Одиночный пеше-водный поход по плато Путорана
Норильск - оз. Лама (катер) - р. Бунисяк - р. Малый Бунисяк - р. Верхняя Хикикаль - р. Средняя Хикикаль (пешком) - р. Гулэми - оз. Аян (сплав) - р. Амнундакта - р. Оран (пешком) - р. Хибарба - р. Аякля - р. Хета (сплав) - пос. Волочанка - пос. Дудинка (вертолет)

Видео-нарезка

В жизни каждого пробитого походника рано или поздно наступает желание главного экзамена - одиночного маршрута в труднодоступном районе, как проверки туристских навыков, психологической устойчивости и вообще стоимости себя как человека. В какой-то степени и обстоятельства привели к такому мероприятию: времени на набор и слаживание группы не было, сроки поджимали, и решение было принято. Голос Марины Галкиной зазвучал в голове, подталкивая к осуществлению замысла.

Базовая идея похода, техническая сложность
Успешное прохождение маршрута в одиночку в незнакомом районе казалось идеей несколько авантюрной, поэтому выбор пал на хорошо знакомое плато Путорана. Велосипед решил не изобретать и за основу взял трек, пройденный в 2018-м г. группой из двух человек - Паша Тарасов + Макс Халтурин: http://photopoxod.ru/putorana2018. Чтобы совсем уж не повторяться и добавить некую оригинальную струю - изменил старт (поднимался на Плато не по ручью Векхикай, а по рр. Бунисяк и Малый Бунисяк), немного по-другому выходил на р. Средняя Хикикаль, ну и в конце пришлось грести до самой Волочанки из-за невыхода на связь местного забросчика (выбросчика?) Олега Бетту. В результате получилось 215 км ножками и 425 сплава, личный рекорд. Суммарный сброс/набор высоты на маршруте +6990/-7040 м. Ну и по времени я не был столь ограничен, как пара Тарасов-Халтурин, поэтому на все про все заложил 25 дней, чтобы хватило времени и потупить, и помедитировать на разнообразные красивости, которых на маршруте и вообще в Путоранах хоть отбавляй, и запасные дни на случай плохой погоды в графике тоже нужны.
Маршрут очень насыщенный, как в плане физических затрат и препятствий, так и в плане достопримечательностей, которые можно увидеть и пощупать. Вот список того, что планировалось и удалось охватить:
1. Водопады на р. М. Бунисяк
2. Водопад и каньон р. Верхняя Хихикаль
3. Водопад и каньон на р. Средняя Хихикаль
4. Каньон р. Гулэми
5. Оз. Аян
6. Водопад на р. Быстрый
7. Водопад на р. Амнундакта (103 м)
8. Водопад и начало каньона на р. Оран, водопад на первом правом притоке Орана
9. Водопады на рр. Канки и Канда (среди них один высотой 108 метров)
10. Каньон р. Хибарба
Ценой некоторого сжатия графика и небольшого увеличения километража можно добавить к этому списку довольно много:
- каньоны р. Бунисяк и его притоков, с многочисленными водопадами;
- каньон р. Нижняя Хикикаль (ценой дополнительного набора/сброса высоты 500 м);
- водопад высотой 47 м на безымянном левом притоке р. Гулэми-Икэн
- водопад на безымянном правом притоке р. Амнундакта;
- водопад на нижнем правом притоке р. Оран;
- каньон и каскад водопадов на р. Кугэн;
- каньон и 100-метровый водопад на р. Лангама (вернее, на ее правом притоке).
Достижение некоторых из этих объектов может потребовать дополнительного полного или почти полного ходового дня.
На пешей части ожидались (и поимелись) пара препятствий категории 1Б: подъем по Малому Бунисяку и спуск в каньон Хибарбы. Остальное (перевал на Среднюю Хикикаль, подъем и спуск вдоль каньона Гулэми, подъем на плато от оз. Аян, броды многочисленных ручьев) - скорее НК. Водная часть: высокая вода на Гулэми (дождевой паводок), аномально низкая в верховьях Хибарбы до стрелки с р. Оран, просто низкая на Хибарбе после Орана, Аякле и Хете. Технически категория сложности 2 с эл. 3. Один порог с длинной выходной шиверой перед началом каньона на Гулэми по высокой воде потянет на 4 (в результате был обнос). Также на 4 потянет второй номерной порог Хибарбы даже при низкой воде (хотя при высокой там наоборот может все залить), в результате была проводка вдоль ЛБ. В целом, отсутствие страховки, труднодоступность района, полная автономность и невозможность быстрой эвакуации в случае серьезной аварии заставляли относиться к прохождению водных препятствий осторожно, хотя обносов и проводок было совсем немного (естественно, каньон Гулэми - это полностью обнос). Характер обеих рек описан в книге М. Афанасьева "Водные путешествия по плато Путорана" и в отчете Паши Тарасова (хотя сложность Хибарбы, на мой взгляд, в Пашином описании сильно занижена).

Во избежание копипаста, с информацией о природных условиях, туристских возможностях и логистике заброски и выброски на плато Путорана можно ознакомиться здесь: https://www.marshruty.ru/travel/putorana-14/ и здесь: https://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=a7752f11-f26f-4a8b-9a26-25480c91334d
Также очень полезно прочитать вышеупомянутую книгу М. Афанасьева.

Снаряжение
На пешей части маршрута все стандартно, акцент на снижение веса. Список основного барахла:
рюкзак БАСК Анаконда 130
палатка Пик-99 1х1
тент Lost от "Сплава"
спальник Yeti с верхней Т комфорта -2
газовая горелка Kovea Titanium
ветрозащитный складной алюминиевый экран
котелок титановый Stiff 900 (0.9 л) + титановая кружка 600 мл
2 резьбовых газовых баллона на 230 мл
ножовка легкая (150 г весом)
нож титановый из кухонного набора
От медведей взял "сигнал охотника" с 10-ю патронами. От комаров - американский ДЭТА с концентрацией 100% (с осторожностью наносить на лицо, при попадании в глаза, особенно вместе с потом - ощущения очень сильные).
Ходовая одежда - облегченная "Горка" из кордуры, обувь - высокие треккинговые кроссовки "Salomon"
Для сплава использовал паккаяк "Колчим легкий" с самодельной глухой декой (которая очень помогает в порогах), дополнительно усиленными дном и нижней частью баллонов, и бедренными упорами (https://bluedrop.ru/catalogue/45/). Вес лодки после всех модернизаций получился 4.5 кг - небольшая плата за безопасность, комфорт и высокую ходкость по сравнению с пакрафтами. Надувать взял насос-лягушку. Весло стандартное, Тритоновское, дюраль, укороченное до 215-и см. В качестве защитного снаряжения - каска М8, пенковый спасжилет от "Вольного ветра" и неопреновый 3 мм полукомбез + носки от "Неопро", в качестве сплавной обуви - высокие кеды с ЭВА-подошвой, ОЧЕНЬ хорошо держит на скользких камнях. Ремнабор стандартный: клей "Момент-кристалл", материал на заплатки, иголка-нитка, наждачка, стропа, около 400 г. Два легких гермомешка из таффеты, на 100 и на 20 л от "Тритона".

Раскладка
420 - 430 г/день. Варено-сушеное мясо, крупы (по большей части детские растворимые кашки для экономии газа и времени) - очень хорошие, единственный недостаток - занимают чуть больше объема, чем цельная крупа, даже при хорошем трамбовании, сухое молоко, сублимированные супы и сыр от "Гала-гала", колбаса с/к, сахарный песок, шоколад, щербет, козинаки, сухофрукты. Чай не брал, вполне обходился местными секретными травками и  компотом из сух. фруктов. Добавки в виде рыбы не было. Упадка сил от нехватки калорий не заметил, навязчивые мысли о еде не посещали. Сосущего чувства голода тоже ни разу не возникало, хотя последние дни шел без обеда, чтобы успеть в Волочанку на вертолет. Общий шаблон:

граммы

сухарь черн.  15

соль 120 всего
  сверхнормативный шоколад 200 всего

Всего на 24 дня. Стартовый вес рюкзака - 36 кг.

Бюрократические моменты
Часть маршрута проходит в границах заповедника Путоранский. Соответственно, нужно разрешение. Весной 2019-го г. в очередной раз сменился директор, теперь разрешение получить стало легче, но за посещение собственно заповедной территории (к охранной зоне не относится) берут деньги, и много. Сайт дирекции: http://zapovedsever.ru, все контакты для оформления разрешения там указаны в соответствующем разделе.
Регистрация в МЧС осуществляется по адресам mchs@taimyr24.ru и spastao@inbox.ru. Для этого необходимы страховка, покрывающая стоимость санрейса вертолета (делал в компании "Югория"), и наличие спутникового телефона Iridium с проплаченным тарифом. МЧС на Таймыре работает очень четко, реально ведут по маршруту, заставляют минимум каждые 3 дня отзваниваться и сообщать свои координаты, если есть спутниковый трекер - будут отслеживать по нему. При этом надо понимать, что в случае нелетной погоды или при отсутствии поблизости подходящей площадки для посадки вертолета (например, в каньоне Хибарбы) оперативная эвакуация будет невозможна.

Логистика
Заброска осуществлялась через Норильск по рр. Норилка и Талая, оз. Мелкое и оз. Лама до устья р. Бунисяк с помощью компании Нортур: https://vk.com/nortur
Выброска из пос. Волочанка рейсовым вертолетом в Дудинку, далее такси в аэропорт Алыкель (Норильск). Вертушка летает раз в неделю, по средам, бывают дополнительные рейсы. Телефон администрации поселка +73919129398, звонить лучше всего в районе 10-и часов местного времени, минус 4 часа по Москве.

Дневник маршрута
4е июля. Вылет из Москвы в Норильск рейсом компании S7.
5е июля. Прилет в Норильск по графику. Переброска из аэропорта в порт Валек на заранее заказанном такси с заездом по дороге в контору заповедника за разрешением и в магазин Аякля за газом и патронами к "сигналу охотника". К 12.00 подъезжаем в Валек, встречает Илья - организатор компании Нортур, капитан уникальной надувной лодки-катамарана, построенной по его спецзаказу, совмещающей надежность, вместимость, комфорт и скорость. Восемь человек с барахлом берет на борт без проблем, при отсутствии ветра на озерах долетает до восточной оконечности оз. Лама за 5 - 6 часов. Но в нашем случае погода внесла свои коррективы...
Илья забрасывает меня совместно с группой, идущей пешее кольцо в районе верховьев р. Бунисяк. На дворе начало июля, но в Норильске весна наступила неделю назад, на Норилке могучий паводок, плывут отдельные льдины. Илья говорит, что выход в оз. Мелкое забит льдом, придется ждать. Тем не менее, стартуем, часа за полтора поднимаемся по Норилке и Талой. Здесь нас ждут одновременно надежда и разочарование: сильный ветер разломал и разогнал лед, путь свободен, но этот же ветер раскачал на озерах сильную волну (фото 1). Высаживаемся на ЛБ перед истоком Талой из озера. В целом погода хорошая, солнечно, под защитой берега в отсутствие ветра почти жарко. Ждем часа два, может быть утихнет. Не утихает, но направление ветра меняется с восточного (встречного) на северное (боковое). Илья принимает решение идти. На скорости лодка бьется о волну очень сильно, по выражению Ильи "позвоночник ссыпается в трусы", приходится скорость сбрасывать до 30-40 км/ч. На такой скорости идем до устья Бунисяка 13 (!) часов. На Ламе под южным берегом волна качает огромные поля шуги. На горах много снега (фото 2 - 5). Илья высаживает основную группу на левом берегу относительно устья Бунисяка, недалеко от базы Крашевского, а я прошу перевезти меня на ПБ, чтобы не перебродить (переплывать) Бунисяк. Илья высаживает меня и уезжает - после 13-и часов за штурвалом! Железный человек. Времени 2.15 ночи, по-быстрому перекусываю, ставлю палатку и падаю.

Фото 1. В озере лед, по берегам снег. 5-е июля.

Фото 2 - 5. Вечерние пейзажи озера Лама.

6е июля. С утра солнечно, после обеда постепенно пасмурнеет. Подъем в 8.00, около 10-и встаю под рюкзак. ПБ озера и Бунисяка до впадения р. Талой - горельник после пожара 2016-го г. (между прочим, столб дыма от этого пожара мы наблюдали с вершины горы Богатырь, когда радиалили с нашего маршрута на Чопко и Авам). Адские буреломы, деревья местами лежат в три этажа, все это продолжается километра три, а потом сменяется густыми кустами на стрелке Бунисяка и Талой. И Талая, и Бунисяк разбиваются здесь на множество проток, перебредаю несколько из них, некоторое время иду вдоль одного из рукавов Бунисяка по галечному берегу и вскоре выхожу на основное русло. Радуюсь, что не остался на вчера на ЛБ: вода высокая, мощное течение, брод здесь нереален. Пришлось бы распаковывать и надувать лодку. Вскоре начинается прижим, приходится снова залезать в кусты. Скорость движения низкая. Обедаю, выйдя на коренной берег после форсирования всех проток Талой, пройдя чуть больше 7-и км. Дальше начинается очень сильно заросший лес, кусты спускаются со склона широкими полосами примерно через каждые 100 метров, под ногами мягкий кочкарник, переплетенный багульником, ноги проваливаются выше щиколотки. Всего прохожу 11 км и встаю не доходя 3 км до стрелки Бунисяка и Малого Бунисяка около 19.00. Планировал пройти больше, сказался двухдневный недосып после перелета и заброски. Тем не менее, есть время посидеть помедитировать у костерка с кружкой "чая" из цветов дикого шиповника... Отбой в районе 22.00
7е июля. Подъем в 7.00, старт в 9.30. Почти весь день пасмурно, пару раз накрапывает дождь. Иду до стрелки с М. Бунисяком, по дороге заглядываю на нижний каньон Бунисяка (фото 6). На стрелке - первый на маршруте водопад, совсем не высокий, вскоре после него - второй (фото 7, 8). Сразу от стрелки начинается довольно крутой подъем, траверсом северного склона, осложненный классическим путоранским кустарником - ольховым "стлаником". Продираться сквозь эти заросли на подъеме - мучение. Дело осложняют ручьи - правые притоки М. Бунисяка - текущие в глубоких промоинах с осыпными, местами - скальными стенками. Они не обозначены на 500-метровке, но хорошо читаются на спутниковых снимках. Два раза при их пересечении выхватываю натуральное скалолазание с рюкзаком, к счастью участки скал короткие - метров по 10. Это легче, чем обходы через кусты. Иногда открываются хорошие виды на долину Бунисяка (фото 9). По руслу М. Бунисяка идти нельзя: он течет в неглубоком каньоне и периодически прерывается водопадами. По мере подъема начинаются курумники, и наконец на высоте метров 700 кустарниковый ад заканчивается. Здесь возможен переход Малого Бунисяка между двумя каньонными участками перед симпатичным каскадом невысоких водопадов. Перехожу на ПБ и становлюсь лагерем в районе 20.00. За второй день получилось 7 км по треку, с набором высоты чуть больше 600 м. Отбой в 23.00.

N.B. Возможно, имело смысл перейти М. Бунисяк сразу на стрелке с Бунисяком, и подниматься по ЛБ. Оба склона из-за густого кустарника и крутизны просматриваются очень плохо.

Фото 6. Нижний каньон Бунисяка. Вполне сплавная речка.

Фото 7. Нижний водопадик на М. Бунисяке.

Фото 8. Второй водопад на М. Бунисяке.

Фото 9. Арктические жарки и вид на долину Бунисяка.

8-е июля. Подъем в 7.00, старт в 9.30. Переменная облачность, один раз в первой половине дня небольшой дождь. Продолжаю подъем вдоль М. Бунисяка. Здесь, по каменистой тундре, после кустов и кочкарника, иду - как будто лечу на крыльях. Ненадолго останавливаюсь на верхнем водопаде М. Бунисяка - 37 метров, если верить карте. Водопад не фотогеничен: прячется в каменной щели, видно его плохо. Но высота впечатляет - может быть, там даже больше сорока.
Поднимаюсь на 1100 м, здесь исток М. Бунисяка. Вскоре перехожу безымянный правый приток Бунисяка, здесь впечатляющий каньон (фото 10, 11). Дальше еще небольшой подъем до 1200, маленькое озеро, где я устраиваю обед. Дальше спуск по крутому курумному склону (несколько сбросов-ступеней) к еще одному озеру, на самом краю долины Бунисяка. Вокруг - горы, исчерченные полосами снежников, озеро частично подо льдом (фото 12). Решаю дойти до оз. Бунисяк, еще два километра по заболоченной тундре, и около 20.00 встаю лагерем. Всего получилось километров 18, набор - порядка 600 м. Под вечер небо на юге заволакивают дождевые тучи, похоже, приближается ненастье. Отбой между 23 и 24.00.

Фото 10. Каньон притока р. Бунисяк.

Фото 11. Тот же приток выше каньона.

Фото 12. Безымянное озеро в 2х км севернее оз. Бунисяк.

9е июля. В 6 утра начинается дождь. Сильный, иногда настоящий ливень, лупит по палатке, и продолжается весь день. Решаю никуда не ходить и впадаю в спячку, компенсируя недосып на заезде. В 6 вечера дождь заканчивается, вскоре даже начинает проглядывать солнце. Вылезаю из палатки, готовлю ужин на свежем воздухе, наслаждаюсь покоем.
10е июля. Подъем в 7.00. Облачно с прояснениями. По тундре ползут облака, втягиваясь в долину Бунисяка (фото 13). Иногда пробивается солнце. Стартую в начале десятого. Мне предстоит перебродить Бунисяк выше озера, потом его безымянный левый приток. Воды после дождя много, по берегам местами скальные стенки, но перехожу без проблем, быстро найдя небольшой разбой. Обхожу озеро с востока и по умеренно заболоченной тундре иду в сторону верховьев Хикикали. Перебредаю ее, немного поднимаюсь к началу перевала на Среднюю Хикикаль и иду в радиалку на водопад и каньон (фото 14 - 16). Это надо видеть, рассеченное пополам плато, водопад на входе, горы над каньоном... Смотрю на все это и радуюсь, что не надо никуда бежать, график позволяет иногда расслабиться и вобрать частицу северного покоя - про запас, пригодится на работе.

Фото 13. Облако спускается в долину Бунисяка.

Фото 14. Водопад на Верхней Хикикали.

Фото 15 - 16. Каньон Верхней Хикикали.

Возвращаюсь к рюкзаку, смотрю на часы и понимаю, что медитация над водопадами - это, конечно, хорошо, но если я хочу в разумное время дойти до Средней Хикикали, обед придется перенести на ужин. Съедаю шоколадку - и в путь. Подъем на перевал по снежникам, прерывающимся курумными сбросами, потом немного ровного плато наверху, с которого открывается вид на массив Чаяаян (фото 17 - 18), крутой спуск вдоль "пучка" безымянных ручьев - и вот она, вожделенная площадка под палатку на берегу Ср. Хикикали. Иду смотреть на водопад и каньон (фото 19 - 21), отбиваюсь к 24.00. Сделал 19 км, с набором/сбросом высоты около 300 м, из них 2 км - радиально.

Фото 17 - 18. Вид на массив Чаяаян (1552 м).

Фото 19. Водопадик на Ср. Хикикали.

Фото 20 - 21. Большой водопад на входе в каньон р. Ср. Хикикаль.

11е июля. Подъем в 7.00. Погода разгулялась, на небе практически ни облачка. Быстро завтракаю и налегке иду к водопаду посмотреть и поснимать при солнце (фото 22 - 24). Дальше по маршруту выхожу в 11.00. Подъем вдоль Ср. Хикикали, на пути несколько маленьких водопадиков. Набор высоты небольшой, метров 200. Как ни странно, между Ср. Хикикалью и безымянным притоком р. Гулэми-Икэн - выраженный перевал, в одном месте даже приходится полазить, взбираясь на очередную "ступеньку". На перевале - красивейшее озеро, со спускающимся прямо в воду снежником и стеной под вершиной 1386 по другую сторону долины (фото 25 - 26). Дальше иду по полкам склона ПБ, до поворота Гулэми-Икэн на северо-восток, к Большому Хонна-Макиту. Отсюда путь лежит почти строго на восток, вверх по Гулэми-Икэну. От поворота прохожу немного, километра три, и встаю на полке ЛБ между 19.00 и 20.00. Отбой в 22.40.

Фото 22, 23. Водопад на Ср. Хикикали под солнцем.

Фото 24. Долина Ср. Хикикали.

Фото 25. Подъем вдоль Ср. Хикикали выше большого водопада.

Фото 26 - 27. Озеро на перевале в долину Гулэми-Икэна.

12е июля. Подъем в 7.00. Утро знаменуется приходом стены туч с юго-запада. Быстро завтракаю, в процессе сборки рюкзака начинает поливать. Выхожу в начале десятого. Все вокруг сереет, дождь совершенно беспросветный, ясно, что надолго (фото 28). Тундра очень быстро набирает воду, кругом ручьи, травяные лужайки превращаются в болота с водой по щиколотку. Иду по ЛБ Гулэми-Икэн, довольно быстро. К обеду прохожу 11 км, остается 6 км до намеченной точки стапеля на отметке 916 м. Встаю на обед между 13 и 14ю часами, ставлю палатку, вешаю тент на весле, вещи закидываю под него, сам с горелкой и каном залезаю в палатку... и решаю сегодня уже не вылезать. Дождь усиливается, к нему добавляется ветер. Радует то, что вода в Гулэми неизбежно поднимется, может быть, удастся избежать частых проводок, возможно, даже удастся отстапелиться выше запланированной точки.

Фото 28. Мокрая тундра по берегам Гулэми-Икэна.

13-е июля. В 2 часа ночи просыпаюсь, слушаю, как по палатке лениво стучит дождь... Внезапно полусонное состояние разбивается вдребезги ударом грома совсем рядом! Мгновенно выскакиваю наружу: совсем рядом с палаткой у меня торчит молниеотвод (точнее, привод?), 2-метровое дюралевое весло. Разбираю его, заталкиваю под рюкзак, накрываю все это тентом. Успеваю залезть обратно в палатку, и тут начинается... Ливень как из шланга, лютый ветер, раскаты грома такие, что ощутимо вибрирует земля. Продолжается все это примерно пол-часа, потом гроза уходит. Выглядываю - тент с вещами на месте. палатку, грамотно поставленную на небольшом бугорке, не подтопило. Можно дрыхнуть дальше, что я и делаю.
Подъем в 7.00, завтрак, старт в 9.30. Погода улучшается (фото 29), проглядывает солнце, но иногда приходят дождевые шквалы (фото 30, 31). Плоская травяная тундра вдоль реки залита целиком, воды выше щиколотки. Хороший вид на бифуркацию Гулэми - хорошо видно, как спускающаяся с противоположного склона долины речка раздваивается, один поток направляется на запад, а другой - на восток. Вспоминаю бифуркацию реки Делькю - там все гораздо более масштабно, один рукав после разделения уходит в бассейн Тихого океана, а другой - в бассейн Ледовитого. Здесь западный рукав впадает в Большой Хонна-Макит, восточный - в озеро Аян, но все это - бассейн одной речки, Хеты. Видно, что в восточном рукаве воды много. В результате решаю стапелиться на 900 м выше стрелки Гулэми с первым безымянным левым притоком, можно было, наверное, встать и еще выше, воды много. В перерыве между двумя дождевыми тучами ставлю палатку, распаковываю и надуваю лодку. Приходит дождь, пережидая его, обедаю. После обеда перепаковываю вещи в герму, раздумывая, стоит ли сегодня вставать на воду. Времени 16.00, в том, что успею дойти сегодня до зоны леса, у меня есть оправданные сомнения. В результате решаю начинать сплав завтра, предполагая, что и погода к утру может улучшиться. Провожу вечер в палатке в блаженной полуотключке наедине с возвышенными мыслями о целительном действии на психику одиночества (фото 32). Ранний отбой, ночью периодически идет дождь.

Фото 29. Просветлело...

Фото 30 - 31. ...и снова ненастье.

Фото 32. Правильный вид из палатки на плато Путорана.

14е июля. С утра погода резко улучшается, дальше весь день солнечно, тепло, легкий ветерок. Подъем в 7.00, на воду встаю в 10.45. Смена активности радует. Воды много, после пешего движения кажется, что летишь. Почти сразу начинаются довольно бодрые перекаты и шиверки, с хорошей струей и камнями в ней, заставляющими активно маневрировать. Лодка ведет себя отлично. К обеду дохожу до границы зоны леса и встаю на обед на ЛБ. Здесь кострище и круг камней под палатку, наверное, место ночевки Паши Тарасова. После обеда иду дальше, дохожу до наледи с обширными мелями за ней, вода с этих мелей сливается отдельными рукавами в глубокий каменный желоб, здесь пришлось хорошо потаскать груженую лодку по камням. После наледи прохожу 16 км и в 20.00 встаю на ПБ на отличной полке с лиственничным лесом. Ужин, отбой в 24.00. Проводился за день всего три раза - метров по десять сразу после стапеля и в районе отметки 916, а потом метров около 100 после наледи. Общий итог за день - 44 км. Иллюстрации первого сплавного дня на фото 33 - 37.

Фото 33 - 34. Лодка "Колчим" на плато Путорана.

Фото 35. Типичная шиверка в верховьях Гулэми.

Фото 36. Начало зоны леса.

Фото 37. Наледь. Хорошо видно, как при движении на восток уменьшается количество снежников на склонах.

15е июля. Подъем и старт, как обычно, в 7.00 и, соответственно, в районе 10-и. С утра солнечно, потом собираются тучи. Речка усложняется, воды много, шиверы становятся круче и мощнее (фото 38, 39). Некоторые можно оценить как 3 КС. Попадаются камни на струе, при навале на них вполне возможен оверкиль. Тем не менее, все читается с воды, иду сходу. Километров за 5 до начала каньона - длинная шивера, битком набитая камнями, заканчивающаяся мощными сливами (фото 40). Здесь просматриваю все до конца (до быстротока перед следующей шиверой) и решаю ее обнести, в возможности чистого прохода сомневаюсь. Дальше иду еще километра два. Здесь река входит в крутой сначала правый, затем - левый поворот. Иду на просмотр. На левом повороте с заметным притоком в глубокой долине справа - мощный порог, за которым начинается цепочка также очень мощных шивер до самого входа в каньон (фото 41). Решаю все это обнести и совместить этот обнос с обносом каньона, благо немного выше есть хорошая полка на ПБ. Прошел за день 18 км. Антистапелюсь, обедаю, в процессе обеда начинается дождь. Время приближается к 5-и вечера: долго ходил просматривать препятствия перед каньоном. Решаю пешку вокруг каньона перенести на завтра. Вечер посвящаю расслаблению и отдыху, варю компот из сухофруктов. Вечером тучи уходят, выглядывает солнце, позволяя немного подсушить шмотки.
В целом река Гулэми очень понравилась - динамичная, никакой стоячей воды, непрерывные цепочки шивер с множеством обливняков на струе, держала в напряжении практически с самого начала, конечно, с учетом отсутствия страховки и полной автономности, более чем в 200 км от ближайшего населенного пункта (пос. Волочанка) по прямой. Широко известная в узких кругах история девочки Даши и девочки Юли (вернее, это две независимые истории, объединенные общим слабоумием пополам с отвагой) не давала расслабляться ни на секунду.

Фото 38 - 39. Шиверы в нижнем течении Гулэми.

Фото 40. Порог после каменистой шиверы в 4 - 5 км перед каньоном.

Фото 41. Шиверы в районе входа в каньон.

16е июля. Подъем в 7.00, стартую в 9.30. Иду вдоль реки по полкам ПБ. Местами оленьи тропы, нахожу сброшенные рога. При входе в каньон - крутой подъем по кустарнику, помогает оленья тропа. Наверху - кочкарник, кусты не слишком густые, но движение затрудняют. Жарко, ни малейшего ветра, идется тяжело. Стараюсь двигаться вдоль кромки обрыва, часто останавливаюсь, чтобы пофотографировать. На пол-пути до Аяна есть удобный спуск в каньон, к водопаду Гулэми. Водопад в узкой скальной щели, невысокий, метра 3 - 4. Каньон очень красив - столбчатые скальные стены, водопады, и сама Гулэми с потрясающе зеленой прозрачной водой. В целом, каньоном с технической точки зрения все это может называться весьма условно: даже при достаточно высокой воде везде есть чалки и возможность выхода на галечники либо на правый, либо на левый берег, есть возможность подъема наверх на ПБ. Пороги в каньоне локальные, до водопада все проходится при наличии страховки. После водопада присутствуют пара мощных концентрированных сливов в скальных стенках, при желани эту часть каньона можно обнести, поднявшись перед водопадом на ПБ. Сам водопад также легко обносится по скальной полочке вдоль воды. На мой взгляд, порог и серия мощных шивер на 2 - 3 км до входа в каньон представляют большую сложность, чем основные препятствия самого каньона до водопада. Некоторое представление о характере каньона дают фото 42 - 50.

Фото 42. Шивера на входе в каньон.

Фото 43. Водопад с левого берега.

Фото 44. Панорама верхней части каньона до водопада.

Фото 45. Водопад на Гулэми.

Фото 46. Порожек перед водопадом.

Фото 47, 48. Скальники на ЛБ.

Фото 49. Каньон после водопада.

Фото 50. Выход из каньона.

К полудню дохожу до конца каньона. Гулэми здесь разбивается на несколько проток, растекающихся по галечным наносам. Несложный спуск и брод одной из проток Гулэми. Здесь происходит неожиданная встреча с сотрудником Путоранского заповедника, идущим навстречу, в каньон, по какой-то научной надобности. Оба слегка ошарашены, расспрашиваем друга - кто, зачем, откуда. Выясняется, что заброшенный много лет южный кордон на Аяне восстановили, туда регулярно летает вертушка, и на постоянной основе там живут два человека. На северном кордоне тоже работают люди, а в августе ждут заезда волонтеров, которые будут собирать по Аяну пустые бочки, оставшиеся после не то геологов, не то топографов. Сотрудник заповедника интересуется у меня наличием разрешения, заверяю, что оно есть, а дальше так зацепляемся языками, что до проверки дело не доходит (особенно, когда выясняется, что я тоже биолог, как и мой визави).
Потрепавшись минут 15, расходимся - я на центральную протоку Гулэми, он - вверх по каньону. Времени уже немало, поэтому, как несколько дней назад на Хикикали, решаю не обедать и поскорее перегрести Аян, а уж расслабиться на том берегу. Быстро надуваю лодку, пакуюсь, сплываю по мелкой протоке (проводиться не пришлось, хоть и царапал дном камни), и выхожу в Аян. Здесь меня неожиданно подхватывает попутный ветер. Быстро догребаю до залива Капчуг, прохожу на приличном расстоянии от кордона (чтобы не было соблазна туда зайти и потерять время), а потом гребу до восточной оконечности залива. Меня постепенно догоняет грозовая туча, и стоит мне причалить - начинается дождь. Быстро вешаю тент, кидаю под него шмотки, и еще успеваю набрать сухой растопки для костра. Дождь идет около часа, потом снова выходит солнце. Обед, совмещенный с ужином, немного расслабухи у костра, отбой. Прошел за день около 7 км пешком и 16 по воде.
17е июля. Сегодня насыщенный день - надо подняться на плато и дойти до начала долины, в которой сливаются ручей Быстрый и речка Амнундакта, знаменитая 103-метровым водопадом в верховьях. Озеро Аян лежит на 470 м над уровнем моря, таким образом, подняться мне предстоит примерно на 800 м. Встаю по-спортивному, в 7.00, выхожу около 10-и. Погода шепчет, солнце, легкий ветерок. Штурмую склон плато в лоб - сначала через лес, потом немного крупнообломочной сыпухи, потом редколесье, местами кустарник, не создающий проблем. Внизу распахивается озеро Аян, справа в долине Капчуга блестят наледи (фото 51 - 52). К 13.00 практически заканчиваю подъем на горизонтали 1240 м (дальше предстоит подняться до 1340). Здесь делаю обед, который растягивается на 2 часа. Пообедав и отдохнув, ощущаю себя полностью восстановившимся после подъема, и с новыми силами иду дальше, держась горизонтали 1240. Здесь плотный слежавшийся грунт, позволяющий держать скорость почти 5 км/ч, а выше - крупный курумник, поэтому спрямлять линию движения не получается, приходится повторять изгибы борта долины реки Ноку-Урек, притока Капчуга. К вечеру поднимается буквально ураганной силы ветер, с востока приближается плотная облачность. Встаю в 20.00 в истоках безымянного левого притока р. Быстрого, в небольшой ложбине. Ветер такой, что на установку палатки уходит почти пол-часа, и продолжается всю ночь до утра (периодически меня будят особенно сильные содрогания палатки). Итог дня - 19 км при наборе высоты 800 м.

Фото 51. Вид на оз. Аян с высоты 700 м над ур. моря.

Фото 52. Наледь в долине Капчуга.

18е июля. Солнечно, ветер немного стихает. Выхожу в 9.30, иду в направлении водопада на р. Быстрый. Около километра неприятного крупнообломочного курума, потом крутой спуск на 300 м, и вот он, водопад, сливается в долину, уходящую на запад к оз. Аян (фото 53, 54). Немного напоминает водопад на Ср. Хикикали. Отсюда иду вверх по Быстрому, и через 2 км сворачиваю на север, к Амнундакте. Здесь открывается вид на долину верховьев Котуя (фото 55) - великая река берет начало где-то здесь, чтобы через 1400 км слиться с р. Хета. Иду в радиалку на водопад Амнундакты - не стоит описывать это словами, надо увидеть (фото 56 - 59 слабо передают масштаб картины). Возвращаюсь за рюкзаком и дальше иду на ССВ к истокам р. Делогучи. Встаю за водоразделом между Делогучи и Амнундактой в 19.50. Вокруг - марсианский пейзаж, фильмы о покорении других планет надо снимать именно здесь (фото 60). Пройдено 20 км.

Фото 53. Долина р. Быстрый.

Фото 54. Водопад на р. Быстрый.

Фото 55. Долина Котуя.

Фото 56 - 59.  Водопад на Амнундакте.

Фото 60. Декорации для фильма "Марсианин", бюджетный вариант.

19е июля. Все как всегда: в 7.00 подъем, в 9.30 старт. Тепло, вернее, жарко, иногда дело облегчает легкий ветерок. Иду вдоль Делогучи, сначала болото, потом курумники (фото 61), потом снова болото. Воды в Делогучи немного. К обеду дохожу до стрелки с большим правым притоком, достаточно легко перехожу его в 500 метрах выше стрелки. к вечеру дохожу до водопада на р. Оран (это та же Делогучи, только после слияния с левым притоком Ниракачи. Вечером водопад нефотогеничен, солнце лупит прямо в объектив. Итог - 21 км.

Фото 61. Курумы на Делогучи.

20е июля. С утра, встав в 7.00, бегу фотографировать водопад. Солнечно, уже с утра начинает давить жара. За ночь вода заметно упала. Водопад на Оране среди тундровых пространств - как будто не из этого мира (фото 62, 63).

Фото 62, 63. Радуга под водопадом.

Примерно в 10.30 выхожу в путь, иду на восток вдоль каньона Орана (фото 64). Очень тяжелый день: жарко, без малейшего ветерка. Пот градом. К обеду дохожу до первого правого притока Орана, на входе в каньон здесь красивый водопад (фото 65). После обеда иду дальше, до сегодняшней цели, второго правого притока Орана, добредаю к 19.30-и. Здесь тоже где-то есть высокий водопад, но до него довольно далеко, и идти туда сил уже нет. Отбиваюсь после 22.00. Итог - 21 км.

Фото 64. Начало каньона Орана. Низкая вода.

Фото 65. Водопад на притоке Орана.

21е июля. Солнце выжаривает меня из палатки в 6.00. К 8.00 выхожу в направлении на юго-восток, к р. Хибарба. Набор высоты чуть больше 400 м. Роскошные виды на плоские вершины по ту сторону долины Хибарбы (фото 66). Во второй половине дня спускаюсь к р. Канки, левому притоку Хибарбы, и вдоль нее иду до начала каньона. Здесь встаю на границе зоны леса, в 19.00, не доходя 1 км до спуска в долину Хибарбы - штурмовать его вечером, после тяжелого дня по жаре, не тянет. Очень уютная стоянка - в защищенной от ветра ложбине, под лиственницами толщиной в обхват, рядом с каскадом маленьких, по 1.5 - 2 м, водопадиков на Канки. Итог дня - 23 км.

Фото 66. Горы восточнее Хибарбы.

22е июля. Все так же солнечно, после спортивного подъема в 7 утра выдвигаюсь к началу спуска. С кромки долины - головокружительный вид на противоположный склон долины (фото 67). Виден нижний водопад на р. Канда - ниточка на фоне скал, а выше - каньон Канды, в котором прячутся еще два водопада. Спуск сложный, сначала - просто крутой склон, местами закрепленный лесом, местами осыпной, с многочисленными скальными выходами. Спускаюсь осторожно, к счастью, рюкзак по сравнению со стартовым весом похудел уже очень сильно - не зря каждый день уходит больше 400 граммов раскладки, плюс газ... Вскоре втягиваюсь в узкий скальный желоб, наполненный мелкой сыпухой, которая очень здорово ползет. Быстро еду по ней вниз, вскоре понимаю, что еще немного - и спуск станет неконтролируемым, торможу... очень вовремя. Оказывается, желоб в двух местах прерывается почти отвесными скальными сбросами, сверху их не видно, так я в очередной раз выхватываю свободное лазание с рюкзаком за плечами. Наконец, все позади, и вот она - Хибарба, абсолютно непригодная для сплава: воды нет, жалкие струйки текут межу камней. Жара сделала свое дело.

N.B. Спуск в долину Хибарбы вдоль речки Канки описан в отчетах Паши Тарасова, Андрея Подкорытова и Константина Колесниченко:
На мой взгляд, все трое несколько недооценивают сложности этих трехсот метров по вертикали. СПУСК РЕАЛЬНО ОПАСЕН, в особенности для группы: траектории, подходящие для движения, на склоне очень узкие, легко оказаться друг под другом с весьма вероятными неприятными последствиями. Просматривается склон очень плохо (скорее, не просматривается вообще). Обдумывать следует каждый шаг, оптимально - провести предварительную разведку налегке.

Закончив спуск, перебредаю Хибарбу и ставлю лагерь на низкой травяной полке ПБ: сегодня решаю весь день посвятить прогулке на водопады и в каньон Канды. Сначала иду на нижний водопад, обхожу его и по сыпухе правого берега поднимаюсь в каньон. Здесь за поворотом  - еще один водопад, высотой близко к 100 м. Фотографирую, а потом просто смотрю, как падающая струя разбивается врывающимся в каньон ветром... Впитав сколько нужно сверкания воды и матового свечения скал под солнцем, возвращаюсь в лагерь, перекусываю, и иду на верхний водопад реки Канда. По дороге захожу на нижний водопад Канки. Склон на ПБ долины Хибарбы значительно проще того, по которому я спускался сегодня утром - более пологий, полностью закрепленный легко проходимым лесом. Много оленьих костей, иногда попадаются почти целые скелеты, частично разобранные, видимо, волки загоняют сюда оленей, когда те идут в свои осенне-весенние миграции. Наверху встречаются молодые лиственницы с обгрызенной корой, помет снежных баранов. Жизнь кипит... Самого краснокнижного барана, эндемика Путоран, увидеть не удалось. Еще немного подъема - и вот он, 108-метровый водопад, самый высокий если не в России, то на плато Путорана уж точно (рекламу Тальникового "водопада", функционирующего несколько недель в году, всерьез принимать не будем). Долго сижу на краю каньона, размышляя о вечном... Описывать комплекс каньонов Хибарбы, Канки и Канды бессмысленно, каждый пришедший сюда увидит что-то свое. Двумя словами - концентрированная красота. На обратном пути в лагерь беру небольшой олений рог - дома будет напоминать о путешествии. Ранний отбой, решаю отдохнуть перед предстоящим сплавом, а точнее - прыжками с лодкой по камням.
Слабое представление о самом притягательном месте плато Путорана дают фото 67 - 77.

Фото 67. Правый берег долины Хибарбы и каньон Канды.

Фото 68. Нижний водопад на р. Канда.

Фото 69. Каньон р. Канда.

Фото 70 - 73. Второй водопад р. Канда.

Фото 74 - 76. Верхний водопад р. Канда. Тот самый.

Фото 77. Нижние водопады на р. Канки.

23е июля. С утра солнечно. Встаю в 8.00, решил устроить себе небольшой отдых. Выхожу тоже поздно, около 11-и, еще ходил фотографировать водопады на Канки, с утра солнце их хорошо подсвечивает (фото 77). В среднем получается 50/50 проводки и сплава. В некоторых местах вся вода собирается в узкие сливы между камней, так что грести не получается: не помещается весло. После одного такого слива хватаю бортом камень и... и... киляюсь - просто на ровном месте! Глубина по грудь, до берега два метра, переворачиваю лодочку, иду дальше, но уже не расслабляюсь, меньше отвлекаюсь на кручение головой по сторонам и разглядывание склонов каньона, которые просто притягивают взгляд (фото 78 - 81). Ощутимый южный ветер, к обеду приходит мгла, решаю, что это дым из Эвенкии, там горит каждое лето. Только вернувшись в Москву, узнаю, что этим летом выгорело половина Сибири. Смог держится несколько часов и рассеивается к вечеру, после смены направления ветра.
Проводки между тем меня начинают изрядно выматывать, и я изо всех сил рвусь к стрелке Хибарбы с Ораном - надеюсь, что Оран подольет воды. Обед отменяю, чтобы не тратить время. До Орана всего 15 км, и я иду эти 15 км почти 8 часов! Все притоки сухие, в Кугэне воды нет вообще! Наконец вижу впереди долину Орана, еще рывок... Вот и стрелка! Из устья Орана, как из пушки, вылетает могучая струя и лупит в скальник  на противоположном берегу. Приходится зачалиться, выйти на берег и занести лодку немного вверх по Орану, а потом со всех сил траверсировать струю, чтобы успеть уйти в улово перед прижимом. Оран - это мощь, даже в низкую воду. Не зря это река 6 КС, и целиком ее прошла единственная группа под руководством Светланы Цветковой.
Воды в Оране больше, чем в Хибарбе, раз в 10, и наконец-то я могу плыть, а не тащиться по камням! Несмотря на поздний час, решаю пройти еще хотя бы километров 10. Встаю около 21.00 на отличной лесной полке на ЛБ. Итог дня - 25 км. Отбой в 01.00.

Фото 78 - 81. Хибарба до стрелки с Ораном.

24е июля. Встаю в 8.00, выхожу в 10.00. Переменная облачность, на юге накапливаются тучи. Если бы у меня был бубен - прыгал бы по берегу в шаманских корчах, вызывая дождь! Вода низкая, течение слабое. Периодически встречаются перекаты и шиверы, битком набитые камнями, заставляющие энергично маневрировать, а иногда - проводиться. Так что скорости они особо и не прибавляют. Между ними - практически стоячие плесы. Но вокруг - красиво. Долина реки расширяется, характер склонов при этом остается таким же, как выше Орана - вскарабкаться наверх возможно только по долинам притоков, причем далеко не всех (фото 82 - 83).

Фото 82 - 83. Хибарба после Орана.

Гребу снова без обеда: до Волочанки далеко, опоздать на вертолет не хочется. В результате прохожу за день 55 км и около 8-и вечера встаю на ПБ, не доходя 15-и км до первого номерного порога Хибарбы.
25е июля. Выхожу в 10.00. Пасмурно, но дождя нет. Хибарба радует несколькими мощными шиверами, воды уже много, в струе полно камней, при навале возможен оверкиль. Нужен быстрый маневр. Иду все с наплыва, но номерные пороги решаю смотреть. Ориентир достаточно четкий - резкое сужение долины, по берегам появляются скальные стенки. Первый порог представляет из себя мощный прижим к скале ПБ с обратной струей, образующей узкое запертое улово под скальной стенкой (фото 84). Похоже, в скале есть еще и карман. Попадание в обратку и улово за ней - вариант крайне неприятный... Решаю не рисковать и провожу первый порог вдоль ЛБ. Дальше пара хороших шивер, и второй порог - месиво с кучей камней (фото 85), потом правый поворот, в нем вторая ступень - несколько обливняков с бочками. Провожусь по ЛБ, вторую ступень прохожу, заливает по шейку... Дальше - красивый плес между скальными стенками. Потом еще несколько шиверок, третий порог на их фоне ничем не выделяется, разве что есть слабый прижим в скале ЛБ, которого легко избежать. Спокойно прохожу после беглого просмотра. Дальше на протяжении 10-и км до стрелки с Аяклей еще несколько мощных шивер, требующих очень активного маневра между обливняков, все сходу. Местами потянет на троечку... В целом, Хибарба произвела впечатление серьезной речки, шутить с которой не стоит в любом случае. Низкая вода создаст много проблем, открыв камни в шиверах и добавив маневра, в нижнем течении при этом струя будет уже достаточно мощной, чтобы при ошибке кильнуть небольшую лодку. При высоком уровне воды многие шиверы упростятся, но усилятся прижимы в номерных порогах, и значительно усложнится участок от Канды до Орана.

Фото 84. Первый порог. Стрелкой показана обратная струя с уловом под скалой.

Фото 85. Второй порог.

В Аякле расход воды примерно как в Хибарбе, но течение значительно бодрее, хотя шивер нет (встречаются перекаты). В результате за 3 с небольшим часа прохожу 30 км и встаю в 20.15 на ПБ за 5 км до стрелки с Аяном. Общий итог дня - 60 км. Окончательно перешел на 2-разовое питание с перекусом в виде шоколадки вместо обеда и усиленным ужином.
Вечером начинается моросящий дождь, но вскоре заканчивается. Надежды на подъем воды рассеиваются.
26е июля. Подъем в 7.30, старт в 11.00. Быстро догребаю до Аяна, после стрелки с Аяклей река называется Хета. Плавное медленное течение, несколько перекатов... Горы по берегам уплывают назад, плато Путорана прощается со мной... Пасмурно, иногда легкий встречный ветер, не помеха. Прохожу 56 км, встаю на ПБ перед глобальным поворотом реки на запад. К вечеру облака рассеиваются, и Хета дарит мне красивый закат.
27е июля. Подъем в 7.00, выход на воду в 10.00. Гребля, гребля, гребля... При низкой воде даже здесь, на выходе из гор, встречаются заметные перекаты, один запомнился мощной струей со сбойкой на выходе. С утра и до полудня солнечно, к вечеру начинается мелкий дождь... Решаю дойти до заброшенной фактории Камень и переночевать под крышей. К 8-и часам доплываю. Фактория - несколько домиков на высоком правом берегу, не дворцы, но вполне жилые. Выглядит все так, словно люди не бывали здесь с весны, кругом буйная трава, ни одного свежего следа. Размещаюсь с комфортом. Печку топить лень, да и дров не видно, обхожусь остатками газа. Отбиваюсь в 22.00. Итог - 65 км. За окном дождик, а мне тепло и сухо без всякой возни по установке лагеря. Красота!
28е июля. Подъем в 8.00. Солнце, как будто и не было вчерашнего дождя. Из окна видно плато Путорана на горизонте... Вы мечтали когда-нибудь о том, чтобы жить в доме с окнами на плато Путорана? Я жил, пусть только одну ночь. Завтрак на газу, и старт в 10.15. Удивительное явление - весь день заметный попутный ветер! Иду 50 км до поворота реки на север и встаю на ПБ, на песчаной косе, поросшей молодым лесом. Солнце, песок, лиственницы вместо сосен, а так все как на рижском взморье, Хета здесь шириной в километр, противоположный берег еле угадывается в блеске заката.
29е июля. Осталось 35 км до Волочанки. Выхожу в 10.30. Солнечно, но постепенно пасмурнеет, и поднимается встречный ветер, быстро усиливающийся. "Колчим" идет против ветра на удивление хорошо. За 5 часов прохожу 20 км. Потом начинает подниматься волна, и вот это для низкой лодочки уже критично. В 15.00 встаю на ЛБ, ставлю палатку и ложусь отдохнуть, надеясь, что к вечеру утихнет, ночи здесь как правило безветренные. Так оно и происходит, и в 21.00 после легкого ужина я стартую. Закат подсвечивает реку и берега, солнце садится в начале первого ночи... В сумерках прохожу устье речки Волочанки, поселок уже виден отсюда. Тишина - ни голосов, ни лая собак, ни звука двигателей... Встаю на ЛБ на полянке в густых кустах в 03.00 не доходя до поселка километр с небольшим.
30е июля. Подъем в 7.00. Солнечно. Завтракаю на газу, иду вперед на разведку, помня о том, что при низкой воде Хета отделена от поселка песчаной косой, и надо переноситься в протоку, образуемую речкой Летовье. Так оно и есть, я стою в 300-х метрах от этой речки. Заношу рюкзак и лодку, проплываю километр до места, где к берегу подходит дорога, в начале поселка. Здесь трое местных мужиков заливают воду в цистерну мотопомпой. Радостно приветствуют меня, удивляются, что я пришел в одиночку. Быстро подсушиваю вещи и лодку и иду в администрацию. Оказывается, что на регулярный рейс завтра мест нет, но послезавтра, 1-го августа, будет дополнительный, на нем-то я и улечу. Дальше меня размещают в доме, где останавливается местный участковый, Андрей, когда приезжает в Волочанку (живет он постоянно в Усть-Аваме и работает на оба поселка). Как раз на этой неделе он здесь, так что живу в Волочанке под охраной милиции. Очень душевно общаемся, Андрей рассказывает кучу интересного о жизни на севере, о командировках в Чечню в начале 2000-х, говорит, что в Чечне по сравнению с Волочанкой было легче (это насчет местных нравов, в особенности касательно повального алкоголизма, но это бич всей российской глубинки). Захожу в магазин и библиотеку, набираю чтения на два дня ожидания вертушки. 31е июля практически весь день читаю материалы по истории Таймыра - это просто открытие затерянного мира для жителя Москвы! 1го августа - вертолет. Прощаемся с Андреем, три часа полета с остановкой в Усть-Аваме (к сожалению, не удается увидеться с главой поселка, Сергеем Михайловичем, который так душевно принимал нас в 2016-м году, к вертолету он не пришел). В Волочанке и Усть-Аваме солнечно, а на подлете к оз. Пясино попадаем в дождь, в Дудинке тоже дождит... Заселяюсь в гостиницу, покупаю билет до Москвы на завтра в агентстве около магазина "Океан", ужинаю в столовой "Большая ложка" и падаю спать. На следующий день, 2е августа, на заранее заказанном из гостиницы такси доезжаю до Алыкеля. Круг замыкается. Вылет, посадка в Москве, открываю ключом дверь в квартиру... Кто сказал, что одиночные походы - это безумный экстрим, и решаются на такое только психи?

Выводы и рекомендации
Маршрут интересный и насыщенный, безусловно, один из самых красивых на плато Путорана, но требующий ОЧЕНЬ хорошей физической подготовки и туристского опыта. Подъем на плато по ПБ Малого Бунисяка очень трудоемок из-за густого кустарника и необходимости пересечения многочисленных оврагов, образованных ручьями, впадающими в М. Бунисяк. Скорее всего, противоположный, левый берег, значительно проще, но для подтверждения этого требуется дополнительная разведка на месте. Река Гулэми при высокой воде - сверхдинамична, основная часть препятствий - 2+ КС, несколько шивер 3 КС, при сплаве группой изюминкой реки будут серия шивер на протяжении трех км перед каньоном и сам каньон, который вполне проходим при должной организации предварительной разведки и страховки, оцениваю его как 4 КС. Погода и запасы снега на склонах могут разительно отличаться в западной и восточной части маршрута с условной границей по оз. Аян. Восточная часть плато гораздо суше (это результат не только моих наблюдений, но и многолетняя тенденция, отмечаемая в книге М. Афанасьева). Спуск в долину Хибарбы вдоль речки Канки сложен, а лучше сказать - опасен, рекомендую разведку налегке для определения оптимального трека для спуска. Хибарба при низкой воде практически непригодна для сплава выше Орана, и держит в напряжении в своей нижней части. Три нижних номерных порога и шиверы перед ними и после них в зависимости от уровня воды будут значительно менять уровень сложности, при низкой воде это 2 - 3КС, кроме порога №2, там 4 КС. Аякля ниже Хибарбы и Хета - спокойные реки с плавным течением. На Хете основным препятствием может выступить встречный ветер, в этом случае нужно быть готовыми идти ночью, это возможно до десятых чисел августа, может быть, и позже.

Бюджет мероприятия:
билеты Москва - Норильск - Москва с учетом перевеса 42 662
Страховка 4 306
Сим-карта Иридиум 10 000
Такси Алыкель - Валек с заездами по Норильску 2 500
Заброска "Нортур" 25 000
Вертолет Волочанка - Дудинка с учетом перевеса 5 300
Такси Дудинка - Алыкель 1 500
Итого 91 268 руб. без учета раскладки.