Отчёт Скородумовой Татьяны ЗДЕСЬ.


Нитка маршрута

Алма-Ата - (авто) - граница Казахстан/Киргизия - Бишкек - Сосновка — пер.Тео-Ашуу(авто/тоннель, 3200м) — Суусамыр - Кызылой - пер. Кырк-Кыз(авто, 3223м) — пер. 2170(авто) - пер. 1790(авто) - р. Кекемерен - Арал - Чаек – р. Каракечи — пер. Кара-Кечи (авто, 3392 м) - оз.Сонг-Кель - пер.Тескей-Торпо (авто, 3133 м) — р. Сонгкёль - пер.Джаан-Булак (авто, 3013 м) - Нарын - Эки-Нарын - р.Кичи-Нарын - р.Болгарт - ист.Джилу-Суу - пер.Тон (нк, 4023 м) - Бокомбаевское - оз. Иссык-Куль - Каракол - Ананьево - Семеновка - пер. Кок-Бель (авто, 2375м) – р. Чонг-Ак-Суу - пер Акcу Северный(1А, 4052 м) - долина реки Чонг-Кемин - Новороссийка - Токмак - (авто) - Алма-Ата

Всего за поход

Пройдено - 1237км

Набор высоты - 16948м

17.5 ходовых дней, 2 дневки

Тянь-Шань(китайск. «Небесные горы»). Горная страна в  Центральной Азии протяженностью с запада на восток более 2500км, преимущественно на территории Киргизии и Китая. Высшая точка пик Победы(7439м), более тридцати вершин свыше 6000м. Такие данные можно почерпнуть открыв любой справочник. Естественно, настояшим путешественникам не пройти мимо этих гор и  после двух походов по Памиру у меня не было сомнений куда ехать дальше – только на Тянь-Шань! И вот проработаны все детали маршрута, собрана команда, упакованы вещи, самолет разгоняется, отрываясь от взлётной полосы по направлению к Алма-Ате, поехали...

День 0 - 02.07.2011

Алма-Ата , пробег - км, средняя скорость - км/ч, высота ночевки 710м, набор высоты за день -, температура +15С, пасмурно, временами грозы

По прилету недосчитались рюкзака Виталия. Как так? Грузили своими руками в лифт для негабарита вместе с велосипедами и остальными вещами, всё на месте, а его нет. Палатка, одежда, другие личные вещи... Пытаемся организовать поиски – звоним в Москву, открываем заявку на розыск в специальном бюро в местном аэропорту - ждите, с вами свяжутся. Делать нечего, в надежде на лучшее, собираем велосипеды и едем в город.

Планы на день – покататься по Алма-Ате, найти машину до границы с Киргизией и на ней забрать прилетающего послеобеденным рейсом Костю. Сейчас всё несколько усложнилось, без рюкзака уехать не можем, да и погода не располагает к прогулкам – начавшийся дождь переходит в ливень. Рельеф в Алма-Ате довольно выраженный, за счет чего дороги моментально превращаются в бушующие потоки.

На подъездах к автовокзалу впервые увидели снежные шапки Тянь-Шаня, не сговариваясь, повытаскивали фотоаппараты и начали щелкать затворами. Здравствуйте, горы! Тут пришла и радостная новость – рюкзак найден в Москве в зале сортировки багажа, отправляют ночным рейсом. Ух, на душе отпустило, планы чуть меняются – сегодня ночуем в Алма-Ате, с утра в аэропорт, затем в Киргизию машиной.

Удачно заселились в гостиницу при автовокзале, номер на пятерых 200р/чел, полусовок, но всё необходимое есть - чистое белье и горячая вода. Народ сразу повырубался, сказалась бессоная ночь, я же ещё скатал на такси в аэропорт за Костей.

Вечер прошел в прогулке до ближайшей кафешки и доведению до ума великов.

День 1 - 03.07.2011

Алма-Ата - (авто) - граница Казахстан/Киргизия - Бишкек – г. Кара-Балты, пробег 86.5 км, средняя скорость 21,2 км/ч, высота ночевки 710м, набор высоты за день 279м, температура +30С, ясно

Рюкзак прилетел точно по расписанию, съездили и вернулись из аэропорта к общему завтраку. После идём искать подходящую машину. От Алма-Аты до границы с Киргизией 200км по плоской вызженной степи с небольшим перевалом Курдай, для туризма участок абсолютно не интересный, поэтому по плану тут едем на машине, начиная поход после границы.

Вчера нас буквально за руки хватали с предложениями, а сейчас с транспортом не густо - или размер неподходящий или ломят заоблачные цены. В конце концов нашли вариант из двух машин – минивэна и легковушки(3000р за обе).

Границу прошли без проблем – на казахской просмотрели формально пару рюкзаков, на киргизкой вообще не смотрели. Отношение везде крайне доброжелательное – интересуются маршрутом, желают удачи.

Наконец-то начало активой части похода. По ровному асфальту катим пятнадцать километров к Бишкеку. Город сравнительно новый и особых культурных и исторических памятников не имеет, запомнился фонтанами на центральной площади и шикарным ужином в одном из местных кафе.

Ехали до глубокой темноты, разместившись на ночевку сразу же после поворота в горы у г. Кара-Балта.

День 2 - 04.07.2011

Сосновка – р. Кара-Балта – р. Абла – пер. Тео-Ашуу(авто/тоннель, 3210м) – долина         Суусамыр, пробег 82.5 км, средняя скорость 12,3 км/ч, высота ночевки 2181м, набор высоты за день 2277м, температура до +39С, ясно

Утром оказалось, что ночевали на территории самого настоящего аэродрома, но похоже редко используемого, никакой активности вокруг стоящих там кукурузников видно не было.

Впереди первый высокогорный перевал похода Тео-Ашуу(“Верблюжий перевал”, 3210м) и до него по вертикали ещё больше двух километров. Покрытие отличный асфальт, едем плотной колонной, но при въезде в горы постепенно растягиваемся. До высоты 2000м дорога без резких наборов идет ущельем р. Кара-Балта, переходя мостами от берега к берегу полтора десятка раз. А вот дальше начинается серьезный серпантин, по которому приходится ползти на самых легких передачах. Еду по альтиметру, на затяжных перевалах пройденное растояние не имеет никакого смысла, ориентируешься исключительно по высоте. 300 метров набрано – отлично, можно-посидеть-передохнуть, поджидая отстающих, затем рывок на следующие 300м и так далее.

Ну вот и долгожданный туннель на высоте 3200м. Обещал ребятам снег на перевале, но у дороги ничего нет, пришлось сбегать и принести из лощины в двадцати метрах выше - вот, пожалуйста, самый настоящий. Вообще, снег на такой высоте может пойти в любое время, даже посреди лета, сегодня повезло с погодой.

Туннель несколько разочаровал – по отчётам предыдущих лет нас должна была ждать неработающая вентиляция, разбитый асфальт, потоки льющейся сверху воды. Но нет, абсолютно никакого экстима – асфальт подлатали, вентиляцию починили, освещение сделали. За туннелем следят и в настоящее время проезд по нему не представляет никакой сложности.

На другой стороне открываются шикарные виды на хребты гор, но сейчас не до них, впереди главное событие дня – асфальтовый спуск с перевала! И тут велосипеду фуры и легковушки не конкуренты, только и успевай оттормаживаться на очередном повороте серпантина. Километры спуска пролетают в считанные минуты.

Трасса уходит прямо на Токтогул, нам же налево на Суусамыр. Проехав несколько километров встаём. Место типично российское – неторопливая речка, густая высокая трава, кустарник. Если бы не линии хребтов на горизонте, то было бы полное ощущение, что находимся в Курской или Пензенской области.

День 3 - 05.07.2011

Суусамыр – Кожамкул - р. Кекемерен – Кызылой – подъем на пер. Кырк-Кыз, пробег 66.0 км, средняя скорость 14,3 км/ч, высота ночевки 2760м, набор высоты за день 1065м, температура +33С, ясно

В Суусамыре закупаемся продуктами и бензином на следующиие три дня. Выбор небогат, но всё необходимое есть. Цены сопоставимы или чуть выше наших, так как продукты в-основном привозные из России и Украины. Если кто-то планирует ехать в Киргизию, то нет смысла тащить на себе еду на весь поход, в местных селах всегда можно дозакупиться. Единственное, что не найти – это хорошей тушенки, что есть самого низкого качества и это не удивительно - у каждого свой скот и на тушенку почти нет спроса.

Проезжаем с. Кожомкул, названное в честь его легендарного уроженца – богатыря Кожамкула. Он был 2,3 метра ростом и весил 164 килограмма. В деревне есть маленький музей, где можно посмотреть фотографии этого человека, его одежду, а также огромные камни, которые он поднимал на свои плечи. В честь Кожомкула назван Дворец Спорта в Бишкеке и в 2004г огромная статуя силача с лошадью на руках была установлена у входа в здание.

Дальнейший путь проходит по ущелью р.Кекемерен. Отвесные скалы по обеим сторонам от бушующей реки. Место исключительной красоты, известное как “Большой каньон Киргизии”, часто останавливаемся и фотографируем. На одной из стоянок возник спор, можно ли тут сплавиться, сейчас по возвращению выяснил, что река всё-таки сплавная, с порогами 5А-6А и у водников довольно популярная. На мой же дилетанский взгляд это абсолютно нереально – сплошные валуны, прижимы, пенные ямы...

За с. Кызыл-Ой делаем привал на обед, скрываясь в тени от палящего зноя, по велокомпьютеру +43C. Здесь уходим с трассы в горы Сарыкамыш, чтобы перевалив их выйти в нижнее течение Кекемерена, благо туда есть дорога пригодная для внедорожника и тем более велосипеда.

А ехать оказалось совсем не просто – уклоны не опускаются ниже 10% и несмотря на сносное качество дороги, примерно половину пути приходится идти пешком.

Встали на высоте 2670м под барабанную дробь первого в этом походе дождя.

День 4 - 06.07.2011

пер. Кырк-Кыз(авто, 3223м) – р.Кебюк-Суу – пер. 2170(авто) - р. Сарыкамыш - Анколот, пробег 41.0 км, средняя скорость 8.7 км/ч, высота ночевки 1445м, набор высоты за день 875м, c утра ясно, после 17 ч. дождь

Утром ничего не напоминает о прошедшем дожде. Вокруг раскинулись высокогорные пастбища-сырты, внизу трава полностью вызжена солнцем, на высокогорье же испепеляющей жары нет, кроме того здесь часты дожди из-за чего земля покрыта сочной травой. Скот пригоняют ранней весной и держат до первого снега(начала октября), спуская на зиму вниз. Зимой жить на таких высотах практически невозможно – глубокий снег, сильные ветра и морозы -30.. -40С, поэтому крупных постоянных поселений выше 2500м в Киргизии почти нет.

Два часа подъема и группа на перевале Кырк-Кыз(”Сорок девушек”, 3223м). Существует красивая легенда о происхождении его названия -

В давние времена взошли на этот перевал сорок девушек, девушек-красавиц - за цветами. Но перевал был высок, путь труден, и на самом гребне его гуляли снеговые тучи, бураны. Лишь только взошли девушки на перевал, поднялся страшный снежный буран. Чтобы не замерзнуть и не потерять друг друга, девушки сбились в кучу, да так и уснули. И замело их снегом. А на следующую весну на этом месте ничего не нашли. С тех пор, когда старики восходят на перевал, молясь на восток, по гребню гуляет поземка, то и дело вырастая в призрачные женские фигуры. И слышится гул из-под земли, напоминающий стоны погибших. Когда молодой джигит восходит на перевал, все успокаивается, и в тишине юношу наполняют мечты об этих сорока прекрасных девушках.

Всё так и есть, когда молодые джигиты на железных конях въехали на перевал погода была тихая и безветренная, со спуском же началась стремительно портиться.

После традиционной фотосессии начинаем спуск вниз. Чуть разогнавшись пробиваюсь на первом же серьезном камне. Покрышки Schwalbe Racing Ralph отлично держат грунт и легко катят - медленно ехать на них просто невозможно, но их предназначение гонки, а на груженом велосипеде пробиваются об обод на счет раз, как не статался я их перекачивать. До конца похода меня ждало ещё шесть или семь пробоев, беда прямо.

Серпантин спуска выходит к реке Кебюк-Суу и почти сразу же забирает по склону крутым подъемом на безымянный перевал 2170м. И вот тут наше везение кончилось, пошел дождь. Обычное дело в горах, ничего страшного. Вот только если бы не грунт под колесами - глина, мгновенно размокшая. Сначала пытались переждать, но затянуло абсолютно без шансов, одеваем дождевики и едем вверх. Подъем ещё куда не шло, а на спуске тормоза почти не держат, велосипед возит из стороны в сторону юзом.

Кочилось все ожидаемо – полной блокировкой колес глиной, сил хватило лишь оттащить велосипеды на пару десятков метров с дороги, где и встали на ночь.

День 5 - 07.07.2011

Анколот – пер.1795(авто) – р.Кекемерен – Кызыл-Курган - Арал, пробег 68.3 км, средняя скорость 11,1 км/ч, высота ночевки 2930м, набор высоты за день 1374м, с утра ясно, после 16 ч кратковременный дождь.

Вряд ли был ещё один день в походе так сильно зависящий от погоды – пасмурно и дождь и мы бы не сдвинулись с меcта ни на метр. Но нет, традиционное солнечное утро, раскисшая с вечера дорога подсыхает буквально на глазах. К моменту выхода уже вполне можно ехать.

Участок глины закончился через пару километров как только дорога начала подниматься на очередной перевал. Вообще грунт в горах каменистый и его состояние мало зависит от погоды, глина же встречается крайне редко, по сути в этом походе это был единственный такой участок и надо же так неудачно попасть в дождь.

Перевал 1790м, последнее препядствие на пути к Кекемерену. На спуске много абрикосовых деревьев, едим сами и набираем на компот вечером.

И вот снова р. Кекемерен. Дорога подходит вплотную к стометровому обрыву, открывая вид на его долину. Впечатляет... Ущелье раздвинулось вширь, но склоны такие же крутые и обрывистые. На мой взгляд даже красивее, чем в верховьях. Сюда редко кто заезжает, а зря, места стоят затраченных усилий на все 100%.

Дальнейший путь идет по сильно пересеченной каменистой дороге. 30-50м набора вверх, крутой спуск вниз, снова подъем-спуск и так далее. Мучения закончились у с. Кызылкурган, тут есть и магазин, чем мы не приминули воспользоваться, пополнив подходящие к концу запасы.

Ну а несколько километров спустя возвращаемся на покинутую двумя днями раньше трассу. Покрытие резко улучшилось, рельеф разгладился. За оставшееся до заката полтора часа проехали больше тридцати километров, накатив имевшееся отставание в полдня от графика, я доволен.

Озеро Сонг-Кель и Транс-Терскей

День 6 - 08.07.2011

Арал – Чаек – Кайырма – ур. Джарташ – р.Каракичи - подъем на пер.Кара-Кичи, пробег 64.5 км, средняя скорость 21,2 км/ч, высота ночевки 2930м, набор высоты за день 1374м, солнечно, к вечеру дождь.

С утра окунулись в очаг цивилизации – райцентр Чаек. Пара десятков магазинов, рынок, больница и даже … драматический театр. Никуда не торопимся, устраивая обстоятельные посиделки у тандыра с горячими лепешками, запивая их слабо и безалкогоьными напитками.

Цель следующих двух дней высокогорное озеро Сонг-Кель, через перевал Кара-Кичи(3392м). Дорога на перевал идёт мимо одноименного угольного разреза в связи с чем очень заезжена и разбита, особенно первые километры, пока не доберется до гор.

Угольный карьер(2800м), в свое время один из крупнейших в Киргизии, были планы даже дотянуть до сюда узкоколейку, но сейчас всё выглядит заброшенным – несколько вагончиков с удивленно смотрящими на нас рабочими.

Очень вовремя встаем на ночь на высоте 2900м, успевая разбить лагерь до начавшегося дождя.

День 7 - 09.07.2011

пер.Кара-Кичи (авто, 3364м) - оз.Сонг-Кель - пер.Терскей-Торпок (авто, 3133м) - р.Сонгкель, пробег 75.5 км, средняя скорость 11,9 км/ч, высота ночевки 2540м, набор высоты за день 1023м, температура +4..+16С, пасмурно, временами грозы.

Утро не предвещает ничего хорошего, небо затянуто тяжелыми тучами, зацепившимися за вершины гор. Но ждать погоды выше 3000м бесполезно, выбора нет, приходиться ехать.

Буквально с первых минут начинается дождь, не прекращающийся до самого перевала. Наверху конкретный дубак +4C, промокшие до нитки ждем девченок, чтобы сделать первальные фотки. Красиво – снежники до вершин буквально из под ног, но душевные порывы полностью подавлены физическими, заботы и мысли лишь о том как согреться.

Спуск несет избавление от холода, неоднократно проверенная закономерность – на каждые сто метров сброса плюс один градус тепла. У Сонг-Келя уже +9, дождь закончился и даже начало пробиваться солнце. Жить снова можно.

Сонг-Кель – озеро на высоте 3016м, длина 28, ширина 18км, максимаьная глубина 21м. Является одним из основных объектов экотуризма в Киргизии, привлекая множество туристов со всех частей света.

Вдоль береговой линни разбросаны летние киргизкие жилища – юрты, рядом с которыми неизменные табуны лошадей. Пора сделать привал на обед, но в чистом поле сидеть некомфортно - холодно, да и периодически задувает сильный ветер. Костя вызвался сходить в ближайшую юрту и попроситься погреться. В юрте пригласили за стол, где помимо чая с лепешками были традиционные местные угощения – каймак(сметана), сарымай(топленое масло) и конечно же кумыс. Здесь его называют кымыз, готовится путем сбраживания кобыльего молока в спецальных бурдюках из шкур. Продукт для непривычного желудка непростой, но реально освежающий и придающий силы.

Прощаемся с гостеприимными хозяевами и продолжаем путь. Дорога плавно набрав полторы сотню метров выходит на перевал Тескей-Торпок(3133м) в народе именумый “33 поворота”. Строители не стали искать легких путей, проектируя оптимальный путь спуска по хребту, а просто нарезали крутой серпантин по склону со сбросом в полкилометра. Да, повезло нам с этой стороны на перевал заехать. Катить и катить бы вниз, настоящий рай для велосипеда. Но как назло накатывает вторая волна дождя и вместо приятного спуска по серпантину повторение утренней истории - сжатые до посинения пальцы на тормозах, ветер с дождем в лицо, лужи, грязь. Спустились все без происшествий и ладно, по такой погоде не до рекордов в даунхиле.

Ущелье реки Сонг-Кель, вытекающей из озера. Места абсолютно шикарные, вставать можно где угодно, однозначно лучшее место ночевки первой половины похода.

День 8 - 10.07.2011

р. Сонгкель - пер.Джаан-Булак (авто, 3013м) – г.Нарын – р. Нарын, пробег 87.0 км, средняя скорость 15,4 км/ч, высота ночевки 2035м, набор высоты за день 975м, температура +29С, ясно.

Утром встретили каких-то туристов на джипе, которые рассказали, что если сразу со спуска с перевала повернуть влево, то будет водопад – река уходит вниз от озера узким ущельем с каскадом водопадов, до первого из котороых можно доехать. Место зачетное и стоит посещения, убедился в этом, глядя на фото в интернете, но тогда возвращаться три километра вверх не было никакого желания и большинством группы решили не ехать.

Склоны ущелья покрыты густым лесом Тянь-Шаньской ели. От обычных их отличает узкая пирамидальная крона и более длинные иголки. Но что поражает при взгляде – это как им удается рoсти на почти отвесных склонах, при этом выдерживая мощные ветра и метели? Оказывается, помимо обычных поверхностных у них есть якорные корни, уходящие глубоко вниз. Наткнувшись в почве на крупный камень или выступ скалы, якорный корень не отворачивает в сторону, не 'обегает' его, как обычно поступают питающие корни, а наоборот, растет под него, загибается и образовавшимся таким образом мощным крюком заякоривается. Такое дерево простоит полтысячи лет на любом ветру. А кормят его те корни, что прошили почву под самой поверхностью и широко разбежались по склону.

Пятьсот метров набора на перевал Джаан-Булак(3013м). Неделю назад они бы оказались большой проблемой, но сейчас команда набрала неплохой ход и заезжаем без особых проблем. Наверху стоит памятная табличка, что дорога реконструирована в 2009г на деньги посольства Германии. Стоит скзать, что грунтовые дороги Киргизии постоянно поражали своим хорошим качеством, откровенно плохих было меньше сотни из семиста пройденных по грунту.

Крутой спуск серпантином, похоже единственный из серьезных, где я умудрился не пробиться, хотя вроде бы себя не сдерживал.

Спустя пару незначительных подъемов и чуть более значительных спусков докатили до нарынской трассы. Асфальт, которого не видели уже три дня. Прямо у трассы обедаем в юрте, почти как и на Сонг-Келе – традиционные молочные угощения и всё такие же вкусные. Хозяева, узнав о наших дальнейших планах советуют ехать трассой через перевал Долон и сегодня-завтра уже быть на Иссык-Куле, ну нет, так не интересно и слишком просто, нам до Иссык-Куля ещё три дня пути.

Обласной центр Нарын. Город интересный и по-своему симпатичный, но его посещение омрачилось кражей Валиного фотоаппарата пока мы ужинали в кафе.

С сильно подпорченным настроением выдвинулись дальше, заночевав на первом притоке Нарына по выезду из города.

День 9 - 11.07.2011

р. Нарын – Таш-Башат - р.Малый Нарын - ущ. Капчигай – р. Карагоман, пробег 95.0 км, средняя скорость 12,6 км/ч, высота ночевки 2540м, набор высоты за день 1500м, температура +33С, ясно.

Этот день можно разделить на две части – малоинтересную пилежку по разбитому асфальту вдоль р. Нарын и на шикарное ущелье Капчыгай.

К слову, река Нарым мало известна в широких кругах за пределами Средней Азии, но в Узбекистане после слияния с Карадарьёй она становится известной всем со школы Сырдарьей. В походах прошлых двух лет по Таджикистану ездили вдоль истоков Амударьи, теперь же увидели и вторую великую реку Средней Азии.

Первую часть дня опускаю, в пройденных тридцати километрах по асфальту не было ничего значимого, а вот ущелье Капчыгай запомнилось надолго. На мой взгляд самое красивое место в походе. Ущелье каньенного типа вдоль реки Малый Нарын, открывающее с каждым поворотом виды друг-друга краше. Камни-валуны причудливой формы, небольшие озерца, водопады. И дорога, не дающая заскучать – то поднимаясь резко по склону, то так же стремительно падая к реке вниз.

Двадцать километров по Капчыгаю пролетели почти незаметно и по плану уже пора вставать, но время ещё есть, поэтому едем ещё дальше вверх, к месту слияния рек Болгарт и Джиналач, образующих Малый Нарын, создавая задел на завтрашний непростой день.

Перед самой стоянкой встретили шотландских велотуристов парня с девушкой, поднявшихся сюда с Иссык-Куля через перевал Тосор.

День 10 - 12.07.2011

р.Болгарт - горячие ист.Джилуу-Суу - подъем на пер.Тон, пробег 37.8 км, средняя скорость 9,9 км/ч, высота ночевки 3517м, набор высоты за день 857м, температура +30С, ясно

Стандартный подъем в семь утра. Завтракаем и отправляемся в путь к горячим источников Джилуу-Суу, где запланированы купание и баня.

Издалека виден серпантин на наш перевал Тон(4023м). Основная дорога идет дальше и выходит к Иссык-Кулю через перевал Тосор(3890м). Мы же не ищем легких путей и пойдем через Тон. Когда-то и там можно было проехать на машине, но дорога уже много лет заброшена и сейчас сильно разрушена,

У источников занимаем очередь на посещение и устраиваемся на обед. Перед нами местные киргизы и группа французов. Разговорились с французами – путешествуют по горам пешком, пробрасываясь между интересными местами на транспорте, после Тянь-Шаня едут на Памир. А сегодня как раз пришли через перевал Тон со стороны Иссык-Куля. Интересуемся наличием снега на перевале – со стороны подъема нет, на спуске(северный склон) до высоты 3700м.

Пока ребята принимают ванны решаю сходить пешком на разведку - первые витки серпантина разрушены и снизу непонятно как выходить на дорогу. Виталий тоже решил не испытывать свой организм на термическую устойчивость и выходит вместе со мной, договариваемся о встрече на 3500м, где будем вставать на ночь.

Гулял по горам почти два часа, облазив все подходы к серпантину. По возвращению застал идиллическую картину – ребята уже давно накупались и сейчас загорают, растелив пенки на камнях. Даже жалко её разрушать, но ничего не поделаешь, сегодня придется ещё поработать Немного разгрузив девченок, взваливаем рюкзаки на плечи и начинаем подъем.

Набитая тропа сразу идёт вверх к серпантину, но по результатам разведки там очень много камней, поэтому решаю пройти низом до брода, где подняться “в лоб” по склону к дороге. Оказалось, бродить реку лучше сразу, где-то внизу был даже мостик, но его увидели только сверху и спускаться вниз, теряя с таким трудом набраные 150м не было никакого желания. А наверху найти подходящие место не так просто – крупные валуны и очень быстрое течение, сбивающее с ног. Чтобы не рисковать натягиваем веревку, держась за которую аккуратно переносим вещи и велосипеды на другой берег.

Тут, честно говоря, пожалел, что отпустил Виталия одного. Как он переправлялся через брод в-одиночку? С неспокойным сердцем иду почти бегом вверх. Но всё в порядке, как и договаривались, он остановился на высоте 3500 и уже успел поставить палатку.

Самая высокая ночевка похода. Мы находимся внутри хребта Терскей-Алатау. Вокруг заснеженные вершины гор, окрашенные багряным светом в лучах заходящего солнца. Просто нереально красиво и монументально. Да, такое не каждый день увидишь...

День 11 - 13.07.2011

пер.Тон (нк, 4023м) - Боконбаевское – Каджи-Сай – юж берег оз Иссык-Куль, пробег 61.6 км, средняя скорость 12,9 км/ч, высота ночевки 1600м, набор высоты за день 506м, температура +7.. 30С, ясно, на перевале снег/дождь.

Подъем в 6:30, выход в начале девятого. Абсолютный рекорд похода, обычно раньше 10 выходить не получалось.

Идем дальше по вчерашней дороге, хотя дорогой её можно назвать только условно – часто почти полностью засыпаная осыпями, оставлаясь проходимой лишь по узкой тропе с краю от многосотметровых обрывов. Несколько обрушенных витков серпантина, через которые приходится перебираться по крутой осыпи. О езде в седле, естественно, не может быть и речи. Но, ни смотря ни на что, идти не тяжело, наличие даже такой дороги здорово облегчает продвижение.

Снег лишь на последних метрах подъема, превал же полностью им засыпан, спускаясь снежниками вниз, как и обещали французы. Прикидываю как будем идти вниз. Горный турист бы лихо скатился прямо вниз по склону “прусским шагом”, самострахуясь ледорубом, но с велосипедом в руках такой фокус не пройдет. Придётся идти траверсом склона по засыпанной снегом дороге.

 Высота 4023м. Всё по-взрослому, для ребят первый четырехтысячный перевал в жизни. Внизу долина с ледниковыми озерами, видим группу пеших туристов, идущих по ней к перевалу. В тумане на горизонте проглядывается Иссык-Куль.

Накатывающие со стороны подъема тучи несут непогоду и заставляют ускорить спуск вниз. Иду первым, тропя дорогу, остальные след в след. Первым очень тяжело, устаешь даже сильнее, чем на подъеме. Периодически меняюсь с Костей. Но даже этот снег по колено очень радует, окажись на его месте фирн, пришлось бы на каждый шаг рубить ступени, замедляя в разы наше и без того небыстрое продвижение.

Первый виток спуска со снежниками затянулся на 500м и два часа времени, дальше пошло легче. Спускаемся где по остаткам дороги, где прямо по осыпи до высоты 3500м, откуда дорога, по которой с трудом, но уже можно ехать.

Редкий случай дороги плохого качества – вверху огромные камни, в середине более-менее нормально и “шикарнейшая” стиральная доска перед самым Иссык-Кулем у Боконбаево. Не спасает даже воздушная вилка, часто приходится метаться от колеи к колее, в поисках менее тряской.

Заночевали у берега Иссык-Куля на территории комплекса строящего парка аттракционов. Поразительный контраст от снега под ногами в обед до прогретого дневным зноем Иссык-Куля вечером.

Вокруг Иссык-Куля

День 12 - 14.07.2011

юж берег оз Иссык-Куль – Чичкан - Каракол, пробег 108.0 км, средняя скорость 19,2 км/ч, высота ночевки 1717м, набор высоты за день 605м, температура +15..29С, ясно, после 16ч дождь

Очень поздно выехали, почти в полдень - купались, делали ТО велосипедов. Я ещё и на час позже остальных – долго клеил камеры и зашивал пропоротую накануне стеклом покрышку.

Огибаем Иссык-Куль по южному берегу, разбитый асфальт и почти никакой населенки за первые тридцать километров. На 56-м километре догоняю ребят вместе с дождём, шедшим по пятам весь день.

Цель дня город Каракол, до которого ещё полсотни под неотступающим дождем. Промокли до нитки и сильно устали. Единогласное решение заночевать в гостинице – даже я, несмотря на свою нелюбовь к организованным ночевкам, поддерживаю эту идею.

Небольшая гостиница “Азия” на въезде в Каракол. Костя, непревзойденный мастер торговли, стоит насмерть и сбивает цену за проживание почти вдвое(350р/чел). Горячая вода в душе, свежее постельное белье, вкуснейшая еда в соседнем кафе...


День 13 - 15.07.2011

Каракол – сев. берег оз Иссык-Куль - Ананьево, пробег 100.3 км, средняя скорость 19,3 км/ч, высота ночевки 1586м, набор высоты за день 440м, температура +31С, ясно.

Ещё один асфальтовый день. По плану сегодня дневка, но решаем её перенести на день на северный берег, как более обжитой и цивилизованный в плане отдыха.

Погода наладилась, безоблачное небо и очень жарко. Дорога почти всё время проходит стороной от озера, сплошной чередой идут маленькие поселки, но пансионатов и санаториев, в которых можно остановиться нет. Позже выяснили, что вся индустрия развлечений на Иссык-Куле расположена дальше в районе города Чолпон-Ата, где можно найти место для отдыха на любой вкус и кошелек.

К вечеру доезжаем до поселка Ананьево, по карте здесь должна быть база отдыха. Действительно, база отдыха есть, но уже давно не работает. Зато много предложений в частном секторе. Заселились в гостевой дом за смешные деньги, на наши 100р/чел.

День 14 - 16.07.2011

Ананьево, дневка, пробег - км, средняя скорость - км/ч, высота ночевки 1586м, набор высоты за день - м, температура +32С, ясно.

Дневка, Загораем и купаемся на Иссык-Куле. Полное ощущение моря - другого берега не видно, лишь едва различимые очертания гор на горизонте. Вода слабосоленая и очень теплая, по ощущениям около 25С.

Валя жаловалась на восьмерку на заднем колесе, вечером иду посмотреть в чем дело. И сразу понимаю, что дело не в восьмерке, вдоль трети обода по окружности идёт трещина. Всё, девушка приехала, оставшийся ресурс обода 5-10км асфальта.

Думаем, что делать. Единственный реальный вариант ехать за 250км в Бишкек и там искать обод на замену. Хотя идея выглядит сомнительной, да ещё и завтра как назло воскресенье. Но выбора нет – это шанс, который надо использовать. Ехать человеку разбирающемуся в запчастях и велосипедах, или мне или Косте. Кидаем жребий, выпадает мне.

День 15 - 17.07.2011

Ананьево, дневка, пробег - км, средняя скорость - км/ч, высота ночевки 1586м, набор высоты за день - м, температура +32С, ясно.

Дневка вынужденная.

О том, чего стоило найти в Бишкеке в воскресенье после обеда подходящий обод на замену, а потом и механика, который бы перекинул втулки стоит писать отдельный рассказ. Но это будет история со счастливым концом – к одиннадцати вечера я вернулся с перспицованным на новый обод колесом.

Ребята тоже не теряли времени даром и съездили в радиальный выезд Семеновское ущелье – перевал Кокбель(2370м) – Григорьевское ущелье.

Завтра вновь уходим в горы – по плану надо перевалить хребет Кунгей-Алатау через перевал Аксу Северный(“Белая вода”, 1А, 4052м), спуститься к р Чонг-Кемин и вдоль неё выйти в Чуйскую долину, где заканчивать поход. Мнения по поводу Аксу разделились, девченкам прохождение перевала уровня 1А в велопоходе казалось нелогичным и слишком сложным, предлагая в качестве альтернативы перевал Кок-Айрык(3889м), где в конце 90-х была построена автодорога. В итоге решаем временно разделиться – Таня, Валя и Виталий идут через Кок-Айрык, мы с Костей как и планировалось через Аксу Северный.

Хребет Кунгей-Алатау и национальный парк "Чонг-Кемин"


День 16 - 18.07.2011

Ананьево – Семеновка – Семеновское ущ – пер Кок-Бель(авто, 2376м) – р. Чонг-Ак-Суу, пробег 56.2 км, средняя скорость 8ю3 км/ч, высота ночевки 3120м, набор высоты за день 1818м, температура +26С, ясно.

До Семеновки доехали вместе, а дальше наши пути расходятся – нам Костей направо в горы, девченкам с Виталием прямо. Желаем друг другу удачи и договариваемся о месте встрече через два дня в долине Чонг-Кемина.

Сразу за поселком начинается Семеновское ущелье. Место красивое и чем-то напоминющее пройденное ранее ущелье Капчигай – крутые склоны поросшие хвойным лесом, но в связи с близостью к Иссык-Кулю довольно попсовое – множество машин с туристами, хотя по словам Кости сегодня их в разы меньше, чем в воскресенье.

Проехав ущелье, спускаемся к реке Чонг-Аксу через небольшой перевал Кокбель(2370м). Дальше либо налево вниз по Григорьевскому ущелью, как и ребята вчера, либо вверх вдоль р.Чонг-Аксу. Дорога хорошего качества идет с небольшими наборами-спусками по хвойному лесу чуть в стороне от реки. Периодически проезжаем пасущиеся сами по себе табуны лошадей. Распространенная практика, когда стадо загоняется вверх по ущелью и пасется без всякого надзора по несколько недель, деваться им всё равно некуда.

Заканчивается дорога на высоте 2700м, дальше набитая тропа, круто уходящая на высокую террасу. Ехать уже нельзя, перевешиваем рюкзаки на спину и идём пешком. Тропа оказалась коварной, раз уйдя вверх она так и продолжала идти высоко по склону. Смеркается и пора вставать, но сделать это на 45-градусном склоне абсолютно нереально. Идем до упора, находя нормальный спуск к реке лишь почти в полной темноте.

День 17 - 19.07.2011

р. Чонг-Ак-Суу – пер. Аксу Северный(1А, 4052м) – лед. Аксу Восточный – р. Зап. Ак-Суу, пробег 18.5 км, средняя скорость - км/ч, высота ночевки 3200м, набор высоты за день 963м, температура +0..+12С, пасмутрно, временами снег/дождь.

Хмурое утро. Вчера, да и все дни на Иссык-Куле погода радовала солнцем и отсутствием осадков, но сегодня от неё ничего хорошего ждать не приходится. Выходим под начинающий моросить дождь.

В самом начале сделали ошибку, перебродив реку и уйдя на противоположный берег вверх к пастбищу, соблазнившись хорошей тропой. Пастбище закончилось, сменившись каменным лабиринтом, обрывающимся на полсотню метров опасной осыпью. С большим трудом и риском спускаемся вниз, потеряв на все не меньше полутора часов. Правильнее было переходить выше и спокойно идти вдоль р.Чонг-Аксу.

Километр по сранительно ровной долине, а далее, следуя карте, надо уходить вправо через сплошную сетку линий горизонталей, на деле означающих очень крутой уклон. Что не удивительно, до перевала всего три километра, а набирать ещё больше 800 метров.

Здесь немного повезло, на подъеме догнали трое всадников из местных пастухов, направляющихся через перевал к родственникам в Чонг-Кемин - лошади заметно утоптали тропу, облегчив продвижение по осыпным участкам.

Далее пожалуй стоило дать слово Косте, его рассказ о прохождении перевала был бы более красочным и эмоциональным, мои же оценки куда как скромнее, проходить подобное и даже сложнее приходилось не раз и эмоции как-то сглаживаются. Вообще, что такое категорийный перевал 1А? В методике написано - осыпной, снежный или скальный склон крутизной до 30 градусов, проходимый без применения специально альпинисткого снаряжения. Ну то есть по уклону примерно как экскалатор в метро высотой под километр, только вместо ступеней под ногами замля, камни, осыпь, снег. Тяжело? Очень. Но подготовленному человеку вполне по силам, да и никто не гонит вперед, идешь в своем темпе, отдыхая по мере необходимости.

И всё бы неплохо, но дождь, до этого почти незаметный, резко усилился, переходя на 3500м в снег, задул ветер. Идти по такой погоде просто нереально, тело мгновенно задубело, перед глазами сплошная снежная пелена. Спас Костин велочехол – сели на пенку и накрывшись сверху, переждали непогоду. К счастью, протянуло минут за десять.

Перевала не видно до самого последнего момента, тропа несколько раз поворачивает вправо, огибая склон. И вот он – ой-ооо, да еще больше сотни метров набора по почти отвесной сыпухе! Ничего не остается как сжав зубы лезь вверх, особо не разбирая тропы.

Перевал. Взгляд на другую сторону на ледник Восточный Аксу. Широченная долина полностью заполненная льдом, километры льда, стекающего вниз... С противоположного склона срывается обломок скалы, разгоняя за собой настоящий камнепад. Внизу слышно как трещит лед. Впечатляет. Долго не засиживаемся, со стороны спуска по ущелью заползает огромная туча. Записка в перевальный тур, несколько фото на память и быстрее вниз.

Тропа как и на подъеме идет траверсом по склону. На 3700м накрывает вторая волна непогоды. Снег, шедший больше часа. Традиционно отсиживаемся под велочехлом.

Продолжив спуск почти сразу теряем засыпанную снегом тропу, идти же по осыпи без неё крайне сложно, ноги неконтролируемо съезжают вниз. Решаем спускаться вниз на краевую морену ледника. Читатель далекий от гор спросит, что же скрывается за этим красивым словом морена? А ничего хорошего, каменная река, если в двух словах. Ледник постоянно движется, увлекая за собой горную породу со склонов. Пока камни небольшие идти более-менее нормально, но постепенно они переходят в завалы из валунов в человеческий рост, пролезать через которые получается с огромным трудом.

Нет, так дело не пойдет, надо уходить на ледник. Иду на разведку. Опасность любого ледника в трещинах, особенно если ледник закрытый, то есть засыпанный снегом. Но нет, здесь снега нет и трещин не видно. Небольшой уклон и почти нет камней, при большом желании даже можно съехать на велосипеде.

Встаем на высоте 3200м, пройдя весь ледник и ещё километр по сильно каменистой долине.

День 18 - 20.07.2011

р. Чонг-Ак-Суу – долина р. Чонг-Кемин – р. Орто-Кой-Суу, пробег 34.5 км, средняя скорость 6.9 км/ч, высота ночевки 2578, набор высоты за день 462м, температура +20С, облачно.

Очень холодная ночь. По утру тент палатки покрыт льдом, лед и на реке у берега. Сборы вышли стремительные – лишь только поставили котелок на горелку с неба начала сыпать снежная крошка. Памятуя о вчерашних катаклизмах кидаем вещи по рюкзакам, выливаем так и не вскипевшую воду и всего через несколько минут готовы к выходу. Я весь поход пытался придумать как сократить время на утренние сборы, а всё оказывается так просто.

Долго идём оставшиеся два километра до конца ущелья р Западная Аксу. По эту сторону от перевала спуск сильно каменистый что серьезно его усложняет.

В конце концов спускаемся в долину Чонг-Кемина. Вдоль реки широкие травяные террасы, по которым уже можно потихоньку ехать. Пересекаем два несложных брода через притоки Чонг-Кемина применяя командную тактику – один перепрыгивает через рукав реки, второй передает вещи и велосипеды.

Видим на другой стороне серпантин на перевал Озерный(3503м), дорога от которого идёт в одну сторону на Алма-Ату, а в другую к Иссык-Кулю через проходимый в это время второй частью нашей команды перевал Кок-Айрык.

У этой дороги грустная история. Идея была очень правильная – почти в три раза сократить путь от Алма-Аты до Иссык-Куля. Стройка, начавшаяся ещё в советское время, с огромным трудом была завершена в 2000 году. И оказалось, что дорога никому не нужна. Из-за большой высоты перевалов проехать можно только в летние месяцы, кроме того уклоны и покрытие оставляли шанс только внедорожникам и грузовикам. Да и Казахстан с Киргизией к тому времени уже почти десять лет были независимыми государствами с зачастую несовпадающими интересами. Алма-Атинские байкеры рассказывали, что в начале нулевых, когда дорога ещё была в хорошем состоянии самым стойким из них удавалось проехать от Алма-Аты до Иссык-Куля за день, затрачивая чуть больше 12 часов. Были даже планы проводить там международные ХС-марафоны и думаю они бы имели успех - трасс с такими наборами(около 4000м на 90км) и высотами(через перевалы 3889м и 3503м) в мире не много. Сейчас же об этом не может быть и речи, мост через Чонг-Кемин смыло, перевалы заброшены и дорога там неуклонно разрушается.

Через два километра от перевала дорога перешла на наш берег, моста как я уже отметил давно нет, но нам на другую сторону и не надо. Сначала довольно много камней и щебенки, но чем дальше, тем лучше.

К вечеру доехали до поворота к перевалу Кок-Айрык, на спуске с которого увидев много свежих велосипедных следов. Хороший знак, значит и у наших тоже всё сложилось и перевал пройден успешно.

День 19 - 21.07.2011

р. Орто-Кой-Суу – долина р. Чонг-Кемин – Новороссийуа - Кызыл-Октябрь, пробег 108.5 км, средняя скорость 17.3 км/ч, высота ночевки 1204м, набор высоты за день 562м, температура +29С, малооблачно.

Утром продолжили спуск по долине Чонг-Кемина. Природа вокруг незаметно поменялась – больше нет километровой ширины ущелья, бескрайние луга верховий уступили место лесу Тянь-Шаньской ели.

Всё чаще стали попадаться кошары пастухов и даже несколько встречных машин. У одной нам сказали, что наши друзья всего в часе впереди. И тут у Кости взыграла кровь гонца, ломанул как на последнем километре МСЛ. Я пытался метров двести поддержать темп, но быстро осознал тщетность этих попыток и дальше поехал в своём темпе. И ведь догнал Костя - не прошло и часа как на одном из пригорков я увидел всю нашу команду в сборе. Долгие рассказы и обмен впечатлениями.

Со слов ребят перевал Кок-Айрык оказался совсем не простым. На подъеме ещё боле-менее нормальная дорога, по которой частично можно ехать, а на спуске до высоты 3500м почти полностью засыпана обвалами и снегом. Приходилось перетаскивать вещи через завалы, тропить как на Тоне.

Воссоединенной командой едем до асфальта в Новороссийке, откуда по Чуйской долине до с. Кызыл-Курган. С Валей решили не ставить палатку и спать под открытым небом, ночь теплая и безоблачная.

День 20 - 22.07.2011

Кызыл-Октябрь – Токмак – (авто) – Бишкек – (авто) - Алма-Ата, пробег 42 км, средняя скорость 24.0 км/ч, высота ночевки -м, набор высоты за день 4м, температура +33С, ясно.

До конца маршрута всего ничего – осталось только докатить по асфальту сорок километров до Токмака, что и сделали, отметив коллективным фото в центре города окончание похода.

Дальше нашли одну машину до Бишкека, затем вторую до Алма-Аты.

В оставшиеся до отлёта домой полтора дня катались по Алма-Ате и окресностям, съездив на местные достопримечательности – высокогорный каток Медео и Большое Алмаатинское озеро и даже поучавствовали в велопробеге в поддержку казахского велогонщика Александра Винокурова.

Подводя итоги, хочется сказать, что Тянь-Шань оправдал все ожидания - кристальные реки, леса, чистейший воздух и горы, взгянуть на вершины которых можно только запрокинув голову. Увидели многое, но ещё больше осталось непройденным - высокогорные долины Внутреннего Тянь-Шаня, леса и озера Сары-Челека, степи и реки Джунгарии. А потому мой рассказ о Тянь-Шане ещё не закончен, напротив, всё только начинается...


Комментарии
Guest25.05.12, 16:26
Кыргызский горец 
Уважаемые русские туристы горный красивый и необычный кыргызстан открыт для вас, приежайте и отдыхайте, сейчас в любой части страны есть мобильный интернет, и полиция работает, так что не переживайте за безопасность плюс местное кыргызское население относится хорошо к русским
Terra09.11.11, 23:18
Да 
Озерный находится на границе Киргизии и Казахстана , сквозной проход там невозможен.
Galcha09.11.11, 22:14
Озерный 
я так поняла, что через перевал Озерный нельзя проехать? там нет моста? и нет погранпоста, те пересечение границы будет незаконным??
О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовал Дмитрий Чумало