Тульская область / Водный туризм | Спортивный туризм

Набеги к соседям - Тульская область - Солова-Упа

9 мая 2009 г.
Водный поход по связке рек Солова-Упа. В 15 веке в этих местах пролегала непроходимая Засечная черта - дальний рубеж обороны Московского государства. Продираясь через бурелом в низовьях Соловы, понимаешь, что место для засеки наши предки выбрали удачное!

Предисловие

19 на окраине с. Нератное 19 на окраине с. Нератное
20 Солова в Нератном 20 Солова в Нератном
21 колокольня в Переволоках 21 колокольня в Переволоках
Солова начинается недалеко от станции Ломовка железнодорожной ветки Орел-Тула. На своем пути река последовательно пересекает указанную железную дорогу, затем трассу М2 (Москва-Симферополь), и, наконец, автодорогу Щекино-Одоев. Солова впадает в Упу в 10-15 км севернее Крапивны. Первый раз про нее я прочитал в цикле отчетов Михаила Трускова "Малые реки Тульской области". Выбор на столь далекую от Орла реку (далекую для похода выходного дня) пал потому, что впервые за 2 с лишним года плаваний на байдарке в этот раз я шел не один. Мой напарник, с которым спустя месяц мы собирались в поход на Кольский, был жителем столицы, поэтому был выбран компромиссный маршрут – река, текущая практически посередине между Орлом и Москвой. До места встречи - станции Щекино нам обоим пришлось проехать чуть более полутораста километров.

Небольшое историческое отступление. В 15 веке для обороны Московского государства вдоль его южных границ было сооружено впечатляющее фортификационное сооружение - Засечная черта. Она протянулась из Брянщины через Тулу в Рязанские земли. На пути излюбленных дорог кочевников были сооружены протяженные засеки, соединявшиеся в одну длинную черту. Засека представляет собой рукотворный бурелом в лесу, непроходимый ни для пешего, ни для конника. Сама Засечная черта естественно не сохранилась до наших дней, но вот величественный лес, протянувшийся вдоль Упы, по местам, где она когда-то проходила до сих пор носит название "Тульские засеки". Но мы вспомнили про древнерусское укрепление еще не доходя до Упы. Последние километры Солова течет в настоящей чаще из поваленных деревьев и торчащих из воды коряг. Исторические параллели просто напрашиваются сами собой.

Наименование реки: связка Солова-Упа.
Сложность: фон 0кс, максимально 1кс.
Дата прохождения: 9-10 мая 2009 г.
Участники: Олег Скрипкин aka –Snake–, Артем Куликов aka Breqwas.
Погода: ясно, слабый ветер, днем до +25, ночью до +12.
Маршрут водной части: от дер. Захаровка по Солове до впадения в Упу, по Упе до дер. Крапивна.
Протяженность маршрута: 37км.
Ходовых часов: 7ч в первый день и 4 во второй, с остановками.
Заброска: от Орла до Щекино тульской электричкой (отправление из Орла в 9-00), от Щекино на такси до дер. Захаровка.
Эвакуация: из Крапивны маршруткой «Автолайн» ориентировочно в 17-15, из Щекино в Тулу экспрессом Чернь-Москва в 18-00, из Тулы в Орел проходящим скорым Москва-Керчь в 19-06.
Течение (скорость): слабое, много плесов, к концу реки немного возрастает. Упа очень спокойна.
Ширина реки: от 4 до 20м. Упа до 30м
Дно: илистое, каменистые перекаты. На Упе - илистое, местами каменистое.
Цвет воды: мутноватый, в Упе еще менее прозрачный.
Берега: луговая река, берега в камышах и/или в деревьях, в конце пути – вариант «река в канаве», но далеко не в самой некрасивой форме. Упа течет в лесу или вдоль леса.
Естественные препятствия: 1 порожек, несложные перекаты, в конце пути - завалы.
Искусственные препятствия: несколько наплавных мостов (обносы), мост в Селиваново (проходим). На Упе 1 техногенный порожек.

Впечатления
Я выехал из Орла в 9-00 9-ого мая на тульской электричке. По дороге наблюдал, как концентрация дачников в вагоне падает от Орла до Думчино, потом резко возрастает во Мценске и вновь сходит на нет к Черни. В Щекино я был к полудню. Не теряя времени, уточнил у местных жителей как добраться до автовокзала, чтобы поехать в Захаровку – место нашего старта. Все оказалось сложнее и проще одновременно. До автостанции надо ехать в город (а вокзал, как я понял, лежит за городом или на окраине), но нужный автобус и маршрутки в Захаровку проходят мимо вокзала – остановка расположена позади здания станции. Я встретил своего попутчика, и мы поступили еще проще и быстрее – такси довезло нас до реки за символические 150 руб.

На подъезде к Захаровке Солова видна слева от трассы. Не доезжайте до моста через реку! Высаживайтесь сразу, как увидите воду и стапелитесь там. Во-первых, у вас будет возможность осмотреть остатки старинного монструозного деревянного моста через Солову, во-вторых, под новым бетонным мостом – есть порожек, и нет смысла его пропускать и, в-третьих, – на подъезде к бетонному мосту справа – старица Соловы, не соединяющаяся с основным руслом – в ней стапелиться не надо. Она достаточно длинная и искушение отплыть по ней есть. Наше такси остановилось около старицы, и мы пешком прошли вдоль нее до Соловы. Стапелились в полукилометре ниже моста.

Сборы были завершены к 14-00. Солнце припекает по-летнему, на небе редкие тучки, река переливается солнечными бликами. Солова первые несколько километров нашего пути течет в высоких камышах. Стены прошлогодних сухих стеблей тянутся то по одному, то по обеим берегам. Местами, ощущаешь себя на Брянщине, на Снежети. К сожалению, впечатление портят часто встречающиеся пепелища пожженной травы. Причем огонь уничтожил не только траву, но и частично прибрежные кусты, а от камыша оставил обгорелые пеньки в воде. Приходится констатировать, что пожоги травы у туляков также популярны, как и у орловчан.

Солова в начале маршрута не шире 4-5 метров. Вдоль реки изредка встречаются деревья, но поваленных в воду стволов практически нет. Река течет в обрамлении лугов, оба берега невысокие. Постепенно несильное течение совсем замедляется, а водное зеркало расширяется до 20 м. Это самый широкий участок Соловы на всем маршруте. Где-то здесь мы вошли в близкий контакт третьей степени с местными жителями и одолжили у них в безвозмездное пользование 2 пластиковых бутылки для воды. К нашему стыду мы забыли купить минералки в Щекино. К счастью селяне были очень щедры (хотя поначалу пытались предложить нам емкость со следами олифы). Замечу, что вода в местных родниках исключительно вкусная.

Примерно через полтора часа мы приплыли к концу пути. В смысле – к окончанию реки. И без того ленивое течение совсем останавливалось у перегораживающего реку насыпного моста. Пейзаж перед мостом напоминал пруд. Никаких признаков сброса избытков воды не наблюдалось. После десантирования прямо на низкий мост и разведки местности выяснилось, что мост представляет собой дамбу, с проходящей по ней дорогой, а излишек воды сбрасывается по нескольким трубам лежащим под водой. Несложный обнос непосредственно через мост. Ниже по течению характер реки практически не изменился, и она стала лишь ненамного уже.

Через пару часов после старта мы подошли к порожку. Шум его был слышен заранее и вселял надежду на некоторое разнообразие плавания. Характер порога мне остался не до конца ясен. Бетонных обломков не наблюдалось, но перепад уровней воды в метр слишком велик (как мне кажется) для рек нашей полосы. Скорее всего каменную преграду насыпали люди. Подобную «плотину» из известняка я уже наблюдал на реке Труды в родной области. Итак, река двумя рукавами огибала каменистый островок лежащий по центру потока. Правый рукав мне показался более мелким, левый мы дотошно исследовали на предмет арматуры и обливняков. В ходе исследования я, оступившись, с трудом упустил редкую возможность пройти порог самосплавом, что до меня вряд ли кто делал. Окончательный вердикт – по средней воде препятствие проходимо для надувных лодок, хотя контакта со всеми камнями избежать не удастся. Прошли чисто, порожек веселый. (Если он безымянный, предлагаю так и назвать его – Веселый).

Далее река то сужаясь, то расширяясь проходит через несколько перекатов. У села Нератное Солова не шире 8-10 метров, течение слабое. От Нератного к Селиваново река образует большую излучину, в центре которой находится деревня Переволоки-Возвратные. В Переволоках расположен один из лучших ориентиров на всем маршруте – полуразрушенная колокольня со снесенным куполом. Видно ее уже из Нератного. Здесь мы остановились на перекус. Колокольня видна прямо с берега в виде двух букв «П» поставленных друг на друга. Проплыв Спасское, можно высадиться на левый берег – сфотографировать памятник архитектуры поближе.

В Спасском заканчивается приятный, безобидный участок Соловы, который можно пройти практически в матрасном режиме. Дальше начинается троффи. Перед мостом в Селиваново моему напарнику пришлось демонстрировать местным жителям искусство подкачки лодки в экстремальной ситуации. Под экстримом здесь подразумевалось общение с прямыми потомками наших общих четвероруких предков. Причем с потомками настолько прямыми, что складывалось впечатление, будто тысячи лет эволюции пропали даром. В связи с этим несколько натянутым общением, пользуясь случаем, обращаюсь к создателям Щук: «Подгоняйте пробки под размер трубок, чтобы их нельзя было откупорить шевелением различных частей тела внутри лодки! Заранее благодарю».

После Селиваново, как я уже сказал, начался хардкорный участок реки. Наивные мы надеялись засветло дойти до Упы. Блаженны гребущие… Частота и сложность завалов возрастает от селивановского моста до устья. Обносы в чистом виде редки, но и плавания тоже немного. Все больше ползком как-то. Река извивается на пойменном лугу. Иногда, вытаскивая лодку на берег для обноса, хочется обнести не вдоль реки, а поперек очередной петли. В итоге к 9 часам вечера, имея потери в личном имуществе (панама 1 штука, утонула, однако), мы решили остановиться на ночлег. Из положительных моментов последних часов пути могу упомянуть практику тюленьего старта с крутого поросшего травой берега высотой метра 3. Старт прошел без происшествий.

На ночлег встали примерно в 21-30 на левом берегу. Место почти не выбирали. За прибрежными деревьями метров 20 невспаханной земли, а потом поле. Кстати с родниками по Солове проблем не должно возникнуть – их много. Приготовили ужин. Мой напарник разбил палатку, я привычно устроился в спалке на перевернутой вверх дном Щуке. Засыпали под брачные крики какой-то неугомонной птицы (пытались ее безуспешно прогнать) и далекий бит колхозного диско. Бит периодически перекрывался одобрительным ревом танцующих. В такие моменты особенно тонко чувствуешь расстояние до удаленных объектов и веришь, что пословица про дурную голову и беспокойные ноги в корне неверна.

Ночью пару раз начинал накрапывать дождь, но ни во что серьезное он не перешел. Встав поутру, мы обнаружили соседей буквально в 20 метрах от нас – дачники возились на огороде напротив через реку. Завтрак, паковка вещей и отплытие примерно в 11-00. Ралли продолжилось. Количество завалов поражает. Мы были счастливы, проплывая по 50 метров по чистой воде. Не думаю, что более высокий уровень воды радикально улучшит ситуацию. Этот участок проходим только на малогабаритных однушках, пластиковых или надувных. Каркасникам здесь делать нечего. Под бревно, на бревно, в обнос – романтика!

Отдельно запомнился эпизод с проползанием сквозь листву и ветки свежеповаленного дерева. Ствол висел в метре над водой, зеленая крона перекрывала реку от края до края. Из чисто спортивного энтузиазма даже не пытались обносить.