река Алара / Спортивный туризм | Водный туризм

Сплав на катамаранах по р. Алара (Турция)

8 - 18 апреля 2009 г.
Выбор маршрута. Особенности региона

Климат Турции – субтропический средиземноморский: жаркое лето (от +23°С до +33°С) и теплая зима (от +13°С до +15°С). В Анкаре климат более континентальный (зимой до -2°С, летом до +37°С), в Стамбуле и Анталье средиземноморский (от +5°С в январе до +25°С в июле). Осадков выпадает до 1600 мм, в основном на склонах гор и в осеннее – зимний период. В Турцию лучше всего ехать весной или осенью с апреля по июнь или с сентября по октябрь. Анталья – жемчужина средиземноморского побережья страны, здесь в году наблюдается всего 50-60 дождливых дней.

Турция – страна разнообразная. Здесь есть и снежные горы, и песчаные пляжи. Есть горные реки, есть настоящие озера. Идея сходить в поход именно в Турции родилась давно, и пришла она довольно внезапно.
Обычно российские водники, да и весь спектр туристического сообщества, редко смотрит на «заграницу» как на территории, где можно пройти полноценные спортивные маршруты и походы. Практически все российские туристы ищут маршруты исключительно внутри России и в странах бывшего СССР.  Объясняют это тем, что: во – первых, и внутри страны можно найти  множество вариантов для разнообразного туризма, во – вторых, тем, что походы в «заграницу» гораздо дороже, чем аналоги на родине, в – третьих, на порядок сложнее в организации.
Однако, как показывает практика, это далеко не так. При выборе региона, куда хотелось бы сходить в тренировочный весенний поход, понимаешь, что выбор не так уж велик. Среди очевидных и более-менее доступных вариантов сразу приходит на ум Карелия, Кавказ, Абхазия и … все. В Карелии лежит снег, на Кавказе не протолкнуться в очередях на пороги. Мысль слетать из Москвы на Алтай разбивается о цифры стоимости авиаперелета.
Что же выбрать, если хочется новизны в маршруте, тепла после зимы, спортивного автономного маршрута, экзотики и колорита местных аборигенов? Именно задаваясь этими риторическими вопросами, мы и вышли на идею рассмотреть Турцию в качестве объекта наших интересов.
Идея развивалась по следующей цепочке: кто – то отдыхал в отеле в Турции (скучно…), они там ездили на коммерческий рафтинг (хм?..), значит там есть реки (О!). Если есть реки, на некоторых участках которых катают рафтеров, значит, там есть другие участки, скорее всего, гораздо интереснее. А если есть такие реки – значит можно организовать совершенно новый для себя поход – поход в Турции! Так и вышло. При изучении материалов интернета обнаружилось, что мы не изобрели велосипед. Оказывается уже не одна группа водников прошла самые разнообразные реки в этой стране. Среди уже пройденных рек мы выбрали себе маршрут по силам и по интересам. Пройти Алару и Манавгат нам посоветовал Дмитрий Шагаев (г. Рязань), команда которого впервые прошла эти реки в режиме автономного сплава на катамаранах в апреле 2005 года.
Это случилось весною 2008 года,- именно тогда мы впервые выехали в Турцию на речку Алара с надеждой пройти после нее один из каньонов Манавгата. В том году мы пошли в Мае и попали на очень низкую воду. Пришлось многое обнести. Тем не менее, был получен уникальный для нашей команды опыт организации и проведения спортивных автономных сплавов в Турции. А самое главное – мы поняли, что организация походов и экспедиций в Турции (да и вообще за границей) – это немногим сложнее организации путешествий в России, и абсолютно доступно и реально для большинства наших туристов.
Туристический потенциал Турции

Средиземноморское побережье Турции Средиземноморское побережье Турции
Долина реки Манавгат. Апрель 2005 Долина реки Манавгат. Апрель 2005
Долина водохранилищ реки Манавгат. Апрель 2009. Долина водохранилищ реки Манавгат. Апрель 2009.
Пещера Алтынбешик, располагается в долине р. Манавгат. Апрель 09 Пещера Алтынбешик, располагается в долине р. Манавгат. Апрель 09
Сплав по р. Алара. Апрель 2009 Сплав по р. Алара. Апрель 2009
1.  Водный туризм

В плане водного туризма, Турция имеет большой, и вместе с этим, весьма своеобразный потенциал. Реки Турции питаются в основном от таяния снегов и от дождей. Соответственно, пик паводка приходится на зиму и на начало весны. Идеальным временем для прохождения рек Южной Турции является первая половина апреля. Но так как количество снега и дождей – явление непостоянное, то и уровень рек в один и тот же месяц может кардинально отличаться год от года. Свидетельство тому – наши два похода на Алару (2008 и 2009 года). Сравнительный анализ реки в различную воду приводится в техническом описании Алары. Для рек Северной и Восточной Турции наиболее удачное время для сплава – начало Мая.
Сами реки в большинстве своем достаточно короткие, но при этом насыщенные препятствиями, в основном имеющие характер глубоких ущелий и каньонов. Полный перечень сплавных рек Турции можно посмотреть в описании Валентина Юрина.
Характер турецких рек позволяет рассматривать их как перспективную альтернативу традиционному весеннему (и осеннему) сплаву на Кавказе:
·  Относительно хорошая транспортная доступность (самолеты, паром из Сочи до Трабзона);
·  Насыщенные спортивными препятствиями реки с широким спектром сложности порогов – от средней до высшей категории сложности;
·  Реки, в основном, располагаются недалеко друг от друга, что позволяет проходить несколько рек в рамках одного маршрута;
·  Практически везде вдоль дорог идет дорога (разумеется, за исключением каньонных участков рек);
·  В меру насыщенная «населенка»: достаточная для безопасного аварийного схода с маршрута, но при этом ненавязчивая;
·  Дружелюбное отношение местного населения;
·  Теплый и очень комфортный климат;
·  Экзотика восточной страны, обилие культурных объектов для осмотра;
·  Возможность закончить маршрут выходом в открытое море и итоговым отдыхом в прибрежных отелях.
Все это создает прекрасные возможности для проведения тренировочных спортивных сплавов в весенний период.

2.  Пеший и Горный туризм

Раз есть в Турции горные реки, то это неспроста. Текут они с гор, а значит, в эти горы можно ходить. Турция, в частности ее Восточная и Южная части, располагаются на живописных и достаточно крутых и высоких горах. В Восточной Турции наиболее высокие вершины достигают 3900 м над уровнем моря, вершины высотой около 3000 м. располагаются по всему району. В Южной части характерные высоты вершин: 2500 – 3000 м. Если учесть, что рядом море (с высотой 0 метров над уровнем моря) – перепады высот получаются очень внушительными. В районе много троп, теплые скалы, холодные ручьи, и главное: практически не хоженые российскими пеше-горными туристами вершины и перевалы.
Думается, что при желании, в Южной Турции можно провести и новичковые горные походы, и, возможно, вполне серьезные восхождения по скальным отрогам. Огромный потенциал для проведения полноценных пеших и горных походов.

3.  Велосипедный туризм. Авто- и мототуризм

Вся Турция покрыта хорошими асфальтовыми и грунтовыми дорогами. Причем дороги эти практически свободны. Относительно напряженное движение можно наблюдать только в крупных прибрежных городах. При отдалении от них вглубь страны, в горы, число машин на дорогах резко уменьшается. Это создает великолепную возможность для того чтобы исследовать страну на велосипедах (или на машинах и мотоциклах). Причем это будет настоящим походом: километраж необъятный, горные подъемы и спуски. Если сесть в машины, то можно за короткий срок объехать всю страну и увидеть все основные самые интересные места в Турции, чего не увидеть ни в одном коммерческом туре.

4.  Спелеотуризм

В Южной Турции немало пещер. Карстовые полости образованы подземными реками. Только в районе Манавгата есть несколько пещер, в которые также иногда организовываются экскурсии по небольшим входовым участкам. Однако полностью эти пещеры проходятся крайне редко. До сих пор есть потенциальная возможность к первопроходам отдельных участков. Наша команда в рамках похода на Алару в апреле 2009 года совершила самостоятельную экскурсию в пещеру Алтынбешик. Пещера находится в долине реки Манавгат, примерно в двух часах езды на машине из города Манавгат. Входной грот пещеры представляет собой привходовое озеро, по которому необходимо заплывать в сам грот на каком-нибудь плавсредстве. В пещере несколько ярусов, дальние уголки практически не посещаются, несмотря на то, что туристические экскурсии по озеру совершаются очень часто.

5.  Парусный туризм

Средиземное море, омывающее Южный берег Турции, относительно спокойное. При этом само побережье довольно изрезанное, в некоторых местах имеет множество заливов и бухт, расположенных среди живописных скалистых гор. Путешествие по этим прекрасным местам можно совершить под парусом, пройдя вдоль всего южного побережья. Рядом есть остров Кипр, до которого также можно дойти под парусом.

6.  Экзотика

Возможно, турецкая экзотика – один из самых сильных аргументов в пользу выбора этой страны для спортивного туризма. Наряду с доброжелательным отношением местных жителей ко всякого рода туристам, экзотичность этих самых жителей и образа жизни народа в глубинке, вдали от заезженных отелей на побережье, сильно привлекает. Контраст можно заметить довольно быстро: в больших городах и в прибрежных отелях все говорят по-английски, многие даже по-русски. Отъехав несколько десятков вглубь страны, с какую-нибудь самобытную деревню, можно попасть совершенно в другой мир. Зачастую с местными жителями в деревнях приходится объясняться на языке жестов и рисунков. Местный колорит: мужчины, пьющие чай, и женщины, таскающие в это время дрова, мечети и минареты, с которых несколько раз в сутки звучит молитва на всю округу. Если заночевать недалеко от поселения, то примерно в 6 утра эта молитва разбудит всех туристов прямо в палатках. Местные жители в глубинке очень любят приглашать туристов к себе в гости на чай. У них это считается очень престижным. Чаепитие будет происходить так, как оно происходило сотни лет назад – на полу, вокруг большого подноса с чаем, медом и прочими сладостями. При этом и от туриста требуется соблюдать все традиции этого ритуала: есть только правой рукой, не разворачивать ног, даже если очень затекли, в сторону  хозяина или кого-либо из домашних.
Деревенские селения турков очень уютные и колоритные. По ним приятно прогуляться. Путешествие по горам, дорогам и тропам, иногда проходящее через такие поселения доставит огромное удовольствие.

7.  Выводы

Как видно из вышеизложенного, Турция предоставляет огромные возможности для самого разнообразного спортивного туризма. Горы, реки, пещеры, скалы, велосипеды, дороги, море, паруса. Как очень приятный бонус – возможность отдохнуть после похода в комфортном отеле. При этом, так как наиболее благоприятное время для проведения походов в Турции – весна и осень, время не являющимся высоким туристическим сезоном, цены на отели, да и на все услуги, значительно ниже.
Как вывод: походы в Турции логично и очень интересно делать комбинированными! Восхождение и сплав, велопоход  и парусный заплыв на несколько дней, сплав и спуск в пещеры, автомобильный тур по глубинке страны и полет на воздушном шаре. Все упирается лишь в желание и фантазию путешественников.