конечную точку. А вот и первый обломок самолета.

IMG_5366

Далее предоставлю слово Анатолию, у него очень хорошо получилось сделать описание места трагедии. Не думаю, что у меня получится лучше, и я позволю сделать небольшой перепост с его сайта:

«Обломки стали попадаться примерно метрах в шестидесяти от места столкновения самолета с землей. Метрах в тридцати — лежит измятый кусок крыла и еще довольно крупные дюралевые фрагменты.

Крупный фрагмент в 30-и метрах от места падения.

 После осмотра окрестностей возникло впечатление, что разлет обломков от центра произошел в основном в одном направлении. В направлении снижения (посадки) самолета? То есть некоторые части пролетели дальше вперед по инерции.

На дне ручья валялось многослойное бронестекло.

Бронестекло только что вынуто из ручья.

На «Томагавках» бронестекло устанавливалось спереди в отдельной раме внутри фонаря и не было частью его конструкции.

Из наиболее крупных фрагментов самолета осталось только сильно разрушенное крыло, лежащее непосредственно на месте катастрофы, чуть в стороне от площадки, усыпанной мелкими обломками и почти лишенной растительности. Рядом лежит стойка шасси со следами пожара на дюралевом ободе, бывшая ранее в ручье (кто-то вытащил). Как нам показалось, на этой площадке до сих пор видны следы пожара, попадаются мелкие обугленные веточки.

Площадку несколько раз перекапывали. Поисковики собирали останки летчика. По словам Андрея, покопался там и еще кто-то. По-видимому, с целью вывоза фрагментов самолета место посещалось неоднократно, хотя проехать туда даже на гусеничном вездеходе вряд ли возможно. Разве что только вертолетом.

Два патронных ящика, обнаруженные нами на месте катастрофы, несут на себе следы рвавшегося боекомплекта. Один ящик от патронов калибра 12,7 мм, другой — 7,62 мм. Следы пожара на них, если и есть, то незначительные (на взгляд неспециалиста). Попадаются рваные посередине гильзы.

IMG_5392
Патронный ящик (калибр 12 7 мм).

На этом самолете стояли два пулемета калибра 12,7 мм над мотором и по два 7,62 мм пулемета — в каждом крыле. Судя по гильзам (гильзы не имеют закраин, а также — маркировка), пулеметы винтовочного калибра, как и крупнокалиберные, на этом P-40C стояли американские.

IMG_5375

Некоторые алюминиевые детали обшивки, видимо, сильно пострадали от огня и в дальнейшем разрушались быстрее. Они выглядят более изъеденными.

IMG_5389

На большей же части фрагментов сохранилась краска — и на внутренних поверхностях, и на внешних. Некоторые части превратились в слитки алюминия, в которые вплавились небольшие детали и обломки. Из одного такого слитка удалось извлечь прибор с сохранившимся, только треснувшим стеклом. Расплавленный алюминий заливал его снизу-вверх. Этот датчик стоял на самолете ниже приборной доски, справа. То есть во время пожара и плавления фрагментов самолета этот прибор находился в перевернутом положении. Больше никаких приборов на глаза не попадалось. Только мелкие осколки стекла. Видимо, то, что осталось от приборной доски, тоже вывезено. Прибор, залитый алюминием, просто не распознали.»

Фрагменты самолета:

Фотоаппарат а за ним аккумулятор.

Фотоаппарат а за ним аккумулятор

Остатки радиостанции

Остатки радиостанции

Кок воздушного винта

Кок воздушного винта

Стойка шасси

Стойка шасси

IMG_5402

От мотора осталось несколько агрегатов.

IMG_5383

Кое-где валяются алюминиевые слитки с вкраплением различных обломков — последствие пожара.

Осмотрев место падения, и сфотографировав все то, что осталось от самолета, выбрали подходящее место для таблички – на большом гранитном валуне в речке, возле стойки шасси и обломка крыла. Хотя в весенний паводок ее будет заливать, но на наш взгляд, это наиболее подходящее место. Пробив две дырки, решаем, что на сегодня хватит. Нужно еще озаботиться ночлегом и ужином. Андрей говорил, что недалеко от самолета, есть охотничья изба, поиски которой не увенчались успехом, и найдя подходящее место – ставим палатку.

IMG_5417

 Под вечер немного распогодилось, но когда ложились спать начал накрапывать дождик. На следующее утро он продолжал накрапывать. Он был мелким и противным. Когда мы дошли до самолета он закончился. И мы продолжили работу. Кроме пробивки дырок, приходилось растачивать напильником отверстия в табличке – Толик немного промахнулся с размером. Я долбил, Толик растачивал.

IMG_5393
Victor

 

IMG_5462

IMG_5466
IMG_5420

После того, как мы закончили работу, было нам знамение, в виде радуги.

Остаток дня посвятили прогулке к озеру Вайявр. А вечером, перед сном, нам было второе знамение – северное сияние.

2

Так как обратный поезд отходил рано утром, мы решили на следующий день дойти до станции, и где-нибудь возле нее заночевать, чтоб наверняка успеть к отправлению поезда. Достаточно быстро отыскали нужную тропу, по которой и должны были идти изначально. Времени было предостаточно, и поэтому особо не спешили, любуясь красотами осенней тундры. И там было на что посмотреть, лишь немного омрачили прогулку капризы моего фотоаппарата, который периодически выдавал ошибку объектива.

IMG_5425
IMG_5454
IMG_5474
IMG_5477
IMG_5485
18092011036

По прибытию в Мурманск, встретились с Андреем Копытковым и вместе с ним поехали в пос. Кола, где за памятником на западном берегу Кольского залива за мостом захоронены останки ст. лейтенанта Елисеева Анатолия Васильевича. Правда, не смотря на установленное имя летчика, он до сих пор лежит в земле как Неизвестный, хотя прошло уже четыре года. Вот, что об этом говорит Андрей:

«О том, что неизвестный пилот обрел имя была составлена и отправлена докладная записка в мурманский центр по сохранению историко-культурного наследия. Они занимаются учетом и паспортизацией памятников. Но я сомневаюсь, что когда будет проводиться очередной ремонт памятника, рядом с которым захоронены летчики и еще неизвестные, имя Анатолия Елисеева будет увековечено. Захоронение находится за территорией памятника и не входит в охраняемую территорию. Во всяком случае так было раньше. Как сейчас не знаю, не уточнял».

IMG_5506

Потом Андрей повез нас в поселок Мурмаши, где базировался в годы войны 147й  истребительный авиаполк (в дальнейшем — 20-й гвардейский), откуда отправился в свой последний полет Елисеев Анатолий Васильевич.



 

Skzh

 Анатолий Елисеев после боевого вылета.
Кадр из «Союзкиножурнала» № 39.
1942 год.

Tomahawk

 В документах 147 ИАП указано, что в 1942 году Анатолий воевал на самолете «Томагавк». На фото выше изображен самолет советских ВВС — P-40B (Tomahawk IIA), произведенный североамериканской компанией Curtiss-Wright.

Более подробную информацию о летчике можно узнать здесь



Комментарии
СергейР17.03.13, 00:37
С УВАЖЕНИЕМ 
ПОКА ЕСТЬ ТАКИЕ ЛЮДИ БУДЕТ ЖИТЬ И РОССИЯ БОЛЬШОЕ СПАСИБО
Guest12.10.12, 20:48
СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ!!! 
Спасибо вам и низкий поклон.

Внук родной сестры Анатолия Васильевича Елисеева.
VR_05.04.12, 22:33
Помним!.. 
Прекрасный поход и ОЧЕНЬ НУЖНОЕ ДЕЛО сделали, ребята! МОЛОДЦЫ!!!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте