Под небом голубым … ©

Идет загрузка карты ...
Монастырь Градиште (Gradiste)
 
Сочельник

Про крепость Космач вы уже читали, значит помните: «… монастырь пока подождет». Вот он и дождался. ;-)
 

Рождество Христово (Божич) в Черногории и Сербии — праздник любимый и очень семейный. Пожалуй для сербов и черногорцев именно Рождество является самым главным церковным праздником.

Ошибки в том, что наступил Сочельник (Баднидан) – день перед рождеством в Монтенегрии быть не может. Основная примета – срубленные веточки дуба, которые появляются у дверей домов, в кафешках, на прилавках магазинов, под дворниками почти всех автомобилей.

По традиции в этот день глава семьи, обязательно взяв кого-нибудь из самых младших внуков-правнуков, с самого ранья пуляет из ружья в деревенское небо и идет в лес за «бадняком» — той самой дубовой веткой.

Дома конечно народ тоже не сидит без дела: на вертеле жарится «печеница» — поросенок, которого специально откармливали к этому дню, замешиваются из квасного теста шарики «ратарицы». Самая большая ратарица делается для главы дома, а самая маленькая — для младшего мальчика в семье. Из кислого теста готовятся плетеницы, которые замешиваются и выполняются в виде косы. Самая большая плетеница должна быть подарена хозяйке, а самая маленькая – самой младшей девочке.

Настоящий Бадняк — это поленце свежесрубленного молодого дуба, которое по сербским традициям должно обязательно присутствовать в доме православных сербов на рождественские праздники. Выбранное и срубленное полено глава семьи должен суметь самостоятельно внести на плечах в дом. Это полено, в соответствии с традицией, должно прогорать в домашнем очаге в течение всех трех праздничных дней. После того, как глава семьи отыскивает подходящий дуб, он должен стать лицом к востоку, три раза перекреститься, поминая последовательно, Господа Бога, святого — покровителя семьи (свою Славу) и грядущий праздник. Так приветствуется бадняк, а затем деревце срубается тремя ударами. Первый удар нужно нанести с востока, последний, как правило — с запада, после чего дерево падает на восток, на плечи хозяина. Если же дерево тремя ударами срубить не удается, оно отрывается от корневища но без помощи топора. Нижняя часть такого поленца в этом случае называется бородой.

Щепки, которые отлетают во время рубки бадняка, называют «ивер». Возвращаясь из леса, хозяин должен захватить одну такую щепу в дар хозяйке дома. Бывает, что ивер удается поймать в воздухе – это к удаче. Народное поверье гласит, что если ивер расположить между корытами, то сливки на молоке круглый год будут жирными, если расположить его между ульями, то можно защититься от зла, а если бросить в воду – то она станет целебной. Бадняк, принесенный из леса, иногда облачают в рубашку и оставляют до вечера, прислонив к наружной восточной стороне дома. Бадняк символизирует полено, которое пастухи принесли в дар праведнику Иосифу, для того, чтобы согреть холодные ясли, где родился Спаситель. Другой смысл бадняка — крест, на котором распяли Спасителя.
Вечером, перед рождественским ужином хозяин заносит бадняк вместе с соломой в дом, ставит поближе к огню, а хозяйка посыпает его пшеницей. После бадняк целуют все члены семьи, обильно намазывают медом и помещают в огонь. За столом на Рождественский сочельник собирается вся семья. Дождавшись, когда хозяин дома вносит бадняк и солому, домашние собираются вокруг стола и запевают тропарь, посвященный празднику рождества. Затем читаются рождественские молитвы.

Бадняк заносится не только в сербские дома, но и во все церкви и монастыри. Привоз бадняка в храм сопровождается торжественной церемонией, в которой принимают участие священнослужители и множество народа. До вноса в храм бадняк освящается, а после заносится в храм, где наряжается и пребывает при Церкви до Нового Года (14 января). После того, как бадняк освящен и занесен в храм он застилается соломой, символизируя пещеру в которой родился Христос. Этот момент приурочивается к моменту начала всенощного бдения, после которого дети получают долгожданные подарки. Сам праздник Рождества начинает божественная литургия, которая начинается в 5 часов утра.

Решено было в Сочельник съездить в один из монастрырей.

2013-01-06--16-48-19 в далеке видна Будва

2013-01-06--16-48-41_hf

2013-01-06--15-41-27_hf

Дорожка от Ядранского Тракта недалеко от Петроваца взбирается в сторону гор. И Вот уже на вершине холма виден монастырь Градиште (Gradište).

2013-01-06--16-22-43_hf

2013-01-06--15-39-18 Церковь Св. Савы

 Ставим машину у подножья, и последние два витка выложенной камнем дороги преодолеваем пешком.

2013-01-06--15-43-14 вид из монастыря на Булярицу

Согласно легенде, монастырь был основан еще в 11 веке на месте древних античных построек «граджевине» и кладбища, отсюда он и получил свое название. Первое упоминание о нем в так называемой Грамоте короля Милутина относится к 1305 году.
В 18-м веке Градиште пострадал весьма сильно от турков. В 1785 году в бою с турками священник Раде Андрович стрелял в пашу Кара-Махмуда, но ружье дало осечку, и турки убили Андровича и многих старейшин и разрушили монастырские здания . Отец Раде был похоронен на монастырском кладбище у Успенской церкви.
Но черногорцы нашли способ расквитаться. В 1796 году Махмуд-паша был убит, а голова его отнесена в Цетинье. Череп скадарского паши и сейчас хранится в особом ларце в монастыре как напоминание будущим захватчикам об ожидающей их участи.
Уже в 20-м веке во время первой мировой войны австрийцы разорили монастырь, сняли все колокола, а в 1941 г. монастырь был сожжен итальянцами.
К 1972 году монастырь был обновлен. Были отреставрированы церковь Св. Саввы и кельи, устроена дорога к монастырю.
После землетрясения 1979 году церковь св. Савы (St Sava’s Church) была разрушена полностью, а храм Св. Николая (St Nikola’s Church) и келейный корпус частично. Восстановительные работы продолжались до 1993 года. Сейчас монастырский комплекс включает три храма, келейный корпус и кладбище.

2013-01-06--15-56-43 Церковь Св. Савы

2013-01-06--16-00-16 Церковь Св. Савы

2013-01-06--16-04-11 Церковь Св. Савы

Церковь Св. Савы расположена у входа в монастырь. Время ее создания относится к XIX веку. Она воздвигнута на развалинах более старой одноименной церкви.
2013-01-06--15-46-31 Виноградные лозы в монастырском дворике.

2013-01-06--15-45-01_hf

2013-01-06--15-44-25 церковь Св.Николая

2013-01-06--15-47-48 Тот самый бадняк и ветки лавра и цитрусовых

2013-01-06--15-43-50 церковь Св.Николая

2013-01-06--15-43-46 церковь Св.Николая

Церковь Св. Николая находится в центре монастыря. Она построена в конце XVI века на месте старой церкви. Над входом также сооружена звонница из трех колоколов. Роскошный иконостас с резьбой выполнил в 1796 году иконописец Василий Рафаилович (Vasilij Rafailovic) из Рисана. Благодаря этому иконостасу монастырь находится под охраной ЮНЕСКО

2013-01-06--15-46-50 церковь Св.Николая

Примечательна фреска Св. Марии Египетской «Млекопитательница», написанная в 1620 году живописцем Страхиня Будимлянином, на северной стене храма. В старину под этой фреской ставили свои скромные дары, в основном масло и вино, молодые матери, не имевшие молока.

2013-01-06--15-43-36_hf

2013-01-06--15-47-35 Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Dormition of Mother of God's Church), самая маленькая, находится на верхней площадке, на кладбище. Она построена в стиле сельской церковной архитектуры и расписана Страхиней Будимлянином в 1620 году.
Главной достопримечательностью Успенской церкви являются фрески и необычная икона, на ней изображен святой с ослиной головой. По одному из толкований этот святой — Христофор, одаренный необыкновенной красотой. Красота так мешала его смиренной христианской жизни, что он умолил Бога сделать его уродливым.

Рядом с Успенской церковью находится небольшое кладбище.
Кладбищенский вопрос решается в Черногории весьма своеобразно. Т.к. практически везде могилы приходится рубить в камне, то они представляют собой каменные склепы, прикрытые сверку тщательно подогнанными каменными же плитами, с вделанными в них железными кольцами.
Представляете в какой раскалённый каменный мешок превращается могила в жаркое лето. Останки иссыхают, и когда приходит время для новых «подселенцев», их (останки) сметают в мешочек и ставят в сторонке, освобождая объем для «новосела».

Вот на такой оптимистической ноте можно и закончить посещение монастыря …  ;-)

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Черногория
еще маршруты
О Маршруте