Прогулка трех девченок вдоль Телецкого озера. Новосибирск - Артыбаш - Обого на авто. р. Арча - р. Арта - р. Большой Чили - р. Энмис - р. кельоян - р. Ачелман - Балыкча: пеший маршрут.

Обещала написать сочинение "Сакральная связь праздников "Троица" и "День России" с секс-туризмом по маршруту Артыбаш-Балыкча".

09.06.2011
19-20 Выезд из города (маг. Холидей на ул. Шамшиных)
22-20 п. Казачий. Превышение скорости. Пост ДПС. Пока Лене выписывали штраф в машине ГИБДД, рядом с нами остановили еще одного нарушителя. Из машины, увидев Юлку в прекрасном-красном сарафанчике, как тараканы полезли развеселые, заухабистые мужики, с виски и стаканами в руках. Они уже подустали ехать, а тут добрые гаишники устроили людям такой праздник! Мужики нам рассказали, что у них был запланирован секс-туризм в Белокурихе. Освободившаяся от цепких рук блюстителей правил дорожного движения, Лена заявила, что у нас тоже запланирован секс-туризм, только в другом месте, да и понимаем мы его по другому.

10.06.2011
2-10 г. Горно-Алтайск. Ищем отделение МЧС респ. Горный Алтай. Находится в пер. Спортивный. Там же расположен местный рассадник гламура – ночной клуб, в просторечьи «Ночка». Вокруг много пьяных. Поплутали по району. Два раза переехали речку Улулушка. Находим общежитие МЧС, ночью за вопрос – где можно зарегистрировать группу туристов, идущих в горы? – можно получить предсказуемый ответ. В результате регистрируем группу по телефону.

Утро на Артыбаше
4-50 Артыбаш.
Ищем базу «Волны Алтынкеля». Базу не нашли, зато почти нашли машину, которая нас забросит до Обого. Во дворе одного из домов увидели компанию веселых мужичков, собиравшихся на природу (слово «охота» вслух не произносим, так как не сезон). Они грузили в машину ружья, сумку весело звякающую стеклянными патронами, и прочее добро. Дали нам телефон, водителя УАЗика по фамилии Онищенко. Значит нас повезет главный санитарный врач страны. Выйдя из калитки Лена произнесла загадочную фразу, что в случае чего будем искать Яшку Дождикова. Ху из Яшка Дождиков??? Спросили про базу, мужики такую не знают (дикие люди, на соседней улице оказывается стоит эта база, а они не знают). Мы не стали больше искать, так как хотелось отдохнуть перед заброской. Заехали на базу «Эдем». Стоянка 100 руб./сут. Койкоместо 700 руб./сут. Трехместный номер – 2100 руб./сут. До 10 утра заплатили половину. В номере три кровати, холодильник, маленький столик. Есть санузел с теплой водой из крана. Все места на праздники уже забронированы. Народ попрет чуть позже.
Карта на одной из баз

8-30 Подъем. Созвонились с водителем УАЗа. В 10-00 обещал нас забрать и увезти, куда пожелаем за 2 тыс. руб. Зовут его Александр. Замечательный товарищ!!! Он довез нас туда, куда нам надо было! А еще у него в машине есть бензопила, которая нам совершенно неожиданно пригодилась в пути, что бы распилить упавшее поперек дерево.
12-20. Автофиниш. В смысле машина дальше не идет. Дальше на осликах.
Начало пешки.
Старая лесозаготовка. Есть разбитая дорогая, много влаги, болотины. Склоны завалены поваленными и спиленными деревьями.
Начало пешей части
Здесь же была произнесена сакраментальная фраза: «А давайте срежем!» (Вариант «А давайте пойдем так, все равно выйдем на тропу!») Срезать пришлось по такому бурелому и вверх! В таких случаях, когда словами не описать впечатления, я всегда говорю «Зато есть, что вспомнить». Первый день секасатуризима начался!
IMGP2517

Поплутав по склону, поднялись на гриву и запутав следы, чтоб никто кроме нужных людей не нашел тропу, мы вышли-таки на дорогу. Судя по следам, по ней ездят квадрики. Дорога вела нас в нужном направлении, и мы не стали ломаться, а бодро двинулись вперед.
Спустились с гривки, на поляне повернули налево. Начались болотистые участки, заросшие цветущей калужницей. Сырая почва и мелкие ручейки.
А вокруг поля огоньков!!! Огненные цветы в нежной зелени поляны обрамлены темной зеленью вековых могучих кедров. Тугие «початки» ростков чемерицы свечками стоят среди цветов, сочная зелень крупных листьев и небольшие ярко-желтые цветы калужницы дополняют картину летнего цветения Алтая. И за лесом встают дальние синие хребты. И разворачивается что-то в тебе потаенное, когда открываешь для себя радость встречи с Алтаем!
Путь пересек первый ручей. Наверное, это традиция – первый брод надо пройти босиком. Разулись. Перешли. Обулись. Сели обедать. Пошел дождь. Недолго длилось сухое счастье.
Вышли в долину реки Арча.
Долина реки Арча

Широкая плоская долина – сплошь болото. У Лены случилось дежавю – она утверждала, что это Даурия, только чуть более сырая. Дорога от квадриков идет по правому краю. (В гугле эта часть хорошо просматривается, даже видно дорогу). Торфяники, лужицы и озерца. Снизу вода, сверху дождь. В карлушке потеряли тропу, пришлось лезть напролом. Это было недолго, опять вышли на дорогу и бодро почвакали вперед.
Очень симпатичное болото, подготовленные машины и унимоги с удовольствием могут здесь пофачиться.
К вечеру добрались до Малой Чили (Кичу-Чили). Порадовал мост через нее.
Бревна судорожно держатся друг за друга, середина моста в воде. На противоположном берегу конец моста привязан к берегу тонкой веревочкой. Но видно, что мост ремонтировался.
Малый Чили

Почва болотистая, зато есть дрова. Здесь мы и затаборились. Дождь прекратился. Развели костер, поужинали. Спасть завалились засветло. Ночью полил дождище. Не секс-туризм, а мокруха какая-то.
11.06.2011
Где-то 7-30. Утром палатка оказалась в воде. Хорошо, что дно не промокает. Получилось вроде водяного матраса. Но спальники от стенок подмокли.
Сухая обувь

Завтрак, сборы и алга. Бодро рванули по квадриковой дороге. Впереди увидели ручей, к нему даже в особо трудных местах сооружены мостки и гати, через ручей новый мост...
И вышли мы к озеру, которое нам совсем не надо! У команды дружно начался географический кретинизм. Как мы могли попасть на озеро? Стали подозревать меня – наверное я что-то подсыпала в кашу или подливала в чай... Разобрались – оказывается нам вообще эту самую Малую Чили переходить не надо было, а поворачивать за горой резко направо, уходя из долины Арчи.
Озеро в районе М.Чили

На озере стоит база, на базе живет сторож не из местных, который ничего не знает. Поговорили, полюбовались на красивые пейзажи. До озера можно доехать на квадрике или долететь на вертолете, что и делают любители форелевой рыбалки. Просто грех не припереться на крузаке сюда, чисто порыбачить! Кто там у нас мечтал о рыбалке? Любой каприз за ваши деньги!
Вернулись на дорогу, повернули в нужном направлении, нашли тропу, а также уютное и сухое место для ночевки.
Прошли немного по тропе, пока не произнесли слова заклинания: «А давайте срежем, все равно выйдем на тропу!»
И резко полезли по склону вверх. Буреломище, трава, уклон. Начиная с этого места я часто вспоминала слова одной песни: «Елок повалено – не продерись, камней навалено – только держись!» На склоне нас с Леной опять посетило дежавю – как будто на Демир-Тайге. Сначала мы лезли вверх по склону, пока не доползли до скальников, покрытых сплошным ковром бадана. Сухие листья бадана нагревались на летнем солнце, их волшебный аромат дополнял пьянящие запахи тайги.

Посмотрели по карте и еще раз убедились в легком географическом критинизме и что я в кашу что-то подкладывала (что я могла подкладывать в кашу? Только афродизиаки, в конце-то концов у нас секс-туризм или как?!). Надо искать тропу. Вниз, вверх, вниз, через какой-то овраг.
В принципе фраза «Все равно на тропу выйдем» работает. Бодро шагали вверх по ручью, притоку Малой Чили. Несколько раз переходили ручей. Ноги мокрые, конечно же никто не разувался, это было бы глупо – перед каждым бродом разуваться, мы бы тогда неделю шли. Ручей закончился.
Неширокое ущелье, болотистая почва, небольшая чаша с маленьким озерцом. Над озерцом скальник. Объехать большой проблемы нет. Выше скальника ущелье сужается, появляются большие камни, которые объезжать будет гораздо сложнее, но тоже можно, как мне кажется.

Верховья р. Арта

Поднялись на водораздел между Малой и Большой Чили. Красиво! Очень много горных фиалок. Начинаем спуск к реке Большая Чили. (Название реки Ян-Чили переводится как "Большое окно", ибо при заходе солнца последние его лучи падают через ущелье этой реки на озеро, погруженное в тень от гор).
IMGP2735

Глядя на карту начинаем сомневаться – сможем ли перейти реку. Долина реки то расширяется, хоть боком катись, то сужается в узкое ущелье, ручей сливается каскадами маленьких водопадиков.
Выход к Большой Чили крутой и густо зарос лесом. В одном месте есть более пологое место. Река широкая, вода высокая, как впрочем везде в начале лета. Сели на берегу думать, как будем форсировать. Лена и Юля решили сначала пройти без рюкзаков. Я осталась на берегу для съемки этого шоу, и посмотреть в случае чего – кто куда поплыл. В броде воды по те места, откуда ноги растут. Течение сильное, но держась за руки пройти можно. В июле-августе наверняка пройти проще. Экспериментаторши отдохнули на противоположном берегу и отправились обратно. Взяли чуть выше брода, и воды уже почти по пояс. И Юлю чуть не смыло!
Р. Большой Чили

Слава богу все обошлось, перекурили, собрали рюкзаки, встали цепочкой (мне вспомнилась картина Никулин-Вицин-Моргунов на дороге в фильме «Кавказская пленница»). Юля-Лена-Оля крепко держась за руки смело бросились на штурм Большой Чили. Вода холодная, камни скользкие, рюкзаки тяжелые. Ура! Брод преодолен. Можно перекусить, позагорать, покормить клещей. Последние радостно рванули в нашу сторону, только успевай снимать.
Так как Лена и Юля переходили реку трижды, то сильно устали. Я просто устала. Поэтому вверх по реке Энмис мы плелись, как полудохлые ослики. (Не смогла найти происхождение названия реки. Даже в топонимическом словаре Молчановой нет такого названия, а звучит как-то не по-местному).
Р. Энмис

Нашли симпатичную сухую полянку и упали на ночевку.

12.06.11
Наверное 7-30 или 8-00. Ночью пошел дождь. Утром все как всегда мокренькое – мокрая трава, на мокрой траве мокрые дрова, там же мокрая палатка, мокрые ботинки, мокрые штаны. Рюкзаки прибавляют в весе, особенно у Юли из-за палатки. После завтрака одевание мокрых вещей со стонами удовольствия. Мазохизм включен в стандартную программу секс-туризма.

Чувствуется, что начинаем отставать от графика. Самый оптимистичный вариант – спуститься к Балыкче 12-го вечером уже не обсуждается. Я плетусь в хвосте группы, похожая на гирю, привязанную к ногам каторжника. Но успеваю смотреть по сторонам и фотографировать. Вокруг дикая тайга, цветущие склоны, ручьи и ручейки, небо с облаками.
Долина р Энмис

Под ногами тропа со следами коней. Решено, что это самый верный знак, что мы идем правильно, и если будут другие дороги, будем идти именно по следам коников.
Энмис постепенно становится тоньше, в истоке стандартная болотинка с калужницей.
Подъем резко уходит вверх. Угол не менее 45 гр. Может и более. Очень круто. На склоне мох, карлушка, редкие деревья.
А на перевальчике кедры! Красота и умиротворение!
IMGP2973

И открывается вид на волшебную страну! Долина-чаша в обрамлении могучих кедров, зеленые луга в огоньках. На лугах мирно пасутся коровы и лошади. Ну такая пастораль! Мы про секс-туризм забыли.
Ур. Майналык

Прошли долину, повернули налево. Под сенью вековых кедров пообедали, пошел нехилый дождь.
От кедров начался длинный тягун, подъем на перевал (общая высота 2140 метров). Над перевалом висели тучи, сверкали молнии, прямо фильм-апокалипсушка. Погода резко поменялась. К дождю добавился холодный пронизывающий ветер. Немного радовало, что ветер дул в спину. Во-первых он подгонял, и морда лица не обмораживалась, во-вторых все зверушки, типа медведа, знали, что идут буйные тетки, и прятали свои жирные тела в утесах. Ползли долго, с частыми остановками и передышками. Дождь перестал, но сзади нас догоняла туча, которая была похожа на снежную. Надо драпать!
IMGP3073

Нашли снежник, покидались снежками, бабу снежную решили не лепить. Пошли дальше. Мне сказали, что я совсем зелененькая, с интересом смотрели – когда я упаду.
Издалека обратили внимание на рыжий предмет прямоугольной формы, лежавший на сером куруме. Когда подползли ближе стало ясно, что это кусок металла.
Сил подойти к железке не было, я сфотала издалека. Когда решили снять перевал на видео, камеру заклинило.
Космический мусор на перевале

На подъеме я вспомнила еще один стишок: «А посуда вперед и вперед, по полям по лесам все идет. И чайник сказал утюгу: - Я больше идти не могу...»
Когда мы вползли на перевал дождь стал мокрым снегом, ветер не утихал. Крупный курумник стал скользким. Но какой простор! Вдалеке тучи прошли, и открылся вид на дальние вершины.
3 ослика

Начался спуск вниз. Девушки расправили крылья и рванули по гольцам. Они радостно скакали по карлушке, и кажется, даже что-то пели. Я едва ползла, пыхтя и задыхаясь, держа сердце руками, чтобы не выпрыгнуло. Опять нашли куски металла, поменьше.
В этих мы сразу признали ступени ракет. Мы с ними сфотались, правда нам потом сказали, что их вообще трогать нельзя.
Снег прошел, дождь почти прошел. Опять начались пасторальные луга с кедрами в качестве рам.
В одном месте опять срезали, из-за чего на следующий день долго шарились по карлушке.
Вечерело, все очень устали. Мест для стоянки найти было сложно. Долина в нижней части в виде чаши, и вода, прежде чем бежать далее к Чулышману сначала образует нарядное болото. Даже в лесу болотисто. Нашли условно сухую кочку. Поставили палатку. Чудеса хобомахания подарили нам тепло костра и горячий чай. Спать упали опять засветло. Как только перестали мы шуршать, начала шуршать разная болотная живность. Какая-то птица издавала странные звуки, мы сначала напряглись. Я даже пошла посмотреть, что за каркуша нам спать не дает. Пока я смотрела, девушки сперепугу уснули.
13.06.2011
Если не изменяет память 7-00. Я повторюсь, ибо утро было точь-в-точь как предыдущее: Ночью пошел дождь. Утром все как всегда мокренькое – мокрая трава, на мокрой траве мокрые дрова, там же мокрая палатка, мокрые ботинки, мокрые штаны.
Утро в лесу

Ищем тропу. Забуриваемся в густые заросли карлушки на болоте. Блуждаем часа полтора, пока не находим шикарную дорогу, протоптанную множеством скотских ног. Дорога идет по склону горы, по довольно густому лесу, с камнями. Далеко внизу течет река Ачелман.
Долина в верховьях широкая, если не ехать по тропе, то можно катиться по долине. Только некуда, потому что долина становится все уже, камни все больше, перепад высоты ощутимее. После перехода тропы на правый берег реки закончился маршрут секс-туризма и началось тяжелое порно.
Р. Ачелман

Узкое ущелье, Ачелман каскадами шумно несется вниз. Тропа идет между огромными валунами, с сильным перепадом высот, местами, как лестница для великанов. Крутые повороты и узкие проходы между деревьями и многотонными камнями делают дорогу совершенно непроходимой для колесного транспорта.

Скотопрогонная тропа по р. Ачелман

Каждые 50 метров мы удивленно вопрошали: И здесь гонят скот?????!!!! А как ЗДЕСЬ идут коровы?! Вторая часть спуска еще более крутая, больших камней меньше, но уклон! Пыльная тропа спускается почти отвесно. Короче – дороги здесь нет. Дорога где-то в другом месте. Ищите, и обрящете!

В районе Балыкчи река Ачелман сливается с рекой Боже на высоте несколько десятков метров и шикарным водопадом срывается из ущелья вниз.
Когда мы спустились к Балыкче, первое, что сделали – переобулись. Я еще не помню, чтобы ноги были в таком замученном виде.
Балкон с видом на Чулышман и Балыкчу

Юля пошла искать машину до Телецкого. УАЗа во дворе одного дома мы заприметили еще сверху. УАЗ не работал, но хозяин дома дал нам телефон другого УАЗовода, который, за 500 рублей согласился нас увезти до берега. Доехав до базы Кырсай, стали проводить разведку на предмет лодки. Нам сказали, что кораблик уже ушел. 10-местная лодка на базе стоила 9 тыс. руб. Мы не слегка обалдели. Пока лодка поехала катать по озеру каких-то туристов, нам надо было думать и принимать решение, что делать. Ждать чего-то другого не было возможности. Завтра на работу. Как говорится – что думать, прыгать надо! В результате Лена и Юля пошли по другим базам искать варианты, я осталась на базе писать отчет, пока еще что-то в памяти есть.
Через какое-то время девчонки возвращаются в радостном перевозбуждении и ведут с собой подругу Юли Сашу! О-о-о, этот волшебный миг спасения! Оказывается, нас встречают с лодочкой и ждут и ищут и волнуются!!! Не описать какая радость, облегчение и чувство благодарности нас охватили! Лодочка стоит на другой базе, в 300 метрах далее по озеру.
Лодочник

В поисках нас, трех замученных осликов, Коля добежал до Балыкчи (километров 8 в одну сторону). Нас там никто не видел, потому что мы вышли на самый край села, довольно быстро сели в УАЗку и уехали. Вроде бы видели нас два пацана на лошадях, и всё.
Телефоны мы не брали вообще, потому что нам сказали, что в Балыкче связи нет. А она здесь есть. И года три уже. Так что знайте – в Балыкче есть сотовая связь.
Мы быстренько грузимся и едем в сторону Артыбаша. На озере холодно.
Из-за гор, откуда мы только что свалили, выкатилась большая черная туча с дождем, и погналась за нами, затягивая небо над озером. Но моторная лодочка – быстрый транспорт, так что нам повезло.
Оз. Алтынэмель

На берегу садимся в машинку и домой. Бедная Лена, она встала рано, шла полдня, устала, как не знаю кто, и еще всю ночь за рулем!! В 5 утра дома и начинаем приводить себя в порядок, чтобы идти на работу.
Вот и всё, вот такой вот секс-туризм!