Про крепость Космач вы уже читали, значит помните: «… монастырь пока подождет». Вот он и дождался. ;-)
Рождество
Христово (Божич) в Черногории и Сербии — праздник любимый и очень
семейный. Пожалуй для сербов и черногорцев именно Рождество является
самым главным церковным праздником.
Ошибки в том, что
наступил Сочельник (Баднидан) – день перед рождеством в Монтенегрии быть
не может. Основная примета – срубленные веточки дуба, которые
появляются у дверей домов, в кафешках, на прилавках магазинов, под
дворниками почти всех автомобилей.
По традиции в этот день
глава семьи, обязательно взяв кого-нибудь из самых младших
внуков-правнуков, с самого ранья пуляет из ружья в деревенское небо и
идет в лес за «бадняком» — той самой дубовой веткой.
Дома
конечно народ тоже не сидит без дела: на вертеле жарится «печеница» —
поросенок, которого специально откармливали к этому дню, замешиваются из
квасного теста шарики «ратарицы». Самая большая ратарица делается для
главы дома, а самая маленькая — для младшего мальчика в семье. Из
кислого теста готовятся плетеницы, которые замешиваются и выполняются в
виде косы. Самая большая плетеница должна быть подарена хозяйке, а самая
маленькая – самой младшей девочке.
Настоящий Бадняк — это
поленце свежесрубленного молодого дуба, которое по сербским традициям
должно обязательно присутствовать в доме православных сербов на
рождественские праздники. Выбранное и срубленное полено глава семьи
должен суметь самостоятельно внести на плечах в дом. Это полено, в
соответствии с традицией, должно прогорать в домашнем очаге в течение
всех трех праздничных дней. После того, как глава семьи отыскивает
подходящий дуб, он должен стать лицом к востоку, три раза
перекреститься, поминая последовательно, Господа Бога, святого —
покровителя семьи (свою Славу) и грядущий праздник. Так приветствуется
бадняк, а затем деревце срубается тремя ударами. Первый удар нужно
нанести с востока, последний, как правило — с запада, после чего дерево
падает на восток, на плечи хозяина. Если же дерево тремя ударами срубить
не удается, оно отрывается от корневища но без помощи топора. Нижняя
часть такого поленца в этом случае называется бородой.
Щепки,
которые отлетают во время рубки бадняка, называют «ивер». Возвращаясь
из леса, хозяин должен захватить одну такую щепу в дар хозяйке дома.
Бывает, что ивер удается поймать в воздухе – это к удаче. Народное
поверье гласит, что если ивер расположить между корытами, то сливки на
молоке круглый год будут жирными, если расположить его между ульями, то
можно защититься от зла, а если бросить в воду – то она станет целебной.
Бадняк, принесенный из леса, иногда облачают в рубашку и оставляют до
вечера, прислонив к наружной восточной стороне дома. Бадняк
символизирует полено, которое пастухи принесли в дар праведнику Иосифу,
для того, чтобы согреть холодные ясли, где родился Спаситель. Другой
смысл бадняка — крест, на котором распяли Спасителя.
Вечером, перед
рождественским ужином хозяин заносит бадняк вместе с соломой в дом,
ставит поближе к огню, а хозяйка посыпает его пшеницей. После бадняк
целуют все члены семьи, обильно намазывают медом и помещают в огонь. За
столом на Рождественский сочельник собирается вся семья. Дождавшись,
когда хозяин дома вносит бадняк и солому, домашние собираются вокруг
стола и запевают тропарь, посвященный празднику рождества. Затем
читаются рождественские молитвы.
Бадняк заносится не только
в сербские дома, но и во все церкви и монастыри. Привоз бадняка в храм
сопровождается торжественной церемонией, в которой принимают участие
священнослужители и множество народа. До вноса в храм бадняк освящается,
а после заносится в храм, где наряжается и пребывает при Церкви до
Нового Года (14 января). После того, как бадняк освящен и занесен в храм
он застилается соломой, символизируя пещеру в которой родился Христос.
Этот момент приурочивается к моменту начала всенощного бдения, после
которого дети получают долгожданные подарки. Сам праздник Рождества
начинает божественная литургия, которая начинается в 5 часов утра.
Решено было в Сочельник съездить в один из монастрырей.
2013-01-06--16-48-19 в далеке видна Будва
2013-01-06--16-48-41_hf
2013-01-06--15-41-27_hf
Дорожка от Ядранского Тракта недалеко от Петроваца взбирается в сторону
гор. И Вот уже на вершине холма виден монастырь Градиште (Gradište).
2013-01-06--16-22-43_hf
2013-01-06--15-39-18 Церковь Св. Савы
Ставим машину у подножья, и последние два витка выложенной камнем дороги преодолеваем пешком.
2013-01-06--15-43-14 вид из монастыря на Булярицу
Согласно легенде, монастырь был основан еще в 11 веке на месте древних
античных построек «граджевине» и кладбища, отсюда он и получил свое
название. Первое упоминание о нем в так называемой Грамоте короля
Милутина относится к 1305 году.
В 18-м веке Градиште пострадал весьма
сильно от турков. В 1785 году в бою с турками священник Раде Андрович
стрелял в пашу Кара-Махмуда, но ружье дало осечку, и турки убили
Андровича и многих старейшин и разрушили монастырские здания . Отец Раде
был похоронен на монастырском кладбище у Успенской церкви.
Но
черногорцы нашли способ расквитаться. В 1796 году Махмуд-паша был убит, а
голова его отнесена в Цетинье. Череп скадарского паши и сейчас хранится
в особом ларце в монастыре как напоминание будущим захватчикам об
ожидающей их участи.
Уже в 20-м веке во время первой мировой войны
австрийцы разорили монастырь, сняли все колокола, а в 1941 г. монастырь
был сожжен итальянцами.
К 1972 году монастырь был обновлен. Были отреставрированы церковь Св. Саввы и кельи, устроена дорога к монастырю.
После
землетрясения 1979 году церковь св. Савы (St Sava’s Church) была
разрушена полностью, а храм Св. Николая (St Nikola’s Church) и келейный
корпус частично. Восстановительные работы продолжались до 1993 года.
Сейчас монастырский комплекс включает три храма, келейный корпус и
кладбище.
2013-01-06--15-56-43 Церковь Св. Савы
2013-01-06--16-00-16 Церковь Св. Савы
2013-01-06--16-04-11 Церковь Св. Савы
Церковь Св. Савы расположена у входа в монастырь. Время ее создания
относится к XIX веку. Она воздвигнута на развалинах более старой
одноименной церкви.
2013-01-06--15-46-31 Виноградные лозы в монастырском дворике.
2013-01-06--15-45-01_hf
2013-01-06--15-44-25 церковь Св.Николая
2013-01-06--15-47-48 Тот самый бадняк и ветки лавра и цитрусовых
2013-01-06--15-43-50 церковь Св.Николая
2013-01-06--15-43-46 церковь Св.Николая
Церковь Св. Николая находится в центре монастыря. Она построена в конце
XVI века на месте старой церкви. Над входом также сооружена звонница из
трех колоколов. Роскошный иконостас с резьбой выполнил в 1796 году
иконописец Василий Рафаилович (Vasilij Rafailovic) из Рисана. Благодаря
этому иконостасу монастырь находится под охраной ЮНЕСКО
2013-01-06--15-46-50 церковь Св.Николая
Примечательна фреска Св. Марии Египетской «Млекопитательница»,
написанная в 1620 году живописцем Страхиня Будимлянином, на северной
стене храма. В старину под этой фреской ставили свои скромные дары, в
основном масло и вино, молодые матери, не имевшие молока.
2013-01-06--15-43-36_hf
2013-01-06--15-47-35 Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Dormition of Mother of God's
Church), самая маленькая, находится на верхней площадке, на кладбище.
Она построена в стиле сельской церковной архитектуры и расписана
Страхиней Будимлянином в 1620 году.
Главной достопримечательностью
Успенской церкви являются фрески и необычная икона, на ней изображен
святой с ослиной головой. По одному из толкований этот святой —
Христофор, одаренный необыкновенной красотой. Красота так мешала его
смиренной христианской жизни, что он умолил Бога сделать его уродливым.
Рядом с Успенской церковью находится небольшое кладбище.
Кладбищенский
вопрос решается в Черногории весьма
своеобразно. Т.к. практически везде могилы приходится рубить в камне, то
они представляют собой каменные склепы, прикрытые сверку тщательно
подогнанными каменными же плитами, с вделанными в них железными
кольцами.
Представляете в какой раскалённый каменный мешок
превращается могила в жаркое лето. Останки иссыхают, и когда приходит
время для новых «подселенцев», их (останки) сметают в мешочек и ставят в
сторонке, освобождая объем для «новосела».
Вот на такой оптимистической ноте можно и закончить посещение монастыря … ;-)