Попытка пройти зимой перевал Бугузун (респ. Алтай) и выйти на с. Кызыл-Хая (респ. Тыва). Вернуться в Новосибирск через Кызыл.
 

Прилетела ко мне ночью муза, нетрезвая, с бычком в зубах, с небритыми ногами, и давай зудеть: - еще не все читали про то как ты увидела Метель, еще не все сказано про это путешествие, написано давно и плесенью покрылось, надо проветривать опусы свои.
Вот. Можно и почитать:

Как назвать это сочинение на заданную тему «Как я провела зимние каникулы» не знаю. Может что-то наподобие «Женский взгляд на проблемы желаний поехать куда-то зимой» или «Новый человек в Метели». Что меня сподвигло ехать в Метель? Ведь я не люблю зиму! Не иначе как мазохизм махровый, а сие не лечится.

«Томские участники» на Яндекс.Фотках
Ехать выпало на машине, показавшейся мне очень неудобной для постоянного проживания, конструкции. В ней, как в игре в «пятнашки» костяшку с цифрой не так передвинешь, значит, и головоломку не сложишь. Чтобы разложить спальное место надо сначала все в одну кучу передвинуть, потом часть кучи подальше засунуть, потом полкучи разложить, потом уже остальное (и пусть на меня не обижается хозяин машины, ну мне так показалось). Летом можно ехать, потому как летом можно спать на улице.
Ладно, заканчиваем коротенькое отступление и переходим к хронике трофистов-хроников.
Выехали второго утром.
Заехали в Сростки когда уже темнело, сфотались возле красивого храма, радостно и с удовольствием разобрали и съели блины, которые передали нам на трассе из Черепаново.

«Вот и блинчики» на Яндекс.Фотках
Поехали далее с ветерком до Усть-Семы.
Переночевали на берегу Катуни в лесу. Как-то необычно зимой, ночью в лесу, освещенном фарами машин... Костерок развели, огненной воды выпили.
Интересен образ питания зимнего трофиста. Питается зимний трофист почти никогда не делая общий костер, потому как это долго и на холоде муторно. В каждом экипаже есть плиточка с газовыми баллончиками. У людей нормальные плиточки, только у нас в силу ущербности пространства дебильная плитка, маленькая, неустойчивая, огнеопасная. Блин, я ее реально боялась, я боялась находиться в машине когда ее зажигали, варила пожрать и боялась.

«Как страшно жить!» на Яндекс.Фотках
А, вот еще прикол зимних поездок – машины не выключаются ни на минуту. Это актуальненько, учитывая морозы от 30 до 50. Ложишься спать, а тебя под башкой мотор всю ночь – ды-ды-ды, и в салоне печка шумит постоянно. При этом ногам от печки было жарко, а в голову постоянно дуло, голова и плечи постоянно мерзли. Я реально не высыпалась, не могла толком уснуть. В первую ночь мне снились какие-то кошки и твари, с которыми мы попеременно душили друг друга.
Вставали рано. Сначала в 7, а потом вообще в 6 утра. Пока сложишь шмотки в этой машинке-хрущевке, уже ехать надо. Хорошо, что у нас был чайник электрический от прикуривателя в машине работающий, едем, чай кипятим, да бутерброды с печенюшками на ходу едим.
3-го ехали, любовались зимними пейзажами Алтая.
На Семинском перевале красиво выстроились, пофотались. Шутя, пытались торговать куртками, покупателей было маловато.

«А кому метельные курточки!!!!!» на Яндекс.Фотках
Поэтому передумали и поехали себе дальше. (Опять бабушка русского оффроуда без шубы). Погода морозная, ясная.
Через перевал Чике-Таман поехали по старой дороге, она правее идет, узкая грунтовая, но очень красивая. Потеряли 1 или 2 флагштока от почти упавших деревьев и низких веток. Тоже пофотались.

«Фото» на Яндекс.Фотках
Далее заехали в деревню Инегень. Завезли новогодние подарки для детей. (Была заявлена у нас такая акция. Томская кондитерская фабрика выдала нам несколько коробок с подарками новогодними. Мы должны были еще в какие-то тывинские села завести часть, но не доехали туда) Кроме конфет собрали для школьников всяких канцелярских товаров. Народ там прямо скажем, не богатый. А если еще и бухают.... В Инегень офигительно красивая дорога, но и страшновато. Узкая и по краю обрыва идет. В больших промоинах хорошо видно бирюзовую Катунь. Осенью или летом бы еще съездить.....

«Катунь. Январь.» на Яндекс.Фотках
Вечером доехали до Кош-Агача. В Чуйской долине зимой стоит туман. Когда стемнеет вообще ощущение, что едешь в темной банке с молоком. Кто я, где я? Особенно вокруг поселков, а круче всего кумар вокруг Кош-Агача.

«Чуйский восход» на Яндекс.Фотках
Вечером ставили рекорд по посещаемости УАЗа. Кабина маленькая, есть передние и задние сидения, и 13 человек туда впихалось.

«Как мы в паравозика втринадцатером влезли 2» на Яндекс.Фотках
Еще интересно, что снежный покров не везде одинаковый. В степной зоне понятно – снега до хренища, и в начале Алтая тоже. В центральной части ехали – по склонам снега почти не было, мы еще малость порадовались, потому что малый снежный покров есть радость для нас и благо. Но заехав 4-го за Кокорю, последний населенный пункт перед категорийным участком, мы увидели, что все не так здорово. Наверное, для земли и здорово, что снег лежит, но нам прогребаться через сугробы не айс. И с виду все так ровненько, гладенько и беленько, а под ровным снегом могут скрываться ямки, канавки и прочие впадины, машины в ямку – бух, народ за лопаты хвать и копать; тросы, веревки и вытаскивать другой машиной. Причем снег не просто так – двойной наст, очень жесткий, и это было потом главной проблемой для нас.

http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/300446/
4-го утром заехали к погранцам, что бы забрать заказанные заранее пропуска (ведь там погранзона). В качестве новогоднего подарка погранцы потеряли нашу заявку. Опять же в качестве другого новогоднего подарка они оформили нам пропуска сразу же, поэтому времени мы потеряли не много. Пока ждали, поиграли в футбол замороженными коровьими лепешками. Погранцы высказали сомнение в нашей затее и вообще в здравости наших умов. Но вот документы у нас на руках и наконец-то мы движемся далее – за разрушенное село Актал, за небольшое село Кокоря, вверх по реке Бугузун, до перевала километров 40 целинного снега. Начинаем искать легкие пути. Штурмана выходят и пытаются идти впереди, но слишком большая разница в весе. Там где идет человек по щиколотку в снегу, может оказаться снега по колена, и машина вязнет, только успевай вытягивать!

http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/300493/
Доехали до места, где надо переехать на другой берег. Проезжая по льду реку и взбираясь на крутую горку начались проблемы. Почему-то случилась напасть с одной из машин (УАЗом) – одновременно сломались – карданный вал и оба моста, передний и задний (Может быть есть связь с нашими опытами по запихиванию 13 человек в машину?).

«Что-то здесь явно отсутствует» на Яндекс.Фотках
Пришлось возвращаться в Кош-Агач за запчастями, и на морозе, ночью, явно ниже -40 проводить ремонт, это ли не мазохизм 6 категории? Причем пока ездили за одними запчастями, выяснилось, что нужны еще и другие какие-то. Ремонт делали до 3-х ночи. Потом легли спасть и утором еще доделывали.

http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/300466/
Обновили тепловую пушку и «юбку». Днем я полюбовалась на заснеженные курганы высокого берега реки Бугузун. И просто красивыми пейзажами.

«Безмолвие» на Яндекс.Фотках
Один из томских экипажей взял с собой в поездку 30 или 40 кг пельменей. В команде был большой котел для таких случаев, поэтому на вечер были пельмени (кстати, из-за того, что пельменей было много и они были для всех, их варили почти каждый вечер, а один раз даже жарили – такая вкуснотища!!!).
5-го января мы тащились по взгорьям и долине речки Бугузун (странно, но в Гугле вроде бы эта речка подписана Карагай, я так и не поняла или юмора или карту), чтобы потом подняться на перевал Бугузун и оказаться в республике Тыва. То что летом являлось дорогой, зимой либо не было видно, либо нам не подходило, потому что в колеи надувало много снега.

«Снежная целина» на Яндекс.Фотках
Ехали частично по льду, а река местами не замерзла. И вот мало того, что снега до фига, еще и по воде ехали, машины покрывались коркой льда. Ехали, копали в снегу дорогу, опять ехали, пока 6-го не приехали в снежный затык. Начались проблемы с другими машинами: у одной машины перемерзла выхлопная труба, у нас проблемы с бензонасосом.

http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/296405/
У одного из Лэнд крузеров сломался передний мост, у другого задний. То есть, машины-инвалиды, могут ехать только по ровному, в горку только волоком. И мы поняли, что проиграли. Надо возвращаться.
Одна машина переезжала маленькую речку, на полминуты остановилась – всё, пипец, льдом схватило какие-то важные крутящиеся детальки в районе колесиков, и колесики перестали крутиться. Машина стоит в реке, вода со сломанным льдом прибывает потихонечку. Участники с лопатами и топорами бросились пропихивать под машину лед, чтобы выше не заливало. Берега не крутые, но с некрутящимися колесиками машину не так-то просто вытащить. В общем побулькались в этой речке изрядно, но выволокли ее на берег, отогрели, закрутилось все.

http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/296410/
Вечером 6-е сочельник же! Надо колядовать. Ходили от машины к машине и собирали конфетки. Веселились как могли.
7 января поехали обратно. Еще у одной машины сломался задний мост. А там надо было в горку подниматься, пришлось на лебедках тащить. На бедный УАЗ напасть прямо какая-то нашла – на последней горке опять сломал передний мост, прямо слышно было как там что-то хрустнуло, когда он на кочке подпрыгнул. И потом по дороге домой что-то с тормозами все время приключалось – воняло от него как от неисправного трамвая – палёнками.

«Взлет "мухи" над горным простором» на Яндекс.Фотках
7-го опять праздник – Рождество. С песнями и танцами вокруг костра. Начальник нашей поездки начал прыгать через костер – сломал ключицу. Ночью его повезли в Кош-Агач, наложили шину, как он рулил до дому не знаю. Еще один томский экипаж уехал раньше, потому что у 2-х человек из 3-х была температура (они в итоге домой с пневмонией приехали).

http://fotki.yandex.ru/users/helga-oa/view/296428/
8-го и 9-го ехали домой и приехали 9-го вечером, не знаю только насколько довольные. Потому как 4 машины в ремонт из-за ходовой части, 2 машины – из-за бензонасоса, остальные машины тоже смотреть надо – неизвестно что еще у кого вылезет; два участника с пневмонией, один – с переломом. Зато время проведено увлекательно. Не уныло, с приключением и замерзшими соплями.
А закончить рассказ хотелось бы историей с фотками. Скидывала я фотки на маленький ноут, а он возьми да и сломайся. Несколько дней великие компьютерные умы Новосибирска пытались высосать информацию из него. Вот я и думаю – может святой водой надо было побрызгать. Только куда?
Пы.Сы. Отремонтированный ноут и соответственно фотки удалось получить только через 10 дней. Очень хотела написать в компанию Asus, что их ноуты говно – при -35 отказываются работать, но не знала, как бы посмешнее составить претензию… .
Пы.Пы.Сы. И еще. Я ведь теперь хочу туда, только летом...
Странно, прошло 2 недели и как не было ничего. Чего же хочется?

«В очередь, сукины дети» на Яндекс.Фотках

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте