Спокойная прогулка по спокойной воде. Княжегубское водохранилище
Зеленоборский - Княжегубское водохранилище - Зеленоборский

Неделя сентября в Заполярье.

15.09

На железнодорожной станции Княжая мы были в 15:37 (меньше суток от Спб). Мы - я и Юрка, с двумя надувными каяками. Через 40 минут с блужданиями, расспросами местных жителей и дозакупками в магазине мы уже были на берегу Княжегубского водохранилища (оно же - озеро Ковдозеро). Собрали лодки, упаковались, переоделись в начале седьмого отчалили от берега. Через час встали на стоянку в проливе Лайдасалма. Стоянка - отличная! Оборудованная, со столом, скамейками и местами под палатки. Мы поужинали и к девяти вечера, когда уже стемнело, полезли в палатку болтать и строить планы на неделю  - как, куда и сколько идти. После долгого обсуждения твердо решили - будь что будет, идем как идется. На том и спать.

16.09

Ленивый подъем в 9, завтрак, сборы. В 11 часов вышли на воду. Облака, периодически появляется солнце, дует встречный ветер.

Мы идем в сторону Зареченска, проходим острова Большой Петик, Малый Петик (на нем вышли на берег размять ноги), Ягодные острова. Перекусили на островах Фомы. Весь день дует постоянный сильный встречный ветер, мозг выветривается. От островов Фомы погребли к южному берегу водохранилища, к подножию горы Каликорва. Гора Каликорва (408 м) - самая высокая вершина в окрестностях Ковдозера, очень хороший ориентир, видна практически отовсюду. Озеро вообще находится в окружении очень живописных гор, которые окружают его почти со всех сторон.

Ближе к вечеру с юго-запада стала наползать большая темная туча, видно, что она с дождем, по берегам он уже поливает. Гребли к берегу с одной мыслью: Кто раньше придет на стоянку, мы или дождь? Дождь успел первым, причем значительно раньше нас, настолько, что когда мы подошли к берегу, он уже стал заканчиваться. Зато появилась радуга. Поскольку времени седьмой час, то пора вставать на стоянку, скоро начнет темнеть, некогда привиредничать и искать хорошее место. Да и устали мы на последнем переходе, сильно утомили встречный ветер и волна. Встали на небольшой, более-менее ровной каменной полочке. Разбили лагерь, поужинали и полезли в палатку обсуждать планы на завтра. Снаружи зарядами налетает дождь. Планы на завтра примерно такие же, как и на сегодня. Сегодняшний же план выполнен безукоризненно, хотели дойти абы куда - дошли. Причем именно туда.

17.09

Эх, хорошо выспались!.. Открыли глаза часов в 10. Как обычно не торопясь встали, начали готовить завтрак. Погода облачная, хотя иногда проглядывает солнце и освещает противоположный берег. Ночью периодически лил дождь, соответственно было достаточно тепло. Так что выспались мы от души, особенно учитывая вчерашнюю греблю.

На воду вышли около полудня. Сразу же столкнулись с сильным встречным ветром и волной. Ну а что тут сделаешь?.. Не выключишь же его в самом деле. Часа через два после старта вошли в пролив в озеро Тутозеро. Здесь тоже ветер, но хотя бы не такой сиьлный, прячемся за островами. В Тутозере снова встречный ветер и волна. Ближе к концу озера много островков. На одном из них несколько пластмассовых венков, наверно рыбаки когда-то утонули. Еще на одном из островков мы перекусили. Потом слегка заблудились, блуждая между островами и зайдя в глухой залив. Теперь мы точно знаем, что проход к Зареченску - вдоль левого берега.

Часов в пять мы подошли а автомосту в Зареченске. На мосту табличка - "река Иова". Теперь понятно почему следующее водохранилище называется Иовское. В реке присутствует течение, и достаточно сильное, скорость упала до черепашьей, но пока что идем на веслах, выбираяя участки с течением помедленнее. Потом дошли до слияния реки Иовы (старое сухое русло) и каньна в высоких скальных берегах, явно искусственного происхождения, очень живописного. В канале достаточно сильное турбулентное течение, с водоворотами и "поганками". Мы немного прогребли вверх по каналу, повернули за поворот... и увидели ГЭС (потом, уже дома, узнали, что она называется Иовская ГЭС). Думаем, что делать дальше, стоит ли дойти до Иовского водохранилища. Наверно, можно обнести лодки по берегу или пройти по старому руслу, но мы решили, что на этом наш путь вперед закончился. На Ковдозере еще полно красиввых мест куда можно сходить. Так и поступим.

Тут очень кстати оказалась вполне приличная стоянка на стрелке р. Иовы и канала. На ней-то мы и встали, тем более, что уже вечереет. Снова были и дождик, и радуга. Ужин разнообразили грибами. Засыпали под мерный гул ГЭС и редкий шум автомобилей, проезжающих по мосту.

18.09

С семи утра к ГЭС стали подъезжать рыбаки на моторках и громко шуметь. Нам уже было не уснуть, хотя мы честно валялись до 9 часов. Вылезши из палатки, обнаружили, что вода упала почти на метр. Наверно поэтому рыбаки и понаехали проверять сети. Моторок пять, не меньше. И к нам стандартные вопросы: как рыбалка? где ваши сети? как это - "не ловите"? а зачем тогда приехали? И дальше в том же духе.

Потом рыбаки разъехались, а мы позавтракали, побродили по берегу, пофотографировали разных красот и около полудня отчалили назад, в сторону оз. Ковдор. Вода упала, и вместе этим пропало течение, вчера было - сегодня нет. И турбулентность тоже пропала. Зато теперь легкий ветерок дует в спину, идем легко, не напрягаясь. На небе облачность с редкими проявлениями солнца. Прошли Тутозеро, вышли в Ковдозеро, перекусили на мысу напротив деревни (с одноименным названием - Ковдозеро), пошли вдоль южного берега до какой-нибудь стоянки. Очень хорошая стоянка оказалась после глубоко вдающегося залива с парой лебедей в нем. Стоянка на мысу, продуваемся, оборудованная, а с дровами тут везде хорошо. К 16 часам мы уже поставились, развесились просушиться, попили чай. Потом традиционные уже лень, разложение, любование красотами, посиделки у костра, ужин, продолжение посиделок. Просто отдых с шикарными видами, отбой.

19.09

Просыпаемся в 10. Тюленинг в походе - это прекрасно!

Ночью было очень звездное небо, виден Млечный путь, спутники летают, как будто на карте звездного неба. Стоишь, смотришь - и не оторваться. Утром погода великолепная, - ясное чистое небо, солнце, тишина и безветрие, так хорошо, что даже собираться неохота. Сидим, блаженствуем.

За завтраком решили идти в северо-западный конец озера, к устью реки Толванд, посмотреть порог Железные Ворота, ну а дальше будет видно. Часа за полтора, при еле заметном ветерке, перегребли озеро, прошли мимо деревни Ковдозеро, оставили слева губу Ночная, вошли в залив и обнаружили две большие отличные стоянки по обоим берегам! Неужели тут туристские группы ходят?!... Пошли дальше, прошли разлив Толвандламбина и достаточно быстро дошли до порога. Порог очень понравился, интересный, живописный, многоступенчатый. Наверно весной по большой воде здесь еще интересней. Мож как-нибудь и сходим! Мы погуляли вдоль порога, пофотографировали, потом вернулись к стоянкам, пообедали на одной из них, поели брусники, вышли обратно в Ковдозеро и пошли на восток вдоль северного берега. Берега очень похожи на Карельские - скалистые, сосновые, очень красивые. Красоту дополняют горы и сопки, окружающие озеро. Гребем, фотографируем. Ветер переменился, теперь дует с юго-востока. Но задувает несильно, идется легко и приятно. Прошли острова Кильпиканда. Часов в шесть нашли небольшую стоянку в заливе, не доходя до острова Кайташуари. Стоянка на одну палатку, но нам и этого хватит. К вечеру ветер усилился, но мы к этому времени уже поужинали и лежим в теплых спальниках и болтаем о всяком разном и о всяких разных... Засыпаем под шум волн...

20.09

Просыпаемся под шум волн. Погда хмурая, небо пасмурное, на небе висит какая-то серая чача, постепенно заволакивая противоположный берег и острова. В связи с этим за завтраком решаем скорректировать ранее намеченные планы (вчера в спальниках наметили) о том, чтобы дойти до Оленьих островов, новый маршрут - вдоль берега и вглубь, на озера Нижнее и Верхнее Якушиха. Там хотя бы ветра не должно быть.

На озерах действительно ветра не было. В проливе к озерам прошли хорошую стоянку на узком длинном мысу. На обратном пути здесь перекусим. Сами озера - красивые, но ничего супертакого, о чем стоило бы сказать особо. Прошли линию ЛЭП между озерами и через 200 метров повернули обратно.

Пока ходили на озера и перекусывали, погода улучшилась, ветер стал потише, волны - поменьше. Стало видно все берега и острова. Мы посмотрели по сторонам, подумали и решили идти к Оленьим островам. Достаточно быстро до них добежали, несмотря на ветер и тряску волн, побродили между островами, нашли небольшую стояночку в проливе и встали на нее. Вечером было все: дождь, солнце из-под облаков, радуга, ветер. В общем, вечер получился разнообразным! Ну а потом в палатку - и как всегда...

...Дописал вечерние записки, улегся... но тут налетеле почти что ураган, который начал громко шуметь мять нам палатку и срывать тент. Пришлось вылезать из теплых спальников, перекладывать лодки, перевязывать и натягивать все имеющиеся оттяжки. Зато потом - залезать обратно в теплые спальники и слушать завывания ветра и стук дождя, блаженно укутавшись и улыбаясь...

21.09

Ветер завывал и задувал всю ночь, тряс палатку, трепал тент. Уже утро, но ветер стихать не собирается. Пришлось на таком ветру вставать и завтракать. Небо ясное, солнце светит, но из-з ветра все равно холодно.

Собираемся неспешно, на воду выходим около половины первого. Пора нам двигаться ближе к дому, в сторону Зеленоборска. На открытом пространстве сразу налетели сильный ветер и высокие волны, которые тут же начали нас качать и крутить. Пришлось поднапрячься, грести посильнее. Забежали за небольшой архипелаг около острова Пуахта, потом перескочили за остров Большой Капричсуари, потом еще прятались за несколькими островами, на одном из них перекусили, - и снова на открытое пространство, к острову Тилкунти, а потом к острову Рыбников. И опять же на пути от острова до острова косой сильный ветер и волны высотой метр-полтора. Пару раз мне казалось, что некоторые волны высотой и до двух метров, а может просто казалось. Не то чтобы опасно, но нужны постоянное повышенное внимание и сильная напряженная гребля. Зачастую отслеживаем друг друга по кепкам и взмахам весел. Что еще впечатлило - так это прибой у островов. Ветер разгоняет волну, она бьется о берег и взлетает на несколько метров. Красотища! Жаль только, что не сфотографировать, совершенно не до этого.

Вошли в пролив Лайдасалма и встали на стоянку, на которой ночевали в первую ночь. Ткнулись в берег, только тогда облегченно выдохнули. Весь переход от Оленьих островов занял чуть больше трех с половиной часов, но устали так, как будто гребли весь день.

Солнце еще высоко, поэтому не спеша переоделись, развесили вещи, поставили лагерь, попили чай, поели черники, побродили по берегу и только потом начали готовить ужин. Вечером все как обычно: ужин, чай, разговоры, воспоминания о весенне-летнем сезоне (благо, есть что вспомнить), планы на будущее...

22.09

Погода хорошая, ветра практически нет, проглядывает солнышко. Завтракаем, собираемся, отчаливаем. Через час причаливаем в Зеленоборском, в районе Лесобиржи, сушимся, собираемся, по дороге заходим в магазин закупиться в поезд, сидим на вокзале, грузимся в поезд... Тыг-дык-дык-дык... чух-чух-чух-чух...