Колежменский дневник

Идет загрузка карты ...
Северная Карелия, Белое море
 
Колежменский Дневник

  Сказать, что организовать этот поход было сложно - ничего не сказать, ну да и не будем об этом.
  Вот уже Ладожский вокзал, куча нашего снаряжения, обявлена платформа, к которой подойдет наш поезд до Петрозаводска. Волнительный момент погрузки. Расселись по менстам и давай знакомиться, так как в нашу компанию влились два новых члена Сергей и Саша. Если Сергей попал в наши ряды за пару-тройку дней, то второй новичок буквально впрыгнул в отходящий вагон.
 

    Итак Саша. За сутки до отправления нашего поезда отказывается один из участников. Эй, восьмой, я тебя не слышу - так перефразируя АукцЫон, можно охарактеризовать тот день. Недокомплект грозил многими бедами. Обзвон друзей ничего не дает - никто не готов вот так прям завтра рвануть на севера. Ближе к вечеру всеже обявился желаюший и имеющий возможность кандидат. Саша.
   Во-первых - это девушка, вовтрорых, она совершенно отчаянная. Хотя по внешнему виду так и не скажешь - блондинки рулят! 
   Договорились, что утром она встрерится на вокзале со сдающим билет отказником и попробует взять их на свое имя. Сразу скажу, что этот фокус не удался.  В поезд Саша садилась с билетом в один конец и в другом вагоне. Что конечно не помешало нам собраться вместе в адмиральском купе :) и выпить за знакомство и безнадежность нашей экспедиции литр виски. 
  Раннее утро в Петрозаводске встретило нас моросящим дождем и низким серым небом. Оперативно погрузившись в заранее зафрахтованный автобус с дружелюбным к нам водителем Романом, двигаем к местному аналогу Ленты - нам надо купить хлеба, пива и котелок, взамен забытому Пелоткиным.


    На автобусе нам предстояло преодолель по предварительным данным 450км до стапеля - приличное расстояние. Потому недолго думая открыли пива и покатили по мурманскому шоссе под Чижа, доносившегося из динамиков. Так, подпевая, пролетели около 250км, осноавились на перекус. Далее нас ждало свидание с Беломорканалом. Увидев какую то ГЭС (предположительно Беломорская ГЭС) ошибочно приняли ее за 19-й шлюз - сделали остановку для фото. Чуть позже, уже пересекая канал, поняли свою ошибку, но исправлять не стали. Время уже начало поджимать и хотелось скорее очутится на реке.



    Но от г.Беломорск, как оказалось, нам еще предстоял долгий путь по дорогам, которые и назвать то таким громким словом нельзя. 20 км бетонки и 50 км лесовозной тропы. Роман нервно глядел на часы и одометр, на котором уже разменяли 48-ой десяток км, а вожделенного моста через Колежму не наблюдалось. Встреча и разговор с водителем 99-ой модели ВАЗа только усилиа чувство, что мы заблудились. Вобщем каким то чудом, преодолевая разливные лужи, каменные россыпи поперек дороги добрались до места стапеля (видимо ручей Самоварный). А на часах уже начало 9-го. Вечереет. 


   Сбор плавстредств также не оказался легким. Лишь добрый старый ильмень не создал проблем. а наше недавнее приобретение свирь замучила нас до сбитых пальцев и гнутых кильсонов. Также не просты оказались новые фартуки для наших тайменей. Но вот к 22 часам все собрано, мы даже поели и готовы в путь.


   Надо сказать, что только выйдя из автобуса, уидели мы ручей, мало пригодный даже для пуска бумажных карабликов, не говоря про байдарки. И даже небольшая разведка в лес метров на 100 не дала ничего, кроме вспугнутой куницы. Но оказалось, что метров через 200 по дороге параллельно идет ручей покрупнее, уже более похожеий на реку. А первый ручей благополучно вливатеся в его русло.

    Уровень воды для 11 июня может и нормален для здешних мест, но на нас он действует удручающе. Одна надежда на то, что это всего лишь исток и ниже по течению количество воды и течение заметно увеличатся. Но пока спасибо и за то, что веслами по дну не скребем. Идем помаленьку. На часах 22.15

    Вобще мы обладали довольно подробной картой местности нашего маршрута. Но одно но - стапель был в километрах 5-7 южнее нижнего края имеющейся карты. План на вечер был прост - как только на экране GPS наше местоположение окажется где то на листе карты (мы должны оказаться в озере Верхняя Колежма) - то ищем место для стоянки. Для  этого нам нужно идти на север, но река упорно виляет руслом на восток. Пирмерно раз в пол часа случаются упавшие перегораживающе неширокую тут реку стволы. Опыт перетаскивания, проныривания или прорубания прохода у нас имеется приличный, так что просто немного теряем темп, но терпимо. Флотилия наша не растягивается, идем плотной группой, так что в капитальный завал упираемся практически одновременно 4-мя носами наших байд. Беглый осмотр места - около 200м реки завалено плавником, завалено наглухо. Разведка берегов показала, что левый берег заболочен, по правому можно пробраться за завал, но придется поработать топорами и проложить в густом подлеске тропу. В два топора и 12 рук прорвались сквозь заросли и вынесли на руках сначала вещи, потом и лодки. Облегченно вздохнули и идем дальше. Время 1.35


    Включаем gps, мы все еще далеко от края карты. Вход в озеро Верхняя Колжема. Вода клубится паром. Из-за леса, прямо на наших глазах встает солнце. Эйфория охватила всех. Обалденное эхо вторит нашим радостным голосам. Верхушки сосен над туманом в голубой лазури утреннего неба.


   Самое время найти волшебный остров для стоянки. И ведь нашли, правда это была коса, далеко уходящаяя в озеро. На самом высоком месте стоит рыбацкая изба. Печь и дрова внутри, пара лежаков. Без сил, лишь чуть вытащив на бегер носы лодок и захватив лишь спальники, располагаемся на бивак. Растоплена печка - тепло даст возможность высушить намокшие вещи. Половина уже спит на нарах в домике, оставшиеся расположились прямо на улице - благо солнце уже дает о себе знать, и высота места не дает тут задерживаться комарам. Общий сон. Время 6.00


     11 часов никак не назвать ранним утром - но просыпаться на залитом солнцем холме посреди озера так не хочется. Встаю и готовлю завтрак на всю нашу дружную компанию. Рисовая молочная каша, кисель, бутерброды с сыром. И чудесный напиток - красное вино пополам с ананасовым компотом. Услышали звук мотора - к нашему берегу подошла лодка рыбаков - им тоже приглянулась уютная избушка. Узнав, что мы не задержимся на долго, отчалили по своим рыбацким делам. Да и нам нечего засиживаться. Время 15.00


      Вот этого куска карты у нас с собой не было, и мы до сих пор идем по белому куску экрана gps, виляя туда сюда, что видно по треку (красная линия)


    Мы до сих пор где то на границе карты, так как река никак не может окончательно выбрать совего направления и если озеро мы прошли с запада на восток, то теперь идем на северо-запад. Участок реки между озер особо не запомнился, всеже низкая вода - не лучший фон для путешествия по этой карельской реке. Скребем по порогам. В каждой байдарке появилась вода - ясный признак пробоин.


    Порой река сужается до  минимума, и среди камней  бежит  стремительным потоком, интересно, что тут твориться, когда уровень воды выше на 1м


    Преодолели еще одно упавшее дерево - тут явно не обошлось без бобра. Никак не можем вползти в карту. Немногорастянулся наш караван. И входя в очередной поворот мечтаешь не увидеть там стоящую впередиидущую лодку - это показатель свободного русла. Но уже из далека слышны проклятия и стенания. Снова завал, завал капитальный. Даже прошлый завал кажется теперь лекгой прогулкой. Уже практически без сил чалимся к левому берегу, вынимаем баулы. Решено устроить небольшой привал и перекусить горячего. Уж с дровами тут проблем не наблюдается. Также совсем нет проблем с комарами - вренее с их количеством. Вернее у нас огромные проблемы с комарами! Такое чувство что едят заживо. В арсенале имелось 4 различных средства - хорошо показал себя лишь москитол. Но это выяснилось лишь в течение следующих дней. Пока дружно хлопаем себя по всем открытым участкам тела и отплевываемся от наглецов, залетевших в рот и нос. Вобщем ситуация требовала решительных действий - достали литр и быстро налили по стаканчикам, и сразу по второй. Как раз поспела каша с тушенкой. Так что накатили и по третей. Жить сразу стало легче.


    При трезвой оценке шансов на завершение маршрута вовремя стало ясно - очень велик шанс опоздать и на наш автобус, а значит и на поезд. Работа в понедельник встала под большой вопрос. А среди нас  пятерым надо быть в офисе в понедельник, и четверым из них желательно не позже 10-ти утра. Fornit  пошел в лес и вернулся с таким рассказом: нашел пригорок повыше, на нем пень,  забрался на него, и в вытянутой вверх руке держал телефон с включенной громкой связью - так был слабый сигнал у мегафона. Сообщил о своей вполне вероятной задержке. Этим же способом поспешили воспользоваться и другие участиники, которым требовалось подстраховать свою задницу.


     Нашлись добровольцы пойти на разведку - наш левый берег полностью непригоден для передвижений - если вы конечно не лось - следы этих благородных животных виднелись в достаточном количестве. Решено обносить по правому. Противоположный берег  оказался крут, с трудом нашли боле-менее пригодное место для вытаскивания байдарок.


   Пешая прогулка по лесу показала, что завалено метров на 500 с небольшим сводобным участком воды в середине, который мы чуть было не приняли уже за конец завала. Такое расстояние было не преодолеть за один заход - так что снова прорубали тропу, и где то по середине делали промежуточную остановку. Руки отваливалиь, ноги гудели.



    Встали на воду. Буквально несколько сотен метров воды и снова завал. Но на этот раз такой небольшой, просматриваемы прямо с воды. С легким обносом - река тут делает крутой поворот, что надо всего лишь преодолеть небольшой мысок - вода низкая и в осушенной низике родилось выражение - твердая жижа - именно по такой поверхности приходилось таскать байдарки. Пару раз утягивало тапки, ноги вязли.  Начал накрапывать небольшой дождик.  Время 0.30

     Видно усталось вселила в  команду апатию, и вместо упорной гребли решено искать стоянку. Но и погода не особо радовала. Сенич обронил фразу о том, что сейчас для полного треша не хватает только всепроникающего ливня. По берегам нет даже намека на стоянки. Или болото или непроходимая чаща, или все это вместе. Около 2-х часов ночи уже не особо разбирая где, с трудом выбираемся на берег.  Ставим палатки, скорый ужин, чай. Kliff,  опасаясь дождя, натягивает тент и тут же на пенке ложится спать, забравшись в мешок. Вещи, беспорядочно разложенные по лесному берегу, сложены под тент. Палатки поставлены. Желание только одно - поспать. 

Просыпаюсь от бешеной дроби того самого всепроникающего ливня по тенту. С вечера не подпер центр шатра веслом, и теперь он прогнулся и наполнился наверное целой ванной воды.  Вода уже стала просачиваться сквозь тент, чем меня и разбудила, капая на спальник. Вылез,  согнал воду, подставил весло - и спать дальше. Время 6.00

       Утро было замечательным -  о дожде напоминают только озерца, скопившиеся в складках тента.  Солнце,  легкий ветерок. Сооружаем костер и плотный завтрак. Клеим байдарки. Пока сворачивали лагерь, ильмень сделал попытку к бегству. Спасибо Пелоткину - отважно догнал беглеца. Ну и нам пора отправляться. время 14.00



     Судя по карте, до финиша очень далеко и с нашей скоростью передвижения мы доберемся до него хорошо бы дня через три.



     Не сказать, что был сильно  выдался сильно трудный день. Не было ни жарко, ни холодно, ни ветренно, ни спокойно, ни дождливо , ни сухо. Так всего по чуть чуть. На одном из перекатов встретили рыбака. Который выдал нам ценную информацию,  о том что впереди нас ждет ж/д мост,  закоторым останавливается ночная электричка до Беломорска. То ли эта новость, то ли то, что русло расчистилось и расширилось, и последние перекаты мы преодолевали довольно легко - но сил у всех прибавилось, настроение заметно поднялось. Даже устраиваем гонки и абордажные атаки друг на друга.  А Пелоткин предается  сибаритству и курит беломор. Время 15.36




Вот так не особо напрягаясь мы приближались к основной драме нашего путешествия.  Да, ни перепитии с обносами, ни желание самострела некоторых членов команды, ни обсуждения сколько же запросят в МЧС за нашу эвакуацию из столь безлюдного района оказывается нельзя назвать основным событием. Вобщем показался ожидаемый нами в течение последних часов мост. Время 17.29




    Сразу и очевидно мнения в команде разделились на два лагеря - нам нужно сниматься с маршрута и нам стоит пройти еще, хотя  бы до станции. До нее по карте вроде и не далеко, но  за  антистапель у моста то , что до остановки поезда тут всего 300м против 1,5 км на станции. Ладно, решаем сообща, что финиш будет здесь. Хотя kliff до последнего высчитывал возможность продолжить  спалв.




     Но решение принято. До электрички еще полно времени, разжигаем костер и готовим картошку в мундирах, к картошечке открываем пару банок лосося. Неизменные 50г для тонуса. Пока суть да дело, Саша успела даже принять водные процедуры. Погода сначала испортилась, заомросил нудный дождик, а потом появилась радуга, выглянуло солнце. 



      Вобщем отчаявшись уговорить всю команду, kliff   предложил разделиться  - кому надо срочно домой -  остаются ждать поезда, а  менее обремененные обязательствами продолжают сплав. Сначала желающих продолжить путешествие было трое. Но Пелоткин, сначала выразивший бурное желание идти дальше,  спустя пол часа почуствовал легкое недомогание, и решил себя поберечь. Так от команды из 8-ми отважных осталось лишь двое - Ватин и kliff. Закончив ужин, быстро собрались и двинули в путь - все же много времени потеряли на стоянке, а путь предстоит не близкий. Время 21.45

     Контрольной точкой, для оценки скорости движения по маршруту выбрали  станцию Колежма (такая тут  местность забавная, все называется одним словом - озера - Колежма, река - Колежма, станция - Колежма, деревня - тоже Колежма - так что не путайтесь. Вобщем от моста до станции км 10 по ощущениям от просмотра карты. Когда решили проверить по gps момент прохождения этой точки - оказалось что мы давно ее миновали. Всеж одна байдарка, да по чистому и широкому руслу мчит с приличной скоростью. Решили с Ватином, что идем до  первой хорошей стоянки. Но пока берега тянутся унылые.  

     Вдруг впереди слышим отчетливые всплески. Сразу ясно - рыбой это быть не может, уж больно громко. Следующий плюх уже видим глазами. Но никак не можем понять, кто это. Ватин, помешанный на подводной охоте, предполагает подзденвечернего фишхантера с подводным ружьем, шлепающего ластами, как сумашедший. Но вот еще десяток метров - и мы видим мирно плещущегося  бобра, который совершает вечерний моцион и не прочь проводить нас до ближайшего поворота реки, не прекращая однако своих упражнений с нырками и плесками. Очень жалеем, что всю аппаратуру упаковали слишком глубоко, шансов достать ее нет. потому просто любуемся зверем и идем дальше.

     На правом берегу еще издали замечаем огромную ель - вдвоем ее было не обхватить. Дерево стоит на самом краю воды, корнями уже уходя в реку.  Со стороны берега в  корнях явно чья-то нора или берлога - но сейчас она покинута своими неизвестными  обиталями.  А значит мы никому не помешаем, если устроим на этом месте стоянку. Здесь ощущается только что пройденый порог - шум воды и клоки пены на воде. Осмотр места  впервые показал  нам, что не мы первые из людей оценили это место по достоинству - найдены следы старой стоянки - костровище уже успело практически зарости травой и мхом и лишь угадывается на земле, чуть в стороне сложены старые колья  для палаток - уже почти труха, даже в костер  не годятся. Разбиваем маленький лагерь - палатка и костер.  Ужинать не стали - ограничились чаем с пряниками и сгущенкой. Время 1.00

     Будильник звякнул в 10,  но был послан подальше.  Сладко проспали до 11, а там неспешно позавтракали рисом с тушенкой и чаем с конфетами. Конфеты были двух видов - шоколадная Аленка и молочная Коровка.  Надо сказать, что конфеткам уже достаточно досталось невзгод, и практически они превратились  в "Аленку на коровке" :)  Покончив в завтраком,  осмотрев лодку, погрузились, попрощались с этим отличным местом и двинули к морю. Время 12.00

      Экстраполировав вчерашнюю нашу скорость и пройденый за вечер  путь, предполагаем прибытие в деревню  в начале 4-го.  Проходим несколько живописных порогов. Дальше река выходит из под полога леса и бежит среди полей. Стена деревьев отступила на пару километров от русла и лишь виднеется вдали.  Людей по-прежнему не видно, но становится заметно присутствие тут человека, хоть и не частое.  То это обустроенные рыбаловные местечки,  то тропа спускается к самой реке.  Заметили установленную сетку. И тут же за поворотом показались первые крыши домов и сараев.

     Вся деревня расположена на правом берегу. На левом только хозяйственные постройки и где-то вдали заметны здания фермы. Мост соединяющий два берега стоит на деревянных быках, обитых железными листами - весенний лед на этой реке видно грозен.
 


      Пока шли  вдоль деревни, успели разузнать  про возможность доставки нас до Беломорска. Хотя  есть мысль попробовать дойти  по морю до Сумского посада. Преодолеваем последние  изгибы русла и выходим в море. Пробую воду на вкус - соленая, морская. Волны до 1 м раскачивают байдарку. Нужно приноровиться грести в таких условиях.

      Намечаем себе цель - мыс Красная Щелья и по большой дуге, что бы не ставить лодку боком к волне, идем к ней. Путь в 4-5 км занял у нас часа  полтора. Стремимся к берегу - уж очень хочется осмотреть заброшенные дома и пирс. да и перекусить не помешает . Время 16.00



      Вернувшись с нашей небольшой обзорной экскурсии по симу  довольно заброшенному и забытому людьми месту обнаруживаем последствия явления, для местности сей естественного, но для нас совершенно неожиданного. С отливом ушла вода . Лодка наша лежит на песке, а линия прибоя отодвинулась метров на 50. К тому же нас атакуют сонмы комаров и мошки. Задерживаться тут нам совершенно не хочется. Решаем возвращаться в деревню, что бы воспользоваться предложением местных жителей о доставке нашего небольшого экипажа в Беломорск. 

      Движение по отсутпившему морю - дело не сложное, даже весла не нужны - так как глубина -  небольше 15-20 см, бредем пешком и тащим байдарку за собой. Заодно осматриваем попадающиеся рыболовные снасти-ловушки. Но рыбы в них нет - не сезон.

     Поднимаемся по руслу до деревни, выбирам бережок  рядом с домом, в котором нам обещали помочь с транспортом. Антистапель. время 18.00
     Машина будет завтра в 5 утра, как раз к поезду на Питер. Радушные хозяева приглашают нас на ужин и предлагают ночевать у них. Балго дом огромный и есть свободная комната. За ужином за разговорами за жинь выпили припасенный литр.

       В 5 утра под'ехала буханка, я сел вперед, а Ватина с вещами отправил в салон. Два часа тряски по ужасной дороге и мы на вокзале в Беломорске. Берем билеты и через 30 мин уже посадка. Вагон у нас 14-ый, об'являют о нумерации с хвоста - так что идем самый конец платформы - это с рюзаком и байдарокой за плечами не назвать легкой прогулкой. Стоянка всего 10 мин. И только дойдя до конца поезда у проводницы узнаем, что наш вагон, хоть и 14-ый, зацеплен сразу за локомотивом. Собрав последине силы, ругаясь на чем свет стоти, идем обратно через всю платформу. Успеваем в последний момент к нашему вагону.
      А в Питере нас встретила Анечка-Вард - решив все наши проблемы и развезя до самых дверей. Спасибо ей огромное.
Финиш


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Карелия
еще маршруты
О Маршруте