Через Ай-Петринскую яйлу зимой

Идет загрузка карты ...
с.Соколиное – г.Орлиный Залёт – кордон «Чайный домик» - г. Вилля-Бурун – Ай-Петринская яйла – г. Ай-Петри (верхняя станция) – водопад Учан-Су
 

Начала маршрута Начала маршрута
Под ногами - долина Коккозки Под ногами - долина Коккозки
Не только на Севере... Не только на Севере...
Верхняя станция канатки Верхняя станция канатки
 Летом здесь верблюды... Летом здесь верблюды...
Влажный лес Влажный лес
Вообще-то – основная моя «специальность»- лыжные походы в Заполярье. Но в нынешнем году из-за недавнего вывиха плеча лыжный поход для меня «не складывался». И компенсацией стал этот совсем короткий январский поход по Крыму. Познакомиться с зимним Крымом тоже было нелишним. И теперь я не с чужих слов знаю, что нужно для зимнего перехода через яйлы Главной гряды. От лыжного похода в Заполярье снаряжение отличалось только отсутствием снеговой лопаты, да… самих лыж!

  ПОДЪЁМ. Первые шаги по январскому крымскому лесу обнадёживают. Листва, едва  припорошенная снегом, около 0 и туман. Но  с набором высоты снега становится больше, а незамёрзшая земля «плывёт» под ногами на крутом склоне. По тропинкам здесь, похоже, ходят только косули, потому что низко нависают ветви. И нам с рюкзаками приходится двигаться на четвереньках, а в одном месте даже проползти на животе. Но зато в конце подъёма у нас под ногами разворачивается целое море облаков, и из него, как острова, выступают вершины дальних хребтов. И сюда, на километровую высоту через облака доносится шум дороги. Мы чувствуем себя вознёсшимися над всем обитаемым миром.

   НАВИГАТОР. Это поразительное творение  человеческой мысли, конечно, радикально изменило бродячую жизнь. Но – не сделало её «комнатной». И уж никак не заменило собственную голову. Тем более – ноги. Не стоит забывать и о том, что разработана эта техника для пентагоновских вояк, а они даже систему координат используют не ту, что на наших картах.
  Мы идём к долгожданной поляне, и прибор исправно указывает на неё стрелкой. Пока не упираемся в скальную стену высотой несколько десятков метров. До поляны – всего 300 метров, но она находится выше этой стены! В поисках прохода в скалах мы удаляемся от поляны, и прибор добросовестно нас об этом уведомляет. Но он не может помочь нам этот проход найти. И не поднимет на километровую высоту. Не сделает легче рюкзаки. Не уберёт с тропы снег. И в то же время, даже в таком коротком походе мы дважды «теряемся», и тогда навигатор показывает нам, где мы. Мы, конечно, сориентировались бы и без спутников. Крым ведь – не Антарктида! Но затратили бы на исправление ошибок гораздо больше времени.

  КОСТЁР. Это только в рассказах Д. Лондона костёр зимой разводят на снегу и в течение всей долгой ночи поддерживают его ветками. Чего это стоит на самом деле, мы знаем по заполярным лыжным походам. Но даже и в тёплом Крыму бывают «сюрпризы». Обрадовавшись изобилию сосны на Ай-Петринской яйле, мы обламываем сухие сучья, но не тут-то было! Ни сухим спиртом, ни кусочками резины, ни даже газовым паяльником не удаётся их разжечь. Просто дождь быстро переходил в мороз, и влага замерзала в древесине. В таких условиях нужно пилить ствол толщиной сантиметров 20 и раскалывать его, добираясь до сухой сердцевины. Здесь же нет таких деревьев, да и топор наш мал для этого. Подходящий топор весит больше, чем газ, необходимый нам двоим на 4 дня. Поэтому и готовим на примусе!

  ДНЕВНИК. Из 3-х наших вечеров в зимнем Крыму 2- идёт снег и мешает писать. Можно, конечно, сделать это и в палатке, но по её стенкам стекает конденсат, а к утру он замерзает. И всё, оставленное на полу и в карманах палатки, превращается в кусочки льда. В том числе, и блокнот. Поэтому почти все дневники зимних походов написаны дома; на маршруте же – только краткие заметки карандашом.

  ВОДОПАД. Видимость – такая, что с середины асфальтового шоссе не видно его обочин. Туман, и метёт мелкий снег. Бесконечные витки серпантина горной дороги ведут нас всё ниже и ниже, к морю. По мере спуска снегопад прекращается, но с сосен начинают обрушиваться целые пласты мокрого снега. Под ногами – месиво из снега, воды, а ближе к городу – и песка. Навстречу нам движутся десятки машин с горными лыжами и сноубордами на крышах. Кое-кто из их пассажиров с надеждой спрашивает нас: «Ну как там, наверху? Солнечно?» Мы ничем не можем их обрадовать. Наконец, за очередным поворотом появляются строения и указатель начала тропы к водопаду. Водопад Учан-Су высотой почти 100 метров, самый высокий в Крыму. Читали, что в особенно суровые зимы он замерзал в одну большую «сосульку». Нынешняя зима – не из таких, но всё равно взглянуть на него хотелось бы. Однако, нас ждёт неприятный сюрприз: тропа к водопаду перегорожена шлагбаумом с кассой. Нынче красоты – за деньги! И не так уж велика эта плата, но для нас незыблем сам принцип:
«Мы сами себе и гиды, и экскурсоводы, и повара!» поэтому и оставляем осмотр водопада для будущих – незимних путешествий, когда подойдём к нему любой из существующих «верхних» троп. Без шлагбаума!

 БРОДЯЧИЙ ЛЮД. Его хватает в Крыму во все  времена года. Особенно – во время много-  дневных праздников. И мы намётанным уже  взглядом сразу «вычисляем», «Кто есть кто». Целые сутки одним с нами маршрутом движется маленькая компания из Рыбинска. Они и ночевали рядом с нашей стоянкой. Мокрая палатка привязана к рюкзаку снаружи – чтобы не мочить всё внутри. На ногах у всех бахилы. Вечером, едва остановившись на ночлег - ещё до установки палатки – они сразу надели тёплые куртки. Им нужно попасть в Севастополь, и на очередном лесном «перекрёстке» мы прощаемся с ними.
  При почти нулевой видимости через АЙ-Петринскую яйлу идёт другая группа. Этим – лет по 25-30, и наши предостережения, что на яйле в такую погоду дороги «не читаются», до них не доходят. У них  ведь JPS-навигатор! Да и мы не по мху на деревьях ориентируемся, но тем не менее… Ботинки не закрыты от снега. Наше предложение взять у нас неиспользованный газ тоже отклоняется. «Мы с плексигласом, без костра не останемся!» Дай, боже, им удачи – без неё им не обойтись! Когда мы уже стоим у  входа на водопад, сверху, из метели выныривает велосипедист, «навьюченный» для многодневки! Бродячая жизнь в Крыму кипит!

  ПОРТВЕЙН. Я долгое время считал, что портвейн – это обязательно белое крепкое вино. До того дождливого весеннего дня 3 года назад, когда, промокший и продрогший, спу-стившись с Чатыр-Дага, купил в Симферополе красный портвейн «Алушта». С тех пор это стало ритуалом: отъезд в Харьков обязательно «окропляется» этим напитком. И наш нынешний 4-дневный поход не имеет никаких причин, чтобы стать исключением!
     

     ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ (ШУТОЧНЫЙ ФОТОФИЛЬМ)
    НА   www.youtube.com/watch?v=ssqjVQ99_D0

Комментарии
Николаич02.06.10, 13:11
Пару слов о красоте 
Саша почти ничего не сказал о красоте. Она окружала нас весь поход.
Подъем к Орлиному залету шел по "влажному лесу", все веточки, листики, травинки покрыты инеем - сказка!
Поднявшись на гору, мы оказались на берегу туманного озера, окруженного снежными горами. Незабываемо!
На яйле - крымская сосна в изморози - иголки длиной по15см, толщиной в сантиметр. Чудо!
На канатку пришли в тумане, видимость - 2 метра . Через 15 минут над зубцами скал показалось солнце , появилась снежная радуга! Фантастика!
Валерий Жесткин
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Ай-Петри
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: н\к
Опубликовал Александр Бакшеев